Про эту Африканскую стран не очень много информации. В последнее время периодически проскальзывает в новостях со взрывами, захватами заложников и тому подобными вещами.
Так сложились звезды, что я оказался в этой стране и провел там месяц...
Первоначальную и достаточно общую информацию можно почитать вот здесь avk.lanck.ru/Family/Nigeria/Nigeria.html . Эта заметка была написана несколько лет тому назад. За эти годы некоторые вещи поменялись...
Ну и с самого начала.
Перелет турками из Екатеринбурга в Стамбул, там 3 часовая стыковка и идем на посадку в самолет до Лагоса. Там толпа совершенно черных людей, часть в национальной одежде и совершенно все с чемоданами. Это их особенность, в багаж не сдавать, поэтому в самолете все полки и свободные места забиты полностью. Ну да ладно, несколько часов полета и мы в аэропорту Лагоса. Тут начинается уже настоящее знакомство с этой удивительной страной. Первое что удивило - паспортный контроль. Несколько стоек, за одними сидят люди в форме, за другими тетки в национальной веселой одежде,как оказалось именно они и являются паспортным контролем. Таможню прошли без проблем, на выходе цепляется какая-то уже другая тетка, тоже в веселой одежде и без опознавательных знаков, после нескольких минут общения выяснилось, что ей нужны сертификаты о прививках от желтой лихорадки. С этим тоже все в порядке. Уже перед самым выходом подбегает еще какой-то человек и начинает обьяснять,что с нашим багажом не все в порядке, но за малую сумму вопрос снимается. Первый вывод - не всегда по внешнему виду можно определить, на самом ли деле человек имеет право спрашивать с тебя что-нибудь. Наличие или отсутствие формы ничего не значит. (Если человек в форме и с автоматом - однозначно нужно прислушиваться к его словам:) )
Выходим из аэропорта, куча народа желающего облегчить нелегкую жизнь и кошелек белого человека. Кто-то пытается поднести куда-то твой чемодан, кто- то предлагает ехать, кто-то просто просит денег. Важный момент - очень желательно чтоб вас встречали на машине! Ночью в такси и общественный транспорт( если найдете его) садится не рекомендуется, очень большая вероятность остаться без денег и своих вещей. Некоторое время назад, одного англичанина не встретили,а он по своей скромности решил добраться самостоятельно. Все было нормально, пока не доехали до моста в Опапе( портовый р-н Лагоса ),
там водитель просто остановился и пошел подышать свежим воздухом. Как уж там все происходило не совсем известно, но человек жив, а свои пустые разбитые чемоданы и паспорт нашел на следующий день под мостом.
В общем нас встретили и привезли домой,
где уже ждали наши украинские товарищи в предвкушении подарков в виде сала и конечно русского натурпродукта) Традиционные слова приветствия в их устах звучат как Welcome to hell.
Далее была встреча), а потом выходные. С первого взгляда - все вполне пристойно. В доме, который приютил нас на этот месяц, есть все необходимое для жизни,бенинский повар Джон, достаточно давно работающий с русским и готовящий замечательную домашнюю пищу ( котлетки например) по совместительству занимается всеми домашними заботами - уборкой,стиркой и тд, а также охранник, основной задачей которого является открывание ворот. Нужно заметить, что это является практически обязательной атрибутикой белого человека - местные просто не понимают, если белый моет сам посуду:) И наоборот - белые, живущие там достаточно долго или родившиеся там - не представляют другого порядка вещей. Т.е. бытовых проблем для белого там в принципе нет. И решаются они за очень небольшие деньги (например Джон получает 9000 рублей, и это очень высокая зарплата, но он того стоит) У охраны есть еще 2 функции - включать генератор при отключении электричества (у нас этот вопрос был решен по другому - наличием качественной автоматики через дорогу в крупном дата-центре, от которого дом берет электричество), вторая несколько более специфичная - если охрана сваливает - то нужно закрывать двери и не высовываться на улицу)
Вообще, в последнее время, с безопасностью, по отзывам, стало гораздо лучше. Но все равно наличие колючей проволоки на заборах, охрана на вьезде в спальные районы и вооруженнные патрули по ночам - неизменные атрибуты Лагоса.
С откровенным криминалом за все время не сталкивались, но по ночам особо старались никуда не выдвигаться, за исключением Виктория Айленд и Лекки. В этих районах достаточно безопасно,а на Виктории Айленд сосредоточено большое количество белых людей и соответственно всяких баров, клубов и прочих увеселений. Хотя опять же рассказывали про ограбление банка с год назад - групппа автоматчиков уходила из банка с мешками денег и расстреливала всех подвернувшихся под руку.Потом сели в бот и ушли в океан. При этом ближайший полицейский участок находился метрах в 200 от банка, а на преодоление этого космического расстояния служителям закона потребовалось несколько часов...
Немного о полиции - существует несколько ее видов.Самые распространенные - дорожная полиция в песочных рубашках.
Стоят на перекрестках, могут человек по 5-10. Регулируют движение, а также представляют основную опасность на дороге в плане денег:) Оружия и транспорта у них нет (нет даже жезлов,поэтому используют обычные палки), поэтому при наличии возможности - лучше не останавливаться! Остановка дорожной полицией для белого человека стоит от 500 рублей, при этом наличие абсолютно всех документов, соблюдение правил и трезвый образ жизни ничего не значат! Т.е. общение с полицией для пьяного без документов на чужой машине - обойдется скорее всего не больше тех же 500-600 рублей. Но это при условии, что они не смогли проникнуть к тебе в машину.(если все таки сумели сесть к тебе,то цена резко возрастает) Общепринято для автомобилистов в Лагосе - двери заблокированы, стекла подняты! И это в большей степени защита не от злодеев,а именно от полиции) Непристегнутый ремень и разговор по телефону - 100% гарантия общения с полицией и расставание с деньгами. Вообще - белый за рулем действует на местных как красная тряпка на быка, поэтому лучше все-таки ездить с черным водителем. Лучшим вариантом является наличие за рулем вооруженного полицейского, а самым лучшим - еще наличие джипа сопровождения с автоматчиками, которые снимают проблемы с дорожной полицией, другими местными чудесам,а также разгоняют пробку перед тобой.
Другой распространенный вид - в черной форме с автоматами, выходят на дорогу по ночам, эти не такие наглые, могут попросить на газировку)
Из-за этих особенностей - с пятницы по воскресенье,особенно по вечерам - процентов 99 нетрезвых белых водителей))
Раз уж речь зашла о движении на автомобиле нужно сказать и о пресловутых африканских пробках. Что можно сказать...Я совершенно перестал переживать в НАШИХ пробках. Наши водители - верх аккуратности, вежливости и терпимости друг к другу! Наши мотоциклисты - ангелы с белыми крыльями!!!! Честно, я такого не видел ни в Азии, ни даже в Египте! Сигналят все, лезут все, везде и всегда, даже если в этом нет необходимости. Количество ХОРОШИХ машин (больших американских джипов типа Тундры,Армады и других Лексусов,Икс5,Рэйнджей,Мерседесов) на дорогах просто удивляет (хотя говорят один из самых емких рынков по краденным машинам).
Рядом грузовики, автобусы, маршрутки - все это хаотически перемещается, а между рядами носятся акадо (небольшие мотоциклы-такси с обкуренными водилами), выглядит все это примерно вот так
Абсолютно все автомобили имеют внешние повреждения, за мелкие царапины никто особо не заморачивается, на несильный удар в бампер внимания обращать не стоит.
Качество дорог - местами есть направления, местами очень хорошие - но лучше двигаться на большой полноприводной машине)) (бензин стоит примерно 12 рублей, цена одинакова везде и регулируется государством,а вот на дизель цена свободная и сотсавляет примерно 25 рублей за литр.)
Хотя это тоже не исключает некоторых местных нюансов)) Пример из жизни эспатов - парни ездят на Армаде. Поехали в объезд по песчаной дороге, а там местные начинают прыгать на подножки, цепляться сзади, раскачивать машину, в общем скорость сбросили и понятно сразу сели в глубокий песок) местные тут же давай помощь предлагать за 1000 долларов, а их человек 20. Серега отказался и стал звонить Славику. Продолжение - Славик приезжает на л200. Видит картину, стоит Армада севшая в песке вокруг нее кольцом сидит человек 20 местных и курят план, кумар на километр стоит) они видят вторую машину, радостно оживляются в предвкушении нового клиента, Славик останавливается метров за 200 на твердом грунте, достает из кузова морской швартовочный тросс, растягивает его до машины(200 метров!) и вытаскивает Армаду. Вот тут говорят местные просто бежали с офигевшими лицами и криками -маста,дай хоть что-нибудь) Вообще говоря - дай, хоть что-нибудь - очень распространенная фраза) Уже когда улетали - КАЖДЫЙ служащий в аэропорту,включая таможенников и на паспортном контроле считал своим долгом напомнить улетающим русским - а у нас тут Рождество намечается - дайте че-нить,а!
Особенности бизнеса в Нигерии - денег нигерийицам давать нельзя ни коем случае. Вернуть будет очень сложно...В некоторых районах взять в плен и получить выуп - совершенно нормальное дело. Еще один из примеров нигерийского бизнеса - в каждой деревне есть свой клаг и какой-нить свой царек. Есть телекоммуникационная компания, имеющая сеть кабельных коммуникаций по всей стране. Самый простой способ заработка для черных - перерубить кабель и спокойно сидеть и ждать бригаду ремонтников и конечно попросить с них денег. Так вот у той компании есть специальная штатная единица - автомобиль передвигается вдоль всех кабельных трасс и тупо раздает деньги местным правителям.
При всем этом денег в стране реально много и страна развивается. Строятся дороги, новые магазины и открываются всякие заведения.
Есть даже бар, где вас накормят борщем или пельменями)
Наверное стоит еще сказать об одной стороне Нигерии. Девушки. Есть разные. На любителя и очень хорошие. Есть бары в которых за 50 долларов можно найти себе подругу на ночь.Есть одно но! Даже если вы обо всем договорились заранее - будьте готовы к утреннему скандалу, на тему - а вот еще вот это было,поэтому дай еще денег! Это тоже часть шоу) В одной из крупных нефтяных компаний руководством издан специальный приказ - если приводят девочек к себе домой, на входе все договоренности записываются у охраны и там же оставляется оговоренная сумма, на выходе производится расчет. Еще одна местная особенность - у большинства волосы нарощенные или приделаны типа шиньонов, соответственно все это периодически может отпадывать в процессе. Ну а еще один приятель периодически терял свою избранницу в темноте:)
Еще из хорошего - тепло и океан!
Огромные песчаные пляжи! Прямо здесь, когда купались видели большого тунца, гоняющего рыб.
Фрукты всякие растут. Эти срезали прямо у нас во дворе.
Есть отличные районы, с собственным электричеством ( это вообще очень важный вопрос - так как кондиционеры и холодильники без него не работают,а общее электроснабжение очень не стабильно,может выключаться от минут до суток,поэтому у всех стоят дизели,а это большие затраты на содержание жилья), водой, охраной и всей инфраструктурой для жизни (фитнес-центры, школы и тд.)
Есть и другие -
Еще там отличная рыбалка, но к сожалению не получилось на нее сьездить..
Ну и конечно интернационал! Грани между национальностями совсем стираются, остается только цвет кожи, поэтому большинство белых очень дружелюбны и готовы помочь как минимум советом:)
Страна разная, есть хорошее и плохое как и везде. Она развивается и там живет 150 млн.человек. В одном Лагосе только от 15 до 20 млн по разным оценкам....