Кемеровская область - одна из уникальных в России. Здесь есть почти все: степи, тайга, болота, реки, горы, тундра (горная), озера. Нет только моря и пустынь. Горный массив поделен на две части рекой Томь. Северный – Кузнецкий Алатау исхожен и облажен мной вдоль и поперек, включая территорию Заповедника, еще до его возникновения и Поднебесные Зубья. Остались, конечно, белые пятна, но они потихонечку превращаются в посещенные. Южная, – более старые горы – Горная Шория. Именно здесь находятся все самые известные горнолыжные курорты: Шерегеш, Югус… Вот из-за их популярности, я как-то и избегал ее посещения. Был всего пару раз лет двадцать назад до горнолыжного бума.
В середине сентября, как обычно, собирался сбегать на Зубья пофотать яркие краски наступающей осени. И тут друзья-фотографы предлагают съездить в Горную Шорию на Изылгаш. Место ни о чем мне не говорящее и я соглашаюсь: погода планируется дождливая и по Зубьям в такую не особенно поскачешь.
Вечером в пятницу выезжаю из Кемерова и останавливаюсь у знакомых в Междуреченске. Утром в субботу за мной заезжает Валера, мы подбираем еще двух попутчиков и встречаемся с еще одной машиной, которая выехала из Новокузнецка. На ней еще четыре человека. Итак, нас восемь человек на двух машинах.
Проехали от Междуреченска вверх по Томи не более 10-15 минут. Свернули с основной дороги возле Чульжана вправо и переехали Томь по понтонному мосту. Здесь шлагбаум и гнилозубый шорец в камуфляже собирает дань за проезд по мосту – 30 рублей с машины. Далее поселок «химиков» Майзас и затем дорога уходит на юго-восток в сторону поселка Ортон. Дорога, хоть и грунтовка, но очень ровная и укатанная. Единственное, впечатления портят мосты – деревянные конструкции с высокими заездами и съездами. Вторая машина – Хонда -неоднократно спотыкалась на них и один раз чуть не потеряла заднее крыло и бампер.
Остановились на 58 км. Попили чаю, приняли по десять капель и двинулись в путь. На сам Изылгаш не полезли. Решили идти на останцы которые видны с дороги. Расстояние небольшое. Набор высоты – тоже. Идти по гребню легко и приятно: низкий подлесок, мало валежника, черника (правда, немного водянистая, но всё же…)








До первого останца дошли за минут 20-25. Небольшой, метров 15 монолит, похожий на стопку оладьев в окружении моря папоротника, пихт и берез. Стал немного накрапывать дождик. Пофотали здесь, перешли ко второму – узкому высокому каменному столбу. Рядом с ним еще один голец. Возле подножья – ярко-красный мох
Дождь усилился. Переждали по нависшим козырьком. Заметили на вершине третьего останца большое круглое отверстие. Самый отчаянный туда все-таки залез. Подошва моих трекингов стерлась почти совсем, поэтому на скользких камнях я не рискнул.
Следующий останец оказался неким завершением (или началом) курумника. Выветривания на вершине походили на головы причудливых животных. Тучи носились с бешенной скоростью, то поливая каплями дождика, то наоборот даря пять секунд солнечного света.








Так, медленно, обходя каждый останец со всех сторон мы продвигались по хребту от одного к другому. Последний находился в 1,5 км от предпоследнего. Всего было пройдено от места, где оставили машины – пять километров в оба конца (2,5+2,5) Время в пути: чуть больше пяти часов.
Вернувшись на место разбили лагерь и я начал готовить единственное блюдо, которое умею (нравится, по крайней мере врут убедительно, всем и просят добавки) – уха из сома. Аркадий с супругой начали колдовать над пловом. Свободные от кухонных забот чистили картошку и периодически наливали страждущим.

Еда удалась. Поздний обед плавно перешел в ранний ужин, потом в поздний ужин…потом кончился весь алкоголь и пришлось разойтись по палаткам. Все равно уже почти ничего не было видно за пределами света от костра.
Утром проснулся в семь, выглянул из палатки, и убедившись, что тучи висят низко и плотно, то есть рассвета все равно не будет, снова заснул.
В девять начали греметь посудой страдающие бессонницей – чай готовился. В планах было все-таки залезть на Изылгаш, но погода не дала этого сделать. Стало немного грустно. Пьем чай и посматриваем на ближайшее болото: небольшой уклон торфяника, желтые березы, кедрач, пихточки, начинающий буреть папоротник на переднем плане – живописная миниатюра. За небольшим перелеском – еще одно болото. Вдруг, сквозь непроглядные тучи солнечный лучик вырывается на свободу и испуганно блуждает по болоту. Второй, третий… но все они в страхе быстро убегают.




Мы, гурьбой бегаем за ними, пальцами показывая друг другу откуда выбежит следующий, но большинство из них пробегают не там, где нам нужно – не по ярким листьям берез или рябин, а по темной хвое пихт. Вскоре убежал последний…
Грустно, но радостно. Мы собираем лагерь и под мелкие капельки мороси уезжаем обратно. Когда до Майзаса остается несколько километров, тучи раздвигаются и расчищают голубое небо. Несколько коров живописно расположились на берегу речки в центре поселка. Я прошу Валеру остановиться и делаю несколько снимков.

В Междуреченск въезжаем при абсолютно безоблачном небе.
ПС. Знающие эти места не советовали соваться сюда летом - велик риск быть съеденным комарами, мошкой и слепнями.
Полный фотоотчет размещен gallery2.php?g2_itemId=1636