Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Отзывы туристов об отдыхе в России, Путешествие по России отзывы, Россия путешествие, Туры по России, Поездки по России отзывы, Путешествия по центральной части России Сибирь путешествие Алтай Байкал Астраханская область, рыбалка. Путешествие по Волге и по Золотому кольцу отзывы
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Захожу внутрь Троицкой церкви. В глаза бросается порушенный иконостас, который сделал в 1902-1904 гг. Ефим Васильев.
На стенах еще кое-где осталась масляная живопись в блеклых холодных тонах, выполненая в начале XX в. в традициях позднего академизма. Как я понимаю, работу живописца также оплатил Ефим Васильев.
Лучше всего сохранилась композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». «Перед вознесением на Небо Иисус обещал апостолам послать им Святого Духа, Который утешит их. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ожидать, когда сойдет на них Святой Дух. Апостолы не выходили из Иерусалима и всё время проводили в храме. Теперь их было только 11, и нужно было на место предателя Иуды выбрать12-го. Выбрали Матфея, который и сделался двенадцатым апостолом.
На 50-й день после воскресения Господа Божия Матерь и апостолы утром собрались в свою горницу при храме и молились. Вдруг послышался с неба шум, как будто поднялась страшная буря с вихрем, который ворвался в самую горницу, где были апостолы. Огненное пламя в виде разделяющихся языков засияло над каждым из апостолов. Это был знак сошествия Святого Духа».
Замечу, что именно после этого случая над апостолами засияли нимбы.
«Апостолы исполнились необычайной радости и воодушевления. Лишь только спустились на апостолов огненные языки, лишь только сошёл на них Святой Дух, как они стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и которых до тех пор не понимали...»
Обратил внимание на левого апостола с плоским лицом. Это Петр. Его изображение наиболее узнаваемое. Обычно его представляют в образе престарелого, но еще крепкого старца, с короткими курчавыми седыми волосами и бородкой, обычно короткой и волнистой, с грубыми чертами широкого лица.
Очень часто его облачают в синий хитон, поверх которого накинут желтой гиматий. Почему-то он мне напомнил одного из героев фантаста Ивана Ефремова.
На южной стене между окон сохранилось изображение «Преображение Господне». «Во время молитвы на горе Фавор 3 ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился». Здесь можно узнать апостола Петра все по тому же синему хитону.
Между окон сохранился еще один сюжет - «Воскресение Христова». В правой фигуре узнаю Петра по его одежде.
Последний раз редактировалось АЛебедев 15 сен 2023, 18:52, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Рядом с Троицким храмом стоит и обращает на себя внимание двухэтажное кирпичное здание, построенное в характерном для того времени кирпичном стиле. Для него характерно отсутствие штукатурки, а элементы оформления фасада сделаны из кирпича. Углы дома украшают вертикальные ниши. Кстати, до революции в селе Олещь находился свой собственный кирпичный заводик…
Это бывшая церковно-приходская школа, которая открылась в 1884 г., благодаря трудам местного священника Магнитского Корнилия Васильевича (1828-1917, похоронен около храма в с. Олешь). Корнилий Васильевич обучал детей Закону Божьему.
В то время в селе Троица-Олешь числилось 10 дворов и проживало 24 мужчины и 23 женщины. В церковноприходскую школу приходили учиться дети и из соседних деревень. Олешский приход считался одним из крупнейших в епархии, в него входило 45 селений, самые дальние из которых находились от Олеши в 8 верстах.
В 1888 г. галичские мещане Евграф Никаноров и Ефим Васильев (они были прихожане Троицкой церкви) обязались в течение 3 лет внести для обеспечения школы 1500 рублей! В то время годовое жалованье священника составляла 108 руб., дьякона - 36 руб., псаломщика - 24 руб.
В 1889 г. в церковно-приходскую школу Троице-Олешь был распределен выпускник Костромской семинарии 21-летний Николай Кротков (отец Никодим). Впоследствии он стал архиепископом Костромским и Галичским. В 2000 г. он был причислен к лику святых.
Николай Кротков (отец Никодим), 1907 г.
В настоящее время в доме располагаются библиотека и медицинский пункт.
Библиотека, не работает, т.к. библиотекарь ушла в декрет. В Олешском медицинском пункте работает Валентина Константиновна Иванова ( лет). Доктор от Бога. В любое время дня и ночи придёт и окажет помощь. Короче, ее все хвалят.
Рядом стоит вот такое автомобильное чудо-юдо, на которой написано «аварийная служба связи». Это машина егеря (или лесника, не знаю, как правильно).
Последний раз редактировалось АЛебедев 25 июн 2023, 22:06, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
Прочла Ваши летописи по Кологривской и Солигаличской глуши. Если выбирать между этими направлениями Костромской области, куда бы Вы рекомендовали отправиться в первую очередь?
