В декабре 2012 года несколько неожиданно для себя оказался по делам в Казахстане. Времени для поиска или осмотра достопримечательностей практически не было, зато удалось пообщаться с массой местных жителей и составить мнение об этой стране, где Европа встречается с Азией.
Попадание
Летел в Алматы и обратно рейсом авиакомпании Эйр Астана. У меня была пересадка, конечная цель путешествия – Кызылорда, вылет на второй день после прилета в Алматы. До места назначения так и не удалось добраться из-за тумана, за полчаса до прибытия в аэропорт Кызылорды самолет развернулся и вернулся в Алматы. Вылет откладывали до самого вечера. Представители компании организовали выдачу воды и питание. В этом плане претензий нет. Десятичасовое ожидание завершилось отменой рейса. Кстати, вернуть деньги за билет не удалось. Представители компании в аэропорту перенаправили в центральный офис, куда попасть физически не удалось, завязать переписку по электронке не получилось – на мои письма никто не отвечал.
Авиасообщение есть между столицами, областными центрами и важнейшими городами. Летают весьма часто, но достаточно дорого. От Алматы до Шымкента билет эконом-класса стоит около 25 тысяч тенге (до Москвы от Алматы – 35 тысяч, поезд Алматы Шымкент в 10 раз дешевле – 3 тысячи).
С лета 2012 года для граждан России не требуется регистрация, если они приезжают меньше, чем на 30 суток. Заполняешь миграционную карточку – мне пришлось делать это непосредственно в окошке пограничного контроля, ибо на борту карточку просто забыли выдать. Посмотреть в камеру, получить штамп в паспорт и миграционку – вот и все формальности.
Аэропорт
В Алматы – маленький, не очень удобный. Цены под стать московским, но ассортимент гораздо меньше. Приезжать стоит часа за два-три, регистрация раньше не начнется, а занять себя решительно нечем. Впрочем, есть намазхана – комната для молитв.
Зал ожидания для внутренних рейсов небольшой, размером приблизительно с актовый зал в типовой школе. В центре – два ряда кресел, вдоль стены – бар, где продают только пиво, закусочная, где обитают только гамбургеры и шоколад, и служба безопасности. Стоят большие экраны, где демонстрируют программы из разряда «тайны-разоблачения-скандалы-только у нас-не переключайтесь».
Зал ожидания международных рейсов имеет три дьюти-фри. Гражданам стран таможенного союза при перелетах в пределах этого самого союза отовариваться в этих магазинах не полагается, беспошлинно товары вывозить им нельзя. Но известно, если нельзя, но очень хочется, то можно. Девушка-продавщица, косясь в сторону двери, где расхаживал страж порядка, быстренько оформила мне покупки, помогла спрятать их в рюкзаке, замаскировать и придумала легенду, как они у меня оказались. На случай, если таможня, иногда проверяющая пассажиров рейсов на Москву уже перед посадкой, вздумает ко мне приколебаться.
Одна из особенностей аэропорта – частые задержки рейсов. Возможно, в этом повинна география города: холодный воздух с близлежащих гор смешивается с теплым воздухом низины, образуя частые туманы.
Такси
У выхода из аэропорта пасется стайка таксунов, которые ловят прилетающих пассажиров, предпочтение отдается рейсам из России. Цены рассчитаны на людей, незнакомых с местной спецификой. 1000 тенге, которые вам называют, оказываются ценой за 1 километр. А намотать могут много. Лучше всего заранее разжиться телефонами местных такси и по прилету заказать. Время подачи, как правило, минимальное, стоит на порядок (а то и в разы) дешевле. К примеру, аэропортовские таксуны заломили более 20 тысяч тенге за путь до гостиницы, услуги службы такси мне обошлись около 2 тысяч.
Сходная ситуация у железнодорожных вокзалов, но у тамошнего народа запросы поскромнее. Но стоит отойти на несколько десятков метров и можно поймать машину вдвое дешевле. У меня сложилось впечатление, что достаточно просто подойти к дороге, даже руку поднимать не обязательно, как возле тебя остановится машина.