Лично для меня – человека, обожающего свой продавленный диван, 2015 год оказался насыщенным на поездки: в январе Куба, в мае Турция, в августе курортный поселок Витязево. Деградация налицо.
Собрались спонтанно и бестолково. Как обычно. Поехали на поезде.
3192 км железной дороги уложились в 2 дня 16 часов 26 минут, 53 остановки и 63486 рублей в обе стороны, с двумя очаровательными спутницами в вагоне повышенной комфортности.
Конечно, в плацкарте можно было бы устроиться в три раза дешевле. Умные люди так и сделали. Самые умные не поехали вообще.
Несмотря на некоторые неудобства железнодорожного путешествия, поезда я люблю. Так здорово пить чай с печеньем, отламывать дольки шоколада, ни о чем не думать, смотреть в окно, за которым огромная страна мчится в обратную сторону. И глядя, как вместе с ней убегают леса, поля, реки, большие и малые города, безвестные деревушки, невольно вспоминается Николай Васильевич Гоголь: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа…»
Я не классик, слабостью своей мысли мне не объять такого простора и, может быть, поэтому интереснее, когда взгляд зацепляется за мимолетные, почти ничего не значащие сценки – парень с девушкой на скутере в пыли проселочной дороги, женщина с бельем и ребенком во дворе своего дома, рабочий в оранжевой куртке на переезде. За миллиарды лет с момента Большого Взрыва, все складывалось именно так, чтобы сейчас, в данную секунду, мы встретились: они промелькнули мимо, а я из окна поезда посмотрел им вслед. Удивительно.
Выходили на всех крупных станциях, разминали ноги, покупали сувениры. В Уфе малюсенькую баночку меда. В Самаре конфеты «Волжские зори». Пензу проспали. В Ростове глиняный колокольчик, до жути необходимый в хозяйстве. В Поворино странное мороженое «Путина», произведенное в Энгельсе. Вспомнил Еволампия… Хотя вряд ли к мороженому он имеет отношение.
Забавно наблюдать за гуляющими на перроне, вечно голодными пассажирами, толпящимися у киосков с безумными ценами. Пестрый летний микст свободных от работы, расслабленных, слегка осоловевших от жары, подвыпивших людей. Все они, включая меня, прекрасная иллюстрация для «Носков и сандалий»
Много ли увидишь за время стоянки? Однако железнодорожный вокзал в Самаре - самый высокий в Европе, я слышал, издали похожий на синюю стеклянную церковь, вызвал настолько смешанные чувства, что захотелось посмотреть на сам город хотя бы издали, но пока все 39 минут искал выход, чуть не отстал от поезда, прискакав в последний момент, теряя шлепки и остатки рассудка.
Тем временем постукивая колесами, позвякивая стаканами, в приятной полудреме тихо и мирно катилось по рельсам наше путешествие. Девушки уткнулись в свои планшеты, я, как обычно, сбивчиво считал ворон, как вдруг в Сызрани (кто бы мог подумать) к нам подсел или, вернее, подлег на верхнюю полку, молодой человек лет 18.
Мой знакомый на кафедре медакадемии однажды рассказывал, что если студент зашел в аудиторию и поздоровался, уже можно ставить «четыре». А этот юноша не только поздоровался, но и представился и вообще оказался приятным в общении. Мы, отложив девайсы, даже несколько раз сыграли в карты. Мне не везло катастрофически. «Дурак» - это вам не тупая игра в планшете.
Между тем, уже в некотором утомлении, промелькнула третья ночь и вот она – Анапа.
Даже если вы едете наугад, без крыши над головой все равно не останетесь. Как только ступите на перрон хотя бы одной ногой, вас тут же окружат на редкость заботливые люди – таксисты, хозяева и хозяйки частных домишек, владельцы мини-гостиниц и гостевых домов, наперебой предлагающие прямо в разгар сезона комфортабельное, но очень недорогое жилье у моря)) Так что не бойтесь, хотя «недорогое жилье у моря» - понятие растяжимое. Я бы не стал доверять первому встречному.
