Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
спасибо огромное! такая подборка чудесная. как только начала работать пн-пт, поняла, что ездить в Европу на выходные будет тяжеловато. и обратила свой взгляд на Москву и ближайшее, тем более, что часто проезжаю или прохожу то там, то тут выглядывающие церковные луковки. теперь можно планировать выходные по Вашему списку...
конечно, немного под себя каждый подгоняет....но маршруты-цели и заранее почитать историю - очень помогает время сэкономить.....тем более, что я не на машине - Ваши московские записки очень подходят...
PS. у меня от Вашего Ежика каждй раз улыбка и слезы....
И снова здравствуйте, друзья! Прошло время, много чего произошло, утекло много воды, и я понял, что для полноценного развития этой темы - так сказать, "второго цикла", у меня не хватит ни материала, ни, что ещё важнее, куража: всё же любой рассказ - по крайней мере для меня - подразумевает "погружение" в какую-то "предметную область", а эта, хотя и остаётся для меня интересной, стала, образно говоря, не слишком "активной".
Но поскольку "материал" всё же имеется, хотя и не в таком "товарном" количестве, как раньше, я решил продолжить этот рассказ, но исключительно "в рабочем порядке" и немного в ином формате: если первый "сезон" был больше обзорным, то есть я старался предельно минимизировать и "визуальный ряд", и "описательную часть", оставляя только самое главное, то теперь не буду ограничивать себя никакими рамками и писать так и столько, как и сколько пишется. Поэтому какие-то разделы по-прежнему останутся "конспективными", какие-то станут более развёрнутыми, но ни то, ни другое не будет самоцелью - пусть моей "рукой", как обычно, "правит" тот, кто выше - во всех смыслах! - меня и пусть всё получается так, как получается:)
=========== >>>>> Храмы Рогожской слободы
Признаться, когда я начинал готовить этот раздел, выражение "Рогожская слобода" означало для меня лишь некую "географическую привязку", о которой я даже не старался "заморачиваться" - ну мало ли странных на первый взгляд названий осталось на карте Москвы как память о самых разных эпохах её истории? Но "случайно" (а они вообще бывают, случайности?!) вышло так, что совсем недавно я написал "мини-рассказ" про несколько "околомосковских" городков, и в их числе оказался Ногинск. И вот тогда-то я и узнал, что ещё в 16 веке здесь, на юго-восточной окраине (по тем временам) Москвы селились ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозкой товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (или просто Рогожи), а потому это место прозвали Рогожской слободой. В конце 18 столетия Рогожи стали Богородском, в советское время - Ногинском, а вот Рогожская слобода таковой и оставалась, расширялась, застраивалась, появлялись новые постоялые дворы, магазины, пекарни, лавки; кроме ямщиков здесь обосновывалось всё больше купцов и торговцев, а Рогожская застава, от которой начинался знаменитый Владимирский тракт, была одной из самых больших и оживлённых застав в Москве.
Исторически получилось так, что большинство "рогожских" жителей исповедовали старообрядческую веру, что заметно отличало Рогожскую слободу от "остальной" Москвы: это проявлялось и в особенностях быта, и в нравах, и в обычаях (долгое время слобода считалась этакой "хранительницей старых заветов"), и, конечно, в религиозных аспектах. Поэтому не удивительно, что храмы, которые возводились здесь, в основном тоже были старообрядческими.
В теперь уже бывшей Рогожской слободе сохранился храмовый ансамбль местной старообрядческой общины: Покровский собор, Воскресенская церковь-колокольня, церковь Рождества на Рогожском кладбище, а также Никольская церковь, которая сейчас является "чисто православной", но изначально также принадлежала старообрядцам.
Территория вокруг этого комплекса представляет собой что-то вроде парка-сквера - "зелёную зону", да ещё с прудом вытянутой "сверху вниз" формы, да ещё с переброшенными через него декоративными мосточками - ни дать ни взять этакая "рогожская Венеция" (ну а что, сейчас любой ручеёк с парой мостиков норовят так назвать, а здесь хоть "по делу":))
Павильон-ротонда посреди единственного "плоского" моста (остальные два - "горбатые") - не просто беседка, а восстановленная часовня Иордань, которая изначально была деревянной и находилась немного в другом месте.
Впрочем, восстановлен был и сам пруд: в советские годы он (кстати, не знаю, как сейчас, а тогда вода в нём была проточной) был засыпан, а на его месте построен ... стадион.
..........
А теперь о самих храмах. Центральное место занимает кафедральный Покровский собор - главный храм Русской православной старообрядческой церкви (на снимках - жёлтого цвета), возведённый в конце 18 века по проекту "самого" Матвея Фёдоровича Казакова. Любопытно, что в первоначальном замысле он получался больше Успенского собора в Кремле, и когда Екатерина II прознала об этом, приказала изменить проект, в результате чего была убрана алтарная апсида, укорочен шпиль, а от пяти глав осталась всего одна. Зато Покровский собор стал одним из очень немногих в Москве, который не закрывался даже в самые "богоборческие" годы.
На одной из последних фотографий слева от собора вздымается в небеса Храм-колокольня Воскресения Христова - самая поздняя постройка комплекса, сооружённая в неорусском стиле в 1906-1912 годах:
А вот третий храм - Рождества Христова начала 19 столетия, купол которого виден на некоторых снимках, я почему-то я не сфотографировал (возможно, издали он мне не приглянулся, и я просто поленился подойти, поскольку, честно говоря, мы приехали сюда без всякой подготовки и даже не специально, а зашли "между делом" перед посещением "своего" Рогожского кладбища), а он, как оказалось позже, довольно интересный).
Зато от души я поснимал "пряничную" Никольскую церковь с трёхъярусной колокольней с шатровым навершием - самую старую на территории Рогожской старообрядческой общины. Она была возведена в 1776 году на месте одноимённой деревянной часовни при недавно образованном Рогожском кладбище (оно появилось во время эпидемии чумы 1771 года, когда все кладбища в самой Москвы были закрыты). Правда, свой нынешний вид Никольский храм принял уже в 1863-1866 годах после того, как его отняли у старообрядцев и отдали единоверцам - тогда он стал называться Николо-единоверческим. В советское время он тоже не закрывался, а в 1988 году был передан Русской православной церкви.
Ну надо же! Рогожскую слободу не узнать. Надо срочно ехать. Сергей, а в церкви старообрядцы сейчас заходить разрешают? Раньше дальше порога не пускали. До сих помню огромного Спаса справа от входа.
Последний раз редактировалось Nataly88 29 мар 2023, 19:44, всего редактировалось 1 раз.
Nataly88 писал(а) 29 мар 2023, 16:39:а в церкви старообрядца сейчас заходить разрешают?
Вообще где как, но в целом да, проблема такая есть. Насчёт здесь точно не скажу, времени было немного (как я написал, зашли "между делом" перед посещением Рогожского кладбища и даже не ожидали увидеть столько всего), так что не пытались... Согласен с Вами: надо ехать, но уже целенаправленно и основательно.
Я могу ответить :) Ищите когда день День жён-мироносиц. У них в слободе тогда день открытых дверей - и ярмарка заодно ) Можно и в церковь и везде ходить. Но надеть лучше юбку - иначе могут не пустить.
=========== >>>>> Англиканская церковь Святого Андрея
Стыдно признаться, но до относительно недавнего времени я не знал о существовании одного из самых потрясающих и, пожалуй, самого необычного храма Москвы - англиканской церкви Святого Андрея. Нет, есть, конечно, в Москве и другая неоготика европейского типа: католический собор Непорочного Зачатия Девы Марии и лютеранский собор Петра и Павла, но она всё же довольно традиционная даже для России: во многих городах можно увидеть подобные (плюс-минус) католические храмы, а уж про Калининградскую область я вообще молчу. А вот такой готической архитектуры в английском (его также называют викторианским) стиле больше нет нигде.
Вот только фотографировать, к сожалению, такую красоту сложно: церковь находится в глубине квартала и буквально зажата окружающими домами и закрытыми для прохода территориями, а свой двор у неё очень небольшой. А если ещё и солнце "вмешивается", сразу "отрезая" некоторые ракурсы, задача становится совсем проблемной. Я специально обошёл весь прилегающий "периметр" в надежде найти какие-то "лазейки" хотя бы для новых видов, но тщетно, так что снимать пришлось очень фрагментарно:
Англиканская община появилась в Москве в 1553 году, когда Иван Грозный позволил британским купцам проводить богослужения по своим канонам. До пожара 1812 года они проходили в голландской реформатской церкви в Немецкой слободе, но после того как она сгорела, было решено построить собственный храм, однако "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", и новая церковь была возведена только в начале 1880-х годов, причём проект был "дистанционно" заказан английскому архитектору Ричарду Ниллу Фримену, а "на месте" работами руководил известный мастер эклектики и русского стиля Борис Викторович Фрейденберг.
В советское время церковь уцелела, в ней более 30 лет (с 1960 года) располагалась студия грамзаписи "Мелодия" - не в последней степени благодаря прекрасной внутренней акустике, а сейчас она вновь является действующей, и кроме богослужений в ней проходят концерты органной музыки.
Главный зал церкви однонефный и довольно лаконичный, стены выкрашены белым цветом, но тем красивее смотрится деревянный потолок из дубовых стропил и балок, создающих, как пишут, иллюзию средневековой постройки, а по мне, напоминающих перевёрнутый корабль (что, кстати, символично и, вполне возможно, так и задумано, поскольку апостол Андрей издавна считался покровителем мореплавателей).
Изначально для внутреннего освещения использовались торшеры, однако во второй половине 20 века их заменили изящными люстрами:
=========== >>>>> Никольский единоверческий монастырь
Как мне кажется, одним из самых недооценённых - и в архитектурном смысле, и в художественном, и даже с точки зрения известности - храмовых ансамблей Москвы является бывший Никольский единоверческий монастырь, расположенной в когда-то окраинном районе, называемом раньше Преображенской слободой. Его история началась во время эпидемии чумы в конце 18 века, когда после обращения старообрядцев к генерал-губернатору Москвы им был выделен земельный надел за Камер-Коллежским валом у Преображенской заставы для организации чумного карантина и нового старообрядческого кладбища (которое мы сейчас знаем как Преображенское).
Первыми в карантине появились временные деревянные бараки, однако со временем, когда и чума уже отступила, купец-старообрядец Илья (Василий до перехода в старообрядчество) Алексеевич Ковылин, владевший двумя кирпичными заводами, построил на их месте целый старообрядческой городок с жилыми корпусами, мужской богадельней и Успенским храмом (изначально он имел статус часовни) в неоготическом стиле - его автором долгое время считали Василия Баженова, но впоследствии сошлись на том, что архитектором был Фёдор Кириллович Соколов. Городок был обнесён каменной стеной с воротами, а над западными воротами, выходящими на Камер-Коллежский Вал (ныне улицу Преображенский Вал), в 1801 году поставили тёплую Крестовоздвиженскую церковь; чуть позже рядом был выстроен женский двор с шестью корпусами и "своим" тоже Крестовоздвиженским храмом, окружённый оградой с башенками на монастырский манер.
В целом этот комплекс с теми или иными реконструкциями (колокольня была возведена позднее, и о ней я скажу отдельно) сохранился до нашего времени:
"Лицом" монастыря является надвратная пятиглавая церковь Воздвижения Креста Господня, к которой по обеим сторонам примыкают двухэтажные флигели (в них в разное время располагались, в частности, церковно-приходская школа, начальное народное училище для мальчиков и библиотека древнерусских рукописей и книг):
Вид с внутренней стороны:
...
Сразу за воротами возвышается построенная в 1870-х годах изумительной красоты 40-метровая колокольня в готическом стиле, прозванная в народе Преображенской свечой:
А за ней открывается вид на стоящий в глубине двора небольшой, но очень красивый Успенский храм (он был частично реконструирован в середине 19 столетия) с собственной невысокой колокольней круглой формы:
В 1840-х годах император Николай I начал борьбу с сектантами и раскольниками и, в частности, возобновил гонения на старообрядцев. Под этот "каток" попала и Преображенская старообрядческая община, которой были вменены финансовые махинации в богадельном доме и даже ... государственная измена, поскольку в 1812 году преображенские старообрядцы с радостью встретили Наполеона и помогли ему организовать выпуск фальшивых русских денег. Руководители общины были отправлены из Москвы в ссылку, часть старообрядцев перебралась за границу, а многие другие приняли единоверие и фактически стали членами Русской Православной Церкви (все "протокольные" нюансы весьма сложны и запутаны, а поскольку мой рассказ в основном посвящён архитектуре, я их, как и некоторые исторические подробности, опускаю и оставляю лишь основную "канву").
В духе новых веяний в трапезной части Успенского храма был создан придел в честь Николая Чудотворца, для чего к главной части церкви пристроили алтарную апсиду, а в 1866 году он стал собором учреждённого при нём единоверческого Никольского монастыря (справедливости ради надо отметить, что старообрядческой общине оставили женский двор, а территория мужской половины со всем имуществом была честно выкуплена Синодом за 25000 золотых рублей).
После революции начался настоящий "детектив": в первой половине 1920-х годов монастырь был закрыт, а храм передан во владение обновленцам, однако единоверческая община не освободила церковь и оставалась в её старой (Успенской) части. И тогда храм в самом буквальном смысле был разделён изнутри кирпичной стеною: восточная часть со старым Успенским престолом осталась за единоверцами, а западная трапезная с Никольским и образованным позднее новым Успенским приделами отошла к обновленцам.
Но и этим всё не закончилось: к 1930 году единоверческая община прекратила своё существование, и советские власти передали Успенскую часть храма старообрядцам беспоповского новопоморского толка, община которых в Токмаковом переулке была ликвидирована. А в середине 1940-х годов распалась и обновленческая община, и трапезную (Никольскую) часть вернули Русской православной церкви. Этот статус-кво сохраняется и сегодня: одна половина храма принадлежит православному приходу, а другая - старообрядческой поморской общине, которой в 1990-х годах отошла и территория бывшего женского двора с Крестовоздвиженской церковью (не той, что надвратная) - сегодня она закрыта для посторонних и "простым смертным" можно увидеть только ограду с башнями "кремлёвского" типа...
... и расположенное снаружи двухэтажное кирпичное здание больницы Преображенской богадельни, построенной в 1914 году самим Львом Николаевичем Кекушевым (и, кстати, она стала его последним творением):
А внутреннее пространство бывшего Никольского единоверческого монастыря сегодня доступно всем, благодаря чему можно увидеть его самые интересные постройки, которые я показал выше. Из менее значимого могу добавить служебные корпуса и колодец во дворе:
С северной стороны вдоль Ковылинского переулка сохранился большой фрагмент красивой стены с массивными зубцами:
Переулок назван в честь того самого купца, который возвёл первый каменный городок старообрядческой общины в конце 18 столетия (я упоминал его выше) и был одним из её основателей. Впоследствии он внёс значительный вклад в сооружение первого московского водопровода, который начали строить по указу Екатерины II в 1779 году (и закончили в 1804-м) - об этом напоминает информационная табличка на стене:
И. А. Ковылин считается и основателем Преображенского кладбища, к главному входу на которое ведёт переулок его имени:
Вообще я не любитель кладбищенского антуража, но тут не мог пройти мимо красивейшей старообрядческой часовни Николая Чудотворца в неоготическом стиле, возведённой в 1804 году (её вначале также приписывали В. Баженову, но потом установили, что автором был тот же Фёдор Кириллович Соколов):
Не удивительно, что сам Ковылин тоже похоронен на Преображенском кладбище, а у могилы поставлена очень стильная цельнометаллическая часовня в честь Воздвижения Креста Господня (иногда называемая Ковылинской), окрашенная в чёрный цвет (и он, как ни странно, ей очень "к лицу"). Точную дату её сооружения историки не знают, но известно, что в 1879 году она уже существовала.
К западу от станций метро "Третьяковская" и "Новокузнецкая" и к северу от "Полянки" расположен старинный исторический район, который когда-то был селом Кадашово (Кадашёво), а потом стал называться Кадашёвской слободой, или просто Кадашами (здесь, в частности, сейчас находится Третьяковская галерея) - в нём жили бондари: мастера по изготовлению бочек (кадей), кадушек и прочей деревянной утвари (хотя есть и другие, не столь распространённые версии появления слова "Кадаши"). Одним из слободских храмов была "церковь Воскресения, что на Грязех" - такое не слишком благозвучное название она получила из-за весенних разливов реки Москвы и близости её болотистого берега. Первое упоминание о ней встречается ещё в конце 15 века, а в 1656 году её перестроили в камне. О значимости Воскресенского храма в те времена говорит тот факт, что согласно установленному порядку московского колокольного звона (оказывается, существовал и такой!) первыми начинали звонить колокола в Кремле и в монастырских соборах, затем - в церкви Воскресения в Кадашах, и только потом - в остальных приходских замоскворецких храмах.
В 1687-1695 годах церковь Воскресения была кардинально реконструирована, фактически выстроена заново (от прежней сохранилась лишь южная апсида) - такой мы видим её и сегодня. Честно сказать, ещё пару лет назад я и не знал о её существовании и даже не подозревал, что среди не самых известных московских храмов есть такая красавица - и это не преувеличение и не "красное словцо".
Церковь Воскресения Христова в Кадашах, построенная в стиле московского барокко, действительно прекрасна. "Умные" источники, включая сайт самого храма (https://www.kadashi.ru/istoriya/istoriy ... tokov.html ), много и подробно описывают её архитектуру и конструктивные особенности, но большинство из нас, думаю, не являются столь большими специалистами, чтобы ориентироваться "по словам" и предпочитают "1 раз увидеть, чем 7 раз услышать" (то есть прочитать). А потому и я не буду "умничать", а просто покажу её.
Мы идём к Воскресенскому храму по 2-му Кадашёвскому переулку (в отличие от всего района, это название не является аутентичным: изначально он назывался улицей Перепёлкина по фамилии одного из здешних домовладельцев):
Церковь хорошо видна с улицы, но чтобы её рассмотреть, лучше, конечно, подойти к ней поближе. Неудобно только, что вход расположен лишь с одной стороны - из Кадашёвского тупика, поэтому нам сейчас надо пройти вокруг её территории вдоль почти всего периметра ограды...
В 1695 году была возведена шестиярусная шатровая колокольня высотой более 43 метров, которую в народе, конечно же, прозвали "свечой":
Рядом с "главным" храмом находится небольшая церковь в честь Иова Почаевского, бывшего в 16 столетии игуменом Почаевской обители (впоследствии - Почаевской лавры):
По принятой на Руси традиции возле храма на протяжении нескольких столетий находилось церковное кладбище, которое было упразднено и разорено в 1920-х годах. Уцелевшие и найденные впоследствии останки были перезахоронены в 2018 году в общей могиле у северной стены церкви, над которой установили каменный Поклонный крест с распятием:
При церкви Воскресения существует музей "Кадашевская слобода", посвящённый истории Кадашей и Воскресенскому храму:
Его посещение проводится организованно, в составе групп, и в качестве "бонуса" включает в себя возможность подняться на расположенное с двух сторон церкви гульбище и колокольню.