На закате прогулялась до пляжа Асилы
Так бы Асила и осталась в моих воспоминаниях самым чистеньким, мимимишным городком Марокко, если бы не мое ночное приключение.
Поезд у меня был в 00-04, в 11 вечера часов я подошла на стойку сдать ключи и вызвать такси. Хозяин гостиницы крайне удивился, что я собираюсь сдать номер, дважды уточнил: «Финиш?»
Про такси показал рукой направление – выйдете туда, там поймаете. Я днем уже предварительно этот сюжет отработала, посмотрела, где наиболее активно ездят машины. Вышла из гостиницы, дошла до более широкой улицы, пару минут постояла у обочины, смотрю – едет такси. «Gare?» - таксист утвердительно кивнул головой. При этом багажник мне не вышел открывать. Но так – с чемоданом на заднем сидении - я уже ездила в Фесе, похоже, для марокканцев это норма.
Едем. Через какое-то время на обочине яростно голосуют две женщины с тюками. Таксист им что-то пытался объяснить, видимо, про то, что мы все не вместимся, но они забили свои тюки в багажник, забились сами на заднее сидение рядом с моим чемоданом. «Шукран, шукран,» - рады, что их не бросили по дороге.
Едем. И тут я понимаю, что мы едем в прямо противоположную от вокзала сторону. Боже! Заехали в такие дебри, в такие трущобы! Вместо дорог ухабы, из каждой подворотни десятки кошачьих глаз, даже жутко. Высадили одну женщину с половиной баулов. Едем с другой, еще дальше. Они с водителем переговариваются на своем языке. Потом она ко мне обращается. Сначала по-французски. Видит, что я ноль, переходит на английский (представьте простую русскую бабу с тюками где-нибудь под Тамбовом). Спрашивает:
– Куда Вам надо?
– На вокзал.
– А куда поедете?
- В Марракеш.
- А во сколько поезд?
Я от волнения так растерялась, что даже не могла сказать, что мой поезд в 12 ночи. Единственное, сообразила, как сформулировать свою мысль:
- Зеро-зеро.
Тут они как грохнут с водителем)))
Мне тоже было смешно, конечно, только в этот момент я осознала, что водитель вообще слабо представлял, куда мне надо)
Высадили где-то женщину. Разворачиваемся, едем в нужную сторону. Но если вы думаете, что мы сразу поехали на вокзал, то это не так. По пути мы подбирали всех голосующих, я даже со счета сбилась, сколько мы кругов намотали по Асиле.
Я уже нервно посматриваю на телефон, водитель посмеивается – едем, сейчас едем. Уже при подъезде к вокзалу мы подобрали еще одного старца и повезли опять в какие-то дебри, правее вокзала. Тут я уже начала нервничать по-настоящему. Дело даже не в страхе. Хотя ночь, неосвещенная дорога, ухабы и я в машине с двумя мужчинами. Нет, все же страшно мне не было. Но я очень боялась опоздать на свой поезд. Более дурацкой ситуации представить сложно. Поэтому, когда мы без 10 минут 12 подъехали-таки к вокзалу, я была рада безмерно)
Расскажу уж и про общие впечатления от такси в Марокко. Это очень популярный транспорт, местные пользуются им очень активно. Подсаживать по ходу движения кого-то еще – норма, правда, это норма, если голосующему с вами по пути, а не так, как у меня случилось в Асиле. Такси должны ехать по счетчику. По факту у меня это случилось один раз. Для местных таксист вообще счетчик не включает – все и без него знают, сколько стоит перемещение из пункта А в пункт Б, на выходе пассажир дает монетки, таксист не глядя их кидает к другим.
Совсем другая история с таксистами на вокзале. Во-первых, из аэропорта и в аэропорт разрешено подъезжать только гранд-такси. А цена на их услуги совсем другая, чем на петит-такси. В Танжере на автовокзале (а его сейчас перенесли из центра, и очень прилично, за 10 км) тоже стояли только гранд-такси. И когда я попросила в гостинице в Танжере мне вызвать такси до жд вокзала, паренек с ресепшена побежал (службы вызова такси по телефону в Марокко, я так поняла, не существует вовсе) и прислал за мной опять же гранд-такси. Местные на них, конечно же не ездят – едут на обычных, и просят высадить чуть раньше или чуть дальше от официальной остановки такси.
А во-вторых, на вокзалах нас, туристов, уже ждут как лакомые кусочки)) Торговаться, конечно, можно и нужно. Но для этого надо знать реальную цену и иметь в случае чего запасной план)
Так, когда в Танжере я вышла с единственным желанием успеть на ужин и на стоянке обнаружила 2 гранд-такси, общую пустынность вокруг и дыхание конкурентов в спину, я поняла, что поторговаться не удастся) Ехала за 100 дирхам.
Опытным путем удалось выяснить, что такси в Шефшауэне от автовокзала до медины - 20 дирхам, и это реальная цена, фиксированная такса услуги, ниже навряд ли вас повезут.Такая же цена от жд станции Асилы до медины. В Марракеше таксисты будут начинать со 100, но реально от станции до медины (и обратно) возят за 50, дешевле не опускаются.
Итак, без 10 минут до полуночи я, наконец-то очутилась на вокзале и стала ждать поезд. И если вы думаете, что мои приключения на этот день исчерпаны, то нет.
Все билеты на поезда, даже самого короткого расстояния, как, например, я ехала, из Танжера в Асилу, продаются с указанием места. На вагоне снаружи указано, какой диапазон мест находится в нем, например, с 20 по 40, заходишь в этот вагон, садишься на свое 30. Естественно, и в моем ночном поезде из Асилы в Марракеш, было указано место. Но стоянка в Асиле 2 минуты, пробежав какое-то время по перрону, я поняла, что не успею добежать до своего 61 места, поэтому зашла в другой вагон. Прошла один, второй, третий. Сначала были купе 2 класса, с сиденьями как в электричке, потом пошли вагоны 1, где мягкие диваны на шестерых закрываются дверью.
Добралась, наконец, до шестидесятых цифр – 68,67,66….. 59,58,57. Что за ерунда? Где мое 61 место? Смотрю опять внимательно, нет, не показалось. Хорошо, в этом вагоне был вагоновожатый. Показываю ему билет.
– Да, все хорошо, устраивайтесь.
Я ему говорю:
– Нет моего 61 места
- Ну займите какое-нибудь другое место.
Ну нет! Во-первых, я заплатила за это одиночное купе приличную сумму – почти 500 дирхам! А во-вторых, я действительно хочу лечь и нормально спать, а не кое-как провести ночь. Уж я ему и так, и так объясняла, и билет показывала, и «lit single», и «купе», еле понял, что мне надо. Повел меня в вагон с купе и – сюрпрайз! – он оказался заперт)) Кое-как достучались до вагоновожатого моего вагона. И тут эти двое слово за слово начали ругаться. Ну вы понимаете – опять мне стало казаться, что вот-вот, и они поубивают друг друга, взорвав перед этим поезд. Когда я, наконец, добралась до своего купе, счастью моему не было предела – это же надо, столько эмоций выпало на один вечер! Видимо, из-за этого я даже чуть не проспала Марракеш, вскочила за полчаса до прибытия, хотя мы прибывали в 9 утра.
Мне до поездки было очень интересно, как же выглядит купе на одного. А вот как:
Не восточный экспресс, конечно)) Все достаточно пошарпанное, как в наших старых советских вагонах. Но все же это гораздо лучше, чем провести ночь в каком-нибудь общем купе с еще тремя марокканскими тетушками с тюками или тратить 9 часов времени на дневной переезд.