Ракурс от Новой биржи на Красную площадь и Красный гостиный двор

По Набережной мы и пойдем дальше (фото разных дней)


Здание Старой хлебной биржи. Ее еще называли Лоцманской

Открытие биржи состоялось 18 июля 1811-ого года в присутствии генерал-губернатора Ярославской губернии Михаила Голицина. Строительство вели за счёт благотворительных взносов иногородних купцов, которые приезжали в Рыбинск заключать сделки.
После открытия вдруг оказалось, что купцы биржу-то не жалуют, а заключать сделки предпочитают по-старинке, с глазу на глаз, в какой-нибудь чайной.
Здание пустовало, и в итоге городская дума рачительно решила - чего хорошему месту пропадать, и использовала его под свои нужды. Большой биржевой зал не занимали, а в других помещениях потихоньку разместили конторы различных учреждений.
В 1841-ом году Рыбинск посетил Николай I, который стал очень гневаться на нежелание местных купцов вести торговлю цивилизованно. Император распорядился вновь открыть биржу и дать ей "надлежащее устройство".
Но и это не смогло сломать прежнего уклада: сделки по-прежнему заключались на улицах, в торговых лавках и в кабаках за чаем.
Вот мне интересно, везде про чай пишут. Неужели, без рюмки-другой водки или наливки какой обходилось? Или в то время не принято было так бизнес вести?...
Всё изменилось в 1860-ом году, когда председателем биржевого комитета стал купец в третьем поколении Михаил Журавлёв. Он смог донести (уж не знаю, каким образом, вероятно, вечным "кнут и пряник") до коммерсантов пользу цивилизованного подхода и постепенно укрепил авторитет площадки для торгов. Оборот её начал расти с огромной скоростью, и к началу ХХ-ого века это была крупнейшая хлебная биржа России. Так как на Россию тогда приходилось 2/3 мирового экспорта зерна, то можно сказать, что в этом скромном здании определялись мировые цены на хлеб

В советские годы здесь были речной вокзал и водная милиция.
В наши дни здание биржи принадлежит рыбинскому музею-заповеднику, и ему вновь ищут новое назначение. Здесь могли бы разместить собрание картин или, к примеру, открыть музей истории волжского судоходства. Могли бы. Но не могут.
Нет денег

Напротив Старой биржи - уже практически полностью отремонтированный Мучной гостиный двор, который занимает целый квартал

Интересно, на какую торговлю рассчитывают инвесторы этой реконструкции? Пустят ли туда по вменяемым ценам торговцев старейшего в городе Мытного рынка, которые сейчас обитают со своим китайским ширпотребом во внутреннем дворе этих новых красивых отремонтированных зданий

Старая фото, когда еще не было Новой биржи (яркая белая - это Старая).
Какая забитая судами рабочая Волга!

С другого ракурса, сейчас мы пойдем вдоль реки, там, где на фото посажены молоденькие деревца

Памятник бурлаку. Его сначала поставили в другом месте (я покажу), но тут ему, определенно лучше

Вот, что про бурлаков раньше знала я.
Это Репин со своими "Бурлаками на Волге" в нашем Русском музее, Некрасов - "этот стон у нас песней зовется, то бурлаки идут бечевой..."
Рыбинск называют столицей бурлаков.
Дальше мои читатели могут смело пропустить весь текст до следующей фотографии. Я же пойду, пороюсь в истории бурлацкого дела)
*****************************************************************
Так вот. Про бурлаков.
Оказывается, бурлаки не были единственным "двигателем" судна: где позволял берег - тянули лошади, при попутном ветре расшива шла под парусом, где-то использовался якорь на тросе..
Да, кстати, новое слово. Расшива — парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге и Каспии. Строились в XVIII—XIX веках.
Самим бурлакам впрягаться в бечеву приходилось только тогда, когда других вариантов не было. Нельзя сказать, что это было редко, да и труд конечно, адский, но и оплачивался он неплохо.
Хороший бурлак на Волге ценился не меньше, чем хороший лоцман.
Ватага (артель), состояла из "шишки" (вот откуда пошло название важного человека - "шишка") или "дядьки" (вожак, хорошо знающий нюансы местности), "кабальных" (которые работали за долги) и "усердных" (которых за труд ждало вознаграждение, и потому кабальных они слегка подгоняли).
Было разделение бурлаков и по территориальному признаку - одни тягали бечеву от Астрахани до Рыбинска, а другие - от Рыбинска до Петербурга.
При этом на Большой Волге бурлачество сошло на нет к концу XIX-ого века, а вот на Мариинской и Тихвинской водных системах, где русла были поуже, а суда полегче, сохранялось до самой революции


Ну, а роль Рыбинска, как бурлацкой столицы определялась именно его положением - с низовий Волги расшиву тягали сюда, а водные пути на Петербург начинались отсюда.
То есть вот на этой самой Волжской набережной встречались бурлаки разных направлений и специализаций.
"Картина Репина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873-ем году отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!»
В 1927-ом году в СССР была издана монография И. А. Шубина "Волга и волжское судоходство".
Как он описывает труд бурлаков:
"На баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.
А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!"
Если честно, я не очень поняла, как это технически было реализовано, но общий смысл ясен.
"Всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали: хлеба уж не меньше, чем по два фунта, мяса по полфунта, а рыбы — сколько съедят, да к тому же еще сколько-то масла, сахара, соли, чаю, табака, крупы — все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех."
Про красную икру хорошо. И про грех работать после обеда)
"И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил!
И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.
Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания "пожалостливее"!"
На да, получилось вполне жалостливо)

Бурлаки, кстати, существовали не только в России - везде в мире, где имелось речное судоходство применяли бурлацкую силу.
Голландские бурлаки, 1931-ый год

