16 августа: планировали выходить в полночь, но прокопались и вышли в 00-30.
Одежда:
- вниз я одела флисовые леггенсы, на них штаны Горка 4;
- под ботинки тонкие трекинговые носки и трекинговые толстые;
- ходовая термо-футболка, флисовую кофта и пуховик ультра лайт. Сверху анорак Горка 4;
- на голове флисовая шапка, на шее бафф;
- на руки легкие перчатки без пальцев, с собой взяла теплые;
- на ботинки бахилы.
Муж примерно также был одет, экипировка у нас почти одинаковая. Только вместо перчаток – рукавицы. Еще брала с собой маску для лица. Леха ее пробовал на акклиматизации, сказал, что тут и так дышать тяжело, а в маске и вовсе невозможно. Я быстро пришла к такому же выводу и сняла ее минут через 10 ходьбы.
Снаряжение:
- кошки;
- налобные фонарики;
- обвязки: у меня верхняя, у Лехи нижняя;
- треккинговые палки;
- пенка-подпопник. Нужная штука на которой очень хорошо сиделось на седле;
- штурмовые рюкзаки. В Лехином питьевая система (она лежала у спины и за счет тепла тела не замерзала), несколько батончиков. В моем, термос с чаем и тоже батончики. На рюкзаки закрепили ледорубы;
- поясная сумка, куда я положила фотоаппарат. До седла сумка лежала у меня в рюкзаке, потом перевесила ее на пояс;
- очки солнцезащитные с собой, на седле их одели;
- солнцезащитный крем. Им тоже уже на седле намазались.
Выпили по таблетке фенотропила. Леха дополнительно выпил нурофен. У него, когда проходит действие фентропила, начинает болеть голова. Когда он с фенотропилом пьет нурофен, такого не происходит. Эти же таблетки взяли с собой.
На момент выхода, пуховик у меня был лишним. Жарко мне стало минут через 10 ходьбы. У ближайшей каменюки я его сняла и это была тактическая ошибка. За день отдыха, я напрочь успела забыть, что сильный ветер начинается от скал Пастухова, и надо было не снимать куртку до них, а одевать там.
Шли каждый в своем темпе. Я побыстрее, Леха помедленнее. Фонарик я довольно быстро выключила, хватало света от Лехиного фонаря и проезжавших мимо ратраков. Где-то с часа ночи они проезжали каждые минут 15. Погода отличная: ясное небо и слабый ветер.
Идти во многих местах не очень удобно, снег перемолот гусеницами ратраков. Поэтому шли зигзагом, выискивая участки нетронутого фирна. Каждые минут 10-15 останавливаюсь отдохнуть и подождать Леху. На этих остановках закидываю голову и любуюсь усыпанным звездами небом: такое – оно только в горах. «Поймала» 4 падающих звезды. На каждую загадала одно и то же желание – взойти сегодня.
На остановках сдергиваю бафф: от дыхания он быстро намокает и тут же замерзает, неприятно. Понимаю, что хватать холодный воздух ртом – не самая хорошая идея, но не могу удержаться от того, чтобы хоть какое-то время не чувствовать на лице замерзшую ткань. В итоге, уже к скалам Пастухова, голос заметно сел.
На часах 2-50. В свете фар проезжащего ратрака, вижу верхний край скал Пастухова. Неплохо, я думала, мы дольше будем до них идти. Делаем остановку, пьем из питьевой системы и идем дальше.
Выше скал, ветер уже сильнее. Горка надежно защищает от ветра тело и ноги, а вот пальцы начинают замерзать. Пыталась шевелить ими на ходу, но это не помогло. В итоге, к Косой Полке я не чувствовала ни пальцев рук, ни пальцев ног. Подъем дается тяжело, там очень крутой склон. Но льда нет, кошки легко вгрызаются в фирн, треккинговые палки тоже здорово помогают. Поэтому к концу подъема, мы, конечно, чувствуем себя уставшими, но вполне способными идти дальше. Не на силе воли, а вполне себе на своих ногах. Ледорубы здесь решили не доставать: по Косой идет хорошая широкая тропа, льда нет, ветер слабый.
