Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 11
Вы добрались до севера! Как здорово. Интересно посмотреть ваши впечатления от Сортавалы, шхер и Рускеалы (да-да, я тоже неправильно склоняю). А то я была настолько разочарована ими после Ягры, Кижей и Соловков, что даже не хватило духа закончить отчет...
savl1 писал(а) 22 июл 2024, 13:41:Сейчас внутри, как и в "финское" время, работает кафе - весьма недешёвое
Даже интересно, были вы в моем любимом кафе Сортавалы или нет. :) Вкуснее финскую уху я нигде не ела. :) UPD. Ага, упомянули, но похоже, не были. :)
savl1 писал(а) 24 июл 2024, 11:23:критически относиться к сторонним мнениям (включая, разумеется, и моё), не поступать "как все" и уважать себя, выбирая для себя места своей - а не чужой - мечты:)
Золотые слова! У меня с вами бывает, что впечатления совпадают если не на 100, то на 80%, а бывает, что даже прямо противополжны. :)
Дочитала до шхер... Тут почти полностью совпало. У всех одно и то же. Мы брали индивидуальный тур, рассчитывая, что нас повезут не по стандартному маршруту, но нет: шаг влево, шаг вправо -- расстрел. Одни и те же маршруты, одни и те же однообразные виды, толпы народу. Скука смертная. Если бы приехать на какой-нибудь другой остров с ночевой, поснимать длинные летние закаты, утренний свет, чистую гладь воды с отражениями, то было бы совсем другое впечатление. Сделали для себя вывод, что прогулки по шхерам -- не для тех, кто хочет посмотреть карельские красоты, а просто для галочки... Сильно разочаровались.
Это которая лохикейто? Я рыбу не ем, но, признаться, был соблазн попробовать - уж очень красочно её описывают и очень красиво она выглядит:) Но сдержался, понимая, что это уж точно будет для галочки - в лучшем случае я не получу удовольствия, в худшем ... даже не знаю, как отреагировал бы...
luchar писал(а) 10 авг 2024, 15:51:впечатления ... бывает, что даже прямо противополжны
luchar писал(а) 10 авг 2024, 15:51:одни и те же однообразные виды, толпы народу. Скука смертная
Вот видите, как раз и пример такого расхождения "подоспел"... Мне-то, как я написал, понравилось всё. По крайней мере, для одного раза, для общего представления - самое оно получилось, и совсем не для галочки. Не знаю, может, если копнуть глубоко-глубоко внутрь себя в свои мотивации, эта самая галочка там и сыщется. Но если и так - результат оказался совсем не "галочным", все бы галочки так заканчивались:)
На одном из путей стоит туристический ретро-поезд "Ладожская Нерпочка", фактически состоящий из одного открытого обзорного вагона, стилизованного под период начала 20 столетия (в другом вагоне оборудован ресторан):
Его маршрут очень короткий: он стартует на главном вокзале и едет с тремя промежуточными остановками до Валаамского причала, огибая с севера и востока исторический центр Сортавалы, причём всё путешествие длится всего 20 минут (а если без остановок - есть такой утренний рейс - то и вовсе лишь 5 :)).
* * * * * * * * * *
Я же иду на посадку в "Рускеальский экспресс", у которого встречают проводницы в как бы исторических одеяниях (и даже в шляпках!):
Честно скажу, что всеобщих (или множественных, если не обобщать) восторгов по поводу "единственного в России ежедневного поезда на паровозной тяге", который называют одной из главных достопримечательностей Карелии (выпущена даже посвящённая ему почтовая марка), я не разделяю. Ну да, его интерьеры оформлены, так сказать, "в стиле", посмотреть их любопытно, но на это нужно не более 10 минут, и они совершенно не стоят той цены, что надо платить за проезд длительностью чуть больше часа (1.15, если точно). Более того, я бы назвал эту цену совершенно неадекватной - 699 рублей (при том, что обычная электричка стоит всего 138), и это только для тех, кто успеет ухватить эту "халяву", потому что оставшиеся билеты - причём, по сути, точно такие же места в точно таких же вагонах - обойдутся уже в 1599 и даже дороже, если не озаботится своевременно, а это уже не просто "неадекват", а самый большой "грабёж", что я когда-либо видел на транспорте.
