Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: Telegram [Bot] и гости: 4
После сильнейшего пожара 1842 года Пермь пришлось фактически отстраивать заново. Именно тогда к западу от исторического центра на горе Слудке была заложена церковь Святой Троицы, которая уже спустя 15 лет стала настоящим украшением города. Таковым - после недавней реставрации - она является и сегодня.
В 1923 году Троицкая церковь получила статус Кафедрального собора, который остаётся за ней и сейчас. Кстати, закрытый в 1930-х годах храм был возвращён верующим неожиданно быстро - ещё во время войны, после чего долгое время "на пару" с Всехсвятской церковью на Егошихинском кладбищем оставался единственным действующим в Перми. Возможно, поэтому его внутреннее убранство совсем не выглядит новодельным:
Собор, как монастырь, расположен в центре П-образного двора, образованными корпусами, в которых располагаются службы Пермской епархии:
Конечно, религиозная архитектура Перми, как и Кирова, не ограничивается православной. Католическую церковь Непорочного Зачатия я уже показывал, а вот Евангелическо-лютеранская кирха Святой Марии, возведённая в середине 19 столетия по проекту петербургского архитектора Гаральда Юлиуса Боссе (любопытно, что всего несколько дней назад я, ещё того не зная, смотрел на его же творение в самом Питере - Эстонскую лютеранскую церковь Св. апостола Иоанна).
А самым красивым сооружением Перми - причём в "абсолютной весовой категории" - я бы назвал расположенную на той же Монастырской улице - примерно посередине между Троицким собором и Художественной галереей (бывшим Спасо-Преображенским собором) Пермскую соборную мечеть - потрясающий шедевр зодчества, стоящий выше различий между архитектурными стилями и вероисповеданиями.
Автором мечети, построенной в начале 20 столетия, стал архитектор Александр Иванович Ожегов, который не успел проявить свой талант в полной мере, поскольку умер молодым, всего в 32 года, но даже к этому времени успел оставить после себя, кроме мечети, ещё две прекрасные церкви: Успенскую на старом Егошихинском кладбище, до которой я, к сожалению, так и не добрался (очень уж неудобно она расположена), и Вознесенско-Феодосиевскую, с которой я вечером начал свой рассказ о Перми и дальше ещё обязательно покажу её при дневном свете.
Собственно, про мечеть мне даже сказать нечего: такую архитектуру надо не описывать, её надо просто "вдыхать", воспринимать не только и не столько глазами и умом, сколько душой и сердцем...
Мечеть построена не в классическом "восточном" стиле, а с преобладанием эклектики (что никоим образом не снижает ценность этой рукотворной "жемчужины"), хотя "нотки" мавританского зодчества в ней, безусловно, проскальзывают.
Её внутреннее убранство атмосферное, но всё же во многом утилитарное, без особых изысков и роскоши:
А сейчас я приглашаю вас в музей, и те, кто уже знает слабую совместимость этого формата со мной, наверняка "заподозрят", что он необычный. И так оно и есть, хотя его название вполне традиционное: Пермская художественная галерея. Но вот дальше начинаются необычности: во-первых, он расположен в стенах бывшего Спасо-Преображенского собора, закрытого в 1933 году. Во-вторых, его коллекция по своему уровню выходит за рамки "очередного" провинциального музея: здесь представлены и Шишкин, и Саврасов, и Поленов, и Куинджи, и Левитан, и Верещагин, и Репин, и Васнецов, и Суриков, и Крамской, и Айвазовский (в частности, именно здесь можно увидеть одну из самых известных его работ - "Контрабандисты"), и многие другие гранды русской живописи, а также мастера 16-17 столетий из Италии, Голландии, Фландрии и Франции. И, наконец, в-третьих – здесь находится уникальная коллекция деревянной религиозной скульптуры, собранная в различных районах Пермского края - она считается самым большим не только в России, но и в мире собранием православных церковных скульптур. Как раз ради неё я и нарушил свои традиции и отправился в художественную галерею.
После передачи здания Галерее внутреннее пространство бывшего собора было разделено перекрытиями на 3 этажа, каждый из которых сегодня посвящён одному из трёх основных разделов музея: первый - русскому искусству, второй - искусству Западной Европы и третий, "подкупольный" - пермской деревянной скульптуре. Парадоксально, но при этом остался нетронутым 23-метровый иконостас, вырезанный из кедра, который был перевезён сюда ещё из Пыскорского храма и, как и раньше, занимает всю алтарную стену снизу доверху. И хотя увидеть его целиком не представляется возможным, его роль в создании особой атмосферы нынешнего музея огромна.