Мы вышли на Косую Полку в 5-30, начало рассветать и уже идя по ней, я увидела тень Западной вершины Эльбруса. Было нереально красиво: все оттенки розового, красного, бордового. Фотоаппарат лежал у меня за спиной в рюкзаке, а телефон в маленькой сумочке, я убрала ее под анорак, чтобы он не разрядился от холода. Попробовала вытянуть сумочку, но не смогла, пальца так замерзли, что даже ее не чувствовали. Спросила у мужа, как у него с пальцами. Оказалось - также, почти не чувствует. Так в итоге и не получилось сделать фото. Эта сказочная картина осталась только у меня в памяти. Этот день был лучшим из всех, что мы здесь видели. Небо было идеально чистым, ни облачка. Ночью на небе были очень красивые яркие звёзды и млечный путь, днём - прекрасные виды на много километров вокруг.
Где-то в районе середины Косой Полки, у меня из-за пазухи раздался истошный крик петуха: ну да, именно на этот день недели, я и забыла отключить будильник на 6-30, вот он и голосил. А у меня все та же проблема: я пальцы на руках уже не чувствую, поэтому расстегнуть ворот анорака и достать орущий телефон, ну никак не могу. Зову мужа, излагаю проблему, общими усилиями пытаемся ее решить.
В общем, картина маслом: стоим на Косой Полке, дурным голосом петух орет, и муж что-то у меня за пазухой ищет... Хорошо, что на фоне гипоксии, людям обычно не до этого и никто особо на нас внимания не обратил.
Выключив будильник, Леха засовывает мои руки к себе в рукавицы и пытается согреть. Рукавицы легче, чем мои перчатки, но его пальцы хоть немного, но теплее. Какая-то совсем малая часть чувствительности к пальцам возвращается. Этого хватает, чтобы через расстегнутый ворот анорака просунуть руку под все слои одежды, к ключице, потом передвинуть на плечо. Заледеневшим пальцам, кожа тела кажется огненной, вскоре их начинает колоть острыми горячими иголочками, и я понемногу начинаю их чувствовать. Теперь тоже самое с другой рукой. И все бы хорошо, но от ледяных пальцев по телу во все стороны расползается холод. На выходе к седловине, меня уже во всю трясет крупная дрожь. Такое ощущение, что я промерзла до костей. Иду, и с тоской думаю: ведь приходила же мне в голову мысль, грелки-самогревы взять, для рук как раз. Ага, пришла, побродила немного и ушла. Ну правильно, что умным мыслям в дурной голове делать-то…
В 7-30 мы были на седле. Я подошла чуть раньше Лехи. Заметила в одной группе, недалеко от того места, где я сидела, некоторую суматоху. Присмотрелась. Насколько я поняла, парень потерял сознание. Его как-то по-хитрому обвязали репшнуром и всей группой потащили в сторону Косой Полки. Все было сделано так быстро и слаженно, что я сначала даже подумала, что чего-то не поняла: может гиды и спасатели просто переноску пострадавшего отрабатывают? Рассказала Лехе, но он слышал переговоры гидов по рации, из которых, как ему показалось, следовало, что это не учения, одному из участников восхождения действительно стало плохо. На всякий случай, прислушиваюсь к своим ощущениям, но у меня, вроде все в порядке. Устала, да, но не то, чтобы «ща лягу прямо здесь». А так – голова ясная, все адекватно воспринимаю, ничего не болит. Трясет, правда, как осиновый лист, но это уже к высоте отношения не имеет.
Группы, приехавшие на ратраках, по быстрому перекусывают, переодеваются, разбираются со снарягой ( кто-то обвязки только сейчас натягивает) и уходят наверх:
А кто-то выходит на ту часть седловины, которая уже освещена солнцем и отдыхает:
В их числе и мы. Я одела под анорак пуховик и села на солнце «оттаивать». Достали термос с горячим чаем, протеиновые батончики, мюсли. Минут через 15 исчезла противная дрожь и жизнь начала налаживаться:
А после чая и батончиков, она стала прекрасна! Как и виды вокруг:
Отдыхали час. Помимо чая и батончиков, перед выходом выпили еще по таблетке фентропила. Намазались кремом, одели очки и в 8-30 вышли на подъем. Всего час прошел, а ощущение - будто полдня отдыхали! Как же с восходом солнца все меняется в лучшую сторону. Потеплело настолько, что я убрала пуховик и перчатки теплые больше не понадобились, шла в легких перчатках без пальцев.
Я, уже поднявшись к Косой Полке поняла, что теперь взойдем, это уже точно, вопрос времени. И сейчас радостно стартовала вверх. Правда, доскакала только до перил. Там несколько человек не то, что не скакали, шли с трудом. Но мы вроде никуда особо не торопились, так что шла в их темпе, попутно фотографируя окрестности.
Эльбрус Восточная:
Виды с разных мест подъема:
Там, где провешены перила, шли пристегнутые и я, и Леха. Лететь там, если что, и далеко, и высоко, и прямо на камни. Берите обвязки, лучше с двумя усами: мало ли голова закружится или подскользнетесь на перестежке.
За перилами дальше все просто. Почти ровное плато:
До вершины – несколько шагов:
Взошли в 9-53:
Эльбрус Западная. 5642 метра. Высочайшая вершина Европы.
«Весь мир на ладони,
Ты счастлив и нем»
В.С. Высоцкий
Есть ли кто-то, кто, дойдя, не вспоминает этих слов? Лучше чем он, чувства, которые испытываешь на восхождении, по-моему, никто не выразил.
Поздравляем друг друга с пятой годовщиной свадьбы. Ну да, она завтра вообще-то, мы 17 августа поженились, но сейчас это кажется такой мелочью… Услышав, нас поздравляют все окружающие.
Еще немного фото с Вершины:
Пробыли наверху до 10-15, запечатлели напоследок наши счастливые морды лица
И пошли вниз. Тропа, по которой идешь вниз к седовине, проложена немного дальше от края, поэтому на спуске к перилам не пристегивались.
Вот часто говорят, что дорога вниз, она не легче, а напротив, тяжелее. Весь мой предыдущий опыт подтверждал, что так и есть. И я себя именно на это настраивала. Но этот спуск стал исключением. Погода именно такая, которую я просила у «небесной канцелярии» пару дней назад)) Тепло, хорошо, солнышко светит. Красотища вокруг необыкновенная. Тропа сама под ноги ложится! И это не эйфория от гипоксии, голова ясная и все прекрасно соображает. Это счастье от сбывшейся Мечты. Когда говорят, душа поет, наверное, именно это имеют в виду.
А на седловине Леха говорит:
- Знаешь, а это была хорошая идея, насчет Эльбруса, все так здорово получилось. Вот я не любитель гор, но в этот раз – все классно было, мне понравилось. И насчет ратраков ты тоже была права. Нафиг они тут не нужны.
Идем не торопясь, время от времени фотографируем:
Доходим до конца Косой Полки и немного ошеломленно смотрим вниз. Сейчас уже немного не верится, что мы столько вверх прошли:
Леха качает головой:
- С ума сойти. Как мы это сделали?! Хорошо, что ночью шли, и не видно было, сколько еще идти.
Спуск довольно утомительный. Колени и у меня и у Лехи, все это время о себе почти не напоминали, а тут начали болеть. У Приютов были в 14-00. Очень усталые, да, но все еще довольно деятельные. Быстро собрали вещи и пошли к канатке. Не от большого ума сняли кошки. Без них идти значительно тяжелее: все растаяло, снег моментально разъезжается под ногами, и ты оказываешься на льду. Но несмотря на неудобства, около 15-20 были у канатки.
Спустившись, первым делом зашли в прокат, сдали усы и кошки. Потом к Магомеду, в Вершину. Как раз во дворе его встретили, поздравил нас с Горой. Места были, заселились.
Наконец-то устойчивая связь и интернет. Звоним родителям и друзьям: они же не знали, что мы этой ночью восходили все-таки. Принимаем поздравления)). Потом я звоню в МЧС и прошу снять нас с учета, так как мы внизу, а Леха звонит Яне, хозяйке гостиницы Альфа в Нальчике и уточняет наличие номеров на завтра. Все ок, номера есть.
Идем в Три Сестры праздновать. После бокала красного вина, возвращается к нормальному состоянию мой севший голос. А после еды начинается хотеться спать. У нас сегодня был очень длинный день.
В гостиницы отрубаемся, едва успев принять горизонтальное положение.