У меня сложилось чёткое ощущение, что режиссёр Георгий Данелия, снимавший Кин-Дза-Дза, явно посещал это место или, по крайней мере, был хорошо знаком по фото с этими вагончиками, перемещающимися на стальных тросах над ущельем и городом. Потому что если вы вспомните его "пепелац", то он окажется очень похож на эти вполне себе реальные вагончики, которые до сих пор (с 1953 года!) тут курсируют, вот такие, например:
Некоторые из канатных дорог уже пришли в негодность, их пытаются заменить на швейцарские, но пока деньги кончились.. поэтому по-прежнему тут работают только те, что построены в советское время.
В город можно доехать на маршрутках из Кутаиси и Тбилиси, на машине, а также на древней электричке из Кутаиси. Я как любитель железных дорог и красивых видов за окном, выбрал последний вариант. Дело в том, что электричка едет медленно, зато это позволяет рассмотреть красивые виды, ну и жизнь грузинской глубинки!
Виды по пути действительно очень красивые, но снимать через грязные окна на ходу достаточно проблематично. По пути встречается много тоннелей, что логично.
Туда идёт старенькая ЭР-2 из двух вагончиков с перелицованной мордочкой (вероятно, прежняя была ещё круглая) и новыми сиденьями. Вот она на вокзале в Кутаиси (кстати, там снимать запрещено почему-то, следят):
Судя по надписям в вагоне, электричка ходила раньше на Украине (нынче ведь Грузия и Украина -- лучшие друзья, Украина даже поставляла вооружение Грузии для войны с Южной Осетией). Внутри выглядит вполне прилично, вот так:
Есть возможность смотреть и вперёд через кабину, что неожиданно:
На этой электричке много остановок совсем в маленьких горных деревушках, и остановка иногда представляет собой просто несколько камешков рядом с путями:
Иногда есть какие-то обозначенные станции:
Инфраструктура местами пришла в полную негодность (у моста отстутствует вся нижняя секция ступеней):
Пока едешь, встречаются и полностью заброшенные электрички и вагоны, которые уже точно никуда не поедут больше:
В электричке едут местные жители и мешочники, видимо, развозящие товар на продажу в те селения! Вот эти мешочники на вокзале в Кутаиси:
Проезд стоит сущие копейки (всего 1 лари -- примерно 22р), причём почему-то вне зависимости от расстояния.
Билеты при этом проверяют, что удивительно!
При этом билет можно купить и прямо в электричке вот в таком автомате, цена с вокзалом одинаковая:
Чиатура встречает нас роскошным зданием бывшего театра:
Как я понял, театральных постановок там давно не видели..
Видно, что станция большая, и это неудивительно: ведь весь добытый там марганец нужно как-то вывозить!
С платформы в город можно пройти быстро только через страшный подземный переход, который протекает буквально повсюду. Либо прямиком через пути -- и непонятно, что опаснее! ;)
Переход выводит нас прямо к красивой новой церкви и пруду с лебедями:
А также реке Квириле -- прямо римское какое-то название! ;)
Недостроенная швейцарская станция канатки в центре города:
В центральной части города -- очень красивые сталинки:
Правда, очень много рекламы и проводов, мешающих нормальному восприятию этой красоты:
Одну сталинку даже можно счесть символом города: она с очаровательной башенкой и часами:
В городе заметно холоднее, чем в это же время в Кутаиси: всё-таки горная местность, это накладывает отпечаток.
В городских сквериках встречаются установленные в качестве декораций кабинки канатной дороги:
Некоторые станции канатной дороги эксплуатируются аж с 1953 года. Они оформлены ещё в высоком сталинском стиле, и на них сохранились мозаики с обоими вождями:
А вот и первая настоящая пассажирская кабинка:
Вот ещё -- это другая пассажирская в движении:
Если бы не видимые тросы, то смотрелось бы натурально как пепелац Данелии!
А вот это -- грузовые кабинки с марганцем:
Местами под основной линией грузовой канатки натянута сетка: видимо, чтобы случайно груз не вывалился на головы пешеходов и крыши автомобилей!
Ближе к вечеру станция грузовой канатки выглядит натурально каким-то мордором! ;)
На автомобильном въезде в Чиатуру висит такой знак на горе -- сразу понятно, какой тут главный химический элемент в городе!
В этот день довольно быстро стемнело, и я пошёл искать свой отельчик, который, несмотря на близость к центру по карте, оказался достаточно далеко от центра (хотя и не более километра, просто у них там с тротуарами чуть дальше от центра просто беда). Зато ближе к горному монастырю, да и хозяева в отеле попались приятные! Накормили ужином, хозяин погоревал о том, что в Союзе все дружили и налил мне чачи, несмотря на то, что я отказывался. Пришлось немного ради уважения пригубить немного. Напиток противный, честно говоря.
На улице было холодно, но в номере был кондиционер, работающий на обогрев, это спасало. Вообще, никакого центрального отопления нигде в Грузии не осталось. В лучшем случае переключились локально на газ, но чаще просто обогреваются электричеством, поэтому ради экономии часто обогрев отключают, когда не дома.
Зато утром меня встретил солнечный день и завтрак на веранде:
От отеля совсем недалеко было до монастыря на скале, так что я сначала пошёл туда:
Действительно -- там находится древний монастырь Мгвимеви (первые постройки -- 13 века), правда, я всё никак не мог попасть, как туда подняться. Оказалось, что снизу в одном месте идёт маленькая тропинка туда -- местные подсказали!
Вид на монастырь снизу:
Церковь построена прямо в скале.
Стены действительно выглядят древними:
В оформлении использовано много вырезанных по камню орнаментов и крестов -- словно армянские хачкары, но немного иная графика:
Тут вообще изображение выглядит как пиктограмма мужчины из нашего времени:
Есть и деревянные резные двери:
Место очень приятное, особенно хорошим весенним тёплым днём. Вид сверху и в сторону центра города, и на весёленькие по раскраске многоэтажки вокруг, явно построенные в 60-е годы по типовым проектам:
Я решил посмотреть, как же живут здесь обычные жители в многоэтажках.
Сразу видно, что некоторые окна просто отсутствуют, лестничные клетки -- тоже без стёкол:
Входные двери почти всегда открыты настежь:
Бельё сушат на балконах:
К этой даже страшно подходить -- похоже, что тут совсем мало кто живёт:
А вот, можно сказать, "элитка", тут почти все квартиры заселены:
А это подъезд этой "элитки": лифт, конечно, давно не работает:
В подвале шумит вода и подтопляет подвальное помещение.
Работает ли тут водопровод -- непонятно.
Выглядят эти многоэтажки вблизи гораздо хуже, чем издали. Такое впечатление, что тут прошло какое-то бедствие.
Ну а я пошёл к остановке и хотел постараться прокатиться хотя бы на одной канатной дороге. Эта вроде работала, но мне сказали, что сегодня одна идёт уже в последний рейс:
Остановка автобуса рядом тоже когда-то явно видела лучшие времена и была довольно красивой:
Тогда я пошёл в сторону центра (там больше пассажирских канаток), но меня любезно подвёз какой-то дядечка на убитых жигулях, которому было просто по пути. Как его машина не развалились по пути -- не знаю, но спасибо ему!
Подвесной мост через Квирилу:
И вот удача: работающая канатка готова меня везти:
Внутри со мной едет какая-то бабушка -- божий одуванчик. Проезд во всех канатках города -- бесплатный для всех.
Виды изнутри кабинки -- вот такие:
Натурально пепелац! ;)
Верхняя станция этой канатки:
Наверху вот такая смотровая с крестом и потрясающий вид на центр города и окрестности:
Тут же какие-то полузаброшенные здания,но бабушка, похоже, пошла к одному из них:
И местная молодёжь, которая всегда ищет острых ощущений (пофоткаться на краю обрыва):
Хотя вот эту железяку, похоже, поставили именно для желающих пофотокаться, но относительно безопасно:
Однако, джигиты такое "нэ прызнают"! ;)
Виды "из железяки":
Назад тоже какая-то бабулька со мной ехала:
А это -- другой "пепелац", более дальнего маршрута на другой берег реки на гору:
Но сказали, что он пока остановлен из-за сильного ветра, поэтому надо подождать. Непонятно, насколько долго. Внутри нижняя станция этой канатки выглядит вот так:
Объявление с режимом работы:
Это как раз тот самый нижний павильон 1953 года.
Вдруг слышу вокруг французскую речь! Удивлён, что они приехали так далеко -- вероятно, тоже из-за уникальности места.
Решил, что раз непонятно, когда поедет -- надо прогуляться по центру и перекусить.
Вот местная полиция -- тоже с флагом ЕС:
Таблички из 90-х явно:
А это -- дворы сталинок в центре:
С трудом нашёл приличное кафе, которое пряталось в каком-то гостевом доме:
Нямка, но желудку всю эту жирнюшку очень трудно переваривать:
Перекусив, пошёл снова к этой дальней канатке -- и, о чудо -- её включили! Правда, у меня было опасение, что из-за сильного ветра её могут остановить в обратную сторону, а мне нужно вечером уже было выдвигаться в сторону Тбилиси. Но я решил рискнуть!
В этой кабинке одновременно могут ехать 4 человека, но окна все ужасные, поэтому что-то сфоткать можно только если открыть форточку:
Солнце как-то ушло, и начал накрапывать противный мелкий дождь.
На верхней станции канатки нас встречали вот такие милые свинки:
Из-за тумана вид на город ухудшился, зато один из пассажиров (молодой парень) любезно проводил меня на смотровую рядом, хотя по-русски он и не говорил. Вот виды со смотровой:
А вот -- многоэтажки наверху. Они выглядят ещё ужасней, чем внизу:
Но и в этих кое-где живут люди (смотрите на окна)!
Хрюшки, видимо, пасутся тут же, рядом с многоэтажками:
Тут же и куры (см. в правом нижнем углу):
Назад как-то долго не было кабинки (или мне так показалось), хотя смотрительница канатки мне жестами показывала, что надо просто ждать. Возможно, ждали, чтобы просто набралось по 4 пассажира в каждую сторону.
Пока ждал, рассмотрел верхний павильон. Он тоже 1953 года постройки:
Остатки прежней роскоши и явно бывшие колёса от канатки:
Наконец, кабинка прибыла. Внутри -- вот такая роскошь:
Пассажирки:
Эти (дальние) кабинки сопровождает ещё и сотрудница канатки. Я напоследок хотел поблагодарить и протянул несколько лари, но она демонстративно вернула и сказала, что это всё бесплатно! Для Грузии -- это просто нереально круто: видно профессиональное отношение к своим обязанностям и гордость за свой труд.
Дальше мне нужно уже было бежать за рюкзаком и на автовокзал, где меня ждала маршрутка на Тбилиси.
Любопытно, что на древних автовокзалах Грузии по-прежнему продают билеты в кассе -- даже с конкретным номером места в маршрутке! Хотя по пути водитель сажает всех желающих и берёт у них деньги сам безо всяких билетов, конечно.
В маршрутках тесно, поэтому удобнее брать места те, которые в один ряд -- хотя бы ноги в проход можно высунуть! ;)
Ехать на ней до Тбилиси около 3-х часов, но это не такая комфортная езда, как в электричке. К сожалению, в сторону Тбилиси оттуда жд-транспорта нет.
Вот такое путешествие во времени и пространстве, так живёт глубинка Грузии! Потом ещё постараюсь написать про Цхалтубо, это тоже заповедник прошлого.