Я пришёл в Галерею практически к открытию, когда первые экскурсионные группы - в основном, школьные - уже зашли туда, и поступил, на мой взгляд, супермудро: не стал тянуться за ними по первым двум этажам и сразу поднялся наверх, в зал скульптур. Расчёт себя полностью оправдал - я оказался в полном одиночестве (не считая служительницы) в окружении деревянных Иисусов, Ангелов и Святых!
Вот так эффектно лестница выводит на верхний этаж: впереди сразу появляется и по мере подъёма начинает увеличиваться верхняя часть уникального золочёного иконостаса, выполненного крепостными мастерами в первой половине 18 века.
Как я уже писал, увидеть иконостас полностью невозможно - если только исхитриться и глянуть в узкое пространство между них и межэтажным перекрытием вниз - но, это конечно, будет совсем не то. А потому остаётся только любоваться этим народным творением "кусочно": фрагментами, по частям:
Вот, кстати, максимально возможный вид "сверху донизу":
Сейчас я сначала покажу общие виды зала деревянной скульптуры, а потом - вместе с наиболее "въедливыми" и терпеливыми - посмотрим всё более детально.
Одно из главных мест в экспозиции занимают разного ранга Ангелы. Вот, к примеру, две пары размером в добрую половину человеческого роста:
Коленопреклоненный ангел:
А вот херувимчики:
Вообще храмовая деревянная скульптура - одна из "визитных карточек" Пермского края. Её неповторимой особенностью является то, что будучи по своей сути искусством православным, она, с одной стороны, сохранила черты языческой культуры и древних верований пермяков, а с другой - подверглась влиянию западно-европейского барокко.
Нетрудно понять, что корни местной скульптуры уходят ко временам поклонения деревянным идолам, и, будучи обращёнными в православие, народы Прикамья так и не смогли привыкнуть к иконам и склонялись к более привычным статуям. А священники, увидев, что бороться с этим бесполезно и можно лишь озлобить людей, не стали слишком рьяно упорствовать.
Представленные в Пермской художественной галерее скульптуры были созданы в 17-18 веках - во времена массовой христианизации местного населения. Причём новые святые - от самого Иисуса до ангелов - для коми-пермяков ещё долгое время продолжали оставаться богами - с новыми именами, но привычными для них "функциями", поэтому они и относились к ним "по-свойски": одевали в привычные наряды, обували, приносили угощения и дары и даже наделяли "местной" внешностью: широкими скулами и "азиатскими" глазами.
Первая, тогда ещё очень небольшая, коллекция пермских деревянных скульптур появилась ещё до революции, но благодаря местным сподвижникам и, прежде всего, искусствоведу Николаю Николаевичу Серебренникову (служившему, кстати сказать, ранее писарем в армии Колчака), начала активно развиваться, как ни странно, в первые годы советской власти: в 1923-1926 годах состоялось 6 экспедиций в поисках будущих экспонатов. В выпущенной позднее книге Н. Н. Серебренников писал: "... пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой". Парой лет спустя в рамках своего визита в Пермь нарком просвещения А. В. Луначарский посетил выставку пермской деревянной скульптуры, которая буквально привела его в восторг: "Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторической точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности".
Сегодня коллекция Пермской галереи насчитывает около 500 деревянных экспонатов. Она стала известна не только (боюсь, даже не столько!) в России, но и за границей: её произведения участвовали в выставках в Париже, Осаке, Брюсселе, Лионе.
А теперь давайте коротко "пробежимся" по отдельным скульптурам. Одной из любимых пермяками тем было изображение "Христа в темнице", заимствованное, как считается, из католической живописи. В русских храмах оно получило наибольшее распространение в 18-19 веках, когда в церковных убранствах стала "модной" тема Страстей Христовых.
Скульптурная композиция из храма в Пышме, показанная ниже, считается уникальной, поскольку других подобных ансамблей с "темницей" до наших дней не сохранилось. "Темница" здесь - совсем не то, что мы понимаем под этим словом, а красивая резная беседка, оплетённая виноградом и с ангелами на крыше...
