Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15
Здесь тоже можно увидеть много сохранившихся "настенных" крестов, порой полуразрушенных:
К сожалению, сейчас церковь Петра и Павла в Кожевниках закрыта на реставрацию, и посетить её не представляется возможным.
* * * * * * * * * *
Продолжая идти по Бредова-Звериной улице, мы выходим к церкви Николы Белого - единственного сохранившегося строения Николо-Бельского монастыря, разрушенного шведами в 1611 году:
Николо-Бельский монастырь восстанавливать не стали, а его территория отошла к расположенному рядом Зверину (Зверин-Покровскому) монастырю, очень древнему, впервые упомянутому в летописи ещё в 1148 году. Самый старинный из его сохранившихся храмов - Покровская церковь, возведённая в камне в 1399 году, правда, неоднократно перестраивавшаяся впоследствии.
В 1899-1901 годах на месте западного придела церкви был сооружён большой пятиглавый Покровский собор в так называемом псевдорусском стиле - ныне действующий.
На территории Зверина монастыря находится и небольшая церковь Симеона Богоприимца 1467 года - последний из сохранившихся храмов независимой Новгородской республики, частично перестроенный в середине 17 века:
Вместо не дошедшей до нас каменной колокольни рядом с собором построили небольшую деревянную:
На улице, напротив входа в монастырь, установлен памятник Петру и Февронии:
* * * * * * * * * *
Рассказ о достопримечательностях Софийской стороны в пределах городской черты (на сам левый берег Волхова мы ещё вернёмся, когда будем говорить об интересных местах в ближних окрестностях Новгорода) я закончу фотографиями, сделанными в вечернее время - в основном, внутри Детинца и рядом с ним.
< --------------- Торговая сторона --------------- >
На правом берегу Волхова, прямо напротив Детинца, сохранился ещё один великолепный исторический ансамбль - Ярославово Дворище и знаменитый новгородский Торг - один из самых известных и значимых в Европе. Торговые лавки объединялись в "тематические" ряды, каковых в 16 веке было целых 42: хлебный, рыбный, кожевенный, серебряный, иконный - понятное дело, все и не перечислить. Неподалёку располагались дворы Ганзейских купцов - Готский, Немецкий и многие другие. Порой на пристани собиралось столько судов, стоящих бок о бок друг к другу (нечто подобное могли видеть те, кто путешествовал на кораблике по Нилу в Египте), что пожар, начинавшийся на одной стороне, моментально перекидывался по ним на другой берег. Здесь же проходили и вечевые собрания, которые некоторые источники называют "альтернативными" (сейчас бы мы сказали - "оппозиционными") относительно "официального", имевшего место на Софийской стороне.
В начале 11 века, в 1030 году, князь Ярослав, прозванный позже Мудрым, поставил здесь свой двор (слово "дворище" появилось несколькими столетиями позже), а в его центре выстроил дворец, считавшийся тогда самым пышным в Европе. Более ста лет это место служило резиденцией новгородским князьям, пока в 1136 году в Новгороде не установилось республиканское правление, и князья были вынуждены переселиться на Рюриково городище. А Ярославов Двор на несколько веков стал торгом.
Однако торговля в Средние Века была делом не только прибыльным, но и опасным: кораблекрушения, нападения разбойников и морских пиратов, болезни... Поэтому, стремясь "застраховаться" и найти защиту у Небесных сил, купцы ставили на Торгу церкви, причём многие из них были двухэтажные: вверху - "дом молитвы", а внизу - склады для хранения товаров, что приносило двойную выгоду: во-первых, в те времена церкви были единственными каменными сооружениями, значительно меньше деревянных страдающими от пожаров, а во-вторых, не каждый вор решался залезть в храм божий... Их примеру следовали и ремесленные гильдии, и в итоге на Ярославовом Дворище сложился уникальный архитектурный храмовый ансамбль, сохранившийся до нашего времени. Его-то мы сейчас и посмотрим, пройдя по бывшему Торгу с юга на север.
Первыми нас встречают две поздние церкви 16 века, поставленные купеческим семейством Сырковых. Вот трёхэтажная (два нижних этажа использовались под склады) церковь Жён-Мироносиц в "московском" стиле, построенная в 1510 году по заказу московского купца Ивана Сыркова:
... и небольшая, но тоже трёхэтажная церковь Прокопия, возведённая в 1529 году на средства его сына Дмитрия Сыркова:
..........
