Третий день, как мы выехали из дома, и третий час, как машина трясется по грейдеру. Красная дорожка, петляющая вдоль Селигера, иногда выныривает из сказочного леса, и нашему взору открываются волшебные виды озера. К сожалению, проливной дождь напрочь смывает идиллическую картину.
- Нет – зевнув, говорю я.
- А почему? – интересуется шестилетняя дочь. Я не знаю, что ей ответить…
С возрастом пристрастия меняются. Если раньше меня манили только новые места, то теперь все чаще хочется еще раз прогуляться знакомыми дорожками.
СПб – Рождествено – Коростынь – Старая Русса – Осташков – Торжок – Берново – Старица – Ярополец – Волоколамск – Звенигород – Москва – Ногинск – Киржач – Юрьев-Польский – Переславль-Залесский – Петровское – Ростов – Борисоглебский – Углич – Мышкин – Весьегонск – Старая Ладога – СПб
Оборот по «Золотому кольцу» мы с Надей сделали более двадцати лет назад. Поездке на Селигер – лет пятнадцать. Московская область – когда же это было? Точно уж не меньше десяти.
Признаться, «Золотое кольцо» оставило такие яркие впечатления, что желание совершить еще один заезд вдруг вспыхивало, когда по телевизору показывали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», или на глаза попадалась фотография «Покрова на Нерли», да что там – даже если кто-то неподалеку произносил магические слова «Углич», «Мышкин», «Калязин».
Вокруг Селигера мы ездили большой компанией, и жили в палатках. Полина – наша шестилетняя дочь – давно требует отправиться в настоящий поход с ночевкой в палатке. Лучше места не найти.
Но искра возгорелась в пламя, только когда мой одноклассник Саша позвал к себе в гости. Он коллекционирует советские автомобили, и периодически присылает фотки новых приобретений. Портрет очередного экспоната – «Москвич – 407» заставил меня лихорадочно перебирать архивы. Нашел! На черно-белом фото стоял такой же мой! С которым я расстался тридцать лет назад.
Вереница воспоминаний: фрагменты старых машин и старинных церквей, названия городов и деревень, запахи полей и ароматы цветов, плеск воды и шум ветра, практически сразу выстроилась в стройный маршрут. Несколько дней я читал форум, изучал детали, списывался в друзьями-москвичами, добавлял-выкидывал населенные пункты. А потом взял, и развернул направление движения в другую сторону.
Против часовой. Во-первых, так интересные места выстраивались по возрастанию привлекательности для Полины. Во-вторых – получалось заехать ко всем друзьям.
Ну, и главное – символическое возвращение в прошлое. Отмотаем время – поедем против часовой!
1. СПб – Кирилловское – Русское Брызгово
Конечно же, я собирался взять с собой лодку – наш путь будет постоянно пересекаться с Волгой-рекой. Велосипеды, чтобы кататься по городам. Удобный пружинный матрас – вдруг захочется полежать-отдохнуть в машине. Но вместительный кузов нашего автомобиля до отказа наполнился вещами еще в городе. Синоптики обещали необыкновенную жару в первые две недели августа. Затем прогноз сменился на ураганы, дожди и жуткий холод. В результате мы загрузили одежду и обувь на все случаи жизни. Стратегический запас продуктов и напитков. Лекарства. Посуду. Палатки, спальники, коврики. Газовую плитку, щепочницу с подзарядкой для телефона и вязанку дров. Походные столы и стулья. Гамак. Удочки. И кальян.
Заехав за Полиной на дачу в Кирилловское, где наш багаж пополнился игрушками, книжками и урожаем огурцов, мы окончательно отказались от лодки, великов и матраса.
Ближе к вечеру тронулись в путь…
Уехали недалеко. Через пару часов достигли деревни Русское Брызгово. Там дача у Лены – лучшей подруги Нади. А ее дети – Юля и Амелия, стали лучшими подругами Полине.
2. Русское Брызгово – Рождествено – пос. им. Дзержинского – Коростынь – Старая Русса
Утром Сережа (Ленин муж) взял меня на утреннюю пробежку. Он любит бег, принимает участие в марафонах. Я тоже бегаю, в хорошую погоду, 5 минут вдоль берега реки Карповки до следующего мостика, затем по другому берегу обратно.
На великах мы подъехали к месту тренировки в лесу. Тропинка петляет по горкам. Сережа, ровно дыша, бежит вверх, стремительно удаляясь от меня. Я, хрипя и задыхаясь, пытаюсь нагнать его на спусках. Одного круга мне хватило. Чтобы не опозориться. И не сдохнуть.
Сережа побежал дальше, я через желтые сжатые поля пустился в обратный путь. Видел лису, которая охотилась на мышей. Большую хищную птицу, которая так быстро скрылась в лесу, что я успел разглядеть лишь крепкие желтые лапы. И голубое небо без единого облачка! Я блаженно улыбаюсь. Ура! Путешествие началось!