Два групповые композиции, включающие Богоматерь, Иоанна Богослова, Марию Магдалину и Сотника Лонгина:
Поклонный крест 17 века:
Двое Царских врат: 18 столетия (слева) и 17-го (справа):
Кроме Иисуса, пермские мастера часто изображали св. Николая Можайского. В Пермской галерее можно увидеть несколько его скульптур, и вот самая красивая из них:
В это время, когда я уже всё посмотрел, а что-то - и не один раз, и даже пообщался со служительницей, до верхнего этажа, наконец, добрались экскурсионные группы, которые я обогнал в самом начале. Они ещё даже не начали подниматься, ещё только толпились у лестницы внизу, но их голоса (всё же, не будем забывать, храмовая акустика!) уже просочились сюда и ... та магия, что наполняла верхний зал, когда кроме меня и ангелов, здесь никого не было, исчезла. Признаюсь, что я не большой любитель ни скульптурного жанра вообще, ни, тем более, атрибутики из арсеналов организованных религий, но коллекция деревянных скульптур в Пермской художественной галерее меня не просто впечатлила, а, можно сказать, проняла. Не знаю, почему, да и какая разница - главное, что это было:)
Конечно, немаловажным фактором общего антуража является то, что выставка находится под куполом церкви. Пока. Поскольку уже давно решено, что в обозримом будущем собор вернут "в лоно", а Галерея получит новое современное здание. И это, конечно, хорошо, но ... не скажу за картинные залы, но экспозиция деревянной скульптуры от этого потеряет многое, разрушится та атмосфера, которая сегодня объединяет в единое целое "рукотворных богов" и "дом Бога живого". И хотя я всегда стою за "возвращение награбленного" (и не потому, что так радею за церковь, а просто "не фиг" хватать чужое; не строили - не лапайте), мне будет жаль, если Пермская галерея покинет это атмосферное и "намоленное" место...
Думаю, что намного лучше, чем я, расскажет о выставке Пермской деревянной скульптуры более профессиональный, чем все мои фотографии, ролик:
А теперь можно посмотреть и другие залы, тем более что они сейчас уже тоже пустые - моя затея с "противоходом" себя полностью оправдала:) Здесь я долго зависать не стану - ни "в реале", ни в рассказе: в живописи я разбираюсь исключительно на уровне "нравится - не нравится" (то есть совсем не разбираюсь), к тому же, всевозможные портреты, натюрморты и депрессивные зимние пейзажи - это уж точно совсем не моё. Да и фотографировать картины в музее - дело неблагодарное: официально-то это разрешается, если без вспышки, но получаются блики, отражения, в общем, уже не картина, а невесть что...
Но несколько полотен я всё же приведу - исключительно в плане общего понимания об уровне коллекции Пермской галереи
Интересно на этом снимке получилось отражение окна - как Луна на небе, как будто так и задумано:)
Маску, кстати, сотворил Врубель и назвал её "Морской царь".
..........
Любопытно, что росписи, украшавшие стены Спасо-Преображенского собора, когда он ещё был собором, не утеряны, а просто скрыты под штукатуркой. В качестве иллюстрации реставраторы открыли два небольших фрагмента старинных фресок:
То есть когда Галерея съедет (к сожалению, это, как я понимаю, неотвратимо) и храм вернут Церкви, расписывать вновь его не придётся. Конечно, многое нужно будет подновить, но в целом это будут всё те же исторические фрески, ушедшие на время "в подполье" в ожидании своего часа.
savl1 писал(а) 13 июл 2022, 10:23:Кстати, такие таблички, что очень удобно, сопровождают здесь каждый экспонат.
Радостно видеть изменения в экспозиции деревянной скульптуры, раньше ( лет 10 назад) третий этаж представлял из себя "склад на чердаке", много-много "Христа" в пыли. Но все равно, и в этой пыли "Христос и ангелочки" производило неизгладимое впечатление. У нас в Петербурге была великолепная выставка «Христос в темнице» (Пермские боги) в Крещение 2019г. Организаторы как по мне - просто сделали шедевр - как в пространстве, так и в музыкальном оформлении. Мне особенно было это интересно посмотреть после того, как я неоднократно была на 3 этаже Галереи при дневном свете...
savl1, спасибо за всю Галерею, очень ее люблю, и с удовольствием с Вами прошлась...
