В Тотьме-тьме… где? Олень в отпуске. Через восток на запад или русские в Калифорнии. Как проехать в Картуши? Детям – мороженое, даме – кофточку!
Давным-давно, в годы моей не слишком беззаботной студенческой юности (юность вообще у кого-нибудь была беззаботная?), я каждое лето от изучения финансово-экономической науки переходил к практике: работал маршрутным рабочим с геологами. Таким образом, мне удавалась подзаработать и одновременно отлично отдохнуть на природе. Страна стремительно разваливалась, денег на науку не выделяли, и трудились мы не в Сибири или на Камчатке, как прежде, а в Северном Приладожье и карельских приграничных районах. Но там тоже очень красиво. Работа была несложная: заботиться о быте геолога, пока он колотит молотком по скалам, да таскать в рюкзаке, а потом сортировать его каменную добычу. Каждый образец надо было завернуть в плотную бумагу и надписать. Легко сказать! Сначала надо было где-то найти эту плотную бумагу. Времена наступили странные. Магазины стояли почти пустые, и в то же время в них порой можно было найти какие-то неожиданные товары за копейки. В одном из местных магазинчиков мы обнаружили залежи школьных контурных карт и атласов. Вот они-то и пошли на упаковку. Я радовался решению проблемы, а вот мой напарник, студент-географ, обливался горькими слезами. "Мне это как ножом по сердцу!" - объяснял он. - "Тебе не понять, что для меня значат карты. Ты не географ! Это как если бы тебя, финансиста, заставили камни в... ну не знаю... в деньги заворачивать!"
Я долго смеялся. У меня нет священного трепета по отношению к бумажным купюрам, и если бы их было выгодно утилизовать таким образом, я бы только порадовался. Но в одном мой друг был совершенно прав. Я не географ! И к стыду своему признаюсь, что еще пару лет назад название Тотьма мне решительно ни о чем не говорило. Я бы, пожалуй, даже затруднился с ответом, в какой части страны находится этот город. И вполне мог миновать его, не заметив. Да и маршрут наш изначально пролегал по другим районам, напрямую из Кирова в Вологду через Галич. Соответственно, достопримечательности и интересные места я искал на той трассе. Бездорожье и отсутствие приемлемого ночлега заставили скорректировать планы. Теперь мы ехали в Великий Устюг, и только оттуда - в Вологду. Второпях выясняя, нет ли на новом пути еще каких-нибудь интересностей, я и наткнулся на городок Тотьма, затерявшийся в этих глухих местах.
Фотографии заставили меня задержать взгляд. Церкви в этом крошечном городке были, безусловно, примечательные. Почитав немного, я выяснил, что они построены в уникальном архитектурном стиле - тотемское барокко! Что выходец из Тотьмы был губернатором крепости Форт-Росс в Калифорнии!! Что этот городок отправил 20 экспедиций в Америку, и здесь есть музей мореходов!!! В Тотьме... где?! Нет, я знаю, что в песне поется "В Вологде, где...". В Вологду мы совсем скоро тоже доберемся и про резной палисад что-нибудь выясним. Но сначала надо понять, что делали мореходы в вологодской глуши?!
Тайны города начинаются с самого возникновения Тотьмы. В серьезной научной литературе о его ранней истории и происхождении названия гадать не берутся. Т.е. жителям лестно считать, что основан их город раньше, чем Москва. В доказательство приводится грамотка о подати в мехах (которыми здешние леса славились издревле) в пользу новгородских князей, датированная аж 1137 г. Правда там поселение названо Тошма, да и находится, видимо, в другом месте. Впрочем, это как раз понятно. Город был сожжен казанскими татарами в 1539 году, но ни меха, ни соль, ни река, составлявшие его богатство, существовать не перестали. И Тотьма возродилась из пепла на новом месте, в 15 км выше по течению Сухоны у ее слияния с речкой Песья Деньга. Названной так, потому что на восстановление города и последняя собака была обязана деньгу дать. ;) Или, по другой легенде, потому что работавшие здесь мужики сказали: «Пес с деньгами, лишь бы на царя посмотреть!» - что уж совсем ни в какие ворота не лезет.На самом деле, ни псы, ни деньги тут не причем. Еденьга - это "река" на чудском наречьи. А уж песчаная она с подачи поселившихся здесь славян или еще какая, этого мы не знаем. Ну и пес с ней.
