- Нет, скорее мы будем как Бивис и Батхед.
Предисловие.
Пройти из Хибин в Ловозёры хотелось очень давно, причём пройти именно в конце июня, когда в горах теплеет, еще много снега и мало туристов. Это была чуть ли не идея-фикс.
То, что мы пойдём вдвоем, а также то, что одному из нас, возможно, придётся свалиться с середины маршрута на работу, стало известно примерно за два месяца до похода - огромный срок для подготовки. Уходить с маршрута вдвоём? Пилить палатку пополам? Брать две одиночные палатки? Мы решили оставаться верными излюбленному девизу «слабоумие и отвага!» и опробовать в суровых заполярных условиях туристические гамаки.
Разумеется, прежде чем идти в далёкий медвежий край, надо было подготовить снаряжение и протестировать его в деле. С этой целью мы провели несколько походиков выходного дня по нашей родной Калужской области, где гоняли гамаки в хвост и в гриву: качались вдвоем, поливали тент проливными дождями, завешивались на тонкие деревца, ставили гамак как одноместную палатку, тестировали разные виды утеплителей и оттяжек, а также пробовали спать в разных положениях.
Результаты устроили всех участников тургруппы и гамаки были приняты на вооружение.
Маршрут планировали таким образом, чтоб ночевки выпадали на зону леса.
В итоге получилась такая нитка:
Неф.Пески - Аку-Аку - пер.С.Чорргор - КСС - Юдычвумчорр (радиально) - оз.Гольцовое - Лявочорр - брод в заливе Чудалухт - переход под г.Аллуайв - пер.Геологов - Сейдозеро - г.Ничнурт - дом егеря - оз.Светлое - пос.Ловозеро.
Запланировано? Надо делать!
День первый. Внезапный. (23 июня 2016, четверг)
Вы много встречали туристов, которые в середине рабочей недели выгружаются на северном полузабытом полустанке, где даже платформы нет?
Так вот, нас оказалось таких пятеро. Почти как в фильме «три плюс два»: Три мальчика и две девочки, трое из одной группы, двое из другой, трое бывалых и двое небывалых, трое женатиков и двое холостяков, двое - Димы и трое - нет ))))
Но главное - сегодня все шли в ущелье Аку-Аку.
От станции Нефелиновые Пески в сторону ущелья ведут хорошо читаемые тропы-дороги. Если не промахнуться после отдыха на большой поляне у подножья Хибинпахкчорра и уйти после нее налево, то до Аку-Аку - рукой подать.

Аку-Аку - обязательный мастхэв в наборе начинающего любителя Хибин! Там вам и красивые ручьи, и водопады, и горное озеро, и большие валуны, и скальные выходы, на которые можно забраться.



Если пройти Аку-Аку насквозь и подняться на холмик слева - открываются очень приятственные виды!


На ущелье «Крест» нас не хватило и мы дружно ушли в то место, где Маннепахк и Меридиональный становятся Гольцовкой. Там немножко броданули и встали лагерем на стороне горы Манепахк.

Дома, планируя маршрут, я переживал, что будут проблемы с выбором места для завешивания гамаков, но проблем не оказалось - достойных деревьев много. В интернетах ведется много споров на тему «что быстрее ставить - гамак с тентом или палатку?». Наша практика показала: если не задаваться спортивной целью, и ставиться в обычном режиме, то особой разницы во времени нет.

День второй. Покорительный. (24 июня 2016)
Этим утром обе наши банды проснулись для покорения Северного Чорргора - одного из самых красивых и величественных перевалов Хибин, на мой взгляд.
От слияния рек к перевалу ведет несколько троп, которые в итоге сливаются в одну - заблудиться невозможно. В условиях, когда не надо задаваться вопросом выбора пути, можно любоваться окружающими красотами, которые не менее живописны, чем сам перевал.



В этот день природа нас исключительно радовала: солнца не было, но было тепло, вода в ручьях освежала, летающие кровососы практически отсутствовали. Утомляли только килограммы за спиной и килограммы зеленой тли, которая осыпалась с березок и липла на всё доступное.

