27.04.23 День 11. Чердынь
Этот день еще длится, но он настолько эластичный, что может растягиваться и растягиваться, как пространство в сумочке Гермионы.
Проснувшись утром в уютном номере Старой Пристани, подумал, что вчерашние оттенки тоскливого настроения сегодня будут еще усилены ибо на улице хмуро, серо, идет дождь и никого. Однако тоска больше не чувствовалась. Полностью собравшись, еще раз глянул в окно, дождь прекращаться не собирался. Я подготовил зонт и вышел на улицу. И.. дождь выключили! Вот повезло.
В первую очередь я решил посетить несколько видовых точек на долину реки Колва. Все они неподалеку от отеля, но нужно забираться на гору. Склон был скользким и частично в снегу. Но это нам не помеха) Через 15 минут я уже наслаждался открывшимся передо мной видом на Колву. На том месте, где я стоял, раньше находилось Троицкое городище - укрепление родановской культуры. Рядом находится Пророко-Ильинская Церковь, уцелевшие элементы которой перевезли сюда из села Бигичи и установили на фундамент разрушенного после революции до основания Свято-Троицкой Церкви. Вот такой симбиоз. Таким образом удалось сохранить аутентичность этого места.
Далее я двинулся по тропе до следующей видовой точки. Для этого нужно было спуститься в небольшой распадок, а потом снова подняться по склону. Для этого дела была найдена тропа, так что все прошло благополучно, а главное нескучно.
Поднявшись ко второй видовой точке, я начал было снова любоваться открывшимися красотами, как вдруг меня накрыло чувство тотального одиночества. Вокруг ни души, дождя хоть и нет, но хмуро и туманно. Так и стоял я некоторое время, уткнувшись лицом в бескрайнее пространство разливающейся Колвы.
Ведь здесь когда-то мой дед, будучи семилетним ребенком, мог бегать и лазать по остаткам древнего городища. Прожив до дна все предложенные мне местом оттенки одиночества, двинулся дальше.
А дальше меня ждала третья видовая точка, попасть на которую оказалось труднее всего. Нужно было пройти по скользкому и частично заснеженному склону без тропы. Да еще и дождь снова зарядил. Достал зонт, раскрыл, а он оказался с дефектом. Телескопический стержень не держит себя в раскрытом состоянии и в одном колене складывается. Осмотрев устройство стержня, понял, что не хватает одной шпильки. То ли изначально было так, то ли повредился во время пути. Ну что делать, надо выбираться со склона как есть и что-нибудь придумывать, чтобы зафиксировать колено.
Третья видовая точка оказалась наименее интересная, поэтому я не стал тут долго задерживаться и двинулся от реки в центр города на Юргановскую улицу, в окрестностях которой расположены нужные мне достопримечательности. По пути была решена проблема с зонтом, найдена твердая пластиковая трубочка, которая заменила утраченную шпильку.
Из достопримечательностей меня прежде всего интересовало здание бывшей женской гимназии, ныне Выставочный зал Чердынского краеведческого музея имени А. С. Пушкина. Добравшись до места, зашел внутрь. Наконец-то можно перевести дух и немного обсохнуть. В музее было довольно людно, так как привези на экскурсию подростков и сопровождающих. Но у них был мастер-класс, и я смог спокойно обойти все залы и экспозиции. Кроме одного, учебного класса гимназии, который был как раз занят. Но все, как выяснилось, было к лучшему.
Побродив по залам музея, познакомился с работами древних мастеров края по обработке дерева и металла. В резьбе по дереву в основном была представлена христианская тематика. Одна из необычных работ - Сидящий Христос из д.Бычино Чердынского уезда, XVIII в. Примечательна так называемая Шакшерская школа мастеров, отличительной чертой которой среди прочих было то, что лики святых были не каноническими, а списывались (немного подретушированными) мастерами с себя или родственников. Таким образом искусство было ближе народу.
Из необычного Кот Мурашик с многочисленными «пасхалками» на своей поверхности, а также древнеегипетская статуэтка-ушебти. Вот что этот культовый артефакт захоронения делает в Прикамье? Я задал этот вопрос потом служителю другого музея (истории веры), и мне ответили, что здесь существовала активная торговля и поэтому неудивительно, что у местных купцов могло найтись что-то заморское.