Но откуда могла взяться байка про мужиков и проезжавшего мимо царя?! Местные жители, хоть и находят название города в документах XII века, изобретение названия при этом приписывают то Петру I, то Ивану Грозному. Приехал сюда Петр Грозный с визитом, а ему темную устроили. Ну или еще что-то неприятное случилось, и царь в сердцах воскликнул: "То не город, то тьма!". Петр, кстати, в отличие от Грозного, здесь и правда бывал, но все же не в XII веке, и к названию города он отношения не имеет. Зато царь лично поработал на местных соляных варницах, вытащил несколько бадей с рассолом и потребовал зарплату за тяжкий труд. Солеварение было здесь настолько важным делом, что какое-то время поселение называли Соль Тотемская. Рассолы, правда, сильно уступали в насыщенности соседним землям. Выручала сообразительность местного населения, быстрее других освоившего передовые технологии солеварения, а еще особый статус хозяев промыслов. Изначально, эти места разрабатывала одна из ветвей семейства Строгановых. Но потом прямо при варницах был основан целый монастырь, и монахи, чей доход не облагался пошлинами и налогами, быстро потеснили прежних хозяев бизнеса и конкурентов. Чем-то мне это напоминает скандалы с табачным импортом лихих 90-х, ну да не будем о грустном. Солеварный промысел у монастыря отобрали при Екатерине, и он (промысел, не монастырь) стремительно зачах. Соль, правда, варили вплоть до XX века, но уже только для местных нужд.
Итак, утром мы покинули гостеприимную лесопилку, чтобы поближе познакомиться с Тотьмой. Несмотря на раннее субботнее утро, центральные улицы были буквально запружены народом. Вскоре, нам пришлось припарковать машину, чтобы кого-нибудь не задавить ненароком. Поинтересовавшись, что дают, мы выяснили, что попали в Тотьму аккурат в день города! К празднику городок украсили, подготовили всевозможные выступления и развлечения. Повсюду торговали сувенирами и местными товарами. Мы с удовольствием отвлеклись от экскурсионной программы и посмотрели на народные гуляния.
Официальная программа
Народ гуляет
Местный олимпийский чемпион
Надпись на повозке: "Извините, олень в отпуске" =)
В поздравительных речах и на праздничных плакатах снова и снова повторялась фраза: Тотьма – город мореходов. И даже на самых обычных жилых домах нет-нет, да возникала морская тематика.
Но ведь до ближайшего моря – сотни километров лесов!!! Что же связывает Тотьму с морем?! Река, конечно. Она продолжала кормить город, когда запасы соли и пушного зверя вокруг практически истощились.
Как мы уже выяснили в Устюге, судьба русского Севера круто изменилась в XVI веке, когда морские пути соединили устье Двины с Англией и Голландией. Каждый год через Тотьму проходило от 500 до 1000 торговых судов в Европу, осыпая золотым дождем и царскими привилегиями население города. Позже Петр I решил, что торговать с Европой выгоднее через свежепрорубленное окно. Видимо, за работу на солеварне в Тотьме ему мало заплатили. В типичной и для наших дней манере, если нас не пускают на Запад, мы пытаемся наладить отношения с Востоком. Но когда устюжские купцы организовали Северо-Восточную Компанию, они вдруг обнаружили, что Земля – круглая. Двигаясь на восток, можно оказаться на западе, в Новом Свете. Компания превратилась в Российско-Американскую, а для Тотьмы наступил звездный час. Далекий от моря городок стал центром судостроения и снаряжения экспедиций в Тихий океан и на Аляску. Отсюда отправилось больше "галиотов" в Америку, чем было снаряжено московскими, вологодскими и великоустюжскими купцами вместе взятыми. Один из кораблей даже носил имя "Тотьма". Купцы Тотьмы вывезли тогда 20% всей пушнины, добытой на Американском континенте в течение полувека. Привезенные тотьмичами меха черной лисицы заработали этому зверьку место на гербе города.
