База Гудым заступила на боевое дежурство в 1961 году, до этого стройка шла всего 5 лет. Сложно себе представить трудозатраты, необходимые для такого масштабного строительства на вечной мерзлоте.
В немногочисленных отчётах из интернета все пишут о плохой дороге. Но после поездки на Майниц, эта дорога кажется автобаном. Без проблем проезжает любой внедорожник.
История этой базы до сих пор окутана завесой тайны. О том, что находится внутри, не знали даже жители Анадыря. Все думали, что это просто ещё одна военная часть.
База была расположена максимально близко к идеологическому противнику-США, а ракеты, размещённые здесь легко покрывали Аляску и всё западное побережье штатов.
Проезжаем несколько полуразрушенных КПП. Город призрак вокруг нас, но от него почти ничего не осталось-все постройки были взорваны минобороны лет 5 назад и нам достаются только руины.
Останки дизельной электростанции.

Вокруг Гудыма стоял авиаполк, прикрывавший ракетчиков, город Анадырь и морской порт. Аэродромы на земле прикрывал танковый батальон, а кроме них, земля и воздух были под защитой зенитчиков и артиллеристов. Ну и ещё пехота, связисты, инженеры и строители. Моряки со своими кораблями и подлодками, плюс пограничники. И на всякий случай, войска РХБЗ: тут ведь и ядерное топливо весьма ядовито, и если Анадырь был бы атакован, пришлось бы кому-то ликвидировать последствия. В-общем, вокруг Анадыря было сосредоточено такое количество военных, целый букет из всех родов войск.

Вообще-то поселка тут 2-Гудым 1 и Гудым 2. Второй находится выше по ущелью и тоже разрушен.
В разные годы объект сменил с десяток названий, самые знаменитые из которых-5-ый городок, Анадырь-1, Магадан-11. Названием Гудым объект обязан главному строителю-полковнику Гудымову. Поговаривают, что в день сдачи объекта товарищ полковник, единственный знавший все тайны объекта, то ли застрелился, то ли повесился. Якобы, произошло это после получения анонимной телеграммы из США, в которой противник от всего сердца поздравлял строителя с окончанием этой грандиозной стройки.
Сама база — объект «С» — располагается за речкой, внутри горы. В советское время её ограждали два ряда колючей проволоки, по углам ограждений стояли смотровые вышки. В охраняемой зоне оборудованы ДЗОТы, но они почему-то показно направлены в сторону жилого городка. В недрах горы вырыты гаражи-хранилища, где стояли шестиосные автомобили МАЗ-547, предназначенные для перевозки баллистических ракеты РСД-10 «Пионер». В случае войны, невзирая на противоракетную систему противника, эти ракеты могут гарантировано доставить ядерные боеголовки на североамериканский континент. Всего таких ракет было поначалу 3 или 4, но уже тогда они могли единовременно уничтожить половину всего Североамериканского континента. МАЗ-547 спокойно проходит по любому бездорожью и обеспечивает пуск ракет в любых условиях. Можно было произвести запуск прямо из гаража, поскольку крыша там раздвижная. На территории объекта «С» для удобства пуска оборудованы обычные бетонные площадки. Позже появятся ракеты шахтного базирования.
"Нора", как её называли местные, имела несколько входов. На виду сейчас 2 из них С15 и С16.
Внешне выглядит как сарай у подножья сопки. Внутрь ведут рельсы, по которым изделия завозили в хранилище на электротележках.
Внутри, за массивной железной дверью, находится полуторакилометровый туннель боковыми ответвлениями и большим хранилищем в самом конце. Дверь неоднократно заваривали, но это бесполезно. Вход свободный.
Внутри просторный зал с мостовым краном для перегрузки изделий и дальше узкий туннель, уходящий вглубь горы.
Когда-то по стенам шли силовые кабели, но их срезали охотники за цветными металлами. Бетон до сих пор находится в отличном состоянии.
Слева-справа уютные комнаты, напоминающие локации из квестов. Двери открыты-заходи и смотри. В былые годы объект имел несколько уровней допуска и должен был выдержать ядерный удар.
Вот вентиляционная, например.
В сети есть несколько подробных репортажей об этом объекте и о том, что здесь происходило с описание техпроцесса. Особенно интересно про профилактику источников нейтронного излучения, используемых в боеголовках. Тут бы походить, да как следует всё осмотреть, но наш самолёт через 4 часа и пора возвращаться домой.
На склоне сопки виден второй такой же вход. Наверняка их было гораздо больше 2.
Если б заранее знать, что тут так хорошо, выделили бы побольше времени на прогулку. А так, в окрестностях Угольных Копей ещё много подобных объектов-это и Гудым-2 и танковый полигон и брошенные военные городки. Ездить далеко не нужно, заброшка начинается чуть ли не от аэропорта. Это целый отдельный пласт Чукотки, на который можно смело закладывать пару дней. Обязательно учтём в следующий раз.
Продолжение следует