Путешествие началось рядом удивлений. Сначала удивлялись работники аэропорта: дежурные на площади, когда увидели человека, одиноко бегущего из леса наперерез площади, в аэропорт. Ну не знали они, что у меня сад в 2км от аэропорта и я могу ходить в аэропорт пешком ночью. Затем удивились работники пограничной и таможенной служб, когда в руках неожиданно вместо зелёного паспорта попал красный - "А? В Душанбе? А зачем? Турист??!!" - листают паспорт... - "А в Камбодже-то зачем был?" - объясняю... - "Ну а в Иордании?" - объяснения... - "Не ну понятно, ну а в Душанбе-то зачем?!". Удивились и на регистрации, после прохождения слышу у себя за спиной одна другой говорит - "Тань, прикинь, на Душанбе - он-лайн регистрация" - видимо, такого ещё не бывало. А у меня первый раз был посадочный талон под номером "1".
Ну ничего, теперь очередь удивляться мне. Не так давно челябинские газеты пестрели статьями, дескать, аэропорт развивается - открыли Duty Free. Мда, действительно, на втором этаже клетушка 4 на 1 метр с несколькими видами косметики, полка с колой и полка с одинаковыми банками нескафе. Всё. Тут вам не Дубаи, понимашь...
S7 как обычно своим сервисом не радует - выдали "сухпаёк" и какие-то макароны с гуляшом.
ЧАСТЬ 1. ДУШАНБЕ
Прилетаем в Душанбе, на дворе ночь, ещё пока +25. Пограничник аэропорта, едва завидев человека с красным паспортом - несётся навстречу, сам берёт миграционную карту, заполняет, ставит печать и вручает со словами "брат, дай чего-нибудь". Нах, говорю, коррупцию не поощряем. За дверями орда таксистов конечно же - даже не пытаюсь с ними общаться, 10 минут иду от аэропорта и там ловлю таксиста - за 10 сомони он довозит меня до гостиницы "Фарханг", что у цирка. Как и ожидалось - тишина, никого нет, дверь за защёлке. Скромно стучусь в дверь, открывается окно слева, заспанное лицо многозначительно спрашивает "А?" - "Свободные номера есть?" - "Ест. 60 сомон." Гостиница оказалась, однако, весьма приличной по советским меркам и даже с ремонтом. Разве что воду давали по вечерам тонкой струйкой и не каждый день. Про горячую воду я промолчу. Предусмотрительно стояли 5-литровые бутылки, которые в счастливые часы наличия воды нужно было наполнять.
Лирическое отступление: гостиница "Фарханг" находится по адресу ул.Н.Карабаева, 2 - прямо за зданием цирка. От аэропорта ходят напрямую несколько маршруток и троллейбус №4. Гостиница советского типа - основная часть номеров - "блоки" - то есть одноместный номер + двухместный номер и туалет с душем один на два номера. На август 2011г. цена 60 сомони с человека
Город Душанбе не особо-то блещет достопримечательностями - все основные достопримечательности сосредоточены вдоль центрального проспекта Рудаки и посвящены оному. Это либо памятники Рудаки, либо что-то имени Рудаки.
Здесь же стоящая со стародавних времён чайхана "Рохат" - тоже своеобразная достопримечательность. Как полагается - меню с переводом на английский и удвоенными ценами.
А, ещё есть площадь им. С. Айни, на которой стоит знаменитая семизвёздочная гостиница "Пойтахт".
Вечером добрался до железнодорожного вокзала. Вокзал в полуобморочном состоянии, порождает несколько местных поездов и несколько поездов в Москву. Обычно на нём нет никого или несколько праздно шатающихся граждан.
Однако целью моего прибытия в Душанбе было получения афганской визы. Прибыв в Душанбе в четверг, документы удалось сдать только в пятницу, а получить только в понедельник. Поэтому в скучном Душанбе пришлось пробыть аж пять дней. Кому интересны подробности - см. соответствующую тему и отдельный отчёт по Афганистану - Афганистан-2011
В субботу направился в Гиссар - посмотреть на крепость. Меня, честно говоря, не возбудило. Ну прямо страшный новодел... в крепость можно залезть бесплатно, в прилегающий музей билет 5 сомони.
Лирическое отступление: до Гиссарской крепости добираемся следующим образом: из центра города (скажем, от ЦУМа) садитесь на маршрутку №8 - она довозит вас до Базара Зарнисар. Там видите кучу машин и маршруток. Маршрутка доставит вас до Гиссара за 2.5 сомони и 40 минут, машина за 5 сомони несколько быстрее. Выходить опять же на базаре Гиссара (там почти все выйдут). Видим базар, за базаром - автовокзал, за автовокзалом - машины в ряд. Спросите у любого - "как доехать до крепости?" - вам покажут куда садиться. Проезд 1.5 сомони, ехать 5 минут.
В воскресенье, похоже, время остановилось...ну по крайней мере, тянулось непростительно медленно. Пытаясь убить время бесцельно бродил по городу - добрёл до парка Победы - на фуникулёре висел замок - и видимо, давно уже висел... Всё усугубляла простуда - жутко заболело горло. Не повторяйте моих ошибок - на каждом углу будет предлагаться компот, квас и пр. на разлив - очень соблазнительно при +40-50 на улице - не пейте - один фиг, спасёт от жары минут на пять - а вот простуду заработаете на ура. От жары спасает только горячий зелёный чай - проверено. И ведь, конечно, по закону подлости, в дорожной аптечке было всё, кроме лекарств от горла. Ну, благо в Средней Азии больше всего аптек - видимо, весьма доходный бизнес - в одном здании может быть 3-4 аптеки подряд. Так что воскресенье было потрачено на лечение.
Итак, долгожданный понедельник. Как и обещали, ровно в час была внесена пачка паспортов и роздана страждущим, я незамедлительно двинул в сторону узбекской границы.
На границе первая проблема - выяснилось, что регистрация-то мне всё-таки нужна. Дело в том, что читая в законе "регистрироваться в течение 3 дней исключая выходные и праздничные дни" я не учёл, что суббота считается рабочим днём. Начались звонки Высокому Начальству, раздумья, угрозы и прочая и прочая, приехал даже Большой Начальник на Лексусе. Составили административный протокол. Подумав, мне предложили на выбор три варианта развития событий:
1. Отправлять протокол в МИД, они назначат штраф стопицоттыщ сомони, дадут квитанцию, оплатишь, поедешь
2. Я разворачиваюсь, живу в Турсунзода хотя бы один день, делаю регистрацию, предъявляю, уезжаю.
3. Уплатить штраф на месте в размере 1000 рублей.
Я выбрал последнее - время дороже. Штраф надлежало завернуть в бумажку и подать вместе с паспортом пограничнику. Получаю заветный штамп о выезде и отчаливаю дальше. Посему не забывайте о регистрации!
В заключении к первой части скажу, если вы хотите увидеть страну прошлого века - езжайте в Таджикистан, но поторопитесь - еще немного и придётся лицезреть страну позапрошлого века.
В самом Душанбе делать ровным счётом нечего - но денёк можно выделить. Ну или как я - чисто чтобы получить визу.
ЧАСТЬ 2. ТЕРМЕЗ. В ГОСТИ К ППС
Маленький транзит через Узбекистан принёс мне немало проблем. Итак, от границы на такси добираюсь до Термеза, но уже поздно, 8 вечера, граница закрыта (она работает с 9 до 17). И вот тут-то я делаю непростительную ошибку - решаюсь немного побыть прям настоящим бэкпэкером и заодно сэкономить пару десятков долларов - убедившись, что народу никого нет - в тёмном углу городского парка раскладываю палатку. Не надо было этого делать - от Большого Брата не спрячешься - уже через два часа я был обнаружен городским патрулём ППСников и препровождён в отделение. В отделении, разобравшись в моей сущности, направляют меня в гостиницу, дескать, for your safety, опасно на улице. Даже помогли устроиться куда-то бесплатно (так и не понял куда, поздно было - рухнул на кровать и проспал до утра). Но не всё так хорошо, как кажется - я уже взят на карандаш Узбекской Юстицией как злостный преступник. Утром направляюсь на границу. И вот счастье уже близко, первый блокпост, второй, третий, вот таможня...и тут мечты обрываются ворвавшимся запыханным полицейским. Дескать, меня хочет видеть "куратор". Меня отвозят обратно в Термез, в кабинет к Большому Начальнику - ГБэшнику. Он меня битый час допрашивает обо всём, начиная от того где и когда родился и заканчивая где такие деньги берёшь на поездки. Убедившись в моей безобидности, он передаёт меня каким-то двум в штатском и опять по тому же кругу - где, когда, зачем, где был и почему. Перерыт рюкзак, пересмотрены файлы на ноутбуке. Тут они вспоминают, что обедать пора и сваливают с моим паспортом - после обеда приедет Ещё Больший Начальник - ещё он допросит - если разрешит - поедешь, если нет - то будем ждать начальника побольше. Мне выделяют стул в коридоре и разрешают сходить в магазин. Сижу вот, жду Ещё Большего Начальника, 9 августа, 13 часов 52 минуты...
"После обеда" продлилось до шести вечера и возможно продлилось бы ещё, если бы я не стал поднимать на войну местные племена, требовать позвать Самого Главного Полицейского, русского посла и Ислама Каримова. Дежурный засуетился, начал звонить, говорит - "Начальник велел вернуть тебя где взяли" - "Так паспорта нет" - "А...точно" - опять звонки - сейчас принесут. Является один из тех двоих, угрюмый, молча суёт мне паспорт и быстро ретируется, пропустив мимо ушей просьбу представиться.
Дежурный посоветовал гостиницу - "Умид" - таксисты знают (есть государственная, есть частная с таким же названием - вам нужна государственная) - место в двухместном номере...барабанная дробь...7000 сум (80 рублей)! Здорово сэкономил 80 рублей, правда?
Отчёт о Афганистане отдельно.
ЧАСТЬ 3. САМАРКАНД И ШАХРИСАБЗ
Вернувшись из Афганистана, за 1000 сум доезжаю до центра Термеза и ещё за 500 сум - до автовокзала. Там нахожу место тусовки нексий и выдвигаюсь в Самарканд - ехать 5-6 часов, 40000 сум с человека.
В Самарканде иду к популярному Баходыру - он забит почти под завязку, одноместных номеров нет, пришлось брать дорм за $8/ночь + завтрак (кашка, булочка, кофе, чай, кефир) включён. Довольно уютное заведение - я рекомендую. Тут же был предложен чай с мёдом и печеньками - что после 5.5 часов тряски по разбитой дороге показалось просто манной небесной. Минусом была только какая-то большая группа англоговорящих туристов, которая любила громко дружно поржать по вечерам. Суки.
Поднявшись в 7 утра приступаю к экспресс-осмотру Самарканда - до обеда успел осмотреть главные достопримечательности.
Вторую половину дня отвёл на Шахрисабз. Нексии в Шахрисабз отправяются напротив Регистана, ехать около 1-1.5 часов, стоит 8000 сум (обратно возвращался уже вечером и цена выросла до 12000 сум. Пассажиры "плакали, кололись" но садились и ехали, ибо альтернативы не было.
На следующий день с утра пораньше двигаю в Бухару.
ЧАСТЬ 4. БУХАРА
Транспорт в сторону Бухары уходит с так называемого "поворота", от Регистана можно добраться на shared taxi (машины, на лобовом стекле которых листочек с цифрой "1000" или "1000 2000" - значит по городу 1000 сум, в отдалённые районы - 2000 сум). Напрямую из Самарканда в Бухару не уехать, надо делать пересадку как минимум в Навои. А мне и вовсе пришлось делать пересадки в Каттакургане, Мирбозоре и Навои. Суммарно добраться до Бухары получилось 4 часа и 25000 сум. Выкидывают на автовокзале, откуда за 5 минут можно добраться до Ляби-Хауза на 61 маршрутке за 500 сум.
В первую очередь, конечно, иду определяться с гостиницей - в Бухаре великое множество мелких частных гостиниц, прямо напротив Ляби Хауза - вполне реально взять за $10-15 одноместный номер с душем, ТВ и кондиционером. Мне удалось найти за $10.
Собственно, и в Бухаре, и в Самарканде я уже был 3 года назад. Но хотелось повторить. В первую очередь, Бухара мне не давала покоя из-за бухарской бани - я был в Бухаре зимой и хаммам не работал. Так что первым делом дую туда. 1 - 1.5 часовое удовольствие стоит 50000 сум - за эти деньги вы сначала сидите в парной, потом приходит массажист и начинает экзекуцию - и помоет, и массаж сделает. Массажист не зря спросил - "тебе сильно или средне?" - я попросил сильно - потом попросил пощады. После сурового массажа массажист намазал меня каким-то мёдом со специями и отправил обратно в парную. Благодаря специям парная показалась филиалом ада, но массажист только подбадривал - "терпи, это полезно". Потом хорошенько всё это дело было смыто и мы отправились пить чай.
После "отходняка" от такой баньки иду на экспресс-осмотр Бухары - основные достопримечательности в шаговой доступности. Минус сезонного посещения Бухары в изобилии иностранных туристов и даже смешно слышать из уст узбеков по отношению к себе "хэллоу мистар, вуд ю лайк сам.../нужное вставить/"
На следующий день была запланирована дальняя дорога - прыжок из Бухары в Муйнак. Хиву оставлял на "десерт", так как звонком в Узбекские авиалинии я выяснил, что "Нукус йуллари ремонт" - поэтому в Ташкент пришлось лететь из Ургенча.
ЧАСТЬ 5. МУЙНАК.
На автовокзале Бухары выяснилось, что цены в ЛП-2010 несколько устарели: вместо указанных $13 до Беруни таксисты ниже $25 ехать не хотели, до Нукуса просили 80000 сум ($32). Уже набралось прилично народу - но за такой конский ценник никто ехать не хотел, все побежали на подоспевший автобус Ташкент-Нукус, который запросил 25000 сум до Нукуса. Втрое меньшая цена обернулась втрое большим временем в пути - автобус редко набирал скорость больше 30-40 км/ч и до Нукуса дополз за 11 часов, к шести вечера. Всю дорогу вот такой пейзаж:
Естественно, никакого транспорта в Муйнак уже не было. Скучающие продавцы посоветовали доехать на маршрутке до ж/д вокзала - дескать, там до Кунграда уедешь. И действительно, приехав туда я увидел отправляющийся автобус с надписью "Конгирод" на стекле - побежал к нему, наперерез мне выбежал таксист с криком "Кунград адын мест!!!", я выбрал такси - за 1.5 часа и 10000 сум мы добрались до Кунграда - а там как раз набирался Дамас до Муйнака.
Воистину Дамас резиновый - нас впихнулось 6 человек, водитель заботливо обложил нас сумками и ещё добавил десяток арбузов и десяток дынь. Казалось, на первой же кочке Дамас должен был лопнуть пополам. Однако нет - бодренько мы двинулись в Муйнак. Удовольствие полной обездвиженности добавляла ещё и специфическая подвеска Дамаса - она, как известно, неровности дороги не смягчает, а усиливает и передаёт в пятую точку пассажирам.
С горем пополам, за 1.5 часа доковыляли до Муйнака, меня выкинули у единственной в посёлке гостиницы, не ремонтировавшейся никогда. Хозяин запросил было за это убожество $15, но я любезно согласился на $10.
Встав пораньше, я направился к кораблям, благо они в пяти минутах ходьбы. Картинка, конечно, удручающая...
Не имея желания бродить по деревне, я выяснил, что в 9 утра отправляется автобус в Нукус, до автостанции можно доехать на любой проходящей машине за 500 сум. Проезд в автобусе 5500 сум, ехать 4 часа.
В Нукусе пересаживаюсь на транспорт до Беруни (p.s. - в Нукусе много автовокзалов - в сторону Беруни отправляются с Южного, в Муйнак с Базара, в Кунград с железнодорожного) - на выбор была Нексия за 25000 сум или Форд Транзит за 6000 сум. Я выбрал Форд. Форд оказался ещё хуже Дамаса - он видал лучшие времена - весь был в дырах, паян-перепаян и казалось, что не дыры замазаны шпатлёвкой, а в шпатлёвке есть немного машины. Заводился он с помощью ещё одного человека, через капот, с нескольких попыток. Опять же с горем пополам, но за 2 часа добираемся до Беруни - тут выясняется, что мост через Амударью на дороге Беруни-Ургенч, закрыт. Поэтому надо ехать от Беруни до моста за 1500 сум, топать полчаса по ремонтирующемуся мосту и потом ещё за 1500 сум от моста до Ургенча.
ЧАСТЬ 6. УРГЕНЧ и ХИВА
В Ургенче первым делом хотел было купить авиабилет на завтра в Ташкент - но это оказалось не так-то просто. Во-первых, на завтра мест не было, были только на утро послезавтра. Во-вторых, 150000 сум ($60), которые мне сказали по телефону - это цена для узбеков, для иностранцев цена $75, платить долларами, без сдачи, карты Visa не принимаются ("Visa сейчас нигде не работает!"). Вот уж действительно, "х_й орлы", как выразился один из форумчан. Надо было найти $5, благо $70 у меня набиралось. Обменник, конечно, уже закрыт - мне показывают место где стоят валютчики. Они не упускают возможности нагреть руки - за $5 хотят получить не 12500, а 15000 сум. Делать нечего, меняем - иначе из Ургенча мне не выбраться - ближайший поезд только через два дня и ехать на нём около суток.
Отправляюсь в Хиву - Дамасы туда уходят в 100м. от автостанции - ехать полчаса, цена 1500 сум. В Хиве заселяюсь в Mirzoboshi B&B за $10 с завтраком. Гест этот не рекомендую - его хозяева - семья с большим количеством детей разного возраста - с раннего утра в доме начинается шум и гам. Для Хивы полного дня, на мой взгляд, более чем достаточно - за целый день всю Ичан-Калу можно исходить вдоль и поперёк.
Утро пятницы - вылет в Ташкент. На удивление летели на новеньком с иголочки А320, правда, с неоткидывающимися креслами. В аэропорту Ташкента видел артефакты типа ЯК-40 и ИЛ-114 - они летают медленно и недалеко - в Фергану, Самарканд и иже с ними.
ЧАСТЬ 7. ТАШКЕНТ. ВЫХОД ИЗ УЗБЕКИСТАНА.
Ташкент вовсю готовится к 20-летию Независимости - всюду чистота, ведётся косметический ремонт, подстригаются газоны. Плакаты о приближающемся празднике едва ли не на каждом столбе. Опять же достопримечательностей минимум - тут, в отличие от Таджикистана - почитается Амир Тимур. Его очень любят - ведь он захватывал их города, сжигал поселения, уводил в рабство жителей - герой прям.
Одно из моих любимых мест в Ташкенте - базар Чорсу - с удовольствием покупаю здесь всякую нужную хрень. Кстати, дешевле, чем в "туристических" городах - например, магнитики, предлагавшиеся в Самарканде/Бухаре/Хиве по 2500 и отдававшиеся по 2000 - здесь уже по 1500 и отдаются по 1250.
На следующий день решаюсь оставить Ферганскую долину на следующий раз - еду в Бишкек через Шымкент/Тараз, выбираясь через проклятый всеми богами КПП Черняевка. На Черняевке, как обычно, творится Адов Пиздец. Уже на подходе к границе вижу очередь - нет, не очередь - толпу людей с тюками, сумками, ревущими детьми. Потный охранник раз в десять минут даёт команду - и в течение 10-15 сек. народ ломится вперёд, распихивая друг друга, мечтая успеть до того, как охранник взревёт "Стоооой!", размахивая палкой. Прорвавшиеся попадают во вторую толпу - в таможню. Небольшой коридорчик, огороженный поручнями, вплотную заполненный людьми. Такой же охранник, та же схема. Команда "Вперёд!" - все ломятся, распихивая друг друга и матерясь на трёх языках. В это же время нетерпеливые пролазят сквозь прутья, перебегают за спиной охранника, бабки с тележками, тётки с ревущими детьми просятся без очереди, но охранник неумолим. Прошёл в здание таможни - кидай сумку в "телевизор", сам проходи через рамку (Рамка звенит? Ну и ладно!), отдавай декларацию, получай штамп. На казахской стороне уже посвободнее - заполняешь миграционную карту - получаешь штамп. Ленивая проверка багажа и ты свободен. В итоге, освободившись в 15:00 на таможню я добрался к 16:00, вышел на казахской стороне через 4 часа - в 20:00. Ещё час занял набор пассажиров до Чимкента и 1.5 часа дорога (проезд до города 1000 тенге, до нужного вам места 1500 тенге). Конечно, уже ни о каких автобусах и речи не идёт. Таксист попался на удивление заботливый - проехал по четырём местам отправления автобуса и в конце-концов предложил ехать к нему домой переночевать. Но тут на ж/д вокзале обнаруживается таксист, предложивший за 4000 тенге подсадить на автобус до границы - 2500 водителю и 1500 ему. Два таксиста нашли общий язык типа "Ты малого знаешь?" - договариваемся, что мой таксист записывает номер этого плюс даёт мне номер своего телефона. По факту посадки я отчитываюсь. И на самом деле - не удалось посадить на один автобус, на второй, тот не прекращал попытки - "Я слово дал!" - третий автобус берёт меня - это был автобус гастарбайтеров, едущих из Узбекистана в Россию на работу - дорога проходит рядом с киргизской границей. Сажусь в автобус - в начале автобуса идёт пьянка, в конце - резня в карты, в середине тюки, спящие люди... не обращая ни на что внимания, моментально засыпаю - в 08:30, через восемь часов меня будят и высаживают в городе Мерке - в 30км. от границы - оттуда на автобусе за 70 тенге доезжаю до границы.
ЧАСТЬ 8. КЫРГЫЗСТАН
Казахско-киргизская граница проходится весьма легко - на казахской отдаю миграционную карту, а на киргизской и вовсе просто паспорт смотрят и пропускают. На всякий случай прошу поставить штамп в паспорт - да пожалуйста! По другую сторону границы конечно же таксисты - за 300 сом и 1.5 часа доезжаем до автовокзала Бишкека - там пересаживаюсь - и ещё 300 сом и 4 часа - я в Чолпон-Ате.
В Чолпон-Ате, как во всяком уважающем себя курортном городе, на каждом столбе объявления "сдаю комнаты". Но возникла проблема - нигде не было одноместных номеров и везде мне предлагали платить за двоих, за двухместный номер. Останавливаюсь на одном из многочисленных гостиниц - за 750 сом небольшой номер с душем и туалетом, телевизором, холодильником и большой кроватью - показалось нормально.
В Чолпон-Ате я провёл четыре дня - до четверга. По плану планировалось шесть, но я просто умирал со скуки - весь "город" - практически одна улица Советская с частными домами. Половина улицы состоит из большого количества мелких паршивеньких кафешек, пары интернет-кафе, почты, банка и нескольких магазинчиков. В связи с революцией туристов даже в разгар сезона, в августе, мало - если я заходил в кафе - то как правило был там единственным посетителем, в какое бы время суток это ни было. Озеро холодное, еда дорогая и невкусная. Плюс - удивительно чистое озеро, чистый воздух и прекрасные виды.
Пятница была отведена на Бишкек - как и большинство столиц СНГ - достопримечательностей почти не имеет - все они сконцентрированы вокруг центральной площади Ала-Тоо.
В субботу, с утра пораньше выдвигаюсь в Алматы, маршрутки туда ходят по заполнению с автовокзала за 300 сом или 1000 тенге, ехать 3-4 часа в зависимости от загруженности границы и дорог в Алматы. Не оставляя внимания Алматы сразу еду в аэропорт - собрав все пробки города мы добрались до аэропорта за 1.5 часа.
Занавес.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Безусловно, путешествие по бывшим советским республикам весьма интересно.
Таджикистан - рекомендован любителям гор - скалолазания и треккинга. За иным туда ехать не нужно - Душанбе - классический советский город, там замерли семидесятые. За пределами Душанбе - средневековье и критическая нищета. А вот горы распрекрасные. И не забывайте про регистрацию - на этом многие обожглись, я ещё дёшево отделался.
Узбекистан - поражает количеством старины - древние города в целости и сохранности. Правда, на N-ные сутки начинает тошнить от медресе и голубых куполов. А, и огромное количество ментов на квадратный метр.
Киргизия - сюда в первую очередь едут за озером Иссык Куль - озеро просто прекрасно, если бы не совковая инфраструктура - вообще бы прекрасно было. Но купаться сложно - оно холодное.