Особенно интересной мне показалась история мещанина из города Тотьма - Ивана Кускова, ставшего основателем кораблестроения в Калифорнии. В 1790 г. он был назначен первым помощником архангельского купца Баранова - правителя российских владений на Аляске. Промысловые дела там шли хорошо, а вот с едой были большие проблемы. Нехватка зерна вызывала эпидемии цинги. В весенние месяцы люди, ослабленные болезнями, умирали. Провизию, которая спасла всю колонию от голодной смерти, удалось купить в испанских владениях в бухте Сан-Франциско. На обратном пути наши моряки заметили, что северные земли Калифорнии никем не заняты. Они предложили правительству исправить это досадное упущение. Но тут началась война с Наполеоном. Россия стала помогать своим союзникам, и царю стало не до Аляски. Баранов и Кусков решились снарядить экспедицию в Калифорнию самостоятельно.
В ноябре 1811 г. экспедиция Кускова отправилась из Новоархангельска на юг. «На корабле было 25 русских промышленных с материалами и инструментами, необходимыми для постройки форта, а также 80 алеутов-охотников с 40 байдарами...». Благополучно прибыв на место, Кусков начинает строить морскую крепость, получившую название Форт-Росс. Территорию приобрели у одного из индейских племен за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус. Главной заботой Ивана Кускова было создание своего флота. На выстроенной верфи он сразу же распорядился начать закладку корабля. Поначалу построили несколько малых судов, затем два большегрузных брига. Еще два брига были построены в форте уже после Кускова. Большегрузные суда немедленно начали совершать регулярные рейсы на Аляску. Их трюмы, загруженные свежими овощами, фруктами, зерном, опорожнялись в Новоархангельске и на Алеутских островах. Форт-Росс не только обеспечивал полноценным продовольствием Компанию и себя, но и торговал с индейцами, испанцами, гавайцами и Китаем. Обитатели российского форта достигли в судостроении таких успехов, что, с разрешения Кускова, построили серию плоскодонных судов жителям испанской миссии в Сан-Франциско для плавания по рекам Калифорнии.
К счастью, основатель поселения не дожил до окончательного краха русской колонизации Америки. Форт-Росс был продан частному лицу в 1841 г., и теперь в тех местах лишь музей да причудливые географические названия, вроде Russian river, могут напомнить любопытным об этой страничке истории. После 32 лет на чужбине, Кусков вернулся на родину. В 1823 г. он скончался в Тотьме и был похоронен на кладбище Спасо-Сумарина монастыря. Точное местонахождение его могилы утеряно - на территории монастырского кладбища находится сейчас футбольное поле. Вообще, из двух десятков красивейших церквей Тотьмы того времени советскую власть пережили лишь четыре. Но своими очертаниями они и по сей день напоминают о временах морской славы города.
Входо-Иерусалимская Церковь в Тотьме
В этой похожей на галиот под полным парусным вооружением церкви сейчас расположен музей мореходства. Вход с фотосъемкой нам обошелся всего в 50 руб. Экспозиция не слишком велика, но любопытна. Старинные глобусы и карты, модели судов, что плавали через Тотьму к морю и дальше...
экспонат музея мореходства в Тотьме
Есть здесь и экспонат, связанный с недавней историей:
фасовочно-укупорочная машина
Почти 40 лет после войны в церкви размещался винзавод. Машина на фотографии закрывала 2000 бутылок в час. Правда, безалкогольных напитков. Судя по всему, за эти десятилетия местные жители изрядно подзабыли, для чего когда-то служили эти здания. Еще гуляя среди праздничной толпы, мы заприметили солидного полицейского в парадной форме. Решили спросить у него, как добраться до этой самой церкви Входа в Иерусалим. Он долго чесал в затылке, потом признался, что церкви у них тут, конечно, где-то есть, но где... Тогда я решил выяснить другой вопрос. В это время в нашей стране проходил конкурс на национальный символ России. Ну, скандал с новодельной мечетью в Грозном все, наверное, помнят. Но я не о том. Почти во всех посещенных городах туристов и жителей призывали голосовать за какую-нибудь их достопримечательность. В Тотьме рекламировали некие КАРТУШИ. Я спросил у полицейского, что это такое? Какой-то населенный пункт? Природная достопримечательность? Несчастный городовой отчаянно покраснел, взмок и замычал нечто невразумительное. На помощь пришел его молодой приятель в штатском. Оказалось, что картуши - это уникальная деталь архитектурного облика местных церквей:
Картуши тотемского барокко
Вот эти загогулины на стенах - они и есть! Уникальность их, вроде бы, в том, что это не лепка, а часть кирпичной кладки. Ну, оставим подробности специалистам, а выглядит симпатично. Особенно, когда нам объяснили, на что надо смотреть.
