Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Отзывы о Ираке Йемене Пакистане Афганистане. Путешествие по Афганистану и Пакистану. рассказы туристов о Йемене

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #21

Сообщение Karusha » 07 фев 2021, 21:50

usmarine77 писал(а) 07 фев 2021, 02:01:Виза в Курдистан гр. РФ нужна. Возможно сыграл роль ваш вид на жительство в Испании (Я так понимаю вы там живете)


Спасибо за уточнение. Гражданам Испании виза не нужна, просто ставят бесплатный штамп в паспорте на границе.
Аватара пользователя
Karusha
путешественник
 
Сообщения: 1205
Регистрация: 10.06.2009
Город: España, Santiago de Compostela
Благодарил (а): 131 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 60
Страны: 133
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #22

Сообщение Karusha » 07 фев 2021, 21:52

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Символ Иракского Курдистана – флаг, который можно увидеть везде, начиная с контрольно-пропускного пункта на границе и заканчивая лавкой продавца фруктов и овощей на рынке. Но только на территории Курдистана: в Ираке его, естественно, не увидишь. Иракский Курдистан – формально автономия в составе Ирака, занимающая его северо-восточную часть, области Дахук, Эрбиль, Сулеймания и Халабджа. Когда осенью 2017 года правительственные иракские войска захватили Киркук, который на тот момент контролировался курдами (не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сделать вывод о наличии нефти и газа в этом районе, и они таки там есть, одно из крупнейших месторождений нефти в мире), то убрали все курдские флаги в городе и оставили только иракские. Кстати, нечеткие границы между автономией и Ираком, а также то, что сами жители могут свободно перемещаться по всей территории, в отличие от туристов, создает свои сложности в самостоятельном перемещении на общественном транспорте. Маршрутка или автобус может ехать из одного курдского города в другой напрямик, через иракскую территорию, а туристам со въездным штампом или визой Иракского Курдистана туда вход заказан.

К международным стандартам национальный флаг привел известный курдский историк Мехрдад Изади в 1992 году после курдского восстания 1991 года, когда Курдистан получил довольно широкую автономию от Багдада. Флаг с тремя полосами – красной, белой и зеленой – и солнечным диском без лучей посередине, в котором красовался Арарат, впервые был использован турецкими курдами во время восстания 1927 года, когда была провозглашена Араратская Курдская Республика. Да, историческую Армению курды считают своей территорией, ибо давно жили на ней вместе с армянами. И геноцид армян на этих территориях турки осуществляли руками курдов: древний принцип государственной власти “разделяй и властвуй” продолжает прекрасно работать.

Курды (самоназвание ”курмандж”) – один из древнейших народов Ближнего Востока. Большинство курдов – мусульмане-сунниты. Разделение в исламе на два больших течения – суннитов и шиитов – произошло вскоре после смерти пророка Мухаммеда и имеет политическую подоплеку, как, впрочем, и все религиозные течения и группы. Более восьмидесяти процентов мусульман в мире – сунниты.

Шииты считают, что Мухаммед перед смертью назначил преемника – своего двоюродного брата и зятя Али, мужа дочери Фатимы, и власть в общине и халифате должна принадлежать исключительно потомкам Али и Фатимы (у самого пророка не было сыновей-наследников, они умерли в младенчестве): имамами, духовными, а заодно и светскими, лидерами, могут быть только потомки Али и дочери пророка. Так называемый имамат. Крупнейшее шиитское государство – Иран, в нем живет почти половина шиитов мира. Подавляющее большинство арабского населения в Ираке (Южный Ирак) и в Бахрейне тоже шииты. Ну, и азербайджанские мусульмане – шииты. Для шиитов Коран имеет не только прямой, но и скрытый смысл, правильно трактовать который может только имам, непогрешимый потомок из семьи Мухаммеда. В шиизме существует двенадцать достоверно известных имамов, потомков Мухаммеда через Фатиму и ее мужа Али, причем двенадцатый – “скрытый” имам Махди, который проявится на земле перед концом света, неся справедливость и порядок.

Не могу тут не процитировать Бога Кришну из “Бхагавад-гиты”, который говорит Арджуне о том, что лично воплощается на землю в критические моменты истории: «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век». И не стоит понимать слово “религия” в узком ограниченном смысле. До этого Богу дела нет.

Но вернемся к исламу. Сунниты считают, что Мухаммед преемника не назначал, и поэтому последователи пророка сами выбрали халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестя Мухаммеда, отца его младшей любимой жены Айши (кстати, судя по всему дочь пророка Фатима и Айша между собой не очень-то и ладили). Так возник раскол, который еще больше усугубился после убийства имама Али и двух его сыновей Хасана и Хуссейна.
Сунниты признают, в отличие от шиитов, законными всех четырех первых халифов и, помимо Корана, признают еще и предания-сунны о пророке.
Между этими двумя исламскими течениями существует множество богословско-юридических разногласий, но про главное – вопрос власти – не забываем: в современном мире все это проявляется в виде постоянных столкновений на Ближнем Востоке. Как на пороховой бочке.