… Ветер свистит в открытое окно. Асфальтовая лента прорезает заросли иван-чая, ныряет в лес, рассекает поля.
- А вот это растет лен – объявляет Надя. Мы с Полиной удивленно смотрим на ковер из маленьких цветков, простирающийся до горизонта. Выходим потрогать.
Заглядываем и в кукурузные заросли. Померяться ростом. Полина не верит, что эти растения выше моего роста.
Рождествено
Не сосчитать, сколько раз мы со свистом пролетали усадьбу Набокова. Думая – как-нибудь надо заехать.
Высокий красный берег реки Оредеж. Старый дом на горе. Вид на Рождественскую церковь через реку Грязну. Тенистая аллея парка, с торчащими из под кустов грибами. Пещера. Источник. Добрались наконец!
А достопримечательности Луги в очередной раз проскакиваем без остановки. Опаздываем в гости к Виталику – моему коллеге. У него дача на Череменецком озере под Лугой, они с Натальей ждут нас к обеду. У них так красиво, уютно и вкусно, что хочется остаться здесь на недельку, и никуда больше не ехать. Тем более, что погода портится, начинает накрапывать дождик.
…Про руины дворца Рапти, что находятся совсем неподалеку, мы узнали от наших гостеприимных хозяев. Остатки фундамента, заваленные мусором, торжественная лестница с пандусом производят тоскливое впечатление, хотя дают представление о масштабах и величии «Маленького Версаля».
И снова дорога мчит нас через поля. Вдоль реки Луга, коротая нехотя пробивается через заболоченные низинки. Не торопясь, проезжаем деревеньки. Во все глаза смотрим по сторонам. В каждой найдется то удивительный домик, то живописные руины, то тучные стада, то огромное гнездо аистов, которые, будто позируя, раскидывают огромные крылья.
Коростынь
Слегка притормозив, минуем амбар и Путевой дворец, Успенскую церковь и немецкое кладбище. Мы здесь бывали неоднократно, Полине такие достопримечательности пока не интересны. Зато высокий берег Ильмень озера вызывает восторг у всех.
(Ильменский глинт – самое протяженное обнажение образований, сформировавшихся на месте морского дна девонского периода палеозойской эры (начался около 420 млн лет назад, закончился около 360 млн лет назад). На юго-западном берегу озера можно наблюдать так называемые ильменские слои – голубовато-зеленые и красные тонкослоистые глины с белым песком и остатками древней флоры и фауны. Здесь находят обломки костей древнейших рыб, расцветом и многообразием которых характеризовался девонский период, а также остатки раковин древних моллюсков. Восточнее в бурегских слоях у реки Псижа хорошо просматриваются тонкослоистые красные и плотные кристаллические желтовато-бурые известняки. В этих слоях также находят остатки брахиопод (древних плеченогих), двустворок, брюхоногих моллюсков.)
Вниз пятнадцатиметрового обрыва ведет еле заметная тропа. Я страхую Полину, но сам поскальзываюсь на мокрой глине, и мы, перемазавшись, дружно скользим вниз.
Я мечтал именно здесь остановиться на ночь с палаткой. Или, хотя бы устроить пикник. Но температура +9С, сильный ветер, и тяжелые тучи гонят нас дальше.
Правда, по берегу мы нагулялись вволю. И «блинчики» в воду покидали, и камней с окаменелостями насобирали. Полина вошла во вкус – ее коллекция потянула на пару килограммов.
В Бурегах побродили по руинам Никольской церкви,
и помчались в Старую Руссу, пытаясь по дороге поймать лучик интернета, чтобы забронировать гостиницу. Гостевой дом «Коттедж», прямо напротив санатория, гостеприимно распахнул ворота и двери, и проглотил нас, Майлу, Басика и Лили до утра.
3.Старая Русса - Осташков
Старая Русса
Тут жил мой армейский друг Вовчик. Я приезжал к нему в гости через пару лет после демобилизации. Тридцать лет тому назад. Помню аллею Героев, дискотеку, где он был диджеем и костер на берегу реки.
- Давай шашлыки на берегу реки пожарим! – предложил Вовчик.
- Надо на машине ехать, значит выпить за встречу не получится – расстроился я.
- Чудак, никуда ехать не надо! Старая Русса – это не ваш Ленинград. Пять минут, и мы на природе в полном одиночестве!
…Надя с Полиной любят поспать подольше. Я же, наоборот, встаю рано. В огромных лужах блестит солнце. По прогнозу до обеда дождя не будет. Надо спешить!
Моя пробежка по аллеям большого санаторного парка (для входа надо предъявить паспорт) вызывает недоумение у отдыхающих. Тут другой ритм - принято неспешно прогуливаться, сидеть у фонтана, попивая минеральные воды.
И, после завтрака, я возвращаюсь в парк с семьей. Сделать работу над ошибками. Мы праздно гуляем, останавливаемся у фонтана, пробуем соленую воду.
Набираем пару бутылочек с собой, и отправляемся в «Усадьбу средневекового рушанина». Она тут совсем рядом – дорогу перейти.
