Я сам придерживался того же мнения, пока не начал информационно углубляться в тему этой страны.
Обязательной для моего путешествия Иордания стала в рамках проекта осмотра новых семи чудес света, выбранных Юнеско, потому что там находится Петра.
Кроме того в Иордании есть, как минимум, Красное море, а это значит кораллы и дайвинг и Мертвое море – мечта детства и самое необычное море в мире.
По совокупности параметров Иордания ничуть не уступает Египту и Израилю.
Первый вопрос, который возник сразу: Как добраться?
Вариантов сразу всплыло множество. Колебался вплоть до 2 недель до начала поездки.
Итак варианты из Минска или Москвы, плюсы и минусы:
1) Самый выгодный. Билет Аэрофлота из Москвы до Дамаска (Сирия). Билет по акции стоил 360 долл. Виза Сирии многоразовая – 130 долл. Или 2 транзитные (покинуть страну в теч. 24ч) – 2*50 долл. Виза получается в посольстве в Минске за 2 дня или на границе (возможно, дешевле, для россиян точно). Из Дамаска без проблем можно добраться до Аммана. Те же цены до Дамаска Сирийскими авиалиниями.
2) Белавиа из Минска до Тель-Авива. Билет противоречиво стоил около 400 долл. Вариант требует получения израильской визы (нужно приглашение и время на рассмотрение документов). Для россиян сейчас виза полегче.
3) Турецкие авиалинии из Минска через Стамбул до Аммана – 630 долл. Дорого. Примерно аналогичные цены из Москвы в Амман Royal Jordanian.
4) Самый беззаботный вариант, который и был выбран. Чартер Москва-Акаба. Стоил через чартекс.ру 510 долл. Возвращение через неделю. Плюс экономится сбор за иорданскую визу 15 долл., т.к. Акаба – это свободная экономическая зона, в остальных точках въезда в Иорданию этой мелочи не избежать. Кроме того из Акабы почему-то не берется выездной сбор 5 динар (7 долл.), что тоже приятно.
Процесс приобретения билета достаточно прост.
Любой поисковик в Интернете, запрос «Чартер авиабилеты», выход на сайт компании, продающей чартеры, в моем случае – чартер.ру, заказ с сайта, через день ответ на электронку, далее общение по аське с замечательной девушкой Олесей. Далее просто нужно следовать инструкциям и иметь кредитную карточку. Билет забирается за день-два до вылета в Москве. Есть вероятность, что вылет перенесется, но она в моем случае была мизерна. Короче, мне понравилось. Направлений много, очень может быть, буду пользоваться в дальнейшем.
Сбор рюкзака был недолгий. 2 майки, штаны, отстегивающиеся в шорты, 2 спортивных курточки, маска с трубкой (Красное море все-таки). Не лишним будут фумигаторы от комаров, в акабе и Петре активно жужжали по ночам.
Как обычно из форумов awd.ru и Иорданского клуба были распечатаны листов 100 отчетов, схематические карты, рекомендации. Также у Иорданского клуба через сестру приобрел книжицу-путеводитель, которую видел впоследствии достаточно часто у руссо туристо в самолете и в самой Иордании.
Примерный маршрут в Иордании рисовался пока только программой-минимумом – Красное море в Акабе, Петра, Мертвое море, остальное – на месте.
С таким багажом и выехал вечером из Минска в Москву, стартанув прямо с работы, по пути оформив туристическую страховку, т.к. совсем про нее забыл. Страховка – в любой страховой конторе 7 долл., при страховании с экстримом (дайвинг и т.д.) можно застраховаться за 20 долл.
Приехал в Москву в 6-00, в 7-50 пересекся с сестрой на Савеловской, забрал билетик на чартер и путеводитель по Иордании, оставил ботинки, переобулся в сандали и выдвинулся на аэроэкспрессе в Домодедово. Прикольно смотрелись сандалии на снегу, но 5 минут по снегу стоили лишнего килограмма в рюкзаке на многие километры тяганий в Иордании.
Решил поэкспериментировать. Пиво оставил в рюкзаке и пошел на таможенный досмотр. Эксперимент с треском провалился, пиво улетело в мусорный ящик по заботливой рекомендации таможенников. Вылет в 10-30 задержался на 15 минут.
