В отличие от предыдущих путешествий, потребовавших определенной языковой подготовки, переписки с прокатнми конторами и отелями (Мексика, Иран), данная поездка сразу планировалась, как максимально расслабленная, без особой подготовки. Конечно, мы изучилуи и вспомнили географию страны, почерпнули полезную информацию из отчетов и забронировали отель по приезду на первую ночь в Мандалае (поначалу).
Маршрут спланировали такой: Красноярк - Пекин (световой день) - Бангкок (сутки) -Мьянма: Мандалай с окресностями, Баган, Инле, Янгон, Нгве Саунг или Давей, Янгон (13 дней) - Бангкок, Районг, Бангкок (4 дня) - Пекин (световой день) - Красноярск. Длинные стыковки в Пекине с одной стороны достались нам в нагрузку к дешевому перелету в Бангкок, с другой стороны позволили нам познакомиться со столицей Китая, где мы ни разу не были. Тем более днем. Длительность пребывания в разных местах на маршруте по Мьянме решили регулировать в зависимости от настроения и впечатлений. Расходы буду указывать по ходу, итог подведу в конце.
18.02.2017 Вечерний вылет из Красноярска прошел без проишествий, хотел я написать, но ни тут то было. Багаж, как и планировали, оформили сразу до Бангкока, чтобы по Пекину гулять налегке. А вот дальше, на паспортном контроле нас тормознула бдительная тетя. Ее насторожили иранские визы в наших паспортах. Нервно листая все страницы паспортов в обоих направлениях, она упорно допытывалась, что мы делали в Иране. Она никак не могла поверить, что мы там отдыхали, знакомились с людьми, культурой и достопримечательностями страны. Мы пытались ее успокоить, объяснить разницу между Ираном и Ираком и даже напомнили ей, что Иран - это единственная на планете страна, которую можно назвать нашим союзнитом в Сирии. Тщетно. Она вызвала сослуживца, молодого человека, который увел нас в отдельный кабинет и начал задавать неприятные мне вопросы о наших путешесвиях, месте работы, заработке. Я не стал (хотя очень хотелось) отвечать невежливо, поскольку не желал прервать наше путешествие в самом начале. Спустя 15-20 минут он, наконец, от нас отстал и мы пошли на посадку.
19.02.17 Пекин Перелет авиакомпанией S7, на аэробусе А -320 длился 3.5 ч., прошел легко, неутомительно, правда по прилету лайнер добрых полчаса катался по летному полю в надежде найти парковку. Поскольку прибытие наше пришлось на середину ночи, после паспортного контроля мы решили пару часов вздремнуть, а потом отправиться, как и планировали на Великую китайскую стену. До Стены предстояло добираться тремя видами транспорта - экспресс-поездом (25 юаней на человека), на метро (4) и на электричке (6). С помощью заранее подготовленных дацзыбао с названиями пунктов пересадки это оказалось нетрудно. Единственная мелкая неожиданность - выйдя на станции метро Xizhimen, мы обнаружили, что нужная нам железнодорожная станция с ноября месяца не работает (служащий станции достал из шафчика записку с информацией на английском как альтернативно добраться до Бадалина). Пришлось ехать по другой ветке до ст. Huoying к другой ж/д станции, откуда ходят электрички до Китайской стены. Электрички очень комфортные: теплые, чистые, уютные, бесшумные (не едешь - плывешь), мягкие широкие сиденья, телевизоры, туалеты, вагон-буфет.
Через 1 ч 40 м мы благополучно прибыли на станцию Бадалин, откуда пешком около. километра шли до входа на Китайскую стену. Несмотря на толпы народа, первым знакомством остались довольны.
В будущем надеемся посетить менне людные участки стены. В город вернулись без приключений. В районе станции Dongzhimen зашли в одно из местных кафе отведать китайской еды в Китае. Я заказал дим-сомы, прямо при нас раскатали тесто, налепили пельменей, отварили и подали в обалденно-вкусном бульоне с со специями и зеленью+бонусом к ним шел какой-то слоеный пирожек, типа самсы с мясом! Милая взяла готовые блюда, но очень долго выбирала, ходила вокруг стола с готовыми кушаньями, не решаясь ничего выбрать, т.к. был непонятен состав. Повар, не говоря по английски, только жестами показывал, острое или не острое. В итоге онв взяла те блюда, в которых угадывались знакомые продукты - утиные ножки в соусе и баклажаны с овощами. За обед с напитками заплатили 40 юаней. Ай как вкусно!!! На поезде-экспрессе без проблем добрались от Dongzhimen до аэропорта. После полуторачасовой задержки вылетели в Бангкок.
20.02.2017 Бангкок.