Вот:)
Ну ладно, проехали (с кавычками и без оных), забыли, а воспоминания - в том числе и "вещественные" - остались:) Вот что представляют собой интерьеры "Рускеальского экспресса":
Купе устроены как обычные СВ (в смысле, без верхних полок), но "лавки" предназначены не для лежания, а для размещения трёх человек "в положении сидя" на каждой. В общем, нормально, ничего плохого я не хочу сказать, уж час просидеть точно можно, тем более что какая-то часть этого времени наверняка уйдёт на то, чтобы пройтись по поезду и посмотреть другие места - хотя бы те же рестораны.
На столиках лежит разного рода рекламная "макулатура" тематический направленности минимальной полезности, а вот сам стол, оформленный в виде карты "Старой Финляндии" со схемой финских железных дорог начала 20 века, действительно интересен.
На платформе "Морозная" чуть севернее Сортавалы стоит ещё один туристический поезд - так называемый Поезд Деда Мороза. Зимой он ездит по маршрутам Москва - Питер - Мурманск - Петрозаводск - Сортавала и его "укороченной версии" Москва - Петрозаводск - Сортавала, а летом (с февраля по сентябрь) его часть, состоящая из 5 вагонов, включая "передвижную резиденцию" Деда Мороза, экспозицию "Сказочная деревня", буфет, ресторан и сувенирную лавку, выставлена на "Морозной" для ежедневного посещения ( http://poezddedamoroza.ru/poezd-deda-moroza-v-sortavala).
Именно для общего представления -- для галочки. А хотелось восторга. :) Впрочем я эту поездку нас было уже трудно чем-то удивить -- после отлива на острове Ягры, Кижей и призрачных Соловков...
savl1 писал(а) 10 авг 2024, 17:23:был соблазн попробовать - уж очень красочно её описывают и очень красиво она выглядит
И выглядит шикарно, и на вкус просто замечательно. Но если не любите форель, то конечно, нет смысла. Впрочем, там и другие рыбные блюда были вкусные. И цены очень демократичные.
Ровно через час с четвертью, в полном соответствии с расписанием, "Рускеальский экспресс" прибыл на конечную станцию "Горный Парк Рускеала":
Правда, в окрестностях станции, открытой совсем недавно - в 2019 году, ничего "паркового" не наблюдается; здешний антураж больше напоминает пейзаж из американского вестерна времён "дикого, дикого запада", и деревянный дизайн станционных построек очень этому способствует (я, упаси боже, не говорю, что это плохо - просто констатация факта).
Ну скажите, разве нет впечатления, что сейчас какая-нибудь дверь распахнётся, и оттуда выйдет "бледнолицый" в ковбойской шляпе? :)
Рускеала - станция тупиковая, "поезд дальше не идёт", а вот развернуться ему нужно. Точнее, не ему, а паровозу - и для этого здесь устроен поворотный круг, а процесс разворота является первым "аттракционом" для приезжающих сюда: половина, выйдя из поезда, бежит в кассу за билетами, а другая половина - к поворотному кругу. И я в их числе, благо билет у меня уже был:
Среди станционных услуг я бы хотел особо отметить две: во-первых - и это самое главное - здесь есть камера хранения. Причём с большими ячейками: я не буду уверять, что в них влезает огроменный чемодан, но пара средних рюкзаков уместится точно. Естественно, хранение платное, сутки стоят 300 рублей (есть ещё тарифы на 48 и 72 часа за 500 и 700 рублей соответственно). Камера полностью автоматизирована, внутри стоит терминал, который показывает число свободных ячеек, далее выбираете тариф, оплачиваете его (можно картой) - и вам выдаётся чек с номером ячейки и штрих-кодом для ее открытия. Находите "шкафчик", открываете, кладёте багаж, закрываете - и гуляете весь день с "голыми руками"! За это РЖД просто огромное человеческое спасибо!
Правда, не знаю, может, я один такой дурной, но у меня сразу возник вопрос: пользоваться камерой можно до первого открытия или на протяжении 24 часов можно сколько угодно раз открывать и закрывать её? С одной стороны, тариф предполагает "аренду" ячейки на 24 часа, что (по идее!) однозначно подразумевает второе ... но с другой - а леший знает, как оно запрограммировано, нынешние программисты - такие программисты, от них можно ожидать чего угодно... Самое интересное, что ответить на этот вопрос мне никто не смог, даже дежурная по станции; в конце концов, заручившись её согласием, если что, повторно закрыть камеру без доплаты, я провёл эксперимент и убедился, что всё работает правильно (то есть в соответствии с логикой) - в течение оплаченного времени в ячейку действительно можно лазить без ограничений.