Итак, курды – сунниты. Когда я спросила об этом Карвана, своего гида, вопрос ему явно не понравился, он вообще против этого разделения на суннитов и шиитов, но из песни слов не выкинешь и для понимания ситуации в регионе это знать важно.

Язык, на котором говорят курды, относится к западной подгруппе иранской группы индоевропейской языковой семьи. Он родственник персидскому, осетинскому и таджикскому языкам. Существует два основных его диалекта: курманджи (северный), на котором говорят в Эрбиле, и сорани (южный).

Курды – древний многочисленный народ, никогда не имевший своей государственности. Интересный феномен своего рода “бездомия”. О нем много чего можно рассказать, если говорить о человеке и его духовном пути: в той или иной форме бездомие – своеобразный обязательный этап этого пути. А если речь о народе? Курды пытаются создать свое государство, но пока с переменным успехом: несмотря на широкую автономию от Багдада, включая даже иные визовые формальности, мировое сообщество продолжает считать Иракский Курдистан все-таки Ираком.

Возвращаясь к символу государственности – национальному флагу. В нем четыре цвета: красный, белый, зеленый и желтый. По числу стран, в которых живет сейчас больше сорока миллионов курдов, – Турция, Иран, Ирак, Сирия. Живут они еще и в Армении, Грузии, Азербайджане, России, странах западной Европы, но основное население сосредоточено именно в этих четырех странах.
Красный цвет символизирует пролитую за свободу кровь. Зеленый – землю, горы и равнины, единые для всех курдов. Белый цвет – мир и равенство. Желтый или золотой цвет – огромное солнце с лучами в центре флага, традиционный символ света и жизни у курдов. Лучей ровно 21, верхний смотрит строго перпендикулярно флагу. Число 21 представляет собой символ возрождения курдской нации и выбрано вовсе неслучайно: число это очень важно для древних религий Курдистана, в том числе для езидов, ведь по их верованиям реинкарнация души происходит на двадцать первый день.

Вот так неожиданно мы и подошли к тому уникальному, что есть в Иракском Курдистане, и что не увидишь больше нигде в мире – к святыне и месте паломничества езидов.
Аватара пользователя
Karusha
путешественник
 
Сообщения: 1205
Регистрация: 10.06.2009
Город: España, Santiago de Compostela
Благодарил (а): 131 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 60
Страны: 133
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #23

Сообщение Karusha » 14 фев 2021, 21:28

Есть в Иракском Курдистане уникальное место, единственное такое в мире. Вот только ради него, наверное, и стоит туда поехать, особенно тем, кто интересуется религиями. Из-за доброжелательных и дружелюбных жителей Курдистана, конечно же, тоже.

Большинство курдов – мусульмане-сунниты, но есть такой народ – езиды, от миллиона до двух (точное число их неизвестно). Основная часть езидов проживает в Ираке, но еще в Армении, Грузии, России, Турции, Сирии и странах Европы. Езиды – приверженцы древней религии Шарфадин. В Иракском Курдистане недалеко от Дахука и в шестидесяти километрах от Мосула находится езидское святилище и место паломничества – Лалиш, Лалыш или Лалеш, которому около четырех тысяч лет. Как Мекка для мусульман, как Хармандир-Сахиб, Золотой храм, в индийском Амритсаре для сикхов, так и Лалиш – единственный храм для езидов, куда хотя бы раз в жизни – а лучше раз в год – должен прийти паломником каждый езид. В октябре наступает особая паломническая неделя. Хотя говоря о храмах... На сегодняшний день Лалиш— уже не единственный храм у езидов всего мира: в 2012 году в Армении был открыт первый езидский храм «Зиарат» (Слтан Эзид), построенный за пределами исторической родины, а спустя несколько лет недалеко выстроили второй, побольше. Но священное место паломничества Лалиш – одно-единственное. Молиться езиды могут везде, но молитвы в Лалише самые значимые.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Кто же такие езиды? Курды это или все-таки не курды? На каком языке они говорят? С языком проще. Езиды говорят на языке “эздики”, который является диалектом курдского курманджи. Во всяком случае никаких проблем в общении между местным гидом курдом Карваном и езидскими старейшинами в Лалише не наблюдалось: все прекрасно понимают друг друга, и Карван мне сказал, что это один язык, но бывает, что слова немного отличаются.

В вопросе курды это или не курды исследователи так и не пришли к единому мнению. Существуют две версии о происхождении езидов: по одной версии общность езиды выделилась из курдского этноса, а по второй – развивалась с ним параллельно. Сами езиды не любят, когда их причисляют к курдам. Наоборот, они считают, что это курды, отказавшиеся от религии Шарфадин и принявшие ислам, отделились от древнего народа езидов. Из-за своих, скажем так, нестандартных для окружения верований, езиды подвергались гонениям и геноциду семьдесят три раза: они ведут счет в своей истории, да, называя геноцид словом «фирман».
Последний, семьдесят четвертый, был совсем недавно, в 2014 году, когда ИГИЛовцы захватили в северном Ираке округ Синджар, где издавна компактно проживают езиды, и приступили к массовым казням и изнасилованиям. Несколько тысяч езидов погибли, молодых женщин и девушек забрали в сексуальное рабство, десятки тысяч вынуждены были бежать в горы... Всего шесть с половиной лет назад.

Надия Мурад, лауреат Нобелевской премии мира 2018 год, – одна из тысяч езидских девушек, которых безнаказанно насиловали и мучили ИГИЛовцы, но одна из немногих, кому удалось бежать из плена. Она не молчит, она борется, не жертва, но выжившая. Книга Надии Мурад “Последняя девушка: история моего плена и мое сражение с «Исламским государством»” вышла в 2017 году. Адвокат Надии – известный международный правозащитник Амаль Клуни – написала предисловие к этой книге. Она есть на русском, в том числе и в интернете. Страшное чтение.

Двадцать первый век, а человек по-прежнему дик, жесток и опьянен-ослеплен вседозволенностью и властью. До какого предела дойдет тьма, прежде чем пожрет сама себя? Какие еще потрясения придется пережить человечеству, чтобы наконец излечиться?

Езидом нельзя стать, им можно только родиться. Прозелитизм в этой религии невозможен. Каждый езид рождается в одной из трех каст, которые до сих пор существуют в обществе: две касты священнослужителей (шейхи и пиры) и каста мирян (мриды или мюриды). Каждая каста включает в себя несколько родов. Межкастовые браки, и уж тем более браки с представителями других национальностей, считаются одним из самых тяжких грехов и не практикуются под страхом отлучения от общины, а то и чего похуже. В древности отступников убивали. На мой вопрос делают ли это сейчас, если вдруг найдутся такие отчаянные влюбленные, Карван покачал головой, но как-то неуверенно. Внутренние дела езидской общины Ирака, поди узнай как там оно на самом деле!

В Лалиш мы приехали после полудня. Я ожидала увидеть небольшой городок с местными жителями, но оказалось, что тут никто не живет, кроме тех, кто следит за порядком и чистотой и обслуживает святилище. Здания вокруг храма предназначены для паломников, которых в дни праздников великое множество.
Но в конце декабря никого на улице не наблюдалось, кроме счастливо улыбающейся старушки, которую заботливо поддерживала молодая женщина. Рядом с ними шел маленький мальчик в полосатых носках.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Босоногие женщины сверкали голыми пятками по промерзшей и холодной земле. «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Оказывается, тут всем надо разуваться не просто на пороге храма, а вообще у входа на территорию всего храмового комплекса, потому что езиды считают святой всю эту землю: это то место откуда, по езидским легендам, началось сотворение земной тверди и где были созданы Адам и Ева. Так что снять обувь это еще минимальные требования. Тут-то мне и стало понятно почему Карван накануне так настаивал на запасных теплых носках. Настоящие езидские паломники тут ходят босиком даже зимой, а малолетки и иноверцы могут и в носках. И на том спасибо!

Езидизм – синкретическая религия с сильным гностическим (оккультным) уклоном. Есть какие-то зороастрийские корни, немного из мусульманства, суфизма, из месопотамских верований, немного из христианства... Хотя у религии и нет основателя, но в упорядочении этого учения в XI веке сыграл выдающуюся роль шейх Ади ибн Мусафир родом из Баальбека, что в современном Ливане. Он изучал суфизм, вел аскетический образ жизни и однажды получил указание свыше идти в Лалиш, где и поселился. Вслед за ним подтянулись его ученики, и шейх Ади основал орден Адавийя. Местные езиды его очень уважали и почитали за праведную жизнь и чудеса. Умер он в девяносто лет, тут же и похоронен. Могила шейха является местом паломничества. Перед смертью шейх Ади назначил преемника – своего племянника, дав начало касте шейхов в езидизме.

Изначально их было две – пиры-священнослужители, которые проводят все необходимые ритуалы после рождения ребенка, свадьбы, похороны, и мюриды-миряне. Так что езидские шейхи ведут свою генетику от рода бездетного святого шейха Ади и имеют арабские корни, в отличие от пиров и мюридов. Сан-титул передается от отца к сыну и женятся они тоже строго внутри своей касты. Все шейхские семьи вместе называются «мала Адиа» (семьи Ади), и существует три крупных родоплеменных союза – Шамсани, Адани и Катани. Кстати, в позапрошлом году скончался 13-й Мир (эмир) Шейхана и всех езидов Тахсин-бег, который правил на протяжении семидесяти пяти лет. Ему было восемьдесят пять. Семь веков предки мира возглавляли езидскую общину, считаясь наместниками шейха Ади и хранителями Лалиша. Еще совсем недавно все, чего касались руки мира, становилось объектом почитания. Теперь миром стал его сын Хазым-бег Тахсин Саид, но не все в сообществе с этим согласны, есть и альтернативные варианты. Восток – дело по-прежнему тонкое.

Шейхи носят белое одеяние с черным поясом и белый головной убор. Пиры – священники, наставники, врачеватели, предсказатели – носят одеяние черное. Существует сорок родов в касте пиров – по «специализации»: в каких-то родах специализировались на излечении детей, в каких-то – взрослых, врачевали определенные недуги. Есть потомственные целители, обладающие определенными экстрасенсорными способностями, а к мнению прорицателей-кочак прислушивались сами шейхи.

Религия Шарфадин была бесписьменной – религиозные гимны-кавлы и поэмы передавались устно – до XI века, когда при жизни реформатора езидизма шейха Ади были записаны две небольшие по объему священные книги – «Джелва» (Книга откровения) и «Масхафе Раш» (Черная книга). Но основным источником информации и знаний по-прежнему являются устные кавлы, которые заучивали наизусть. Мусульмане не считали езидов людьми Писания, в отличие от еврев и христиан, которые получили божественные откровения в виде Торы и Библии и, возможно, поэтому и было столько гонений на них со стороны мусульман. Поскольку езидское общество очень закрытое и о Шарфадине и религиозных ритуалах практически ничего не было известно, в течение нескольких последних столетий езидов обвиняли в поклонении дьяволу, утверждая, что езидский Великий Ангел-Павлин Малак-Тавус, которого первым создал Господь (кстати, езиды считают шейха Ади реинкарнацией Малак-Тавуса и посланником Бога) не кто иной, как шайтан собственной персоной. Путаницу вносит и имя Малак-Тавуса – Азраил. В исламе и иудаизме Азраил – ангел смерти. Но Шарфадин отрицает существование злого духа, ибо Бог всемогущ. Зло, как и добро, исходят от самого человека: это его личная ответственность. Малак-Тавус – огонь: он есть свет и жизнь, если в человеке имеются соответствующие элементы, чтобы принять этот огненный луч-жизнедатель и идти по пути добра, к Богу; если же человек выбирает отвернуться от Бога, то есть идти по пути зла, то ему нечем принять огонь и тогда он несет пожар и уничтожение.

Шарфадин – религия, в которой человек связан с Богом напрямую, без посредников в виде священников: верующие со своими молитвами обращаются непосредственно к Богу. Пиры и шейхи могут благословить человека, молиться за него, провести определенные ритуалы – похороны, свадьбы и так далее, но общаться со своим Создателем человек должен сам.
Езиды верят в единого бога Хоаде, который создал весь этот проявленный мир из изначальной Жемчужины. Помощниками ему стали семь великих ангелов – божественных эманаций, которых он создал за семь дней творения. Начал Бог свою работу в воскресенье, и первый Великий Ангел стал самой главной эманацией Бога, проявившись в виде семицветной радуги, уже включающей в себя всех остальных. Это и был Малак-Тавус, Ангел-Павлин, езиды изображают его в виде павлина. Бог назначил его главой над всеми остальными ангелами и особым покровителем езидов, которым Малак-Тавус передал законы и традиции, священные гимны и кастовую систему.

Ангел-Павлин стал ассоциироваться с синим цветом радуги, божественным цветом небес, поэтому этот цвет не увидишь в одежде езидов: на ношение его наложен запрет. Вообще, у езидов много любопытных и порой неожиданных запретов и три смертных греха. Про невозможность межкастовых и межнациональных браков я уже говорила. Третий смертный грех – поднять руку на шейха.
Набор пищевых запретов езидов довольно странный, но это на мой непросвещенный взгляд. Нельзя есть салат латук, потому что слово это совпадает с именем какой-то там пророчицы; фасоль тоже запрещена (хм, взрывоопасна?); шейхи и ученики их не должны есть мясо петуха (еще один символ Малак-Тавуса), это понято, но почему им нельзя есть вполне безобидную и полезную тыкву? Нельзя есть рыбу в честь пророка Ионы и мясо лани, так как она является предком (отцом) одного из езидских пророков. Запрещено мочиться стоя (ну, это к мужчинам) и в сидячем положении надевать штаны. Это дословная цитата из езидской «Книги откровения», я не поленилась прочитать обе священные езидские книги, только, к сожалению, уже после посещения Лалиша, а то бы непременно полюбопытствовала у знающих свою религию пиров с чем сей загадочный запрет связан. У самой не хватает фантазии догадаться. Или вот еще: справлять естественные нужды в туалете и купаться в бане тоже запрещается. То есть в помещении нельзя, но на природе, стало быть, можно.

Езидам не только запрещено произносить «шайтан», дьявол, «малун» проклятый, «ланат» (проклятие) но и любые слова, хоть отдаленно их напоминающие. Вот что писал в связи с этим А.С. Пушкин в большой заметке «О секте езидов», о которых тогда почти ничего не было известно, в предисловии к своей книге «Путешествие в Арзрум»: «...они воздерживаются не только от произнесения его имени , но даже и от употребления какого-либо выражения, близкого по созвучию к его имени. Например, река на обычном языке называется шатт, и так как это слово имеет отдаленное сходство со словом шайтан, именем дьявола, езиды называют реку аве мазен, т. е. большая вода. Точно так же турки часто проклинают дьявола, пользуясь для этого словом ноль, т. е. проклятие. Езиды тщательно избегают всех слов, имеющих какое-нибудь соответствие с данным словом. И вместо слова наль, означающего также подкова, они говорят соль, т. е. подошва башмаков лошади, и заменяют словом солькер, т. е. сапожник, обычное слово нальбенда, что значит кузнец”.

Езиды считают свою религию одной из древнейших (если не самой древней) и говорят, что Великий Ангел-Павлин Малак-Тавус был явлен во всех религиях и у всех народов, но под разными обличиями. Тот, кто хорошо разбирается в религиозных и эзотерических учениях, может действительно углядеть эту единую связующую нить. Основательница Теософии Е.П.Блаватская также считала, что семеро Великих Кумар (читай – Великих Ангелов) во главе с Санаткумарой (читай – Великий Ангел-Павлин Малак-Тавус) под разными именами присутствуют в каждой религии, ибо являются зачинателями человечества. Об том же говорит Е.И.Рерих: «Сыны Пламени, Сыны Брамы, Великие Риши, Кумары, первые Наставники и Цари, основатели религий, философы и т.д. — все те же семь Величайших Индивидуальностей, проявлявшихся в своих различных аспектах на нашей Земле, и сейчас именно Они составляют Ядро Белого Братства».

Когда-то в глубокой древности на месте Лалиша находился храм Солнца. Езиды по-прежнему поклоняются солнцу, этому научил их Ангел-Павлин.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Когда на этой земле все семь Великих Ангелов во главе с Малак-Тавусом создали первого человека то каждый из них даровал Адаму необходимые для существования органы чувств, а Малак Тавус передал ему дыхание жизни, а потом развернул Адама от себя к солнцу, как к воплощению Создателя, и наказал ежедневно на рассвете возносить Солнцу молитву, трижды упав ниц и обязательно без свидетелей-иноверцев. Пушкин пишет об этом обычае так: “Утром, едва покажется солнце, они босыми бросаются на колени и, повернувшись лицом к светилу, молятся, повергаясь ниц. Для совершения этого обряда они удаляются от людей; они делают все возможное, чтобы их не видели при выполнении этого долга, от которого они даже освобождают себя, смотря по обстоятельствам».
Объектами почитания в Шарфадине служит не только Солнце, но и Луна, и звезды, горы, камни, воды. Дети природы. Также в езидизме существует обряд жертвоприношения, (чаще всего приносят в жертву барана) на разные случаи жизни – исцеление больного, благополучного завершения сложного дела... Отзвуки этих языческих обрядов наблюдаются даже в христианстве, например в Армянской Апостольской церкви, так называемый матах.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

В Лалиш езиды отправляются не только в паломничество, с просьбами и желаниями, но и чтобы излечиться от различных недугов. В Лалише есть два священных источника. Один из них – Гания Зем-Зем – находится в самом храмовом комплексе в пещере Зем-Зем. По легенде из него начался всемирный потоп. Гид Карван сразу предупредил, чтобы мы ни в коем случае не наступали на дверной порог: его нужно перешагивать, причем с левой ноги (видимо, ближе к сердцу). Езиды верят, что это – место для Ангелов и целуют как порог, так и косяк двери при входе в храм. На пороге оставляют денежку. Над входом в храм изображение птиц, звезд месяца и солнца.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Справа от входной двери выделяется барельеф черной змеи головой вверх.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Змея эта связана не с библейской Евой, как можно было подумать, а с библейским Ноем. Во время всемирного потопа ковчег Ноя пристал к горе Синджар в этих краях, но получил повреждение, и вовнутрь хлынула вода. Ной попросил змею заткнуть пробоину, на что змея поставила условия: она сделает это, если Ной разрешит ей кусать людей. Тому пришлось согласиться, змея прикрыла собой отверстие, ковчег с содержимым спаслись.

Карван перешагнул через порог, прошел немного вперед и указал на дверцу в проеме справа.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Вниз, к священному источнику Зем-Зем в пещере, вела узкая и скользкая лестница. Но иноверцев туда не пускают, хотя в интернете есть даже фотографии пещеры и ее описание от тех путешественников, которых все-таки допустили в святая святых. Может, надо было попросить? Как в Тибете, в храме Джоканг в Лхасе, когда, показывая на длиннющую очередь в отдельный небольшой зал, где хранится древняя святыня – прижизненная (ну, так считается) статуя Будды Шакьямуни Джово, привезенная в Тибет в седьмом веке в качестве приданого китайской принцессой Вэнь Чэнь, одной из будущих супруг Сонгцэна Гампо, тибетского царя, при котором в Тибете был принят буддизм, наша гид твердо сказала: «Иностранцам не буддистам туда нельзя, сразу прогонят». А я пошла, внутренний голос сказал мне: «Не слушай ее. Иди». Может, расскажу как-нибудь о том, что произошло.

В источнике Зем-Зем в пещере Лалиша под могилой шейха Ади езиды брызгают друг друга водой, произнося молитвы. Сюда можно спускаться и мужчинам, и женщинам, но ни в коем случае не мужу и жене вместе: там им находиться можно строго по отдельности. А не то ̶к̶о̶з̶л̶е̶н̶о̶ч̶к̶о̶м̶ ̶ ̶ ̶с̶т̶а̶н̶у̶т̶ превратятся в брата и сестру, со всеми вытекающими внезапными неудобствами и ограничениями.

В пещеру эту мы не попали и пошли дальше. Народу сейчас нет, но в дни праздников и паломничества весь Лалиш полон. В храме пусто и царит полумрак. Фотографировать как бы нечего: ни икон, ни фресок, скульптур, ни орнаментов... В главном храмовом помещении хранится реликвия езидов - семь маленьких бронзовых статуэток птиц-павлинов, символизирующих семь ангелов. Но, увы, увидеть ее мне тоже не удалось, так как помещение находилось на ремонте и все оттуда вынесли, оставив только разноцветные шарфы с завязанными узелками.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Дальше идут пещерные залы с гробницами шейха Али

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

и его ученика-последователя.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Саркофаг шейха Али, покрытый тканью с узелками, стоит в большом подземном помещении: паломники трижды обходят вокруг него в надежде, что святой поможет им в нуждах, а потом завязывают на ткани три молитвенных узелка, чтоб желание исполнилось. Мы как раз увидели такой ритуал, но сфотографировать его я постеснялась.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Зато обфотографировалась в темном помещении-подвале, в котором чернели кувшины с маслом. На стенах множество отпечатков женских ладоней. Почему женских? Потому что место это – женское: приходят сюда с просьбой о беременности и детях, обмакивают ладони в масло и оставляют отпечаток на стене. Каменный пол – на удивление теплый, чем глубже и дальше от входа, тем теплее (а вы ведь помните, что мы почти босиком – в одних носках?). И масляно-скользкий, ходить надо осторожно.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

На выходе – особый камень желаний, а рядом лежат ткани-платки. Нужно загадать желание, ̶р̶а̶з̶б̶е̶ж̶а̶т̶ь̶с̶я̶ ̶ прицелиться и забросить платок на камень. Если получится, то оно сбудется. Карван попал с первого раза, а я и пытаться не стала. Желания что ли отмирают?
Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Забралась я на террасу, откуда открывается красивый вид на главную крышу храма в виде граненого конуса, отмечающего место погребения шейха Ади. Рядом еще два – поменьше.
Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

По всему комплексу пять таких конусов, вместе они символизируют солнечный круг. Когда гуляешь по комплексу, то привлекают внимание небольшие почерневшие местечки, в которых явно что-то жгут. Оказывается, это такие небольшие мини-алтари и вечером в них зажигают масло по строго определенному порядку.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)


Недалеко от храма находится второй священный источник Гания Спи (Белый Родник). Иноверцы вовнутрь опять не допускаются. Именно на этом месте, согласно езидскому вероучению, ангелы во главе с Малак-Тавусом создали земную твердь, взбаламутив мировой океан закваской – своим криком (особой вибрацией?). В знак этого события здесь и появился этот священный для езидов источник, в котором они проводят обряд освящения детей, очень похожий на православное крещение. Занимаются всем этим только женщины – монахини-факрая, ведущие аскетический образ жизни, во главе с «кабани»–хозяйкой. Они могут быть из любой касты. Взрослым езидам тоже можно – и нужно – освящаться в этих водах, особенно во время паломнической недели в октябре. Монахини-факрая делают особые шарики «барат» из ила этого источника и дарят их паломникам в знак освящения.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Езидским мальчикам на восьмой день после рождения обязательно делают обрезание. Этим занимаются мужчины.
Недалеко от источника нам повстречался колоритный священнослужитель и разрешил себя сфотографировать.

Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020) Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Еще можно было бы многое написать об интересных обычаях и праздниках езидов (а вы знали, что во время свадьбы юной езидской невесте в голову бросают яблоко в назидание и в память о проступке прародительницы Евы? И это бывает больно), но у меня и так уже количество букофф в посте про Лалиш и езидов зашкаливает. Довольна ли я поездкой в Лалиш ? Еще бы! Вернусь ли я когда-нибудь сюда? Не думаю. Хотя... Неисповедимы пути Малак-Тавуса ...
Аватара пользователя
Karusha
путешественник
 
Сообщения: 1205
Регистрация: 10.06.2009
Город: España, Santiago de Compostela
Благодарил (а): 131 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 60
Страны: 133
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #24

Сообщение Нонна Л. » 15 фев 2021, 18:33

Однако, какое любопытное местечко этот Лалиш! Спасибо, что просветили.
И вот эта фраза заинтриговала.

Karusha писал(а) 14 фев 2021, 21:28:в Тибете, в храме Джоканг в Лхасе, когда, показывая на длиннющую очередь в отдельный небольшой зал, где хранится древняя святыня – прижизненная (ну, так считается) статуя Будды Шакьямуни Джово, привезенная в Тибет в седьмом веке в качестве приданого китайской принцессой Вэнь Чэнь, одной из будущих супруг Сонгцэна Гампо, тибетского царя, при котором в Тибете был принят буддизм, наша гид твердо сказала: «Иностранцам не буддистам туда нельзя, сразу прогонят». А я пошла, внутренний голос сказал мне: «Не слушай ее. Иди». Может, расскажу как-нибудь о том, что произошло.

А что, так можно было? Расскажите, пожалуйста!!!!
Аватара пользователя
Нонна Л.
путешественник
 
Сообщения: 1224
Регистрация: 12.06.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 771 раз.
Поблагодарили: 241 раз.
Возраст: 66
Страны: 98
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #25

Сообщение Karusha » 15 фев 2021, 22:08

Нонна Л. писал(а) 15 фев 2021, 18:33:И вот эта фраза заинтриговала.

Karusha писал(а) Вчера, 20:28:
в Тибете, в храме Джоканг в Лхасе, когда, показывая на длиннющую очередь в отдельный небольшой зал, где хранится древняя святыня – прижизненная (ну, так считается) статуя Будды Шакьямуни Джово, привезенная в Тибет в седьмом веке в качестве приданого китайской принцессой Вэнь Чэнь, одной из будущих супруг Сонгцэна Гампо, тибетского царя, при котором в Тибете был принят буддизм, наша гид твердо сказала: «Иностранцам не буддистам туда нельзя, сразу прогонят». А я пошла, внутренний голос сказал мне: «Не слушай ее. Иди». Может, расскажу как-нибудь о том, что произошло.

А что, так можно было? Расскажите, пожалуйста!!!!


Упс! Фраза по недосмотру сюда попала. Я не пишу этот пост специально для форума, а копирую сюда с моих текстов на фейсбуке, где много всего рассказываю своим френдам - и о поездках в том числе. Извините. Но, если соберусь и напишу об этом эпизоде и о пятидневном полном посте на высотах, то сюда (в тибетский отдел в смысле) тоже выставлю)). А про Иракский Курдистан еще не закончено, продолжение следует. Подумать только: всего-то три с половиной дня поездка у меня была, а сколько фото и букофф)
Аватара пользователя
Karusha
путешественник
 
Сообщения: 1205
Регистрация: 10.06.2009
Город: España, Santiago de Compostela
Благодарил (а): 131 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 60
Страны: 133
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #26

Сообщение - Nikolay » 04 мар 2021, 23:10

Сергей_З писал(а) 04 фев 2021, 21:39:Хотелось бы в марте, но 50/50.

В марте самое лучшее время, тоже хочу поехать, у них 20 марта больший празник - Навруз.
Аватара пользователя
- Nikolay
новичок
 
Сообщения: 36
Регистрация: 10.02.2013
Город: Коломыя
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #27

Сообщение Karusha » 05 мар 2021, 00:26

- Nikolay писал(а) 04 мар 2021, 23:10:В марте самое лучшее время, тоже хочу поехать, у них 20 марта больший празник - Навруз.


Навруз 21 марта.
Аватара пользователя
Karusha
путешественник
 
Сообщения: 1205
Регистрация: 10.06.2009
Город: España, Santiago de Compostela
Благодарил (а): 131 раз.
Поблагодарили: 197 раз.
Возраст: 60
Страны: 133
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #28

Сообщение - Nikolay » 05 мар 2021, 00:43

Karusha писал(а) 05 мар 2021, 00:26:Навруз 21 марта.

В любом случае ехать буду не на один день, а на несколько
Аватара пользователя
- Nikolay
новичок
 
Сообщения: 36
Регистрация: 10.02.2013
Город: Коломыя
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #29

Сообщение - Nikolay » 05 мар 2021, 03:08

Karusha писал(а) 05 мар 2021, 00:26:Навруз 21 марта.

Всё же в Иракском Курдистане празднуют 20 марта, по крайней мере в 2017 году праздновали 20 марта https://youtu.be/8c3M5R8hDIM
Аватара пользователя
- Nikolay
новичок
 
Сообщения: 36
Регистрация: 10.02.2013
Город: Коломыя
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #30

Сообщение Olli » 06 мар 2021, 07:10

А на обратном пути на въезде в Турцию нужен был тест? Легко ли его найти в Эрбиле?
Ещё где то прочитал, что на выезде из Курдистана в Турцию 5-6 часов на границе провели. Ни фига себе? Кто-то что то похожее видел? У меня просто самолёт будет их ближайшего городка турецкого.
Как я переехал в Канаду
Пожалуйста, не пишите мне в личку- она закрыта у меня.
Аватара пользователя
Olli
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6565
Регистрация: 12.11.2004
Город: Оттава
Благодарил (а): 212 раз.
Поблагодарили: 374 раз.
Возраст: 51
Страны: 147
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #31

Сообщение Dimakuznetsow » 10 мар 2021, 18:02

Olli писал(а) 06 мар 2021, 07:10:Легко ли его найти в Эрбиле?

Был в декабре, делал тест для дальнейшего перелета в Египет. Стоит 50$, делают чуть меньше суток (больше похоже что рисуют, сам забор мазка чисто номинальный).
Делают в одной больнице Zanko Hospital, которая находится на Kirkuk road
Dimakuznetsow
новичок
 
Сообщения: 10
Регистрация: 04.07.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 32
Страны: 78

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #32

Сообщение SmSv » 23 мар 2021, 20:55

Здравствуйте, спасибо за Ваш отчет!
неделю назад визу для россиян отменили, запрашивали в польском представительстве. Планирую в конце апреля-начале мая попасть в Курдистан. Если друг кто-то хочет присоединиться, пишите. В феврале удалось посетить Мардин, очень понравилось все, достаточно безопасно чувствуешь себя.
SmSv
полноправный участник
 
Сообщения: 355
Регистрация: 13.03.2009
Город: Тула
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 39
Страны: 28

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #33

Сообщение Everydika » 17 апр 2021, 00:40

Добрый день! Турцию закрыли, как планируете въезжать?
Everydika
новичок
 
Сообщения: 18
Регистрация: 08.02.2021
Город: Иваново
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 34
Пол: Женский

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #34

Сообщение SmSv » 17 апр 2021, 06:04

Если вопрос ко мне, я уже в Турции. Из Ирака вроде пускают
SmSv
полноправный участник
 
Сообщения: 355
Регистрация: 13.03.2009
Город: Тула
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 39
Страны: 28

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #35

Сообщение Olli » 17 апр 2021, 16:28

SmSv писал(а) 23 мар 2021, 20:55:Если друг кто-то хочет присоединиться, пишите. В феврале удалось посетить Мардин, очень понравилось все, достаточно безопасно чувствуешь себя.


2, 3 и 4 мая буду в Эрбиле. Пересечение есть по датам?
Как я переехал в Канаду
Пожалуйста, не пишите мне в личку- она закрыта у меня.
Аватара пользователя
Olli
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6565
Регистрация: 12.11.2004
Город: Оттава
Благодарил (а): 212 раз.
Поблагодарили: 374 раз.
Возраст: 51
Страны: 147
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #36

Сообщение SmSv » 17 апр 2021, 17:35

Olli, планирую с 1 по 6 туда, давайте в лс!
SmSv
полноправный участник
 
Сообщения: 355
Регистрация: 13.03.2009
Город: Тула
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 39
Страны: 28

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #37

Сообщение - Nikolay » 02 май 2021, 18:38

SmSv писал(а) 23 мар 2021, 20:55:Здравствуйте, спасибо за Ваш отчет!
неделю назад визу для россиян отменили, запрашивали в польском представительстве. Планирую в конце апреля-начале мая попасть в Курдистан. Если друг кто-то хочет присоединиться, пишите. В феврале удалось посетить Мардин, очень понравилось все, достаточно безопасно чувствуешь себя.
Как, пустили в Иракский Курдистан без визы?
Аватара пользователя
- Nikolay
новичок
 
Сообщения: 36
Регистрация: 10.02.2013
Город: Коломыя
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #38

Сообщение SmSv » 02 май 2021, 19:12

Да, визу поставили за 1000 динар (70 долларов) на границе. Тест на ковид подешевел: теперь 35 долларов.
Все гладко прошло.
SmSv
полноправный участник
 
Сообщения: 355
Регистрация: 13.03.2009
Город: Тула
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 39
Страны: 28

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #39

Сообщение - Nikolay » 03 май 2021, 02:08

SmSv писал(а) 02 май 2021, 19:12:Да, визу поставили за 1000 динар (70 долларов) на границе. Тест на ковид подешевел: теперь 35 долларов.
Все гладко прошло.
Вы наверно имеете ввиду 100000 динар? Потому что я посмотрел курс, 1000 динар - это 0.68 доллара.
Аватара пользователя
- Nikolay
новичок
 
Сообщения: 36
Регистрация: 10.02.2013
Город: Коломыя
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Страны: 27
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Иракский Курдистан в коронавирусном декабре (2020)

Сообщение: #40

Сообщение SmSv » 03 май 2021, 06:35

Да, извините. Нолик пропустила)
SmSv
полноправный участник
 
Сообщения: 355
Регистрация: 13.03.2009
Город: Тула
Благодарил (а): 50 раз.
Поблагодарили: 10 раз.
Возраст: 39
Страны: 28

Пред.След.



Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумАфганистан, Ирак, Йемен, ПакистанОтзывы: Йемен, Афганистан, Пакистан, Ирак



Включить мобильный стиль