Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
«Сочетание зданий, построенных в духе классицизма, с разного рода романтическими стилизациями на тему западного средневековья или экзотической архитектуры Востока, придает неповторимое своеобразие пейзажу царскосельских парков и составляет одну из его главных особенностей. Живописные купы деревьев и прихотливые очертания прудов композиционно объединяют эти разностильные постройки, создают ту пространственную среду, в которой они не только «мирно уживаются» друг с другом, но и вступают в несомненное единство. Стройные колонны и обелиски, «готические» башенки и ворота, «китайские» беседки и мостики то живописно просвечивают сквозь кроны деревьев, то выдвигаются к водному зеркалу, отражаясь в его глади, что придает особое очарование паркам». (Энциклопедия Царского села)
Из всех пригородов Санкт-Петербурга больше всего я люблю Царское село – дворцы, музеи, парки. Особенно парки – Екатерининский и Александровский, о которых и хочу рассказать.
На собственном сайте музейного комплекса _http://www.tzar.ru/ - великолепная информационная страница, но некоторые моменты отмечу особо.
Вход в Александровский парк всегда свободный.
Режим работы Екатерининского парка зависит от сезона – летний платный или зимний бесплатный. Даты начала и конца летнего сезона определяются каждый год приказом директора ГМЗ, так же, как и время работы садовых павильонов, паромов и т.п. В зимний период практически все скульптуры укрыты, садовые павильоны закрыты, чистятся от снега только большие аллеи. Вход в парк бесплатный, но у каждого из пяти входов дежурит охрана – запрещен вход с домашними животными, лыжами и велосипедами, кроме детских. В этом году зимний период начался 20 октября.
С апреля этого года льготные категории граждан должны предъявлять удостоверение личности – на входах поставлены компьютеры, и кассир должен ввести данные удостоверения в систему. В результате увеличились очереди и недовольство как льготников, забывших документ дома, так и жаждущих попасть в парк быстрее.
В летний период в парк пропускают бесплатно весь день мамочек с колясками, а с утра и вечером – всех желающих. В этом году бесплатно можно было войти с 7.00 до 9.00 и с 18.00 до закрытия.
Расписания работы парка и музеев на летний период 2019 года пока нет.
Много интересных статей, ссылок, фотографий можно найти в "Энциклопедии Царского села" на городском портале Пушкина - tsarselo.ru
Английский пейзажный сад Екатерининского парка. Прогулка с вариантами.
Вернее, прогулка с внуком, а маршрут – с вариантами:)
Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что существованием Царского Села в привычном для нас виде, мы обязаны в основном стараниям трех императриц – Екатерины I, Елизаветы и Екатерины II и самоотверженной работе реставраторов и строителей в послевоенный период, поднявших Царское Село из руин.
Во времена Екатерины I здесь был построен каменный усадебный дворец, заложен регулярный парк с каналами и прудами, разбиты огороды и фруктовые сады. Елизавета превратила усадьбу в парадную императорскую резиденцию Царское Село. Именно в это время архитектором Варфоломеем Варфоломеевичем Растрелли строится роскошный дворец и парковые павильоны Грот и Эрмитаж - все в стиле барокко.
А вот пейзажный парк был создан во времена Екатерины II по европейской моде тех времен. На смену Растрелли главным архитектором Царского Села был назначен его помощник, Василий Неёлов. А начинал Неёлов ещё при Екатерине I учеником у архитекторов Земцова и Чевакинского, авторов первого дворца и парка. Чтобы парк не уступал европейским образцам, Василий Неёлов был послан в Англию на стажировку, откуда вернулся с садовым мастером Джоном Бушем. Вот их стараниями и уменьем и был построен Пейзажный парк. Это самая уютная и тихая часть парка – городские звуки сюда практически не долетают, и здесь меньше туристов и больше местных жителей, особенно с детьми.
Мне больше всего нравится вариант начать прогулку по пейзажному парку от Орловских ворот (20). Где-нибудь здесь мы обычно и оставляем машину – на Красносельском шоссе, на стоянке у въезда на территорию института им. Турнера (Р), непосредственно перед воротами. Ограничений нет нигде, кроме продолжения Парковой улицы, сюда въезд разрешен только тем, кому это очень надо – ZTL.