Музей великолепен! Процесс выпаривания соли воссоздан со всеми деталями.
- Как вас зовут? – спрашивает бабулька из немногочисленной группы экскурсантов, бодро вскарабкавшись на второй этаж хозяйской избы по крутой лестнице. Под потолком сушатся веники, распространяя дурманящие ароматы.
- Николай я! – отвечает рыжебородый богатырь в холщовой рубахе.
- А по отчеству? – не унимается бабка.
- Кончено же, Алексеевич – говорит наш экскурсовод. И вся наша группа счастливо улыбается…
Прогулявшись по тихому берегу Полисти мимо дома-музея Достоевского, глянув на Воскресенский собор, и перейдя через Живой мост, решаем, что программа выполнена.
Берем такси, и возвращаемся в гостевой дом. Хозяин разрешил не забирать машину, пока мы не нагуляемся. На вопрос, где нам пообедать, он говорит, что нет места лучше, чем кулинария при кафе «Ильмень».
Чистая правда – наверное, это был самый вкусный обед за всю поездку. Прихватив в дорогу пирожков, следуем к Царицынскому источнику. Навигатор ведет куда-то в поля. Неожиданно трава расступается – посреди маленького озерца бьет соленый фонтан!
Тем временем сверху тоже начинает капать. Прыгаем в машину, и пытаемся уехать от дождя. Получается – на следующей остановке у подножия Княжной горы мы даже ловим пару лучиков солнца. О происхождении высокого холма сложено несколько легенд. Мне нравится та, по которой жена убитого врагами князя каждый день носила на его могилу горстку земли, пока не выросла гора.
Историки говорят, что на этом месте существовало древнее городище Демон, вокруг которого в XI веке построили деревянную крепость, защищавшую подходы к Новгороду.
Как бы то ни было, виды на поля, леса и реку Явонь стоят того, чтобы вскарабкаться наверх по крутому склону.
Следующая вершина – гора Ореховна, с которой видать весь Селигер. На вершину ведет вполне проезжая грунтовка, которая на середине подъема раздваивается. Мы направляемся не по тому рукаву. Разворачиваемся. И понимаем, что исправлять ошибку смысла нет. Селигер закрыт серой пеленой дождя.
… Шел третий день, как мы выехали из дома, и третий час, как машина трясется по грейдеру. Красная дорожка, петляющая вдоль Селигера, иногда выныривает из сказочного леса, и нашему взору открываются волшебные виды озера. К сожалению, проливной дождь напрочь смывает идиллическую картину.
- А мы уже за границей? – проснувшись, спрашивает Полина.
- Нет – зевнув, говорю я.
- А почему? – интересуется шестилетняя дочь. Я не нашелся, что ей ответить.
4. Осташков – Торжок – Берново – Старица
Люблю созерцать разрушительную мощь природы и времени. Покинутые деревни, заброшенные церкви и руины усадеб волнуют меня сильнее, чем те, которые подверглись безжалостной реставрации. Пластиковые окна, самоварное золото и яркий сайдинг явно не стоят того, чтобы а ними ехать.
Но когда в руинах лежит целый город, становится страшно.
На подъездах к Осташкову все как было раньше. Продают копченую рыбу. Глаза разбегаются от разнообразия. В носу приятно щекочет от запаха дымка.
- Какую вы посоветуете взять? – спрашиваю у продавщицы, не в состоянии сделать выбор самостоятельно.
- Берите терпуг, не пожалеете! – отвечает она.
Терпуг божественен. Отварив картошки, и сделав салат из свежих овощей, мы располагаемся за круглым столом в мини-гостинице «Солнце и Луна». Мы ни один ночлег не бронировали заранее, план гибкий, место выбирали к вечеру, по погоде и настроению. Первая же гостиница, на которую указал навигатор, устроила по всем параметрам.
Пробежка по утреннему городу оставила гнетущее впечатление. Многие дома покинуты. Стекла выбиты. Крыши провалились. В других еще из последних сил теплится жизнь. Но ни восстановить, ни законсервировать, ни сохранить, пусть даже в таком виде, ни те, ни другие уже не получится…
Дневная прогулка добавила немного позитива.
С речного вокзала по расписанию ходили корабли в разные концы Селигера. Теперь осталось только экскурсионное обслуживание – один маршрут в день.
Зато с причала «Чайкин берег» можно уехать на остров Городомля. Правда, дальше берега вас не пустят – на острове пропускной режим. Но в качестве водной прогулки по Селигеру этот вариант будет наилучшим. Особенно, если повезет, и выглянет солнце.
Отобедав в "советской" кулинарии – помимо соответствующей атрибутики, там ничего интересного нет,
берем курс на Старицу. Мчим по отличной дороге, покрытой свежим асфальтом. К хорошему привыкаешь быстро, расслабившись после трясучего грейдера, я не хочу слушаться призывам навигатора свернуть на грунтовку в поля. Асфальт же ведет в Торжок, поехали!
