В августе 2010-го…
! Друзья, прошу учесть, что с написания этого рассказа минуло более 10 лет, а потому многая информация, прежде всего, касающаяся транспорта, устарела, и её тщательно перепроверять, а ещё лучше – изначально ориентироваться на первоисточники.
Итак, Стамбул, опять Стамбул… Город, о котором уже писано-переписано столько, что трудно написать что-то новое. Где уже сфотографированы каждый проулок, каждая (даже ещё не родившаяся) кошка, каждый продавец бубликов и кукурузы. Имеет ли смысл в такой ситуации очередной рассказ? «ДА» - говорит мой опыт, вспоминая, как я, даже уже побывав ранее сам в Стамбуле, всякий раз, открывая на форуме очередной, 23-й, 48-й или даже 135-й отчет моих уважаемых предшественников, находил там новые и новые интересные описания, подробности в деталях, детальные подробности и т.п. Возможно, и мой небольшой рассказ окажется кому-то интересным, откроет что-то новое (совсем чуть-чуть !) или просто лишний раз всколыхнет приятные сердцу и душе воспоминания…
Самое трудное в рассказе о всем известном месте – начать. Хочется избежать банальностей о величии Айя-Софии и Голубой мечети, о красоте Босфора и еще сохранившейся монументальности сооружений древней Византии... Не хочется скатиться к простой хронологии путешествия или уподобиться плоскому остроумию главного российского «непутёвого заметчика» с 1-го телеканала. Как найти нужную грань между пафосом впечатлений и нудной документальностью? Лично я не знаю… Когда я пишу эти строки, я даже не знаю, как будет называться рассказ. А поэтому ничего больше не остаётся, как отдаться на волю музе, без которой этот рассказ вообще не состоялся бы, и… пусть пишется как пишется. И если кому-то будет неинтересно – в распоряжении того всегда есть кнопочка с русской буквой «х» в правом верхнем углу этой странички:)
Наверное, первое, в чём возникает потребность, когда начинаешь готовиться к новой поездке - это карты. Да, в аэропорту Стамбула по-прежнему можно получить бесплатную карту города, но она еще хуже той, что была 2 года назад – и улиц меньше отмечено, и достопримечательностей меньше. Конечно, Айя-София и Голубая мечеть помечены везде, но не для их же поиска нужны карты… Мне больше всего понравились карты в путеводителе Lonely Planet, они в итоге и оказались самыми подробными и адекватными. Ну а если надо сориентироваться в направлении от точки А в точку В (и далее по алфавиту) в каком-нибудь экзотическом квартале города, то лучше заранее распечатать Google Maps, они довольно точно передают реалии даже самых запутанных уголков Стамбула.
Итак, Стамбул… Кажется, я уже писал это, но теперь это действительно Стамбул:) Традиционно быстрая покупка визы (у их продавщиц, кажется, работают не просто обе руки, но и все пальцы – двумя открывают паспорт, двумя отрывают марку, двумя её наклеивают, а остальными принимают и пересчитывают деньги), менее быстрое прохождение паспортного контроля, дежурные «Мерхаба» - «Тешекюр эдерим», небольшой карренси чендж (в аэропорту с комиссией 4%) на первое время. (Все остальные обменники в центре, которыми я пользовался, работают без комиссии). Кстати, я скинул в Стамбуле все завалявшиеся мелкие (1,5,10,20) старые и практически «сжёванные» долларовые купюры и нигде ни разу не отказали их взять.
Для трансфера в Султанахмет мы использовали не самый распространённый способ (мотивы для этого – чуть ниже в разделе транспорта) – на такси за 8 лир до ближайшей станции пригородного поезда (Yesilyurt) в сторону Сиркеджи и далее на «электричке» за 28 мин. до предпоследней станции Cancurtaran (от неё ближе всего в район Голубой мечети, где и был наш отель). Такая поездка оказалась бюджетнее, чем полностью на такси и быстрее, чем метро-трамваем.
----- > ТРАНСПОРТ СТАМБУЛА
Когда я пару лет назад был в Стамбуле первый раз, все перемещения были на такси. Благо и расценки допускали такую роскошь, и стоимость понятна, а обломов типа якобы случайно включенного ночного тарифа или «от Софии к Голубой мечети через Босфорский мост» я счастливо избежал (забегая вперёд скажу, что и в это раз тоже Бог миловал). Однако при подготовке к этой поездке на разных сайтах несколько раз промелькнули строки о стамбульских пробках (на самом деле за 2.5 дня, включая будни и полдень воскресенья, мы не увидели НИ ОДНОЙ пробки ни в одной части города). Моментально возникшие ассоциации с пробками московскими очень быстро привели к решению отказаться от такси в пользу общественного (желательно, рельсового) транспорта. По мере изучения вопроса очень скоро выяснилось, что, несмотря на кажущиеся хаотичность и несвязанность между собой, стамбульский транспорт вполне подходит для необходимых перемещений, а такси можно использовать на небольших расстояниях в тех районах, где вероятность пробок минимальна по определению. В итоге мы «охватили» все варианты наземного (кроме автобуса), подземного и наводного транспорта и остались очень довольны.