В процессе движения у нас сам собой сложился режим «тридцать минут идем, десять тупим».
Чем ближе мы подходили к перевалу, тем чаще звучали шутки про «шёл-шёл и чёта приуныл», мысли о том, что «дома надо было тренироваться», пыхтенье и сопенье.
В итоге, совершив акт агрессии над собой (а над одним из участников - с особым цинизмом), мы таки оказались в красоте:






Спуск вниз занял неожиданно много времени - порядка 4 часов. Подтверждая свежесложившееся правило «три плюс два», трое спускались быстро, а двое выверяли каждый шаг, благо под ногами была преимущественно сыпуха, и спешить было некуда. Ну, кроме как в баню на КСС, куда каждый хотел попасть, но никто не решался признаться вслух.
Парадокс первый: чем ближе мы были к базе спасателей, тем выше были шансы оставить свои тайные желания нереализованными - время стремительно приближалось к полуночи.
Парадокс второй: к концу второго ходового дня у меня еще оставалось достаточно сил для рывка «до бани» и, когда наша банда только подходила к месту стоянки, я уже успел разведать обстановку на базе, договориться насчет бани и вернуться к тропе.
Зарисовка «дрова и девушки».
Первыми в баню пошли дамы. Объясняя, где в бане печка, где горячая, а где холодная вода, спасатель Слава сказал: «вы, девчонки, только дрова подкидывайте, чтоб парни не замерзли». И девчонки подкидывали: мужыцкую часть нашей группы в парилке дружелюбно встретили 110 градусов.
Завтра ребята планировали уйти в сторону г.Петрелиуса, а в нашей двойке половина группы отказалась лезть в радиалку на Юдычвумчорр, сославшись на акклиматизацию - правило «три плюс два» должно было нарушиться. По этому поводу мы размешали спирт чистейшей водой Хибинской реки Кунийок, добавили свежевыжатый апельсиновый сок и культурно проотмечали часов до четырех утра.
День третий. ПреведМедведовый. (25 июня 2016)

Спирт, притащенный на своём горбу из дома, оказался качественным, поэтому утро началось именно с кофе и хорошего настроения. Мы дружно сходили до базы спасателей, зарегистрировались, нашли на памятных столбах свои таблички прошлых лет, сфоткались на память и разделились: Дмитрий ушёл акклиматизироваться и сторожить лагерь, а я пошёл с ребятами.
От базы КСС до г.Петрелиуса можно дойти двумя способами: по автобану КСС - Кировск + брод через Кунийок в районе Поачвумчорра, либо по вездеходке, идущей по ту сторону реки с бродом через р.Петрелиуса. Второй вариант короче и красивее, потому и предпочтительней - ребята его и выбрали. Я шёл с лёгким рюкзаком замыкающим, дабы не навязывать свой темп движения тем, кто не захотел делиться тяжестями.
«Еще задолбаешься», - говорили они. И были, в общем-то, правы.

Брод через р.Петрелиуса встретил нас ледяной водой до колена и прохладной водой сверху.


Низкое пышное облако слизняком наползло на гору Петрелиуса и как бы жевало её, пытаясь перелезть. Ну как тут не запечатлеть происходящее?

Мы остановились у Большого Примечательного Камня (БПК) и пофоткались.


Далее ребятам надо было на Восточный Петрелиуса, а мне - на Западный, чтоб затем с него забраться на самую высокую точку Хибин. На часах было семь вечера, туча-слизняк уже проглотила восточный перевал и мои здравомыслящие друзья приняли решение ставить лагерь. Я же, повинуясь зову сердца и предчувствуя приключения на свою пятую точку, двинулся к перевалу.

Когда идёшь один - окружающий мир начинает восприниматься иначе. Слой ощущения социальной защищенности становится не актуальным и как бы стирается, оставляя обнажённым ощущение того, что всё очень просто: есть этот мир и в нем есть ты. Делай что хочешь, не думая ни о ком - никто тебе ничего не скажет и за тебя ничего не сделает - абсолютная свобода.

И вот я, балдея от свободы, взобрался на Западный Петрелиуса, а там - облако.
И оно мне как бы говорит: «ну а чего ты хотел?». А я в ответ: «ну я тут посижу немного, подожду - вдруг ты уйдёшь?»
На том и порешили: я сидел и облако сидело. Я пожевал сухарь с колбасой, облако пожевало меня с рюкзаком.

Минут через полчаса стало очевидно, что покорять Юдычвумчорр в этот раз смысла нет. Я отметился перевальной запиской и повернул оглобли.
перевальная записка здорового человека (снизу) и перевальная записка курильщика (сверху)

Когда я спустился к озеру, облако расплакалось, и мне пришлось из солидарности с ним промокнуть вхлам.

«Самая короткая дорога - знакомая дорога», - решил я и свернул от ручья имени Петрелиуса, в сторону вездеходки (наверное, тоже Петрелиуса).
Вышёл у БПК, постоял-подумал и решил проверить, как там устроились мои друзья. Прошёл метров двести до палатки, постоял, послушал - все спят. Хотел было подшутить, порычав и подёргав за тент палатки, но решил, что эта шутка слишком жестока, развернулся и пошёл к КСС.

Пройдя метров триста, я остановился перешнуровать ботинок, а когда выпрямился - увидел медвежонка, который стоял недалеко от того самого БПК. Он меня тоже увидел и решил убежать на всякий случай. Я, помня рекомендации, убегать не стал, и даже постарался придать медвежонку ускорения свистом вкупе с бурными аплодисментами. Получилось.
Дальше ход мыслей был таков:
- Ну медведь, ну маленький, ну с кем не бывает? У меня есть ракетница и сила духа - дойду уж.
- Я-то дойду, но тут медвед шарится в трёхстах метрах от палатки, в которой спят мои друзья.
- Ну вот я приду, всех разбужу и скажу: «а у вас тут медвед шарится неподалёку!» - Вот им легче жить станет!
- А может, пусть спят? Утром проснутся, всё будет ок ...
- Если проснутся медвед не подточит их запасы съестного, которые наверняка лежат в тамбуре...
Короче, я вернулся до палатки, всех бесцеремонно разбудил, сообщив, что знакомство со мной - это скорее проблема, чем радость, и что пора учиться говорить «превед!», высоко задирая руки.
Перспектива соседства с косолапым была оценена достаточно быстро. Когда ажиотаж от услышанной новости прошёл, мы совместно выполнили простейшие требования методички по медведобезопасности, а именно: убрали еду и пахнущий мусор подальше от лагеря.
Затем я передал ракетницу, научив, как ей не застрелиться, предложил ребятам организовать дежурство, пожелал действительно спокойной ночи и пошёл на КСС.
До уютного гамака оставалось всего каких-то 7 километров через густой лес.
Памятуя о том, что порядочные медведы предпочитают избегать встреч с людьми, я активно исполнял песни Алексея Вдовина, Павла Фахртдинова, Тимофея Яровикова, Сергея Вальсова, Максима Липатова, а также некоторые песни военных лет. Иногда на моём пути встречались до неприличия огромные косолапые следы (размером с моё лицо). В такие моменты «регулятор уровня волюме» невольно переключался на максимум.
Когда я уже слышал шум брода Петрелиуса и был готов не переобуваясь перейти его, я обнаружил перед собой железяку, которой совершенно точно не видел раньше.
«Заплутал», - подумал Штирлиц.
«Bonjour!», - подумал воображаемый медведь из леса.
При помощи ЖПС навигатора и бумажной карты я убедился в том, что промахнул поворот на брод, ушлёпав в сторону автобана Кировск-КСС (этот путь добавлял еще +4км). Стоять на месте не было резона, поэтому я вернулся метров на 600 назад, в поисках нужного поворота, не нашёл его и решил «плюс четыре, так плюс четыре». (уже дома, загрузив на комп трек возвращения, я увидел, что не дошёл до поворота каких-то 70м)
База КСС меня приветствовала красивым рассветом. Ощущение завершённой миссии не покидало, и я был готов к тому, что вот-вот над домиком спасателей поднимется флаг под музыку из «супермарио».

Вскоре я таки добрался до своего уютного гамака, где обнаружил Дмитрия бодрствующим. Как выяснилось, он вел затяжные бои с лисой, которая уже успела отвоевать у нас кусок подпорченного сыра и небольшой пакетик сахарного песка.
Так в 5 утра завершился еще один ходовой день.
День четвертый. Ленивый. (26 июня 2016)
Проснулись ближе к часу дня: погода хмурилась, перемещаться из уютного кокона в сырые штаны и ботинки не очень-то хотелось. Пока позавтракали, пока просушились, пока под дождём собрались...Идея туристического гамака, кстати, оказалась хороша тем, что под дождём можно в сухости упаковать «жилой отсек» и шмотки, а последним делом собрать тент.

Раскачались только к четырем, в шесть вышли. Задача максимум - подобраться к Лявочорру.
Белые ночи - ходи, когда хочешь!

