# Предварительные шаги "Дом"
1. Скачать и установить приложение Grab (iOS, Android)
2. Включить мобильный роуминг для симки к которой привязана банковская расходная карта с долларовой валютой
3. Купить и обналичить доллары, внести валюту на счет банковской расходной карты
4. Составить список мест для посещения и сохранить в гугл-учетке на Картах.
# Предварительные шаги "Тайский аэропорт"
1. Купить за безнал симку с пакетом интернета на время пребывания.
- Если на симке есть интернет-пакет, но нет звонков - доплатить 100-200 бат за голосовой пакет (можно через уже имеющийся интернет)
2. Зарегаться пользователем Grab с тайским номером.
3. Добавить расходную банковскую карту в учетку пользователя Grab
- Через роуминг на симку привязанную к банковской карте придет смс для подтверждения пробного резервирования денег с сервера Grab - 5 бат. Деньги вернутся после подтверждения транзакции.
# Использование приложения
Для работы Grab-у на смартфоне нужен: а) включенный интернет и б) геолокация. Сообщения пользователю от сервиса и общение с водителем идет через приложение, при этом используется только интернет (push-уведомления).
Общая схема как в Яндекс-такси: выбрали маршрут, выбрали вариант поездки (эконом/комфорт), заказали водителя, сервис нашел водителя, водитель подтвердил заказ, дождались машины, доехали и вышли. Оплату за поездку сервер автоматически списывает с привязанной карты и предлагает вам: а) оценить поездку и б) дать водителю "на чай". После подтверждения - "чай" списывается с карты.
## Особенности работы и использования Grab :
- После запуска поиска водителя по маршруту, Grab "маякует" водителям. Первый, кто согласился с ценой предложенной сервисом - получает заказ. Приложение показывает статус вызова "Your driver is going to you...". Обязательно посмотрите и запомните номер машине в статусе вызова.
- Водитель может сразу сообщить, что едет к вам (перевод Гугла) или может попросить уточнить где вы находитесь. Можно написать ему в приложении или позвонить. Тайские водители слабо говорят на английском и понять их акцент довольно сложно, так что лучше писать им сообщения в приложении.
- Уже после принятия заказа, водитель может, письменно или устно, попросить вас отменить заказ. По правилам Grab - вы не обязаны отменять уже принятый заказ. Заказ отменяет тот кого он не устраивает и за это понижают рейтинг отменившему. Естественно лучше настаивать чтобы заказ отменил водитель. Если вы все-таки вы решили отменить заказ, то в опции причины отмены можно выбрать "My driver asked me to cancel" в этом случае рейтинг понизят водителю, если это подтверждается его сообщением в чате заказа. Однако (!) - если вы отмените заказ больше чем через 3 минуты после назначения водителя И если машина находится ближе 500 метров от точки отбытия то вам назначают штраф - 50 бат за обычную машину или 100 бат за люксовую. Так что не стоит медлить с отменой заказа по любой причине. (Примечание: для назначения штрафа должны выполнится оба условия)
- Когда водитель приехал в пункт отбытия, Grab напишет в статусе вызова "Your driver has arrived.." Надо сразу же начинать поиск машины по её номеру.
- Если водитель не может вас найти или в месте вызова нельзя парковаться - он/она проедет дальше, остановится где-то рядом и будет ждать вас, о чем сообщит вам - звонком или сообщением. На карте Grab достаточно точно видно местоположение - ваше и машины, идите к ней следя за своим перемещением (голубая точка) по карте.
- У Grab установлено правило штрафа за задержку старта поездки по вине её участников. Если водитель или пассажир опоздают к месту встречи больше чем на 10 минут, то виновный получает штраф. В случае вины водителя - пассажир получает скидку на 35 бат на следующую поездку. Как и насколько штрафуют пассажира - я не знаю.
- Скидка в счет опоздания водителя истекает через сутки после назначения. Скидку не применяют автоматически. Все скидки пассажиру помещают в статус учетной записи пользователя приложения - в раздел Rewards. Зайдя в раздел нужно выбрать скидку и заказать машину как обычно.
- После начала поездки проверьте чтобы статус заказа в приложении поменялся на "You're on your way...". Если статус не поменялся попросите водителя подтвердить начало поездки, иначе вам начислят штраф за опоздание к пункту отбытия.
- Цена за поездку фиксируется после принятия заказа и все "плутания" водителя остаются на его кармане (и вашем времени). Однако водитель может предложить вам поехать по платным highways для ускорения или поедет по умолчанию. Если 25-70 бат для вас критичны - сразу сообщите водителю что вы не согласны платить дополнительно. Я не отвергал платных дорог, так что не знаю насколько обязательна эта опция. После поездки плата за highways прибавляется к сумме заказа и снимается с карты одной транзакцией.
