Прилет в Янгон, перелет в Тандве, пляж НгапалиУдивителен организм человека, который в предвкушении: четыре перелета до Янгона (так случается, когда сначала хватаешь билеты, а потом думаешь: а куда ж я таки хочу на этот раз), а я всё ещё живая. И даже в состоянии размышлять, с чего начать маршрут.
Моя первая цель – таинственный Мья-У. Этот маленький и не слишком безопасный (по словам самих же мьянманцев) городишко находится в 200км от границы с Бангладеш – в штате Ракхайн, печально распиаренным нашими СМИ года полтора назад. Автобус из Янгона едет сюда 21 час, из Мандалая – 22, из Багана – 23 ещё и с пересадкой. И это только в одну сторону.
«Но Нгапали-то находится с Мья-У в одном штате, а ещё и всего в 400 км – наверняка, это всего часов 10 на автобусе», - думала я. И именно по этой причине собиралась лететь в Тандве. Я вроде как готовилась к поездке: заранее попросила свой отель в Нгапали купить мне билет на автобус в Мья-У. И они сначала шли мне на встречу. Но, будучи уже в дороге, я получила от них сообщение, что в Мья-У вооруженные столкновения, и ехать туда нельзя. Поэтому я летела в Янгон без четкого плана дальнейших действий.
Пока летела, изучала опыт заграничных путешественников: писала на всем известный форум и в директ инстаграма тем, кто недавно публиковал фото из Мья-У. Второй способ искренне всем рекомендую, меня уже не в первый раз спасает.
По итогам полученной инфы пришла к выводу, что в Мья-У ехать можно)))) Поэтому, прилетев в Янгон, сразу же купила авиабилет до Тандве и забронировала в Нгапали отель. Между терминалами аэропорта Янгона (международным и доместик) ходит бесплатный трансфер. И такое ощущение, что ходит без расписания: я подошла, села и мы сразу поехали. Кроме меня никого не было.
К отелю у меня было два требования: первая линия и бассейн с видом на море (залив). Ну и адекватная цена. Выбрала Ngapali Paradise Hotel (с ним же и переписывалась на счет билетов в Мья-У) – 2 ночи за 115$. Отель прям первый от аэропорта, но это нисколько не мешает – наоборот, очень впечатляет, как самолеты заходят на посадку. Отель предоставляет бесплатный трансфер от аэропорта (хотя можно и пешком дойти, но после 5 перелетов приятно, что тебя встречают).
В целом номерной фонд удовлетворительный. Из минусов: английский персонала (отмечу, что и в местном хилтоне ненамного лучше) и WiFi, который как бы есть, но на самом деле нет. В первый вечер я ещё пыталась им пользоваться, ходила на рецепшн, объясняла, что мне надо работать, даже выпросила пароль от другого (не гостевого) WiFi. Но и он работал через раз, поэтому плюнула и раздала мобильный.
Рядом с отелем есть отличная кафешка.
По прилету я снова поинтересовалась билетом в Мья-У, на что сотрудник ресепшена покачал головой и сказал, что это небезопасно.
- Но автобусы ездят?
- Ездят
- И, если я решу ехать, вы закажете мне билет?
- Да, но подумайте ещё раз. Я бы не рекомендовал.
Искупавшись и освежившись, я решила собрать инфу об обстановке в Мья-У ещё и на местности. Заодно и посмотрю эту самую местность. Местность оказалась не особо примечательной, я бы сказала, что даже скучной.
И пляж меня не впечатлил вообще, ибо он очень каменистый.
Но! Я подозреваю, что это так только на участке, ближнем к аэропорту. Вполне возможно, что «за поворотом» те самые красивые картинки, как в интернете. Меня они не особо интересовали, поэтому в ту часть я не ездила.
В целом, могу сказать, что выбором отеля я осталась довольна, потому что даже в отлив напротив отеля есть участки без камней и можно купаться. А вот вид из того же хилтона в отлив оставляет желать лучшего.
Опуская мои метания по поводу Мья-У, выдам итог: все авиабилеты на два дня вперед были раскуплены, поэтому пришлось-таки воспользоваться автобусом (22тыс.чат). Расчетное время в пути 20 часов. 20 против 10, на которые я рассчитывала. Привет, путешествия!
