...Архаичный зов бьется в моей груди. Знак с небес, и задача ясна как день, а вопрос очевиден. Меня буквально выпихивает из Н-ска. И вот, несколько неожиданно для себя, я отправляюсь в путешествие в Туву, к белому шаману.
Поезд до Абакана, маршрутка до Кызыла. Середина мая. Пять часов на колесах после вот уже почти суток в пути. Те, у кого мало времени и много финансов, выбирают самолет Новосибирск-Кызыл, но я еду поездом и маршруткой, и нисколько об этом не жалею. Середина мая — время, когда горы расцветают. Они покрываются легкой прозрачной дымкой свежей зелени, и темные силуэты елей, сосен и отживших коряг только подчеркивают живость праздника наступающей весны. Еду и любуюсь из окна на эту красоту. Пейзажи меняются, не перестают удивлять. Со временем скорость машины снижается, мотор начинает напряженно гудеть от потуг, мы едем в гору. Климат становится все суровее — приближаемся к перевалу, и вот — оказываемся в самом центре зимы, среди покрытых инеем елей и полутораметровых сугробов. Сердце бьется от восторга, я никак не ожидала такой перемены. Здравствуй зима, и еще раз прощай! Зима длится недолго, и вот дорога снова мчится вниз, маршрутка вздыхает с облегчением и весело катится под гору на всех порах. Пейзаж снова радикально изменился. Я кусаю логти, что не взяла раньше в руки фотоаппарат. Мы пересекаем границу краснодарского края и въезжаем в Тыву. И тут же взору открываются ее необъятные просторы.
Белый шаман живет в Кызыле. Да да, прямо в городе, в обычной квартире. Никакой вам магической обстановки, никакой уединенности на природе, лишь суровая правда жизни. Останавливаюсь прямо у него — мне выделяют матрас у окна, отделенный от комнаты ширмой. Я не первая приезжаю к нему так в гости.
Я свалилась буквально на голову, Чочагар был добр принять меня, но на большое количество его времени я рассчитывать не могла, для этого надо было бы договориться заранее. Тем не менее все вечера моей короткой трехдневной поездки были в нашем распоряжении.
О чем мы говорили? Ну-у-у, не будем о личном... Подумайте лучше, о чем бы вы сами хотели поговорить с белым шаманом. Если кто не знает, кто такой белый шаман, поясню: в шаманской мифологии мир состоит из трех уровней — нижний мир (духов), средний мир (в котором живет человек) и верхний мир (Духа, духовный мир). Обычный шаман путешествует в основном в нижний мир, где по разным поводам и с разными целями (целительство, обряды перехода, заговоры и т.д.) общается с духами. Со временем практикующему шаману может открыться вход в верхний мир. Мало кто знает (даже из шаманов), что шаман, освоившись в нижнем мире и дойдя до предела его познания в своей практике, может закрыть в него вход, тем самым отказавших от дальнейших своих туда путешествий и направив все свое внимание на взаимоотношения с верхним миром. Шаман, совершивший ритуал перехода, в ходе которого он оставляет в месте былой практики все свои ритуальные артефакты, закрывает вход в нижние миры и становится белым шаманом. Отныне его взор устремлен наверх, в мир духовный.
Из старых артефактов, по совету своего наставника, Чочагар оставил только небольшой бубен — на случай, если понадобится кому-то помочь. С ним же остался его дар видеть тотемы людей, впрочем, им он теперь пользуется крайне редко. Духов же он больше не видит. Отшучивается, что они теперь обходят его стороной. Ритуалов, как раньше, не проводит.
Тем не менее, мы находим время и совершаем путешествие к тем местам, где находятся входы в шаманский мир. Входы вы можете увидеть в фильме «Юля и шаманы», там же — последнее камлание Чочагара и ритуал посвящения в белые шаманы (хотя в центре внимания, по непонятному мне выбору режиссера, вовсе и не это). Мне же нынче не судьба была до них дойти. По пути — целебный источник и статуя Зеленой Тары. И ряд пространственно-временных и событийных аномалий, о которых умолчу.
В настоящее время Чочагар полностью посвятил себя буддизму. Он не занимается шаманской практикой, ведет очень скромную жизнь, занимается переводами с русского на тувинский и с огромной любовью, каковой стоит поучиться, вместе с женой заботится о своей старенькой матушке и о матушке своей жены. Оставшееся время белый шаман посвящает помощи буддистскому Кармапе и переводу на священных текстов Лам Рим на тувинский.
Пока Чочагар занимался своими делами, я исследовала окрестности:
А вечером меня снова ждал разговор. Если слово "разговор" вообще применимо к тем расширенным состояниям сознания, которые случались в процессе
Зачем люди приезжают к Чочагару? Каждый, наверное за своим. Вот и я за своим. Получила, прямо скажем, больше, чем ожидала. А так… кто приезжает за посвящением, кто за здоровьем, кто за наставлениями, кто за новым опытом, кто в поисках пути, а кто-то может вообще приезжает за тувинской природой и местами силы в сопровождении светлого человека. Каждый, как говорится, за своим. А вы бы зачем приехали к шаману, который познал нижний мир, познал его силу и огромные возможности, и добровольно отказался от этой силы?
Трех полных дней и четырех ночей хватило для выполнения моей задачи. Вопросы решились достаточно неожиданно для меня. Пространство-время в присутствии шамана обладают специфичными характеристиками. Знаки. Знаки. Измененка. Ясность.
Задача выполнена. В обратный путь.