Чем удобен общественный транспорт в Стамбуле? Во-первых, своей комфортностью – и в трамваях, и в метро есть кондиционеры, причем они именно освежают, а не холодят, что после летней уличной жары могло быть весьма чревато. Во-вторых, простотой использования: жетон – турникет – и, пожалуйста, в любую (а не только в переднюю) дверь салона. Кстати, везде (кроме «электрички») объявляют остановки и внутри есть схема линии. В-третьих, регулярностью движения – она оказалась даже лучше, чем заявляли найденные мной в инете расписания. Например, трамваи могут идти и через 3-5 мин., а не через 10, электрички – через 15-20, а не через 30-35. Недостатком я бы назвал неунифицированность жетонов – несмотря на единую цену (на сегодня – 1.5 лиры), жетоны для разного транспорта различаются между собой. Более того – мы столкнулись с ситуацией (на Кабаташе), когда на один и тот же трамвай требовались разные жетоны в зависимости от того, где ты проходишь через турникет: с улицы (маленькие жетоны) или в переходе с выхода из фуникулера (большие). Так что сразу накупать большое количество жетонов не имеет смысла.
А вот как выглядит стамбульский рельсовый транспорт:
Галатский фуникулёр (Tünel) от Каракоя:
Фуникулёр Кабаташ-Таксим:
Скоростной трамвай:
Метро (на линии в аэропорт):
Так называемый "ностальгический" трамвай на Истикляле:
Пригородный поезд от вокзала Сиркеджи:
и станция Cancurtaran (ближняя к району Голубой мечети):
Ну и не надо забывать про водный транспорт – в ряде случаев он может быть очень удобен. Например, возвращаясь от Карийе (церкви Хора) мы немного проехались на такси до ближайшей пристани (vapur iskele, произносится вапУр искЕле) Ayvansaray, а от неё с огромным комфортом и удовольствием – до Eminönü и Üsküdar («транзитные» фото - далее в разделе поездки по Золотому Рогу). Пароходики (кстати, весьма немаленькие) ходят также по расписанию, его можно посмотреть на http://www.ido.com.tr .
Интересно, что на этой линии пароходы причаливают не боком, а носом, и посадка-выгрузка тоже идёт через нос судна:
Ну а подлодка, естественно, является суперэксклюзивным и индивидуальным транспортом, проездные на который продаются не менее, чем за полгода:)
----- > КРЕПОСТИ СТАМБУЛА
Yedikule (Едикуле, известная также как Семибашенная) – несмотря на то, что является довольно известной достопримечательностью, вниманием туристов не избалована. За 1.5 часа пребывания там наше уединение было нарушено только небольшой группкой европейских туристов, основной задачей которых, похоже, был сам факт посещения. Поэтому практически всё время крепость была в полном нашем распоряжении:)
Крепость Едикуле – первое серьёзное фортификационное сооружение Стамбула после того, как он стал мусульманским. Её соорудил султан Мехмед Фатих по прозвищу Завоеватель в 1458 году через несколько лет после взятия Константинополя, причём особо при этом не заморачивался: просто пристроил к четырём древним башням Феодосиевых стен 3 новые.
Конечно, Едикуле не сравнить не только с такими шедеврами крепостной архитектуры, как сирийский Крак-де-Шевалье, но и с нижеописанной Rumeli Hisari (именно поэтому её лучше посещать первой). Но возможность излазить вдоль и поперёк многовековые крепостные стены, не испохабленные фанатичной реставрацией, при полном или почти полном отсутствии толп туристов, право же, делают Yedikule если не must see, то просто достаточно привлекательным местом. Правда тем, кто с недоверием относиться к высоте, надо быть готовым к полному отсутствию поручней, перилл и прочих парапетов не только на самих стенах, но и лестницах, местами весьма узким. В общем, удовольствие полное:) Вот некоторые виды самой крепости:
А ещё здесь можно ходить по стенам:
Вид со стены крепости на византийские стены Феодосия (5 век!) в сторону севера:
... и юга (на Мраморное море):
После марш-бросков по лестницам и стенам внизу можно передохнуть в тени на такой площадке:
Едикуле расположена на самом юге крепостных стен, туда можно легко, быстро (10-15 мин.) и дёшево доехать на поезде с вокзала Сиркеджи, либо (тем, кто живет ближе к Голубой мечети) – со станции Cancurtaran.
..........
Rumeli Hisarı, или Европейская крепость (словом Румели в Турции когда-то называли европейскую часть страны) – безусловный бриллиант в ожерелье достопримечательностей Стамбула. В огромной степени – благодаря расположению на берегу Босфора, виды на который с крепостных стен буквально завораживают. Возможно, зимой или в пасмурную погоду эффект не такой, но в солнечный летний день, когда сине-изумрудная лента Босфора с одной стороны граничит с голубым небом, а с другой – с ярко-зеленой листвой и хвоей деревьев – это что-то неописуемое. Судите сами: