Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Отчет начать с описания Английского или Нового сада можно, но знакомство с Царским селом нужно начинать только с Большого Дворца и Старого парка. Это даже не обсуждается:)
Машину вполне можно оставить на улицах Средней или Леонтьевской, где, в соответствии с дорожными знаками, по четным/нечетным дням стоянка разрешена.
А дальше – 200м по Лицейскому переулку мимо сувенирных ларьков, магазинчиков и кафе до входа в парк.
Но, если свернуть во двор, то можно увидеть вторую водонапорную башню – Певческую. Обе башни – и Орловская и Певческая, имели резервуары на 10 000 тыс. вёдер. Вода в резервуары накачивалась паровыми насосами из общего водоприемника, питающегося из Таицкого канала. Башни построены по проекту арх. А. Ф. Видова в готических формах эклектики в 1887 году. После войны разрушенная система водоснабжения уже не восстанавливалась. В настоящее время в Певческой башне открыты несколько ресторанов.
Сразу за башней находится здание бывших Дежурных конюшен, построенное в 1824 году по проекту архитектора Василия Стасова. Здесь открыта выставка «Придворный экипаж в Царском Селе».
Была на выставке давно, когда она располагалась в Камероновой галерее. Помню, было очень интересно рассматривать шикарные парадные императорские кареты, читать описания. И многие термины и названия, знакомые лишь по литературе, обрели зримые образы, стали понятными. (Тогда ещё не было всезнающей и такой доступной Вики:) Ну а сейчас в стоимость билета входит аудиогид. А на выставке представлены различные старинные экипажи – парадные кареты, фаэтоны, кабриолеты, сани. Фото с официального сайта.
Издалека, с Садовой набережной и из парка, виден на фоне неба красивый силуэт сверкающего позолотой пятиглавия над Церковным флигелем дворца. Увы, дворцовая церковь многие годы находится то в процессе реставрации, то в состоянии консервации. А когда смотришь на старые фото церковных интерьеров, когда читаешь их описание, не верится, что такое чудо можно создать заново.
Этой осенью удивили пушкины-романовы перед входом в парк, вроде ещё прошлым летом их не было.
Купив билеты и пройдя в парк, не торопитесь, остановитесь на минуточку у входа. В Екатерининском парке всего три фонтана, и один из них находится здесь, у начала Каскадного канала. Да, скромный на вид, и струйка тонкая… но фонтан! На зиму лебедя убирают и канал высыхает. На самом деле лебедь не единственный источник – канал проложен для осушения Старого сада и в русло выведены дренажные трубы. Так что весной вода будет.
Недалеко от входа есть небольшая площадка, на которой в хорошую погоду играют музыканты – это очень приятно, и мы всегда останавливаемся здесь ненадолго. Недаром в саду во времена царские играли оркестры, для которых даже места специальные устраивались.
И вот он – Дворец! Роскошный, великолепный, барочный Дворец – творение архитектурного гения Растрелли. Детали можно рассматривать часами – пока стоишь в очереди… Да, увы, если Вы не с организованной группой, то часа полтора-два в очереди Вам обеспечены. Последний раз мы были во дворце в позапрошлом году 2 января – простояли около получаса в очереди из двадцати человек, так как группы с экскурсоводами шли одна за другой.
Но во дворец нужно идти обязательно! Идти, чтобы увидеть Золотую анфиладу, Большой зал, Янтарную комнату, увидеть величественные барочные интерьеры Растрелли – пышные и предельно роскошные.
Именно Растрелли стал законодателем российской архитектурной моды сер. ХVIII столетия: моды, которая способствовала «репрезентативному самоутверждению российского дворянства. Растрелли и созданный им стиль отразил в торжественных и нарядных архитектурных ансамблях России сер. XVIII в. национальное осознание возросшей мощи и значимости государства, утверждение новой культуры как части единой европейской». (Филичева Н.В, «Художественные стили в Западной Европе и России»)
Старый сад, расчерченный сетью то пересекающихся, то расходящихся аллей, с рядами фигурно подстриженных деревьев и узорными партерами подчеркивает торжественность, праздничность и нарядность дворца, служит как бы продолжением парадных залов.