Чтобы рассмотреть все получше, мы, как за мной водится, полезли наверх. Входо-Иерусалимская церковь привлекательна не только архитектурой и музеем, но и отличной смотровой площадкой. Правда, забраться туда ох как непросто:
Не правда ли, хочется повернуть фотографию по часовой стрелке, чтобы смотреть на лестницу, не выворачивая голову? Так вот нетушки! Именно так, вертикально вниз, она и спускается:
Зато со смотровой площадки можно полюбоваться всем центром городка и соседними церквями:
Рождественская церковь в Тотьме
А нам пора прощаться с городом путешественников и отправляться дальше, в Вологду. Что делать - наше путешествие стремительно движется к своему завершению! Дорога здесь достаточно хорошего качества, и за 2.5 часа мы легко доезжаем до нашей цели. Погода жаркая, и в город ехать пока не хочется. Сворачиваем к Спасо-Прилуцкому монастырю. Он - один из древнейших здесь, в конце XIV века основан. Но раскраска в яркие лубочные цвета в ходе недавней реставрации не придает монастырским стенам солидности. А прямо под стенами - пляж, на который мы и нацелились. Да, сразу прошу прощения за качество фотографий - заряженным к этому моменту оставался только телефон.
Спасо-Прилуцкий монастырь
Пообедали в каком-то сомнительном кафе и пошли купаться. Река Вологда здесь узенькая, но по ней бодро шастают экскурсионные и свадебные теплоходы, оглашая берега и тихие монастырские обители разудалыми эстрадными песнями.
На теплоходе, увы, музыка играет...
Тем временем, день клонился к вечеру, и нам пора было озаботиться местом для ночлега. В Вологде это оказалось настоящей проблемой. Вариант, над которым заранее работали наши друзья, не состоялся. Квартиры, которые мы находили в интернете, начинались от 4000. Так что, как и в Кунгуре, я решился оставить поиски жилья до приезда на место. Мы надеялись, что опять найдем какой-нибудь дорожный мотель. Гостиница на подъезде к городу, которую мы приняли за приют дальнобойщиков, была занята под свадьбу, да и стоила - будь здоров. Покрутившись туда-сюда, мы нашли какую-то ночлежку дорожных строителей. На четвертом этаже без лифта нам предложили страшненькую 4-местную комнату за 3000. Представив, как мы будем затаскивать туда свои чемоданы, я дрогнул. Почесав в затылке, решили найти доступ в интернет и посмотреть, что еще предлагают для ночлега.
К счастью, я заранее выписал упоминание об интернет-кафе Кофе.com в одном из новых торговых центров. Детям купили десерт, я искал предложения по ночлегу, а моя любимая отправилась гулять по торговым залам. Вернулась она с новой кофточкой и удовлетворенно сообщила, что наше путешествие ей понравилось. Не зря съездили!
В связи с этим вспомнилось: когда мы готовились к путешествию по Прибалтике, возникли трудности с паспортами и визами. Был реальный шанс, что обещанное детям путешествие не состоится. Я расстраивался, а Аня пыталась меня утешить: "Да ладно тебе! Думаешь, детям так уж нужно куда-то далеко ехать? Своди их в соседний двор и купи мороженое - они будут совершенно счастливы!". Дочка Лия возмущенно возразила: "Ничего подобного! Мы мечтаем о настоящем путешествии в другую страну." И после паузы добавила: "Но мороженое – это тоже хорошая идея!!!" =) Так вот, у взрослых девочек - свое "мороженое", которое делает их счастливыми в путешествии. ;)
Отзывы о вологодских гостиницах произвели на нас угнетающее впечатление. Мы начали названивать по всем добытым телефонам квартир посуточно. Один не ответил, остальные объяснили, что на выходных все квартиры заняты. Дети жизнерадостно предлагали разбить палатку на окраине города, но меня эта идея не слишком привлекала. Решили не волноваться, а отправиться ужинать. Вкусно и недорого поели в кафе О'город. И только вышли оттуда, как позвонил единственный агент, которому я не смог дозвониться. И предложил на выбор несколько квартир. В итоге мы поселились в большой однокомнатной квартире за 2000 руб. Долгий день подошел к концу.
Пробег за день 200 км, средняя скорость движения 80 км/ч