Перелет сравнительно недолгий – чуть больше 4 часов, это как от Минска до Смоленска на поезде. За полет постарался максимально вникнуть в путеводитель и пропитаться его рекомендациями. Могу сказать, что книжка достаточно полезная, несколько идей и фактов оказались довольно полезными, в общем-то рекомендую к употреблению. Приобрести можно в Москве, связавшись с Иорданским клубом (адрес можно найти любым поисковиком в интернете). Книжка стоит около 10 долл., экономит больше.
Приземлились в обед. Очень красивые виды над самой Иорданией, сфоткал Мертвое море с самолетной высоты, впечатляет.
Красивые фотки, когда делали разворот над Красным морем над Акабой за пару минут до посадки - гористая пустыня стыкуется с лазурным морем. Первый вид гигантского флага Иордании, игрушечные кораблики в воде. Нужно отметить, что все очень похоже на Египетские берега в том же Шарм Эль Шейхе.
Летели в основном россияне. Визы штамповали без проблем. Платить ничего не надо, т.к. у Акабы особый статус. После череды российских паспортов при виде моего белорусского у паспортиста было слабое намерение каким-то, видимо, оговоренным в правилах способом усложнить процедуру оттиска штампа визы. Но, обернувшись, и заметив, что напарник по особым процедурам куда-то вышел, он просто привычно штампанул печать по российской системе.
В аэропорту сразу поменял 300 долл. Курс – около 1,4 долл. за динар. Т.е. фактически курс Евро образца осени 2007 года. Поэтому все цены в дальнейшем буду писать в Евро в расчете 1 к 1. Погрешность будет около 10%, но непосвященным людям будет легче вникнуть в цены. Курс в аэропорту на удивление хороший. Рекомендую менять максимум денег в аэропорту сразу. Потом снимал с карточки, но при съеме терял проценты за обналичку, в банке Акабы при обмене получил 70 динаров за 100 долл., т.е. курс был уже хуже.
Для новичков. Акаба – это самая южная точка Иордании и одновременно самая северная точка Красного моря, находится на пике Акабского залива Красного моря. Рядом в нескольких километрах в зоне прямой видимости из Акабы находится Эйлат – аналогичный курорт Израиля, только побольше. Вечером создается полное ощущение, что Эйлат был построен для того, чтобы туристы в Акабе имели возможность насладиться красивым множеством огней вдали вечером. Тут же в зоне прямой видимости на израильском берегу находится Таба – пограничный переход из Израиля в Египет. Таким образом из Акабы открывается вид сразу на 3 страны, а если проехать на юг к границе с Саудовской Аравией, то можно и 4 страны увидеть одновременно. Из-за того, что залив имеет вид очень острого угла, то привычного морского горизонта не видно, а виден просто израильский и египетский берег.
Т.к. я летел на чартере, то спустя некоторое время после прилета к аэропорту подрулили пара комфортабельных автобусов в Акабу и один микроавтобус на Мертвое море. Как оказалось, в городе был большой праздник, день рождения пророка, по-моему, и автобусы опоздали из-за того, что нужно было выписывать разрешение на их передвижение. Чартерные туристы очень возмущались сервису, которое обеспечил им «Южный крест» - насколько я понял, их туроператор, но в конце концов погрузились и поехали. Я не возмущался, просто набрался наглости и добрался с ними до Акабы до центральных отелей. От аэропорта до города около 15 км. Альтернативно можно добраться на такси. Пару таксистов меня окучивали, начиная с 15 динаров и опускаясь свободно до 5 динаров. До 3 динаров не сбивались, поэтому пришлось поехать на автобусе бесплатно.
Температура по сравнению с отлетной страной просто чудовищная – около 35 градусов, к вечеру сбивается на 29. Сразу всеми клеточками прочувствовал, что вот оно - долгожданное лето, люблю жару в конце марта.
Я разложил все карты Акабы, что у меня были. Но это было лишним. Город достаточно небольшой. За час блужданий можно уже примерно сориентироваться в направлении основных улиц. Опорные ориентиры – Макдональдс у береговой линии, многоэтажный магазин Дрим Молл, гигантский 130-метровый флаг Иордании в конце городского побережья. По мере того, как шагал по городу и учился ориентироваться, заходил во все отели, которые попадались под руку и вскоре после обхода 8 отелей обнаружил не очень радостную вещь. По случая праздника, на который по слухам приехал сам король, все отели города были забиты и найти свободный номер, как минимум сегодня, было, похоже, не судьба. Везде говорили, что так будет во всех отелях. Эта информация, признаться, меня немного выбила из колеи.
Решил обдумать создавшуюся ситуацию в прибрежном кафе. Нашел хорошую кафешку где-то в 100 м от гигантского флага. За 5 Евро получил чудесный ужин. Заказал стейк из курицы и картошку фри. Т.к. картошка уже была закреплена гарниром за стейком, то в итоге мне принесли 2 порции картошки.
Поглощая ужин, любовался, как солнце закатывается за израильские горы и прокручивал еще раз путеводитель.
Еще в самолете прочитал, что за городом есть кемпинг. Примерно представлял, что надо идти по берегу за флаг и там можно его найти. Почему-то подумал, что до него можно легко добраться пешком, километров 5, не больше.
До этого я уже зашел в местный супермаркет Дрим Молл, в котором на минус первом этаже находится что-то типа нашего гипермаркета, только немного поменьше и без продовольствия. Там приобрел за 19 Евро самую легкую и компактную 2-местную палатку. Пришлось этим самым подписаться на увеличение массы рюкзака на 2,5 кг на период всего путешествия. Немалые жертвы, учитывая, что он без динамически меняющегося запаса воды, весил сам килограмма 4, не больше.
Таким образом, поужинав, я двинулся по берегу в направлении флага. Флаг – местная достопримечательность, находится в центре площади, на которой вечером собирается уйма местного народу, чтобы подышать морем и повеселиться по-своему. Сам флаг в длину – метров 20, поднят на высоту 130 м. Кстати, присмотревшись, можно обнаружить в нем дыру метра 3, которую заштопать при указанных габаритах не очень-то легко.
Пройдя площадь, я пошел далее по берегу. Увидев вдали тупик, свернул на автомобильную трассу, вскоре на ней обнаружил указатели «Южный берег» и «Туристический кемпинг». Дорога периодически разветвляется. Вправо идет ветвь в портовые терминалы, влево – в столицу Амман. Я пошел по средней дороге. Через километра 2-3 дорога начала идти в непосредственной близости от моря, имея вид набережной с перилами, как у нас на реках – ограждение и за ним практически сразу вода. Периодически встречались группы машин местного народонаселения, которые останавливались на набережной и отдыхали целыми семьями, расстелив ковры прямо на набережной, курили кальян и мирно релаксировались. Покупаться с набережной довольно проблематично, хотя, допускаю, можно, если знать места, где можно выбраться обратно из воды.
Протопав так еще километра 3, я с подозрением не обнаружил кемпинга, только набережная предательски обрывалась очередным ответвлением в порт.
Вода кончалась, я попросил воды у попавшегося на дороге сломавшегося водителя, он гостеприимно слил часть бутылки, но она оказалась пониженного качества, довольно техническая на вкус, адаптированная под местные устойчивые пищеварительные системы, я ее выкинул. Поэтому когда остановилась попутка, я решил доверить поиск кемпинга местным полупроводникам. Т.к. слово кемпинг они не знали, я согласился с ними, что это почти то же самое, что дайв-клуб. Смутно у меня всплывали мысли из путеводителя и отчетов, подтверждающие догадку их непосредственной близости. За 2 Евро меня доставили до дайв-клуба, который находится по моим прикидкам суммарно в километрах 13 от города.
Около дайв-клуба было обнаружено довольно плотное скопление народа и долгожданные палатки. На месте я купил воды, прошелся вдоль берега, чтобы выбрать место получше. В итоге расположился около здания самой гостиницы дайв-клуба недалеко от забора, огораживающего местный коралловый заповедник. По сути дела это было просто место, где не воспрещается ставить палатки. Туалет на территории присутствовал в виде капитального здания. Я поставил палатку. Это было достаточно сложно, потому что место было достаточно открытое, а «ветер с моря дул, ветер с моря дул…» достаточно сильно. За минут 20 я справился, периодически вылавливая убегающие от ветра чехлы и представляя себя на яхте, орудуя палаткой вместо паруса. В конце концов палатка было надежно пригвожжена камнем и четырьмя колышками к пустынной иорданской земле.
Я сходил омыть ноги к морю, вода была достаточно теплая. Забрался в палатку, из всех мягких вещей сделал матрас и подушку и заснул с мыслями, что тяготы путешествия ничуть не умаляют его общепознавательной ценности и интересности.