Кологрив я бы не советовал. Там меньше интересных объектов. И там не развита сеть дорог. Поэтому езжайте по трассе Галич - Солигалич. Там объектов не на один месяц. Я лично всё их посмотреть так и не смог, хотя был там 2 раза по 8 дней.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
В Чухломском и Солигаличские районах летом в определенные даты проводятся интересные мероприятия: фестиваль "Пуговка", крестные ходы, встреча с поэтами. Интересно попасть на такое Если Вам нужны телефоны краеведов, которые могут интересно рассказать о Чухломе, Солигаличе или о Галиче, провести экскурсию по фабрике, где делают валенки, или вы хотите посмотреть закрытые храмы изнутри, то дайте знать, и я пришлю в личном сообщении контакты нужных людей.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Захожу в храм Николая Чудотворца. В церкви Николая Чудотворца на внутреннем своде сохранилась клеевая живопись первой четверти XIX в. Правда, в советское время зачем-то под сводом закрепили мощные, деревянные балки, видимо, был потолок...
На узких диагональных гранях изображены попарно разные фигуры, у ног которых - вьющиеся ленты с именами.
Первая пара - это Товия и архангел Рафаил (Рафаэль).
Я представляю себе, как жители села Олешь, глядя на эту пару, фантазировали себе далекую библейскую историю…
А история такова. Во времена изгнания евреев в Ассирию (740 гг. до н. э.), в Ниневии жил со своей женой Анной и их сыном некий иудей Товит.
Как-то раз этот Товит прилег отдохнуть на своем дворе. Он не мог прилечь дома, т. к., согласно иудейскому закону, был "нечистым" (в тот день он погребал умершего). И надо было такому случиться, что во время отдыха воробьиный помет упал ему прямо в глаз! От этого у Товита образовалось бельмо, и он ослеп.
Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (когда-то Товит дал одному еврею под проценты 10 шекелейц).
Товия стал искать себе спутника для путешествия и встретил странствующего с котомкой архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял архангела за обычного человека. Кстати, отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы).
Получив благословение слепого отца, молодые люди отправились в путь, оплакиваемые Анной, матерью Товии. Идти предстояло по территории, занятой ассирийцами.
Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.
По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии.
Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти 7-х ее предыдущих мужей.
Тем не менее, свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили.
Затем Товия с архангелом возвратились в Ниневию. Здесь Товия употребил желчь и вернул зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение, рассказал о себе, после чего прозревший отец и сын пали перед ним на колени….
На своде как раз показан момент, когда Товия возвращается домой с рыбой и архангелом. Интересно, что Рафаил на плече несет котомку, а в руке он держит кубок с лекарствами.
Считается, что Рафаил является покровителем путешественников!
Последний раз редактировалось АЛебедев 22 июн 2023, 10:36, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Продолжаю осматривать олешьский храм Николая Чудотворца.
На своде в следующей паре архангелов я узнаю улыбающегося архангела Михаила, который облачен в доспехи. В левой руке он, как победитель держит зеленую финиковою ветвь. А в правой сжимает копье с белой хоругвью. На ней начертан человеческий крест, символизирующий победу Животворящего Креста над дьяволом.
В следующей паре, как мне кажется, изображены архангел Варахиил и архангел Иегудиил. Архангел Иегудиил изображен слева. Его мы узнаем по держащему в правой руке корпоне. Этот венец - награда от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям. А архангела Варахиила мы видим справа. На его одежде изображены цветы. Помните Рублевскуцю «Троицу»? Так вот один из трех архангелов там изображенных, был как раз Варахиил.
В третей паре архангелов справа я признал архангела Уриила. Он изображен справа. В правой руке против груди он держит обнаженный меч. Причем художник своеобразно изобразил этот меч на фоне крыла, и сначала кажется, что архангел в руках держит зонт… В левой руке архангел держит сумку с пламенем. Недаром имя этого архангела означает «Огонь Божий» или «Свет Божий». Архангел Уриил был поставлен Богом охранять рай после грехопадения и изгнания Адама.
Слева изображен архангел Гавриил. В правой руке он держит фонарь с зажженною внутри свечой.
**** **** ****
Интересный предмет держит архангел в левой руке. Это каменное зеркало, созданное (?) из зелёной яшмы с чёрными и белыми пятнами. Считается, что зеркало показывает свет истины, отражает хорошие и дурные дела народов и возвещает тайны Божьего домостроительства.
(Любопытно, что раньше в культурах других народов считалось, что зеркало связано с потусторонним миров, поэтому бронзовые зеркала частенько использовали в качестве погребального инвентаря. Особенно, в Центральной Азии).
Замечу, что крылатых ангелов стали изображать лишь с V в.
Ни в одном месте Библии не сказано, что ангел - это юноши с крыльями. Там ангелы описаны либо как сияющие молодые мужчины, либо просто как люди.
Крылья – это символ стремительности ангелов в исполнении воли Бога.
**** **** ****
Такое ощущение, что в храме одно время находился детский садик, т.к. его стены расписаны разными цветочками и корабликами.
В заключении хочу показать фотку, сделанную в 1903 г. С. А. Орловым. На ней показаны олешьские храмы.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Осмотрев храм Николая Чудотворца, решаем немного прогуляться по селу Олешь. За заборами подают голоса местные кабыздохи. Местные, с кем удалось пообщаться, говорят, что постоянно в селе проживает около 100 человек.
В Сети случайно откопал интересное сочинение о селе Олешь:
"В родном селе Олешь я прожила 8 лет.
