В 2009 году я волею судьбы оказался в продолжительной командировке в г. Иркутске. Помня о возможном возвращении на Байкал, я, в выходные дни совершал вылазки в западные и южные районы озера и собирал информацию, которая могла бы пригодится для последующих посещений. Стало ясно, что следующая поездка будет на Западный Байкал.
И вот наступил 2010 год. К середине июля определилось, что в нашей группе будет 3 человека и маршрут и способы передвижения определил такой:
Абакан – Иркутск - поезд
Иркутск – о. Ольхон, п. Хужир - маршрутка (заказывали по телефону в Иркутске, стоимость – 600 руб. + 100 руб. багаж).
п. Хужир – мыс Хобой – машина (нашли по прибытию в поселок, стоимость - 3000 руб.)
мыс Хобой – п. Хужир - пешком
п. Хужир – бухта Песчаная – катер «Баргузин» (билеты брали заранее, по Интернету, 1700 руб.)
бухта Песчаная – п. Б. Голоустное – катер «Баргузин» (1400 руб.)
п. Б. Голоустное – п. Листвянка – пешком
п. Листвянка – музей Тальцы - маршрутка (60 руб.)
п. Тальцы – Иркуск – маршрутка (70 руб.)
Иркутск – Абакан – поезд.
По моим замыслам, должен был получится маршрут, который бы включал пеший трек. по наиболее красивым местам и посещение некоторых культурно-архитектурных достопримечательностей. Кстати, на форуме, я видел тему, в которой обсуждались лучшие треки мира. Кроме Непальского трека к АВС, я в других «мировых» пока не был (больше ходил по Сибири (Саяны, Кузнецкий Алатау, Алтай) и сравнивать что-то с чем-то не могу, но, после походов по Байкалу, у меня сложилось впечатление, что Байкальские треки то же очень достойны внимания, с точки зрения эстетики, наличия природных и культурных достопримечательностей, финансов. Было нас трое, я, моя супруга Надежда и ее коллега Валентина.
Итак, 30 июля выехали из Абакана в беспересадочном вагоне до Иркутска. Прибыли в 2-30 ночи и остаток времени, до 7-30 просидели на вокзале тщетно пытаясь покемарить на неудобных сидушках. В 7-30 к вокзалу должна была подойти «Газель», которая доставила бы нас до п. Хужир на о. Ольхон. «Газель» заказывали заранее, по т. это перевозчик, который постоянно курсирует по маршруту Иркутск – Ольхон – Иркутск. «Газель» прибыла вовремя, забрала нас и еще молодую пару из Томска. Они едут на о. Ольхон в свадебное путешествие, будут отдыхать на туристической базе. Из Иркутска выехали, к сожалению, только в 9-00, т. к. собирали по городу других туристов до полной машины, да и в любом случае, раньше 9-00 «Газели» не уходят, ожидая набирая людей до этого времени на площадке у центрального рынка г. Иркутска.
День первый.
Выехали в районе 9-00. За окном типичные лесостепные холмистые пейзажи , погода прекрасная. Ближе к Еланцам дорога идет по лесным холмам. В Еланцах останова и обед. У каждой «Гезели» своем прикормленное место, куда везут пассажиров. После Еланцов пейзаж за окном меняется, лес практически исчезает, начинается Танжеранская степь. Асфальт кончается, начинается пыльная грунтовка и дорога резко ухудшается. Тут и там встречается дорожная техника, которая ведет масштабное строительство трассы до паромной переправы. Не смотря на тридцати градусную жару, наш водитель-шумахер прет, обгоняя все, что можно, почти не снижая скорости на ухабистой дороге и поднимая огромные клубы пыли.
Но вот уже виден Байкал и паромная переправа. Паром бесплатный для всех видов транспорта, маршрутки и автобусы проезжают на паром по своей, отдельной от других машин очереди, что значительно сокращает время переправы.
Дальше едим по юго-западной части о. Ольхон до п. Хужир. Дорогая грунтовая, пыльновато, трясковато, но ехать можно. Эта часть острова степная, леса начинает встречаться чуть позже, с востока. За окном видны юго-восточные заливы, с не многочисленными отдыхающими. Чем ближе к Хужиру, тем народу становится больше.
В Хужир приехали в районе 14-00. Поселок живет во основном туристами и рыбалкой и сельским хозяйством. В центральной и северной части поселка, в больших количествах растут туристические базы, большинство из которых «стилизовано» под сибирские деревянные дома с соответствующей обстановкой или бурятские юрты. Как в Иркутске, «Газель» развозит всех пассажиров прямо до места. Но мы особенные, нам надо дальше. Обращаемся в водителю, что бы он отвез за доплату на мыс Хобой, он отказывает, мотивируя тем, что часть дороги идет по пескам и проехать по ней может только внедорожник, но обещает нам найти водителя. Пара звонков – и вариант найден. Цена конечно «бешеная» - 3000 руб. за 30 км за УАЗ-буханку целиком. Есть вариант ночевать в Хужире, а ехать утром, «прицепившись» к какой-нибудь группе за 500-600 руб. с носа, что весьма вероятно, т. к. маршрут на Хобой – это стандартная экскурсия и машины уходят, по мере накопления туристов. Но времени у нас в обрез и мы соглашаемся. По пути до владельца УАЗика договариваемся с водителем «Гезели» купить омуля, что, кстати без его помощи в это время бы не удалось, т. к. до этого 2 дня Байкал штормило и рыбалки не было. Берем свежий по 60 руб. за хвост и горячего копчения по 80 руб. и пивка к рыбке.
Выехали. УАЗик модернизирован для туристических целей. Стандартные сиденья заменены на кресла от японских праворульных иномарок, сидеть очень удобно, не то, что в «Газеле», на всех сиденьях велюровые чехлы. По пути водитель рассказывает о местной жизни и достопримечательностях, которые мы проезжаем. Во время езды становится ясно что дорога действительно проходима только для внедорожников, особенно после бухты Песчаной, т. к встречаются участки со значительными ухабами и песком, в котором обычной легковушки можно забуксовать.
Примерно через час подъехали к площадке у мыса Хобой. Бросили чуть ниже рюкзаки и пошли на сам мыс. Погода отличная, виды впечатляющие, виде п. о. Святой нос. Периодически, подъезжают очередные группы с туристами.
В районе 17-00 выдвинулись пешком в сторону мыса Саган-Хушун, чуть южнее которого должно быть удобное место для стоянки. Сам мыс очень живописный – бело-розовые мраморные глыбы на фоне голубой воды.
Место нашли – не большая бухта с узким каменным пляжем. В бухте стоит катер, народа на нем мало и нам он не мешает.
Ставим палатку, купаемся в свежей, бодрящей воде Байкала и всю дневную усталость снимает как рукой. На ужин - уха из омуля и омуль горячего копчения с пивом, любуемся закатом – красота. Для приготовлении еды мы пользовались мультитопливной горелкой Primus с ветрозащитой и костра ни разу не разжигали. Для 3-х человек это оказалось очень удобным: не надо собирать дрова, лишний раз организовывать костровище, да время подготовки всего хозяйства минимальное.
День второй.
Утром вышли дальше на юг. Как поднялись на горку у бухты и увидели еще одну отличную для ночевку пустую бухточку. Взяли на заметку на следующий раз.
Сегодня по плану мы должны дойти до залива Нюрганская Губа. Идем в основном по дорогам или параллельно им, по Хужирским холмам.
Примерно в 11-00 вышли на отличную небольшую бухту с баней. Но вставать на обед, а тем более на ночевку рано. В 14-00 вышли к заливу Саса. Тут уже стоит 2 компании, которые заехали на внедорожниках. Готовим обед, вода в заливе теплее, чем на месте ночевки, купаемся, загораем, отдыхаем. Место для купания очень хорошее – пологое дно из мелких разноцветных камушков. В южной части залива вообще никого нет и девчонки купаются там нагишом.
После обеда и отдыха направились дальше на юг. Часам к 17-00 стали подходить к заливу Нюрганская Губа. Она очень протяженная с севера на юг. В советские времена здесь был поселок Песчаный, стояла рыболовецкая бригада. Сейчас от поселка осталось 2-3 домика, в одном из которых, даже есть сувенирная лавка.