Переезд из Нгапали в Мья-УВ назначенный день в 11:30 (точно по расписанию) к отелю подъехал автобус. С виду ничего, внутри Азия)
Беглым взглядом - я единственный турист. Надеюсь, что это всего лишь трансфер до автовокзала в Тандве.
По дороге автобус собрал ещё несколько пассажиров – по списку. Я утвердилась в своем предположении, что это трансфер. И выдохнула. Ибо ехать в таком автобусе 20 часов было страшновато.
До Тандве доехали за полчаса. Остановились на каком-то автовокзале. Пара человек вышли из автобуса, остальные сидят. Значит, это всё-таки не трансфер. Кто-то пытается зайти, но кондуктор, видимо, говорит, ждать. Загружают багаж. Всё-таки поедем в Мья-У на ЭТОМ. Божечки, хоть бы мой рюкзак остался на месте.
После загрузки багажа (в салон, естественно, тоже) стали рассаживаться пассажиры. Рядом со мной сначала уселась бабуля. Потом все загоношились, затыкали на меня пальцем и говорили, как мне показалось, Мья-У. И бабуля пересела. Может, чтоб мне спать было удобнее, - подумала я. Но, конечно, вряд ли) В итоге рядом со мной посадили детишек.
Через 15 минут (как по расписанию) все расселись, водитель зажевал бетель, и автобус тронулся. Полный. Полнеханький! Ни одного свободного места. Даже табуретки в проходе заняты!
Кондуктор прошёл по автобусу и раздал всем пакеты - не столько для тех, кого тошнит, сколько для тех, кто жуёт бетель. Я порадовалась, что рядом со мной дети) Радость моя длилась недолго: через 10 минут дети вышли в какой-то деревне. Жаль. Но я успела угостить их конфетами и показать фотки)
Рядом усадили мужчину. Разумеется, он жевал бетель и выплевывал остатки в пакет. К слову сказать, и оба водителя, и кондуктор жевали бетель всю дорогу. Только выплевывали не в пакет, а в бутылки.
Автобус, конечно, трешовый - всё скрипит и норовит развалиться. Держится, что называется на чистой карме водителя. Но ребята не расстраиваются, достали портативную колонку, навалили музло, пели и смеялись весь день.
Через два часа остановились на какой-то границе, где кондуктор у всех забрал id-cards, а у меня, соответственно, паспорт.
Граница больше похожа на автовокзал. Кафешки, магазины, зоны ожидания. По-английски, разумеется, никто. Но я нашла туалет, и даже вкусно покушала.
Примечательно, что пока я кушала, жена (как я поняла) одного из водителей сидела со мной. Она не кушала, она купила еды на вынос себе, водителям и кондуктору. И просто сидела. Это было очень мило и позволило мне не торопиться - я кушала и знала, что автобус без меня не уедет.
Минут через 40 поехали дальше. Где, говорю, паспорт? Машут руками: там, впереди. Ну ок. Успокаивает то, что местным их удостоверения тоже не отдали.
Около 17:00 остановились ещё на одной "границе", перекусили там же и вернули мне паспорт.
Проехали к тому моменту около 140км, то есть едем со скоростью 30км/ч. И я начинаю подозревать, что до Мья-У мы доедем многим раньше, чем в 7утра.
Смотрю карту: может в магве увезут? А там пересадка? Но тогда получится больше 20ти изначально обещанных часов. Жду)
Дотерпела до перекрестка на магве - нет, не свернули, едем в сторону Мья-У.
Если пять часов назад я хотела, чтоб автобус ехал быстрее, то теперь я хочу, чтоб он ехал медленнее - что ж я буду делать в Мья-У среди ночи?!
Около 19:30 останавливаемся на ужин. Это первый случай в Мьянме, когда я не понимаю, что ем! Принесли варёный рис и кучу порций чего-то: жаренные листья салата, какие-то маринованные коренья, то ли баклажаны, то ли помидоры. Кушать можно.
Ближе к часу ночи я стала засыпать, проснулась в 2 – стоим. Ну ок, уснула снова. Несколько раз просыпалась, ворочалась. Попутчика моего не было, поэтому я на 2х сидениях прекрасно выспалась. Стояли мы до 7 утра.