После бродика р.Партомйок дорога незаметно делится на несколько. Мы об этом не подумали, но ушли в правильную сторону - ближе к горам, в обход озера Шучье. Многочисленные броды мы с удовольствием обменяли на плюс три километра хорошей дороги, хоть и через лес с медведями.
Мочить ноги всё-таки пришлось на Гольцовом.
Дмитрий заметил, что мы настоящие матрасные туристы - идём по пляжу, в шлёпанцах и с гамаками =)))

Решив, что лучшее место - знакомое место, встали на Гольцовом.

День пятый. Упоротый. (27 июня 2016)
Утром нас разбудило солнце, предупредило, что день будет длинным, а потом отправило купаться.
К Лявочорру ведет вездеходка, которая иногда меняется местами с руслом р.Северный Лявойок.

Вид на горы Якимпахчорр и Путеличорр

Игра «найди три птички на фото»

На подходах к Лявочорру мы решили, что сегодня нам не хочется забираться на саму гору и что перевал Центральный Лявочорр тоже не для нас.
Мы выбрали перевал Северный Лявочорр.
Сам по себе перевал простецкий и не вызывает никаких трудностей, открывая прекрасные виды.


Кроилово приводит к попадалову - увлёкшись красотами, мы протупили посмотреть в карту и бодро спустились вниз, где нас поджидали полчища кровососов. Тут мы впервые расчехлили накомарники.

Пока кровососы перекусывали нами, мы перекусывали сухофруктами и смотрели в карту.
А карта показывала что те, кто не хочет думать головой - активно работают мышцами.
И мы начали набор вверх.

Красоты, открывшиеся нам вверху, стоили всей проделанной работы:





Налюбовавшись вдоволь, мы внезапно осознали, что с момента выхода прошло уже шесть часов, а нам еще спускаться километров восемь до зоны леса. Но деваться некуда: восемь - так восемь.
Куда не ткни в долине Кальйока - везде попадёшь на следы геологов: то скважины, то ржавые трубы, то остатки буровой ... Я, как любитель техногенных пейзажей, очень проникся красотой этой долины, но фоток, к сожалению, почти не сделал - некогда было, мы шли.
Идти, поймав ритм и погрузившись в свои мысли - очень легко.
Добравшись до зоны леса, мы решили, что «упарываться надо до победного» и вломили к Умбозеру под мерный гул комаров и мошки.
Медведов не видели, но их свежие следы были везде, где можно было оставить отпечаток. В процессе размышлений на тему «почему страшно встретить медведя?» я пришёл к выводу, что страшно не то, что медведь скушать может, а неизвестность, которая возникнет при встрече. Кто знает, что у этой мохнатой штуковины в голове? Если медвед нападает - тут всё понятно: надо ему нахлобучить по первое число в целях самообороны. А вот когда вы стоите и смотрите друг на друга, думая что делать...
Во избежание подобных неловких моментов, мы соревновались в громкости стука об камни: трекинговые палки против альпенштока. Последний выигрывал, ибо оборудован в основании мощным анкером.


Итого: от Гольцового до Умбозера 15 часов, ~25км без учета перепада высот.
День шестой. Отсыпной. (28 июня 2016)
С озера дул сильный ветер, но мы от него были закрыты крыльями тентов и подстёжками, которые одновременно защищали гамак от продувания насквозь и служили карманами для мелочевки типа рыльно-мыльных принадлежностей. Поэтому спалось много и сладко.


В обед мы приняли апельсинов на спирту, закусили сублимированным мясом и пошли измерять глубину брода в заливе Чудалухт, который на некоторых генштабовских картах отмечен под романтичным названием «брод-3».


Следы на песке по обе стороны брода указывали, что им активно пользуются.


День седьмой. Из варяг в греки. (29 июня 2016)
Преодоление брода в зал.Чудалухт было для нас чуть ли не главным событием похода: готовясь к нему дома, мы не раз обдумывали способы форсирования, шерстили в интернете отчеты, гадали какая будет в этом году высота воды, погода..
И вот, этот день преодоления Рубикона настал.