И ещё - камера хранения большая, но не "бездонная", поэтому в самый сезон вполне может оказаться, что свободных мест нет, особенно если вы приезжаете не первым паровозом. Поэтому те, кто поедет сюда с большой поклажей и не имеет желания таскаться с ней по парку, может заранее зарезервировать (с оплатой) ячейку на сайте https://www.ruskeala-lockers.ru/. Правда, я не очень понимаю, в чём именно заключается "резерв", поскольку он подразумевает конкретную дату, а на сайте такой опции я не нашёл. Не знаю, может, возможность выбрать нужное время появляется уже после оплаты (что тоже странно - а если уже всё забронировано?!), потому что если этого нет, то грош цена такому "сервису"...
Вторая полезная услуга - "киоск", где можно совершенно бесплатно налить кипяток. Правда, сделано это не столько из "человеколюбия", сколько в продолжение дореволюционной традиции, когда на каждой (или почти на каждой) железнодорожной станции можно было - тоже бесплатно - разжиться кипятком. Причём тут же есть и пластиковые стаканчики, которые периодически заканчиваются, но также периодически (хотя не скажу, что "сию минуту") возобновляются. Ну а кипяток - это и чай (запасливый путешественник всегда имеет с собой несколько пакетиков), и просто питьевая вода, что очень кстати, поскольку в самом парке все цены не просто "горные", а "высокогорные".
При необходимости на станции можно и поесть - в самом настоящем вагоне-ресторане, который стоит на "запасном пути" за поворотным кругом (рядом с ним прицеплена сувенирная "лавка на колёсах", выполненная в виде товарного "полувагона"):
И, естественно, здесь имеются туалеты, причём бесплатные.
На станции есть скамейки (не скажу, что много), но нет навесов. Поэтому укрыться от дождя (не дай бог его тому, кто сюда поедет!) и солнца здесь проблематично (второе более-менее решается тем, что некоторые лавочки в какое-то время дня оказываются во временной тени).
Вид издали на опустевший поворотный круг и "сервисные" вагоны (лавка и ресторан) на дальнем пути:
...
Посещение Горного парка платное, билет стоит 600 рублей (400 для студентов и граждан в возрасте "60+"), его можно купить в кассе при входе в парк или заранее в интернете на сайте https://ruskeala.ru/entertainments, что, конечно, намного предпочтительнее - просто чтобы не стоять в очереди (а летом, как пишут, они могут быть немаленькими). Билет покупается на конкретную дату, его присылают на почту после оплаты, и с ним вы проходите сразу к "контролёру" на входе (в условиях пользовательского соглашения на сайте, которые всё равно никто не читает, сказано, что "Покупка - оплата оформленного Заказа, подтверждаемая Ваучером, который необходимо предъявить в кассах", но это не соответствует действительности - возможно, так когда-то и было, но сейчас никакого ваучера "в природе" уже не существует, и то, что вы получаете после оплаты, уже называется ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЛЕТ):
"Август говорил, что застал Рим выстроенным из кирпича, а оставил его мраморным. А я скажу, что застала Петербург почти весь деревянным, а оставлю в нем здания, украшенные мрамором"
Императрица Екатерина II (по легенде)
...
Горный парк "Рускеала" образован на месте бывших каменоломен, в которых добывали мрамор ещё в середине 17 века, когда эти места принадлежали шведам (те, кто уже бывал в Рускеале, прекрасно всё это знают, а потому я призываю их "перемотать" немного вперёд). После Северной войны граница между Россией и Швецией изменилась, и теперь уже бывшая шведская деревня Руйсселькя (Руйсселя) вместе со своими окрестностями отошла к российскому государству и стала почтовой станцией на пути из Сердоболя к ныне финскому городку Китеэ.
При Екатерине II в Санкт-Петербурге началось крупномасштабное каменное строительство, для чего требовалось много природного камня, а для дворцов и церквей - мрамора; тут-то и вспомнили о заброшенных рускеальских карьерах. Для оценки их возможностей в 1765 году в Рускеалу приехал каменных дел подмастерье Андрей Пилюгин, которому помогал лютеранский пастор из Сердоболя Самуил Алопеус, хорошо знавший эти края. Месторождения признали перспективными, и уже на следующий год здесь началась опытная добыча мрамора, а в 1768 году Екатерина II подписала указ Сената "Об изготовлении мрамора и дикого камня на строительство Исаакиевской церкви в погостах Сердобольском и Рускеальском". Построивший Исаакиевский собор архитектор Огюст Монферран лично приезжал сюда, чтобы выбрать подходящую породу (всего в Рускеале добывали мрамор четырёх цветов - пепельно-серый, серо-зелёный, белый с серыми прожилками и бело-сине-серый) - местным камнем облицованы стены собора и частично выложен его пол). Впоследствии рускеальский мрамор применялся для украшения Мраморного дворца, Эрмитажа, Михайловского замка и некоторых других петербургских дворцов, им выложены полы Казанского собора, из него изготавливались триумфальные колонны в Царском Селе и Гатчине.
До середины 19 столетия мрамор добывали буровзрывным способом: с помощью ручного бура и молота в мраморной толще по периметру заранее размеченного блока делали отверстия, в которые закладывали порох и подрывали его, а когда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера, каменотесы обрабатывали его, придавая нужную форму. После этого камни грузили на сани, в которые впрягали несколько десятков лошадей, везли каменные "полуфабрикаты" до деревни Хелюля недалеко от Сердоболя, где и оставляли до весны, а когда сходил лёд, перевозили их водой - по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве - в Петербург.
В 1859 году Рускеалу посетил "тот самый" Александр Дюма, о чём он потом рассказал в своих "Путевых впечатлениях" (как обычно, А. Дюма описывает не столько само место и его историю, сколько поразившие его особенности русского быта и уклада, про которые - учитывая свежесть его незамутнённого восприятия - читать очень интересно). " ... в тридцати верстах от Сердоболя находятся мраморные каменоломни Рускеалы, которые мне настоятельно советовали посетить. Мне следует признаться в том, что время путешествий я не люблю посещать рудники, заводы и каменоломни. Всё это, бесспорно, приносит большую пользу, но моя любознательность довольствуется видом готовой продукции. Однако спорить не приходилось: как уже говорилось, я был обречен увидеть карьеры Рускеалы, ибо в основном именно там добывался камень, из которого построили Исаакиевский собор.
Так что мы раздобыли телегу, это своего рода орудие пытки, используемое в России как средство передвижения. Впрочем, нас заверяли, как это всегда делают в России, что дорога туда превосходна. За два с половиной часа мы проделали семь наших льё. Выдержав первые пятьдесят, путешественник обязан признать, что русская почта - был бы лишь кнут, но не для лошадей, а для станционного смотрителя - заметно превосходит почтовые службы всех прочих стран. Я забыл упомянуть еще об одном обязательном предмете обстановки, предмете в высшей степени национальном – всегда разожженном самоваре. Все это предоставляется вам бесплатно: у вас есть на это право, коль скоро вы едете на почтовых и, стало быть, являетесь лицом государственным.
Поскольку расстояние от станции до каменоломни не превышало километра, мы без всяких возражений решили проделать этот путь пешком. Вскоре, примерно в двухстах шагах впереди, показался ослепительной белизны холм, имевший конусообразную форму; весь этот холм состоит из мраморной крошки, и если смотреть на него издали, то можно поклясться, что это большая куча снега.
Я стал раздумывать над тем, какими средствами передвижения можно доставить эти громадные блоки к берегу озера, поскольку было очевидно, что в Санкт Петербург их можно везти лишь водным путем. Так и не сумев удовлетворительным образом ответить на этот вопрос, я отважился задать его вслух; станционный смотритель, пожелавший стать нашим проводником, ответил мне, что для их перевозки дожидаются зимы, когда устанавливается санный путь. Глыбы настолько тяжелы, что поднимать их приходится с помощью домкратов и рычагов, потом грузить на сани и на санях доставлять на большие парусные суда, которые отвозят их в Санкт Петербург.
В трех километрах от каменоломни, где добывают белый мрамор, находится другая каменоломня, где добывают зеленый мрамор. Наш станционный смотритель жаждал непременно отвести нас туда и восхвалял вторую каменоломню как нечто самое необычное на свете. Мы заключили полюбовное соглашение: я предоставил в его полное распоряжение моих спутников, а сам настроился вернуться в Сердоболь и заняться обедом.
Мой уход ускорили несколько услышанных мною слов, которыми станционный смотритель и Дандре обменялись по поводу третьей каменоломни, где прежде добывался желтый мрамор: теперь она была заброшена и выглядела чрезвычайно живописно, поскольку заросла кустами ежевики и мхами, пришедшими на смену каменотесам.
Обед, который возглавлял наш милейший станционный смотритель, затянулся допоздна, так что о возвращении в Сердоболь не могло быть и речи. Главная комната почтовой станции была превращена в огромную общую спальню, где мы и провели ночь, причем первую ее половину пили чай, а вторую - спали. Во время этой короткой прогулки я установил один факт: все русские в Финляндии пьют чай, все финны пьют кофе. Русские - ярые любители чая; финны - страстные поклонники кофе... В заключительной части моего путешествия в Финляндию мне два или три раза доводилось пить кофе на почтовых станциях либо в скверных гостиницах, где мы останавливались пообедать, и всякий раз кофе был превосходный, отлично приготовленный и необычайно изысканный благодаря высочайшему качеству сливок, которым обильные финские пастбища придают неповторимый вкус. " ...
Во второй половине 19 века мрамор вышел из моды, уступив место граниту, потребность в нём уменьшилась, и каменоломни постепенно стали приходить в запустение. И тогда рускеальский мрамор начали использовать для производства ... извести (которую финны применяли не только в строительстве, но для изготовления бумаги), и рядом с карьером были построены известковые заводы. Добыча к тому времени уже производилась не только в карьерах, но и в шахтах и штольнях, часть которых находилась под землёй на глубине до 40-50 метров.
Во время войн середины 20 столетия карьер не работал, но в 1947 году, после восстановления мраморно-известкового завода, добыча возобновилась: в основном - для изготовления извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня, а также - уже в небольшом количестве - мраморных блоков, которые, в частности, использовались для отделки питерских станций метро "Приморская" и "Ладожская". Работы шли уже в новых карьерах, а старый быстро заполнился водой, в результате чего образовалось большое озеро, впоследствии названное Большим Мраморным каньоном и ставшим основной достопримечательностью Горного парка.
Мраморно-известковое производство в Рускеале продолжалось до 1990-х годов, когда месторождение признали непригодным для промышленной добычи сырья. Однако, как часто это бывает, конец одного означает начало другого - уже в 1998 году главный карьер был признан объектом культурного наследия, в следующем включён в международный туристский маршрут "Голубая дорога", а в начале 21 века начались работы по "перепрофилированию" бывших каменоломен в туристический объект (как это происходило, можно прочитать на сайте https://rk.karelia.ru/special-projects/ ... /ruskeala/), результатом чего и стало образование Горного парка "Рускеала".
Сейчас парк продолжает строиться и расширяться: к примеру, благоустраивается и готовится к включению в общую инфраструктуру территория Рускеальского мраморно-известкового завода (это его трубы-конусы видны из многих мест парка). А потому не все пути-дорожки, отмеченные на картах Яндекса, открыты и доступны - в частности, те, что ведут кратчайшим путём от станции к озеру Светлому (как закрыта и территория вокруг "кратера" Подземного озера).
Сегодня вглубь парка ведёт единственная дорога: https://yandex.ru/maps/?l=stv%2Csta&ll= ... 10b23&z=17 , которая вскоре приводит к развилке: https://yandex.ru/maps/?l=stv%2Csta&ll= ... 10b23&z=17 . Здесь, если свернуть налево, можно сразу (точнее, через 300 метров) выйти к северной оконечности Большого Мраморного каньона, а если направо, а потом на первом повороте налево, то вы почти сразу окажетесь у рускеальской "достопримечательности N2" (1-я, естественно, тот самый "каньон"), которая называется Итальянский карьер - полный "новодел" (если такое можно сказать о природном месте), где уже в нашу эпоху - в 1974-1986 годах - добывали мраморные блоки, используя для этого итальянские станки канатного пиления: именно этим мрамором отделаны вышеупомянутые станции петербургского метро.
Итальянский карьер выделяется ровными и гладкими бело-серыми "стенами" с причудливыми каменными полосатыми узорами:
Небольшой вырубленный водоёмчик в центре карьера (точнее, вырубалась зачем-то "ниша", которая потом заполнилась водой):
"Дикий" мрамор (часть породы, от которой не успели "откусить"):
Чуть в стороне находится выложенный из камней рукотворный лабиринт (уже чисто туристическая забава)...
... а также небольшой Сад камней из различных горных пород (мрамор, гранит, кальцит и прочие), которые символизируют богов из эпоса "Калевала" (а потому "сад" носит громкое название "Тайные тропы Земли Калевала"):
* * * * * * * * * *
Ещё один, хоть и намного проще, чисто каменный объект в парке - Белая Гора (не путать с одноимённым парком, расположенным к северу от Петрозаводска, где тоже добывали мрамор). Ничего особенного здесь нет, за исключением выставленных на открытом воздухе мраморных скульптур, изготовленных современными мастерами, а также нескольких "избушек", образующих так называемую "Деревню мастеров". В общем, всё очень на любителя, к числу которых я не отношусь.
Но главная - и будем честны: единственная по-настоящему стоящая - достопримечательность парка Рускеала - это заполненный водой "главный" карьер, прозванный Большим Мраморным каньоном (или просто Мраморным каньоном). Именно благодаря ему Рускеала стала столь известной, и когда люди едут сюда - то, в первую очередь, именно ради этого "каньона" (потому что, если совсем честно, всё остальное является вымученной и пока не слишком удачной попыткой придать парку хоть какую-то многогранность и выйти за рамки "места одной достопримечательности").
Но "каньон" действительно хорош - особенно в хорошую (то есть, прежде всего, солнечную) погоду, когда вода в нём переливается "50-ю оттенками лазурного". Я видел ролики и снимки, сделанные в пасмурные дни - это, если называть вещи своими именами, лишь очень-очень отдалённая "проекция" (я постарался выбрать наиболее литературное слово, чтобы никого не обидеть) того, как выглядит здесь всё под ясным небом при естественной "подсветке" лучами солнца...
Напомню, что Мраморный каньон - это бывший карьер, где добывали мрамор открытым способом, который после завершения его эксплуатации заполнился водой. Он имеет вытянутую с севера на юг неправильную форму общей протяжённостью около 450 метров, достигая в ширину от 50 до 100 метров в разных местах; пишут, что его глубина составляет 30-50 метров, но на экскурсии в "Подземную Рускеалу" гид говорил (тут я "за что купил - за то и продаю"), что местами она доходит аж до 70 метров. Ну а причиной столь живописно изумрудного цвета воды в нём является повышенное содержание растворённого кальция.
По всему периметру (за исключением лишь отдельных участков) Мраморного каньона устроены дорожки и смотровые площадки - иногда многоуровневые.
Конечно, "классический" минус ясной погоды в том, что часть ракурсов получается против солнца. Однако это компенсируется тем, что маршрут возле бывшего карьера круговой, а большинство видов, что с одной стороны, что с другой, практически одинаковые (ну или очень похожие), так что своё "место под солнцем" (в прямом и переносном смысле) здесь всегда можно найти.
В очередной раз я пожалел, что "Кэнон" убрал режим панорамы... Он хоть и использовался редко, но были моменты, когда именно его очень не хватало, и чтобы "развернуть угол", приходилось делать несколько однотипных снимков. Вот как эти, например:
И, конечно, дополнительное очарование панорамам "зелёного каньона" придают чайки, коих здесь великое множество, и люди даже умудряются кормить их с рук на лету (потом я покажу видео, как это происходит).
В некоторых местах с западной "кромки" каньона видно расположенное поблизости озеро Монферрана, возникшее при затоплении ещё одного карьера (его иногда называют Малым Мраморным). Говорят, что именно здесь добывался мрамор для строительства Исаакиевского собора - потому озеро и получило имя его архитектора.
Как и многие прочие посетители парка, я пришёл к Мраморному каньону от Итальянского карьера, а потому оказался примерно на середине его западного берега, откуда были сделаны предыдущие снимки. И теперь начинаю обходить "каньон" против часовой стрелки...