Прямо перед нами за деревьями видны Орловские ворота, а слева – Орловская водоприемная (водонапорная) башня со служебным флигелем, построенная в 1886 году по проекту архитектора А.Ф. Видова. Построенный в конце XIX века водопровод исправно работал до самой войны. И в наше время территория принадлежит Водоканалу.
На углу у красной стены стоит последний верстовой столб Царскосельского тракта, установленный в 1775г. Именно с этого места, от верстового столба, начинается первая погоня в фильме «Тонкая штучка»
Согласно табличке на столбе расстояние от Петербурга составляет 22 версты. В то время длина тракта измерялась от ., южной границы города, до Орловских ворот. В следующие годы расстояние стали отмерять от Главпочтамта и до Египетских ворот. К тому же, длина версты стала иной. Вот так и вышло, что Царское Село стало дальше от столицы, и на Ленинградском шоссе в створе ул. Хазова можно увидеть верстовой столб с цифрой 23. А столб у Орловских ворот оставили нетронутым, как памятник.
На первом и последнем верстовых столбах были установлены солнечные часы.
На входе в парк вместе с билетами выдают план парка с кратким описанием достопримечательностей, нумерация которых совпадает с нумерацией на сайте.
Орловские (Гатчинские) ворота (20). Задуманы Екатериной II, как триумфальная арка в честь победы в борьбе с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году, и как прижизненный монумент графу Орлову, эту борьбу возглавившему. Установлены ворота у выезда на дорогу, ведущую в Гатчину, бывшее имение графа. Автор – Антонио Ринальди.
Башня-руина (19) – сюда нам нужно обязательно, потому как на верху башни есть смотровая площадка. Автор – Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен.
Искусственные руины очень характерны для стилистики пейзажных парков конца XVIII века. А наша башня не просто симпатичный парковый павильон, а ещё и символ падения Оттоманской Порты. По замыслу Екатерины все парковые сооружения должны были составить своего рода «каменную летопись» славы России, воинских побед «екатерининских орлов», знаменательных событий её мудрого, просвещённого правления.
В 1780-х годах между Башней-руиной и Орловскими воротами, а также на склоне насыпанной земляной горы высадили дубы, по большей части вырубленные в годы войны на дрова. Ныне склоны горы скрыты за яркой зеленью молодых деревьев.
По стенам башни вьется девичий виноград, особенно заметный в осенней яркой раскраске.
Между гирляндами девичьего винограда находится вход на внутренний винтообразный пандус, служащий для подъема на верхнюю площадку башни.
Отсюда, с высоты в 21 метр, открывается такая красота, что даже непоседы замирают на несколько секунд. Да, есть в осени первоначальной…
Когда-то аллеи молодых стриженых лип не скрывали ни Дворца, ни Эрмитажа. Теперь же над старыми могучими деревьями можно разглядеть лишь трубу городской ТЭЦ.
Над аркой со стороны парка памятный камень – «На память войны объявленной турками России сей камень поставлен».
Перейдя Виттоловский канал, можно пойти прямо к Рамповой аллее и верхним прудам, но нас непреодолимо тянет к Красному каскаду и к Мраморному мосту за ним.
Екатерининский парк расположен на склоне холма, с которого когда-то стекал ручей с загадочным именем Вангази. В русле ручья построили несколько мостов-плотин и вырыли Большой и Каскадные пруды. Верхние пруды находятся выше по склону, чем Большой пруд, поэтому через протоки, их соединяющие, так же были построены мостики-плотины регулирующие уровень воды. Три таких мостика имеют имена собственные - Пудостский и Туфовый мосты и Красный (Турецкий) каскад. Ещё есть пара-тройка безымянных.
Красный каскад (17) Автор – Василий Неёлов.
Над каскадом растет могучий дуб, и пруд сплошь устилают листья – дубовое море, определил Тимофей.
Мраморный мост (14) «Лучшим архитектурным произведением В. И. Неелова несомненно является его Сибирская галерея, или Мраморный мостик, в котором он творчески переработал мотивы великого мастера итальянского Возрождения А. Палладио»
Мост поставлен через протоку между Большим прудом и Лебяжьими прудками. Поставлен для красоты и функциональной нагрузки не несет, поэтому зимой его закрывают.
Все детали моста вытесаны на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного мрамора, поэтому его и называют Сибирской Мраморной галереей.
Любители творчества Киркорова наверняка вспомнят клип "Немного жаль", снятый в основном на Мраморном мосту и Камероновой галерее.
С моста открывается вид на Большой пруд и павильон «Турецкая баня».
Кто фотографирует, кто фотографируется, а кто играет в прятки – старые деревья такой толщины, что даже бабушка может спрятаться Охрана в Екатерининском парке снисходительно смотрит, как дети бегают вокруг деревьев, кувыркаются в кучах листьев, подходят к самому краю воды, чтобы покормить уток…
За Мраморным мостом на берегу Большого пруда стоит ещё один павильон – Пирамида (16). Вернее, то, что от него осталось. Где-то за Пирамидой похоронены любимые собачки Екатерины II, и внутреннее устройство павильона по замыслу должно было располагать к печальным воспоминаниям. Автор – Чарльз Камерон.
Чуть дальше, на небольшом полуострове, находится павильон «Турецкая баня» (15), построенный позже, уже во времена Николая I архитектором Монигетти. Предполагалось построить "традиционную турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной с фонтаном посередине и балконом, Раздевальной, Большой баней — круглым залом с куполом (обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям горячей воды, образованной паром, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню с разными температурами". И не смотря на то, что сметы были урезаны, и проект значительно упрощен, павильон получился удивительно привлекательным. Правда сейчас вид несколько портит кассовый киоск – павильон открыт после реставрации, и можно воочию увидеть мраморные детали из павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль, вывезенные в качестве трофеев русско-турецкой войны из Адрианополя. Павильон открыт только летом и только при сухой погоде.
За пирамидой находится небольшой пруд с семью островками. Когда-то на островках стояли домики, в которых жили лебеди. От тех времен остались только названия – Лебяжьи островки, Лебяжьи прудки.
От Пирамиды открывается чудесный вид на Большой пруд. Площадь пруда составляет 16 гектаров, а глубина - до 2,5м. Теперь экскурсоводы развлекают слушателей рассказом о том, как Кюхля не смог утопиться в пруду из-за того, что глубина небольшая и его нос все время торчал из воды. Это уже о шарже, нарисованном лицеистами по следам события. В лицее я была очень давно, в рамках школьной программы. И такого шаржа не помню. А, может, нам и не рассказывали об этом, как и о том, что или кто стал причиной такого поступка Вильгельма Кюхельбекера, Кюхли. Оказывается, он не выдержал насмешек лицеиста Пушкина.
На пруду со временем образовались четыре искусственных острова разной величины. На следующей фотографии – Пустой остров.
А в ста метрах от Мраморного мостика возле самого берега пруда находится Каменный остров – темно-зеленая группа елей на фото это он и есть.
В годы Великой Отечественной Войны бронзовые барельефы с Чесменской колонны (что стоит в центре Большого пруда) были сняты для отправки в Германию. Один из барельефов сломался и его осколок не был вывезен. Барельефы Чесменской колонны были восстановлены заново, а осколок оставлен на берегу Большого пруда, прямо за Каменным островком.
А за барельефом находится символ Царского села – фонтан Молочница или Девушка с кувшином (22). Но это уже начало XIX века. При Екатерине фонтанов в парке не было. Говорят, она их не любила, потому как «они воду мучают».
Статуя исполнена известным скульптором Павлом Соколовым (автором сфинксов на Египетском, львов на Львином и грифонов на Банковском мостах) на сюжет басни Лафонтена. Если коротко, мораль басни соответствует русской пословице – Не говори «гоп!» пока не перепрыгнешь. По сюжету девушка Пьеретта с большим кувшином молока шла в город на рынок, и размечтавшись о том, как она потратит вырученные деньги, не заметила кочку – споткнулась, упала и разбила кувшин. А с ним разбились и все её мечты.
Дева над вечной струёй вечно печально сидит…
Это фото 2005г. Сейчас фотографы снимают Деву со спины или сбоку, так, чтобы не было видно натертых до блеска ступней. Вот напасть…
От фонтана открывается вид на склон и Гранитную террасу. Во времена императриц здесь были катальные горки – зимой на санках, летом на колясках. Скульптура на террасе уже закрыта на зиму, а статуя римского императора Нервы почему-то нет.
С внуком мы сюда заходим редко, скучное место – и белок мало и детей:)
Мы возвращаемся к Красному каскаду и идем к Пудостскому мосту, наслаждаясь теплым осенним днем. Собираем каштаны, желуди, кленовые листья…
Слева от моста (предыдующее фото), за яркими дубами можно увидеть гранитный круг – фундамент беседки. Наверное, это единственное сооружение, не пострадавшее от революций и войн, так как было разобрано раньше. К нему протоптаны тропки со всех сторон, потому что здесь кормят птичек. Нам сюда:)
А за бывшей беседкой виден огромный луг – Розовое поле. Во времена Екатерины II по лугу, обсаженному кустами роз, прогуливались дамы с кавалерами, а во времена Пушкина здесь резвились лицеисты, и роз уже не было.
Пудостский мост был построен на Рамповой аллее Чарльзом Камероном в 1784 году и облицован блоками тесаного пудостского камня. Пудостский известковый туф это тот, которым выполнена облицовка стен и колонн Казанского собора, и который добывали рядом с деревней Пудость. На следующих двух фото мостик с разных сторон, чтобы показать разный уровень воды. В пять лет это ещё интересно.
Туфовый мост-плотина выполнен в виде небольшого грота из блоков туфа. Сфотографировать его без детей можно только в дождик.
Через следующий островок переходим на западный берег Верхних прудов – так надо:)
-Бабушка, а эта булка старая? - Нет, Тимоша, свежая, можешь есть… Объедаем уток:)
Аппетит на воздухе просыпается и на многих скамейках можно видеть жующих – и детишек и взрослых, некоторые приносят термосы. Никакой другой возможности перекусить в этой части парка нет. И это хорошо.
Порыв ветра забросал нас желудями – хорошо, что мы уже не смотрели на прыгающую среди веток белку.
Какая царская осень…
По случаю теплой погоды и к удовольствию детей, утки купались, шумно хлопая крыльями, вставая на цыпочки и поднимая облака брызг.
Изящное здание на противоположном берегу – Концертный зал (23). Или, как его называл автор Джакомо Кваренги – «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». И внутри павильон очень хорош. И, если не считать утерянной скульптуры, не пострадал в войну. Летом в сухую погоду павильон открыт, вход бесплатный.
«Вместо паркета в зале и кабинетах — подлинные античные мозаики. В 1784 году в Царское Село был доставлен привезенный из Остии (близ Рима) подлинный античный мозаичный пол конца II — начала III века н. э., который помещен Кваренги в Большом зале, пол представляет наибольшую ценность Концертного зала». Черно-белая мозаика изображает эпизод мифа о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка. Сюжет был выбран не случайно, а как аллегория «покорения» Европы Екатериной Великой. (Намек на то, что победы России над Турцией укрепили международный авторитет Российской империи)
Напротив Концертного зала, на этом берегу, в густой еловой полосе много белок. И много детишек разного возраста, желающих этих белок накормить.
Есть контакт! За белку не скажу, а ребенок очень доволен:)
Здесь и птичек можно с руки покормить. В этот раз не получилось – ватаги детишек, бегающих за белками, распугали птичью мелочь. А зимой только руку протяни.
И белок зимой фотографировать проще, они медленнее прыгают по снегу и болше рады семечкам:)
А вот и самая дальняя точка нашей сегодняшней прогулки – Китайская беседка (25). Это ещё одно увлечение Екатерины – шинуазри.
Шинуазри, шинуазери (от фр. chinoiserie), дословно китайщина — использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюме, в оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века. (Вики)
Из-за плеча Китайской беседки выглядывают строения Китайской деревни – это уже Александровский парк. Между парками дорога и заборы. Китайская деревня после войны лежала в руинах до 90-х годов, пока не нашли инвесторов. Деревню восстановили во всей красе, но – за шлагбаумом. Пишут, что здесь живут дипломаты с семьями, бизнесмены, сотрудники вездесущего ГАЗПРОМа… Конечно, посторонних на территорию не пускают.
Павильон расположен на узком перешейке между двумя прудами. На вычурной кровле извиваются крылатые дракончики, а на самом верху установлен флюгер в виде китайского знамени. Пишут, что раньше флюгер на ветру скрипел, и потому беседку называли Скрипучей. От главного входа к большому пруду спускается полукруглая лестница.
Ну как не спуститься к воде, не сфотографироваться на фоне золотого дуба и знаменитого мостика Кваренги?
Мост у Концертного зала – первый металлический мост на европейском континенте (так пишут), изготовлен по проекту Джакомо Кваренги на Сестрорецких оружейных заводах в 1783–1784 годах. На Верхних прудах таких мостов пять, но этот - самый красивый:)
По мостику Кваренги, мимо Кухни-руины и Концертного зала идем к Рамповой аллее и Гранитной террасе.
На противоположном берегу пруда виден павильон Вечерний зал (26), а правее – парковый монумент, который привычно называют памятником Ланскому (27).
В архивных документах XVIII века памятник именуется «Пьедесталом мраморным» и характеризуется как аллегория «добродетелей и заслуг», не связанная с определенным историческим лицом. После смерти Александра Ланского, на памятнике была установлена бронзовая доска с золоченым гербом фаворита императрицы, мемориальной медалью с его профилем и надписью «В память дружбы». Позднее доска была снята по распоряжению императора Николая I, как компрометирующая императорскую династию.
С этого берега пруда открывается чудный вид на восточный фасад Концертного зала.
Кухня-руина (24), архитектор Д. Кваренги, 1780г. Еще один, модный по тем временам, павильон.
«Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами». Пишут, что в распоряжении Кваренги были фрагменты подлинных (!) античных памятников — мраморные капители, карнизы и фриз с высеченными гирляндами.
От Концертного зала или от Памятника Ланскому – как карта легла, выходим на Рамповую аллею и, перейдя её наискосок, попадаем на Гранитную террасу.
Рамповая аллея начинается от пандуса Висячего сада Агатовых комнат и идет по возвышенному берегу пруда. Она была проложена в 1760-х годах и называлась первоначально Штамбовой, потому что была обсажена «штамбовыми» (подстриженными) липами.
Гранитная терраса (21). Во времена Елизаветы и Екатерины II на этом месте была катальная горка, с которой катались и зимой и летом. Катальная горка была не только грандиозным сооружением, но и чудом техники для своего времени. Вот здесь для интересующихся замечательная статья:
Разобрана горка была за ветхостью. Долгое время на этом месте не было ничего интересного, так как после смерти Екатерины Царское село было забыто. И лишь с приходом к власти внука Екатерины Александра I к Царскому селу вернулся статус императорской летней резиденции. Именно в это время была построена Гранитная терраса на месте бывшей катальной горки и облагорожен спуск к Большому пруду.
По Рамповой аллее возвращаемся к мостику через Виттоловский канал, к Орловским воротам, к машине.
Виттоловский канал был проложен от ключей возле деревни Большое Виттолово до Большого пруда ещё при Елизавете ввиду того, что ручей Вангази уже не справлялся с наполнением прудов, а может и исчез вовсе, перекопанный во время садовых работ. Ключи со временем иссякли, деревня стерта с лица земли в Великую Отечественную, парковую часть канала соединили с рекой Кузьминкой… И лишь название напоминает о прошлом.
Вот и все, прогулка окончена. Мы с удовольствием провели в парке 2,5 часа, сделали несколько сотен фото, сняли на видео кормление белок и купание уток, набрали каштанов и желудей.
Гуляем мы по этому маршруту и зимой. Парк городской, основные дорожки и аллеи чистят от снега регулярно.
Рамповая аллея
Пудостский мост
Красный каскад
Мраморный мост
Зимой Башня-руина закрыта, наружные лестницы не чистят. Не чистят и лесенку перед Скрипучей беседкой.
Но это зимой, а в октябре – очей очарованье…
…Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо... (И. Бунин)
Nicedub писал(а) 25 дек 2018, 10:31:наметила себе новые точки посещения на летний сезон
Это очень приятно:) Нет, Оля, это не конец - хочу рассказать и о регулярном Екатерининском и о пейзажном Александровском парках, о Феодоровском городке и музеях... Надеюсь, все получится. Продолжение следует:)
Александровский парк. «Сельская архитектура в китайском вкусе»
Во времена Екатерины I напротив парадного въезда в усадьбу находились сады и огороды, а за ними охотничьи угодья. Елизавета, которой Царское село досталось в наследство от матери, большими средствами не располагала, но свое родовое гнездо любила и потому занималась обустройством парков. Именно в это время был спроектирован и заложен на месте плодовых садов регулярный Новый сад. Во времена Екатерины II мода на регулярные парки прошла, но появилась мода на китайщину. К этому времени уже был построен Большой дворец с парадным двором и Золотыми воротами, и чтобы Новый сад выглядел достойно, его следовало переделать. И тут очень пригодился привезенный Василием Неёловым из Англии альбом английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» – «Сельская архитектура в китайском вкусе». Не все задуманные проекты были реализованы в полном объеме, не все разрушенные были восстановлены после войны, но то, что есть, очень оживляет эту часть нынешнего Александровского парка.
А начать прогулку по Новому саду Александровского парка очень удобно от входа на углу Дворцовой и Садовой улиц.
Для тех, кто едет в Пушкин на своей машине не составит большого труда припарковаться на ул. Средней, чем ближе к повороту с Дворцовой улицы, тем ближе идти ко входу в Александровский парк.
Лицейский садик
В центре садика стоит известная скульптура Александра Сергеевича, а ближе к дворцу – Знаменская церковь. Не проходите мимо:)
Осенний день влечет к печальной грезе, Все замерло... Порхает желтый лист, И в той же неизменно-тихой позе, Мечтает вдохновенный Лицеист. (В. Палей)
Обратите внимание на скамейку – в Екатерининском парке до сих пор стоят точно такие.
Знаменская церковь
Елизавета Петровна была очень набожна. Став императрицей она первым делом повелела построить каменную церковь в Царском селе. Освящена церковь была в честь чудотворной иконы Божьей матери «Знамение», которая в свое время была подарена константинопольским патриархом царю Алексею Михайловичу, и которая по наследству от Петра I перешла к Елизавете. Три дня с крестным ходом и молебнами несли икону из Петербурга в Царское село. Три дня Елизавета шла за иконой, а иногда и помогала её нести. Вот тебе и Веселая царица…
Сейчас чудотворная икона находится в домашней церкви Духовной академии, а в Знаменской церкви – список с иконы.
Рядом с церковью – здание Лицея, чуть дальше – здание Екатерининского дворца и одноэтажные служебные корпуса – циркумференции. Здесь в 1991 году поставили памятник Франческо Бартоломео Растрелли, архитектору всю свою жизнь посвятившему Петербургу и Царскому селу.
А напротив памятника – вход в Алесандровский парк.
Это фото с информационного щита, пунктиром обозначен маршрут экскурсионного паровозика, который ходит летом от памятника Растрелли, а не нашей прогулки:) Мы идем к живописному квадрату с названьем Озерки. Но попасть туда непросто, нужно пройти по Трясучему мостику через канал.
А вот и снег с дождем налетел, что очень характерно для ноября в Питере. Фото хорошее – погода плохая:(
Прошло несколько минут и Висячий (Трясучий) мостик опять отражается в Крестовом канале. Мост арочно-подвесной конструкции длиной 12,35м, шириной 0,8м Авторы А. Менелас, В.П. Стасов. Чуть дальше по каналу есть обычный устойчивый мост.
Извилистые очертания берегов, заросших ивами, березами и елями, придают этому участку парка, называемому Озерки, необыкновенное очарование. Таким он стал уже при Екатерине II - были вырыты два пруда с искусственными островами, соединенные узким проливом.
Бесцветен ноябрь. Только белой порошей Припудрена черная грязь… (Н. Мохина)
Через протоки перекинуты три моста, выполненных по проекту Дж. Кваренги. Они целиком из металла, только столбы ограждений вырублены из розового тивдийского (карельского) мрамора.
Пересекаем Озерки по диагонали – справа среди деревьев видна гора Парнас. Искусственный насыпной холм, возведенный из земли, вынутой при рытье каналов. По склону – спиральная дорожка. На Парнасе всегда есть гуляющие, в основном дети.
На пересечении двух аллей стоит памятник… Здесь находится братская могила погибших в дни Февральской революции. И было их 7 человек – история помнит их фамилии и звания. И погибли они от случайных выстрелов и во время погромов винных магазинов. И поскольку революция в одночасье отменила все вековые традиции и обряды, похоронены они были не на кладбище, как положено, а в парке. И место было выбрано не случайно – отсюда видны оба дворца – и Екатерининский и, главное, Александровский, в котором после отречения от престола под домашним арестом пребывал Николай II с семьей. В ноябре 17-го в братскую могилу были подхоронены красноармейцы, погибшие в боях с отрядом Керенского-Краснова, и памятник стал называться «Могила Жертв Революции».
Между обелиском и Драконовым мостиком, у стен Китайского театра, находится ещё одна могила – генерала Хазова, командующего 110-м стрелковым корпусом, освобождавшим город Пушкин в 1944г.
А вот и первый из пяти «китайских» мостов - Драконов мост (7) Автор Чарльз Камерон. Мост украшают фигуры четырех симпатичных крылатых дракончиков. Этому дракончику повезло больше всех – его короновали:)
Мимо развалин Китайского театра (9) идем к следующим мостам. Можно, конечно вспомнить о роскошном «китайском» убранстве театра, о великолепных постановках и заезжих звездах, но с 15 сентября 1941года это лишь полуразрушенная кирпичная коробка.
Малые Китайские мосты (10), Автор Чарльз Камерон.
Эти яркие нарядные мостики очень похожи по композиции, но отличаются деталями. Колонны одного моста украшает рельефная «плетенка», стволы колонн другого покрыты узорными листьями. Кровли над портиками увенчаны букетами и китайскими зонтиками. И обязательные дракончики, как без них:)
Раз уж мы зашли в эту часть парка, нужно заглянуть к павильону Шапель, тем более что написали о его открытии для публики, что оказалось неправдой. Оказалось, что 15 сентября торжественно доложили об окончании реставрации, выставили охрану и начали «подготовку музейного пространства». Будем ждать…
Последний период сколько-нибудь значительного строительства в парках Царского села приходится на правление любимого внука Екатерины императора Александра I, для которого был построен дворец. В это время был разбит пейзажный парк сразу за Новым садом.
Шапель (14) - один из павильонов пейзажной части парка, построенный в виде готической капеллы, разрушенной временем. Автор А.А. Менелас. Он же сделал искусственный грот из гигантских валунов на горе из выкопанной при рытье Шапельного пруда земли. Сейчас «разрушенные временем» стены Шапели выглядят очень даже новенькими.
Шапельный (Виттоловский) пруд соединен протокой с речкой Кузьминкой. Вода из него поступает в Виттоловский канал и пруды Екатерининского парка.
Как только Саарская мыза превратилась в Царское село, возникла острая необходимость в прокладке хорошей дороги. Одновременно со строительством основной строилась дорога объездная, проходившая западнее, через нынешнюю Александровку.
По Объездной дороге пошел в Царское Село «грузовой транспорт» с дворцовыми припасами, в то время как на главной было приказано «… как можно уменьшить число даваемых на проезд по ней билетов, чтоб не разбили».
Участок Объездной дороги перед самым дворцом при Екатерине II получил название Подкапризовой аллеи, так как через дорогу были построены два земляных арочных перехода, названные Большим и Малым капризами – негоже императрице со свитою перебираться в Новый сад перед подводами, мешая движению:))
В те времена капризами называли прихотливые причудливые сооружения в парках. Видимо поэтому, посмотрев проект и удивившись смете, Екатерина II долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз». Так пишут, во всяком случае.
Большой каприз (14) сооружение весьма внушительное – проездная арка шириной более пяти и высотой более семи метров. А рядом вторая арка меньших размеров. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю. Ещё недавно можно было подняться в беседку со стороны Екатерининского парка, в этом году стоит забор.
Сразу за Большим капризом слева от аллеи находится Китайская деревня (13) – самый неудачный проект из всех «китайских» затей императрицы. Деревня предназначалась для гостей, приезжающих ко двору, и придворных Екатерины II. Уже первый проект, представленный Ринальди, оказался настолько дорогостоящим, что принят к исполнению не был. После десятилетней выдержки строительство деревни все-таки началось по упрощенному проекту и тянулось до самой смерти императрицы, а потом было прекращено. К этому моменту были построены не все домики, из построенных - не все отделаны, а в отделанных жить было невозможно из-за сырости – требовалась перестройка с закладкой дренажа. Красивые изразцы трескались и отваливались от стен, их заменяли штукатуркой…
После смерти императрицы деревня была заброшена, и к моменту, когда архитектору Стасову поручили восстановить гостевой комплекс, здания представляли собой жалкое зрелище.
Александр I, став в 1801 году императором, возвращает Царскому селу статус императорской резиденции и приводит в порядок парки и дворцы. Стасов перестраивает деревню рационально и очень приблизительно к проекту – ни о каких фонариках, букетиках, зонтиках и росписи на стенах речь не шла. И с этого момента здесь были квартиры. И квартиры очень неуютные во все времена - по воспоминаниям очевидцев.
Даже не представляю, имеет ли сегодняшний вид Китайской деревни отношение хотя бы к какому-нибудь из прошлых проектов. Во всяком случае, сейчас здесь снова гостевой комплекс, прибыль от использования которого делят инвесторы и ГМЗ. Так пишут.
Несколько фото из-за забора.
А напротив Китайской деревни радует глаз очаровательная Китайская беседка.
Малый каприз (12) уступает размерами Большому, на вершину можно подняться, что обычно дети и делают, сбегая по крутым тропкам обратно.
Вид на вход в Китайскую деревню от Малого каприза
Практически сразу за Малым капризом начинается Треугольная площадь: справа – вход в Екатерининский парк, слева – Новый сад и очаровательный мостик через Крестовый канал, прямо – служебные постройки Екатерининского дворца, боковые ворота Парадного двора.
К сожалению, проход через Крестовый мост сейчас закрыт. Чтобы выбраться на Треугольную площадь придется пройти по Малым китайским мостам, затем через куртину «Грибок» и по Большому китайскому мосту. Или не сходить с Подкапризовой аллеи.
Крестовый мост (11) Авторы – отец и сын Неёловы. По преданию, зайдя в этот уголок Нового сада, Екатерина была раздосадована тем, что должна дойти до Малых китайских мостов, перейти Крестовый канал и вернуться к Малому капризу, чтобы пройти в Екатерининский парк. Здесь нужен был мост, и мост не простой а «на четыре всхода» и с Китайской беседкой. Что и было исполнено – мост стоит паучком над каналом. Жаль, что сейчас мост закрыт – пишут, в антивандальных целях. Пройтись по нему так же любопытно и приятно, как и по Мраморному, например.
*
Последний раз редактировалось В.А. 25 дек 2018, 23:34, всего редактировалось 1 раз.
Но вернемся на Треугольную площадь, чтобы рассмотреть боковые ворота и Парадный двор через них - странно было бы мимо пройти:) Золотые ворота на реставрации и месяц назад были полностью закрыты лесами. Обещали, правда, к Новому году открыть…
Это время Елизаветы – боковые и центральные ворота выполнены уже по эскизам маэстро Растрелли. Но вот четыре решетки около центральных ворот Екатерининского дворца – ещё по проекту Саввы Чевакинского, которого Растрелли постепенно от дел отодвинул. Решетки Чевакинского ничуть не уступают воротам Растрелли. А может даже и лучше… Хотя существуют они только потому, что их успели сделать, пока маэстро проталкивал свой проект на замену.
Напротив Золотых ворот находится Большой китайский мост (8) – центральный вход в Александровский парк. Автор моста – Чарльз Камерон. И эта последняя из «китайских» затей императрицы, которые можно увидеть в парках Царского села. Перила моста составляют гранитные вазы и переплетающиеся кованные ветви кораллов. А летом скульптуры китайцев с фонариками делают мост ярким и необычным.
Короткая прогулка по Новому саду закончилась там же, где и началась – у памятника Франческо Бартоломео Растрелли, стоящего у стен одного из самых совершенных созданий архитектора – Большого дворца.
Путь к главному входу в Екатерининский парк и дворец проходит под аркой, мимо Лицея.
Пора, пора уже и нам к роскоши растреллиевского барокко…
Прекрасный рассказ. Казалось, что я уже каждую тропинку в парке знаю, на каждой скамеечке пил чай из термоса, и многих синичек и поползней в парке по клюву узнаю, а некоторые белочки явно меня привечают. Но нет, узнал из Вашего рассказа много нового и интересного. Спасибо. Предлагаю перенести этот материал в раздел «Готовые путеводители по городам России. Приглашаем в гости!». Там у нас подбирается неплохая подборка самостоятельных прогулок по Питеру. Если Вы с этим согласны, то администраторы Вам помогут. Еще раз спасибо и жду продолжения.