Здесь нас ждал сюрприз - на ленте выдачи багажа не оказалось нашего рюкзака, в котором были все наши вещи, кроме телефонов и той одежды, что была на нас. Да еще зарядные устройства и книжку Кулешова про Бирму я вынул из багажа в последний момент. Мы обратились в службу разборок. Судя по всему наш рюкзак задержали в Пекине, из-за оказавшейся в нем зажигалки. Зажигалка, спички, какой-то аккумулятор (но без надписи Samsung S7), аэрозоль были изображены на картинке в кабинете службы разборок, как предметы, запрещенные к провозу в багаже. Вот бы такой плакатик на стойку регистрации S7 в Красноярске! . Далее представитель Хайнаньских авиалиний составил бумагу о недоставленном багаже и сказал, чтобы двинуть багаж дальше, нужно мое письменное согласие на его вскрытие. На этом же листе было также написано, что я осведомлен о правилах, касающихся всех этих зажигалок, батарей и прочих аэрозолей. Я хоть и не был осведомлен, но подписал. Очень хотелось поскорее вернуть свой рюкзак. Затем служитель спросил, где мы опланируем остановиться, на сколько и куда двинемся дальше. Ну, чтобы знать, куда вещи доставить. Тут была сложность - мы мы планировали пробыть сутки в Бангкоке, затем вылетить в Мандалай, а дальше непонятно где и сколько пробудем. В Бангкоке отель не бронировали, как поселимся - напишем ему. Он говорит, что багаж прилетит в Бангкок в лучшем случае следующей ночью тем же рейсом, а так может и через два дня и больше. Я говорю, хорошо бы следущей ночью - у них будет время с 2-х ночи до 7-30 утра привезти багаж в отель, который я им сообщу. В 7-30 мы покидаем отель, покидаем Таиланд и в летим в Мандалай, где и заночуем. Я сказал, что наших дальнейших планов мы не знаем (мы планировали двигаться от Мандалая до Янгона в произвольном темпе). Он сказал, что не факт, что багаж прилетит завтра, а в Пекин позвонить и ускорить отправку он не может. На том и расстались, обменявшись контактами. Утром, поселившись в отеле на Каосане за 800 бат, я сообщил адрес и телефон Хайнаньскому представителю, затем написал телегу в s7, потом звонил в контактный центр, а также в Красноярское и Бангкокское представительство s7, призывая их позвонить Хайнаньским партнерам в Пекин и убедить их отправить мой несчастный рюкзак в Бангкок ближайшим рейсом. S7 заняла твердую позицию - мы ваш багаж передали другому перевозчику, разбирайтесь с ним сами, мы его просить ни о чем не будем. Мы решили прогуляться по городу, заодно купить каких-нибудь трусов на первое время.
Сходили в Королевскую галерею, рядом с Монументом Демократии, поднялись к храму на горе - Ват Сакет или Золотая гора, зашли в Китайский квартал, прокатились по Чао-Прае. Вечером заказали хороший ужин в кафе на Рамбутри, чтобы отпраздновать такое необычное прибытие в Бангкок. Поздним вечером появилась надежда - пришло сообщение на почту, в котором просили уточнить контакты отеля. Я попросил ресепцеониста позвонить в компанию и еще раз сообщить контакты и узнать новости. Он поговорил с ними и собщил, что багаж привезут с 2-х ночи до 7 утра.
21.02.2017 Бангкок - Мандалай
Так и случилось - утром сотрудники отеля торжественно и радуясь не меньше нашего, вручили запаяный в пластиковый мешок наш рюкзак, привезенный ночью. Мы, как могли, благодарили их за помощь. Позавтракав традиционным тайским супчиком, мы отправились искать такси в аэропорт Дон Муанг. На Каосане таксисты просили 400-500 бат, мы пошли на автобусную остановку за углом, и сели в такси за 300 бат. До Мандалая летели рейсом Air Asia, с местного аэропорта Дон Муанг 1.5 ч. аэробусом А320. В аэропорту купили чипсы из тыквы и тапиоки и лакомились ими всю дорогу. Состав пассажиров был очень интернациональным - белые, черные, цветные. По прилету без проблем получили штампы в паспорта, предъявив распечатку заранее полученной электронной визы. Дальше поменяли 700 долларов на первое время по курсу 1362. Затем купили местную сим-карту Telenor за 15000 кьят. В эту сумму входило 5 Гб и 50 минут звонков. Каких минут - не совсем понятно, т.к. после пары коротких звонков домой они, видимо, закончились, хотя баланс по запросу показывал остаток 49 минут. Возможно это касалось все же местных звонков. Мы не разбирались, т.к. общались с домом через социальные сети и WhatsApp. У аэропорту сели в шаред-такси - минивэн на семь мест. Со всех собрали по 4000 кьят и развезли по гостиницам. Очень удобно.
