День 1. Вечерний старт из Уфы под дождем. Ночевка у Оренбурга, в лесополосе, в 4-5 км от трассы. Клещей не видели. Есть прививка от энцефалита, есть йодантипирин с собой.
Пройдено 350 км
День 2. 1 мая 2013 Оренбург-Атырау, время в пути 12ч, 800км
Прохождение границы Илек (150 км от Оренбурга) на границе были в 11ч, в 12 ехали в сторону Уральска. Осмотр на границе поверхностный, ничего не разгружали. Въезжали по загранпаспортам, на случай утери миграционной карты есть штампы о выезде. Очередь из 3-5 машин, прохождение заняло 30-40 минут. Сразу за казахскими погранцами – будки страховщиков. 2 недели страховки на 2 человек – 600 руб.
До Уральска от Илека около 120км, из них 20-30 км – разбитой дороги от погран.пункта, дальше неплохой асфальт.
В Уральске были в 14ч. Ехали по проспекту евразии, все магазины и обменники здесь можно найти.
Взяли на пробу грузинского вина – совсем не то что продается в Грузии на наш взгляд.
Дорога до Атырау отличная, 500км. Идем до 115км/ч
Ночевка в степи за Атырау, в 30-50км. С наступлением темноты съехали в степь, ушли на 3-5км, там и устроили лагерь. Здесь уже сильный теплый аромат степи, полыни.
День 3. 2 мая 2013 Атырау-Аккегершин-Акталагай. Время в пути 12ч (с осмотром красот)
Сворот на Аккегеншин с трассы по пути в Кульсары, движение 50км по разбитому грейдеру, грунтовкам.
Выезд на Акталагай – 70км от Аккегершина – грунтовки, степь, около 4ч в одну сторону. Обратно нашли дорогу, ускорили этим возвращение на 1,5-2 часа (дорога уходит направо в степь от грейдера сразу после заводика, это км 30-40 от аккегершина).
По пути на Акталагай встретили первых попутчиков-земляков (Астрахань, Брянск), они устроили привал в степи. Позже они нас обошли, по степи едут совсем бесстрашно! (но на акталагае мы их так и не видели). Дальше по дороге встретили небольшой оазис в степи, от нашего шума от воды взлетели журавли, а чуть позже и птица размеров в полчеловека, похожая на грифа. Он печально сидел у края воды пока мы не подъехали совсем близко.


Первые камни-шары конкреции мы увидели именно здесь. Также в этот день мы встретили первых верблюдов (на которых в дальнейшем почти перестали обращать внимание), нашли потерявшегося длинноногого ягненка. Акталагай появился на горизонте в виде белой полосы, которая медленно приближалась. Подъехали вплотную, долго гуляли вокруг, тем более что погода очень радовала, было солнечно и очень жарко. Позже поднялись над Акталагаем, доехали до геодезического знака.Уже затемно вернулись к Аккегершину, поднялся сильный ветер, попытки установить палатку не порадовали, ночевали в машине.


День 4. 3 мая 2013 Пробег 700км, время в пути 15ч
В связи с ночевкой в машине проснулись очень рано. Выехали из Аккегеншина, 50км до трассы.
Проезжаем Кульсары, Доссор, Бейнеу. Всего около 400км отличной трассы.
Заправка Бейнеу, все канистры: 80л + бак 75л
Выезд на знаменитый грейдер в 14ч
По дороге замечаем еще 2-3 команды джиперов, номеров не видно, все забито пылью. Встречный камаз на грунтовке напоминает паровоз по количеству пыли вокруг.

Движение до Сора Туз Баир, приезд в 22ч. 250км – грейдер, грунтовки.
Затемно встали у сфинкса, ветер стих. Температура воздуха стремительно снижается, хотя весь день стояла жара. Красота солончака вечером совершенно нереальная, просто космос, чувствуем себя на другой планете. Полное отсутствие людей и цивилизации, плюс фантастические виды.


День 5. 4 мая 2013 Туз Баир – Бозжира 200-220км. Время в пути 12ч с остановками.
С утра все вокруг в дымке, соседней горы не видно. С Сора снова поднимаемся по Манате (закупаемся холодным пивом в кафе), уходим направо, по верху чинка. Грунтовка проходит по краю чинка, поэтому остановки неизбежны, обозреваем окрестности. Движемся до спуска Санды. Внизу ищем дорогу налево, дорог много, нужной не находим, идем по степи и первому такыру – с опаской, кажется что эта потрескавшаяся глина вот-вот провалится… Так и движемся по такыру, степи вдоль чинков и солончака, красивейшим местам. Со временем находим подходящую по направлению дорогу, слегка ускоряемся. После урочища Кызыл Одыр снова поднимаемся на плато, вскоре выезжаем на Бекет-Ату, сразу за ней начинается хорошая гравийка, летим по ней около 20км до спуска с чинка к урочищу Бозжира. После спуска до Бозжиры остается еще около 20км. Вечереет, на дорогу начинают часто выбегать черепахи. Увидев нас, они не замирают, а продолжают «стремительно» перебегать дорогу.

Лагерь поставили засветло. Палатка пыталась улететь до того, как ее успешно растянули. Снова сильный ветер. Становимся за скалами, здесь ветер меньше. С наступлением темноты показались фары – пришел на ночевку 63 регион, немного пообщались.



День 6. 5 мая 2013 Бозжира – Мыс Ракушечный, Каспий. Время в пути 9ч, 400км
Выезд с Бозжиры в 10-11ч, обход ближайших скал с фотоаппаратом, выезд на степную дорогу в 13ч, много остановок напосмотреть-полюбоваться, проехали гору Бакты, вышли к поселку Сенек с барханами. Радостно ныряем по занесенной песком дороге. Проезжаем Жанаозен с нефтяными качалками, закупаем продуктов, напитков, солярки. Движемся к поселку Курык, проезжаем поворот на него и через 10-12км сворачиваем в степь, к морю. Долго ищем стоянку. Близко к берегу не прорваться – глубокий песок, к воде становится еще и мокрым. Доехали до маяка и вернулись на мыс ракушечный, в самое начало ближе к Курыку. Лагерь поставили на утесе. Очень красивый закат, пустое побережье. Ночью на грузовике приехали пограничники. Проверили документы. Сказали что ищут браконьеров, уехали. Ночь была очень ветреной, палатка сильно шумела, но выдержала.



День 7. 6 мая 2013 Дневка на каспии, выезд на бозжиру.
В 9 утра совсем тепло, пошли на прогулку вдоль берега. Вода очень холодная, купаться не хочется. После того как встретили пару-тройку змей, прыгнувших в воду буквально из-под ног, про купание даже думать забыли. Вернулись в лагерь, ветер по прежнему сильно треплет палатку. Стали укреплять рястяжки камнями, нашли пестрого скорпиона. К обеду совсем соскучились, решили снова отправляться в дорогу. Поехали той же дорогой, но не доезжая Сенека свернули налево, на Бекет-Ату, неслись по той же гравийке около 80км до спуска с чинка. На Бозжиру пришли в 19-20ч., встречали по пути выезжающие экипажи, тоже российские туристы. У Бозжиры кроме нас ночевало еще 2-3 команды. Места много, поэтому мы друг друга из своих лагерей можно сказать и не видели. Команда из Астрахани-Брянска тоже была здесь.
День 8. 7 мая 2013 Дневка, объезжаем окрестности.
Лагерь оставили на весь день, выехали погулять по окрестностям. Главной целью было найти вид на Босжиру сверху. Проехали дальше в ущелье, поднялись пешком метров на 30-40, выше дорогу не нашли, но сильно прожарились. Далее поехали к горе Бакты, встретили российских мотоциклистов в количестве 20-25 человек на эндурах. Ездили по такыру вокруг горы где-то на 80-90км/ч, очень понравилось, поверхность идеально ровная. К вечеру вернулись в лагерь, там уже прибавилось соседей-туристов. Начался очень сильный ветер с порывами, продолжался он всю ночь и все утро.


День 9. 8 мая 2013 Бозжира – Сор туз баир 200-220км
В этот день, выехав на гравийку в сторону Бекет-Аты, мы наконец нашли дорогу к смотровой площадке для вида сверху на Бозжиру – отъехав от трассы на 10-15км.
Весь день двигались сторону Туз Баира. По дороге встречали мотоциклистов, они то обгоняли нас, то снова отставали или терялись где-то…
Ночевка в Соре туз баир. Долго искали безветренное место – заехали в холмы, но это оказалось бесполезным. Как только скрываешься от ветра с одной стороны, он тут же начинает с такой же силой дуть с другой стороны. Поэтому снова ночевали в машине.


День 10. 9 мая 2013. Сор туз баир – Кульсары Время в пути 14ч
Возвращение по грейдеру, 250км от СайУтеса до Бейнеу. Видели праздник 9 мая в Бейнеу, в степи, собралось около 200 машин, видимо был какой-то концерт.
Движение до Кульсаров по трассе, около 400км. Ночевка и ужин в гостинице «Ташкент». Маленький номер с двумя кроватями и туалетом. Душ можно принять в другом помещении при желании. Еда дорожная, ничего особенного. Номер 600руб за двоих.
День 11. 10 мая 2013 Кульсары - Уфа
Выезд из Кульсаров в 6.30 утра. Лебеди в небе. Проехали АЗС у Индербора (не по ходу движения была), следующая оказалось только через 200км. На 97 км после того как загорелась лампочка топлива доехали до Чапаева и заглохли на спуске к КазМунайГаз. В заглохшем состоянии доехали ровно до колонки. Залили все канистры и бак. Не завелись. Прокачали фильтр. Завелись.
В 16ч были в Уральске. Обменяли остатки тенге. Закупили сувениры (коньяк). В 18ч подъехали к границе (Илек). В 18.15 границу прошли, в очереди были первые.
За Оренбургом стало прохладнее, к Стерлитамаку полил дождь.
Приезд в Уфу 11 мая в 03 утра.
Пробег 1400км, 20 часов в пути.
Итог:
Следующие майские снова на Мангышлак, ведь далеко не все успели посмотреть. Главное чтобы погода была такой же.
Полный привод и понижайки блокировки в сухую погоду не нужны.
Нужен клиренс.
Общий пробег 5000 км
Средний расход 13л/100км
Понравилось:
Безлюдность и фантастическая красота Мангышлака.
Дороги, знаки, разметки (ну кроме грейдера конечно), полицейские и их отсутствие (один раз проверили документы за Атырау)
Разрешенная скорость в 110км/ч
Многообразие животного мира степи
Никаких мух, комаров и т.д.
Запах полыни
Такыры
Цена солярки 20р/л. Люблю КазМунайГаз.
Погода - всегда солнечно и тепло/жарко (повезло, бывает и по-другому)
Очень пригодилось:
Холодильник (всегда были прохладные напитки и др.продукты), в такую жару это важно. В пути постоянно был включен на -15, из-за жары держал температуру где-то -6-7, за ночь выключенным успевал согреваться не более чем до -2.
Инвертор (перемалывали кофе, заряжали аккумуляторы)
Большая палатка с тамбуром-кухней и второй комнатой-«спальней». Маверик вещь.
Не пригодилось:
Рем.комплекты, зап.колесо, аварийные герметики для колес, сендтраки. И хорошо что не пригодились!
Хотелось бы иметь, но не было:
Хорошее спальное место в машине на случай сильного ветра (что в Казахстане совсем не редкость), или непогоды. Из 12ти ночевок две ночи мы провели в машине.