Большая часть туристов приехавших на машинах, стоит в южной части залива, т. к. дальше идут пески, проезжаемые только ля внедорожников. Мы решили остановиться до урочище Песчаного, подальше от толпы. Пришлось немного побродить по берегу, что бы найти на песчаном пляже удачный пяточек для стоянки. Залив не очень глубокий у берега, на дне – песок и камушки по этому купаться очень комфортно.
День третий.
Выйдя с утра, немного «побуксовали» в песках на подъеме из урочища Песчаного. Еще до обеда вышли к оба у мыса Нюрганский.
Рядом мыс Будун. Очень хотелось зайти на его вершину, т. к. на ней есть хорошая обзорная площадка, с которой видно и южную и северную оконечность острова, но время поджимало, пришлось продолжить движение до залива Баян-Шунген, с северной точки которого просматриваются острова Едор, Харалдай и Харанцы. В эти места уже можно проехать на любой легковой машине, соответственно, народа и мусора становится все больше. Но в целом этот залив туристы не очень жалуют, т. к. его берега без леса, кроме того, залив очень протяженный, по этому, уйдя подальше от стоянок, останавливаемся прямо на пляже для обеда.
Погода прекрасная, виды Байкала и берегов настолько сочные, что режет глаза. Купаемся, загораем, отдыхаем.
После обеда, к 17-000 вышли на холм, южнее п. Харанцы, с которого видна конечная точка нашего пешего путешествия по Ольхону – Сарайский залив у п. Хужир. И сразу же начинаются места массово забитые туристами-автомобилистами-палаточниками. В северной части залива народу просто уйма – на Ольхоне высокий сезон. Мы даже слегка засомневались в результативности исхода поиска места под стоянку. Но ближе к середине залива стали массово встречаться места, где спокойно можно поставить палатку и в радиусе 100 метров не будет соседей. Здесь народ «отдыхает» типичными способами: шашлыки, пиво и куча всякой еды, музыка всех стилей направлений, волейбол, футбол, квадроциклы, гидроциклы. Ближе к Хужиру есть даже передвижная баня и всякие платные аттракционы. Сам берег залива эстетически мне в целом понравился: c обеих сторон он обрамлен скалистыми утесами, на берегу лиственично-сосновый бор с участками песчаных дюн. Отмечу, что не смотря на обилие людей, мусора на самом пляже не очень много, но весь бор вокруг просто завален мусором, кругом отхожие места. Жаль, что природа так захламляется и мы своими руками, как последние варвары, губим ее. Рядом с заливом, одна из самых известных природных достопримечательностей Байкала – мыс Бурхан (Шаман – камень). Вечером, после ужина, не смотря на усталость, накопившеюся за дневной переход, я решил сходить в Хужир, преследуя три цели: посмотреть на Шаман-камень при закате; выяснить, в каком месте причаливает катер «Баргузин», на котором мы должны переехать в бухту Бабушка и купить литр бензина для горелки. До Шамань-камня шли 30 минут!!! Потом еще около полутора часов блуждали по Хужиру, т. к. точно сказать, где причал «Баргузина», никто не мог, разные люди называли разные места!!! В конечном итоге, путем сопоставления совпадений, вычислил, что место причала в южной бухточке прям у Шаман-камня. Купить бензин то же оказалось проблемой – заправок нет, по этому бензин в дефиците. Удалось его взять в пункте проката квадрациклов. В самом Хужире в это время оживление, народ, после пляжного отдыха и экскурсий ходит по магазинам, сувенирным лавкам, шныряют машины, квадроциклы, велосипеды, поднимая тучи пыли.
Уже в начале десятого, на закате, зашли на сам мыс Бурхан. Виды очень красивые, особенно при такой хорошей погоде. Не смотря на поздний час очень много туристов.
К палатке подошли уже еле плетя ноги, практически в полой темноте, что, в конечном итоге, позволило нам спокойно искупаться «в чем мать родила».
День четвертый.
С утра встали очень рано, т. к. решили перед посадкой на «Баргузин» зайти в Хужир и купить омуля холодного копчения и пива. Сделать это удалось не сразу, т. к. во многих местах рыбы не было. После этого вышли к мысу Бурхан и около часа лазили по скалам мыса и Шаман-камню. Я даже залез в пещеру, насквозь проходящую Шаман-камень. В это время это место посещать лучше всего, т. к. основная масса туристов еще спит и не мешают делать фотографии, да и солнце не такое жесткое, что тоже сказывается на качестве снимков. Отмечу, что очевидно, не зря, мыс Бурхан считается одним из достопримечательностей Азии. Виды с его разных точек просто завораживают, они напитаны каким-то спокойствием и энергетикой, находится тут, любуясь красотами Байкала, можно часами.
«Баргузин» в итоге запоздал часа на 2. На берегу встретили молодую пару туристов из Австралии, которые то же ждали катер. Делаем последние кадры мыса Бурхан с воды и отчаливаем.
На катере очень мало народа, ходим с верхней палубы на нижнюю, любуясь берегами Малого моря. Проплывем острова Замогай и Огой, где находится Буддийская Ступа. После пролива Ольхонские ворота, катер движется в значительном отдалении от западного берега который в основном горист, с частым прижимами и редкими бухточками.
Бухта Бабушка встречает соей «фирменной» волной, толпой народа на берегу и разноцветием палаток в бору. В этом плане нам повезло, так как в наш приезд, с бухты выезжало очень много народа и мы без труда нашли место под палатку не далеко от воды.
Не смотря на то, что в бухте стоит очень много народа, в целом мусора вокруг не очень много. Видимо это потому, что место посещают в основном истинные любители природы с достаточным уровнем культуры и воспитания, что бы не разбрасывать вокруг себя все поголовно. Единственная проблеме – туалеты, под которые превращены все близлежащие кусты. После ужина пошли пешком в бухту Песчаная, которая находится в 15 минутах ходьбы, за горкой. Там находится турбаза, построенная в советские времена и новая дорогая база отдыха «Байкальские дюны». Полазили по близлежащим скалам, любуясь пейзажами. После я еще сбегал в бухту Внучка. Засыпаем под ритмичный шум волн.
День пятый
С утра купили у рыбаков, приплывших в бухту, 3 свежих омуля по 100 руб. за штуку. Показалось, что дороговато, но омуль был очень крупны и как в последствии оказалось, очень вкусным. После завтрака двинулись к Бакланьему острову, который находится в 4-5 км. от бухты. Естественно по пути поднялись на плечо мыса Большая Колокольня, полазили по близлежащим скалкам, полюбовались видами заливов.
Очень красивый вид открывался с Большой Колокольни на бухту Заверняиха с изумрудно–зеленой водой. В бухте стояла небольшая парусная яхта, что придавала особенно красивый вид. Тут мы задержались надолго т. к. вода в бухте была достаточно теплой (как в последующем оказалось – самой теплой за время нашего трека) и мы несколько раз купались. Кроме этого, по воде можно подплыть к нескольким гротикам, которые находятся в близлежащей скале. В одном из них Надю испугала выскочившая ласка, в другом, более глубоком, на дне лежал лед!!!
Дальше тропа идет по берегу, периодически открывая красивые виды на побережье. Народу практически нет, в районе Заверняихи стояло две палатки и двух человек встретили на тропе.
К острову Бакланий камень подошли к обеду, некоторое время отдыхали на берегу – обедали, купались, загорали, «медитировали», глядя на остров и кружащих вокруг него чаек.
Вернулись на стоянку уже вечером, еще на подходе к которой, стало заметно, что заходят тучи и погода портится.
День шестой.
С ночи зарядил дождь с жутким штормовым ветром, которые не прекращались целый день! Заметное похолодало и мы практически весь день провели в палатке, т. к. дров у нас не было и сушиться, в случае промокания, было проблематично. Спасаться от шторма в бухту приплыли аж пять катеров, от стареньких, еще советской постройки, до ультрасовременных. К вечеру, на перекус и отдых к берегу причалила группа туристов иностранцев на байдарках. Как оказалось в последующем, мы ее еще не раз встретим.
День седьмой.
Непогода продолжалась. Причем если дождь периодически прекращался, то ветер только усилился. Было ясно, что он просто шквальный и от неприятностей, с этим связанными, нас спасает только удачное расположение бухты, которая закрыта практически с трех сторон. В один из промежутков, когда дождь вроде бы прекратился, мы решили рискнуть и подняться на смотровую вершинку над бухтой. Когда выскочили на перемычку между бухтами Бабушка и Песчаная, поняли, как нас спасает от ветра удачное расположение Бабушки. Ветер здесь был очень сильный. Опять начался дождь, но мы все равно полезли вверх, т. к. даже в непогоду Байкал был прекрасен. Выше, на смотровой площадке и дальше, на скалах, ветер иногда просто не давал идти, сдувая с ног. Но все равно мы полазили по скалам-останцам причудливых форм.
Что интересно, когда мы спустились, сначала прекратился дождь, а затем стал стихать и ветер. Так что вечером мы еще сходили по тропе в бухту Внучка и чуть дальше.
День восьмой.
Сегодня нам предстояло переплыть на «Баргузине» с бухты Песчаной до поселка Большое Голоустное. Погода чуть улучшилась (дождь прекратился), но, по прежнему было пасмурно, ветрено и прохладно. Однако виды Байкала от этого нисколько не проиграли. Мы убивали последи часы в бухте Бабушка, готовились к отъезду. Прибытие и соответственно отплытие «Баргузина» задержалось часа на 2, т. к. оказалось, что на озере был приличный шторм. Кроме этого, по причине непогоды, в этот день не пришел катер турбазы «Байкальские дюны», который доставлял туристов до Б. Голоустного. Команде «Баргузину» пришлось взять на борт еще лишних человек 20. Он оказался полным «под завязку», некоторым туристам, в том числе и респектабельным иностранцам, пришлось стоять в проходе, т. к. свободных месть не было. В районе 18-00 прибыли в Б. Голоустное. Пришлось потерять около часа на поход в ближайший магазин, что бы пополнить запасы продуктов. Затем мы в темпе выдвинулись по дороге из поселка на юг, подыскивая место для ночлега. Сделать это удалось с трудом, т. к. ближайший час пути следования, подходящих стоянок практически не было. С трудом нашли равный пятачок для палатки на крутом склоне, достаточно далеко от воды. Наградой стало просто море маслят буквально в 15 метрах от палатки, которые массово вылезли после прошедших дождей. Быстро установили палатку, ужинали, любуясь мрачными низкими облаками над Байкалом, запивая еду бальзамом «Бурятский», приобретенным в поселке.
День девятый.
С утра стала ясно, что непогода в целом миновала. Было ясно, что жары уже, но и затяжных дождей - то же. Утром, буквально за 15 минут набрали с пол ведра молоденьких маслят.
После сборов пошли по дороге. Буквально через 30 минут хода берег стал выполаживаться и появились хорошие поляны для стоянок, правда и народ на них стоял, но место найти все равно было можно. Как позже выяснилось по ходу движения, несколько километров на юг от п. Б. Голоустное идут места, пригодные для стоянок с возможностью подъезда на любом легковом автомобиле. Через некоторое время хорошая гравийка превращается в лесную дорогу, а затем и в тропу. Мы прошагали целый день, с 2-х часовой остановкой на отдых, купание и обед. По пути попалась турбаза «Парк внедорожных приключений», которая, с тропы казалась вымершей и один катер, который стоял некоторое время у берега.
Ни одного живого человека!!! Море грибов прямо на тропе. Периодически встречаются биваки. Тропа в целом не сложная. За исключением не большого участка «сыпухи» у пади Малая Кадильная. В целом переход оставил приятное впечатление.
Ночевали на берегу, в пади Малой Кадильной.
До заката еще успели сходить и посмотреть 3 пещеры, которые находятся на склонах скал в пади. До пещер от берега ведут тропы с указателями. Более менее оставила впечатлила одна из них, с лазом в зал с отверстием сверху, в которое проникал свет.
Поздно вечером, чуть выше нас, к берегу причалили байдарки с иностранцами, которых я видел в бухте Бабушка. Когда я подошел к ним, те, как мне показалось не ожидали встретить человека в этом мести и даже немного насторожились. Выяснилось, что это группу немецких туристов..
День десятый.
С утра прохладно и ветрено. Через час подошли к егерьскому кордону в пади Большая Кадильная, подходя, к которому навстречу нам попался УАЗик, как в последствии оказалось, с сами егерем, который при встрече не остановился и проехал мимо. Подошли мы к кардону – там никого. Есть два здания с комнатами и возможностью в них ночевать, метеостанция и избушка егеря. Уже пройдя кардон нас догнал егерь. Тут мы поимели встречу с властью. Короче остановился он и давай в этом тоне: откуда, куда, ваши документы, а где вы ночевали, вы знаете, что находитесь на территории Прибайкальского национального парка, а знаете, что останавливаться в местах, вне стационарных биваков нельзя, а знаете, что костры разводить нельзя, мусорить нельзя. А знаете, что нац. парки можно посещать только по разрешению? Вам следовало ночевать только на кардоне. За нарушение правил будем сейчас составлять протокол об административном провонарушении. Но мы то же калачи тертые. Во-первых загнули ему про то, что посещать нац. парки можно всем, без исключения и без оплаты, а платить надо только если в этом парке есть услуги, типа биваков, дров и т.п. Что мы за посещение заплатить как раз очень даже готовы! Во-вторых, что стояли мы не где попало, а на биваке. В-третьих, что костры как раз на биваках все-таки разжигать можно, хотя мы и этого не делали, т. к. пользуемся горелкой. В-четвертых, что мы мусор даже несем с собой в рюкзаке, что бы выбросить в урну. Ну а в пятых – про то, как же он, государев человек, обходится с законопослушными гражданами, которые за тридевять верст приехали к нему в гости, на Байкал, не безобразничают и никому никакого вреда не проносят. не сорят, древеса не рубят, идут пешком, без машин и только и делают, что природой любуются.
Егерь видимо и сам как-то не ожидал от себя такого напора, понял, что он наехал на нас не по теме и не по адресу. Для проформы он еще чуток понаезжал нас, что ночевали мы не на кардоне, взял нам с нас денежку небольшую (рублей по 100 с человека) за посещение нац. парка, выписал пропуск и отпустил дальше. И мне вспомнился Непал, где в этом же году мы с женой ходили трек к Южному Базовому лагерю Аннапурны. И то, как в этой бедной и нищей стране организованы треки, и улыбки yепальцев и их «Намасте» (приветствие) любом встречному и поперечному. А еще вспомнились слова наших чиновников всех мастей от местных до президента о развитии внутреннего туризма….
Ну, да ладно, настроение нам это как-то не сильно испортило. К тому же через некоторое время мы подошли к интересному месту - мысу Соболев.
Не большой участок у мыса мы шли очень долго, любясь то скалами, то волнами, разбивающимися о прибрежные камни. В это месте уже стали попадаться туристы.
После обеда подошли к горе Скрипер, полазили по ее пикам, сделали несколько ко фотографий. В камнях видели змею.
Заночевали на крутом берегу, не доходя примерно пару километров до п. Большие Коты.
День одиннадцатый.
Погода отличная. В Б. Котах попытались найти магазин, что бы купить не много продуктов. Но удалось взять только хлеб и булочки. Рыбу не продают, так как на кануне был шторм и никто не рыбачил. У продавщицы узнали, что название поселка происходит от тафоларского слова «коты», с ударением на первом слоге, что в переводе означает «топоры», хотя в Википедии написано, что свое название посёлок получил от слова «котки», или «ко́ты». Так в этих местах называлась деревянная обувь, которую изготовляли для каторжников.
Особо не задерживаясь, движемся дальше. В Больших Котах находится «Музей Байкаловедения» и научная станция Лимнологического института АН РФ. но мы в него не пошли, т .к. работает он с 15-00 до 17-00, либо надо специально вызывать сотрудника музея, которая проживает здесь же в деревне. На фото плавучая "научная станция" института.