Когда мне исполнилось 7 лет, то я пошла в первый класс Олешской школы. Правда, там я проучилась немного, так как нашу школу признали аварийной, и мы перешли в другое здание. Старому зданию нашей школы уже много лет, говорят, что уже 80, и поэтому она начала рушиться. Её почти всю разобрали.
Мой папа также учился в этой школе, пять лет, но сам он не местный, а приезжий.
Также, в нашем селе есть клуб, в котором происходило и происходит много различных мероприятий, когда наступают праздники. В этих мероприятиях участвуют почти все жители села.
Мой дедушка (по папиной линии) также выступал, он был гармонистом, а бабушка (мать отца), была заведующей этого сельского клуба. Библиотека у нас очень хорошая. Когда я была маленькой, я ходила туда постоянно. Библиотекаря нашей библиотеки зовут Фролова Наталья Александровна. Она работает около 20 лет. Она приехала в Олешь с Украины, когда ей было 11 лет. Наталья Александровна также училась в Олеши, а потом в Берёзовце, в средней школе.
Когда я начала писать это сочинение, то я провела опрос. Я поговорила с Усковой Людмилой Васильевной. Она бывший учитель и директор Олешской восьмилетней школы. Сама она из деревни Пустынь, но часто приходила в Олешь на народные гулянья. Как говорит Людмила Васильевна, тогда было очень много людей, почти в каждом доме жили многодетные семьи, и было весело. А когда она закончила учёбу в институте, то приехала в Олешь и здесь работала учителем биологии, а по совместительству - директором.
Вскоре на её место вступил Демидов Николай Анатольевич, который, как молодой специалист, попал сюда по распределению прямо из института. Он учил ребят русскому языку и литературе, а по совместительству основам права и немецкому языку.
Он предоставил мне очень интересные сочинения учащихся в Олешской школе в 1977 г. на тему «Наше село в будущем. Каким бы хотел я видеть своё село в будущем?»
Представление детей 1980-х гг о том, каким будет Олешь в будущем: «Перед нашим взором предстает красивое село, которое стоит на высоком берегу Олешанки. Это большое, цветущее, весёлое село. Центральная улица заасфальтирована. По бокам дороги посажены деревья. Рядом с дорогой, которая соединяет колхоз с городом и по которой регулярно ходит автобус, выстроились в ряд каменные дома.
В них живут труженики родного колхоза. Дома хорошо благоустроены, есть водопровод, газ, ванны, у многих телефоны. Многие дома с балконами.
В центре красуется новая двухэтажная школа. Около школы аллеи, клумбы с цветами, пришкольной участок. На нём растёт много овощей, на нескольких грядках поспевает сочная клубника – и всё это сделано руками ребят.
Чуть поодаль, рядом с магазином и пунктом КБО расположен большой детский сад. А за деревьями стоят нарядные деревянные домики. Они украшены красивой резьбой. Возле каждого домика небольшой садик, в котором благоухают цветы. Это домики для тех, кто не пожелал переехать в кирпичные дома.
За рекой возвышается Дом культуры, окружённый буйной зелёнью парка. В Доме культуры часто ставятся концерты, показывают много кинофильмов.
На месте бывшей деревни Селиваново, среди сосен и елей стоят белые корпуса больницы.
А из-за реки слышен пионерский горн. Это – пионерский лагерь. Он построен на месте деревни Кузнецово. Ребята там отдыхают, купаются в речке, играют в разные игры, принимают участие в трудовых десантах, помогают колхозу.
За магистралью длинные корпуса ферм. Здесь полный порядок и чистота. Труд доярок значительно облегчён разными машинами.
Кругом много садов, от них идёт очень приятный аромат от цветущих сиреней, черёмух, яблонь. И, конечно, кругом раскинулись поля пшеницы, ржи, льна, картофеля - и за всем этим бережно ухаживают.
В селе много молодёжи. Некоторые уезжают из деревни, а многие остаются, чтобы преобразовать свою родную сторону, где они родились и провели своё детство.
Молодые люди, которые если и уезжают, то только для того, чтобы получить среднее или высшее образование. Затем возвращаются хорошими специалистами.
"Сейчас в селе Олешь многое не так выглядит, как писали тогдашние ученики. В 1980-е гг. был выстроен ряд нарядных домов (председатель колхоза «Красный маяк»в то время был Н.Н. Николаева). В некоторые дома провели водопровод, также на улицах стоят колонки. Часть улиц заасфальтирована.
Школы уже нет. Дом культуры и больницу жители села Олешь так и не дождалась.
Сейчас в Олеши населения намного меньше, так как многие переехали в город или в другие деревни и сёла. На данный момент в селе очень много приезжих.
Вот что сказал мне при встрече молодой коренной житель моей Олеши Оторочкин Сережа, ученик 11 класса Березовской средней школы: «А перспективы на будущее села не радуют… Молодежь постепенно разъезжается. Ну, есть некоторые, но в основном уезжают. Основная часть населения пенсионеры и работники фермы, работают в основном не в хозяйстве, а занимаются лесом. Население обслуживается не очень хорошо. Хотя имеются медпункт, библиотека, почта, магазин. Функционирует хорошо оборудованный дом для престарелых, куда привозят инвалидов и пенсионеров со всего района.»