Мы разговорились с работницей музея. Она меня спросила откуда я и почему мне интересен г. Чердынь. Я рассказал историю своих предков. Писал об этом ранее. Если кратко, то мой дед учился в школе-семилетке в 1925-1931г и я хотел узнать, сохранилось ли здание этой школы. Мне сказали, что у них есть замечательный экскурсовод Елена Павловна Куртенок, которая работает в Чердынском краеведческом музее с октября 1993 года, она сможет мне помочь с поисками. А так как один из самых интересных залов музея, воссозданная классная комната гимназии, была пока недоступна, то мне предложили придти через часик, осмотреть ее, а также пообщаться с Еленой Павловной. Что и было сделано. Благодаря этому разговору Чердынь мне стал как-то ближе и роднее. К счастью, здание школы-семилетки сохранилось, более того, оно функционирует в настоящее время как детская библиотека. То есть можно прям зайти внутрь и проникнуться ощущением истории и связи. Елена Павловна также пообещала посмотреть в архивах информацию по моему прадеду Аполлону, так как благодаря редкому имени есть шансы что-то найти. Буду надеяться.
Учебный класс действительно интересен. Девочки поступали в гимназию с 12 лет и учились 7 или 8 лет. Спектр изучаемых предметов был широк, от естествознания до Богословия: биология, география, рукоделие, языки, математика, изо. Спросил, были ли танцы и балы (кто о чем:), сказали да, для этого был зал внизу. Весь интерьер и реквизит сохранился подлинный, кроме парт.
Покинув музей, направился к школе деда. Зашел внутрь, поднялся на второй этаж, который в то время занимала школа. Это было важно для меня. Я очень хотел найти эту школу.
После школы мне осталась только сходить в Музей Истории Веры, который находится прям внутри старого храма, бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной в 1784 году. Этот храм-музей - одно из самых загадочных мест, в которых я бывал. Чувствуется необычная атмосфера, природу которой я не мог понять. Решил просто осматривать экспонаты, хотя без экскурсовода беглый осмотр мало что даст. В музее 2 этажа, я их осмотрел и уже собрался было уходить, как слышу из подсобки доносится грамотная речь женщины, умело рассказывающей о крае родном и вкладе ее семьи в школьное образование и историю Чердыни и окрестностей. И тут она заканчивает свою речь и выходит аккурат в тот момент, когда я спускался со второго этажа вниз. И мы разговорились. Женщину зовут Елена Александровна Толстогузова, экскурсовод музея, а также учитель географии высшей категории, а также историк, археолог, исследователь. Оказывается она участвовала в онлайн-конференции.
В перерыве она захотела провести мне короткую персональную экскурсию по музею. Благодаря этой экскурсии я понял откуда росли корни мистического ощущения этого места. Здесь много чудотворных икон. Елена Александровна рассказала о нескольких экспонатах, эффекты которых на окружающую действительность подтверждались многими случаями. Например одна из икон, между прочим католическая(!) «Пастырь добрый» помогает найти пропавшего человека, живого или мертвого. Другая икона - исцеляет, еще одна - предсказывает, есть и другие. В храме чудом сохранилась оригинальная роспись святилища, туда не проникли представители так называемого Союза воинствующих безбожников - организации в СССР, существовавшей с 1925 по 1947 год, которая ставила своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Елена Александровна говорит, что у них в сундуках хранится еще огромное количество спасенных от вышеупомянутой организации экспонатов, которые надо разбирать и идентифицировать. Она вообще очень много знает. Очень повезло, что в Чердынском крае есть такие увлеченные и образованные люди, и мне посчастливилось с ними познакомиться и пообщаться.
Через 20 минут автобус до «отворота на Губдор». Я как раз успеваю! Даже успел чайку выпить. Выхожу на «отвороте». Этот перекресток как раз является развилкой между дорогами на Чердынь и Красновишерск. Прямой автобусной связи между этими городами нет, поэтому мне теперь нужно по идее ждать автобус на Красновишерск, который по расписанию будет через 4(!) часа, а тут ехать-то всего 35км. В общем пришлось вспоминать навыки автостопа. Если я правильно помнил, то в среднем каждая 10-я машина останавливается на ваш призыв. Так примерно и получилось. Меня подобрал молодой парень Саня на классном автомобиле с номером 888. Через 20 минут я был в Красновишерске. Саня довез меня прям до гостиницы. Спасибо тебе, друг.
Номер у меня еще не был забронирован, но к счастью нашелся отличный вариант и теперь до 29-го апреля я в Красновишерске.
Вы заметили, сегодня я подпустил немного неопределенности, но все вышло благополучно.
Вечером немного погулял по парку Алмаз у реки Вишера и поужинал в кафе Карусель. Похолодало, но завтра обещают солнечно!
Троицкое городище. Первая видовая точка. Виды на Колву.
Пророко-Ильинская Церковь и вид от нее на городище:
Тропа ко 2-й видовой точке:
Виды на Колву со 2-й видовой точки:
С 3-й видовой точки:
Старая водонапорная башня в Чердыни:
Усадьба купца Надымова:
В следующем посте опубликую фото из музеев, в том числе чудотворных икон.