Отель "Сахара" на пересечении 80-й и 26-й улиц прямо рядом с юго-западным углом крепостной стены Королевского дворца был забронирован и оплачен заранее за 1300 рублей. Приятный сюрприз - в натуре он оказался еще лучше, чем на картинках и описаниях на -.com. Не очень большой по площади (см. цену), но учень уютный номер с отличной деревянной мебелью (или под дерево?) - кондиционер, холодильник, ванная с ванной с набором разных принадлежностей от расчесок до зубных щеток, шкаф и трюмо со множеством отделений. Персонал, как мне показалось смотрит на две звезды вперед - старается быть безупречным во всем. Для начала решили попробовать местную кухню, но...в итоге оказались в китайском кафе (его нам присоветовал владелец прокатных велосипедов и мотобайков). Два разных вкуснейших блюда из курицы с овощами, жареный рис, кимчи, две бутылки холодного пива Myanmar и в качестве комплимета принесли еще тарелочку острых сырых овощей с маринованным луком - что еще нужно изголодавшемуся путешественнку. Заплатив за обед 11000 (далее в Мьянме все цены буду указывать в кьятах), решили прогуляться вдоль набережной королевского дворца,
но тут нас перехватили два добрых бирманских молодца на мотобайках. Они предложили свозить нас за 6000 на Холм Мандалай - культовое место, в честь которого город получил своё название. Мы согласились и с ветерком минут за 20 домчались до городской достопримечательности. На вершине холма находится погода Су Таунг Майя. Интерьер пагоды украшен стеклянными и мозаичными плитками. К нашему приезду возле храма на открытой террасе собралось тьма народа, премущественно иностранцев, для съемки заката.
Побродили по холму, полюбовались закатом, Возвращаясь обратно в город, мы поняли, что совершили ошибку - отпустили наших мотоциклистов, отказались от их предложения подождать нас на холме и увезти в отель за 4000. Пришлось пройтись вниз с горы пешком по темноте. Внизу, хотя и не сразу, поймали пикапчик за 4000 и вернулись домой. Завершить день решено было знакомством с местным ромом, Купили бутылочку 0,5 л (1100), бананы, сосиски, тамариндовый сок, поужинали в номере.
Город Мандалай нам нравился все больше и больше, поэтому решено было продлить наше проживание в "Сахаре" еще на сутки - до послезавтра, тем более, что сотрудник на ресершн почти сразу согласился это сделать по цене первоначального онлайн бронирования ($22, заплатили 30000 кьят).
22.02.2017 Пин-У-Львин, Мандалай
Наутро мы окончательно решили съездить в Пин-у-Львин. Этот город до сих пор хранит все признаки английского колониального прошлого. Подобно шри-ланкийской Нувара Элии, город находится в горах с приятным климатом. Температура воздуха здесь круглый год +25, и англичане превратили его в свою летнюю резиденцию. Они завезли сюда клубнику и научили ее выращивать местных жителей (и свежей клубники там, действительно много). Когда англичане, после обретения Бирмой независимости в 1948 г., вернулись домой, то рядовые солдаты, в основном туземцы из Индии и Непала остались и осели в Пин-у-Львине. С тех пор в этом городе многие улицы носят индийские названия и много индийских храмов, а также христианских церквей, китайских храмов и мечетей.
Встав с утра пораньше, позавтракав в гостинице (обычный европейский шведский стол с небольшой изюминкой в виде жареных бананов), мы отправились на остановку местных автобусов, типа пикап, которые ходят от перекрестка 83 и 27 улиц (от стоянки напротив отеля Silver Star) в Пин-У-Львин со всеми остановками за 1500 (сам я цену на месте не уточнял). Возле Silver Star также стояло несколько такси один из таксистов предложил уехать в Пин-У-Львин за 10000 за двоих, при условии, что мы дадим ему полчаса чтобы найти еще пару пассажиров. Полчаса мы гуляли по торговому центру Zay Cho Market (по сути, обычному вещевому рынку) и прикупив в дорогу мандаринов, вернулись на исходную точку. Попутчики нашлись - семейная пара Пин-у-Львинцев, в майках с непальской символикой. До города ехали почти 2 часа, попросили остановиться возле знаменитого Ботанический сада. Этот сад основан в 1915 г. английским биологом Алексом Рождером. Заплатив за вход по 5000 с человека (а с местных берут 500), мы нисколько не пожалели о деньгах. Парк просто потрясающе красивый, один из лучших по восприятию из тех, что мы встречали за все время наших путешествий: идеально ровные газоны, дизайнерские клумбы с разнообразными цветами, пруды с лебедями, мостики, дорожки, разнообразие цветов, кустов и вековых деревьев. Умиротворяющая красота.
Единственное проишествие - женушка чуть не наступила на змею, перепугав ее не на шутку и перепугавшись сама. Убегающую в панике змею все же удалось сфотографировать.
Если кто узнал - сообщите, как ее зовут.
Еще мы в этом саду увидели в загоне незнакомого зверя - такина (типа коровы, высотой ~ 1 метра, длиной ~ 2-х метров, водятся высоко в горах).
После посещения Ботанического сада, полакомились клубникой (удивительно, что самые вкусные оказались мелкие невзрачные, а не крупные красивые ягоды) и большими очищенными жареными креветками на деревянных палочках, купленными у местных торговок за 1000 (за 6 шт).
Пора было двигаться в центр города. Местные таксисты заломили какую-то немыслимую цену, и мы отправились пешком по направлению к центру города. Вскоре к нам подъехали на мотобайках двое пожилых дяденек и за 2000 кьят доставили в центр к башне с часами. Мы немного побродили по городу, пробуя у местных макашниц все подряд: жареные в масле крендельки, лепешки из тапиоки с зеленью, пампушки на пару из рисовой муки с какой-то присыпкой, хрустящие роллы с капустой. Я отведал распространенные в Мьянме свиные субпродукты из категории "сиська, писька, хвост" в соусе с бульоном. Понравилось.
Зашли в мечеть, где женушке пришлось надеть взятую заранее длинную юбку в пол, но дальше первого зала во второй зал, где молились мужчины вокруг муллы, ее не пустили. Здесь я познакомился с китайским мусульманином из провинции Юньнань.
Нагулявшись по центру города, мы засобирались в Мандалай. Назад таксисты хотели уже по 6000 с человека, с трудом , но все же договорились с одним их нихна те же 10000 за двоих. Хотели было договориться с ним же отвезти нас сраз к мосту У Бейн, а потом обратно в Мандалай, но он заломил аж 25000 и мы отказались и попросили высадить нас в Мандалае на остановке местных автобусов, идущих в Амарапуру, где, как известно находится этот знаменитый мост. Таксист сказал, что местные автобусы тудане ходят. Ладно, без него разберемся. В книге Кулешова "Мьянма или Бирма" есть две точки отправления пригородных автобусов. Я нугад выбрал ту, что южнее и попросил твксиста уже на самом финише высадить нас на перекрестке 84 и 29 улиц. Уже подъезжая к перекрестку, таксист, наконец, устыдился и показав на отъезжающие пикапы, радостно завопил: "Амарапура, Амарапура!".
Рассчитавшись с таксистом, мы почти на ходу запрыгнули в уходящий в Амарапуру пикап с открытым кузовом и лавками внутри. Он был набит под завязку, но моя милая все же протиснулась внутрь и присела на лавочку, куда ее втиснули местные жители. Я же стоял на задней подножке, держась за металлические поручни рядом с кондуктором и другими пассажирами, обдуваемый встречным ветром, пытаясь фотографировать на ходу и врямя от времени поглядывая в планшет с картой, чтобы точка, обозначающая наше местоположение, не уехала дальше положенного.
Поскольку с этого момента мы стали пользоваться местным городским транспортом, нужно сказать несколько слов о технологии для тех, кому это интересно.
Не мной придумано, но проверено на себе. Если вы знаете, что вам нужно проехать значительный кусок маршрута в прямом направлении и в этом напралении движутся местные автобусы, почти наверняка на них можно проехать большую часть маршрута, Можно уточнить у кондуктора - не планирует ли он свернуть за ближайшим углом или назвать ваш пункт назначения и следить за реакцией. В крайнем случае, если вы увидитете, что едете не туда, ну потеряете 200 кьят (средняя цена проезда в городе). Очень помогает карта на мобильном устройстве, позволяет видеть ваше местоположение относительно пункта назначения.
Продолжим
Сойдя с пикапа в нужном месте и пройдя примернр 1,5 км, мы как раз успели полюбоваться закатом.
Народу на самом длинном в мире действующем деревянным мосту (1200 м) была не одна сотня. Передвигаться по нему было временами довольно опасно из-за непрерывно движущейся туда-сюда массы людей и отсутствия ограждений, а высота моста 6-7 метров. Но находиться там было приятно - красочный закат, вечерняя прохлада, калейдоскоп лиц.
едвигаться по нему было временами довольно опасно из-за непрерывно движущейся туда-сюда массы людей и отсутствия ограждений, а высота моста 6-7 метров. Но находиться там было приятно - красочный закат, вечерняя прохлада, калейдоскоп лиц.
, все а также в виду хлипкости деревянного настила. Кроме того, находясь на высоте 6-7 м., мост совершенно не имеет перил, так что навернуться с него не представляет труда.
Мы понятия не имели, как добираться обратно, т.к весь народ приехал туда на туристических автобусах и заказном транспорте, но мы напросились в кузов пикапа к местным и нас довезли практически до отеля бесплатно.
После этого мы решили остаться в Мандалае еще на один день, т.е. до послезавтра. Прикольно тут все так!
23.02.2017 Мандалай, Мингун.
С утра, не успела мне жена сказать во время завтрака, что уже соскучилась по русской речи, как через 5 мин за соседним столом появилась русская пара из Саратова. Мы так обрадовались! Не могли наговориться, хотя надо было спешить. С утра мы планировали съездить в Мингун - жена уболтала меня туда поехать, уж очень ей хотелось увидеть белоснежный храм в честь умершей жены одного из бирманских королей.
В Мингун ходит катер ежедневно отправляясь в 9-00 с пристани Мандалая, 1,5 ч ходупо р. Иравади. Мы отправились от отеля по 26-й улице в сторону реки, через несколько минут тормознули автобус-пикап, который с ветерком домчал нас до пирса. Там царило оживление. Несколько прогулочных судов стояло у берега, ожидая пассажиров. Тут же на берегу расположился офис по продаже билетов, где молодой парень-кассиры без устали шутил с клиентами. Мы тоже так заболтали его, что он, выписав нам билеты, забыл взять с нас деньги (пришлось напомнить). Билет туда и обратно стоит 5000 на одного. Европейских туристов очень много.
Отчалили по расписанию. Мы расселись в плетеных креслах на открытой палубе под навесом, любовались речными видами и фотографировали.
В Мингуне у пристани желающих ждали такси (плетеные повозки, запряженные буйволами). Пои входе в историческую зонуотдали по 5000 сбору с человека.
Так как в Бирме обычно дорога к храму идет мимо торговых рядов, мы решили прикупить друзьям а подарок очень нужные в хозяйстве складные бирманские шляпы от солнца. У торговки не оказалось нужного количества и ей пришлось перехватиь на стороне.
Далее, неспешно прогуливаясь, мы обошли основные интересные места Мингуна:
1. Недостроенная ступа Минг-Пайя, строительство которой начал царь Бодопая в 1790 г. Выглядит впечатляющие! Царь решил построить самую высокую ступу в мире (150 м.), но умер когда ее высота достигла только 50 м. Никто ее достраивать не стал.
2. Красивый белый храм на берегу реки - Сеттавья-Пайя. Здесь хранится отпечаток стопы Будды. Там мы увидели под навесом очень длинную старинную деревянную лодку (может на ней Будда приплыл сюда? Подпись к лодке только на бирманском).
3. Храм где стоит золоченый мумифицированный монах.
4. Гигантский колокол весом 90 т. Он на третьем месте после московского и китайского. Его тоже соорудили во времена царствования царя Бодопая. Мы побили в него колотушками, залезли под него. Внутри он весь испещрен надписями типа "здесь был Вася"
5. Две огромные каменные задние половины гигантских слонов, верхнюю часть которых разрушили землетрясение 1839 года.
6. И, наконец, картинка, заманившая нас в Мингун - белоснежная, воздушная, как пирожное безе, пагода Синбьюме-Пайя в виде многояруснуй галереи с малыми пагодами-башенками. Она просто завораживает своим изяществом.
Погуляв еще по Мингуну, посмотрев на изделия национальных промыслов (упоминавшиеся складные плетеные шляпы от солнца, резные фигурки из тикового дерева, солнечные зонтики ручной работы, расписные куклы-марионетки из национального эпоса), а также на дома-хижины местных жителей на сваях из плетеных циновок, мы в вернулись на катер.
В 12.30 отправление.
Вернувшись в Мандалай, мы увидели возле пристани парк аттракционов и решили прокатиться на американских горках. Горки совсем не страшные, там всего одна "мертвая петля". Все аттракционы парка мы не изучали, видели еще водную горку
Дальше по плану было еще две достопримечательности: посещение тикового монастыря Швеинбин и храма Махамуни с с самой почитаемой статьей Будды.
До тикового монастыря мы добирались на автобусе - пикапе, потом пешком.
Он оказался закрыт в этот день (или в этот час?) для посещения туристами. Тут подъехал монах на машине и стал открывать замок ворот, пригласил и нас войти внутрь. По храму мы бродили практически в одиночестве, осматривая его в основном с внешней стороны. Внутри заметили несколько белых, сидящих в позе лотоса и беседущих с монахом (новоиспеченные буддисты или просто туристы?). Храм очень красив, восхищает затейливой филигранной резьбой, а столетний возраст (в 1895 г. его построили китайские купцы) еще и добавляет ему благородства.
До храма Махамуни мы сначала шли пешком, разглядывая все, что интересно по пути и лакомясь местным мороженным, потом проехали немного на автобусе прямо к храму.
Прошли по длинной галерее через ряды торговцев и очутились в центре храма, где находится самая древняя и самая почитаемая статуя Будды в стране. Посмотреть ее удалось, впрочем, только мне, т.к. женщин в помещение, где она установлена, не пускают.
Здесь же находится уникальный гонг весом 5 т, который мы долго и без успеха искали, выспрашивая у местных, а когда собрались уходить, в буквальном смысле наткнулись на него.
После Махамуни отправились в супермаркет "Океан" рядом с торговым центром "Плаза", словив попутный пикап за 1000, купили продуктов и вернулись в гостиницу.
За день до этого я купил в "Сахаре" билеты до Багана по 10000 с доставкой от гостиници до гостиницы.
24.02.2017 Мандалай - Баган.
Сегодня мы едем в Баган - древнюю столицу одноименного царства. В настоящее время на месте древнего города, который был разграблен и разрушен в 13 в. могольскими войсками, находится археологическая зона с сотнями храмов, пагод, ступ, монастырей, являющаяся местом притяжения туристов со всего мира. Подобно Анкору для Камбоджи, Баган часто называют главным культурно-историческим памятником страны, символом ее былого могущества и мастерства ее людей.
Из Мандалая ехали на автобусе 5 часов. На въезде заплатили по 250000 археологического сбора. Этот билет позволяет находится в Багане до 5 суток.
Остановиться хотели в Shwe Na Di в Nyaung U (местные произносят Ньяу), но заранее не бронировали. Вполне ожидаемым оказалось, что свободных мест нет, зато в углу рядом с ресепшн лежала куча рюкзаков. Видимо привычный к такой ситуации сотрудник широко улыбнулся, жестом предложил положить наши вещи в эту кучу, взять у него пароль от бесплатного вай-фая и поискать другое жилье. Вещи мы положили, но жилье решили поискать вживую, в радиусе 300-400 м. Отели приличные здесь от 35 $, торговаться совсем не хотят. Обойдя примерно 7 отелей, ничего не нашли дешевле (вернее, нашли, но уж совсем...). Пришлось соглашаться на эту цену.
Заселившись и взяв напрокат электробайк (е-байк) на оставшуюся часть дня за 3000 (время было уже пол-третьего), мы поехали изучать храмы.
Их здесь великое множество на площади 40 кв.км. Много действующих, есть и заброшенные.
Помимо е-байка и обещания дать завтра скидку на аренду, веселый парень по имени Тон Тон дал нам карту с отмеченным наиболее интересными (по его мнению) местами. Рассвет и закат он посоветовал встречать в Bulethi Pagoda, мол вид хороший и народу не так много, или в более привычной Shwesandaw Phaya . В общем взяли карту и поехали по отмеченным местам, попутно разглядывая и изучая, все, что встречали по дороге.
. Храмы описывать не буду. Думаю каждый для себя с удовольствием сделает собственные открытия.
Не раз в пути приходили на ум сравнения архитектуры, а также судьбы Паганского царства и Ангкорской империи. Насколько я знаю, обе возникли и достигли своего расцвета примерно в одно и тоже время - в 9-13 веках. Но если Ангкор умирал постепенно и цеплялся за жизнь до 15 века, не в силах справиться с перенаселенностью, разрушением окружающей среды и ударами соседей, то Паган прекратил свое существовоние в результате одного единственного похода монголов, предавших его огню и разрушениям. Пагану повезло меньше, чем Японии и Яве, которые примерно в это же время стареющая Монгольская империя тоже пыталась сделать своей добычей, но которым все же удалось избежать захвата и разрушений.
С такими мыслями, под шелест шин и ветра, без пивычного стрекотания мотора, перемещаясь от храма к храму, к вечеру мы оказались у подножья Shwesandaw Phaya. Что ж, значит, закат будем встречать здесь.
Выбрав место поудобнее среди огромной толпы встречающих, предались созерцанию и фотографированию.
Отдав должное и получив заряд позитива, отпавились на осмотр последнего на сегодня храма Ананды (ученика Будды).
К нему подъехали уже затемно и так увлеклись осмотром, что остались за запертыми воротами, а нашу обувь унесли в домик охранника (во все храмы вход только босиком!).
Затем заехали к Тон Тону, отдали байк и купили билеты до Инле по 11000, обычные. Билеты на VIP bus были по 18000, мы пожадничали, о чем впоследствии пожалели.
Вечером захотелось расслабиться и "пропустить по маленькой". Сходили в ресторан. Есть не хотелось, заказали салаты, пиво, коктель Мохито. Я заказал китайский салат seaweed , мы так и не поняли из чего он, но вкусно! Милая получила салат вроде из традиционных ингредиентов - томат, тунец, салат, авокадо, соус и орешки сверху- получилось восхитительно! В гостинице в терапевтических целях выпили по глотку местного рома и легли спать.
25.02.2017 Баган, переезд в Инле.
Мы встали в 5 утра, и пошли к Тон Тону за обещанным накануне байком (7000), чтобы поехать в Bulethi Pagoda встречать рассвет. Каждое утро в старом Багане разворачивается шоу "Воздушные шары на фоне восходящего солнца." Хоть и предупреждали нас умные люди, что надо потеплее одеться, мы не сильно вняли их советам. Выехали на электробайке по темноте, и тут же очень сильно замерзли. С утра в Бирме 18С, пока добрались, до Bulethi Pagoda, окоченели окончательно, да еще все ноги ободрали, продираясь по тропинке среди темных кустов (ехать решили по-научному, то есть по навигатору, не важно, что неподалеку есть нормальная дорога).
К нашему приезду почти все свободные места для обзора были заняты (а таких пагод десятки!). В течение часа ждали восхода. И вот он наступил! Одновременно с солнцем поднялись в небо около 20 воздушных шаров. Зрелище потрясающее!
Поехали в номер отсыпаться.
Завтракали в отеле на крыше. Вся еда находится в лодке! Так прикольно!
Мы располагали свободным временем до 15.00. Потом нам надо было собираться на ночной автобус на озеро Инле. За несколько часов по карте и GPS мы об'ехали самые знаковые пагоды и храмы, покупая попутно там же различные бирманские сувениры.
Жара стояла адская, + 37С, но встречный ветерок при движении и прохлада внутри храмов помогали с ней справиться. В какой-то момент, выбрав безлюдное место, я дал жене покататься на электробайке, не раз повторив, что у него есть тормоз, что для нее гораздо важнее газа. Она немножко попрыгала на нем по поляне, потом я прекратил это занятие и мы продолжили наше путешествие.
Пообедать решили в индийско-непальском ресторанчике, главным образом по двум причинам: там есть баранина (соскучились) и чапати. А у нас что на носу? Нет, не бородавка. Масленница!!! Какой же русский не любит чапати накануне Масленницы?! Заказали два вида баранины: тандурини из индийской кухни и с тыквенным карри - из непальской. Бесплатно прилагался без ограничений суп дхал, чапати, рис, соусы. Все запили местным пивом, а также масала-чаем. Отдали 12500. Ну очень вкусно.
Вернули байк, тепло распрощавшись с Тон Тоном, пришли в отель, приняли душ в гостевой душевой (чтобы не возвращаться в 12-00, выписались с утра), спустя неторое время подъехал пикап и повез нас на автостанцию. Да, еще ожидая пикап, мы окончательно решили, что на Инле ночевать не будем, а после прогулки по озеру уедем ночным автобусом в Янгон. Поэтому, перед выездом мы забронировали в Янгоне на 27.02. гостиницу Vibe с оплатой на месте, не обратив внимания на тип комнаты, о чем потом пришлось пожалеть.
Ехали в продуваемом кондиционерами автобусе 8 часов. Все куртки, платки, пледы натянули на себя и все равно мерзли. Да еще первые три часа автобус без конца останавливался на каждой кочке на 10-15 мин., а потом так разогнался, что чуть все мозги не вытряс.
26.02.2017 Инле, отъезд в Янгон.
В 2.30 ночи в автобус зашли сборщики податей, собрали за въезд на Инле по 13500 с человека. А в 3 ч .ночи нас уже высадили возле какого- то сарая на Инле. Что делать? Куда идти/ехать? Холодно! Темно! И полчища таксистов, указанных в одеяло! Мы отказались от услуг такси, т к. нам некуда было ехать, мы не планировали снимать отель, вечером собирались ехать в Янгон. Остались в какой-то дыре вчетвером, с парой вьетнамцев из Ханоя. Последний оставшийся таксист за 500 с человека довез нас до так называемого то ли турагентства, то ли столовой под навесом!?(развалюха какая-то). Впоследствии оказалось, что это и кафе и агентсво и тут же и жилище, где люди то спят, то играют в карты. Здесь нам и пришлось кантоваться до утра, попутно пытаясь выяснить стоимость тура на лодках по озеру и билетов до Янгона. Проснулась хозяйка лавки и стала замешивать овощные лепешки. Развела во дворе огонь и давай жарить на огромной сковородке. Мы сразу проголодались и заказали их себе на завтрак. Билеты в Янгон мы все же купили у хозяина по 20000 включая pick-up (до автостанции 12 км), что нас немного смутило, так как на сайтах перевозчиков типа JJ такие билеты стоили 24-25 тыс., и не факт, что с доставкой на автостанцию. Хозяин сказал, что это новый перевозчик, возит уже полгода, аварий не было. Так хотелось ему верить и мы поверили. А молодые вьетнамцы - нет. Но вот цена на лодку нас не устроила, и на рассвете мы пошли договариваться на пирс. Там уже стояло много лодок, но ценник был раза в два больше, чем мы рассчитывали. В итоге договорились с молодым парнем за 15000 за индивидуальную лодку на двоих, примерно на 5-6 часов, без заезда в монастырь Индейн (он стоит в стороне и цена на него + еще 10000). Парень нас возил ровно по тем местам, что обозначены в Интернете. Сначала тормозил возле рыбаков, которые правили лодкой ногами, потом показал огороды на воде, потом повез по мастерским.
.
Сначала - семейное предприятие народностей шанов по изготовлению изделий из серебра. Все вручную: выплавка серебра из руды, химическая очистка от примесей, заготовка слитков, а уже потом механически вручную паяли украшения. Потом нам повели в демонстрационный зал с стали усиленно навязывать купить украшения. Украшения интересные, но ценники явно заввшенные. Продавцы ходят по пятам, не отступая ни на шаг.
И здесь же, когда мы уже шли к лодке, встретили ту самую пару из Саратова, с которой познакомились еще в Мандалае. Это что-то невероятное! Три дня мы ездили по разным городам, местам и случайно встретились на озере Инле! Жаль времени было мало пообщаться, каждый торопился в свою лодку!
Следующим пунктом нашей программы - мастерские по изготовлению одежды из нитей лотоса. Очень впечатлила первая женщина, вытягиваются нити из лотоса. Далее сидели и ткали на ручных станках женщины довольно флегматичного вида (им до зубного скрежета надоели глазеющие, но ничего не покупающие туристы!).
В процессе плавания проезжали мимо разных деревень народности интха. Дома построены на сваях (всего на озере живёт 70000 человек.)
От фабрики сигар мы отказались.
Сделали остановку возле какого-то храма, вокруг которого разместился базар, где продаются ремесленные изделия, ткани ручной работы, серебряные украшения, лаковые шкатулки, медная посуда, резьба по дереву и т .д.
Далее наш путь лежал к длинношеим женщинам племени Подаунги. Три женщины с кольцами на шее что-то ткали. Было не очень комфортно и приятно смотреть на них. Ощущение, что мы в зоопарке. Мы сделали пару кадров, положили им в коробку деньги и ретировались.
Про монастырь прыгающих кошек наш водитель стыдливо умолчал, но мы ему об этом напомнили...пришлось везти.
Из Википедии - " Монастырь Нга Пхе Чьяунг которому 160 лет. Называется также монастырём прыгающих кошек, так как по традиции монахи обучают здесь кошек прыгать на большую высоту. Знаменит деревянными статуями и резьбой по дереву". Монастырь реально красив, а вот кошки .... увидели только трех. Они ели, вылизывались и бегали от людей.
Монастырь был крайней точкой нашего круиза, после чего мы тем же путем вернулись в деревню.
Общее впечатление от достопримечательностей озера - ничего особо интересного. Может быть потому, что это место было уже неоднократно прочитано нами и просмотрено в телепередачах, может мы просто не выспались с дороги, может нам оно показалось похожим на туристический конвейер, а может мы просто поленились заранее подготовиться, вникнуть, запланировать какие-то особые, нетуристические места. Инле оказалось единственным местом в Бирме, по поводу которого мы сомневаемся до сих пор - стоило ли сюда ехать. Впоследствии оказалось, что нам так не хватило хотя бы еще одного дня в Янгоне. Но жизнь есть жизнь, никоких "бы" и "ли" тут быть не может, и мы ни о чем не жалеем.
После озера зашли в панкейк- кафе , следуя его рекламе: "Если Вы устали от риса, тогда вам в нам ". Да к тому же последний день Масленницы!!! Заказали с одну тарелку блинчиков с ананасами и другую- с авокадо, помидорами, сыром.
Отдав таким образом должное важнейшей туристической достопримечательности Мьянмы, мы вернулись в наш туристический холдинг и уселись в ожидании обещанного трансфера.
Немного напрягала некоторая ненадежность - то хозяина не могли найти, то не сразу смогли разбудить и заставить позвонить по поводу трансфера, который явно задерживался, то водитель пикапа сказал что по нашим билетам трансфер не положен, и нам снова пришлось будить хозяина, чтобы он урегулировал вопрос.
В итоге, нас привезли на автостанцию и после последнмх небольших разборок представителя компании с кем-то по телефону нас, наконец, усадили в VIP автобус.
В нем, конечно, было несравненно комфортнее, да и теплее, чем в предыдущем.
Нас ждал Янгон и пляжи Нгве Саунга. Убаюканные приятными мыслями и предвкушениями, мы уснули...