В семь (опять как по расписанию) все расселись по местам и автобус начал грузиться на паром. Примерно в 8 мы выгрузились на другой стороне и примерно часа через полтора доехали до Мяь-У. То есть в итоге я провела в автобусе 22 часа.
Мья-УВышла из автобуса, нацепила два своих рюкзака и пошла. Ногами. По асфальту. Необычное чувство после 22 часов почти непрерывного сидения.
Идти я хотела до Lay Myo River, но не тут-то было. Дело в том, что в моих мапс.ми этот гест был отмечен влево от моста. По факту же после моста надо свернуть вправо – но это сейчас я знаю. А тогда не знала, поэтому шла по мапс.ми. Пришла на рынок, а там безуспешно вглядывалась в вывески и тыкала всем в карту в надежде найти гест – принять горизонтальное положение очень хотелось.
После N-ного времени безрезультатных скитаний мне попалась женщина, немного говорящая по-английски. По крайней мере, она смогла понять, что я ищу, и объяснить, куда идти. Я пошла, но до искомого геста не дошла метров 50, свернула в другой – в первый, где на слово «рум» мне кивнули. Мне показали номер с кондиционером за 15тыс.чат. Я в ответ тоже кивнула, закрыла дверь и легла на постель. Гест, конечно, стремненький, поэтому не буду даже искать название. Да и толку от хозяйки нет – она почти не понимает и не говорит. Тем не менее, за 2тыс.чат в день мне был выдан велосипед, и минут через 15 я обратно приняла вертикальное положение и отправилась исследовать Мья-У.
Те 15 минут, которые я провела в номере, мне пованивало рыбой. И пока я шла до геста – мне пованивало рыбой. «Странный запах у Мья-У», - думала я. Пока не начала распаковывать рюкзак и не поняла, что рыбой пахнет от него!!!! Видимо, в багажном отделении мой рюкзак лежал рядом с корзиной сухой рыбы. Хорошо, что основной удар принял на себя чехол, почти защитив рюкзак и защитив вещи (которые у меня в тряпочных пакетах – если бы пропахли они, ходила бы я «рыба моей мечты» до первой прачечной)))))) А так отделалась несколькими стирками чехла и один раз оставила на ночь рюкзак на улице, чтоб проветрился.
В Мья-У мне понравились не столько храмы, пагоды, ступы, сколько сама атмосфера. Атмосфера Мья-У, как мне показалось, именно то, зачем сюда ехать туристу.
В городе нет водопровода (только в гестхаусах и отелях, только холодная вода), поэтому повсюду колодцы и женщины с большими, красивыми кувшинами.
Электричество тоже не везде – как только темнеет, город погружается в тьму. Те редкие (и некачественные) лампочки и фонари лишь обозначат дорогу, но никак её не освещают.
И тем не менее… и вечером, возвращаясь домой по темну, и до рассвета, катаясь по улочкам местных кварталов, я чувствовала себя абсолютно безопасно, размахивала в знак приветствия рукой детям и улыбалась взрослым.
Единственное разочарование постигло меня у какой-то ступы, где мальчик лет пяти, увидев меня, начал кричать «мани мани». Я попыталась узнать у сидячей рядом женщины, понимает ли он вообще, что кричит – это было, разумеется, бесполезно. Женщина развела руками, я тоже развела руками, села на велик и уехала. Собственно, больше я с таким не встречалась. В остальном от Мья-У полный восторг. Если вас не смущает долгая дорогая, сопровождаемая плевками бетеля в пакеты и тошнотой в эти же пакеты, то рекомендую Мья-У на 100%.
Кушать в первый раз я отправилась в Happy Garden – и разочаровалась: очень много масла. Вечером заехала в известный Moe Cherry – тоже особо не впечатлилась. Понравилось в For you рядом с Lay Myo River. И ещё напротив него понравились местные едальни (правда, брала я там только нудлс, но зато мы сумели разобраться, что чикен ноу, а яйцо – ок. Надо было видеть, как дядечка показывал яйцо)))))))))
Из туристов в Мья-У я видела ровно 5 человек. Пожилая пара из Голландии встретилась мне в первый день на закате: я сидела на холме с краю, а они в сопровождении гида чуть выше. Мадам пила кокос и, видимо, не очень устойчиво поставила его на землю. Кокос покатился прямо в мою сторону. Мадам испугалась и закричала, я поймала кокос, она извинилась, мы посмеялись над тем, что это случайно и на самом деле в её планы не входило столкнуть меня с холма.
Ещё одну пару и одного путешественника я встретила вечером в Moe Cherry, но с ними не общалась.
Аа, и ещё на следующий день из Нгапали приехали 4 человека, остановились в Lay Myo River – я ждала их, чтобы узнать, не поделят ли они со мной стоимость лодки к татуированным бабушкам. Но после такого переезда они, разумеется, не захотели никуда ехать. И я поехала одна.
Деревня Чин, женщины с татуировками на лицеПо поводу этой поездки я думала долго: меня волновал морально-этический вопрос. Как и с велорикшами, и с портерами. Это, конечно, не одно и то же, но лично для меня живой зоопарк не лучше эксплуатации человека.
Любопытство победило.
Если мне не изменяет память, за лодку и гида мальчик из Lay Myo River запросил 80тыс.чат. Но, узнав, что я одна, сказал, что гид так-то не особо нужен – съездишь, сфоткаешься с ними, лодочник тебе деревню покажет. 50тыс.чат норм?
- Давай подождем ребят, которые должны завтра приехать. Если они поедут, то мы поделим 80тыс.чат на всех. Если нет, будем думать.
Ребята, как я уже написала, отказались, и разговор с этим мальчиком в итоге у нас состоялся следующий:
- значит, я поеду одна
- да да, но дорого получается. Сколько ты готова заплатить?
- ты же вчера сказал, 50
- ага. Ну давай 40
- ну давай 40))))))))))))
Вот такой бизнес по-мьянмански)))))))))
Чтобы добраться до татуированных бабушек, сначала вас везут на пристань, а потом уже на лодке вы едете по деревням.
Сперва меня повезли в самую дальнюю деревню. И самую раскрученную. Бабушек там больше, чем в других деревнях, и они умеют себя вести: только заходишь, они сразу тебе улыбаются, обнимают тебя, говорят какие-то простые фразы типа «как тебя зовут» и усаживаются для фото))))
Честно, не представляю, что там делать без гида. Меня повезло – когда я приехала в деревню, там были мои друзья, которые вечером раньше чуть не столкнули меня кокосом с холма)))) И они были с гидом. Поэтому я смогла пообщаться и с бабусями, и с туристами, и с гидом.
За живой зоопарк, как я писала во вступлении, бабушки деньги не берут (хотя я не пробовала предлагать просто так), они предлагают купить свои изделия. То ли коврики, то ли мини-пледы, то ли просто декоративный элемент. Честно, я так растворилась в этом во всем, что сразу решила, что куплю у каждой по коврику. В конце концов 10тыс.чат для нас небольшие деньги, а деревне помощь. В общем, уехала я от бабушек с шестью ковриками и выводом, что ездила всегда с рюкзаком 19литров и дальше надо было ездить)))) А тут взяла с собой 55л, теперь меня не остановить, пока он не заполнится доверху (так и вышло в итоге).
После фотосессии и покупки лодочник показал мне деревню. Маленькая деревня, люди занимаются своим бытом: ткут, варят обеды, что-то строят и т.д.
Я попросила гида объяснить лодочнику, что в две другие деревни мне не надо. С бабушками общаться я всё равно только жестами буду, а деревни однотипные. Лодочник обрадовался (начали то мы поздно, а не в 8, как положено) и купил мне кокос! И вот тут-то в этой деревне мне дали не пластиковую трубочку, а многоразовую из бамбука (лодочник её при мне в речке вымыл))))))))
Раз уж сказала про пластик, отвлекусь и скажу, что в Мьянме с пластиком такой же триндец, как и по всей ЮВА. Не понимают ребята последствия своих действий. Парни выкидывают на ходу из автобуса пакеты, бутылки – и ведь ничего им не скажешь. Как объяснить, не зная языка? Полиэтиленовые пакет для каждого нового вида фрукта – норма. Просишь в один сложить, так ещё и сопротивляются: дескать, манго помнется. Да и хрен с ним, с манго. Где манго, и где экология планеты… В общем, это моя печаль и боль (не только относительно Мьянмы, конечно. У нас в России на меня, приходящей в магазин с многоразовыми пакетами, тоже странно смотрят).
Я пыталась рассказывать тем, кто понимает язык, что в России каждую весну мы проводим субботники: выходим на улицы и убираем весь мусор. Организуйте, говорю, у себя тоже. Выходи прибираться один, или с друзьями и вслед за тобой выйдут другие. Головами кивают, но ведь не будут…
Примечательно, что на треке на гору Попа висело объявление:
И на треке на гору Zwegabin тоже:
Но рядом куча мусора. А что творится по берегам рек лучше вообще не видеть.
Возвращаясь к татуированным бабулям, версий их «красоты» настолько много, что, подозреваю, до правды уже не докопаться. Основная, конечно – «портить» красоту во избежание воровства девочек. А вот кто воровал и когда – тут версии расходятся. Кто-то грешит на японцев и вторую мировую, кто-то на соседние племена. Некоторые приплетают сюда духов, тигров, пауков и змей.
Мне лично интересно, на что деревни будут жить, когда бабули отъедут. Это ж не кольца на шею, это татуировки – их симулировать не получится. Надеюсь, что это не войдет в традицию и не коснется молодых поколений.
Дорога из Мья-У в МандалайК этим сутками, как мне казалось, я была морально готова. Но это только казалось)))))))
Давайте сначала. Это был первый случай, когда мне не удалось купить билет на автобус в гестхаусе. Хозяйка поняла, что я хочу, и… отправила меня на автовокзал)))) Даже такси предложила вызвать и цену сказала (цену я не запомнила, так как в мои планы ехать на вокзал не входило). Я пошла в Lay Myo River и попросила купить билет там. Мальчик позвонил на автовокзал, заказал билет и сказал, что в 8 утра заедет за мной. Билет стоит 25тыс.чат. За трансфер денег не взял.
Это был самый трешовый перезд. Я думаю, что на самом деле, он был таким же, как поездка из Нгапали в Мья-У, только тогда я сидела сразу за водителем и не видела того триндеца, который местные устраивали в автобусе. Но, возможно, это просто стечение обстоятельств.
На этот раз я сидела в конце – на предпоследнем ряду. И я видела всё. Бесконечное жевание бетеля и плевки в пакет. Бесконечное жевание снеков, фруктов, пирогов и булочек. Бесконечную тошноту. Разлитую по полу газировку. Рассыпанные по полу снеки. И в довершение всего: кинутые на пол какие-то тряпки, чтобы лечь на них спать.
Сначала я ещё пыталась проверять, чтоб газировка не долилась до моего места, ибо у меня на полу стоял рюкзак с ноутбуком. Потом плюнула. Решила, что рыбу отстирала, и газировку отстираю. Воткнула в уши аудиокнигу (да погромче, особенно когда начался серпантин) и вытыкала её только на остановках – не чтобы насладиться тишиной, а потому что каждый второй просил со мной фото)))))))
Описав весь этот треш, я хочу настоятельно обратить внимание на то, что такое поведение мьянманцев не характеризует их, как личности! Просто у нас с ними нормы разные. А как личности, они добрые и отзывчивые – по крайней мере к туристу. Опять на каждой остановке жестами объясняли мне, что тут туалет, а тут надо покушать, а тут контроль (кстати, на пути из Мья-У паспорт у меня не забирали, просто показывали, куда с ним идти). Подкармливали меня тем, что ели сами. Так я узнала, что можно кушать зеленое манго с чили и солью. То же самое можно делать с зеленой гуавой. А ещё ребята едят креветки, не очищая их от шкурки: креветки так сильно зажарены, а шкурка тонкая и хрустящая, я оценила.
Единственное, что я не оценила – это открытые окна. Дорога узкая, и, разъезжаясь со встречным транспортом, автобус всегда одним колесом заезжает на грунтовку – а это пыль. И эта пыль летит в салон. В конец салона, где я сидела)) Помимо пыли, ночью ещё и очень холодно: автобус несется, и ветер прям пронизывает. А ребята спят. А я сижу в конце. И никаких идей, как сделать так, чтоб весь автобус закрыл окна, у меня нет. В общем, замерзла и запылилась я очень))))))))
И это тот самый случай, когда ты объездил почту всю ЮВА, у тебя с собой скотч, чтобы заклеивать кондиционеры, а тут открытые окна))))))
И тем не менее, я как-то уснула. Проснулась уже в Мандалае, на время внимание не обратила, но было ещё темно, значит, раньше 6ти.
Вышла из автобуса, тут сразу мототакси. Я спросонья забыла про граб и вообще про всё. Только сказала, что мне нужен автобус в Пин-У-Львин. Мне озвучили цену в 3тыс.чат, я вяло попыталась торговаться, но в итоге плюнула и села на байк. Было холодно. Очень. Я пряталась за спину водителя, но мне это не помогало.
Он привез меня на перекресток – карту я не смотрела, но уже потом, когда была в Мандалае, пыталась вспомнить этот перекресток – и мне кажется, что это именно то место, которое в мапс.ми отмечено как «Pyin Oo Lwin pick up». В общем, посадили меня в багажник тук-тука – только это не двухместный тук-тук, как обычно, а большой.
По дороге я не выдержала и достала из рюкзака носки и ветровку. А рядом ехал ребенок, на которого мне хотелось напялить свою шапку. Так начался мой 33ий день рождения.
Монастырь Паак (или Па-аук)Наверное, это история о том, что намерение рождает действие.
Вообще-то я собиралась в Мьянму полтора года назад. И читала, и маршрут писала. И тогда мой потенциальный попутчик предложил переночевать (или даже пожить в каком-нибудь монастыре). Идея мне понравилась, я стала искать, но нашла только ночевку в монастыре во время трека из Кало на Инле – решила, что этого вполне достаточно. Но нынче, готовясь к поездке, прочитала, что туристов этим маршрутом ходит очень много, и ночевка в монастыре, когда вместо с тобой ночуют еще 20 туристов, приобретает характер хостела. Это меня отпугнуло, я вычеркнула трек Кало-Инле из списка «must done», и забила на ночевку в монастыре совсем.
И буквально за несколько дней до вылета наткнулась на информацию о монастыре вблизи Моулмейн. Я пыталась его «впихнуть» в свой маршрут хотя бы на пару дней – безуспешно: Моулмейн слишком далеко и ехать туда, значит, тратить время на дорогу в сторону, противоположную от той, куда мне надо (то есть от Мья-У). Но я зачем-то нашла сайт монастыря. А на сайте нашла информацию о том, что такой же монастырь есть недалеко от Пин-У-Лвин. И пазл сошелся.
На самом деле это центр медитации при монастыре. Приехать туда может любой желающий и на любое время. Только нужно заполнить на сайте монастыря соответствующую форму и получить подтверждение.
Я не знаю, насколько уместно рассказывать об этом на форуме про путешествия. Но это был потрясающий опыт.
Когда я читала про монастырь, видела рассказы о том, что люди приезжают туда «случайно» и остаются там в поисках ответов на свои вопросы. Так вот: это не просто истории из интернета, это правда.
И более того, если раньше мне казалось это побегом от реальности, то теперь я ВДРУГ поняла, что это не побег, это выход. Впрочем, всё это вопросы достаточно философские, не буду их поднимать. Просто скажу, что атмосфера в монастыре наполнена добротой, заботой и любовью. Вроде никто с тобой особо не общается, так как каждый находится в себе, а в то же время есть ощущение общности.
Связь с реальностью пропадает моментально. На второй день я себя поймала на том, что иду по дороге, глубоко в своих мыслях… А где-то в параллельной вселенной мне на встречу несется грузовик (на территории монастыря постоянно идет стройка, ездят рабочие, их семьи, привозят стройматериалы и тп).
Проживание очень комфортное. В моем распоряжении был целый домик. В душевой даже водонагреватель есть!
Монастырь занимает достаточно большую территорию и разделен на две части: мужскую и женскую. В каждой части есть свой зал для медитации и столовая.
Питание вегетарианское, но часто к монастырскому питанию добавляется то, что даруют миряне - и в этом случае бывает курица или рыба.
Расписание в монастыре достаточно насыщенное, но его соблюдение никто не контролирует.
Моей целью было углубиться в медитацию, я решила, что такое расписание придумано не спроста и старалась его соблюдать. Конечно, по три часа я не медитировала, часть времени уделяла работе. Но вставать в 3:30 и обедать в 10:30 оказалось, на удивление, легко.