"На днях выдалась возможность сказочно дешево съездить в Маасаи Мара. Последний (он же первый) раз были там ровно 4 года назад, мысль о повторном посещении сего чуда периодически навещала мой мозг, и вот Бог послал...
Бесплатный сыр, как известно в мышеловке. Так что жили мы в "basic, but perfectly adequate» лодже, что зовется Riverside Camp. Принадлежит местной маасайской общине, которая, видимо, считает, что для тех, кто не может себе позволить отваливать три цены за более или (скорее!) менее приличное спальное место, и так сойдет. Комнату не убирают, мусорной корзины нет. Вода – есть. Готовка – из своих продуктов. Сносно. За две ночи отравиться не успели.
Отправилось нас в поход немало. Пять машин и один миниван, от агенства, куда обычно загружают тех, кто или не имеет своего транспорта (редчайших случай), либо транспорт неподходящий, либо не хотят сами вести машину.
Дорога до Нарок – отменная. Виды вокруг – потрясающие. Rift Valley, а перед Нарок – пшеничные поля, с акациями. Необыкновенно живописно.
В Нарок – остановка, заправка, кофе и булочками (точнее, мандази и самосами). Любопытно, заправка Kobil Oil пропускает через себя сотни туристов ежедневно. В подавляющем большинстве – именно туристы, иностранцы, приезжие. А потому наш официант - привычно – удвоил цену ( которая, правда, так низка, что мы бы и не заметили). Спасибо предводительнице, мы заплатили не более положеного. Предводительница наша, немолодая, но на редкость выносливая кенийская Indian, скорее удавится, чем выложит дополнительную копейку. Однажды она в течение часа держала нас на жаре, чтобы сэкономить нам 20 баксов с носа.
После Нарока дорога заметно лучше, чем была 4 года назад. Проблема в том, однако, что она недостороена, и многочисленные shortcuts требуют хорошего знания местности. Так что сам я туда бы не поехал. Не доехал бы, то есть...
Перед самым въездом в парк водитель пилотного минивана меняет проколотую покрышку. Маасаи устроили что-то наподобие мастерской. Компрессор тут как тут. Я пользуюсь моментом, и хочу поднять давление в покрышках. Это было ошибкой. Для начала, давление в компрессоре оказалось ниже, чем в том самом колесе, что я поправлять собрался. И шланг без клапана. Понятно вообще? И «механик» понимает по-английскии только, когда на него наорешь благим матом. Со слегка приспущенным теперь уже колесом я уж собрался было отчалить, но тут машине провели экспресс диагноз, и установили, что один из болтов на кенгурятнике ослаб.
Вот ведь умные - те учатся на чужих ошибках. Мало мне было покрышки... Другой левша появился с ключом на 13 и стал закручивать болт. Я себе отдыхаю типа, разминаюсь после 5-часовой езды. Пока разминаюсь, он уже начал отвинчивать тот болт. Резьба, видите ли, срезалась, болт прокручивается (но держится, заметьте). Если бы я и дальше отдыхал, продолжать поездку бы пришлось уже без кенгурятника.
Развлекшись таким образом, мы продолжили путь. До лагеря оставалось немного.
Я не буду описывать красоты Маасаи Мара, они общеизвестны. В данный момент проходит знаменитая миграция гну и зебр (из Серенгети в Маасаи Мара), что означает, более миллиона животных перемещаются по необъятным просторам заповедника. Гвоздем программы является форсирование реки Мара, которое показывают все известные программы.
Кроме того, обилие протеина привлекает массы хищников и сборщиков падали. Не увидеть льва – невозможно. То же о гиенах, гепардах, шакалах и многочисленных коршунах. Короче, Big Five, или Большая Пятерка (носорог, слон, лев, буйвол, леопард) – и остальные немалые позвоночные, как-то жирафы, бегемоты, крокодилы, всяческие антилопы, многочисленные хищные и не очень пернатые и т.д. и т.п.
Из того, что запомнится из этой поездки, отмечу парочку моментов. Впервые разглядывали леопарда, долго, пока не надоело. Конфликт с гиеной, которая, как обычно, отобрала добычу, поела, и – что осталось – отдала хозяину.