Утром я поднялся, позавтракал бисквитами и соком, убедился, что душ в местном туалете не работает, собрал палатку и вещи, отошел на метров 200 к пирсу и наконец-то искупался. Вода была градуса 23, образца Крыма середины июля. Не сильно холодная, но, конечно, не Индийский океан с его +29-30. Прозрачная, кораллы присутствуют, живность в виде рыбок и ежей копошится и шныряет повсюду. Но стоит отметить, кто был в Шарм-Эль-Шейхе, найдет его более привлекательным для снорклинга, Акаба уступает, хотя тоже имеет свой колорит. Плавать лучше в обуви, потому что ежи начинаются около самого берега, особенно, где коралловые рифы. Еще один недостаток Акабы – много мусора на берегу и даже в самой воде на общественных пляжах.
Искупавшись, я насладился увлекательным занятием – бритье в морской воде. Т.к. вода из-за солей очень жесткая, мыло не мылится, но я решил, что это не повод утрачивать интеллигентный облик, и с горем пополам кое-как его возобновил.
Затем я направился в гостиницу дайв-клуба, узнал, где он там расположен, и спросил насчет дайвинга. До этого читал, что где-то здесь на побережье специально затоплен корабль. Но, к сожалению, меня на этот рэк не пустили. Надо отметить, что я уже погружался раз десять, кроме того, занимался плаванием все свое сознательное детство и юность, но до сих пор не нашел времени получить PADI сертификат. В бассейне на родине достаточно скучно и нудно, а в вылазках к морям-океанам жалко времени, все-таки 4 дня. Я уже нырял в Феодосии на затонувший корабль 25 м, но инструкторами были наши украинские ребята, которые не сильно вникали в бюрократию. А тут оказалось железно, нет сертификата – первый раз только на 6 м, второй – 12 м, на затонувший корабль только с сертификатом. Делать нечего, пришлось довольствоваться уровнем новичка. Погружение стоит 45 Евро, довольно дорого.
Мы с инструктором одели гидрокостюмы, баллоны, компенсаторы плавучести, взяли ласты и маску и потопали пешком 200 м к морю. Довольно напряжное занятие добираться до места погружения пешком с берега, а не нырком с катера, мышцы на ногах потом еще давали о себе знать. Про само погружение могу сказать, что ничего необычного, в заповеднике Рас Мохаммед в Шарме было намного круче, но дайвинг – сама по себе классная вещь. Пару раз ловили пальцами рыбу в форме проволоки, причем такую же по твердости, но самостоятельно извивающуюся, как на шарнирах, видели здоровую рыбину полметра в длину. По глубиномеру смотрел, погружался максимум на 10 метров. Зашли с берега, проплыли по кругу большой коралловый риф и выбрались где-то через полчаса, воздуха в баллонах оставалось еще на столько же, в целом, нормально.
Я узнал у инструкторов, где находится корабль, решил добраться туда сам и нырнуть с маской. Вещи оставил в дайв-клубе. Причем, как обычно, крем от загара оставил в рюкзаке и благополучно в первый день обгорел.
От дайв-клуба до затонувшего корабля идти километра 2 по побережью. Ориентир – оборудованный для посетителей Vizitors Centre, благоустроенное место со скамейками, зонтиками. Еще рядом огороженная бетонными блоками перпендикулярно к морскому побережью 20-метровая полоса с надписью Высоковольтный кабель для подводных лодок.
Сам затонувший корабль можно найти по буйку в 50 метрах от берега в форме древнего шара радиусом метр и по стайке дайверов и снорклеров, которые всегда околачиваются в непосредственной близости. Интересно, что ни одной кафешки по всему побережью не было. В этом центре они были, но почему-то не работали. Таким образом режим питания у меня сложился перемещенным к вечеру. Утром – бисквиты, в обед есть не хочется из-за жары, максимум, кока-кола с печеньем, вечером – полный загруз в кафешке.
Я оставил вещи под присмотром арабской семьи, которая мирно сидела на берегу и поплыл к кораблю. Корабль лежит на глубине метров 20. Т.к. вода довольно прозрачная, то осмотреть его корпус даже с поверхности воды можно без труда. Корабль громадный, из иллюминаторов постоянно струились пузырьки плавно порхающих там дайверов. Я подплыл к самому близкому для достижения месту – мачты. В высшей своей точке она находится на глубине где-то 12 м. Вот где-то 2 м мне и не хватило, чтобы ее достать, сложновато все-таки в одной маске. Впечатление от корабля достаточно грандиозное. У кого есть PADI, просто прямая туда дорога. Кроме того есть еще там где-то затонувший танк, тоже наверняка колоритное место.
Я выбрался на берег, собрался и пошел дальше по берегу. Прошел еще километра 2 с намерением осмотреть все до границы с Саудией. Вскоре начались отели и частные дома. На втором частном пляже меня остановил охранник. Мы с ним поболтали на светские темы, он сказал, что дальше дома уважаемых иорданских граждан, поэтому ходить там нежелательно, а до границы с Саудией еще километров 10. Поэтому я развернулся и пошел обратно. Захотел покупаться на частном пляже, опять вышел непонятно откуда из пустынного берега охранник, но я уверил, что покупаюсь здесь не более 10 минут и двину дальше. На что он любезно улыбнулся и похлопал себя по обуви, чтобы я не забыл одеть в воду сандалии. Совет очень ценный, т.к. ежей там было просто тьма.
Потом я прошелся той же дорогой обратно, через каждый километр останавливаясь и купаясь в разных местах, забрал рюкзак из дайв-центра, словил такси до города, сторговался и за 3 Евро добрался до Макдональдса. Макдональдс – самая проверенная для европейского желудка еда, но в нем я ни разу не ел, т.к. местная еда достаточно хорошая и не сильно острая, как в той же Индии. Макдональдс я использовал только в качестве ориентира. Еще раз прошелся в бюджетную гостиницу, которую заприметил ранее, но там опять не было мест. Прошел в другую гостиницу, классом выше, и чудесным образом наконец-то заселился. Альказар – достаточно большая гостиница почти в центре. Находится где-то между Мовенпиком и Пицца Хат. Сингл стоит 25 Евро, завтрак включен. Комнаты очень хорошие. В отеле есть бассейн на внутренней площадке. Кроме того можно ездить в парк водных развлечений, наверное, это что-то вроде пляжа для отеля. Не успел воспользоваться ни бассейном ни парком. Заселился уже к вечеру, а уехал утром.
Вышел в вечерний город, поужинал пиццой в соседнем кафе. Кафешек много, везде можно поесть за 5-7 Евро, алкогольных напитков обычно не предлагают, но есть несколько магазинчиков Дьюти Фри с аэропортовскими ценами и ассортиментом ведущих брэндов. Пиво 0,5 можно купить за 1 Евро. Есть Хайнекен, Амстел и еще несколько сортов довольно приличного качества, много вина местного разлива. Я обычно брал пиво в таких дьютиках.
Вечером сходил к гигантскому флагу, там попил пива с фисташками, любуясь на огни Эйлата. На следующий день решил ехать в Петру. В отеле сказали, что первый автобус едет со станции в 9 утра.
Поднялся утром, позавтракал в отеле, вышел на улицу, словил такси и поехал на станцию. Таксист содрал 2 динара, хотя по расстоянию вполне можно спокойно дойти пешком за 10 минут, просто я не знал точного места, кроме того раз 10 пришлось сказать ему, что не буду я ехать в Петру на его такси всего лишь за 40 Евро, а поеду в 10 раз дешевле, потому что люблю дайвинг и лучше потрачу разницу на него, чем на сомнительный комфорт. Петра находится рядом с местным населенным городом Вади Муса, туда и идет автобус. Я приехал в 8-55, как раз занял последнее свободное место. Автобус меньше обычного, про себя я его назвал ЕвроПАЗик. Намного комфортабельнее нашего ПАЗика, но по размерам такой же. По скоростным качествам тоже хорош – спокойно обгоняли некоторые легковушки. Билет стоит 4 Евро. До Петры ехали часа 2 по живописной дороге, окрестности которой представляла пустыня с гористыми одиночными камнями-скалами. При выезде из зоны Акабы в автобус залез пограничник и посмотрел, чтоб не было ничего запрещенного, для вида расстегнув даже чью-то сумку.
Приехав на станцию в Вади Мусу, я прошел вверх метров 300 всесте с толпой туристических паломников, вышел на кольцевую небольшую площадь. Направо была дорога на Петру, а прямо красовалась вывеска Hotel. Я тут же заселился в довольно приличный отель El-Rashid за 20 Евро сингл. Отелей полно, с заселением особых проблем не вижу. Там немного отдышался, выгрузил вещи и в часов 12 вышел покорять чудо света. Спросил в отеле, как добраться до Петры. Оказывается, совершенно не обязательно брать такси. До Петры максимум километра 2, т.е. 15 минут пешком по дороге, с которой открывается довольно красивый вид на город.
Из-за того что в первый день я сгорел, пришлось одеть спортивную куртку с длинным рукавом, а на голову повязать майку, таким образом приобретя довольно моджахедский вид.
Напитки лучше взять в городе в магазине, при подходе к Петре они дорожают раза в 2-3. Я взял литр Пепси, литр воды, бисквиты и плавленный сыр треугольниками, чтобы обед в Петре был перекусом и не занял много времени.
Билет в Петру стоит 21 Евро на 1 день, 26 – на 2 и 31 – не 3 дня.
За 1 день или даже с обеда до вечера можно вполне осмотреть всю главную тропу до самого верха и обратно, если конечно вы не немецкий пенсионер с лыжными палками и 10-15 км пешочком вас не пугают. Имеет смысл брать 2 дня, если после основного маршрута вы хотите полазить по всяким закоулкам, нехоженым тропам, покарабкаться на живописные горы около туристской тропы. Выбор 3 дней и более актуален, ели вам понравилась программа второго дня и почувствовав дух прирожденного альпиниста хочется насладиться экстримом на полную катушку. Я ограничился одним днем. Выбор в кассе надо делать сразу. Нельзя купить билет на один день, а потом доплатить за 2. На ночь всех из Петры выгоняют. Но мне приходили в голову мысли, что здесь можно остаться на ночь с палаткой. Если охранники не выпускают на ночь специально обученных шакалов и тигров, то, думаю, реально, если, конечно, нет еще каких-либо нюансов.
Тропа после отрыва контроллерами билета сначала идет по обычной равнине, потом начинаются элементы небольших холмиков-гор, которые еще к тому же частично отделаны древними мастерами в архитектурные сооружения.
А затем начинаются скалы помощнее и полный захват воображения.
Через минут 10 после входа начинается огромный каньон шириной от 10 до 20 м, образующийся двумя отвесными скалами, которые уходят ввысь на хорошую высоту. Дополняется это все тем, что скалы имеют различную гамму оттенков и с помощью разной освещенности образуют сказочную картину раскраски. Что-то вроде малахитовой горы из сказок Бажова, только не в зеленой а в желто-оранжево-красно-сиреневой гамме.
И пока ты еще не успеваешь опомниться от красоты того, что увидел только что, ущелье где-то через километр обрывается просветом с визитной карточкой Петры – храмом Казны, вырубленным прямо в огромной скале. И тогда уже точно впечатления тебя бьют прямо по башке, ты понимаешь, что оказался в одном из самых или даже в самом красивом месте в мире.
Ну, во всяком случае, как и с Тадж Махалом, готов полностью одобрить решение Юнеско о внесении этого места в список семи новых чудес света. На ум приходят аналогии пещерного города в Бахчисарае и пещеры с колоннами на острове Элефанта около Бомбея, но это, если проводить аналогию, как эскизы к картине карандашом и сама полноцветная картина.
Внутри Казны обычное глухое помещение, все самое красивое – только снаружи.
Далее тропа из ущелья вырывается на равнину. Мимо древнего амфитеатра, еще каких-то храмов и помещений в скалах. Около каждой крупной достопримечательности располагается табличка с кратким описанием, вполне сносно заменяющая экскурсовода.
Далее идет улица с колоннами.
Везде полно осликов и верблюдов. Желающие могут проехаться на них, если ноги устали. Но на мой взгляд удовольствие сомнительное для людей непривычных к верховой езде, судя по измученным лицам пассажиров. Когда животные переходили на чуть убыстренный темп езды по просьбе кнута погонялы, люди наверху начинали жалеть, что они не пешком.
За равнинным участком находится ресторан, где можно по системе шведского стола отлично пообедать.
Далее дорога идет в гору. Открываются уже очень хорошие горные виды. Повсюду вдоль тропы многочисленные древние пещерные комнатки. Одна из них даже была приспособлена под гараж для местного джипа.
Очередной кульминацией практически в верхней точке открывается здание монастыря, вырубленное в скале. Оно очень похоже на здание казны, непосвященные на фотографиях с лету могут их перепутать, но все –таки отличия есть.
От здания монастыря вверх можно подняться еще на метров 500, там находятся 2 смотровые площадки, с которых открываются отличные виды на долину внизу гор и на черные гряды самих гор.
Напротив монастыря расположена кафешка с удобными скамеечками и сувенирная лавка с серебряными украшениями.
Два молодых человека, по виду испанцы, устроили экстрим-аттракцион и забрались на самую верхушку монастыря. Если присмотреться к фотографии, то можно увидеть на куполе смельчака.
Кстати, забраться на монастырь достаточно легко по горке справа. Главное иметь хорошую обувь. Я попытался начать восхождение, но лямки сандалей предательски натянулись, и пришлось с позором спрыгнуть обратно.
Весь путь наверх занял не более 3 часов с учетом того всех остановок на фотографирование и мелкий перекус.
Назад спустился где-то за часа полтора.
На выходе из ущелья решил устроить гонку с солнцем. Солнце уже зашло за гору, но был шанс, что я поймаю его край, быстро забравшись на гору напротив. Начал забираться на первую горку, не догнал, на вторую, в итоге забрался на самую верхнюю, но словил только остатки красного зарева, сделал последний кадр, и батарейка закончилась. Но вообще в такие альпинистские развлекушки достаточно интересно поиграть, увлекает.
Вернулся в город. И тут понял, что потерял свою гостиницу. Названия я не запомнил, помнил лишь дорогу к ней. Причем заблудился в трех соснах, блуждал по квадрату 200 м и не мог найти ассоциации. Уже возникали мысли пойти в Интернет-клуб, посмотреть фотографию отеля, которую я сделал, когда выходил из него. Но все осложнялось еще тем, что батарея в фотоаппарате села и надо было бы искать еще кард-ридер. Короче, в конце концов я нашел дорогу с автобусной станции и через нее насилу нашел стеклянную дверь отеля, который оказался совсем рядом.
Отдышался в отеле, вытряхнул кучу накопившейся за день пыли и пошел на ужин. Кафешек полно, но цены раза в полтора-два больше, чем в Акабе. В итоге поужинал на 8 Евро пастой болонез в местном итальянском ресторанчике. Зашел в Интернет-клуб. Стоимость часа – 1 Евро, минимум – 1 час. Скинул фотки на флэшку, закинул парочку на одноклассники, пообщался немного и пошел в отель.
На следующий день решил добираться до Мертвого моря. Решил сначала доехать до столицы – Аммана, который находится еще к северу вглубь страны. Автобус, как мне сказали в отеле, стартует в 8 часов, следующие идут каждые полчаса-час до 16-00. Я пришел на станцию чуть раньше 8, но первый автобус был уже заполнен, через 10 минут прикатил второй, и я успешно в него сел. Познакомился с испанцами, которые, осмотрев Петру, тоже двигали в Амман, а оттуда – в Джераш.
Автобусы – те же ЕвроПАЗики. Билет 5 Евро. По-моему, в 12 были уже в Аммане на станции Вахдад, что ли.
До Мертвого моря около 70 км, но рейсовые автобусы туда не ходят.
Местный водитель автобуса мне посоветовал ехать на автобусе в Карак или Акабу, а по пути выйти близко к Мертвому морю. Еще были мысли словить попутку, но для этого надо было хотя бы выехать на трассу к Мертвому морю.
В конце концов решил не рисковать и начал торговаться с таксистом, которые подскакивали каждые 5 минут, завидев меня и мой рюкзак. Начальная ставка была 40 Евро в одну сторону или 60 Евро туда-обратно и подождать 3 часа там, пока я поплещусь вволю. В итоге я сторговался до 20 Евро только туда, а там на месте еще найти кемпинг. Еще была проблема на вокзале поменять доллары, т.к. аэропортовские уже подошли к концу. В конце концов просто снял деньги с карточки в банкомате, что впоследствии делал регулярно. Банкоматов полно, а процент за обналичку вряд ли больше курсовой разницы при обмене в банке, да и удобно.
Таксиста звали Эльтарк, имя свое он очень любил, поэтому учил меня его выговаривать полдороги. В итоге это единственное арабское имя, которое я запомнил в Иордании.
По пути мы остановились, и я сфотографировал очень живописную долину.
Были мысли заехать на реку Иордан. Но в путеводителе я видел фотографию места крещения, и она меня совсем не впечатлила - маленькая речушка. Уважаю историчность места, но интереса к святым историческим местам почему-то нет.
Меньше чем через час были на Мертвом море. По пути раза 2 остановили проверить паспорта. В том числе и анонсированные в отчетах путешественников хаммеры с пулеметами по дороге присутствовали, чувствовалась близость Палестины.
Проехали вереницу отелей и остановились на первом пляже Амман Бич. Вход на пляж платный – 10 Евро. Если платишь за следующий день, то можно остановиться на ночь. В своей палатке или под бедуинским навесом с матрасами и покрывалами. Сам пляж – полная аналогия пляжа отеля, только без самого здания отеля. Присутствуют 2 бассейна, души-омывалки после моря, бары, ресторан со шведским столом, на пляже около моря бесплатные зонтики, стулья, столы, лежаки.
Учитывая, что в отелях поблизости минимальная цена номера от 100 долл., довольно отличное решение для того, чтобы побыть на Мертвом море несколько дней.
Эльтарк довольный, что я остался доволен, уехал обратно в Амман.
Я спустился на пляж, кинул рюкзак на стул под зонтиком и осуществил мечту детства – искупался в Мертвом море. Я уже купался в лимане - суперсоленом озере в Евпатории, ощущения были не новы, но, учитывая красоту места, прозрачность и лазурность воды, это было все-таки круто. При плавании нужно беречь глаза (я одевал очки для плавания), избегать попадания воды в нос. Обветренные и потрескавшиеся на жаре губы сразу дали о себе знать при погружении в воду.
Можно смело брать фотоаппарат с собой и фотографировать себя, совсем не боясь его замочить. Многие брали книжки или газеты, чтобы сделать классические фотографии.
Тут же на пляже можно обмазаться черной глиной. За 2 Евро мальчик обмазывает всех с головы до пят массой из бочки. Через 20 минут можно смывать негритянскую сущность и радоваться прибавлению здоровья.
Так я пробалдел весь день. Пообедал в ресторане по системе шведского стола, который тут называют буфет. Стоит 9 Евро. Набрал тарелку плова и различные виды мяса, тарелку салатов и тарелку сладостей и фруктов. Вечером встретил закат солнца за Палестинские горы. Кстати, периодически приходили приветственные смс-ки от Палестинской сотовой сети, что говорит о непосредственной ее близости.
Ночевал под бедуинским навесом. Наверное, что-то подобное предлагают туристам, когда они едут в экскурсионный тур в пустыню с ночевкой, посмотреть жизнь бедуинов. Испанцы рассказывали, что они так ездили в пустыню Вади Рам с ночевкой у бедуинов. Тур стоил 60 Евро на 2 дня. Ночи теплые, поэтому на свежем воздухе довольно приятно, а еще в непосредственной близости от суперцелебного Мертвого моря. Самое интересное, что остался один, все туристы, а их было на пляже человек 50-100, уехали по своим закрепленным отелям и прочим временным местам для обитания. Так что получилось, что остался один на один с Мертвым морем. Персонал копошился где-то вверху, и я его даже не слышал.
На следующий день купался и загорал. Было классно, но уже начинало не хватать динамики путешествия. Программа-минимум была выполнена: дайвинг на Красном, Петра и Мертвое море. Полистал фотки в путеводителе и понял, что есть еще одно интересное место. Джераш – древний город римского типа, очень хорошо сохранившийся, 60 км от Аммана. Решение ехать сформировалось только в час дня, а еще надо было выбраться с Мертвого моря. Быстро пообедал и ближе к двум попрощался с Мертвым морем. Около Амман Бич стоит всегда много автобусов, но это туристские автобусы, едущие не по маршрутам, а развозящие туристов. Я решил идти на трассу и поймать такси или попутку.
Не прошло и минуты, остановилась Тойота пикап. Я спросил, довезут ли меня за 5 динаров до Аммана. На что водитель сказал, что мол садись так.
Через час был в Аммане, поймал такси и добрался до автобусной станции Абдали. По пути немного поплутали, сначала таксист завез почему-то не на ту станцию и только, когда узнал, что я еду в Джераш, привез правильно. По пути видел какую-то крупную мечеть.
Сам по себе Амман обычный крупноватый город. Достопримечательность, которую можно посмотреть – римский амфитеатр. До нее не добрался, все подобное смотрел в Джераше.
На автостанции спросил автобус до Джераша, который уже стоял. Автобусы обычно ходят не по расписанию, а по мере того, как заполнится хотя бы 80% автобуса. Через 15 минут автобус заполнился и мы поехали в Джераш. Меньше, чем через час были на месте. От остановки автобуса до древнего города метров 300. Мне оставалось меньше часа до заката, и я боялся, что не успею все посмотреть. Билеты уже не продавали. По-моему продают до 16-00.
[img:3d5e