Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Не менее вычурным является и узор металлических главных ворот:
Со всех сторон собор окружён невысокой открытой галереей-гульбищем (кстати, она является единственным существенным изменением первоначального облика собора, поскольку аутентичная галерея была утрачена, а нынешняя сооружена в 19 веке). Пройдя по ней, можно увидеть другие храмы и сооружения Кремля, которые мы ещё подробно рассмотрим вблизи:
А вот внутри собор сегодня практически "голый": единственным украшением является сохранившийся "родной" семиярусный резной иконостас высотой 27 метров, покрытый сусальным золотом, который называют самым высоким (по крайней мере, из старинных) в России, а в его состав входят 155 икон.
Простояв всего столетие, Успенский собор сильно обветшал, начала разрушаться кровля, на стенах появились крупные трещины. Дошло до того, что зимой в дыры наметало снег, а летом птицы залетали внутрь и вили гнёзда в иконостасе. Священный Синод предписал разобрать его, но архиепископ Симон, объявив Рязанской думе указ Синода, всё же попросил горожан подумать, посоветоваться между собой и решить: разобрать собор или попытаться починить. По приглашению рязанских купцов Г. В. Рюмина и П. А. Мальшина из Москвы прибыли архитектор и каменных дел мастера, которые, осмотрев "объект", решили, что собор можно исправить. И тогда жители города "скинулись" на богоугодное дело: часть денег выделила епархия, часть пожертвовали местные купцы, а часть была собрана народом. Вскоре, уже в 1804 году, Успенский собор был полностью отремонтирован и вновь освящён.
*** Рядом с Успенским расположен ещё один собор - Христорождественский. Он, хотя сейчас это трудно представить, является самым старым сохранившимся сооружением и первым каменным зданием на территории Рязанского Кремля: он был заложен в начале 15 века князем Олегом Рязанским и освящён как Успенский собор. В 1522 году в него была перенесена архиерейская кафедра (о значимости собора говорит также тот факт, что он являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь), а после возведения "нового" Успенского собора он стал именоваться Христорождественским, хотя ещё долгое время в народе его называли просто "старым собором". Впоследствии он неоднократно перестраивался (основные реконструкции происходили в 1753 и 1826 годах), и сегодня мы видим его в облике, который сложился в начале 19 столетия: классицизм, скучную правильность которого оживляют элементы "игривого барокко":
Интерьеры Христорождественского собора, за исключением метлахской плитки на полу, положенной во время ремонта в 1913 году, по всей видимости, являются новодельными (про это почему-то не пишут, но вряд ли областной архив, который обустроился в храме в годы советской власти, существовал в окружении церковного убранства).
За собором стоит длинное здание Архиерейского дома, к нему мы ещё подойдём и рассмотрим его, а пока обратим внимание на чудесный фасад расположенной на верхнем этаже "домовой" церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, обращённый в сторону апсиды Христорождественского собора (в неё мы тоже поднимемся позднее):
Между Успенским и Христорождественским находится ещё один собор - Архангельский. Он был построен в 15 столетии в качестве княжеской домовой церкви и одновременно служил усыпальницей рязанских епископов и митрополитов. Он также претерпел множественные реконструкции, хотя в целом и сохранил многие архитектурные особенности своего времени. К собору примыкала колокольня, которая была разобрана после сооружения новой - той, что сегодня называется Соборной.
Архангельский собор уже промелькнул на одной из ранее показанный фотографий - с галереи Успенского собора. Сейчас я покажу его чуть крупнее, а заодно приведу новый вид с апсидной стороны (правда, снимать отсюда было плохо из-за встречного солнца):
А самая антуражная часть собора - его изумительно декорированный белокаменной резьбой портал - не тот боковой, что виден на снимке выше, а главный, через который, что любопытно, прошла галерея, соединившая Успенский и Христорождественский соборы:
Прежде чем продолжить осмотр Кремля, мы отойдём к краю холма, где продолжается всё та же Трубежная Набережная. Отсюда открываются виды на долину реки Трубеж (точнее, лощину, где протекает её тоненький рукав) и на пристань, откуда периодически - раз в пару часов или что-то вроде того - можно отправиться на водную прогулку на небольшом кораблике:
К пристани ведёт металлический мост (спускаться мы не стали; не знаю, может и стоило, но как-то лениво было...), начинающийся рядом со скромным на фоне прочих кремлёвских сооружений двухэтажным (первый этаж каменный, второй - деревянный) Домом для причта, построенным в 1910 году для служащих храма Святого Духа:
Вокруг Причтового дома очень много простых, но красивых цветов:
Последний раз редактировалось savl1 16 апр 2022, 12:44, всего редактировалось 1 раз.
А рядом находится и сама церковь Святого Духа с небольшой отдельно стоящей часовней:
Церковь, являвшаяся частью упразднённого в 1787 году мужского Духова монастыря, была сооружена в 1642 году на месте старого одноимённого храма. Правда, выглядела она тогда по-иному и была намного меньше, поскольку трапезная (средняя вытянутая часть) была пристроена к ней в конце 18 века, а шатровая колокольня - уже в середине 19 столетия. К сожалению, эти поздние строения почти "закрыли" первоначальный храм, который и сегодня выглядит очень красиво благодаря двойной апсиде, двухъярусным кокошникам, а главное - как бы вырастающим из них двум шатрам. Эта совершенно очаровательная деталь, которую можно встретить не так уж и часто, не только привораживает взгляд, но и делает церковь одной из самых запоминающихся в Рязани.
Сейчас Духовский храм закрыт для посещений и служб, а в нём располагается научная библиотека Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.
Во второй половине 17 века, после разрушений и запустений Смутного времени, в Кремле началось масштабное - по тем временам, конечно - каменное (в том числе и кирпичное) строительство, результатом которого стали несколько палат. В самом дальнем (от входной Соборной колокольни) конце Кремля расположено здание, сейчас часто называемое - причём, неправильно - гостиницей черни. В архивных же документах середины 19 столетия оно "проходит" как амбары - и действительно, современные исследование показали, что "палаты" изначально использовались для хранения зерна и прочих съестных запасов. А вот во второй половине 19 века они на самом деле служили в качестве гостиницы, только не черни, а более высокого уровня - Архиерейской.
Внутренние помещения располагались на обоих этажах - по 7 на каждом, причём к каждой двери второго этажа вело отдельное деревянное крыльцо – из них сегодня осталось (или позднее было восстановлено) всего одно:
Бывший "хоздвор" и сегодня выглядит таковым:
Амбары были пристроены к более древнему двухэтажному зданию, разобранному в 18 веке. Согласно установленной рядом табличке, то были Солодовенные палаты (их назначение прямо следует из названия), а место, где они находились, сейчас закрыто большой крышей - в 2004 году началась реставрация цокольной части сооружения, а в дальнейшем его планируют восстановить.
В 1658 году был построен двухэтажный Певческий корпус, предназначавшийся для проживания архиерейских служителей и эконома. В нём находились и специальные палаты для приема челобитчиков - они были полностью изолированы от жилых келий и имели самостоятельный вход с улицы.
Певческий корпус фактически отделял "главное" жилое пространство Кремля от хозяйственной территории, где стояли амбары, формируя таким образом нечто вроде главной площади, проходящей мимо длинного Архиерейского дома:
Архиерейский дом - самое большое гражданское здание кремля - построен на том месте, где до 16 века располагался княжеский двор. Иногда его называют Дворцом Олега, но только потому, что на его фасаде когда-то находилось изображение князя Олега Рязанского, который умер за несколько столетий до возведения "дворца" и никак не мог жить в нём. Архиерейские палаты - самые красивые среди своих прочих кремлёвских "собратьев", как, впрочем, им и положено по статусу: они выделяются резными наличниками, причём некоторые из них раскрашены в цвете, и роскошным "парадным" крыльцом. А окна верхнего этажа, надстроенного позднее, декорированы в пышном нарышкинском стиле.
Как я уже писал, в западной (ближней к соборам) части "Дворца Олега" находится домовый архиерейский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он расположен на верхнем, 3 этаже, а ниже, где раньше была трапезная, открылся (точнее, возродился, поскольку экспозиции там существовали ещё до революции) историко-археологический музей Рязанской епархии "Древлехранилище" (другая часть его экспонатов размещена в Архангельском соборе). В нём в основном представлены старинные иконы, а посетить "Древлехранилище" можно бесплатно.
Так выглядит зал домовой церкви:
Мне же больше всего глянулись разноцветные порталы в древнерусском стиле, ведущие с лестницы в помещения храма и бывшей трапезной:
И, как я тоже уже писал, епископские палаты были соединены переходом с "новым" Успенским собором:
Ещё одной белокаменной (хотя многие из них лишь выглядят так, а на самом деле сложены из кирпича) кремлёвской палатой является Консисторский корпус, служивший административным зданием епархии - и тоже с роскошным крыльцом:
..........
В 15-17 веках внутри кремлёвских стен находились 3 монастыря, из которых до наших дней дошёл только один: Спасский. Он и сегодня является этакой "автономией", будучи отделённым собственной стеной от прочих территорий Кремля:
Его главный храм - Спасо-Преображенский собор - был возведён в 1702 году:
Ещё раньше него - в 1647 году - появилась изящная и какая-то "нежная" пятиглавая Богоявленская церковь с шатровой колокольней:
Напротив главного портала собора стоит еще одно монастырское здание - Гостиница знати. Она была реконструирована во 2 половине 19 столетия, однако в её нижней части сохранились фрагменты стен келий 17 века.
Спасибо за внимание! Оно пишется, постоянно пишется. Хотя по известным причинам писать рассказы о путешествиях сейчас намного труднее - настроение не то, вдохновения нет, да и вообще... Вы, думаю, понимаете...
Я все понимаю. Но отчеты о путешествиях помогают сохранять душевное спокойствие. Для меня Рязань - родной город. Так интересно смотреть на знакомые места как-бы со стороны. А уж Ваш экскурс в историю вне всяких похвал. Еще раз спасибо за мой город.
Последний раз редактировалось rekaoka 19 апр 2022, 11:21, всего редактировалось 1 раз.
Путешествия - это возможность стать немного счастливее...
Мы прощаемся с Рязанским кремлём на земляных валах, охватывающих с южной стороны центр бывшей княжеской столицы. И, надо сказать, панорамы, которые открываются отсюда - одни из самых живописных (по крайней мере, при хорошей погоде):
Вот этот ракурс мне очень понравился:
А здесь, если сместить "фотофокус" в сторону рва, видны и Глебовский мост, и Ильинская церковь, и даже - вдалеке - храм Спаса-на-Яру:
В сторону города вал тянется, как кажется отсюда, очень далеко, но на самом деле - всего на пару сотен метров:
Со временем он, конечно, "расползся", стал более пологим, и его высота со стороны Кремля сейчас составляет около 9 метров.
Кремлёвские стены и башни всегда были деревянными, к 18 столетию они обветшали и были снесены при утверждении Екатерининского градостроительного плана. А вот более поздние каменные стены и несколько небольших круглых башенок Спасского монастыря сохранились:
..........
