Спешу поделиться полезной информацией и впечатлениями!
Долго размышлял, стоит ли выпускать такие отчеты в свет. Но тщеславие победило!
Человек, который любит путешествовать, старается не замечать преград,
и делает все возможное, и невозможное, для осуществления своих планов...
Были разные страны и города, были определенные рамки и форматы, детальные планы на осмотр
достопримечательностей и короткое время на отдых. Пришло время иначе посмотреть на свои дороги.
В совершенно другом формате, и под другим углом. В недавний период мне стали интересны
все страны бывшего СССР. До лета 2015 года я посетил 3 страны СНГ(отчеты прилагаются). В 4-й проживаю.
Летом этого года были освоены еще 7 стран Союза. Осталось посмотреть 4 государства.
Два из них – маленькие, прибалтийские. Третья - в 99% отказывает в туристической визе.
Ну а четвертая, последняя (самая большая из них), требует много времени на изучения всех
достопримечательностей, и преодоления больших расстояний.
В этом отчете, и в остальных шести, речь пойдет именно о 7 странах бывшего Союза.
Странах Средней Азии и странах Закавказья:
Небольшое вступление и выводы о них, и потом, здесь же - отчет о Казахстане.
Казахстан ----(13 дней) потрачено 25 USD с человека.
Узбекистан ---(14 дней) потрачено 30 USD с человека (с учетом платы за регистрацию).
Таджикистан -(8 дней) потрачено 27 USD с человека (с учетом платы за регистрацию).
Кыргызстан --(22 дня) потрачено 31 USD с человека.
Азербайджан (8 дней) потрачено 21 USD с человека.
Грузия --------(34 дня) потрачено 79 USD с человека.
Армения ------(13 дней) потрачено 27 USD с человека.
Авиаперелеты:
Киев – Астана (МАУ) - 94 USD с человека.
Бишкек – Баку (AZAL) - 168 USD с человека.
Тбилиси – Киев (МАУ) – 91 USD с человека.
ВСЕГО за 3,5 месяца потрачено: 593 USD с человека.
(включая все три перелета, питание внутри стран (львиная доля которого – затраты на пиво и водку),
а также разнообразные сувениры на память, и подарки друзьям и близким).
Проверив всё несколько раз и пересчитав, я увидел именно такую цифру.
Полная расшифровка всей бюджетности и такой суммы расписана детально в каждом отчете.
Но кратко скажу, что такая симпатичная цифра получилась из-за отсутствия
оплаты таких самых главных деньго-затратных моментов:
1. Кроме авиаперелетов и нескольких платных проездов внутри столиц, все короткие и длинные переезды за 3,5 месяца,
в 7 странах – полностью бесплатно. Передвигались от города к городу (либо от пункта А до Б) только автостопом.
Исключение составляли лишь проезды общественным транспортом внутри больших городов (в основном, столиц).
Но в некоторых столичных городах (автобусы, троллейбусы, маршрутки) получалось также ездить автостопом.
И я уверен, если постараться, или поставить себе цель (а мы такой цели себе не ставили), то можно ездить полностью бесплатно.
При этом особо не стараясь. Но речь здесь не идет о проезде «зайцем».
Начитался, при подготовке, массу разных статей и отчетов на эту тему. Естественно, все советы пригодились.
А также тот небольшой опыт, что успели приобрести в Индонезии, Молдове, в Украине.
Признаться честно, ожидал, что будет намного хуже. На самом деле ничего сложного в автостопе нет.
Останавливаешь машину, спрашиваешь, могут ли подвезти, если по пути.
И обязательно объясняешь, чтобы водитель ясно и четко понимал, что повезет бесплатно.
Человек либо соглашается, либо нет. Все зависит от вас и вашего везения.
К концу поездки мы постигли все возможные азы, правила, приметы, советы, условия автостопа.
Определились/наработались и свои личные, важные секреты (один из которых сыграл наибольшую роль именно в этой поездке),
разглашать которые мне бы не хотелось…
Мы с Максом неимоверно благодарны и признательны всем тем водителям разнообразного транспорта,
которые нам помогли в переездах между странами и городами.
За 3,5 месяца, в 7 странах нас бесплатно подвезли 324 человека.
Это с учетом внутригородского транспорта, где мы проезжали бесплатно (по договоренности, но не зайцами!).
Проехали, автостопом около 10 089 километров.
Почти половину из всех водителей я сфотографировал.
Только два раза из всех подвозивших водителями были девушки. И оба раза в Грузии.
А если рассмотреть по странам, то из них подвезли:
в Казахстане(13 дней) – 19 человек, 2 362 километра.
Узбекистане(14 дней) – 37 человек, 2 103 километра.
Таджикистане (8 дней)- 27 человек, 554 километра.
Киргизстане (22 дня) – 61 человек, 1765 кометров.
Азарбайджане (8 дней) – 34 человека, 514 кометров.
Армении (13 дней) – 53 человека, 736 километров.
Грузии (34 дня) – 93 человека, 2055 километров.
Существует мнение, что чаще всего автостопщикам останавливаются дальнобойщики.
В нашем случае это не так. Кабина большинства фур имеет 2 сидения, одно из которых водительское.
Уверен, что дальнобойщики охотно останавливаются одиночным стоперам, особенно девушке.
Чуть хуже останавливаются двоим: девушке с парнем. И совсем плохо останавливаются 2 парням/мужикам.
А вообще, все водители, которые хотят подвезти, - хорошие люди. Так, как плохие не останавливаются, в принципе.
Но еще, примерно половина всех остановившихся просят денег за проезд, что вполне объяснимо.
И половина этой половины уезжает, узнав, что везти придется бесплатно.
Кстати, автостоп Казахстана обещал быть трудным, нудным и долгим (как писалось в интернете).
Хочу развеять этот миф. И ничего плохого не скажу, ни разу.
Любые машины останавливались всегда и везде, причем достаточно хорошо.
А вот самый неимоверно плохой, самый пре-паршивый автостоп - в Грузии (сам был удивлен!)
Останавливаются там редко и плохо. Часто недовольны. Или нам так «везло»…
Самый хороший, отличнейший автостоп – в Армении.
Не проходит 5-10 минут, как ты уже в машине, и мчишься в нужном направлении.
Чаще всего, именно армяне спрашивали, чем еще могли бы помочь.
Вот так – из крайности в крайность…
Автостоп в Казахстане:
2. Ни за одну ночевку, ни в одном городе и стране заплачено небыло.
Ночевали:
а) в людей по каучсерфингу (19 ночей за все время),
б) в случайных(!) гостях (34 (!) ночи за все время),
в) в палатке (все остальные ночи).
Идея и смысл Каучсерфинга в том, чтобы не только бесплатно переночевать,
но чтобы путешествуя, обмениваться культурой, делиться опытом и знаниями.
Имея минимальный опыт (Кишинев, Тирасполь), в этой поездке мы старались использовать возможности каучсерфинга на 100 %.
И остались вполне довольны (мягко говоря)… Подробнее - в отчетах.
Палатка. Такой вид ночевки, думаю, понятен всем.
Это все те ночи, когда не получалось найти жилье по каучсерфингу,
и не будучи приглашенными в гости. Хотя в гости, признаться, приглашали часто.
В основном, совершенно посторонние люди, которые подвозили на большие расстояния,
но и не только. Кстати, самые гостеприимные оказались:
Узбеки, Кыргызы, Азербайджанцы!
Самыми НЕгостеприимными оказались (барабанная дробь) грузины!
Хотя рассчитывали получить от Грузии намного другое. И времени там провели больше, чем в другой либо стране.
А Грузия оказалась совершенно ничем не лучше, чем любая из других семи посещенных стран!
Понятно, если Вы съездите, например, только в Грузию, или в Грузию и Казахстан, то да, она понравится Очень
и будет на высоте. Но если сразу смОтрите и сравниваете все вышеназванные страны вместе, то станет ясно и видно,
что понтОв и трёпа в Грузии, и о Грузии больше, чем всего остального.
Одно из двух: либо нам сильно повезло с остальными странами, либо «повезло» с Грузией…
Как-то так…
3. Ни за один вход, ни в одну из достопримечательностей никогда не платили.
Хотя посмотрели полностью все, что планировали. Будь то дорогущий Регистан в Самарканде, или музей Сталина в Гори,
все минареты в Хиве, или парк «Рух Ордо» на Иссык-Куле. Только поступали в этот раз совсем не так, как в странах ЮВА.
А просто подходили и спрашивали, могут ли нас пропустить бесплатно. Это срабатывало, и нас пропускали!
Чему мы искренне удивлялись и радовались. Вот только надо уметь так спросить, чтобы ни в коем случае не последовало отказа …
Найти и применять то единственное слово, которое именно Вам, в данной ситуации поможет.
А спросить/попросить - это удовольствие, мягко говоря, сомнительное…
Попросившись однажды, нехотя и стесняясь, посмотреть бесплатно какую-то достопримечательность,
взяли себе за правило везде так поступать. Ведь если разрешили здесь,
разрешат и там, просто надо немного усилий (или много).
И уже нарисовался спортивный интерес.
В 98 % всех достопримечательностей - это была наша победа.
Все эти три составляющих были чем-то вроде хобби в поездке,
своеобразной игрой под названием «сможем-не сможем», где платить было запрещено.
Выходишь с утра на трассу, поднимаешь руку, и даже не представляешь, кто и куда тебя сегодня довезет.
Простоишь может 10 минут, или – до вечера? Но слава Богу, рекорд ожидания попутки – всего 2,5 часа,
в Казахстане, на отрезке Балхаш-Алматы. И когда проезжали бескрайние степи, пустыни Казахстана и Узбекистана,
понимали, что в таких местах можно сутками стоять на дороге, и никуда не доехать.
За ночевку интересно. Покидаешь страну, или город, приезжаешь в никуда, и понятия не имеешь, где заночуешь…
Будет это в палатке в горах, степи при дороге, или у канавы на мусорке; или где нибудь в случайных гостях (что бывало часто, и очень удачно). Наиболее трудно было отыскать место, чтобы помыться и постирать. Когда это река или озеро, то все хорошо.
Но когда приходится мыться, бриться и стираться в арыке, или из шланга, или из пластиковых бутылок, то это уже менее приятно.
Когда была вписка по каучсерфингу – то, понятно, был настоящий праздник.
Вернувшись в прошлом году из 5-месячной поездки по странам ЮВА, был уверен, что организовать путешествие еще более бюджетно
– просто нереально. Но эта поездка на 100 % показала, что более, чем реально.
Конечно, не всем такой «отдых» подходит, уже вижу, как готовы напАсть...
Лично нас с Максом все устроило, и подошло. А финансовые затраты превзошли даже самые смелые ожидания. И это здорово!
Так что, если Вам такой формат подходит, думаю, отчет полезно почитать, а потом и самим проверить и попробовать что-то новое.