Старым или Голландским садом привычно называют часть регулярного парка от дворца до Поперечного (Рыбного) канала. Основу Голландского сада заложил, по преданию, ещё Пётр I, выписав из Голландии деревья, кусты, цветы… и мастеров в придачу. А Старым сад стал называться после разведения Нового и Английского садов.
Некоторые черты Старого сада прослеживаются ныне в парадной части Екатерининского парка, воссозданной в послевоенные годы по проекту архитектора Н. Е. Тумановой на основании сохранившихся чертежей и документов А. В. Квасова, С. И. Чевакинского, Ф.-Б. Растрелли.
Некоторые черты…
Сад, как и прежде, делится на верхнюю часть, состоящую из трёх террас, и нижнюю. Как видно из расположения родных названий, карту я повернула на 45 градусов, для удобства.
На первой террасе перед Екатерининским дворцом, как и при Елизавете Петровне, выполнен узорный партер, установлены скульптуры. Такие партеры, набранные из битого кирпича, угля и песка различных оттенков, были типичным украшением регулярных парков в XVIII веке. В дождь рисунок смотрится особенно ярко.
На второй террасе – живописные группы старых деревьев, окруженные заборчиком из стриженых лип, и скульптуры, перевезенные сюда Елизаветой из парков и садов Петербурга. Много скульптур.
«Среди них есть и мужчины и женщины, все они голые, некоторые из них сидят, другие стоят, а иные скорчились. У них всё сделано откровенно, вплоть до тайных мест. Работа настолько искусная, что невозможно выразить словами, но смотреть на них очень неприятно и как-то жутковато» - из воспоминаний японца, случайно попавшего в Россию конца XVIII века. (Кацурагава Хосю, Москва, Наука, 1978)
Пруды на третьей террасе совсем другой формы, чем во времена императриц, но со своим основным назначением – отражать окружающую действительность, справляются замечательно. Пруды так и называются – Зеркальные.
В зеркале одного из прудов отражается павильон Верхняя ванна (4) – «Мыльня их Высочеств», построенная в 1779 году по проекту Ильи Неёлова. Фасад этой небольшой постройки решен в стиле раннего классицизма и гармонично включен архитектором в куртины регулярного Старого сада. И эта изящная парковая постройка являлась служебным зданием, баней, в которой мылись члены императорской семьи до 1911 года, когда после перестройки она была отдана под помещения учрежденного с высочайшего соизволения музея памяти 200-летия Царского Села.
В послевоенное время в павильоне работала библиотека-читальня и шахматный клуб, в настоящее время проводятся выставки. Этот павильон можно увидеть в старом фильме "Узник замка Иф" – Екатеринский парк и Большой дворец в фильме стали парижской резиденцией графа Монте-Кристо.
Павильон пережил ещё одну мистификацию, о чем рассказывают документы и воспоминания очевидцев. Однажды летом 1780 года Верхняя ванна по велению Екатерины была наскоро переделана под трактир для императора Римского Иосифа II, путешествующего по России инкогнито под именем графа Финкельштейна. Вывеска, временный пол над бассейном, мебель, садовники, старательно изображающие прислугу… Пишут, император повёлся:)
От Зеркальных прудов лестницы ведут в Нижний сад – лучи аллей, обрамленных стрижеными липами, красивые клумбы и павильон «Эрмитаж» в конце центральной аллеи. Это уже за Рыбным каналом, в Эрмитажной роще.
Старый сад в регулярном стиле был создан из липы, выращиваемой в шпалерной и в штамбовой формах. Липа прекрасно прижилась на севере, позволила создать зеленые «кабинеты» – боскеты, нарядные и строгие аллеи, где штамбовые деревья стригли в форме куба, шара, канделябров и т.д.
С некоторых пор аллеи Старого сада украшают лавры в кадках, напоминая о веке XVIII и том коротком промежутке времени, когда выкорчевали в старом саду все липы, посадили тис и лавры в кадках. Конечно, пришлось все начинать сначала, восстанавливать липовые аллеи, боскеты. Как по мне, так лавры кажутся здесь лишними – и красоты большой нет, и напоминание о веке XVIII не кажется очевидным. Вид с третьей террасы на дворец.
Террасы старого сада – самая парадная, самая туристическая часть парка. Здесь самая высокая плотность туристов и очень редко встречаются местные жители с детьми. Спуски между террасами оформлены гранитными лестницами, края прудов – крутыми откосами, уток здесь кормить не предполагается:(
Но, если идти от входа в парк по Сиреневой аллее до Нижнего сада, а затем вдоль третьей террасы, то можно до Камероновой галереи добраться, не встретив ступенек на пути. Нам туда, к Термам Камерона.
«Термы Камерона» это комплекс, включающий Галерею, Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад и Пандус.
Закончив с устройством Английского сада, Екатерина начала постройку нового флигеля (Зубовского) для личных покоев и, чуть позднее, комплекса терм. Это была часть дворца, устроенная с удобством и по личному вкусу императрицы. Флигель строил Юрий Фельтен, термы – Чарльз Камерон, отделкой интерьеров занимался Джакомо Кваренги – и это уже классицизм.
Камерон создал первоклассный памятник европейской архитектуры и уникальный образец творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл. Видимо это именно то, что хотела иметь Екатерина.
Камеронова галерея (3) На втором этаже было устроено помещение для парадных обедов и бельведер – смотровая площадка, с которой и сегодня открываются чудные виды на парк и дворец. В первом этаже разместились жилые помещения для фрейлин, поэтому садик перед Галереей называется Фрейлинским, он всегда открыт. В настоящее время первый этаж Галереи перестроен под временные выставки. Сегодня это «Царское Село. 1917. Накануне…» . На официальном сайте ГМЗ о выставке написано весьма подробно, что поможет решить идти сюда, или нет.
Вид на Галерею от Большого пруда. На пилонах лестницы скульптуры Геркулес Фарнезский и Флора.
На галерее установлены скульптурные портреты великих философов древности, знаменитых ораторов, драматургов, поэтов, римских императоров и известных полководцев Древней Греции и Рима, классические изображения античных богов и мифологических персонажей. Российские умы представлены бюстом Михаила Васильевича Ломоносова, выполненным академиком Федотом Шубиным. Портрет замечательный! Стоит поискать:) На переднем плане бюст древнегреческого философа Эпикура.
Размеры застекленного центрального зала 70м на 4.4м. Летом он стоит пустой, а зимой сюда заносят скульптуры.
Виды с Галереи открываются замечательные - на регулярный сад и дворец, на озеро и пейзажный парк.
За спиной Геракл прячет не камни, а те три яблока, которые добыл в саду Гесперид:)
Когда-то Английский сад просматривался до Башни-руины. Но прошли года и деревья подросли…
Агатовы комнаты (2) - так называется второй этаж здания Холодных бань. На первом этаже были устроены купальный зал, ванна и русская баня с паром. (Сейчас здесь выставочные помещения) А на втором этаже павильона располагались комнаты для отдыха императрицы. В сухую погоду летом сюда можно войти, купив билет за 300руб.
Интерьеры Агатовых комнат уникальны, такого не увидишь нигде в мире. Для отделки стен использовались уральские и алтайские цветные яшмы, порфиры, мрамор… Своды украшены лепкой и живописью, полы набраны из экзотических цветных пород дерева, торшеры в виде скульптур, панно из драгоценных камней – здесь совершенно и изыскано все, даже винтовая лестница, соединяющая этажи. И что особенно важно, Агатовы комнаты не были разрушены во время войны. И каковы бы ни были потери, отделка стен, полы, двери сохранились такими, какими они были при Екатерине Великой. Это надо видеть. Главное, чтобы дождя не было…
Терраса между Камероновой галерей, Зубовским флигелем и Агатовыми комнатами, задуманная для небольшого Висячего сада на уровне второго этажа, покоится на сводах, поддерживаемых мощными кирпичными столбами (пилонами). В аркадах под висячим садиком находится туалет.
Здесь, у входа в Камеронову галерею, стоит бронзовая уменьшенная модель памятника Екатерине II, установленного в 1873 году на площади Островского в Петербурге.
От Висячего садика начинается пологий спуск в парк – Пандус. С возрастом Екатерине все трудней было ходить, все чаще она пользовалась креслом на колесах – поэтому и пандус построили, и порогов во дворце не было.
Справа от Пандуса перед южным фасадом Зубовского флигеля находится Собственный садик (28). Во времена Екатерины здесь был большой луг, и с балкона второго этажа флигеля, где располагались личные покои императрицы, открывался великолепный вид на Английский сад. В первом этаже флигеля жили фавориты императрицы, а позднее разместились личные комнаты императора Александра II. Именно в это время, в 1856 году, для прогулок императорской семьи был устроен Собственный садик – поставлен железный забор до входа на Пандус, устроена пергола с вьющимися растениями, закрывающая вид как на Собственный садик, так и из него. А в центре установлен фонтан в виде вазы из каррарского мрамора. Интерьеры Зубовского флигиля, разрушенные в годы Великой Отечественной войны, пока не восстановлены. К слову сказать, именем последнего фаворита Екатерины флигель стали называть ещё при жизни императрицы.
В этом году в Собственном садике открыли после реставрации Мраморный фонтан – третий из существующих в парке. Но мы посмотреть не успели, в октябре фонтан был уже закрыт наглухо. Фото с официального сайта:(
В Собственный садик заходим редко - скучное по осени место (ни детей нет, ни уток:). Поэтому минуя Пандус, возвращаемся к лестнице с Камероновой галереи – идем к Гроту.
Чем ближе к пруду и уткам, тем больше компаний с детьми разных возрастов. Перед Гротом ещё и стая вечно голодных голубей обычно топчется.
Грот (10) - павильон построенный Растрелли в одном стиле с Большим дворцом. Молодой сад не закрывал перспектив, и Грот был виден от дворца, создавая выразительный акцент в парадном регулярном саду. Но особенно хорош вид на Грот, отражающийся в Большом пруду.
Снимать Грот лучше издали – рядом и тесновато и народу обычно много. Было время, здесь хранились царские кареты, и мы с интересом заглядывали в окна.
Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией – Елизавета из Грота выходила на пристань, чтобы отправиться кататься на лодке по пруду.
Барочный снаружи, внутри Грот отделан в классическом стиле архитектором Антонио Ринальди уже во времена Екатерины, которая разместила здесь коллекцию скульптур. Пишут, что сейчас павильон используется , как выставочное помещение, но мне пока не довелось увидеть его двери открытыми. А двери (и окна) здесь удивительные – барочные по форме, они закрыты чудными ажурными решетками с внутренней стороны.
На пристани перед Гротом установлены две скульптуры, «Гладиатор» и «Умирающий галл». А сразу за Галлом виден каменный мостик через Рыбный канал. Это граница Старого сада.
Рыбным канал называют в память о Екатерине I и тех временах, когда в прудах и каналах пытались разводить рыб. Затея не удалась по причине застойной воды, но название осталось. Берега канала обсажены красивыми мохнатыми елями. Пять мостиков через Рыбный канал ведут из Старого сада в Эрмитажную рощу.
Но мы возвращаемся в Нижний сад, так как пропустили ещё один павильон – Нижнюю ванну (5). Мы его часто пропускаем, поэтому нашла только зимнее фото, на котором плохо видна его (павильона) любопытная архитектура. Павильон Нижняя ванна или Кавалерская мыльня, построенный в 1780 году по проекту Ильи Неёлова, служил баней для придворных. Павильон открыт к посещению, стоимость билетов и режим работы - на официальном сайте. И если есть время и желание посмотреть, как устроена Кавалерская мыльня, вполне можно зайти.
А мы по Сиреневой аллее возвращаемся к центральному входу. В начале июня здесь «май цветами провожая распускается сирень». Но и в ноябре аллея выглядит не так уныло – сирень последняя сбрасывает листья, цвет которых очень любопытен. А на соседних дорожках можно увидеть сережки орешника на голых ветках – он зацветет раньше сирени, где-нибудь с апреля на май.
Прогулка по Старому (Голландскому) саду закончена. Последнее фото от Сиреневой аллеи и можно на выход…
Gorgetta, спасибо на добром слове! Осенью самое красивое время это первая половина октября. А весной, пожалуй с середины мая, когда в парках цветут спиреи, тюльпаны, а деревья в нежной зелени первых листочков. Главное, чтобы погода не подвела:)
Gorgetta, Золотые ворота теперь открывают только по спецзаказу для ВИП-гостей. Со стороны плаца вход разрешен только летом для иностранных групп. Для русских групп и индивидуалов круглогодично вход только со стороны парка. Так что это не Вам не повезло, это вообще такое правило. Если будет возможность (и интерес) посетить дворец до начала летнего сезона, то сделайте это, потому что с этого года количество посетителей будет уменьшаться: было замечено, что летние толпы в количестве до 15 тыс ежедневно поднимают температуру в Янтарной комнате, изменяют химический состав воздуха, а тк янтарь камень "живой и дышащий", то было замечено нехорошее влияние на мозаичные панно и было принято решение для спасения уже второй Янтарной комнаты путем ограничения количества посетителей. И коснется это, скорее всего, индивидуалов.
В.А., Грот- как и другие неотапливаемые павильоны, открыт только летом. Выставок там практически не бывает, в большинстве своем там поет маленькая группа певцов и продает свои диски. Все коммерциализировано. Но зайти посмотреть можно.
natalie_castilla, речь шла о том, что Золотые ворота закрыты лесами - идет реставрация, которую обещали закончить к НГ. Спасибо за ваши уточнения и дополнения.
Напомню план Екатерининского парка с официального сайта, чтобы удобнее было соотносить достопримечательности, о которых идет речь, с маршрутом и номерами в буклете. Буклеты выдают на входе вместе с билетами.
Во времена Екатерины I граница регулярного сада проходила по Рыбному каналу. Метрах в четырёхстах дальше канала по оврагу протекал ручей Вангази. Между каналом и ручьем была посажена дикая роща из берез, елей и ольхи. Став императрицей Елизавета Петровна повелела дикую рощу превратить в регулярный парк – проложить аллеи, деревья подстричь, в центре построить павильон Эрмитаж. Во времена Екатерины Великой Эрмитажной роще придали максимально возможный пейзажный вид, в русле ручья выкопали Большие каскадные пруды, за которые передвинули границу парка. Сегодня этот уголок парка уступает Английскому саду по тишине, так как с двух сторон ограничен улицами с интенсивным движением.
И вполне можно было бы предыдущую прогулку по Старому саду закончить здесь, в Эрмитажной роще, посмотрев павильоны Эрмитаж и Эрмитажную кухню, но я хочу предложить маршрут, охватывающий всё пропущенное в предыдущих прогулках. А там, как карта ляжет:)
Машину можно оставить в самом начале Кадетского бульвара – здесь по обеим сторонам улицы сделаны специальные расширения. Этот вход возле Адмиралтейства очень удобен для начала прогулки вокруг Большого пруда, что мы с мужем иногда и делаем. Такая прогулка без посещения павильонов занимает примерно 2,5 часа и обещает все самые живописные виды. В такую прогулку вполне можно включить и предлагаемый маршрут по Эрмитажной роще.
В первом домике слева от входа в парк находится туалет, во втором – информационный центр, где можно разжиться буклетиком с планом парка.
А прямо перед нами Большие каскадные пруды. Слева – плотина, отделяющая Большой пруд от первого каскадного, справа – Трифонова горка, насыпанная из выкопанной при углублении пруда земли.
Название горки хранит имя садового мастера Трифона Ильина, руководившего работами по устройству этой части парка. На вершине горки когда-то была беседка. Сегодня здесь можно увидеть лишь гранитные плиты цоколя, с которых очень даже можно попрыгать, если вам 5 лет.
На прудах много уток, среди деревьев мелькают иногда рыжие хвостики белок.
Мосты-плотины между прудами были оформлены валунами и получили имена собственные. Мост между первым и вторым прудом, к которому мы идем, был назван Чёртовым, следующий – Зелёным.
По Чёртову мосту переходим в Эрмитажную рощу, на краю которой стоит Морейская колонна.
Морейская, или Малая Ростральная колонна (8) установлена в 1771 году в честь победы при полуострове Морея в Средиземном море в феврале 1770 года. Это был первый памятник в «каменной летописи» славы России, задуманной Екатериной Великой. Очень любопытна надпись на колонне.
К слову, упомянутый в тексте бригадир Ганнибал – двоюродный дед Пушкина.
И вот среди черных стволов ноябрьского парка, на фоне серого ноябрьского неба уже виден яркий и нарядный павильон Эрмитаж.
Эрмитаж (6) Это первая постройка Бартоломео Растрелли в Царском селе. Но проект Большого дворца уже существовал, поэтому точно в такой же стилистике решен Эрмитаж – он и внешне похож на дворец, и внутренняя отделка очень напоминает отделку Большого зала дворца. Не скажу, что последнее утверждение голословно – я как минимум дважды смотрела фильм о павильоне, читала статьи с фотографиями… но внутри, увы-увы, ещё не была. Для его посещения нужно запастись терпением и временем – павильон можно посмотреть только с экскурсоводом, группы всего по 15 человек, очереди собираются значительные. К тому же хочется попасть на экскурсию, когда показывают подъемные механизмы, а таких всего четыре в день. И день должен быть летним и без дождя.
Первоначальный план включал канал вокруг павильона, соединенный с прудом, вырытым по течению ручья Вангази. По мнению архитектора, канал был необходим для осушения местности вокруг Эрмитажа. Канал был выстлан камнем, по внутреннему берегу украшен баллюстрадой, мостики были подъемные. Не знаю по какой причине, но во времена Екатерины канал был засыпан. И лишь в начале этого века он был восстановлен по чертежам и гравюрам середины XVIII века – новьё:)
Идем вокруг Эрмитажа – сначала по аллеям, потом вдоль стен по яркой шахматке – павильон очень притягателен, изобретательность и фантазия маэстро Растрелли восхищают.
«Лукавый барокко бежал в завитки на округлых плечах Эрмитажа» (В. Рождественский)
Яркие стены, белые колонны, ажурные кованные балконы, фигуры атлантов, барельефы, изображающие игры амуров, лепные украшения в виде гирлянд, масок, раковин… Ох, уж это барокко:)
Павильон был задуман, как место приватных встреч и обедов. Настолько приватных, что даже слуги не допускались. Все блюда в обеденный зал, расположенный на втором этаже, подавались подъемником с первого. Общение со слугами осуществлялось записками на грифельной доске. А кухня, чтобы не портить атмосферу праздника запахами и шумом, была выстроена в стороне, на границе парка.
Во времена Елизаветы парк, окруженный стеной в два с половиной метра высоты, охранялся от всех тех, у кого «платки на шее или кто в больших сапогах и в сером кафтане», а крестьянам, замеченным в парке, грозили: «чьи б они ни были, без всякого милосердия сосланы будут в каторжную работу». В те времена вокруг усадьбы ещё не было ничего кроме крестьянских полей и деревушек. Город стал образовываться позже, уже вокруг царской резиденции.
При Екатерине, во время переустройства парка, стена вдоль нынешней Садовой улицы была снесена и был прокопан Каскадный канал. А вместе со стеной была снесена и старая кухня. Вот так и получилось, что сам Эрмитаж и Эрмитажная кухня выглядят так по-разному.
Вид на Эрмитаж от Эрмитажной кухни.
Эрмитажная кухня (7), архитектор Василий Неёлов, стиль – псевдоготический, навеянный гравюрами английских пейзажных парков, привезенных мастером из Англии. Эти гравюры впоследствии были развешаны в зале Адмиралтейства, ещё одной псевдоготической постройки Неёлова.
В центре здания кухни сделан проезд, который называли раньше Красными воротами, думаю, из-за того, что кухня построена из кирпича. Здесь и сейчас находится вход в парк, а в павильоне работает кафе. В студенческие годы мы всегда обедали в Эрмитажной кухне – здесь была пельменная.
Старыми аллеями, вдоль Рыбного канала идем к берегу Большого пруда.
Старинные парки хранят свои тайны, В листве путешествует эхо столетий. На юг потянулась последняя стая, Закончился праздник, закончилось лето… (Изабо)
200м по берегу канала до плотины обещают чудесные виды на Большой пруд.
Остров в центре пруда был насыпан специально для постройки павильона, разглядеть который с плотины или берега очень трудно. Но есть варианты, как добраться до острова – зимой по льду, а летом паромом, который ходит от плотины-пристани. Правда, не знаю зачем, потому как, открытый после реставрации в июне 2008 года павильон «Зал на острову» используется для проведения концертов и торжественных мероприятий музея. Так написано на официальном сайте ГМЗ.
Зал на острову (12) был построен Елизаветой Петровной для отдыха во время катания на лодках. И от этого первого павильона не только чертежей, рисунков не сохранилось. При Екатерине II здесь во время праздничных гуляний играл оркестр духовых инструментов, а сам павильон был полностью переделан Джакомо Кваренги в классическом стиле.
Во время войны павильон был сильно разрушен. Саперные работы во время очистки Большого пруда и несколько пожаров практически уничтожили Зал на острову.
За островом видна Чесменская колонна (13) – памятник в честь морских побед русского оружия во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, автор А. Ринальди. Высота памятника 14 метров. К колонне подойдем по льду, обещаю:)
А на берегу пруда, возле моста-плотины расположен ещё один комплекс в псевдоготическом стиле:
Адмиралтейство(11), архитектор Василий Неёлов.
Комплекс состоит из шлюпочного сарая – центральный павильон, двух птичников – с двух сторон от центрального, и матросского домика – ближе ко входу в парк. А все вместе напоминает маленький замок, затерявшийся среди деревьев на берегу Большого пруда. И для Елизаветы Петровны и для Екатерины II катание по пруду было важной частью отдыха в Царском селе. Поэтому шлюпочный сарай был нужен обязательно.
В нижнем этаже центрального корпуса Адмиралтейства – в шлюпочном сарае, хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской «флотилии», среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Всё погибло во время войны.
В матросском домике жили гребцы. А в птичниках разводили птиц – в одном содержались водоплавающие утки и лебеди, в другом – сухопутные фазаны и павлины.
В настоящее время центральный павильон используется под выставки, в одном из птичников расположился информационный центр, в другом – ресторан. Осенью, когда желающих отобедать мало, в ресторане можно взять на вынос горячий чай-кофе и булочку, дойти до скамейки с видом и перекусить. Может и летом можно купить еду на вынос, я просто не видела – давно не была у Адмиралтейства летом.
Последний взгляд на Большой пруд, последнее фото и всё, прогулка закончена.
Несколько лет мы с мужем выбирались в Екатерининский парк в новогодние каникулы. Парк не разочаровывал, соответствовал новогоднему настроению на все сто:) Погода бывала разная, но прогулки - всегда великолепные! Уже от центрального входа очаровывают виды заснеженного парка. Не все дорожки чистятся, но расчищенных достаточно для прогулки вокруг Большого пруда.
Очень ярко на фоне белого снега смотрится Большой дворец. Как только цвет барочных фасадов Растрелли не называют – ярко-бирюзовым, сине-зеленым, «морским»…
Но такое впечатление, что после очередной покраски фасады дворца потеряли этот зеленый оттенок, стали просто голубыми. В статье о последней реставрации фасадов пишут, что восстановлен исторический лазоревый колер. Но не будем отвлекаться…
Верхняя ванна
Нижний сад и Нижняя ванна
Камеронова галерея
Кухня-руина и Концертный зал
Среди елей напротив Концертного зала всегда можно поймать в объектив белочку или синичку. В пейзажной части парка хватает кормушек, и они всегда с угощением. Часто кормушки вот такие, закрытые, чтобы голуби-вороны всё не съели, чтобы и птичьей мелочи семечек досталось.
На объявлении написано, что белки крупу не едят, а лесным птичкам она во вред. Добавлю ещё несколько слов о рационе белок – им нельзя давать сладкое, соленое, копченое, жареное и миндаль в любом виде. Самое милое дело – простые семечки подсолнечника, можно очищенные.
Грот
Отказать себе в удовольствии пройтись по замерзшему пруду не может никто. Отсюда все павильоны смотрятся иначе. Отсюда Адмиралтейство действительно напоминает затерявшийся в лесу замок… Но дымящаяся городская труба возвращает в реальность, не дает потеряться во времени:)
Мраморный мост
Турецкая баня
Чесменская колонна и Зал на острову
Чесменская колонна установлена в память трёх побед русского флота в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. Об этих сражениях образно рассказывают барельефы с трех сторон колонны, с четвертой стороны установлена памятная доска с описанием событий. Можно подойти и рассмотреть все в подробностях.
На барельефе с восточной стороны колонны изображено Хиосское морское сражение. Барельеф с северной стороны изображает сожжение турецкого флота в Чесменском заливе, а с западной — взятие острова Митилины и сожжение двух кораблей и морских хранилищ. А на вершине колонны российский орел придавил когтистой лапой турецкий полумесяц.
Адмиралтейство
Эрмитаж
Мостик через Рыбный канал
Зимний день короток, в парке сгущаются тени… Пора домой…
***
Приятно было вспомнить и написать о своих прогулках по любимому парку. Спасибо всем, кто составил мне компанию и прочитал написанное.
Вот и весна... пора в парк на прогулку:) Полезная (приятная) нформация для тех, кто приедет на авто:
Платная парковка «Оранжерейная» - ул. Оранжерейная, 1 . Открыта ежедневно с 6:00–0:00. В двухстах метрах от стоянки находится вход в Екатерининский парк – Красные ворота.
Всем привет! Такой вопрос. Не нашел на официальном сайте информации, но читал ранее что рано утром и после 6 вечера посещение Екатерининского парка бесплатно. Кто в курсе подскажите пожалуйста это правило работает и в летнем сезоне 2019 года?
ross37, скорей всего, "все, кто в курсе", в мой отчет не заходят:)
Вот информация с официального сайта.
Режим работы на 2019 год: C мая по июль парк открыт для посещения с 7:00 до 23:00 В августе парк открыт для посещения с 7:00 до 22:00 С сентября по апрель парк открыт для посещения с 7:00 до 21:00 С апреля по октябрь кассы парка работают ежедневно с 9:00 до 19:00
Обратите внимание, на то, когда открыт парк, и на то, когда работают кассы. Разница по времени - свободный вход. Удачи!
В прошлом году, гуляя в конце апреля в Александровском парке, даже не думала писать об этом в отчете, потому как информации мало. Мы просто бродили, наслаждаясь теплом, нежной зеленью, синим небом... И фотографировали первые листики и цветочки. А сегодня, в условиях самоизоляции, хочу вспомнить эту прогулку.
Весна в Александровском парке
Заходили в Александровский парк мы от Большого Китайского моста:
С Большого Китайского открывается вид на Крестовый мост – туда и пошли.
А от Крестового моста видны Малые Китайские мостики, но идти к ним от Большого Китайского нужно через куртину «Грибок».
Старые деревья ещё и не думали распускаться, но трава радостно зеленела. А в траве цвели такие шикарные лютики, каких летом уже не увидишь. Летом лютики - невзрачный сорняк. :)
Дошли до Малых Китайских мостиков – теряются они на фоне молоденькой листвы, но все равно очень даже хороши. От мостиков открывается вид на Александровский дворец и памятник на центральной аллее, я писала о нём в начале отчета.
Дошли до центральной аллеи и свернули вглубь парка. Идем мимо развалин Китайского театра, мимо могилы генерала Хазова…
Здесь, среди старых деревьев, к лютикам присоединились жёлтые чистяк с молочаем и белая ветреница.
Дошли до выхода на Фермскую дорогу. За оградой - Ратная палата. Вдоль ограды – сирень, ей цвести ещё рано.
А вокруг полянки, заросшие цветущим белокопытником. Любопытное растение, занесенное в Красную книгу Ленинградской области. Можно встретить по берегам Ижоры и Славянки. Белокопытник цветет рано, до появления листьев. А листья у него размером такие же, как у лопуха.
Вернулись к каналу – слева от аллеи, среди орешника и ольхи, ковер из ветрениц:
И тут на дорожку неожиданно выскочила белочка, перебежала и остановилась посмотреть на нас. Приятная встреча :)
По дороге к выходу сфотографировали в разных видах цветущий клён и первые листики орешника:
Вот и вся наша прогулка… Но как было хорошо...
***
В это непростое время, хочется всем пожелать здоровья и терпения!