Нас, как и договаривались, встречали. Очень эффектная девушка горячих южных кровей на черной «Мазде». Было в этом что-то волнующее.
Минут тридцать беседы о погоде – как тут у вас тепло и как там у нас холодно - и вот мы у цели – гостевой дом «Анжелина»
Так как вторая очаровательная спутница, к сожалению, осталась в Анапе, у нас был двуместный номер на четвертом этаже «с видом на море» в виде небольшого кусочка.

Это фото номера из интернета, потому что свой, пока он был в порядке, мы так и не сфотографировали. Комната хорошая, с обыкновенным чистеньким ремонтом и всем необходимым: телевизор, холодильник, кондиционер, мебель. Санузел с тесноватой душевой кабинкой и феном. Несмотря на прогнозы, перебоев с водой и электричеством за десять дней не отмечено. Белье и полотенца меняли раз в три дня. Уборка ежедневно. С потолка не текло, в окно не дуло. Ну что еще надо?
Из недостатков отмечу превосходную слышимость со стороны коридора. Одним словом, ставлю «четыре» с огромным минусом. «Минус» за ужасно скрипучую кровать. До сих пор вспоминать неловко…
Интерьеры самой гостиницы тоже достаточно приятны. Но самое главное ее преимущество, по крайней мере, для нас – расположение. Улица Славная 22 – окраина Витязево. Дальше на горизонте только станица Благовещенская. До пляжа по горячему песочку минут десять неторопливой ходьбы, даже с приступами подагры и одышкой. Конечно, можно было бы найти и лучше, и дешевле, и с питанием, но слишком многолюдно, далеко от моря, хлопотно и неудобно.
Кстати, стоило нам все это 40000 рублей за десять дней. Как оказалось, без питания. Этим неожиданным фактом я, как человек, деликатно сотканный из тончайших душевных материй и от того постоянно пребывающий в состоянии невесомости (идиот, одним словом) был грубо низвергнут на пыльную землю Краснодарского края. Что ж, без питания, так без питания… Лучше об этом не думать. Любимая, в отличие от меня, много где бывала – Египты, Турции, Эмираты, Италии, Испании, Чехии и иже с ними. Мне тоже есть с чем сравнить, но я намеренно, еще в поезде, отключил в голове этот тумблер. Зачем сравнивать несравнимое? Все равно уже приехали, да еще в разгар сезона, на пике цен, дык зачем портить себе впечатление, смакуя упущенные возможности заграничного отдыха?
В стоимость проживания, видимо, входила и пожарная тревога, торжественно и громко, даже через беруши, объявленная в предрассветной тишине ровно в шесть часов. Учитывая, что легли мы в четыре, я, тем не менее, вышел на балкон, увидел работника, вяло чистившего бассейн, и понял, что это была шутка. Хотя, к таким вещам следует относиться серьезнее.
По вторникам и пятницам детская вечерняя анимация. Довольно забавная, если не привлекаешься к конкурсам. Однажды клоуны масштабно запустили мыльные пузыри, так я навеселе, в приступе беспричинной радости, чуть не выпал с балкона. Дети были бы в восторге.
В наличии игровая комната и бильярдная, но мы там не были, а напрасно. Возможно, я наконец-то перестал бы путать бильярд и боулинг.
Питание организовано в столовой на первом этаже. Подносы можно забирать в номер, чтобы, поедая чудно приготовленное куриное филе, не пользоваться ножом и вилкой. Или выносить на террасу, для приема пищи на свежем воздухе, значительно улучшая аппетит и пищеварение, избегая духоты и соседей по столу.
Выбор меню небогат, всего семь – восемь блюд, но очень вкусных.
Мы только обедали. Любимая, для поддержания пляжной формы, вдруг стала вегетарианкой и брала себе какие-то прутья с чем-то зеленым, я же неизменно двойную солянку со сметаной на первое, две порции цветной капусты в кляре и котлеты (или как их там) из рубленого мяса на второе. Компот.
За десять дней на обеды было потрачено, согласно сохранившимся чекам, 7 тысяч 619 рублей 23 копейки.
Завтракали в номере – кофе, отечественный сыр.
Ужинали на бульваре Паралия, можно сказать, в центре курортной светской жизни, в кафе-ресторане «Луксор» или в «Македонии». Шумно, пьяно, весело, до 2-3 часов ночи, с живой музыкой, с шашлычком и коньячком до той стадии, когда песни из репертуара Вадима Казаченко исполняются в караоке особенно проникновенно.
Медленные белые танцы сменяли диско 80–х так часто и неожиданно, что становилось непонятно и неважно, кто кого приглашает.
На десерт подавали эротическое шоу, довольно неуклюжее.
Давно я так не веселился. Сколько потрачено, не помню. Чеки не сохранились. Да и были ли они вообще?
В остальные дни, под настроение, мы до поздней ночи сидели на балконе своего номера, разговаривали или молчали, неторопливо пили очень холодное красное вино, наслаждаясь каждым глотком, каждым вдохом этого теплого воздуха, вдали от развеселой Паралии, с ее непроходимыми вечерними толпами, соблазнительными запахами, атомными ценами, оглушающей музыкой, огнями и фейерверками. Вдали от всего.
То и дело откуда-то поднимался китайский фонарик. Медленно уплывал в темное небо, превращаясь в желтую звездочку. Значит, кто-то скоро уезжает… Пусть он будет счастлив.
Море… Вопреки названию оно оказалось удивительно синим, но при встрече глубокого впечатления не произвело и к сердцу не прильнуло. Ему нельзя было пожаловаться, как в Индии. С ним нельзя было договориться, как в Тайланде. Ему нельзя было довериться, как на Кубе… Мы встретились как малознакомые люди, не запомнившие имен. Я почти не купался, просто лежал на песке, под жарким солнцем, накрыв лицо старой соломенной шляпой и слушал, как море разговаривало с кем-то другим.
Не смотря на это время года, вода не цвела. Набегавшие волны были прозрачны, чисты и ко мне равнодушны… Спасибо и на этом.
Пляж для нашего Черноморского побережья не грязный и сравнительно немноголюдный, поскольку далеко от центрального входа, где можно только стоять.
Сервис прост и ненавязчив. Перехватывая друг у друга вялых, недоверчивых покупателей, туда-сюда ходили продавцы нехитрой снеди: «Хачапури! Самса!» «Вафельные трубочки!» «Горячая молодая кукуруза!» «Холодное пиво! Вареные раки!» «Сладкие петушки! Кто желает?» Поддавшись желанию, купил яркий сахарный леденец, а он оказался пустой внутри. Вот так всегда...
Целый день водили по пляжу верблюда и ослика. За 350 рублей на верблюде можно было сфотографироваться, за 700 – покататься. На ослика же решительно не обращали внимания, он стоял в тени верблюда, грустно опустив голову с поникшими ушами, вызывая слезы. Захотелось его чем-нибудь угостить, но леденец к тому времени я уже съел. Специально обученный человек аккуратно собирал за животными продукты жизнедеятельности. Должен отметить, что грязи за собой, в отличие от некоторых отдыхающих, они не оставляли.
Несколько представителей афроамериканской расы, в шкурах, похожих на леопарда и с музыкальными инструментами, похожими на бубен, периодически приставали к бледноликим красавицам с целью сфотографироваться. Те, что соглашались, тут же оказывались в центре безумной пляски, похожей на африканскую. На них ловко надевали причудливые головные уборы из пестрых перьев, укутывали разноцветными покрывалами, поднимали кверху и в разных положениях фотографировали.
Те, что не соглашались, просто смотрели и, разумеется, молча завидовали, утешая себя тем, что сэкономили 500 рублей.
Очень активно, через усилитель, предлагались экскурсии туда-то и сюда-то, выезды в открытое море, погружение с аквалангом к останкам чего-то затонувшего, катание на банане, прыжки по волнам на таблетке, полеты на парашюте. Наверное, было еще что-то, что я пропустил или оставил без внимания, в силу прогрессирующего в последнее время сужения круга интересов.
Я или катался на желтом водном велосипеде (600 рублей час) или лежал на пляже, наблюдая из-под шляпы за отдыхающим. Иногда это очень увлекательно. Выводы, правда, неутешительны.
В один из дней собрались на озеро Лотосов, однако в последний момент я пожелал остаться дома, чем привычно вызвал легкий скандал. Ну не люблю я экскурсии, утомляют они меня. Тем не менее, когда любимая уехала, отправился не на пляж к морской прохладе, а совсем в другое место, для меня очень памятное…
Вот он, этот домик на Октябрьской 7. Помнишь, как за копейки мы снимали в нем комнатушку 10 лет назад. Он почти не изменился – беленые стены с маленькими окошками, увитый виноградом двор, синие ворота… Ведь они были синие? До моря целый час ходьбы. Но какой славный это был путь – с рюкзачками за спиной, с кульком спелой черешни, с огромным сладким персиком или сочной грушей. А главное, с тобой… И вот тебя нет. Нет нигде. До сих пор не могу к этому привыкнуть…
А в ночь перед отъездом мы сидели на берегу Витязево, смотрели, как на прощание улетает в темноту желтый китайский фонарик, и ты показывала мне созвездия. Может, самая яркая, беспокойно мерцающая точка в одном из них - это ты? Ну конечно! Теперь я буду знать!
Прости меня. Знаешь, мне не так хорошо, как тебе может показаться с неба…
И у вас, читатели, если вы еще здесь, прошу прощения за это отступление.
Справедливости ради, однако, отмечу, что на две эксурсии я все-таки съездил – в Геленджик, посмотреть на Белую Невесту. Помните, у Гумилева:
«Призрак Счастья, Белая Невеста…
Думал я, дрожащий и смущенный,
А она промолвила: «Ни с места!»
И смотрела тихо и влюбленно»
И на винных заводах Фанагории с дегустацией продукции тоже побывал. Коньяки, на мой вкус, весьма недурны.
Но все когда-нибудь заканчивается... Десять августовских дней пролетели один за другим. И вот опять купе, обратная дорога. Последний раз блеснуло в окне Черное море, жарко-золотое от предвечернего солнца. До свидания, Анапа. До свидания, Витязево! Спасибо вам за этот отдых – веселый, шумный, нелепый, не организованный, лоскутно-разноцветный, как цыганский табор. Без шведских столов, ол-инклюзива, полотенечных лебедей, сердечек из розовых лепестков, но оставивший очень теплое, хотя и противоречивое впечатление.
Спасибо за радость, праздность и безделье. За удивление, раздражение и недоумение. За свежесть морского бриза, горячий песок и отличную погоду! За романтику южных ночей. За дорогое сердцу воспоминание…
Мы обязательно увидимся, только я не знаю, когда. Через десять лет – точно!
Немного фото, если можно так сказать.
Вид с балкона направо, практически, на саванну. Где-то вдали, за лиманами, станица Благовещенская. Когда мы уезжали, машин уже было в три раза больше. Они стояли даже за дорогой.
Вид с балкона налево. Пансионат "Нико" и "вид на море".
Каждый день ходил на пляж мимо этого дома и думал, сколько стоит? Ну а что? Приезжали бы ко мне в гости. Пили бы вино, ели бы черешню. Копейки бы не взял...
Черешня. Обожаю! Когда мы приехали, она стоила 130 рублей. Когда уезжали, уже 250...
"Курортная деревня" ЛОК "Витязь" По слухам до 40 000 в сутки. Видимо, в перечень процедур входит и клонирование...

Пляжные развлечения...
И так тоже люди отдыхают. Эта машина простояла здесь неделю. Ну а что, главное - море. А оно рядом.
Вечернее море... Рыбак. Интересно, поймал что-нибудь?
Деньги кончились. Из гостиницы выселили. Хорошо, что было тепло...
До свидания, Анапа!
А больше никто провожать и не пришел... Ну и правильно. Долгие проводы - лишние слезы...
Возвращение домой.