Удовольствие преодоления мы растянули на несколько заходов: сначала перетащили рюкзаки, затем сгоняли за оставшейся одеждой.
Мне вода понравилась, и я залез в Рубикон в третий раз, чтоб купнуться.
Дальше было около 15 километров красивейших дорог с высокими соснами, мелкими ручейками и полчищами, нет, дивизиями суровых заполярных кровососов. Помните сказки про Русских богатырей, которые одним ударом десятерых убивали? Так это не сказки! Мы на привалах одним ударом ладони по штанине убивали штук пять-семь комаров минимум. В большом количестве появился гнус - мелкие (меньше миллиметра) мушки, которые пролезают в самые укромные уголки и грызут за интимное...
И что самое подставное - ни один накомарник от таких «грызунов» не спасает. Дмитрий спасался аэрозолями, я - движением.
По дороге развлекались сшибанием слепней на лету.
На одном из привалов встретили рыбака, который нам поведал, что в прошлом году в данной местности насчитали порядка 850 медведей, 13 отстрелили, в этом году пересчитали - а их уже 900. Хоть годы нынче сытные, но косолапые в поисках халявной еды выходят на свалки около посёлков, а иногда и в города забредают. Короче - шумите громче.
На ночевку встали километрах в двух южнее урочища Уютное.
Кровососы перешли в решающее наступление и не боялись даже дыма костра. Тут-то и пригодились флисовые перчатки: орудовать ложкой за ужином без них было мучительно.
Судя по следам, протоптанным в лесу, рыбак о количестве медведей не врал. Поэтому перед сном мы строго выполнили все требования методички по медведобезопасности: подходы к лагерю заложили сучьями и поставили «колокольчики» из посуды, еду подвесили на высокое дерево в стороне, мусора не оставили, гамаки повесили так, чтоб был хороший обзор местности.
Ну как не вспомнить знаменитое «пойдешь в школу через минное поле - будь осторожен, там волки!».
Уже засыпая, я услышал из соседнего гамака тревожное: «Хьюстон, у нас проблемы! Гнус пролезает через москитную сетку!!»

День восьмой. Решительный. (30 июня 2016)
Сон в гамаке хорош тем, что для того, чтоб осмотреться в случае лишних звуков снаружи, не требуется открывать всякие молнии и вылезать наружу. Достаточно просто поднять голову, приоткрыть глаз и оценить обстановку. По-моему, это очень удобно. Особенно для таких параноиков как я. =)))
Как ни странно, утром мы проснулись (если процесс дремоты, совмещенный с выковыриванием гнуса изо всех щелей можно назвать сном).
Дмитрий был похож на того монстра из фильма про Франкенштейна: глаза здоровенные, красные, голова квадратная, шея вся в дырках от укусов. Я, наверное, был не сильно краше.
Сегодня у нас по плану должен был быть большой переход до Сейдозера.
Но что-то подсказывало, что его не будет. В походах можно упарываться как угодно и сколько угодно, но только при обязательном условии: надо высыпаться.
Ситуация вырисовывалась следующая:
Из-за тёплой погоды, которая установилась в последние несколько дней, из болот (коих в Ловозерах в достатке) повылезали кровопийцы пернатые.
Баллон дихлофоса заканчивался и другого не было.
Гнус, пробираясь через мелкоячеистую антимоскитную сетку, мешал спать.
Высокий уровень медведоопасности не придавал этой картине комфорта.
По долгу службы одному из нас надо было сделать отметку в документах в Оленегорске. А сделать это можно было только в рабочий день.
Перебирая все возможные варианты решения задачки, мы вдруг вспомнили, что генеральным спонсором нашей поездки обещался быть Здравый Смысл.
Здравый Смысл - а что это?
Здравый Смысл - как ты попал сюда?
Здравый Смысл - и так сойдёт.
Непопулярные решения надо уметь принимать - мы решили выбрасываться.
Через два часа после принятия этого решения мы уже были в Ревде, а еще через три - покупали билеты на поезд, который приехал за нами сразу же.
P.S. Кто будет планировать выброску с северных маршрутов летом - помните о сезоне отпусков и отсутствии плацкартных мест.
Часть последняя, для тех, кто любит поговорить о снаряге.
Список снаряги, которой мы очень благодарны:
Гамаки: Rebel Gears.
Рюкзаки: Deuter AircontactPro 50+15 и Снаряжение 90.
Анораки: PanzerSuperLight от Сплава
Ходовые штаны: Горка-3 от Сплава
Ботинки: австрийские берцы «эдельвейс» и российские «фарадей»
Тапки для брода и на стоянке : китайские SunSon с пометкой «made in Russia»
Нож: morakniv