А первой каменной постройкой и вообще самым древним храмом не только на Ярославовом Дворище, но и вообще на Торговой стороне стал Никольский, или Николо-Дворищенский собор, сооружённый в 1113-1136 годах, как считают некоторые учёные, как раз на месте дворца Ярослава Мудрого.
Если внешне собор сохранил свой исторический вид (а отчасти он был возвращён ему реставраторами), то внутри мало что напоминает о древности храма:
Единственными свидетелями почти тысячелетнего прошлого собора являются лишь обнаруженные уже в 1969 году остатки каменной лестницы, ведшей на хоры, а также небольшие фрагменты фресок:
С 1962 года Никольский собор служит в качестве музея ( https://www.visitnovgorod.ru/sights/st_ ... edral.html ), в частности, в нём проводятся небольшие мультимедийные видеопредставления (их подробности и регламент можно посмотреть по той же ссылке в конце страницы). На одном из них, рассказывающем о Великом Торге и Ярославовом Дворище, мы побывали. Что сказать? Любопытно, но не более того. Можно посмотреть, но если и не посмотреть - ничего страшного не произойдёт. Честно говоря, в целях экономии денег и времени (если у кого такая задача стоит) в Николо-Дворищенский собор можно вообще не заходить.
Кстати, о деньгах. Для посещения многих старинных храмов Новгорода нужно покупать входные билеты. Сами по себе они не дорогие (как правило, 100 рублей), но в сумме получается вполне приличная цифра. И, кстати, пенсионных скидок здесь нет. Ну а понять, в какие именно храмы стоит зайти, я надеюсь, и поможет мой рассказ (основные "посещения" ещё впереди).
..........
Выйдя из собора, мы продолжаем прогулку по Ярославову Дворищу и оказываемся у очень колоритной церкви Параскевы-Пятницы, покровительнице торговли, возведённой в 1207 году новгородскими купцами, торговавшими с Западной Европой. Она несколько раз перестраивалась, но во время последней реставрации ей в основном вернули древний облик.
Церковь Параскевы-Пятницы на фоне Никольского собора:
..........
Чуть дальше находится Церковь Успения на Торгу, возведённая в 1135 году и, несмотря на отдельные реконструкции, в целом сохранившая свой аутентичный вид:
В самом конце 17 века на месте части древнего Торга был построен Гостиный двор, однако он не дожил до наших дней, будучи практически полностью разрушенным во время Великой Отечественной войны. От него осталась лишь Воротная башня и длинная аркада со стороны реки, которая сегодня украшает правый берег Волхова в центре Новгорода (вы уже видели её на многих фотографиях выше, да и дальше она встретится ещё не раз).
..........
И ещё 2 старые церкви расположены на территории Ярославова Дворища. Одна из них - церковь Иоанна (Предтечи) на Опоках, заложенная в начале 12 столетия и полностью перестроенная в середине 15-го. Она служила не только храмом, но и торговой биржей, в ней заключались сделки, и только в ней хранились весы, на которых позволялось взвешивать воск, бывший одним из самых ходовых в то время товаров (на свечи-то!), и прочие эталоны мер: "локоть иванский" для измерения длины сукна, "гривенка рублёвая" для взвешивания драгоценных металлов и прочие.
Другая церковь - Георгия на Торгу 14 века, перестроенная в 1750-х годах после обрушения сводов:
Рядом с ней в подвальчике небольшого восстановленного здания торговых рядов находится "Новгородская печатня", предлагающая множество тематических мастер-классов для людей самого разного уровня продвинутости:
..........
Последним из сооружений Ярославова Дворища является Ганзейский Фонтан, открытый в июне 2009 года по случаю проведения международного форума "Ганзейские дни Нового времени". Чаша фонтана только издали кажется чашей, а на самом деле представляет собой плоский каменный диск с символическими краями, наполненный водой так, чтобы через неё были видны расположенные по периметру диска мозаичные изображения гербов 16 стран, входящих в Ганзейский союз Нового времени.
Как видите, детям здесь - раздолье и удовольствие
В паре десятков метров от фонтана установлен Ганзейский мемориальный знак. Вот честно, что изображает он, для меня было загадкой, и только сейчас я прочитал, что, оказывается, это "два качающихся на волнах судна - новгородская ладья и ганзейский ког". Кто бы мог подумать...