Итак, Рязанский кремль оставил очень хорошее впечатление. Я бы даже сказал, что из всех кремлей, лишившихся со временем своих стен (а они, согласитесь - одна из самых знаковых визуальных составляющих любой крепости, коей кремль, фактически, является по определению), он самый интересный, самый "насыщенный", да и просто самый красивый. Здесь есть, что посмотреть, чем повосторгаться, а в памяти он остаётся надолго. И даже если бы в Рязани больше не было бы ничего примечательного (что, к счастью, оооочень далеко не так), сюда всё равно стоило бы ехать хотя бы только ради одного Кремля...
savl1 писал(а) 20 апр 2022, 12:05:И даже если бы в Рязани больше не было бы ничего примечательного (что, к счастью, оооочень далеко не так), сюда всё равно стоило бы ехать хотя бы только ради одного Кремля...
savl1 писал(а) 20 апр 2022, 12:05:И, надо сказать, панорамы, которые открываются отсюда - одни из самых живописных (по крайней мере, при хорошей погоде)
С точки зрения достопримечательностей старые русские города - это, прежде всего, храмы: монастыри и отдельные церкви. Не удивительно, что и в рассказе о Рязани они занимают одно из главных мест.
Недалеко от Кремля находится красивая церковь Входа Господня в Иерусалим (или просто Входноиерусалимская) с шатровой колокольней, которую некоторые называют "лучшим творением древнерусского зодчества в Рязани за пределами Кремля":
Первое упоминание о ней относится к середине 16 века, но тогда она ещё была деревянной. В конце следующего столетия храм сгорел и в 1684 году был перестроен в камне в типично "посадском" стиле, соединившим элементы допетровской архитектуры и нарышкинского декора. Он дал название и улице, на которой жило большинство здешних прихожан - Иерусалимская (впоследствии она стала частью Затинной улицы).
После революции церковь была закрыта, но само здание пережило советскую эпоху, хотя интерьеры, разумеется, были утеряны (внутри размещались мебельные склады). Сегодня работы по восстановлению внутреннего убранства ещё продолжаются.
..........
Буквально в паре минут пешего хода по Затинной улице стоит ещё один красивейший храм - Благовещения Пресвятой Богородицы:
Пятиглавая трапезная церковь с шатровой колокольней была возведена на Владимирском тракте (сегодня - улица Свободы) в 1673 году на взгорке, который при особо бурных весенних разливах Оки часто превращался в остров, однако до самого храма вода не доходила.
Благовещенская церковь пережила советскую власть, хотя была на волоске от гибели: в 1958 году её собрались разрушить как не имеющую статуса памятника архитектуры. Однако успели снести лишь купола и верхнюю часть колокольни, а потом "одумались" (видимо, по принципу "чего добру пропадать - здание всё ж, какое-никакое) и устроили внутри киноремонтную мастерскую. Так храм выжил, а в начале 21 столетия был полностью восстановлен в своём историческом облике. А вот интерьеры, конечно, пришлось создавать заново.
Мы проходим мимо усадьбы семьи Херасковых, также называемой Домом Серовых по имени построившего её в начале 18 века помещика Фёдора Серова. Был он, видимо, не слишком богат, поскольку на каменный дом не замахнулся, однако прочие "излишества" смог себе позволить: во-первых, особняк был сложен не из абы какого дерева, а из дуба, что, кстати, помогло ему выстоять целых два столетия без существенных реконструкций (вот только сейчас его "предел прочности" подошёл к концу, и сегодня дом находится в очень плохом состоянии и нуждается в срочном ремонте). А во-вторых, он строился не просто "чтоб было", а по моде того времени - с элементами ампира и позднего классицизма: высокий портик с четырьмя колоннами, резная балюстрада, мезонин, деревянная лестница с резными перилами внутри...
Вскоре дом был продан за долги и перешёл в собственность некоей Любови Степановны Херасковой - снохи священника Скопинского уезда. Как особняк уцелел после революции - просто уму непостижимо: все прочие усадебные постройки были разрушены, вокруг него ломали деревянные дома, снесли церковь Воскресенья Сгонного и даже городское имение Кирилла Полиектовича Нарышкина (деда самого Петра I), но дом Серовых-Херасковых устоял - тем обиднее было бы потерять его сегодня...
..........