Видели также гиен, которые поедали гну. Практически живьем, откусывая от пытающегося вырваться животного. Обычная история, налетает сотня коршунов, и хищники уходят.
Видели черного носорога (в знакомом до боли Накуру они в основном белые). Форсирование реки посмотреть в этот раз не удалось. Тут уж как повезет. Решатся гну на штурм – хорошо, а то могут до трех дней топтаться, сходиться, делиться, искать более удобное место и т.п.
Зато, всего за день до нашего прибытия, было форсирование, и с сотней жертв. Не в первый раз такое. Надо было видеть берега речки. Они были усеяны коршунами. Вонь, разумеется, стоала вселенская, но – интересно. Трупы гну все еще плавали вдоль речки, берега которой были усеяны раздувшимися от обжорства крокодилами, и тысячей коршунов.
А перед посещением этого занимательного аттракциона побывали возле пруда, где вся эта нечисть моется после пира. Вот где было интересно! Здоровенный пустырь усеян коршунами, которые сушат крылья.
Кроме того, Мара – это ландшафты. Кое-что напоминает украинскую степь, до появления там укрупненных хозяйств (и, соответственно, посадок), хотя пшеница в Маре не растет... Закат-рассвет необыкновенной красоты, холмы, акации; здорово.
Наездился я по парку вдоволь. За два неполных дня – 300 км. Предел скорости – 30 км в час. Дорог немного, гораздо чаще попадаются просто колеи, с бог знает каким числом кочек и ям. А также периодические подхемы и спуски. Теперь я знаю, на что машина способна. И на что – точно нет... Как не застрял и не пожег сцепления – до сих пор себе удивляюсь. Жена, похоже, оставила там пару месяцев своей бесценной жизни...
Однако самым занимательным событием стало приключение Шурика минивана. По идее, автобус должен был быть оснащен профессиональным гидом, что и было заявлено в инвойсе. Только вот этот самый профессионал дважды менял запаски (видел я те покрышки, странно, что он вообще доехал на таких и по такой дороге) и не знал дороги внутри парка.
Мы сразу наняли рейнджера из числа местных маасаев, не без скепсиса, правда, но – на редкость удачно. Видели все и всех. Парень великолепно ориентировался в многочилсенных тропках и их пересечениях. Одна проблема: «право» и «лево» - это достаточно абстрактные понятия, так что чаще звучало «прямо», а также «туда».
Так же поступили и некоторые другие. Остальные – тащились по парку вместе с матату. Я ненавижу такие поездки. Вынужден останавливаться по требованию любого (любой), что бы они ни захотели посмотреть. Мы же чувствали себя полными хозяевами своей поездки.
Так вот, первые подозрения закрались, когда, наткнувшись на леопарда, наш рейнджер попытался объяснить водителю где мы находимся. Через полчаса мы не выдержали и отбыли по своим надобностям. Потом оказалось, что матату следует за нами, только отстает ровно на один час... Когда наш проводник посмотрел на часы, там было 16:00, то есть, строго говоря, два часа до возвращения. Ну, 2.5. А находились мы в 80 км от лагеря...
А впереди еще были и речка с трупами и коршунами, и хищническая купальня, да и вообще много чего другого. Припустили мы неслабо, без оглядки на работников парка, которые накануне уже делали мне замечание за слишком быструю езду. Альтернатива – оказаться в буше после заката.
Доехали мы до той самой переправы, где я чуть было не застрял (в надежде, что взбираться – легче, чем спускаться), но – не тут-то было. Заблокирована переправа древним грузовиком марки Мерседес-Бенц. Наглухо. Капот поднят... Сорок восемь тактов пауза. Звони, говорю, матату, скажи ему, что дорога заблокирована, а еще скажи, где другое место для переправы есть.
Так и сделали. Сами двинули дальше. На новом месте переправлялись осторожно, чтобы не пробить покрышки, не потерять выхлопную трубу, и не спугнуть двух бегемотов, отдыхавших в каких-то метрах от нас в этой самой речке.
На скорости 50-70 (не до регламентов, однако, смеркается, блин!!) добрались до лагеря, с наслаждением помылись, и пошли в «гостиную» пивком побаловаться, да и поужинать того, не мешало бы!
Одинокая индианка, общавшаяся с бутылкой пива, поведала нам, что матату ( а за ним еще один джип, с «опытной» бурской семьей, GPS и все такое...) благополучно прибыли к той самой заблокированной переправе, где и задержались. По причине полного непонимания что делать дальше. Им хорошо виден водитель грузовика, который боится перн... кашлянуть ввиду трех львов, мирно ожидающих ужина неподалеку. Наша предводительница на телефонные звонки не отвечает...
Как оказалось, на помощь им отправились в ночь два джипа, которые в случае необходимости попытаются пересадить пассажиров к себе (как, интересно??), и водитель матату останется ночевать в степи со львами. Rescue mission сопровождается – нашим! – рейнджером.
С такого вот расстройства (не удалось на дурняк в темноте по саванне покататься, черт!!), и в ожидании (объедков) остальных путешественников, мы, кто был в лагере, собрали у кого что было поесть-закусить, и выпить, а что не хватало – докупили тут же, и стали горевать. Когда часа через два автобус и три джипа появились в лагере, стресс совсем прошел, мир казался очень приветливым, и хрен с ними с хищниками! Что они против нас??
Так вот и завершили мы этот очень длинный день. На следующее утро – morning game drive, завтрак – и дорога домой."
А теперь - уже несколько ценных замечаний о дне сегодняшнем
1. Если хотите увидеть форсирование реки Мара всякими гну и зебрами - то надо поселяться в Mara Triangle. В самом Triangle - в Serena Mara Lodge. Потому что едва ли не все пересечения проходят в 10 минутах езды от этой лоджи. В отличие от практически всех остальных лагерей. Для остальных увидеть пересечение - это вопрос удачи, для клиентов Серены - времени.
Время: от одного до 4 дней (очень уж нерешительные бывают эти козы: топчутся, топчутся, могут целый день топтаться, так и не принять правильного решения).
2. В дополнение к предыдущему. Управление этим участком курорта несравнимо лучше, чем всем остальных парком. Потому, например, нет скопления 60 матату по поводу одного львиного прайда: рейнджеры не дадут. Опять же, нет повальной езды по целине. Хотя есть и поблажки: разрешается поездить по кочкам, если вдруг попалась кошка.
3. Очень рекомендую раскошелиться и взять местного масая. До 2000 кш за день. Или рейнджера KWS: 2500 кш. Только убедитесь, что масай не с университетсвим образованием, а всамделишный местный масай. Это легко определить по разговору и необезображенному интеллектом лицу.
4. В остальном зверей всяких по всей Маре полно в любом конце, ну, после некоторой езды за ними.
Правда, в этом году (были в самом начале сентября) неприятно удивила малочисленность живности по всей Маре: а мы ведь проехали через всю территорию. Да, есть зверье, но - не то, не то!
5. Дорога от поворота на Мару за Нароком - это уже не дорога. Указатель сообщил, что до Серены - 136 км. Как в старом анекдоте, лучше бы я умер вчера. Обратно рассматривали вариант переноса в Найроби ангелами (самолеты уж очень дороги). Кроме того, в сезон дождей (что как раз начался, на месяц ранее обычного), можно и застрять. Что и происходило с туристами несколькими месяцами ранее.
6. В связи с этим предпочтительно нанимать полноценый offroad. К тому же, совсем не факт, что матату проедет везде внутри парка. Хотя они шустрые, но - не конкуренты offroads.
7. Ну уж если есть возможность выбора, то Ваш Landcruiser в идеале оборудован sunroof. Нет, люк будет у всех (кроме тех, что не имеют боковых стен, и до сыта и более кормят пассажиров пылью), но вот крыша, как у матату - это не у каждого. Штука в том, что африканское солнце очень агрессивно, и к концу дня можно просто протянуть ноги. Крыша - не панацея, но здорово помогает.
Дорого!