А теперь мы по примеру Софийской обойдём Торговую сторону с юга на север - только теперь уже, учитывая расположение реки, не по, а против часовой стрелки. И интересного, могу вас уверить, здесь будет намного больше, чем на противоположном берегу:)
Совсем рядом с Ярославовым Дворищем находится интересный и живописный ансамбль из двух храмов, соединённых аркадным переходом с шатровой колокольней. Это церкви Михаила Архангела и Благовещения на Торгу. Сами они старые, много раз горели и разрушались, снова отстраивались, связывающая их галерея появилась в середине 16 века, а колокольня - в 17-м. Сегодня этот комплекс явно требует реставрации, но и в таком виде, повторюсь, смотрится колоритно и красиво.
..........
А вот просто интересное и даже красивое городское здание:
* * * * * * * * * *
Двумя кварталами восточнее расположен ещё один ансамбль из двух церквей, выглядящих как единое сооружение (честно говоря, я так и не понял, где кончается одна и начинается другая). Церкви Апостола Филиппа и Николы Чудотворца были сооружены в 1527 году новгородскими и московскими купцами (шатровая колокольня - уже 17 века). Справедливости ради отметим, что Никольский храм был почти полностью разобран в 1899 году и восстановлен уже при реконструкции нашего времени.
Издали церкви хороши, а вот вблизи впечатление смазывается: представительские "офисные" двери, не менее крутые кнопочные замки, стеклопакеты на окнах... Может, конечно, в недалёком будущем все церкви будут такими, но мне это не нравится... Так что лучше запомним этот комплекс таким, как я показал его на фотографиях выше...
Знаменская улица выводит нас к бывшему Знаменскому монастырю с одноимённым собором, построенным в конце 17 века на месте не менее одноимённой древней церкви, сооружённой специально для иконы "Знамение", которая, по легенде, защитила Новгород от превосходившего численностью войска суздальцев в 1170 году (сейчас она находится в Софийском соборе). Собор по своей архитектуре совсем не "новгородский", но "новгородского" у нас впереди ещё очень много, так что просто с удовольствием полюбуемся им.
Очень красиво, деревянными "кокошниками", да ещё с росписью, украшены входные ворота:
Снаружи солнце сильно мешает, но с другой стороны получается намного лучше:
И ещё несколько видов из внутреннего двора:
Очередной настенный крест-"оберег":
Кавычки-то я поставил, поскольку слово это считается языческим, и "истинно-верующие" православные не любят употреблять его, но, по сути, так и есть...
Изнутри собор расписан практически полностью, начиная с крыльца. Давайте поднимемся по нему и посмотрим, что скрывается внутри:
Росписи интерьеров выполнены костромскими мастерами в 1702 году. Удивительно, но несмотря на то, что Знаменский собор пострадал в годы войны, фрески неплохо (туристический сайт Новгорода даже пишет - прекрасно) сохранились, будучи, естественно, отреставрированными в наше время. Признаюсь, что в подобном жанре искусства я ничего не смыслю, но приведу их фотографии по максимуму - возможно, среди читающих эти строки найдутся те, кто сможет по достоинству оценить их.
Особый интерес (как пишут - сам я не имею никакого права давать оценку тому, в чём не разбираюсь, кроме чистого "нравится - не нравится", разумеется, но тут я тоже воздержусь) представляет фреска "Страшный суд", на которой, по бытующей легенде, изображены Пётр I и А. Меншиков, мучающиеся в адском пламени.
Прямо напротив Знаменского собора находится храм, занимающий особое место среди достопримечательностей Новгорода - цеpковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная в 1374 году. Как только её не называют: и символом города, равным Софийскому собору, и классическим образцом новгородской архитектуры республиканского периода, и просто самой красивой и нарядной из здешних церквей.
И всё это действительно так. Храм завораживает, от него трудно оторвать глаз. Общая простота и невероятная гармония пропорций, изумительный декор... В общем - смотрите сами:
Очень нравятся мне вот такие кресты "с ножками", которые называются Голгофскими (именно эти "ножки" и символизируют вершину Голгофы):
Фрагмент каменного фундамента:
Но это ещё не всё. Всемирную известность цеpковь Спаса Преображения на Ильине получила благодаря тому, что в ней - единственной в мире - сохранились фрески знаменитого византийского мастера Феофана Грека - не "приписываемые" ему, как в некоторых других местах, а достоверно подтверждённые новгородской летописью. Новгород стал первым городом, где Феофан Грек поселился, когда прибыл на Русь, а росписи церкви Спаса Преображения - первые, которые он сделал на русской земле.