За поселком опять встречаем группу немецких байдарочников. Здесь они уже были более смелее и разговорчивее. Немного поговорили на смеси русского и английского. Немцы идут по маршруту Бугульдейка - Листвянка, от Байкала – «без ума».
Дальше, по тропе до п. Листвянка, иностранцев встречали чаше, чем россиян. Были туристы из Андорры, Польши, Нидерландов, Испании. Уже на подходе к Листвянке встречается участок тропы, где идти приходится по скальному прижиму с обрывом, даже используя уже 3 точки опоры.
К 17-00 подошли к поселку и встали на последнюю ночевку. Стоянки здесь уже очень замусорены, до ночи ходят катера с туристами, свершающие водные экскурсии в акватории Листвянки. Наградой стало наблюдение за нерпой, которая несколько раз всплывала прямо напротив нашей стоянки, очевидно, наблюдая за нами, т .к. нерпы очень любопытны.
День двенадцатый.
Погода хмурая, прохладно. Ныне Листвянка – «Паттайа» Байкала. Всюду базы отдыха на любой вкус и кошелек, рестораны, кафе, магазины, сувенирные лавки и развлечения для туристов.
В Листвянке у нас в планах было посетить представление с нерпами в нерпинарии (билет – 250 руб.) и музей института Лимнологии (с аквариумом обитателей Байкала, билет – 130 руб.). Все прошло по плану. Только в музее не удалось «прицепиться» к какой-нибудь группе с экскурсоводом, что несколько не позволило получить максимум интересной информации (которую мне посчастливилось уже слышал ранее, год назад). Прямо у музея есть остановке маршруток, с которой мы поехали в Архитектурно-этнографический музей "Тальцы" – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии Сибири XVII–XIX веков. Вход – 70 руб.
В Тальцах я то же уже был. Музей мне очень понравился и по моему впечатлению, здесь можно спокойно провести целый день, посещая объекты музея, сувенирные лавки и просто отдыхая на берегу Иркутского водохранилища. Здесь нам повезло и мы «прицепились» к группе туристов с экскурсоводом и «на халяву» получили массу интересной информации. К сожалению, ближе к вечеру пошел приличный дождь, что заставило нас раньше намеченного свернуть экскурсионную программу и выехать в Иркутск. В Иркутске созвонились с агентом, которая занимается сдачей квартир посуточно и остановились в «однушке». Вышло далековато от центра, но очень не дорого – 1400 руб.. Вечером еще успели прогуляться по центру Иркутска.
День тринадцатый.
С утра, желая прикупить домой омуля, мы, по наводке местной жительницы, поехали на оптовый рынок, где, с ее слов, должен очень не дорого продаваться омуль. В итоге потеряли 2,5 часа времени, т. к. омуль на рынке был только свежий. Дальше стали решать, что посетить. Вариантов был три:
- краеведческий музей (я там уже был и второй раз мне туда идти не хотелось)
- музей декабристов (туда хотела попасть Валентина)
- музей истории жителей Иркутск
В конечном итоге, выбрали третий вариант… и несколько разочаровались. Т. к. вышло, что здание музея большое, красивое (на что, мы, видимо и купились), а работающих залов очень мало (остальные – на подготовке экспозиций). Единственное, что порадовало, что часть времени мы сидели на мягких креслах и смотрели фильм об истории Иркутска (мне не очень понравился).
Остаток времени провели гуляя по центру Иркутск, где заканчивались массовые работы по благоустройству и реставрации в честь 350-и летия.
В 21-00 сдали квартиру и на трамвае доехали до жд вокзала. Все…активная часть поездки закончилась и оставалась только 1,5 суточная поездка до Абакана.
Итоги поездки в целом совпали с задачами, которые я описал в начале письма. Все прошло по плану, без сбоев и приключений, при, в общем-то, хорошей погоде. Еще раз повторюсь, что по моему мнению, это очень удачный регион по сочетанию доступности, цены, природным и культурным достопримечательностям.
P. S. Фотографии некоторых мест сделаны в разные года и время( август 2011 и июнь 2010) по этому одни и те же объекты могут быть запечатлены при разной погоде.