Заправка: 1) в районе Коркыта (Кызылординская область) - 58,73 литра АИ-95 по 217 тенге
2) в Карабутаке - 47 литров АИ-95 по 213 тенге.
Выезд из отеля в Кызыл-Орде - 03.15
Прибытие в отель в Оренбурге - 23.30
Пробег - 1433 км.
В этот безумный день я поставил личный рекорд суточного пробега - 1433 км (До этого было 1400 км. по маршруту Ставрополь-Брянск во время поездки в Прибалтику пару лет назад). Это при том, что мы опять попали на плохие дороги, прошли границу и даже заехали в порт Аральск. Но обо всём по порядку.
То ли музей, то ли театр около гостиницы. Раннее утро
Поспав 40 минут ночью, ну как поспав - так, провалился в тяжелое забытьё, встаём и в предрасветных сумерках прощаемся с приветливым персоналом отеля, не забыв налить в термос кипятка, и стартуем дальше. Цель на сегодня - Октобе или Актюбинск по-старому. Гостиница в центре города, поэтому выбираемся по сети улиц на окраину. Уже светло и можно рассмотреть Кызыл-Орду более детально. Как оказалось вчерашнее впечатление не обманчиво - город действительно серый. Я бы даже сказал бы - жёлтый. Видимо пыль с пустыни придаёт всему такой оттенок. Уже позже - сейчас - я склоняюсь к мысли, что восприятие этого города было бы другим, если бы мы нормально отдохнули.
Река, несущая жизнь
Тогда же не нравилось и раздражало всё. Встречам полицию, которая не проявляет интереса и вот мы уже за городом катим по отличной дороге в сторону Жосалы. Тут я допустил колоссальную ошибку, надо было возвращаться на трассу Е38, по которой мы заехали в город и по ней пилить дальше. Я же послушался навигатора, который повел по кратчайшему пути через поселки. Сначала всё было хорошо, дорога отличная, посёлки проезжались быстро, встречных машин мало, прохладно в конце-концов.
Отличная дорога до Кызылтама. Дальше пути нет
Потом стало напрягать, что встречные машины перестали попадаться. Вообще, в принципе. В контексте отличной дороги это как-то не вязалось. Я начал нервничать, но всё-равно быстро ехал вперёд. Скорость держал около 130-140 км/ч. Иногда встречались местные жители по дороге, хоть бы кто-нибудь помахал. В конечном итоге, проехав уже более 100 км от Кызыл-Орды я посреди дороги напоролся на бетонные блоки со знаком "проезд запрещён", объезжаю их и вижу, что посреди пустыни дорога размыта небольшой речушкой, которую в принципе объехать невозможно. Ну ГАЗ-66 проедет, наверно.
Кроме меня и верблюдов - никого. Сотовой связи нет. Людей нет, машины не едут. Интересно - что если тут поломаться?
Всё стало на свои места - я как идиот один в этой глуши и теперь мне надо разворачиваться и ехать хрен знает сколько обратно и терять драгоценнейшее время и главное - силы, которых после бесонной ночи и так нет. Погнал обратно что есть мочи. Тешил себя надеждой, что до Кызыл-Орды будет возможность переехать Сырдарью и попасть на трассу, ибо если ехать опять в столицу этого прекрасного края, то я потеряю кучу времени. Бог смиловался и я таки нашел выезд в Жалагаше и в конечном итог попал на шоссе и двинул дальше - в сторону Аральска.
Вот так надо покидать Кызыл-Орду
В Коркыте заправщик не захотел заправлять машину, при том местным он заправил. Наверное это выше его достоинства - обслуживать чужаков. Мне честно говоря было уже плевать. Опять пустынный пейзаж, жара, пыль. Дорога нормальная, но она стала двухполосной, а не четырёх как было днём ранее. Впрочем ехать можно спокойно, везде прерывистая и обгонять нет проблем. Остановились на перекус прямо на обочине, кипятком заварили доширак и попили кофе. И дальше.
Сырдарья
Приближается Байконур. Думали хоть что-то увидим, но увы - ничего не видно и не слышно. Хоть бы стелу каку-нибудь поставили и путешественники могли бы увековечить свой проезд с этим легендарным местом. Съезд закрыт - КПП, пропуск и т.д. Так что мы дальше. А ведь каким-то счастливчикам, едущим тут в ночи, везёт - и они совершенно неожиданно для себя могут увидеть запуск ракеты.
Около Байконура
В обед докатили до Аральска. У меня в первоначальных планах была идея увидеть море хоть одним глазком, но тут я уже от неё отказался - наверное именно здесь я окончательно оформил смутно крутившуюся в моём сознании мысль о России - а именно то, что надо сегодня оказаться в своей родной стране во чтобы то ни стало. Поэтому Арал подождёт следующего раза. А может быть и нет - кто знает?
Жизнь в пустыне
Для того, чтобы увидеть северное море - казахскую часть бывшего Аральского моря - надо было съехать с трассы в Камыстыбасе и минуя одноименное озеро пилить километров 80 до дальних посёлков, а затем искать местных на Ниве или Уазике и пару километров ехать к морю. Прикинув по времени, я пришёл к выводу, что не то что в Россиию, а в Октобе вряд ли доеду до вечера, если посвящу себя Аралу. Поэтому миновав поворот мы поехали дальше.
Маршрутная схема
Ближе к Аральску решили всё-таки заскочить туда, посмотреть бывший порт.
Съезд в Аральск
Город произвёл нормальное впечатление, разрухи и запущения невидно. Непохоже, что ушедшее море нанесло ущерб экономики этого места. Не знаю, может держаться на дотациях? Но так все побелено, покрашено.