**** **** ****
Я до сих пор помню своё любимое село, до сих пор приезжаю часто сюда. Да, конечно, вокруг многое изменилось и поменялось. Сейчас здесь построено здание новой школы, но, к сожалению, школу закрыли из-за недостатка школьников.
Теперь всех ребятишек возят на автобусе в село Берёзовец каждый день. А на месте этой школы сейчас сделали дом престарелых.
И когда я приезжаю и вижу этих пожилых людей, мне становится на душе больно и нехорошо: всё-таки почему люди бывают такие жестокие и бесчеловечные, что оставляют своих родственников на произвол судьбы. Есть ещё причина, по которой я так часто приезжаю в своё село: это мой папа, который сейчас живёт здесь и обустраивает свой дом. Хотя я и живу в городе Галиче, но я всё равно люблю и вспоминаю о своём любимом селе Олеши. Ведь когда я приезжаю сюда, на душе мне становится так легко и тепло, от тех воспоминаний, которые останутся навсегда в моей душе. Мне очень жаль, что церковь здесь разрушена и никому уже не надо заниматься её ремонтом. У меня есть такая мечта: когда я вырасту, я построю себе дом в своём селе и буду приезжать туда со своими детьми. Я очень хочу, чтобы они увидели ту красоту и почувствовали то состояние, которое ощущаю я, когда приезжаю в эти края. Я очень люблю своё село и никогда не забуду о нём, для меня оно самое лучшее и родное".
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение На последок я сходил в Олешьский дом престарелых. Он рассчитан на 15 мест. Старики здесь из Галичского, Солигаличского, Чухломского и Антроповского районов.
Дом престарелых дает работу: 4 санитаркам, 2 поварам, 1 культорганизатору и сторожу. Заробатанная плата санитарки составляет 12600 руб. Зарплата заведующей, Ольги Анатольевны, – 16000 руб (это на октябрь 2021 г.).
Спросил я и про школу. В советское время в селе Олешь была своя 8-летняя школа. Она была на балансе богатого колхоза «Красный Маяк». Также клуб работал и был садик. Затем в 1990-е школу закрыли. В 2006 году в Олеше бывший Костромской губернатор Виктор Шершунов (погиб в ДТП) открыл новую школу. В 2009 г. эту школу закрыли. Теперь дети и в садик, и в школу ездят в Березовец…
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение 10.29. Мы распрощались с интересным селом Олешь и едем дальше на север 13 км до большого села Берёзовец.
Берёзовец 10.53. Переехав через реку с интересным названием Ноля, мы оказываемся в селе Берёзовец.
Оно раньше называлось Николо-Берёзовец, по имени построенной здесь Никольской церкви.
Фотограф Михаил Смодор
В далёком 1629 г. здесь возник погост «Николая Чудотворца на реке Ноле в Березовском десятке». Десятком в старину называли небольшие поселения.
В селе было 2 церкви: каменная Никольская (зимняя)… Кстати, ее восстановление спонсировал Андрей Николаевич Смирнов из Ладыгино.
А так выглядел деревянный Никольский (летний) храм.
К сожалению, красивая деревянная церковь сгорела в 1956 г. от молнии.
Говорят, что в каменной церкви хранилась местная достопримечательность — мамонтовая кость, наполовину изгрызенная прихожанами, у которых болели зубы. Так это или не так мне выяснить не удалось. Но я не удивился, т.к. в прошлом году был в соседнем Кологривском районе на могиле Ефима Честнякова и видел там норы, сделанные людьми - собирателями могильной землицы для лечения своих хворей....
Храм оказался закрытым. Рядом по дороге проходила молодая женщина с коляской. Она нам сказала, что ключи находятся у матушки Ларисы Алексеевны. Поехали ее искать. Проезжаем Берёзовецкую школу, где учатся ребята из окрестных деревень.
Рядом со школой стоят развалившиеся дома, как бы говорящие сельским детям, что после выпускного вечера не стоит здесь долго задерживаться…
Мы нашли дом, где жила Лариса Алексеевна, но в храм она нас не пустила.
Когда я писал этот отчет, то выкладывал фотки этого поселка в соцсетях. И одна женщина из этого поселка мне написала: "У дома на нижней фотографии хозяин есть. Если бы в своё время он отремонтирован дом, то он до сих пор стоял бы в хорошем состоянии"
"Дом рухнул уже. Хозяин живёт в этом селе, в другом доме. А это дом его матери . Нормальный дом был, если бы вовремя руки приложить, то стоял бы до сих пор хороший".
Последний раз редактировалось АЛебедев 15 сен 2023, 19:00, всего редактировалось 6 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Село Берёзовец является родиной Алексея Олеговича Безобразова.
«Родился я в селе Николо-Березовец, в Костромской области, и хотя наша семья сразу переехала в Череповец, каждое лето мы с братом проводили в деревне. Резьбой я занимаюсь с детства. Мне повезло: я застал в живых обоих дедов, каждый из которых владел этим ремеслом. Один дед, 1890 года рождения, прошедший три войны и к старости совсем ослепший, успел передать нам кое-какие секреты. В 10 лет мы получили от него в подарок по ножу и начали резать – и дерево, и руки. Второй дед, плотник и столяр, в 75 лет в одиночку поставил себе дом, и я подростком немного помогал ему.
Но по-настоящему я увлекся резьбой после одного случая. Был у нас в деревне мастер – дядя Паша-Присест (после ранения в ногу он сильно прихрамывал, будто приседал). И вот идет он по улице, где мы с ребятами собрались играть в лапту, а мяча у нас нет. Увидев это, дядя Паша берет приготовленное на дрова полено и на глазах у изумленных пацанов топором вытесывает из него круглый мяч. Помню, я был просто поражен, когда понял вдруг, какой податливый материал – дерево, какие возможности для творчества оно дает.
После армии я занимался резьбой по камню, потом – по гипсу. Затем арендовал столярный цех и брал любые заказы – начиная от простых деревянных ложек и заканчивая резными иконами и мебелью в стиле барокко или классицизма. Это позволило наработать богатый опыт и открыть собственную мастерскую. Около 15 лет я специализировался на изготовлении резных наличников и карнизов.
В 2008 г. мастерскую пришлось закрыть, и я решил осуществить свою давнюю мечту – попробовать себя в изготовлении игрушки. Много ездил по музеям, изучал представленную в экспозициях и фондах крестьянскую деревянную утварь и игрушку. Познакомился с мастерами, искусствоведами, музейными хранителями. Очень привлекала меня эта тема: резьба вроде незатейливая, но такая искусная, а от каждой вещи как будто теплом веет.
В 2011 г. я разработал авторскую николо-березовскую игрушку и занялся ее изготовлением, а с 2012 г. начал вырезать традиционную северную игрушку, деревенские предметы обихода – и оторваться не могу. Это же просто чудо, когда из куска дерева получается что-то рукотворное, красивое, нужное».
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Из села Берёзовец мы хотим поехать на юго-запад 9 км (13 мин) до большой деревни Ладыгино, где находится большая одноименная ферма, директор которой - известный в этих местах человек - Андрей Николаевич, благодаря которому в этих местах еще кипит жизнь.
От Ладыгино еще в том же направлении надо проехать 2 км (3 мин) до дер. Вдовье.
В дер. Вдовье я планирую оставить машину и спуститься пешком на юго-запад по вымощенному булыжником проселку. За речкой Бокшенкой мы поднимемся вверх до урочища Гора Шабаново, и далее до Старый Георгий. От дер. Вдовье до Старый Георгий идти 2,2 км. Там стоит заброшенная Георгиевская церковь. Ее колокольня видна издалека. Такой был у нас план. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Выехали мы из Берёзовца на юго-запад.
Проезжаем деревню Закастье (то есть деревня, которая находится за рекой Касть). Здесь, вроде, должно проживать 4 живых человека. Право, не знаю. Далее мы въехали в Кишкино. Здесь, по данным ГУГЛ, вроде живет 3 человека.
Кишкино
В этой деревне у меня почему-то отрубается навигатор. Не ловит собака! Выходим. Ждем, может навигатор заработает. Фотаю дома кишкиновцев.
Впервые деревня Кишкино упоминается в 1587 г., когда сподвижник Бориса Годунова - московский митрополит Иов пожаловал эту деревню боярскому сыну Льву Белову в поместье за его службу у митрополита.
Последний раз редактировалось АЛебедев 15 сен 2023, 19:08, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Мой навигатор так и не заработал. Я посовещался с женщинами и мы решили возвращаться в Берёзовец и далее следовать в Муравьищи. От Берёзовца возвращаемся 2 км на северо-восток до развилки. От развилки едем на восток в сторону села Муравьищи. От Берёзовца до Муравьищ ехать 13 км (20 мин). По дороге останавливаемся около реки Шача, которая около Берёзовца впадает в реку Ноля.
Речек с названием Шача много, только в костромской области их минимум три. Хочу как-нибудь пройти на байдарке по Шаче, которая течет через Сусанино и впадает в р. Кострома...
В прозрачной воде неподвижны сонные рыбы. Ветер осенний…
Найто Мэйсэцу
Водная гладь Для кого отражает Осеннее небо?
Хара Ютака
12.35. А мы, тем временем, въехали в село Муравьищи.
Муравьищи
Это старое русское село, в котором жили интересные люди.
Одна из них - Зоя Николаевна Зайцева - была переводчицей на Нюренбергском процессе.
Зоя Николаевна родилась 26 февраля 1913 г. в Москве. Её отец, Николай Иванович Зайцев работал на сталелитейном заводе Гучкова (ныне завод «Серп и молот»). Мать, Татьяна Филипповна, растила детей, которых было 7 человек. Зоя была старшей.
В 1920 г. отец вместе с семьёй был отправлен на заготовку леса в Костромскую губернию. Семья обосновалась в селе Муравьище. С этих пор Зоя Николаевна считала с. Муравьище своей малой Родиной. Здесь она окончила среднюю школу. Здесь проявилась у неё любовь к иностранным языкам. «Просто я захотела понимать других людей, ведь счастье не только в том, когда тебя понимают, но и когда ты понимаешь других. К тому же подвернулась книга стихов Гёте» - вспоминала Зоя Николаевна.
Интерес к языкам возвращает Зою Николаевну в Москву, где она в 1931 г. поступает в Московский институт новых языков на экскурсионно-переводческое отделение, секцию немецкого языка, который оканчивает в мае 1935 г. Затем она возвращается в с. Муравьище и выходит замуж.
В 1936 г. она вместе с мужем переезжают на жительство в Москву, где Зоя Николаевна устраивается на работу в школу преподавателем немецкого языка в 7-8 классах и преподаёт до 1941 г. В начале Великой Отечественной войны мужа забирают на фронт, а Зою Николаевну эвакуируют в Муравьище. Здесь с 21 марта 1942 г. она работает преподавателем немецкого языка и завучем в Муравьищенской школе.
В 1944 г. после госпиталя вернулся муж, и Зоя Николаевна снова уезжает в Москву. С 1 сентября 1944 г. она начинает преподавать на кафедре немецкого языка на 1-м философском факультете МГУ. «И вот однажды – рассказывала Зоя Николаевна – позвали её «куда следует» на беседу». Не чувствуя никакой вины, она тем не менее удивилась. «Неожиданно для меня – продолжала рассказывать Зоя Николаевна – предложили место в штате переводчиков на Нюрнбергском процессе. Сначала даже растерялась, только что приехала из забытой Богом глухомани, из Муравьище, и, вдруг, оказаться в центре внимания всей мировой общественности. Это хоть кого смутит».
(Нюрнбергский процесс – это суд над фашистскими главарями. Усилиями СССР, США, Англии и Франции был создан Международный военный трибунал). Перед трибуналом предстали 24 немецких военных преступников. Процесс продолжался около 1 года. Судьи опросили сотни свидетелей, разобрали тысячи письменных показаний. Два дня шло оглашение приговора. Двенадцать человек были приговорены к смертной казни. В ночь на 16 апреля 1946 г. преступников повесили за исключением Геринга, который отравился, и Бормана (его следов не нашли до сих пор). Трибунал объявил преступными организациями руководящий состав национал социалистической партии, гестапо, СД и СС.
«Представьте себе – продолжала Зоя Николаевна, – какие горы документов накопились в ходе суда. Все их требовалось перевести на русский язык. К тому же было проведено свыше 400 открытых многочасовых судебных заседаний, протоколы которых мы так же переводили. Работы хватило до января 1948 г. Полвека прошло, а словно вчера всё происходило, так ярки воспоминания».
В 1948 г. Зоя Николаевна вернулась в Москву и продолжила работу в МГУ. Здесь же защитила кандидатскую диссертацию и стала заведовать кафедрой немецкого языка на философском факультете. Работая в МГУ на философском факультете, Зоя Николаевна встретила Александра Зиновьева, который приехал в 1946 г. в Москву из соседней деревни учиться на философском факультете МГУ. Примерным поведением он не отличался, и преподаватели вечно были предметом его насмешек и сатирических карикатур, популярных среди студентов.
При Брежневе Александр Зиновьев стал известным диссидентом и писателем-антисоветчиком, как тогда говорили.
В 1978 г. Александр Зиновьев был выслан из СССР и лишён гражданства. Его приютила Западная Германия, где он стал писать книги на антисоветские темы. Супруге Зиновьева предложили работу на радиостанции «Свобода», где она и трудилась все те годы…
При Борисе Ельцине, в 1990-х гг. Александр Зиновьев вернулся жить в Москву, где встретился с Зоей Николаевной. Он подарил ей на память свои книги, изданные в Швейцарии: «Катастройка: повесть о перестройке в Партграде» (The Reality of Communism),
«Гомо советикус» (Homo Sovieticus)…
и «Зияющие высоты» (The yawning heights).
Любопытно, как Зиновьев после приезда в Россию отозвался о Путине: «Путин пришел к власти в конце 1999 г. в результате политического верхушечного переворота. Я считаю, что так называемый добровольный отказ Ельцина от власти и назначение Путина исполняющим обязанности президента на самом деле является политическим переворотом. Я в понятие “политический переворот” не вкладываю никакого негативного и никакого позитивного смысла. Ситуация в стране и в мире вообще настолько изменилась, что требуются совершенно новые понятия для описания этой ситуации. Одним из проявлений этих изменений является то, что политический переворот становится нормальной формой смены власти».
(Кстати, В.В. Путин в своих выступлениях в последнее время цитирует Александра Зиновьева).
**** **** ****
Что удивительно. Зиновьев, после приезда в Россию и прихода Владимира Владимировича к власти изменил свою точку зрения на СССР! Теперь он начал воспевать Советский Союз и показывать его положительные стороны. Особо интересна его последняя книга - «Русская трагедия», с этой точки зрения.
**** **** ****
Но, вернемся к нашей Зое Николаевне. В 1981 г. вышел в свет первый вариант её немецко-русского философского словаря на основе работ Канта, Гегеля, Шеллинга.
Через два года Зоя Николаевна вышла на пенсию, но продолжала свою научную работу. Она работала над немецко-русским и русско-немецким философскими словарями, уже практически ничего не видя.
Незадолго до смерти Зоя Николаевна приехала на свою малую Родину. Умерла она в 1998 году в Муравьище.
Последний раз редактировалось АЛебедев 22 сен 2023, 14:00, всего редактировалось 6 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение По преданию, на месте села Муравьищи было три больших муравейника, по которым и названо село. В этом селе стоит очень красивая заброшенная Воскресенская церковь.
В 1628 г. в селе построили деревянный православный храм. В то время село принадлежало стрелецкому сотнику Воину Глазастому.
В 1643 г. срубили вторую деревянную церковь, на сей раз, великомученицы Параксевы. В то время село уже принадлежало стрелецкому голове Федору Сипягину, который получил его в приданое за дочерью Глазастого.
В 1823 г. (по другим данным в 1821 г.) на средства прихожан возвели каменную двухэтажную Воскресенскую церковь. После отмены крепостного права в селе Муравьищи было всего 6 дворов, и жило только 13 человек. В 1907 г. в Муравьищи было 7 дворов и жило 25 человек.
Последним священником в Воскресеннской церкви был Гевель Флавиан Ксенофонтович (1889 г.р.). Он приехал в . Муравьищи в 1936 г. и начал служить в храме. В 1938 г. его арестовали, как "активного участника церковно-монархической организации" и дали 8 лет ИТЛ. В том же году храм перестал действовать.
В советское время в селе Муравьищи организовали колхоз «Большевик». Сеяли лён. Затем в середине 1950-х гг. образовался колхоз "Свободный труд". Построили детский садик, школу, клуб. Детей было много. Самой любимой игрой была лапта. Летом в каждом доме жили дачники… В 1991 г. в селе образовался колхоз "Муравьище". В 2016 г. он самоликвидировался.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение Рядом с храмом сохранилось старое кладбище.
Многие плиты повалены.
Здесь похоронены братья Михаил Иванович Катенин и Николай Иванович Катенин, двоюродные племянники поэта П. А. Катенина. Михаил Иванович Катенин родился в 1826 г. Предводитель дворян Кологривского уезда. Надворный советник. Окончил училище правоведения. В 1872 г. ходатайствовал об открытии в Кологриве женской прогимназии. Умер в 1891 г. Николай Иванович Катенин был инженер-капитан. Член дворянского комитета Чухломского уезда. Их могилы я не нашел, но обнаружил могилу дочери - Надежды Николаевны Котениной.
Удивительно, сейчас один из потомков Катенина - Мария Катенина, тоже пишет стихи! Вот одно из ее творений:
Просто представь Просто представь, что нет больше села, Нет дорог, сельсовета и клуба. Просто представь, что нет больше меня, Нет влюблённых, идущих за руку.
Просто представь, что колхоз разгромили, В старом клубе никто не поёт. Просто представь, что деревню забыли, Что никто там уже не живёт.
Некуда больше приехать на дачу, Волейбольное поле травой заросло. Просто представь, что я снова плачу, Переехала в город давно.
Просто представь, что нет здесь магазинов, Только старые липы весной шелестят, Не придёт больше счёт за поливы, Только листья по ветру летят.
Просто представь, что школу родную закрыли, Не звенит там звонок на урок. Просто представь, что деревню забыли, Что нет больше там длинных дорог.
Нет! Постойте! Нельзя так! Жизнь в деревне должна быть всегда! В каждом укромном местечке России, В каждой стране и краю, навсегда!
Процветайте ж, деревни и сёла! Пусть в вас жизнь закипит, как вода, Хоть осталось вас вовсе немного, Всё равно… Жизнь в деревне будет всегда!
2018 г.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение 13.00. Из Муравьищ мы поворачиваем обратно. 13.10. Сворачиваем в деревню Занино.
Машину оставили на повороте и дальше идем по грунтовой дороге по навигатору.
Где-то здесь стояла усадьба, от которой сохранился лишь старинный парк. Пробуем найти примерное место усадьбы, которую построил полковник Федор Иванович Катенин (родной дед поэта Павла Катенина).
Деревня Занино и Иван Озеров Пришли в полузаброшенную деревню Занино, пробираемся между огромными борщевиками.
В 1869 г. в Занино в крестьянской семье родился Иван Христофорович Озеров. Мальчик он был смышленый, и учителя поспособствовали и определили его в Костромскую гимназию, которую он закончил с золотой медалью.
Озеров и в университете и позже отличался поразительной работоспособностью. Из-под его пера вышло множество книг и несчетное количество статей на экономическую тему.
До революции казна сильно зависела от одного источника дохода. Сегодня это нефть и газ, а в эпоху Озерова роль нефти исполнял алкоголь… «Если не изменить экономику, страну ждет социальная катастрофа».
В 1907 г. вышла его книга «Как расходуются в России народные деньги?».
Вот некоторые наблюдения 100-летней давности. Ничего не напоминает?
«В России можно было начать постройку на несколько тысяч и довести стоимость ее до нескольких миллионов рублей, и все это совершенно безнаказанно».
«В 1899 г. государство выделило 2,5 млн. руб. на строительство Гинекологического института в Петербурге. Работы велись с невиданным размахом: каждая койка стоила 17 тыс. руб. при средней цене в 3 тыс. руб. На любые вопросы контрольной комиссии подрядчики отвечали, что стройка находится под патронажем императрицы Марии, а значит, нечего и думать о скромности».
«За 17,2 тысячи для больницы был выписан орган и нанят музыкант с годовым окладом в 1,2 тыс. руб. Кроме того, постоянно завышалась стоимость закупок товаров. Например, мыло в документах проходило по 6 руб., хотя стоило 3,7 руб…»
«В 1901 г. в Гаграх приступили к строительству государственного санатория. Предполагалось, что казна потратит 100 тыс. руб. Нужно было всего лишь переделать частную усадьбу в лечебницу. В итоге все пошло наперекосяк. Подрядчики отбирались без всякого конкурса, их расходы никто не контролировал».
«Результат: множество закупленных стройматериалов и инструментов вообще не понадобилось. На лишние запчасти для водопровода потратили 47 тысяч рублей. Приобрели мебель на 21 тысячу, она оказалась непригодной. Пригнали подъемный кран из Одессы за 2 тысячи, так он не проработал ни дня! И апофеоз растрат: партия никому не нужных напильников из Парижа за 2640 рублей».
«Само строительство велось из рук вон плохо. К примеру, водопровод подвели к пересохшему источнику. 8 тысяч рублей пустили на то, чтобы вырыть пруды. Они покрылись плесенью, и врачи порекомендовали засыпать их ради здоровья пациентов. На территории санатория возвели ресторан. За десять месяцев он принес доход в 35,7 тысячи рублей при расходах в 58,1 тысячи.
К 1907 г. бюджет потратил на лечебницу в Гаграх 3,16 миллиона рублей. В 30 раз больше запланированного!»
«Так работала наша машина: одни платили, другие получали, одни нищали, другие богатели за счет народа. Вся наша история есть сплошная организация такого обогащения части населения, его кучки, за счет массы».
«...Ведение нашего государственного хозяйства должно быть абсолютно публичным, и с канцелярской тайной здесь давно пора бы покончить...»
«Наш центральный банк находится в ненормальном положении, он, как известно, подчинен единоличной власти...»
«Наши расходы на народное образование ничтожны сравнительно с тем, что тратят культурные государства в Европе и Америке: там расходы исчисляются иногда в 5-6 и даже 10 руб. на душу, а у нас и в настоящее время расходы из государственного казначейства на народное образование не превышают 8-9 копеек».
В 1911 г. А. И. Путилов пригласил Озерова в члены совета Русско-Азиатского банка. Озеров также был акционером и членом правления: - Ленских золотых приисков, - Эриванского цементного завода, - Тульского земельного банка, - Акционерного общества Ханжонкова, - Российской писчебумажной фабрики, - издательства Сытина, - спичечной фабрики Лапшина и других.
**** **** ****
Озеров предложил издателю И. Д. Сытину сотрудничество в издании собственной газеты, чтобы «приобрести влияние на формирование общественного мнения у нас». Однако Сытин не захотел ссориться с правительством, которое давало ему заказы на печать учебников.
**** **** ****
Незадолго до Февральской революции Озеров скупил акции Еринского цементного завода по 105 руб., а затем продал их по 300, заработав на этом больше 1 млн руб.
После 1917 г. Озеров с большим сомнением относился к успехам новых революционных изменений. Он был уверен, что с экономической точки зрения революция приносит голод и холод.
«Европейский пролетариат мы своей безумной детской попыткой создать социалистический строй не зажжем», - писал Озеров. «Правда, мы застрахуем весь мир за наш счет от производства таких революционных опытов, и, быть может, в этом и состоит наша историческая миссия — быть навозом для истинной культуры…»
Видя революционные изменения Озеров принялся критиковать новую власть. «Озеров, как и все сотрудники "Экономиста" — враги самые беспощадные. Всех их вон из России», - писал Ленин в письме Сталину в 1922 г.
Ученого внесли в список антисоветчиков и арестовали. Власти собирались выслать его на одном из «философских пароходов», но передумали. Кому-то надо было и экономику страны Советов поднимать…
В 1930 г. Озерова арестовали за подпольную антисоветскую деятельность и связь с монархистами. Приговорили к расстрелу. В ожидании исполнения приговора Озеров провел год в одиночной камере. Но «вышку» заменили на 10 лет Соловков…
**** **** **** На сегодняшний день в деревне Занино живет 2 (ДВА) человека.
Последний раз редактировалось АЛебедев 06 окт 2023, 14:31, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
7 октября, (4 день путешествия), продолжение После деревни Занино мы без остановки едем в Галич. Проезжаем поворот к иеромонаху Лазарю
В Галиче мы хотим посетить исторический район Шокша.
15.10. Приехали в Шокшу. Когда-то это была самостоятельная деревня, а 60 лет назад она вошла в состав Галича.
Здесь обращает на себя внимание дом Павла Петровича Прокуратова, который работал в Зимнем Дворце Петербурга и руководил артелью отделочников.
В этом доме были зеркальные потолки и изразцовые печи.
Нынешние хозяева дома выставили его на продажу.
Но дом никто не хочет покупать, так как он считается домом культурного наследия регионального значения, и там нельзя вносить никакие изменения в его конструкцию.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.