В глубине нынешнего квартала практически затерялся Казанский собор - главный храм не сохранившегося одноимённого женского монастыря, основанного в 16 веке на территории Рязанского Кремля у места слияния речек Лыбедь и Трубеж. Спустя 2 столетия он был перенесён на Владимирский тракт, а в конце 19 века достиг своего расцвета: кроме храмов, на его территории находилось ещё 40 зданий и сооружений различного назначения, в том числе - библиотека-читальня, пекарня, свечной завод, а за оградой располагались монастырская гостиница и огород площадью 2 с половиной гектара. При монастыре также имелось кладбище, где хоронили не только монахинь, но и заслуженных горожан (среди них - граф М. Д. Бутурлин - потомок хорошо известного в своё время русского воеводы).
Сразу после 1917-го за монастырь взялись с истинно революционным задором: всего за 2 года он был сначала полностью разорён, а затем и ликвидирован. Даже стены и башни разобрали "на нужды Горсовхоза", а часть уцелевших помещений отдали под жилые квартиры. В их числе оказалась и уникальной архитектуры и потрясающей красоты надвратная церковь великомученицы Варвары с колокольней, которая сегодня выглядит так (и по-прежнему является жилым домом!):
А вот такой она была - не падайте! - до революции:
О бывшем монастыре сегодня (по крайней мере, пока) напоминает лишь монументальный Казанский собор с двумя главами, возведённый в 1870 году:
Казанский собор был "тёплым": он отапливался посредством установленной в подвальном этаже пневматической аммосовской печи - так называлась система центрального отопления, сконструированная военным инженером Николаем Алексеевичем Аммосовым в 1834 году. В 19 столетии подобные печи стояли в петербургской Императорской Академии художеств, в Эрмитаже, а после того, как аммосовскую печь запустили в Зимнем дворце, Николай I, поражённый её эффективностью, пожаловал Аммосову золотую медаль и две тысячи десятин земли. В общей сложности в Зимнем работали 84 аммосовские печи!
В начале 21 века началось возрождение монастыря, но пока (а, может, уже!) восстановлен (точнее, реставрирован) только собор и облагорожена прилегающая к нему территория. Роль колокольни сейчас выполняет расположенная в саду недалеко от собора звонница:
Внутреннее соборное пространство организовано по принципу помещений с купольными сводами и оформлено не только богато, но и красиво:
С возведением церкви Вознесения Господня связана любопытная история: в 1550 году царь Иоанн Васильевич (который Грозный) созвал церковный и земский соборы, на которые отправился тогдашний рязанский епископ Михаил. Во время его отсутствия три священника из расположенных в Кремле церквей решили то ли проявить рвение, то ли выказать свою самостоятельность, то ли ещё по каким неведомым теперь причинам ... в общем, каждый из них построил на посадах по храму. Одним из них стала деревянная Вознесенская церковь, поставленная в Новинской слободе. Когда епископ вернулся, то был, конечно, недоволен - разумеется, не храмами, как таковыми, а самоуправством, но деваться уже было некуда - не сносить же дома божии...
Спустя 2 столетия церковь обветшала, и прихожане обратились с просьбой о постройке вместо неё новой, уже каменной - что и было сделано в 1794 году. Ничем особо примечательным она не отличалась - самый рядовой одноглавый приходской храм с трапезной и колокольней, поэтому много внимания ему я уделять не буду. Тем более что расположен он очень неудобно для панорамного обзора: на "островке" в месте пересечения двух улиц, да ещё и в окружении высоких деревьев. Так что с расстояния церковь почти не видна, а вблизи уже не "охватывается".
А внутри красиво, и без перебора:
* * * * * * * * * *
Мы выходим на главную улицу бывшего Нижнего посада, которая первоначально называлась Нагорной, затем Абрамовской - по фамилии жившего здесь правителя губернаторской канцелярии, а в 1928 года переименованной в честь М. Е. Салтыкова-Щедрина. В наше время Михаил Евграфович больше известен как писатель, но на самом он был, как сказали бы сейчас, крупным общественно-политическим деятелем: помощником секретаря канцелярии военного министра, заведующим канцелярией губернского правления Вятки (ныне Кирова), чиновником особых поручений при министре внутренних дел, а в 1858-1860 годах - рязанским вице-губернатором. После этого его перевели на такую же должность в Тверь, но через 4 года Салтыков-Щедрин снова вернулся в Рязань, приняв пост председателя Казённой палаты и поселившись как раз на Абрамовской улице.