Въезд в город
В порту музей, корабли. Быстро фоткаемся напамять и выезжаем обратно на трассу. Обратил внимание, что весь населённый пункт обвешан билбордами с поздравлениями по поводу сколько то лет основания Аральска. На каждом кто-то из известных личностей - председатели колхозов, комиссары, врачи, учёные и представьте себе - среди тысячи этих лиц нет никого нетитульной нации. Поразительно, оказывается только казахи внесли нестираемый след в историю Аральска!
Здесь был порт
Корабли пустыни
Едем дальше на север. Жарко - +34. Слева по ходу движения, на юго-западе в далеке виднеются чинки Устюрта, так и не удалось их воочию увидеть поближе. Перед Карабутаком начало холодать. Появилась облачность и стало прохладнее. Наконец-таки и распаханная земля. Здравствуй Северный Казахстан! Но это не единственные изменения. Увы. Дорога тоже стала меняться и не в лучшую сторону.
Ямы, ямы, ямы.
Опять резкие торможения, объезд по обочинам и новинка этого путешествия - объезд трассы по полям, по хорошо накатанным дорогам. Перед Хромтау пейзаж принял зловещий вид. Всё серо-желтое, грязной и мрачное. Комбинат пугает своим внешним видом.
Вакханалия на дороге
Город мрачных шахтёров, кладбище на въезде. Чтобы тут жить, наверно надо тут родиться. Объезжали долго, по очень разбитым дорогам.
Объезд трассы по полю
Дальше Октобе. Пытаюсь ехать быстрее, так как держу в уме вариант с пересечением границы уже сегодня. Ямы, большегрузы, еле-еле ползущие, дождь, грязь, пыль - всё это не добавляет оптимизма. Садящееся солнце исчезло в облачности, похолодало до +14, мрачно и серо, задул ветер. Около Октобе были в районе 17.00 по-Москве. Итого от гостиницы в Кызыл-Орде проехали почти 14 часов.
Выбор есть!
Что с вариантами? Ехать в Уральск, там ночевать и завтра пилить на Озинки и вечером быть в Саратове? Перед Озинками дорога очень плохая - тоже рассказали узбеки. Нет, решаю на морально-волевых (ибо сил уже нет) двигать на Оренбург и завтра уже спокойно по России ехать в тот же Саратов. Мне было уже на всё плевать - я гнал изо всех сил, камеры меня не пугали. Через полтора часа подъезжаем к границе. От Октобе до кордона всё время была отличная трасса. Значит могут сделать когда надо? Да, намучались мы с этими дорогами в Казахстане. Проход границы, вопреки рассказам казахов, оказался отнюдь небыстрым, никаких отдельных очередей для россиян нет, все вместе - бесконечные узбекские Ларгусы, машины с номерами Таджикистана и Киргизии и ещё много кто.
Бедные водители большегрузов! Вот уж где надо запастись терпением
Поразила очередь из фур - много километров. Потом при оформлении услышал от водителей ответ на вопрос погранца "что везёте?" - "Арматуру из Литвы". То есть стоит тысяча шаланд, которые загружены арматурой и везут её из Литвы? )) Судя по выпирающим частям чего-то в прицепах - никакая там не арматура. Наверное сони с панасониками везут. Российскую границу прошли быстро - вот там как раз-таки очередь для россиян, белорусов и казахов отдельная, а для узбеков отдельная, проверяют и быстро отпускают, а вот к казахскому КПП хотелось бы вернуться. Тут я увидел просто фантасмагорию какую-то. Это был, так сказать, последний штрих. Проверили машину быстро и без проблем, но вот паспортный контроль - это нечто. Помещение, набитое людьми. Тут пассажиры автобусов, водители фур, пешие путешественники и водители с пассажирами из автомобилей. Все встали в очереди, но окна куда кому надо - оказались на противоположных сторонах от каждой из очередей. То есть стоя в очереди, чтобы попасть в нужное мне окно, нужно было пересечь другую очередь! Какой хаос и бардак! Люди не могли понять что и как делать, почему так? Многие узбеки из автобусов не понимали по-русски и когда их очередь пересекал кто-то из другой очереди - возмущались, мол - чего ты лезешь в мою очередь? Это был какой-то пипец. Крик, ор, маты, толчки, угрозы. При этом супер неторопливая работа пограничников. Всё это можно было назвать одним словом - издевательство. Вышел высокопоставленный офицер в форме пограничника РК и начал заливать, что, типо, чего вы не хотите по-нормальному, а бардак устраиваете? Такое ощущение, что человек с Луны упал. Это мы наверное очереди в окна не так построили? Остальные сотрудники наблюдая хаос на протяжении часа и палец о палец не ударили - всем пофиг. Один из узбеков по-русски сказал что-то типа "Я больше в Казахстан не поеду", что сразу же вызвало больную негативную реакцию у людей в форме и посыпались вопросы: как, что, почему, на каком основании ты так сказал, в смысле? Выяснилось, что теперь наше окно стало принимать и водителей грузовиков. Все на взводе, кричат, толкаются. Не знаю как я выбрался из этого мрака. Я готов уже был пешком в Россию идти. Казахстан оставил гнетущее впечатление в целом и покидая это государство я был рад. Несказанно рад. Вот мы и в России. На границу в общей сложности потратили 2,5 часа. Что в общем-то неплохо.
Граница
Поменяли тенге по невыгодному курсу на рубли и поехали уже в ночи в город Оренбург. Хотели посмотреть Чёрный дельфин, но не нашли его и в 23.30 по-Москве доехали в гостиницу Яик на окраине областного центра. Честно говоря - я был чуть живой. По Оренбургской области шёл на автопилоте. Но вместе с тем мы были очень рады, что наконец-таки в России. Дороги - отличные. Хромтау казалось страшным нереальным сном. Отказался верить, что сегодня я там был.