Продолжение. Начало здесь
Танганьика
«…Был в Африке, в Алжире. Подошёл к морю, поплыл. Плыву себе, ничего не чувствую, ни о чём не думаю. Потом вдруг думаю: «Я же пацаном бредил этой Африкой. А сейчас, плыву, как у себя дома, ничего такого особенного не чувствую». Что это? Старость! Всё должно приходить во время…» (из монолога хирурга Мещерякова, героя спектакля «Ковалёва из провинции»)
Уж многие годы слова эти время от времени возникают в моей голове. Порой они в самую точку, а иногда размышляешь над очередным географическим открытием, то есть открытием для самого себя – нет, однако. Да нет же, и за то спасибо, что довелось вживую увидеть, прикоснуться, ощутить запах нового континента, новой страны, нового города или деревни, океана, степи, гор или реки.
Двигаясь по проходу полуспящего-полубодрствующего салона, цепляясь рюкзаками за спинки кресел, я вновь и вновь представляю свой первый шаг по этому чарующему, загадочному континенту. И так мне не желалось, чтоб мои ощущения были созвучны мыслям вроде бы молодого, но одновременно и стареющего хирурга Мещерякова. Вот, шагнул наружу, на верхнюю площадку трапа и свежий, ароматный ветерок обдал лицо нерезким запахом зелени, стоящих где-то совсем рядом, за зданием аэровокзала, деревьев. Не спеша, словно смакуя, переступал со ступеньки на ступеньку вниз, до самой земли. Не дышал, лишь наполнял грудь воздухом до захлёба, до головокружения. Первый шаг, второй, вот она - Африка! Восторг. Да ночь, да бетон взлётно-посадочной полосы, самолёт, подмигивающий огоньками, пассажирский терминал, чуть стоящий поодаль, всё как везде. «Причём здесь Африка?» - спросите Вы. А я и доказывать ничего не стану. Чтобы понять это, необходима самая малость, ощутить в себе, с частичками заполняемого лёгкие аромата, дух чёрного континента.

Обернувшись, взором попрощался с лайнером, держащим путь в Момбасу, и устремился к небольшому, в один этаж, зданию с тускло светящимися буквами на фасаде: «Килиманджаро». На входе небольшой затор. Что там? Два чёрных человека проверяют у входящих то ли паспорта, то ли посадочные талоны. Нет, подойдя ближе, услышал просьбу предъявить сертификат о прививке против жёлтой лихорадки. Ну, с этим-то у нас всё в порядке!
Начитавшись и наслушавшись о многообразии африканских паразитов, не жалующих белого брата, посягающего на их исконно обжитые бескрайние саванны, болота и прочую местность, решил привиться хотя бы по минимуму, от жёлтой лихорадки. Затем от малярии, потом от менингита, тифа, бешенства, туберкулёза и ещё от дюжины каких-то зараз. Причём чем больше слушал, тем убедительнее звучали наставления. И как знать, если б бюджет позволял, возможно и нашпиговал бы свой белый организм, не знавший уже лет двадцать ни одной таблетки, всякой дрянью. Но к тому времени, когда всё это надо было делать у меня ещё не было рюкзаков, спальника, кое-каких фото-принадлежностей, а их-то, разумеется, приобретал в первую очередь. Так что на всё про всё хватило только чтобы «ширнуться» от жёлтой лихорадки и купить «колёс» от малярии. Баста! Ну, наскрёб по сусекам мелочишко и пошёл добровольно травить свое тело ради мечты. Выбрал день и место и направился, в рекомендованный медпункт на Фонтанку в «Международный центр вакцинации». Но вот, на Московском, за сто метров до ., наткнулся на прививочный пункт, предлагавший уколоться у него без всяких очередей. Порадовался было, но недолго. Оказалось инъекция в данном заведении ровно в два раза дороже, аж 1600 рублей за дозу. Нет, конечно, киснуть в очереди желания не было, но и сорить деньгами, еще не отправившись в путешествие, тоже было ни к чему. Поэтому, затратив дополнительно пять минут ходу, оказался в том самом «центре». Выслушав десятиминутную речь врача о пользе прививок для посещающих экзотические страны, оплатил квитанцию и стойко выдержав укол, посидел ещё немного, минут двадцать, по рекомендации того же врача. Говорит, что у некоторых пациентов приход бывает болезненный, оттого что вакцина «живая» и какое-то время лучше побыть под наблюдением. Дальше больше, алкоголь ближайший месяц – ни-ни. Да и после тоже не надо. Там пора уже будет противомалярийные колёса глотать. В общем, хочешь в Африку – даёшь трезвый образ жизни! Ну и ладно, чай люди независимые (от алкоголя), обойдёмся.
Так что выписанный словоохотливым эскулапом сертификат подтверждающий, что в моё тело влита необходимая порция антилихорадочного зелья, был у меня в кармане и сейчас я покажу этим не в меру ретивым санитарам. Эх, не просто залезть в карман, одновременно удерживая в руках два увесистых рюкзака и пакет. Прекрасно, по так называемому подлому закону, в этом кармане его не оказалось. Перебрасываю поклажу на другое плечо, выгибаясь и балансируя под тяжестью, с трудом просовываю ладонь в другой карман. Нет, здесь тоже нет. Да куда же я его засунул?! Нервно шаря по карманам брюк, куртки, тряся кошельком, в надежде, что вот сейчас он выпадет, тщетно, Начинаю вспоминать, возможно ещё в самолёте, перекладывая документы, мог его и обронить. «Так, - белки круглых глаз вполне доброжелательно смотрят на меня в ожидании, в то время как за спиной у меня образовалась пробка, - пора включать дурака, иначе этим же самолётом и отправят назад» - думаю, - «Парень наверняка размышляет, мол чего доброго этот белозадый завезёт нам из своей грязной Европы какую-нибудь заразу, уж лучше пусть убирается восвояси». Окидываю взглядом пространство у него за спиной и вижу чуть сбоку, метрах в трёх, скамейка металлическая.
- Уважаемый, мне бы в рюкзачках порыться? Наверняка эта долбанная справчонка в самый низ завалилась. Можно мне пройти на скамейке вещички перебрать?
- Да, пожалуйста, - произнёс санитар и пропустив меня в холл, занялся очередным пассажиром.
Роясь в рюкзаках для видимости, краем глаза я наблюдал за процедурой досмотра, и мне показалось, будто юный блюститель санитарного контроля настолько увлечён проверкой сертификатов оставшихся пассажиров, что обо мне уже совсем позабыл. Не делая резких движений, я нахлобучил за спину большой рюкзак, взял в руки остальную кладь и, не оборачиваясь, пошёл вперед к стойке получения въездной визы. Так, я преступил закон страны, едва шагнув на её территорию. Хотя прививку мне сделали в соответствии с Танзанийскими требованиями, всё же формально я был не прав, и это обстоятельство слегка тревожило мою совесть.
На стойке иммиграционного контроля, отыскав бланк и с трудом разбирая подслеповатыми глазами мелкий шрифт, принялся неаккуратно заполнять пустые поля напротив традиционных «откуда-куда-с какой целью- на сколько». Чтобы уточнить какую-то циферку, открыл паспорт из него тут же на поверхность стола вывалился жёлтый листок… Это и был тот самый сертификат, удостоверяющий, что «обладатель сего успешно вакцинирован против жёлтой лихорадки на ближайшие десять лет». «Эй, друг! Вот видишь, я нашёл его. Я тебе не солгал. Теперь и твоя и моя совести могут быть спокойны. Будь здоров, парень и, спасибо за доверие.» - мысленно произнёс я монолог и посмотрел в сторону санитара, но того уже нигде не было видно.
Продолжаю заполнять формуляр. Итак, прибыл «откуда?». Ясный пень: из России. «Куда?» - Танзания. Танганьика. Германская Восточная Африка. Восточная Африка. К Восточной Африке относятся государства, условно занимающие территорию восточнее Нила и южнее Египта. Именно эта территория считается прародиной человечества. Здесь были найдены останки т.н. Homo erectus - человека прямоходящего, который признан непосредственным предшественником современного человека. Эректусы спокойно себе собирали растения, охотились на местную живность на этих землях вплоть до X в. до н.э., пока племена банту, обитавшие на северо-западе континента, не решили осваивать новые земли. Банту выдвинулись на Восток и выпроводили эректуса кочевать по Азии и Европе, где тот успешно-таки трансформировался в Homo sapiens. Ну, а банту продолжили заселять Восточную и Южную Африку. Однако уже в VII в. н.э. арабы, осуществив успешную экспансию на Севере, не преминули воспользоваться возможностью расширить свои интересы на Востоке, организовав крупнейший рынок работорговли на Занзибаре. В это же время племена масаев, теснимые наступающими песками Сахары с севера, погнали свой скот на юг, расселяясь по территории нынешней Кении и Танзании. Учитывая воинственные качества масаев, арабы не стали селиться на материке, предпочитая осуществлять набеги с Занзибара для пополнения людским товаром. Помимо работорговли, арабы привнесли на континент и такую важную составляющую как язык суахили, объединивший в последующем народы в сопротивлении колонизаторам. С XV в. большой интерес к чёрному континенту стали проявлять европейцы. Первые из них, португальцы, проникли было на материк, но были оттеснены на юг несогласными с ними упрямыми арабами. И, наконец, с середины XIX века Африкой плотно занялись англичане, бельгийцы, голландцы, французы и немцы. Как раз последние-то и подмяли под себя нынешние территории Танзании, Руанды и Бурунди, обозвав их Восточно-Африканской колонией или Германской Восточной Африкой. Англичане, время от времени посягавшие на лакомые кусочки, неоднократно были биты немцами и лишь после передела по итогам Первой мировой войны Танганьика, как именовалась материковая часть нынешней Танзании, перешла под попечительство Великобритании. Но не надолго. Как уже было сказано, «всяк сущий в ней язык» суахили сплотил-таки народы как Танганьики так и других территорий, забушевал большой африканский костёр национально-освободительных движений. В результате 9 декабря 1961 года Танганьика стала независимым государством. А в 1964, объединившись со сбросившем арабо-индусское иго Занзибаром (в него входил архипелаг с двумя главными островами Занзибар и Пемба), государство получило нынешнее название – Танзания, или Объединённая Республика Танзания.
Современная Танзания занимает без малого миллион квадратных километров площади материка и островов, на которых проживает около 43 миллионов человек. Подавляющее большинство (97%) населения относятся к многочисленным африканским народностям и этническим группам. Лишь небольшая часть граждан Объединённой Республики, из числа этнических индусов и пакистанцев, проживает исключительно в больших городах, а большинство жителей Дар-эс-Салама и Занзибара являются потомками арабов. Половина танзанийцев исповедует ислам. В основном проживающие на побережье Индийского океана и на Занзибаре. Около сорока процентов материковых жителей христиане, и на оставшиеся десять процентов приходится людей, придерживающихся традиционных верований, а также индуисты и буддисты. Несмотря на то, что государственным языком признан суахили, английский считается официальным языком, и добрая четверть населения страны свободно владеет им.
Танзания является аграрной страной и как большинство африканских стран не относится к разряду преуспевающих. Более того, она входит в число беднейших государств мира. Каждый третий трудоспособный житель безработный, 15% танзанийцев голодают, а больше половины населения не имеет доступа к чистой питьевой воде. Такая грустная статистика.
Вместе с тем Танзания, обладая уникальными флорой и фауной, в значительной мере сохранёнными до настоящего времени, активнейшим образом развивает туристический сегмент экономики государства, и сегодня его доля в ВВП составляет почти 20%. В этом нет ничего удивительного, именно здесь находится самый большой национальный парк в мире. Самое большое озеро Африки тоже здесь. Самая низкая и самая высокая точки континента снова здесь, в Танзании. Именно сюда мы и направляемся. Для того, чтобы полюбоваться чудесами природы и немного повысить потенциал танзанийской экономики.
Заполнив иммиграционный листок, протянул его вместе с паспортом офицеру. Тот уточнил место моего предполагаемого проживания в промежутках между вылазками в горы и на сафари, шлёпнул колотушкой визу в паспорт и пожелал удачи.
.