Конечно, здешние фрески сохранились далеко не полностью. Большая часть их погибла, но даже то, что уцелело, учитывая, что храм сильно пострадал во время войны, является настоящим чудом. Давайте зайдём внутрь (сегодня церковь работает в режиме музея: https://www.visitnovgorod.ru/sights/chu ... treet.html ) и посмотрим всё сами.
Наибольшее число росписей (не считая купола и барабана, где они сохранилась почти полностью) можно увидеть на втором ярусе, на хорах, куда можно подняться по очень антуражной каменной лестнице:
А вот как раз лучше всего сохранившаяся роспись на куполе:
Общая цветовая гамма фресок до сих пор вызывает споры в научной среде. Некоторые считают, что их изначальная многоцветность была утрачена вследствие воздействия пожаров, другие - что нынешний цвет близок к оригинальному и является авторским замыслом.
Конечно, я, будучи абсолютным дилетантом, воздержусь от каких-либо комментариев. Ну а тем, кто хочет узнать немного больше, я предложу небольшой фильм:
Кстати, что очень ценно, ни в одном "музейном" храме Новгорода, сколь бы значимым ни было его "содержание", не запрещается фотографировать (причём бесплатно, не докупая дополнительно эту "опцию"). Единственное ограничение, впрочем, вполне типовое - делать это без вспышки.
* * * * * * * * * *
По пути дальше мы проезжаем мимо монументальной по новгородским меркам церкви Никиты мученика 1557 года постройки (возможно, по заказу Ивана Грозного, двор которого располагался поблизости), но не находим в ней ничего особенного:
..........
А вот следующая церковь - Феодора Стратилата на Ручью - никак не оставляет равнодушным. Кстати, Фёдоровский ручей, между прочим, довольно широкий, который дал название храму, был засыпан только в 1954 году при прокладке дороги Москва-Ленинград, а жаль - с ним церковь (сужу по приведённой в "Википедии" фотографии 1930-х годов) выглядела ещё живописнее.
Впрочем, она хороша и сама по себе - ещё один, как пишут, "классический памятник новгородского зодчества республиканских времён". Возвели её в 1360-1361 годах, в годы Великой Отечественной она практически не пострадала, так что сегодня мы видим её, можно сказать, в оригинале (с учётом современной реставрации, конечно). Правда, в 17 столетии к ней пристроили колокольню и низкий крытый переход, соединяющий её с церковью, но эти сооружения всё же стоят как бы сами по себе, не закрывая и не заслоняя храм.
Великолепен декор барабана под единственным куполом:
Очень антуражное остроконечное окошко - "древнерусская готика":
И очередной традиционный стенной крест:
Церковь тоже "музейная", вход в неё по билетам ( https://www.visitnovgorod.ru/sights/chu ... brook.html ). Внутри перехода перед храмовым порталом сохранился фрагмент "родного" каменного покрытия, когда-то бывшего уличным:
В старину церковные интерьеры были полностью расписаны, и эти росписи (вторая половина 14 века!) в целом сохранились, хоть и фрагментарно - прежде всего, благодаря тому, что долгое время они были закрыты побелкой. Их стиль позволяет учёным считать их авторов учениками или последователями Феофана Грека. Сегодня фрески активно реставрируются.
* * * * * * * * * *
Ещё несколько церквей в центральной части Правобережья, не вызвавших у нас особо интереса, я пропускаю, и сейчас мы переезжаем на северную окраину Торговой стороны, где на берегу Волхова рядом с памятником Александру Невскому стоит красивейшая церковь Бориса и Глеба в Плотниках, построенная в 1536 году всего за 5 месяцев. Она интересна тем, что сочетает в своей архитектуре характерные черты как исконно новгородского, так и "пришлого" московского зодчества.
На другом берегу видно огромное здание Новгородского драматического театра. Оно располагалось рядом с нашим отелем, и мы каждый день проходили и проезжали мимо него по нескольку раз. Вблизи, честно скажу, оно смотрится намного несуразнее... Где-то я читал, что одним из создателей его проекта был "тот самый" А. Макаревич, архитектор по "первой специальности".
Приблизим его немного:
Неподалёку находится ныне старообрядческая церковь Иоанна Богослова на Витке конца 14 века, но к ней уж мы не пошли.
Хотя церковь очень красивая: стройная, гармоничная:
* * * * * * * * * *
Сразу за Борисоглебской церковью находилась Московская застава (помните "питерскую" кордегардию?), "контрольно-пропускной пункт" которой можно увидеть и сегодня (о ней же напоминает проходящая рядом Заставная улица).
И последним местом, которое я условно отнёс к самому Новгороду (дальше мы покатаемся по его ближним окрестностям), стал Антониев монастырь, расположенный чуть севернее Московской заставы. Его возникновение датируется 12 веком и связано с именем преподобного Антония Римлянина, который, по легенде, доплыл на камне от Рима до Новгорода: якобы, скала, на которой он молился, уже будучи монахом, оторвалась от берега и через 3 дня пристала к берегам Волхова. Более исторические же версии считают, что Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря. Как бы то ни было, Антоний основал обитель и в 1117 году заложил каменный (!) собор Рождества Богородицы. За свою долгую историю он подвергался реконструкциям, вокруг него появилась крытая паперть и придел Антония Римлянина, но всё же он дошёл до нашего времени в относительно аутентичном виде, являясь ныне одним из трёх старейших сооружений, сохранившихся в России со времён Древней Руси.
Уникальность Рождественского собора ещё и в том, что в нём сохранились, хотя и частично, фрески 12 века, те самые, которым он был расписан в самом начале своего существования - в 1125 году. Давайте войдём в него (сегодня он является музеем: https://www.visitnovgorod.ru/sights/cat ... stery.html ) - и всё посмотрим.
Сначала, зайдя в собор, мы оказываемся в притворе, соединяющем 2 боковых придела, тоже расписанные - но, конечно, намного позднее.
Здесь одновременно и ведутся реставрационные работы, и практикуются молодые художники:
Возле ворот, ведущих в наос - главный зал храма, лежит большой камень с округлыми краями - "тот самый", на котором якобы приплыл Антоний:
В конце 19 века соборные интерьеры были частично перерасписаны (как пишут некоторые источники - вульгарно), и эти новые фрески легко отличить от древних даже непрофессионалу.
Вторым храмом Антониева монастыря является церковь Сретения с трапезной середины 16 столетия:
Вот как выглядит весь ансамбль вместе:
Сретенская церковь стоит совсем близко к реке. Зайдя за неё, мы оказываемся практически на самом берегу Волхова:
Рассказ о Торговой стороне, как и о Софийской, я закончу вечерними фотографиями:
Честно говоря, тут нас ожидал облом: я надеялся на красивое освещение храмов Ярославова Дворища, на то, что они заиграют в темноте, но ... не тут-то было. Горели обычные уличные фонари, в их жёлтом свете церкви, конечно, различались, но не более того. Так что лучшими тут получились снимки, сделанные в ещё только наступающих сумерках.
Зато подсветка Ганзейского Фонтана оказалась великолепной! Красивой, умиротворяющей, по-домашнему уютной... Вот от него уходить точно не хотелось.
< --------------- Николо-Вяжищский монастырь --------------- >
Николо-Вяжищский (с ударением на первой "И") монастырь находится примерно в 12 километрах к северо-западу от Новгорода. Относительно возникновения второй части его названия единого мнения нет. По "народной" версии, Вяжищи (так называлось расположенное рядом село) означало "вязкое место", поскольку поблизости было болото. Филологи же утверждают, что произошло оно от от слова "вяжа" - так в древнерусском языке называли бобровую хатку, из чего можно предположить, что в протекающей у стен монастыря речушке Веряжке водились бобры.
Не знаю, насколько "вязкими" являются окрестности монастыря сегодня, во время весеннего половодья или осенней распутицы, а летом единственной встретившейся нам "водной преградой" оказался этот заросший ручеёк:
По меркам Великого Новгорода Николо-Вяжищский монастырь довольно молод: он был основан "всего лишь" в конце 14 века, а первые строения в нём появились только в начале 15-го. Нынешний же монастырский ансамбль, который мы видим сегодня, и вовсе возник в самом конце 17 столетия, когда был сооружён новый Никольский собор, а чуть позже - большая тёплая трапезная с церквями Иоанна Богослова и Вознесения Господня, соединённая с собором крытой галереей с двумя парадными крыльцами. Именно она встречает тех, кто подъезжает к обители со стороны основных дорог:
Главной особенностью, этакой "визитной карточкой" Николо-Вяжищского монастыря является обильный декор из цветных изразцов, не слишком характерных для традиционной новгородской храмовой архитектуры и привнесённых сюда только в 16 веке под влиянием "московского стиля". Наиболее богато украшена изразцами трапезная и церковь Иоанна Богослова:
Как видите, изразцы здесь повсюду: они образуют и декоративные пояса, идущие почти по всему зданию, и обрамляют окна и дверные проёмы, и украшают барабаны под куполами.