... и вскоре оказываюсь на его южной оконечности, которая сужается до размеров небольшой бухточки. Отсюда стартуют водные прогулки на лодках и довольно большой, вмещающей 10 человек, плавучей платформе:
А также здесь финишируют экстремалы, нашедшие в себе мужество и деньги - 2500 рублей! - на то, чтобы прокатиться над каньоном по всей его длине на канате (так называемый троллей, или Zip-line). Большинство пролетает весело, оглашая окрестности громкими криками (кто-то на кураже, а кто-то реально от страха), а сверху на это "представление" взирают все остальные, одновременно и завидуя, и радуясь, что там, внизу, не они:)
И, конечно, отсюда открываются новые виды - теперь уже вдоль всего карьера:
Именно здесь расположена основная инфраструктура парка - несколько кафе, туалеты, сувенирные лавки и "Визит-центр":
Что касается кафе (а поесть надо было, поскольку лёгкий завтрак уже переварился, а ужин, как таковой, не предвиделся)... По сути, нормально (то есть с супом и полноценным вторым) поесть можно только в одном, под названием "Русколка". Устроено оно по принципу "быстрого питания", как сейчас красиво называют столовые самообслуживания, то есть вы берёте поднос и проходите с ним вдоль "раздаточной", набирая то, что легло на глаз и не очень шокировало ценой. А дальше я просто процитирую свой отзыв, оставленный на Яндексе по "горячим следам": "Хороший пример злоупотребления своим монопольным положением и отсутствия конкуренции в нише полноценного обеда в парке: ассортимент бедный, цены ресторанные, порции крошечные. Калитки так себе. Куриный "кебаб" - и близко не кебаб, не вкусный и не горячий. Солянка вкусная, но маленькая чашечка за 450 рублей - ни в какие ворота... Антураж, конечно, приятный, карты принимают. Но вайфая нет, что по нынешним временам для заведения с такими ценами странно и даже несуразно".
Вот такой обед обошёлся мне в 910 рублей. Я, конечно, не обеднел, учитывая, что "сэкономил" на ужине (поскольку ел уже поздно и до поезда не проголодался), но всё моё нутро протестовало против такого ценника...
Но как бы то ни было, задача "насытиться" оказалась выполненной, и теперь можно идти дальше, уже ни от чего не завися, продолжая обход Мраморного каньона:
...
Ещё немного фотографий (уже последних!) "Большого каньона", сделанных на его восточном и частично северном берегах; отсюда снимать было уже хуже, потому что, во-первых, получалось "против солнца", а во-вторых (что отчасти является следствием "во-первых"), живописные отвесные скалы на другой стороне находились в тени и на контрасте выглядели очень тёмными.
А вот как чайки кормятся с рук, причём на лету - я такое впервые вижу (чтобы не "плодить" видеоролики, я скомпоновал его вместе с панорамным обзором каньона):
В полусотне метрах от северной оконечности Большого Мраморного каньона находится похожая на пещеру Шахта N2, в которой в 1896-1939 годах добывали кальцитовый мрамор для производства извести - она представляет собой глубокую вертикальную выработку с горизонтальными подземными тоннелями-"горизонтами". После войны, в 1949 году, шахту попытались "реанимировать", но при спуске в неё в лифте погибло двое рабочих, после чего было решено шахту (как и все прочие рускеальские шахты) не восстанавливать, и все добычи вести только открытым способом - в карьерах. А когда Рускеала превратилась в туристический парк, через шахтный ствол перекинули металлический мостик и открыли сквозной проход для посетителей.
На снимке это не совсем хорошо проявляется, но это вид сверху вниз, в ствол шахты:
Известь в основном производилась здесь же, на Рускеальском мраморно-известковом заводе, построенном финнами в 1895 году. Сейчас завод, как и вся прилегающая к нему территория, реставрируется и обустраивается и в скором времени "вольётся" в общую инфраструктуру Горного парка. Но пока все подходы к нему закрыты, и увидеть - причём лишь издали - можно только высокие заводские конусообразные трубы:
От Шахты N2 начинается почти прямая дорога в сторону станции (идти отсюда минут 10 неторопливым шагом)...
... но прежде чем закончить рассказ о парке Рускеала, я скажу ещё несколько слов об одном из самых раскрученных маршрутов по нему - так называемой Подземной Рускеале.