Маршрут:Beirut – Biblos – Faraya –Baalbek – Zahle – Quaraaoun – Beit ed Dine – Sidon—Tyre—Cedars—Ehden—Tripoli—Jeita—Beirut
В Ливан мы собрались спонтанно. Хотелось уехать куда угодно на каникулы, покататься на лыжах и при этом не потратить много денег. Страны Шенгена не рассматривались по ряду причин, билеты на большинство других направлений на время начала поисков стоили от 40тыс. рублей с человека. На глаза случайно попалась чья-то заметка про Ливан и его горнолыжные курорты, билеты оказались сравнительно дешевыми (Аэрофлот, около 16 тыс. рублей с носа), и вот – мы едем в Ливан. 10 дней мы планировали потратить поровну на: а)осмотр развалин, городов и природных достопримечательностей б)катание на горных лыжах в Faraya – на skileb.com есть веб-камеры курортов с архивами за предыдущие годы, их показания вселили в нас уверенность, что снега в ливанских горах будет предостаточно – в последние лет 8 на Новый год снег там был всегда и катание тоже.
Начитавшись отзывов и предупреждений о возможных проблемах на въезде в страну, мы забронировали отели на весь срок пребывания и такси из аэропорта Бейрута в первый отель. Отели в Бейруте, откуда планировали делать однодневные вылазки, бронировали через Booking.com, отель в горах - через сайт skileb.com.
Проблем на въезде (мы неженатая пара, без детей) не было никаких. Вопросов никто не задавал, мои данные ливанский пограничник пробил по базе. Вся процедура заняла от силы 10 минут. Никаких денег в качестве или взамен визового сбора с нас не взяли.
К моменту отъезда из Москвы стало понятно, что в Ливане стоит слишком теплая погода и снега в горах может не быть. На случай, если все-таки повезет, мы взяли с собой лыжные ботинки и одежду, однако задумались об изменении планов.
Планировать передвижения по стране помог путеводитель Lonely Planet (Syria&Lebanon, 2008). Правда, цены, указанные в нем, уже не соответствовали действительности и карты – схемы на его страницах оказались бестолковыми.
Первый день мы провели в Бейруте. Шли куда глаза глядят, грелись на солнце. В этом январе в Ливане стояла необычно теплая погода – температура поднималась до 25 градусов, и мы уже задумывались о купании в море (которое, впрочем, было прохладным). Гуляли по набережной, которая показалась самым приятным местом в городе, пили свежевыжатые соки, (продаются повсеместно и стоят от 40 рублей за стакан).
Прокатились на т.н. «колесе обозрения» в лунапарке тут же, на набережной. Обзора там как такового нет, поскольку сооружение установлено на мысе, а окружающая панорама закрыта плотной застройкой. Зато колесо это вращается с такой скоростью, что в принципе заменяет отсутствующие в парке американские горки. Дошли до одной из достопримечательностей города – Голубиных скал уже перед закатом (темнеет в январе рано, около 16:30 по местному времени). Побродили туда-сюда по улице Hamra. Улица является своеобразным центром жизни города, хотя ничего интересного для себя лично я там не обнаружила – просто вечно заполненная транспортом (в основом гудящими такси) и людьми улица, по обеим сторонам которой – сплошь магазины и кафе. Большая часть «средненьких» отелей Бейрута находится рядом с Hamra.
Одно из основных впечатлений от Бейрута (и, как оказалось потом, ото всей страны вообще) – повсеместная стройка. Если в столице видно, что новые дома стоятся на месте разрушенных или рядом с ними, то за ее пределами вообще создается полное ощущение, что еще 5 лет назад на этих территориях никто не жил – все дома в деревнях выглядят недоделанными и совершенно новыми, при этом людей в них или рядом с ними очень мало. Второе яркое впечатление – несметное количество такси. И они постоянно сигналят всем подряд прохожим, независимо от направления движения. Машины такси – это, как правило, очень старые «мерседесы». Третье впечатление – количество дорогих авто. Столько я не видела даже в Москве. С удалением от Бейрута таких машин становится все меньше, чаще попадаются «безглазые» старые «мерседесы», а в районе Баальбека по сторонам дороги виднеются небольшие кладбища переживших не одно десятилетие ржавых «тазиков».
Второй день. Поскольку в Бейрут нам предстояло вернуться еще на 2 дня в конце поездки, день решено было посвятить Библосу (Byblos, Jbeil). Обратите внимание: почти все населенные пункты в Ливане имеют «двойные» названия (на разных языках), и знать лучше оба, поскольку указатели на дорогах могут содержать либо одно либо другое из них, а люди, которых вы спросите о том, как добраться, например, до Сидона, не поймут, что вы имеете ввиду, пока вы не вспомните, что также город называется Саида. В отеле нам настоятельно советовали взять такси прямо до Библоса, однако нам хотелось экономии и новых впечатлений, поэтому мы, опять же по совету человека на ресепшн, поймали такси до автовокзала Дора (Dawra) за 10000LL, а оттуда доехали на автобусе до самого центра Библоса за 3000LL на двоих (ехать минут 50). Развалины в Библосе – довольно любопытные.
Расположены в живописном месте, занимают большую площадь, рядом с несколькими объектами есть стенды с информацией о них. В восстановленной крепости находится небольшой музей.
Рядом с развалинами – сувенирные магазинчики (которых в Ливане, особенно зимой, не так много) и набережная с кафе.
В целом Библос стоит посетить, однако, если за время поездки в Ливан вы планируете потратить время только на одни римские развалины, то, без сомнения, лучше отправиться в Баальбек.
Третий день. Вечером этого дня мы уже должны были кататься на лыжах в горах. Однако было понятно, что катание, по крайней мере в Фарайе (Faraya-Mzaar), отменяется – слишком тепло, нет снега. Но по условиям брони в случае отказа от номера мы теряли плату за 3 ночи проживания, так что решено было поехать в горы и решить вопрос на месте. Приняли решение взять на прокат машину, чтобы ездить по стране и ехать в горы уже на ней. Через ресепшн cвоего отеля связались с Lenacar(Europcar), и через пару часов их представитель выдал нам Peugeot206(MT)за $33 в сутки на 6 дней. До Фарайи доехали без проблем, свернув с автотрассы в районе Джунии, как нам посоветовал служащий отеля. Нормальной карты страны у нас не было до самого Баальбека, что сильно затрудняло ориентацию в пространстве. Так что первый совет тем, кто пойдет по нашим стопам – найдите и купите в Бейруте хорошую (самую подробную) карту дорог. Хотя это все равно не избавит вас от удовольствия справляться о нужном направлении у местных жителей.
В горах был туман, переходящий в дождь.
Ливанские лыжные курорты внешне очень отличаются от европейских – поселок с отелями выглядит не как единый населенный пункт с центром, магазинчиками и всяческими апре-ски, а как череда одинаковых с лица домов, растянутых вдоль извилистой дороги на несколько километров. Повсюду – стройка, кучки мусора… и, по крайней мере без снега, все это выглядит крайне уныло. Правда, на следующее утро, когда вылезло солнце, картина стала не такой грустной.
Четвертый день. Переночевав в отеле Merab ($110\ночь) и удачно завершив переговоры об отмене дальнейшего проживания, мы через перевал поехали в долину Bekaa, в Баальбек (Baalbek). Служащая в отеле обещала нам, что на нашем «пыжике» через перевал мы не проедем, ибо снег и лед, и набросала на листочке список поселков, через которые надо было его объехать, но мы решили попытать счастья, к тому же хотелось увидеть те самые подъемники, которые должны были доставлять нас на вершины во время катания.
Осмотрели подъемники, вздохнули пару раз и, как-то незаметно для самих себя переехали перевал – тепло было настолько, что снега на дороге совсем не осталось.
Спросив пару раз дорогу на заправках и постах, добрались до Баальбека. Оставили машину на стоянке и отправились осматривать впечатляющие масштабами развалины. Археологический «сайт» в городе разделен на несколько частей. Две из них закрыты для посещения (впрочем, нам случайно удалось побродить по одной из них, войдя через открытую калитку в стене).
Но основной интерес все равно представляет третья, открытая часть – огромная система древних храмов и других сооружений на холме. Бродить там можно часами, разглядывая огромные колонны, разнообразные барельефы, ниши, надписи и углубления.
Как и при посещении других развалин в Ливане, в Баальбеке можно взять индивидуального гида (правда, вряд ли он будет знать русский язык, но французский – точно, английский – вероятно). Услуги гидов стоят, кажется, $20.
На осмотр Баальбекских развалин (включая 2 музея на территории) мы потратили где-то 3 часа. В целом город очень сильно отличается по атмосфере от Бейрута – население в нем преимущественно мусульманское, город значительно более бедный, а соответственно - более грязный, «восточный» и беспорядочно устроенный. Именно в Баальбеке на каждом столбе – флаги Хезболлы и плакаты с изображениями ее лидеров. И, если вам нужны сувениры с символикой партии, покупать их нужно именно тут.
До заката оставалась пара часов, решено ехать в Cedars - снова в горы; была вероятность, что там есть снег и можно кататься на лыжах, к тому же от Баальбека туда – рукой подать. Поскольку указатели на дорогах в Ливане (за редким исключением) отсутствуют как класс, мы изрядно поплутали по улицам города, а, наконец добравшись до нужной дороги, выяснили, что перевал закрыт и поехали в противоположном направлении – в городок Захле (Zahle). Lonely Planet обещал там милую атмосферу, приятные отели, кафе и виды.
Вскоре мы добрались до места. Зашли в три отеля, указанные в путеводителе. Выбрали средний по цене и качеству вариант - Arabi Hotel ($60), который был сносным, но не самым приятным местом. Самый симпатичный вариант, где за номер просили $77, стоял дальше от центра на горе, и мы отказались от него, чтобы не удлинять путь вечернего похода в кафе. Эти самые кафе отыскать оказалось не так просто – зимой часть из них закрыта. А есть хотелось. Так что пришлось поужинать салатами из пластиковых контейнеров и свежими хлебцами с сыром в кафе –пекарне Wooden Bakery.
Городок Zahle оказался действительно приятным местом. Скорее с европейской атмосферой (население, видимо, по большей части христианское). На главной улице – много магазинов известных марок, по центру города журчит речка, на берегах которой как раз в районе отеля Arabi ютится множество летних кафе.
День пятый. Выехав из отеля около 8:30, отправились в местечко Ksara, чтобы посетить подвалы одноименного производителя вина – одного из крупнейших в Ливане и попробовать этих самых вин во время дегустации. Кроме нас посетителей не было, но нам терпеливо показали фильм об истории винодельни, производстве вина, а затем провели по длинным тоннелям с многочисленными дубовыми бочками и дали продегустировать несколько сортов вина. Вино оказалось неплохим, мы купили несколько бутылок в специальном магазинчике (от $5,5 за бутылку). Также Ksara производит арак- местный спиртной напиток, аналогичный турецкой раки и ей подобным. На следующий день по пути нам попалась другая винодельня – Kefraya, но мы решили, что одного знакомства с местными винными заводами нам вполне достаточно.
Далее в программе были еще одни римские развалины – в местечке Anjar недалеко от границы с Сирией. Сохранившихся построек здесь практически нет, от существовавшего когда-то древнего города остались старательно собранные по камушку очертания улиц, домов и часть дворцовой стенки, которая, впрочем, также выглядит как недавно воссозданная. Часть площади занята деревьями.
Следующим пунктом программы было единственное в Ливане озеро (да и то искусственное – образованное с помощью дамбы) – Quaraaoun. Виды рядом с озером очень симпатичные – долина, с обеих сторон высокие горы с заснеженными вершинами , в центре - голубая плоскость воды. Наверное, поэтому в близлежащих поселочках дома скорее смахивают на дворцы, а по дорогам ездят дорогие автомобили.
Объехав озеро справа и слева и даже прогулявшись по дамбе, мы решили, пока не стемнело, отправиться в сторону побережья – были опасения, что мы не успеем увидеть все места, которые запланировали, за оставшиеся 3 дня с автомобилем. Однако проехать по дороге, которую мы выбрали, нам не дали, после долгих совещаний на посту сообщив, что необходим какой-то пропуск, получить который надо было в городе, в котором мы были утром (такое случилось с нами только один раз, больше нас нигде не «заворачивали»). Потеряв время на общении с военными, мы поняли, что заночевать придется тут же, на озере, и направились в единственный, к тому же рекомендованный путеводителем, отель – Macharef Saghbine Hotel в местечке Saghbine. Мы были единственными постояльцами, и нам достался номер с отличным видом на озеро и реку, наблюдение которого на закате и на рассвете стоило промедления на пути к югу страны, $66(?) за ночевку без завтрака и холода в номере, с которым удавалось бороться только с помощью обогревателя.
День шестой. Встав утром, померзнув на балконе во время рассвета (около 6:00) и позавтракав тем, что удалось приобрести накануне в местном минимаркете, мы спросили дорогу у местного жителя и отправились переваливать через горы в районе местечка Kefraya. Виды с перевала ранним утром были великолепные – долина находилась под туманной пеленой.
За перевалом, уже со стороны моря, обнаружился небольшой кедровый заповедник, в котором даже стояли лавочки. К сожалению, ворота были закрыты, поэтому мы осмотрели кедры из-за забора и поехали дальше, вниз, ко дворцу в местечке Beit ed Dine. Дворец оказался довольно симпатичным и интересным, несмотря на то, что его интерьеры по большей части были воссозданы и ощущения чего-то действительно старинного при осмотре не возникает. Часть помещений закрыта – там устраивают камерные концерты и приемы.
В нижней части дворца - полупустынные залы с мозаиками на специальных напольных плитах. В одном из крыльев дворца находятся огромные бани – состоящие из множества помещений разной формы и предназначения. Пожалуй, для меня эта часть достопримечательности была наиболее интересной.
Пообедав недалеко от дворца, мы поехали в сторону Сидона (Sidon, Saida). Вдоль побережья от Триполи до Тира проходит автомагистраль, поэтому перемещения без углублений в материк происходят быстро (все побережье - протяженностью чуть более 220км). В Сидоне мы решили заночевать, а для начала отправились в Тир (Tyre, Sur), еще дальше на юг. Посты на дороге встречались все чаще и чаще, по обеим сторонам шоссе тянулись бесконечные банановые и апельсиново-мандариновые плантации. В Тире обнаружился очень плотный автомобильный трафик. Повсюду пробки, а при арабской манере вождения езда в такой обстановке очень утомляет. Поэтому, вырвавшись из пробки и не слишком пытаясь найти еще одни развалины, которые в Тире определенно есть, мы поехали в местечко Кана (Сana, Quana), где находится пещера, в которой, по одной из версий, было сотворено одно из библейских чудес. Пещера расположена в живописном месте, однако на нас, без особого трепета относящихся к подобным местам, сам грот (довольно маленький) впечатления не произвел.
В Тире мы также заехали на огромный песчаный пляж. В теплое время года там, должно быть, приятно прогуливаться и загорать. Уже затемно приехали в Сидон, потратили кучу времени на петляния по городу – указателей и названий улиц в Ливане и днем не сыщешь, а уж в темноте…, да и движение на дорогах сумасшедшее. В городе (большом и очень многолюдном) по словам местных жителей - всего 2 отеля. Один из них – новый и дорогой Al Quallaa (с нас запросили $100 за ночь) на набережной, прямо напротив крепости, а второй – Yacoub- в глубине города, в одном здании с чем-то вроде дома пристарелых. Там номер стоил, кажется, $50 или 60, но свободных мест не было, поэтому мы были вынуждены вернуться к дорогому варианту. Отель был необычным и довольно милым – все помещения большие, оформленные в восточном стиле, с отделанными камнем стенами, огромными холлами и рестораном на крыше. Под окнами до позднего вечера шумели зазывалы из кафе.