В задней части трапезной располагаются настоятельские покои, а над ними - красивая восьмигранная двухъярусная колокольня с пятью главами:
..........
Двухэтажный собор (его верхний храм освящён в честь Николая Чудотворца, а нижний - во имя святителя Евфимия Новгородского) с пятью главами красив, монументален, торжественен, но вполне традиционен.
Красивее всего собор выглядит с западной стороны, где находятся открытая паперть и крыльцо с двумя палатками, увенчанными шатрами. К сожалению, снять его отсюда можно было только откровенно против солнца (да ещё утреннего, низкого), поэтому пришлось исхитряться, ухищряться, и всё равно - целиком это великолепное крыльцо в кадр не попало.
Вот сбоку - пожалуйста. Но вид уже не тот...
Мне очень нравятся вот такие массивные арочные галереи, под ними чувствуется особый колорит:)
Здесь же находятся ворота в нижний храм, он закрыт, но маленькому "зрачку" фотоаппарата не составило труда заглянуть внутрь:
..........
На территории монастыря есть пруд, небольшой, но в некоторых ракурсах вполне живописный.
Если немного отойти, можно "словить" в нём отражения храмов:
Вообще обитель очень ухожена, трудно представить, что всё это сделано руками всего лишь нескольких живущих здесь монахинь и послушниц...
< --------------- Деревяницкий монастырь --------------- >
Старинный Деревяницкий монастырь, известный с 1335 года, когда летопись упоминает о возведении здесь каменной церкви (а значит, сам он был основан намного раньше), сегодня находится если не в полуразрушенном, то, мягко говоря, в сильно обветшавшем состоянии, и первой моей мыслью, когда я увидел его, было "и зачем же мы сюда приехали?!" Но, хорошенько осмотревшись, я не только перестал жалеть об этом, но и был рад, что, не иначе, как "промыслом божьим" (кавычки, кстати, здесь могу и убрать) включил его в нашу программу.
Да, древних сооружений в монастыре не осталось, те храмы, что мы видим сегодня, относятся к началу 18 века. Но выглядят они очень колоритно - в конце концов, хорошо отреставрированных церквей в Новгороде мы повидали достаточно, а вот таких, дошедших до нас "как есть", здесь осталось очень мало, и для разнообразия впечатлений Деревяницкий монастырь оказался очень кстати.
Первое, что бросается в глаза - это Собор Воскресения Христова, возведённый в 1700 году в модном "московском" стиле Нарышкинского узорочья:
Детали его архитектурного узора именно в "неотлакированном" виде очень интересны:
Да одни дверные петли чего стоят!
А это поросшая мхом тропинка у стены собора, через которую еле заметно проглядывают камни фундамента:
Другая церковь - Успения Богородицы с трапезной - ещё любопытнее. Честно говоря, сначала я подумал, что это - древний храм, впоследствии где-то больше, где-то меньше реконструированный. И лишь потом с огромным удивлением узнал, что нет, построена она была совсем "недавно", в 1725 году. Честно говоря, мне и сейчас трудно в это поверить: ну смотрите сами: если убрать трапезную палату, апсиду, фигурные окошки, то явно вырисовывается типично новгородская церковь времён позднего Средневековья...
Вот то, что колокольня 18 столетия - в это верится легко:
Расположен монастырь на дальней окраине города, сразу за ним начинаются поля, луга и небольшая протока Деревянка - короткое ответвление реки Волхов:
Как раз при нас на эти самые поля какой-то местный житель вывел попастись коз. Против того, чтобы мы их сфотографировали, он ничего не имел:) И даже сам в кадре оказался:
А самое интересное было, когда козы стали обгладывать листья кустаринка, чуть ли не забираясь на него - ну чистое (почти) Марокко!
В общем, посещением заброшенного Деревяницкого монастыря мы оказались очень довольны. Но, конечно, его надо реставрировать - и тогда он займёт очень достойное место в длинном ряду интереснейших памятников новгородского зодчества.