Пересадку делали через Стамбул.
Бродили в течение четырех часов по терминалу, многолюдному и многонациональному, как Вавилон. Интересно было видеть многие народы, чьи пути пересекались здесь, и рассказывать сыну, кто же это такие... Афганцы, устроившие молитву прямо на полу коридора. Пакистанцы в их длиннополых рубашках и штанах. Сикхи в тюрбанах. Индусы в сопровождении дам, одетых в сари... Севший из Найроби самолет вывалил кучу африканцев, шумных и щебечущих, как стайка попугаев, в разноцветных одеяниях... и многие в конических шапочках, а детки все сплошь с косичками-дреддами... В очереди на посадку да Аддис-Аббебы стояли эфиопы, темные, но с тонкими европейскими чертами лица...Нигерийцы, темные как ночь... Высокие суданцы на рейс до Хартума...
Но с одной нацией нас ждал прокол. Мы так и не поняли, откуда были эти "поклонники сауны", завернутые в простыни .
Итак .
Основными местами для посещения планировались :
Джераш+Аджлун, дворцы пустыни, Мадаба, заезд на ММ, Карак, безусловно Петра, и наконец, Вади Рам. Получилось не всё.
Изучив маршрут, решили избегнуть Аммана ( и как потом оказалось, не зря), и базироваться сначала в Мадабе. А затем переехать в Петру, оттуда в Вади Рам, и затем по пустынному хайвею вернуться в аэропорт.
Сначала планировали взять машину напрокат.
Или в аэропорту,
http://www.montecar.com/Home.htm
или в Мадабе, отдохнув ночь после долгого перелета
http://www.rentareliablecar.com
Цены примерно 45 долл за Тойоту-Короллу + 10 долл в день полная страховка.
Кстати, отступление про деньги и валюты. Однозначно, в Иорданию надо ехать с долларами, а не с евро. Потому что обмен на динары и обратно будет происходить почти без потерь на курсах (конечно, не стоит забывать, что иногда банки берут комиссию). В ноябре обмен USD-JD составлял 1,42 к 1. Обратный обмен был 1,40 : 1 . Для сравнения, по евро эти цифры были 1,00 : 1 и обратный 0,91 : 1.
Размещаться планировали в Мадабе . Варианты были :
Не самый бюджетный «Madaba Inn»
http://madaba-inn.com/
Phoenix Hotel
http://phoenixpalacehotel.com
The Black Iris Hotel
http://www.blackirishotel.com/ourhotel.html
Достаточно долго думали над «The Mosaic City Hotel»
http://www.mosaiccityhotel.com
у них очень хорошие отзывы, и вроде расположены в центре …
Но ! Я вспомнил, что такое центр арабского городка…
В конце концов мы решили остановиться на Mariam hotel,
https://www.mariamhotel.com
о чем в принципе не пожалели. Расположен он подальше, в тихом районе, но до центра 5 минут пешком.
Кстати, последние два отеля предлагают услуги машины с водителем для поездок по близлежащим сайтам, а также услуги проката авто.
Так вот, решив всё-таки брать авто напрокат уже в Мадабе, по приезду туда нас ждал двойной сюрприз. Во-первых, менеджер отеля оказался русскоговорящим. Во-вторых, он заронил в нас мысль отказаться от идеи «рент-а-кар». Потому что :
а) в это время солнце заходило уже в пол-пятого вечера. В пять уже была темень, и вести машину по незнакомой дороге в таких условиях мне не очень улыбалось.
б) стоимость машины с водителем для поездок по местным сайтам оказалась сопоставима с арендой.
Напомню, 55 долл со страховкой в день, и плюс ещё топливо ( 0.8 JD за литр). С другой стороны, мы отдали 35 JD ( 49 долл) за поездку в Джераш и 45 JD за поездку по дворцам пустыни. Обе поездки были по принципу : выезд в 11-00, возвращение в 18-00. Так что в эти дни «сгонять» ещё куда-либо на арендованном авто не представлялось бы возможным. А уж при переезде в Петру, когда мы ехали местами по серпантину, местами пробирались тесными улочками в Караке, потом ехали пустой темной дорогой на подъезде к Вади Мусе… я много раз радовался нашему решению… В Вади Мусу мы выехали около 11-00. Приехали на место около 19-00. Последние километров 30-40 были настолько долгими, что нам казалось, будто ехали часа полтора...
Мадаба.