В 16-17 столетиях в Нижнем посаде располагалась Немецкая слобода, населённая выходцами из Северной и Северо-Восточной Германии. В середине 19 века, после официального утверждения Тамбовско-Рязанского евангелическо-лютеранского прихода, производитель зеркал Карл Хёнике передал в пользование городской лютеранской общине флигель одного из своих домов на Абрамовской улице, который после реконструкции стал кирхой, освящённой в честь Святой Марии. В 1930-х годах кирху "прикрыли", а в конце прошлого столетия здание отдали местной церкви евангельских христиан-баптистов.
Напротив бывшей кирхи находится ещё один "иноверческий" храм - Римско-католический костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в 18 веке на деньги польской общины (за что его прозвали польским костёлом) в классическом древнегреческом стиле с треугольным фронтоном над портиком с четырьмя колоннами. Здание изящное (классику трудно испортить!), но простое и даже скромное, а его единственным декором является контрастное сочетание красного кирпича и белой отделки.
Интернет-источники сообщают, что "сегодня в костёле находятся рабочие помещения Рязанского художественного лицея", но конкретно сейчас исторический памятник выглядит так:
Из этой картинки не ясно: то ли внутри начался ремонт, и оттуда вынесли весь многолетний хлам, то ли сам храм постепенно превращается в хлам, и власти ничего не желают с этим делать...
..........
На улице Щедрина на протяжении нескольких сотен метров сохранилась дореволюционная деревянная застройка, среди которой попадаются настоящие, если не шедевры, то уж точно "жемчужины", и сейчас мы их посмотрим.
Первые 3 дома с богатым резным декором были частью большой усадьбы, принадлежавшей инженеру-строителю П. М. Попову, двоюродному брату знаменитого изобретателя радио Александра Степановича Попова.
Один из домов ранее владел генерал И. А. Соболев, но Попов выкупил его и отдал в приданое своей дочери Софье - поэтому сегодня он "проходит" под двойным названием: Соболева - Попова.
Рязань - потрясающий город сам по себе, и потрясающая подборка достопримечательностей сделана. Мой респект! Также могу посоветовать достойный путеводитель по достопримечательностям в городах России http://traland.ru
Особого упоминания заслуживает дом под номером 40, в котором когда -то находился приют для девочек, а если полностью - Рязанское женское училище (приют) для девиц духовного звания. Он был основан после того, как в результате эпидемии холеры 1848 года многие дети священников остались сиротами. Изначально для училища было отведено место на территории расположенной в Кремле усадьбы соборного звонаря Федора Оливкова, чей дом был куплен со всеми надворными постройками, а в начале 1880-х годов было выстроено новое здание, которое сегодня порой называют просто "Домом с башенкой" благодаря характерному угловому эркеру с этой самой башенкой:
К сожалению, сегодня он находится в состоянии, которое можно охарактеризовать не иначе как "ужас ужасный" или "хуже некуда"... Ещё в конце 1990-х дом получил статус памятника культурного наследия регионального значения, но ... власти этим и ограничились и дотянули до того, что спустя 20 лет его признали аварийным. Пару лет назад жильцов выселили, а само здание продолжает умирать на виду у всех, и его судьба остаётся под большим вопросом. Как мне кажется, "точка невозврата", скорее всего, уже пройдена, и сохранить этот не только исторический, но и очень красивый дом, к сожалению, не удастся...
На улице Свободы, куда мы свернули, расположен ещё один "Дом с башенкой", иногда называемый Домом с бельведером. Он был построен в начале 20 века железнодорожным чиновником В. С. Александровым, ничем другим себя не прославившим, но оставшимся в истории благодаря своему деревянному особнячку с такой симпатичной и даже обаятельной деталью: