Ни одна из этих поездок не потянула по масштабу впечатлений на отдельный отчёт, но я решил просуммировать и сравнить короткие вылазки в Оман и Бахрейн, тем более что при таком расписании сравнения напрашивались сами собой.
Оман
Oman Air - прекрасная компания с неплохими маршрутами, соединяющими Азию и Европу. Но поскольку перевозчик не летает из РФ, здесь на форуме он не очень известен. Подумывая как перелететь в Европу поинтереснее, я купил билеты Бангкок-Мускат-Тегеран за 12 335 THB, выбрав опцию с двумя сутками транзита в Мускате. Конечно, для большой и разнообразной страны это откровенно маловато, но для первого разведывательного раза лучше так, чем ничего.
Как театр начинается с вешалки, полет приличной компанией, где у меня есть какой-нибудь статус, начинается с лаунджа. Оманский лаундж в Бангкоке традиционно прекрасен как едой, так и выбором алкоголя. Но поскольку мне предстояло в Омане сидеть за рулем, я ограничился парой бокалов шампанского. Там же я на всякий случай распечатал бронь отеля в Мускате и подтверждение запроса на визу Ирана. Как ни странно, последняя бумага очень пригодилась при посадке на рейс в Мускат.
Пять с половиной часов комфортного перелёта на новом боинге, и я снова на Среднем Востоке. Перед паспортным контролем красивые и общительные девушки оформляют VOA. Оплачиваю 20 OMR кредиткой. Тут же реклама e-visa, на которую переходит Оман. Очередь на паспортный контроль для туристов была совсем небольшая по сравнению с очередью из резидентов, но работал всего один офицер, так что процедура заняла минут 15-20. Наконец, сканирование на лентах ручной клади. Мою сумку с техникой рассматривали достаточно долго, но пропустили без досмотра. А мне было чего опасаться: в сумке лежал дрон - устройство, за использование которого на территории Омана без лицензии могут быть серьезные проблемы.
Следующий пункт обязательной программы - получение автомобиля. Однотипные киоски всех известных мировых прокатчиков. Очередей нет нигде. У меня платина Sixt, поэтому при прочих равных я стабильно бронирую у них самый дешёвый автомобиль на автомате. 29 OMR оплачены заранее. Забираю двухлитровую Toyota Corolla. Скажем честно, не самая крутая машина что удавалось получить таким образом, но формальное правило апгрейда они выполнили.
В Мускате меня ждал отель Al Hadow (24 OMR за 2 ночи на Booking.com, самое-самое дешевое предложение в радиусе 100 км). Когда я планировал Оман, я думал взять с собой палатку и ночевать в горной пустыне. Но передумал. В палатке я провёл достаточно ночей в недавней Африке; кроме Омана нигде в ближайшие два месяца она мне понадобиться не должна была, а пространство занимает; затемно искать место для ночлега в новой стране не хотелось, и так далее, и тому подобное. Отель был ожидаемо в стиле «арабский аутентичный эконом», но за свои деньги не так уж плох, особенно если бы они вытравили муравьев и принимали карты, как обещала система бронирования. Совсем рядом супермаркет Spar и рестораны для местных, куча парковок. Даже пешком можно бы дойти до Al Mutrah и Muscat Business District. Знакомству с последним я и посвятил остаток вечера. И это был странный опыт: горячий воздух и совершенно вымерший деловой центр города - только ночная подсветка офисов, банки, редкие автомобили и пара работающих ресторанов.
Рано утром, пока не было палящей жары (разница -3 часа с Таиландом была на руку), я поехал смотреть Al Mutrah. По случаю пятницы и нерабочего часа там было совершенно безлюдно и я отлично погулял пару часов. Единственное место где была жизнь - колоритный рыбный рынок.
Следующий пункт - Old Muscat. Не смотря на название, единственное что на первый взгляд выглядит старым - это горы Хаджар. Я подождал до 10 утра так как имел легкую надежду попасть в галерею в Bayt al Zubair, но она не открылась. Новый National Museum я проигнорировал.
Далее решил покататься по стране в сторону города Sur, пока не надоест. Дорога не только отличная, но и красивая: вид на горный хребет с западной стороны и иногда возникающий Оманский залив с восточной. Безлюдная пустыня прерывается белоснежными домами. Часто останавливался сделать фотографии, благо дорога позволяла. Выгрузился погулять возле пляжей Wadi Munayzif, некупабельных, но в меру красивых. После обеда посвятил пару часов осмотру города Quryat. Пара мечетей, форт, но в общем-то в самом городе делать совершенно нечего. Жара в 45 градусов только добавляла желания поскорее сесть в машину. На обратном пути начался дождик. Интересно, часто ли выпадают в Омане в мае осадки?
Успел на встречу заката на набережной Al Mutrah. В эти часы там было по-настоящему красиво и совсем другие впечатления чем от утренней прогулки. Как в двух разных местах побывал. Поскольку мой день начался рано, желание лечь в кровать и отрубиться тоже не заставило себя ждать.
Check-out из гостиницы сделал пораньше чтобы успеть посмотреть северную часть города. Доехал до Royal Opera House. Расхваливаемая архитектура оперного театра не впечатлила, зато можно было посмотреть пляжи напротив - стало интересно где купаются постояльцы Intercontinental и W. Очевидно, купаются в своих бассейнах так как желание залезать в мелкую мутноватую воду и греться на темно-сером песке у нормального человека возникать не должно. Возможно, где-то в Омане и есть пляжный отдых, но явно не там. Во время короткой пешей прогулки рядом со мной остановился автомобиль и водитель любезно предложил подвезти. Через некоторое время ситуация повторилась. Вообще, впечатление о жителях Омана осталось исключительно приятное: встречавшиеся на пути люди оказывались вежливыми, доброжелательными и лёгкими в общении. Причём теплота не носила ни меркантильный, ни заискивающий характер, как это к сожалению часто происходит в Азии.
Далее доехал до мечети Sultan Quaboos Grand Mosque. Повезло попасть в присутственные для немасульман часы, поэтому побродил часок снаружи и немного охладился внутри. Новодел, конечно, но красивый и вполне достойный посещения. Размеры парковки рядом с мечетью также впечатлили.
Далее можно бы было поехать быстренько осмотреть Seeb, но солнце уже конкретно подпекало и хотелось наконец позавтракать, поэтому я поехал по прямой дороге в аэропорт. Отдельный и совершенно пустой в стиле «дорого-богато» зал First and Business class и экспресс fast track с индивидуальным паспортным контролем конечно потешили самолюбие, но конкретно в этом новом пустующем аэропорту не имели особого смысла. Это не тот же Суварнапум, где даже очередь из элитных статусных пассажиров легко может отнять час на все контроли.
Луандж Омана был традиционно на самом высоком уровне. Далее добавил несколько фотографий. На посадке позабавила ситуация когда сотрудник авиакомпании оценивающе осматривал все ручные клади и предлагал каждому пассажиру что-то сдать в багаж так как соответствующие полки были почти забиты. Но никто не сдавал под любым предлогом (бутылки побьются, иранцы раздолбаи и все потеряют, и так далее). Все это проходило в атмосфере обоюдных улыбок и смеха. Мой сосед, наблюдая эти танцы, сказал что насколько же Оман приятнее ОАЭ. Как бы я не любил компанию Emirates, я не нашёл ничего чтобы возразить.
На двухчасовой рейс до Тегерана Oman Air поставил скромный борт Embraer-175 в компоновке 2-2. Впрочем, кормили большим полноценным обедом с горячим (здесь большой привет российским и многим европейским перевозчикам). Хотя после лаунджа, конечно, у меня аппетита не было напрочь. Довольный поездкой, я думал не о еде, а о том, что меня ждёт в неизвестном мне доселе Иране.
Перед поездкой я мельком просмотрел несколько отчётов и в них красной нитью проходило описание Омана как дорогой страны. Хочу не согласиться с этим. Дорогими (причём совершенно неоправданно) мне показались только отели. Но даже здесь вполне можно найти что-то разумное. Ценник на продукты в супермаркетах был вполне нормальным. В ресторанах для местных (в туристические и дорогие я не заходил) ценны были более чем адекватны. В кофешопах и подобных местах вечером, когда работал гриль, не проблема плотно поесть на 7-10 USD. Утром и днём в выходной я слегка пропетлял перед тем как нашёл какую-то еду, но это культурные особенности. Свежевыжатый соки и кофе из термоса (правда, повсеместно отвратительно-сладкий) стоили совсем смешные деньги. Аренда автомобиля стоила вполне адекватно. Шоппинг в Омане откровенно никакой, и на что еще там тратить деньги я даже и не знаю. На пути в аэропорт я остановился на заправке Shell и спросил принимают ли они карты. К сожалению, не принимали. Я понятия не имел сколько стоит бензин, поэтому отдал все немногие имевшиеся 6 с мелочью OMR и попросил налить 91 бензина. К моему удивлению, у меня оказался почти полный бак, хотя мне нужно было только 2/3. Выступил в непривычной роли спонсора Sixt. Бюджет всей двухдневной поездки получился весьма скромным.
Если соберусь в Оман в следующий раз, то поеду исследовать природные красоты хотя бы дней на 5-7, вооружившись джипом и палаткой, как это описано в великолепном отчете Lucky1860. Короткий тест-драйв Омана показал интересную и разнообразную страну, достойную многократного посещения, особенно таким как я любителям отдохнуть от цивилизации в одиночестве.