Nicedub, рад услышать, что этот раздел оказался Вам близок. Я понимаю, что столь нишевая экспозия - далеко не для всех и даже не для большинства, но тем приятнее, что кому-то она была интересной:)
PS. Пользуясь случаем, рискну пригласить (видеть читателем местного жителя - это всегда определённый риск) Вас на свой следующий рассказ о Питере:)
Во всех путешествиях, а в городских особенно, важно блюсти максимум разнообразия. То же самое относится и к рассказам: в Центральном парке и Художественной галерее мы немного передохнули от "улиц" и "домиков", а теперь, посмотрев скульптуры и картины, вновь походим по колоритному центру города.
Церковь Рождества Богородицы была возведена в конце 18 века на средства купца Василия Герасимовича Лапина, чему предшествовала любопытная история, едва не ставшая трагической: во время одной из торговых экспедиций по Тихому океану корабль, на котором Лапин перевозил товар, потерпел крушение. Однако сам купец не погиб, а был выброшен на пустынный берег и дал обет, что в случае спасения построит храм в честь Богородицы. Господь, видимо, услышал его: Лапина спасло проходившее мимо английское судно, и по возвращении в Россию он честно исполнил данное богу обязательство.
В 1838 году церковь была частично реконструирована: к ней пристроили 4 боковых придела, что несколько изменило её первоначальный облик.
Угловой дом в стиле модерн на пересечении улиц Газеты "Звезда" и Советской обычно приписывают купчихе В. К. Пермяковой, но это не совсем так. Ей принадлежала лишь земля, которую арендовало товарищество "Проводник", занимающееся изготовлением и продажей изделий из резины, хирургических инструментов, линолеума и других промышленных товаров, а также первых в Перми ... футбольных мячей, стоивших огромные по тем временам деньги - 5 с половиной рублей! Оно-то в конце 19 века и построило дом, украсив его фасады маскаронами с античными изображениями мужских и женских лиц и львиных морд.
Чуть дальше по Советской (бывшей Торговой) находится самое, пожалуй, красивое из гражданских строений (абсолютное лидерство, если помните, я отдал Соборной мечети) старой Перми - Дом купца А. А. Боброва конца 19 столетия:
Перекрашенный после недавней реставрации (судя по снимкам в инете) Торговый дом Ижболдиных начала 20 века:
Сравнительно недавно в центре Перми появилась новая скульптура, точнее, арт-объект - "Надкушенное яблоко" диаметром 3 метра. Снаружи оно покрыто зелёной керамической плиткой, а место "откуса" выложено из кирпича разрушенных исторических зданий. Что касается толкования это "объекта", то я прочитал несколько из них, и ни одно мне не показалось хоть сколько-то убедительным, поэтому я даже приводить их не буду...
В 1880-х годах, когда отмечалось 500-летие крещения коми-пермяков Стефаном Пермским, положившего начало христианизации Прикамья, в центре города была воздвигнута Часовня Стефана Великопермского в псевдорусском стиле. Вскоре при ней открылась первая в Перми церковно-приходская школа, для которой к часовне пристроили каменное здание. Этот красивый ансамбль сохранился до наших дней с той лишь "поправкой", что уже при большевиках большие высокие окна школы были заделаны, а вместо них пробиты новые, теперь уже маленькие и два ряда.
Очень эффектно оформлены входные порталы, что в часовню, что в бывшую приходскую школу:
Будучи в Перми, нельзя не пройтись по Пермской улице. И не только топонимического символизма ради, но и потому, что местами (особенно от Комсомольского проспекта до улицы Газеты "Звезда") на ней сохранилась колоритная историческая застройка (выше я уже показывал одну из здешних "жемчужин" – деревянный особняк Токаревой).
На нескольких зданиях здесь остановлюсь отдельно. Во-первых, это "Особняк купца Д. С. Жирнова с воротами" (так он зовётся в списках памятников архитектуры регионального значения), построенный в начале 1880-х годов:
А ворота - да, это настоящий шедевр, недаром они даже были вынесены в "заголовок" наравне с самим домом...
С другой стороны к воротам примыкает красивое краснокирпичное здание бывшей Рождество-Богородицкой школы - первой в Пермской губернии церковно-приходской школы, сооружённое в 1896 году по проекту уже упоминавшегося мной архитектора А. Б. Турчевича (помните Дома Грибушина и Мешкова?). Сегодня в ней находится Православная классическая гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.
* * * * * * * * * *
Первый крупный рынок будущей Перми появился в 1730-1740-х годах на берегу Камы недалеко от устья Егошихи (там сегодня расположена станция Пермь-1). Потом, когда город вырос, он переместился ближе к центру на большое свободное пространство, названное позже Главной площадью, где был построен каменный гостиный двор.
Однако в 1824 году наметился приезд в Пермь императора Александра I, в связи с чем потребовалась территория для военных учений и плац-парадов, и часть торговых рядов с Главной площади была переведена на пустующее заболоченное место к югу от Преображенского собора. Для осушения было прорыто несколько глубоких канав, а уровень самой площади поднимали путём её засыпки строительным мусором, щепой и речным песком (а в середине 19 века площадь выложили многослойным настилом из тонких бревен и жердей), но избавиться от проступающей отовсюду жирной чёрной торфяной грязи - потому рынок и прозвали Чёрным - удалось лишь ближе к концу столетия.
В 1890 году на рыночной площади был построен каменный двухэтажный торговый корпус (пассаж), а спустя 9 лет напротив него появился его "двойник" (они стали известны как корпуса NN 1 и 2); в начале 20 века чуть в стороне возвели 3-й корпус, который архитектурно отличался от ранее построенных. Все они дошли до нашего времени, хотя площадь уже перестала быть площадью и превратилась в сквер Уральских добровольцев и Советскую улицу.
На отреставрированном недавно Пассаже N1 сохранился его номер:
Чёрный рынок просуществовал до 1929 года, но и потом, вплоть до 1940-х годов, на нём периодически устраивались самые разные ярмарки.
..........
В начале 19 века на Екатерининской улице (сегодня ей возвращено историческое имя) была создана первая в Перми пожарная часть. Но она не справлялась с большим числом выездов, поскольку город в то время ещё в значительно мере был деревянным, и при каждом "удобном" случае горел легко и "охотно", а потому в 1880 году пермское "Вольное пожарное общество" обратилось в Городскую думу с просьбой разрешить строительство второй пожарной части. Естественно, разрешение было получено, и уже через 3 года на северо-западной стороне Рыночной площади было возведено здание пожарного депо с каланчой и конюшней для 29 пар лошадей.
Эта пожарная часть не только сохранилась до наших дней, но и продолжает (по крайней мере, так было до недавнего времени) использоваться по прямому назначению.
Чуть позже к зданию пожарного депо был пристроен ледник, чтобы торговцы Чёрного рынка могли в летнее время хранить там мясо, рыбу и другие скоропортящиеся продукты. Его стена была выложена огнеупорным кирпичом, а внутрь вели около 20 деревянных дверей, обитых снаружи железом - благодаря такой мере лёд, который вырубали на Каме каждую весну, сохранялся в леднике до следующей зимы.
..........
Ещё одно красивое здание первой половины 19 века с богатой лепниной на окнах (и не только) находится рядом с бывшей Рыночной площадью. Это Дом городского общества, изначально принадлежавший приезжему чиновнику А. Евреинову, назначенному городскими властями на службу в уголовный суд. Позднее, уже внуком Евреинова, у здания появились две пристройки, в одной из которых открылся клуб для семейного досуга местных чиновников.
Дела у купеческого семейства шли "очень не очень", и в 1886 году дом перешёл к общественному Мариинскому банку, потом сдан в аренду частной гимназии для мальчиков, которое позже получило статус правительственной мужской гимназии.
Церковь со сложным названием Вознесенско-Феодосиевская (а полное имя и того хлеще: Градо-Пермская Вознесенская церковь во имя святого Феодосия Черниговского) - одна из самых красивых в Перми. Она была воздвигнута на Екатерининской улице в начале 20 века по инициативе и на средства местных купцов (а ещё один купец - Александр Бабалов - пожертвовал для "благого дела" земельный участок и привлёк к делу свою артель рабочих), поэтому её прозвали "купеческой".
Храм сооружён в неорусском стиле, а её автором был инженер по образованию и начинающий архитектор Александр Иванович Ожегов, который построил в Перми ещё две архитектурные "жемчужины": Соборную мечеть и Успенскую церковь на старом Егошихинском кладбище. Бог знает, какие ещё шедевры появились бы в Перми, если б Александр Иванович не скончался так рано: даже из своих творений в полностью завершённом виде он успел увидеть только мечеть...
На той же Екатерининской улице - а вот так красиво оформлены уличные таблички в центре Перми:
... находится пермская Синагога, построенная в 1913 году на месте деревянного молельного дома местной еврейской общины:
* * * * * * * * * *
Сейчас мы снова вернёмся на берег Камы, но на этот раз пройдём через тоннель под железнодорожными путями и спустимся к "нижней набережной" (хотя такого официального имени, как в Нижнем Новгороде, в Перми не существует). Она была образована сравнительно недавно - в 1960-х годах, а до этого, начиная с 18 столетия, прибрежная зона представляла собой "винегрет" из пристаней, дебаркадеров, складов, мелких торговых лавок и просто пустующих территорий, где выгуливали скот - никаким благоустройством здесь и не пахло: городские власти считали, что "верхней набережной" - ныне улицы Окулова - вполне хватает для прогулок и созерцания камских пейзажей.
Проект создания прибрежной прогулочной зоны близ только что построенного Речного вокзала появился лишь в феврале 1941 года, но вмешалась война, после неё стояли более насущные проблемы, и только в 1959 году на берегу Камы начались строительные работы, завершившиеся спустя 4 года открытием новой набережной, ставшей, судя по архивным фотографиям из Инета, одним из любимых мест отдыха горожан.
Недавно набережная была реконструирована, ещё более облагорожена, и местами превратилась в настоящее, как сейчас модно говорить, "общественное пространство".
Что мне очень понравилось - вдоль набережной от спуска к ней в районе Художественной галереи в сторону моста протянулась "гирлянда" стендов с тематическими ("Пермь - город детей", "Пермь - город на Каме") фотографиями разных уголков города времён "развитого (и не только) социализма". И хотя я большой нелюбитель (именно так - не "не любитель", а именно "нелюбитель") ретро-стиля вообще, а "соцретра" в особенности, многие иллюстрации посмотрел с интересом.
* * * * * * * * * *
Мой рассказ о Перми подходит к завершению (но отнюдь не кончается сам рассказ: впереди ещё живописная Хохловка и атмосферный Кунгур), и "финишировать" мы будем на городским улицах с колоритными дореволюционными домами и суперсовременными зданиями, которые, как ни странно, не портят общего впечатления от обаятельной Перми.
Внушительный особняк в стиле классицизма, в котором ныне находится Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, был возведён в первой половине 19 века для саратовского купца-подрядчика Никиты Кондратьевича Крылова, а в 1874 году в нём разместился Окружной суд - об этом напоминают лепные "весы правосудия" на фронтоне здания.
Отреставрированный исторический дом на улице Газеты "Звезда" (кстати, названной так по предложению проживавшего в Перми чуть более года Аркадия Гайдара, который опубликовал в "Звезде" свой рассказ "Угловой дом", который считается его первым произведением, подписанным ставшим хорошо известным псевдонимом).
Фрагмент особняка, названного по имени его первого владельца - председателя казённой палаты Василия Евграфовича Вердеревского:
В кирпичном здании начала 20 века, где сегодня располагается поликлиника противотуберкулезного диспансера, в 1906 году был открыт Вдовий дом, в котором оставшиеся без мужей женщины с детьми бесплатно получали квартиру с освещением и отоплением.
А про этот дом советской застройки середины 20 века написано очень интересно: "Обладает признаками памятника архитектуры, не охраняется государством".
В 1872 году на южной окраине города, где начинался Казанский тракт, по инициативе Пермского мещанского общества было открыто учреждение призрения для "пермских мещан и купцов, потерявших способность собственным трудом зарабатывать себе на пропитание", проще говоря - богадельня. При ней возвели небольшую деревянную церковь во имя Святого Праведника Симеона Верхотурского, а в начале 20 столетия и богадельня, и храм были перестроены в камне.
Перед церковью виден салатового цвета деревянный (точнее, кирпичный, но обшитый досками) дом, построенный в 1827 году для подрядчика Никиты Крылова. Дом, в общем-то, простой, без особых излишеств, но посмотрите, какой обаятельный декор!
И ещё немножко "картинок с улицы" просто "списком":