Безусловно, стоит ознакомиться с картой Святой земли, расположенной в церкви Св.Георгия
Сама Мадаба произвела впечатление немного шумного, и как водится, немного бестолкового городка. Удивило, что в отличие от Сирии, практически невозможно поесть "на ходу". Шаурмы, фаляфели и прочие явства отстсутвовали на улицах. Только если зайти в кафе и разместиться за столиком...
в городке царила обычная повседневная жизнь...
Около Мадабы.
Джераш.
Обязательно стоит посетить. Очень рекомендуем или взять гида, или «примазаться» к какой-нибудь группе туристов. Ну, либо иметь очень, очень хороший путеводитель. Потому что простое блуждание по развалинам никак не может сравниться с интересным и увлекательным рассказом. Гид покажет и объяснит такое количество мест и фактов, что город буквально «оживет» в вашем воображении.
Нашему гиду мы заплатили 15 JD. Наверное, многовато, но он эти деньги отработал вполне. Проведя с нами два часа ( кстати, на Джераш можно запланировать и больше, нам этого времени не хватило), многое показав и рассказав, под занавес он отвел нас на самый край города, к большому котловану, спустился туда, покопался минуты две и вылез обратно с глиняной ручкой от амфоры. Сказал, что ей две тысячи лет. Если даже и слукавил , то все равно приятно. Лежит она сейчас на полке и навевает воспоминания…
В Аджлун не успели. Начало темнеть. Кстати, зимой все музеи и сайты закрываются в 4-5 вечера.
На следующий день поехали по маршруту Каср-эль-Харрана - Азрак - Каср Амра. Так называемые «дворцы пустыни».
Первый и третий однозначно следует посетить. Можно еще чуть напрячься, и доехать до Каср аль-Халлабат ( говорят, что тоже достойный сайт). Но тогда надо выезжать намного раньше.
Каср-эль-Харрана
Нам он понравился своей «холодной» архитектурой, как нельзя больше подходящей к понятию «оборонительный дворец» .
Народа не было вообще никого, и мы минут тридцать-сорок бродили по пустынным галереям, переходам и лестницам..
Азрак
Повторюсь – можно запросто пропустить. Кроме имени Лоуренса Аравийского, некоторое время базировавшегося там, особо примечательного ничего нет…
Каср Амра.
Понравился очень. Правда, в тот период был на реставрации, и наружный фасад был весь в строительных лесах…
А внутри работала бригада ипанцев, восстанавливающих фрески.
Но внутреннее убранство это все компенсировало… Чудесные фрески, совершенно нетипичные для раннего, да и позднего ислама…
Знаменитый медведь, играющий на лютне.
Было очень интересно уже дома, по приезду, увидеть снимки других фресок. Которые в замке были скрыты отсутствием подсветки, и я их снимал со вспышкой, просто направляя аппарат на стены в надежде, что что-то там должно быть.А увидели мы полуобнаженных купающихся женщин, сцены игр, в окружении ангелов и прекрасных интерьеров той эпохи... Стало понятно, почему затем в исламе всё заменилось растительными орнаментами...
Вади Муджиб.
Кому как, а нам на смотровой площадке этого ущелья понравилось провести времени больше, чем 10-15 минут стандартной остановки на пути к Караку. Всё-таки его (ущелья) 800-метровые обрывы создают очень красивую панораму, встречающуюся не очень часто на земле...
Карак.
Чтобы попасть к замку, надо проехать через пол-города. И когда дорога начинает понижаться, на очередном повороте, впереди, вырастает его громадина. Если вы будете двигаться также, как мы – по направлению к Петре, то рекомендуем не спешить, и провести некоторое время на подъезде к замку. С дороги он смотрится очень внушительно (сразу всплывают в памяти кадры «Царства небесного» ). Обычно от замка едут дальше другой дорогой, и такого шикарного вида уже не будет…
Безусловно, Карак сохранился не так хорошо, как Крак-де-Шевалье, и мне показалось, что он заметно меньше сирийского замка, но побродить по его подземельям можно часа полтора-два, особенно если «включить» воображение…
Рядом с замком есть отель. Адрес - kerakcastle@gmail.com
По дороге тоже встречаются живописные ландшафты...
Кстати, если ехать Королевским хайвеем, очень рекомендуем подгадать время и оказаться около Вади Дана (Wadi Dana), это после Тафилы, минут за 10-20 до захода солнца. Там у дороги есть view point, и будет открываться шикарный вид на ущелье Дана, в которое опускается Солнце… Только на ветру жутко холодно после теплой машины, и не мешает заранее утеплиться…