Не обращая пока внимания на многочисленные достопримечательности, расположенные во Владимире в основном вдоль Большой Московской улицы, мы дошли по ней до Золотых ворот, и в 12-00 вошли в отель.
Хотя формально время заселения начинается с 13-00, нам сразу дали заказанный номер. За ночь в отеле мы заплатили 3400 руб.
Нам достался номер на 1-ом этаже с окнами, выходящими на улицу Гоголя. Площадь номера небольшая, но всё необходимое для отдыха имеется.
В тумбочке под телевизором спрятан холодильник с мини-баром, а на столе стоит электрочайник, пара чашек и чай в пакетиках.
Для гостей предусмотрены тапочки и халат. Санузел удобный, оборудование в нем современное. В набор гигиенических средств и принадлежностей входят твердое и жидкое мыло, шампунь и гель для душа, зубные щетки с маленькими тюбиками пасты, одноразовые станки для бритья с одноразовыми тюбиками крема. Правда, утром выяснилось, что крем для бритья полностью высох, а бритвой можно пользоваться только в качестве орудия для пыток.
В отеле имеется ресторан, и в цену номера входит завтрак. Когда на следующее утро мы пришли на завтрак, оказалось, что там не самообслуживание, как обычно, а блюда надо заказывать, и за талон, выданный при заезде, можно набрать блюд только на 300 рублей. Мы с женой повышенным аппетитом не отличаемся, но в суммарные 600 рублей уложиться не смогли.
В ресторане можно также обедать и ужинать (постояльцам отеля выдают скидочную карту), но жена перед отъездом почитала отзывы про него в интернете, и там было много отрицательных, поэтому мы обедали в городе.
Оставив вещи в номере, мы отправились знакомиться с достопримечательностями Владимира. Вообще-то в наших планах на первый день была поездка в Боголюбово, к знаменитой церкви Покрова на Нерли, но не повезло с погодой. Почти всё время падал мелкий снег, и дул сильный пронизывающий ветер. Поэтому поездку в Боголюбово перенесли на следующий день, когда прогноз обещал улучшение погоды, а этот день целиком посвятили Владимиру, надеясь периодически заходить в музеи для обогрева.
Для начала по Летне-Перевозинской улице прошли к Николо-Галейской церкви. Стройная церковь была построена в 30-х годах 18 века в суздальском стиле на средства богатого горожанина Павлыгина.
Возвращаясь от церкви по Летне-Перевозинской улице, обнаружили огороженную площадку с такой информацией.
Остались в полном недоумении, чем заслужил такую честь ресторан – обычно раскопки проводят для каких-то древних сооружений.
На этой улице находится музей Владимирской вишни, но он был закрыт на смену экспозиции.
Летне-Перевозинская улица оканчивается у Золотых ворот, а справа от неё перед Золотыми воротами находятся остатки Козлова вала. Это всё, что осталось от 7-километрового оборонительного вала, защищавшего город в древности. Для прохода в город было сооружено 5 ворот, из которых сохранились только Золотые.
Во время прогулки по Владимиру мы пользовались предварительно скачанным на планшет аудиогидом «Владимир. Прогулка с «Вокруг света» от портала izi-travel. Основная часть фактической информации, представленная в моем рассказе взята оттуда.
Сверху Козлова вала открываются виды на академический театр драмы,
на Троицкую церковь (старообрядческий храм, построенный в неорусском стиле в 1913-16 годах). Сейчас здесь размещается выставка «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка», в которую мы также не попали, так как она была закрыта.
Ну и конечно с вала прекрасно видны Золотые ворота. Ворота в древности имели прежде всего оборонительное значение. Через них не смогли прорваться в город даже татаро-монголы в 13 веке. Владимир пал только после того, как был сделан пролом в валу. Сейчас в воротах расположился небольшой военно-исторический музей. Церковь Положения риз Богородицы наверху ворот действующая.
Вид на Золотые ворота от Большой Московской улицы.
А это фото сделано на следующий день с противоположной стороны.
Неподалеку, на ещё одном фрагменте Козлова вала возвышается красное здание Смотровой, ранее Водонапорной башни.
Это памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры 19 века. Водонапорная башня была построена для снабжения водой фонтана на Соборной площади и 6 (шести!) городских колонок. С 1975 года в башне разместилась экспозиция «Старый Владимир». Поскольку выставка работает до 20-00, мы оставили её посещение на вечер, и подошли к Спасо-Никольской церкви.
Церковь стоит на этом месте последние 200 лет, а в 12 веке здесь был княжеский двор Андрея Боголюбского.
Рядом с церковью одна из нескольких городских смотровых площадок и памятник владимирской вишне.
На заднем плане фото видна ограда Патриарших садов, которые зимой закрыты.
Подошло время обеда, и мы направились на Большую Московскую улицу в поисках заведений общепита. Выяснилось, что во Владимире с этим проблем нет – соответствующие точки встречаются буквально на каждом шагу. Мы наобум вошли в правые двери под вывеской «Музей науки и человека», за которыми скрывается вход в пиццерию «То-То».
Судя по всему, заведение пользуется популярностью. В нескольких комнатах, тесно заставленных столиками, свободных мест почти не было. Но рекомендовать пиццерию я бы не стал: порции небольшие, а щи оказались совсем пустыми – я с трудом нашел в них кусочек курицы размером 3х15 мм. Но, по крайней мере, обслуживают довольно быстро, и, что немаловажно в такую погоду, можно заказать горячий глинтвейн.
Подкрепившись, продолжили прогулку по Большой Московской. В Губернаторском доме в 18 веке жил губернатор Владимирского и Костромского наместничества фельдмаршал Иван Петрович Салтыков.
Дом 13 был построен в конце 18 века купцом Свешниковым. На первом этаже располагались лавки и магазины, а второй этаж сдавался под гостиницу. В 1913 году архитектор С.М.Жаров, автор проекта водонапорной башни, перестроил дом под синематограф «Ампир». Здание в свое время считалось одним из самых красивых во Владимирской губернии. В советское время синема переименовали в кинотеатр «Художественный».
Идя по улице, мы обратили внимание на пару интересных скамеек.
На углу Большой Московской и Георгиевской улице стоит дом, в котором жил известный адмирал Лазарев, о чем свидетельствует памятный барельеф.
Георгиевская улица ведет к зданию старой аптеки.
Перед аптекой памятник аптекарю.
Здесь тоже есть смотровая площадка с двумя скульптурами.
В здании аптеки находится музей «Старая аптека» с экспозицией, посвященный дореволюционному времени.
По соседству с аптекой расположилась кузница-музей Бородиных.
Мастера, работающие по старинным технологиям, в определенные часы проводят экскурсии и мастер-классы. Мы не стали дожидаться начала экскурсии, просто бегло осмотрели доступные работы внутри и снаружи.
Георгиевская улица названа по имени находящейся на ней небольшой белой церкви.
Церковь заложил в 1129 году Юрий Долгорукий в честь своего небесного покровителя. Достраивал храм уже его сын Андрей Боголюбский. То, что мы видим сейчас, это постройка конца 18 века на старом фундаменте, но строители старались сохранить облик первоначальной церкви.
Напротив георгиевской церкви обустроена очередная смотровая площадка.
С неё открывается вид на мост через Клязьму.
А через овраг с помощью приближения можно разглядеть памятник князю Владимиру и святителю Феодору.
Пешеходную Георгиевскую улицу называют владимирским Арбатом. Среди скульптур, установленных на ней, есть забавная композиция «Филер и шалопай». Причем шалопай сидит на одной стороне улицы, а филер наблюдает за ним с другой.
От этих скульптур мы вернулись к началу Георгиевской улице, и продолжили свой путь по Большой Московской. Целый квартал на ней занимает торговый комплекс «Северные торговые ряды». Каменные торговые ряды были построены ещё в 18 веке на месте ветхих деревянных.
Напротив торговых рядов восстанавливается церковь в честь князя Владимира – крестителя Руси. Рядом памятник князю-святому.
Вот и исторический центр города Соборная площадь. Центральное место на ней занимает установленный в 1958 году монумент в честь 850-летия Владимира. Вокруг центральной пирамиды скульптор установил фигуры русского воина, ремесленника и современного рабочего, что должно символизировать единство прошлого и настоящего.
С возрастом Владимира есть некоторые разночтения. В 1958 году отсчитывали 850 лет от даты упоминания в летописях о постройке крепости князем Владимиром Мономахом в 1108 г. Позднее решили считать возраст по летописному известию 990-ого года об основании Владимиром Крестителем города на реке Клязьме. И уже по случаю тысячелетия Владимира на другой стороне Соборной площади у входа в парк им. А. С. Пушкина, установили в 1995 году памятник Андрею Рублеву.
Иконописец изображен за работой. А как раз напротив, через Большую Московскую, стоит памятник Ленину. Так что можно подумать, что Рублев рисует Ильича.
Самое нарядное здание на Соборной площади, напоминающее сказочный терем, - это бывшая Городская Дума. Оно было построено в 1907 году на средства местных купцов. До этого Дума занимала помещения в Торговых рядах, и, вероятно, мешала торговле.
Ну и конечно, Соборная площадь так называется потому, что здесь находится Успенский собор.
Успенский собор начал строить Андрей Боголюбский, а заканчивал его брат Всеволод Большое Гнездо. Собор являлся главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Внутри сохранились подлинные росписи Андрея Рублева и Даниила Черного. Вход в собор платный. Нам льготные билеты обошлись по 150 руб. Фотографировать запрещено, но мне потихоньку удалось сделать несколько кадров «от живота».
После посещения Успенского собора прошли вдоль ограды парка Пушкина, где сейчас залит каток, к памятнику крестителям Руси. За оградой собора перед обрывом к Клязьме для детишек устроены качели.
Памятник установили в конце парка Пушкина в 2007 году. Он посвящен «Крестителям Владимирской земли». Князь Владимир Святославович изображен на коне, а рядом стоит епископ суздальский Феодор.
На постаменте памятника 8 бронзовых барельефов изображают русских святых, связанных с Владимиро-Суздальской землей:
- княгиня Ольга, бабушка Владимира Святославовича;
- князь Андрей Боголюбский;
- Всеволод III Большое Гнездо;
- Марина Шварновна, жена Всеволода III и основательница Княгинина монастыря;
- князь Георгий Всеволодович, сын Всеволода III и внук Юрия Долгорукого;
- Александр Невский, великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.;
- София Суздальская, первая жена великого князя Московского и Владимирского Василия III;
- Илия Муромец, былинный герой, родившийся на Владимирской земле близ Мурома.
Со смотровой площадки, на которой установлен памятник, открывается панорама города.
Вид на Успенский собор от памятника.
За Успенским собором вытянулось желтое здание в классическом стиле. Это палаты Присутственных мест или просто Палаты, построенные в конце 18 века.
Здесь с 1830 года размещались органы городской администрации: палаты судов, полиция, архивы, казначейство и т.п. В советское время назначение палат не изменилось, и только в 90-е годы прошлого века здание было передано под музейно-выставочный комплекс.
Если с одной стороны Палаты примыкают к Успенскому собору, то с другой их стороны находится ещё один архитектурный памятник домонгольской Руси – Дмитриевский собор.
Вид на собор от здания Палат.
А это со стороны Клязьмы.
Дмитриевский собор был сооружен немного позже Успенского по воле Всеволода Большое Гнездо. Его основной особенностью является белокаменное кружево ажурной резьбы по камню.
Вход в собор, как и в Успенский, платный, но в 2 раза дешевле. Правда и смотреть внутри особенно нечего. После многочисленных пожаров и разграблений сохранились только небольшие фрагменты древних фресок.
Вновь на Большую Московскую улицу вернулись в районе Исторического (Краеведческого) музея.
Аббревиатура ВАК на фронтоне означает Владимирская архивная комиссия. Музей представляет историю Владимирского края от каменного века до 1917 года. Здание в псевдорусском стиле было построено на пожертвования в начале 20 века, но в отделке использованы изразцы 17-18 веков из города Гороховца.
Следующий дом по Большой Московской – это церковь Николая Чудотворца или Николо-Кремлевская церковь. Кремлевская из-за того, что ранее на этом месте были сооружения городского кремля.
Первое здание церкви было возведено в 1626 году, а до наших времен дошел образец 1769 года, достроенный в 1850 году. С 1962 года здесь размещен городской планетарий.
Справа от церкви в 2003 году установили памятник Александру Невскому.
Александр Невский первоначально был похоронен по соседству в Рождественском монастыре Владимира, и лишь Петр 1 перевез его прах в Санкт-Петербург.
Стена Богородице-Рождественского монастыря начинается за Николо-Кремлевской церковью и тянется более чем на сотню метров вдоль Большой Московской улицы.
Фотографировать на территории запрещается, о чем предупреждает табличка у входа, и о чем дополнительно напомнил нам встретившийся монах. Я не собирался нарушать запрет, но когда подошли к колокольне, с которой раздавался мелодичный перезвон, то увидел, что собравшиеся любители колокольного звона снимают на телефоны. Тогда я тоже достал телефон.
Самым старым сооружениям монастыря не более 300 лет. Среди них колокольня и собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Но вообще монастырь был основан ещё Всеволодом III Большое гнездо и до 16 века был главной обителью всей Северо-Восточной Руси.
Богородице-Рождественский монастырь стал самой дальней точкой нашей прогулки по Владимиру. Мы уже порядком устали и решили возвращаться к Золотым воротам на общественном транспорте. Автобусы и троллейбусы курсируют в городе часто, но остановки довольно далеки друг от друга, по крайней мере, на Большой Московской. Проезд на автобусе стоит 22 рубля, которые платишь кондуктору.
Мы проехали всего 2 остановки, и вышли уже за Золотыми воротами.
На Театральной площади установлен памятник провинциальным актерам.
От угла площади хорошо виден католический костел Святого Розария. Храм был возведен в конце 19 века в псевдоготическом стиле для нужд многочисленной в то время общины ссыльных поляков.
Около театра уже собиралась публика на вечернее представление.
Как и планировали на вечер, мы посетили экспозицию «Старый Владимир» в Водонапорной башне. Льготный входной билет стоит 75 руб. Выставка, размещенная на трех этажах башни, понравилась. Представлено много интересной информации о дореволюционной жизни города и подлинных экспонатов.
На самом верху, там, где раньше находился резервуар с водой, устроена смотровая площадка.
Вид с площадки на вечерний город.
С противоположной стороны удалось разглядеть наш отель «Мономах».
Туда мы и направились, выйдя из башни. Поужинали в номере привезенными с собой припасами. Поскольку за день порядочно устали и намерзлись, то после ужина уже никуда не пошли.
На следующее утро после завтрака сдали на рецепции ключи от номера, оставили там же сумку с лишними вещами, и поехали в Боголюбово. Остановка автобуса 152, который идет в Боголюбово, находится на Театральной площади. Во время ожидания автобуса сделал пару снимков площади.
Автобус 152 по выходным ходит каждые 25 минут, так что ждали недолго. Должен заметить, что карты Гугла сильно ошибаются, давая примерное время прибытия автобуса.
Стоимость проезда такая же, как и по городу – 22 руб. Время в пути 25-30 минут.
Мы сошли перед Боголюбским монастырем на остановке Боголюбово-2, от которой до ворот монастыря метров 200.
В далеком 1158 году князь Андрей Боголюбский основал свою загородную резиденцию на том месте, где ему якобы явилась Богородица. Резиденция выглядела как хорошо укрепленный замок европейского типа. Центром замка стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, где должна была храниться икона, изображавшая Богородицу с поднятыми руками, как она явилась князю.
Андрей Боголюбский впоследствии был убит в своем замке, и во искупление этого злодеяния здесь основали монастырь. К нашему времени от старых сооружений замка практически ничего не осталось.
При входе на территорию монастыря прежде всего обращаешь внимание собор в честь иконы Божией Матери «Боголюбской».
Храм был построен в 1855-1866 годах в византийско-русском стиле по образцам, разработанным известным архитектором Тоном. Самой первоначальной иконы здесь нет, вследствие весьма плохого состояния она уже много лет находится на реставрации.
Слева от собора высится колокольня с надвратным храмом, построенная в 1842 году.
Обойдя собор иконы Божией Матери справа, видим более старый собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Нынешний собор был возведен в 1756 году на месте храма, построенного Андреем Боголюбским. От княжеских палат сохранилась лишь лестничная башня, над которой в XVIII веке надстроена шатровая колокольня, и переход на хоры храма. Эти остатки считаются древнейшим образцом гражданской архитектуры на Руси.
На территории монастыря постоянно находятся туристические группы, но туристов привозят в Боголюбово в основном ради находящейся в 1,5 км церкви Покрова на Нерли.
Чтобы попасть к церкви, нужно, выйдя из монастыря, повернуть направо и, обойдя его, спуститься к железной дороге. Через пути устроен современный переход, есть даже лифт, но в этот день лифт не работал.
С лестницы хорошо виден Боголюбский монастырь.
За переходом простирается поле, на противоположном конце которого уже видна церковь.
Через поле проложена тропа, которая зимой расчищается от снега и посыпается песком при обледенении. В этот день был небольшой плюс, в некоторых местах снег растаял до земли, и стало видно, что тропа выложена плиткой.
Постепенно приближаемся к церкви.
Белокаменный шедевр древнерусского зодчества был построен в 1165 году в память о сыне князя Андрея Боголюбского Изяславе, павшего в войне с волжскими Булгарами. Есть предположение, что белые камни для сооружения храма были привезены из поверженного Булгарского княжества, хотя, скорей всего, их добывали под Москвой. Храм стоит на месте, где раньше река Нерль впадала в Клязьму, и, чтобы обезопасить его от весенних разливов, был создан искусственный холм, в который углубили фундамент на 4-5 метров.
Внутри храм совсем небольшой. Росписи утрачены полностью.
Мы обошли вокруг храма . Со всех сторон он смотрится почти одинаково и очень гармонично.
Стены церкви украшены резными рельефами, как и на Дмитриевском соборе, но здесь их поменьше.
Центральное место на фасадах занимает восседающий на троне царь Давид-псалмопевец с псалтерием в левой руке.
От стен церкви можно наблюдать Боголюбский монастырь.
На автобус, следующий во Владимир, мы садились на остановке по ул. Пушкина рядом с универсамом «Магнит», что через дорогу от монастыря.
Во Владимире сошли на остановке «Спасская улица», и направились к Княгинину монастырю. К этому времени погода наладилась, и в лучах выглянувшего солнца ослепительно сияли белоснежные стены Успенского собора монастыря.
Этот собор возведен на рубеже 15-16 веков на фундаменте первого собора, построенного в 1202 году женой Всеволода Большое гнездо княгиней Марией Шварновной. Монастырь часто использовался как место ссылки знатных женщин, например, дочери Бориса Годунова Ксении.
Внутренние стены храма украшают жизнерадостные фрески работы московского мастера Марка Матвеева «со товарищи». Но фотографировать внутри запрещено, и монахини строго следят за соблюдением запрета. Удалось снять лишь вестибюль.
Рядом с Успенским в монастыре стоит более скромный Казанский собор, построенный в 1789 году.
Мы прошли справа от монастыря по симпатичной чисто деревенской улочке, с котиками в форточках домов.
За Лыбедской магистралью начинается уже современный Владимир.
Обедали в этот день недалеко от монастыря в пиццерии «Папа Джонс», что на углу Девической и 2-й Никольской улиц. Пиццерия понравилась больше той, где были накануне: потратили меньше денег, а ушли более сытыми.
После обеда вновь вернулись на Княгининскую улицу, что идет вдоль монастыря, чтобы посмотреть на расположенную чуть дальше по ней Никитскую церковь. Она была построена на средства купца С. Лазарева в 1762-1765 годах. В отличие от других храмов 18 века она больше похожа на 3-хэтажный дворец, чем на культовое сооружение.
Несмотря на то, что в здании сейчас располагаются реставрационные мастерские, состояние у него неважное.
Осмотром Никитской церкви, в общем, была завершена намеченная нами программа для Владимира. Но до поезда на Москву оставалось ещё несколько часов, и мы решили вновь пройтись по некоторым местам, где уже были накануне, чтобы посмотреть как они выглядят при солнце. По дороге к Золотым воротам прошли мимо памятника Гоголю.
Прошли под Золотыми воротами,
и сфотографировали от них Большую Московскую улицу.
Прогулялись по той части Георгиевской улице, где не проходили вчера. Нашли здесь историческую колонку, которая снабжалась водой от водонапорной башни.
У пожарной части стоит памятник владимирскому пожарному.
Чуть дальше установлен таможенный столб.
Забрав свои вещи из отеля направились в сторону вокзала, но, поскольку время ещё было, по пути зашли в Палатах в картинную галерею. Здесь представлены художественные работы, начиная от копий древних икон (одна из них - работы Андрея Рублёва)
и заканчивая картинами художников 20 века, в том числе Ильи Глазунова.
Коридор 1-ого этажа Палат превращен в одну протяженную инсталляцию, представляющую жизнь дореволюционного Владимира.
К вокзалу вернулись тем же путем, что проделали по приезду.
Владимир попрощался с нами сияньем крестов на куполах видневшегося вдалеке храма.
Мы не пожалели, что выделили на знакомство с городом 2 дня. Возможно при сокращении программы можно уложиться и в один день, но посетить Владимир нужно обязательно. Достаточно сказать, что в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены целых 5 культурных памятников Владимира: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы, палаты Андрея Боголюбского в Боголюбово и церковь Покрова на Нерли.