- "Чай" снимается отдельной транзакцией
Дополнительно могу порекомендовать для вызова такси использовать приложение Google-maps. В отличие от тайской карты Grab - карты Гугл локализованы, в нем удобнее проложить маршрут на родном языке. Гугл также дает больше вариантов заказа Grab-транспорта чем само приложение Grab. Схема простая:
1. Открыли Google-maps и определили текущее местоположение
2. Выбрали из готового списка сохраненных мест или вбили на русском название места куда хотим ехать.
3. Выбрали вариант поездки "Такси" и внизу будет список вариантов Grab-транспорта с диапазонами цен.
4. Ткнули в нужный вариант транспорта - откроется Grab с проложенным маршрутом и выбранным вариантом транспорта
5. Запустили поиск водителя ткнув по большой зеленой кнопке "Book GrabTaxi(Car/Van)".
# Какой вариант транспорта выбрать
Grab по умолчанию предлагает выбрать транспорт из вариантов "GrabCar" и "GrabVan". Если строить маршрут и вызывать Grab из Google-maps (см. выше) то есть еще вариант "GrabTaxi"
- GrabTaxi - это обычное, заезженное, такси со счетчиком + надбавка за сервис Grab. Надбавка за сервис - в Бангкоке 25-40 бат, в Пхукете - 200 бат. Последнее - причина по которой никакого интереса не представляет ездить на GrabTaxi в Пхукете. Но и в Бангкоке не имеет смысла ехать в *такси-со-счетчиком*, иметь все проблемы с его водителями, да еще и дополнительно доплачивать за это.
- GrabCar - это частные машины на сервисе Grab. Нечто вроде уничтоженного у нас Uber-сервиса. Чистые и комфортабельные машины, близкие к премиум-классу, кожаный салон, вежливый водитель и поездка по фиксированной цене, без необходимости следить чтобы вас не обманули на километраже или времени.
- GrabVan и GrabLux - большие и премиум-класса машины. Не пользовался.
По цене варианты отличаются между собой в 40-50 бат за поездку. При небольшой разнице в цене я все время заказывал GrabCar что давало нам существенно больший комфорт и не нужно контролировать ушлых таксистов-профи. Цена на GrabCar отличается от GrabTaxi - на 10-30 бат.
# Grab в Бангкоке (опыт использования)
Средняя стоимость поездки на GrabCar в центральном районе на расстояние 3-7 км. - 110-180 бат. Поездка в SafariWorld (30 км.) с highways - от 370 (туда) до 550 (обратно, в час пик). Поездка в BKK-аэропорт из центра - 480 бат (с highways). Меньше 100 бат за поездку варинтов не было, даже на расстояние в 1 км. Это объясняется базовым тарифом Grab в Бангкоке - 35-50 бат и ценой километража - 5-7 бат за километр и расчетное время поездки.
- В базовый тариф входит стоимость страховки пассажиров на время поездки.
На GrabCar в Бангкок приезжают легковые машины, внутри чисто и прохладно, салоны новые, водители вежливые и тактичные. Отказов от поездки не было. Один раз водительница уехала от нас за три квартала, пришлось топать к ней, и запуталась в маршруте. Но это были её расходы, цена на GrabCar не меняется.
# Grab в Пхукете (опыт использования)
Практически на все вызовы GrabCar приезжали минибасы, включая трансфер из аэропорта. Похоже, что на острове другие типы водителей на Grab не подписаны.
Стандартное ожидание такое же как в Bangkok - 10 минут. Водители находятся так же быстро. Для нас это было критично так как жили мы не в туристических районах и там таксисты и бомбилы не толкутся с утра до ночи.
Средняя стоимость поездки на GrabCar на расстояние 3-7 км. - 350 бат. Такая двойная цена очевидно определяется высоким базовым тарифом: 200 бат за GrabTaxi и 280 за за GrabCar и тройной стоимостью километража - 13-15 бат за километр и и расчетное время поездки. Возможно и излишне большой машиной, однако другие и не приезжали.
Интересно, что в аэропорт Пхукета не пускают Grab-водителей. Из порта нас забирали с дороги, к которой пришлось пройти из здания. Когда мы попросили водителя из одной Grab-поездки отвезти нас в порт подешевле и в обход сервиса, он пояснил, что его может остановить полиция и оштрафовать за трансфер в порт без специальной лицензии.
Такого не было в порту BKK, куда Grab-водитель нас спокойно привез ко входу в здание аэропорта.
На этом всё. Готов пояснить и ответить на конструктивные вопросы.