В середине осени 2023 года, когда только появилась информация об открытии прямого рейса из Новосибирска в Мьянму от MIA , обязательно решил воспользоваться этим вариантом, т.к. довольно часто бываю в Новосибирске по работе из Санкт-Петербурга и мог бы подгадать даты по командировке с миниотпуском в ней.
Билеты Новосибирск-Мандалай и Янгон-Новосибирск обошлись в 79 500 рублей, что с одной стороны, конечно, недёшево, с другой стороны, как мне показалось, удобнее и даже дешевле , ежели чем лететь через Москву и Бангкок (по моим прикидкам процентов на 40 % выгоднее, если конечно, не считать плеча СПб-Новосибирск-СПб).
Далее все довольно стандартно. Регистрацию на рейс Новосибирск-Мандалай почему-то открыли только за 1 час 10 минут до вылета самолёта по расписанию. Сложно сказать, с чем это связано, возможно с тем, что загрузка на рейс была очень низкой. Из Новосибирска в Мандалай летело ровно 12 человек, включая меня, из которых шестеро вышли в Мандалае (как минимум трое из которых были транзитниками в Бангкок), из оставшихся троих был я и пожилая семейная пара, которых встречали с табличкой. До Янгона полетели оставшиеся шестеро, один из которых с неопознанным паспортом (похоже откуда-то из Океании, может Фиджи) и пятеро - транзитники в Бангкок. Забегая вперёд, на обратную дорогу, Янгон-Мандалай-Новосибирск, до Новосибирска летело 25 или 26 человек, 18 сели в Янгоне, оставшиеся 7-8 в Мандалае. Отдельно хотел бы ещё написать про этот рейс. Плечо Новосибирск-Мандалай - международный рейс, в Мандалае выпускают тех, кому в Мандалай, те, кто до Янгона остаются ждать в самолёте, но рейс из международного превращается во-внутренний и в самолёт запускают местных Мандалайских пассажиров, которые летят уже до Янгона. Аналогично на обратной дороге. В Янгоне нас посадили через рукав из международного сектора аэропорта, а с хвоста через заднюю дверь подвезли на автобусе внутренних, которые летели до Мандалая. В Мандалае они вышли и зашли оставшиеся ''международники''. Ещё из интересного наблюдения, ни в Мандалае , ни в Янгоне я не видел транзитных зон, т.е. вот эти троих путешественников, которые летели транзитом через Мандалай в Бангкок, при мне в соседнем окошке паспортного контроля заставляли заполнять иммиграционную карту, на что один из них, колоритный дяденька, быковатого вида, с татуировками и золотой цепочкой на шее сильно ругался , доказывая , что им не нужно в Мьянму, им нужно в Таиланд (в чем проблема заполнить несколько строк, осталось непонятным). Самолет и туда и обратно А319, кормят дважды, первый раз чай/кофе/снеки, второй раз чай/кофе/горячее.
При регистрации на рейс в Новосибирске спрашивали только страховку с покрытием от Ковид-19 ( я покупал самую дешёвую) , по прилёту в Мандалае при выходе из рукава на стульчике сидел понурый дядечка, который её бегло краем глаза посмотрел, а на паспортном контроле - только заполненная в самолёте стандартная иммиграционная карта, которую стразу же раздали всем стюардессы и собственно всё, никаких вопросов и штамп в паспорт. Здравствуй Мьянма.
В Мандалае останавливался в Ostello Bello Mandalay, находящемся в центре, ехать от аэропорта порядка 45 минут.. Отель-хостел неплохой, внизу барная зона, где хорошо ловит вай-фай, можно посидеть, попить пивка... Предварительно списался с отелем, попросил, чтобы меня встретили. В принципе, доехать на такси проблемы нет, в зале прилёта есть официальная стойка заказа, но так как у меня была уже на 9-ть утра уже заказана обзорная экскурсия на авто, а прилёт по расписанию около 7ми утра, то я решил действовать наверняка. Сначала отель запросил 30 000 кьят, но за пору дней, когда я написал им, чтобы напомнить о себе, извинившись, сообщили , что цена вопроса поднялась до 35 000. Ну ок, повторюсь, по прилёту решил не рисковать. Так как я спешил, то в аэропорту деньги не поменял, поэтому попросил отель рассчитаться с водителем за меня. Когда приехала машина с водителем на обзорку, попросил сначала отвезти меня в обменник. Начитавшись предварительно о разных курсах, внутренне готовился с 2600-2800 кьят за доллар, каково же было моё удивление, когда на калькуляторе мне показали 3450 кьят за доллар (правда у меня были идеально новые 100 $ купюры). В результате от радости я поменял сразу 600 $ , и как потом оказалось угадал почти до кьята, по вылету обратно осталось 1500 кьят разными купюрами на сувениры) Кстати, обменник никакой ни подпольный, большое помещение, при входе можно попить водички из кулера, внутри много персонала и окошек..
Экскурсия по Мандалаю и окрестностям тоже заказывалась мною заранее. Контору нашёл через поисковик. Цена 75 $ . Начало в 9 утра, конец около 18-00. Amarapura, Sagaging, Mingun, Ava (Inwa).
Везде бесплатно, за вход только взяли 15 000 кьят в Inw-e. Еда не входила, но сопровождающий переодически пытался угощать (бесплатно) бирманскими вкусностями, типа сладкого риса, перчёной айвой и т.д. Вернувшись в отель стали рассчитываться. Я предложил рассчитаться кьятами, т.к. видя цены понимал, что возможно переборщил с суммой обмена. Внутренне был готов даже к курсу 3600 или выше, каково же было моё удивление, что, созвонившись с начальником, с прищуром, мне был озвучен курс 3200 кьят. Без проблем, друг, ответил я, и расплатился кьятами. Кстати, в отеле тоже расплатился наликом, у них курс 2850.
На следующее утро заказал трансфер с подбором в Баган. Всё вышло в 30 000 кьят. Надо сказать, что дорога довольно тяжёлая и совсем не потому, то блок-посты, как тут писалось ранее. Выехав в 7-30 утра из отеля в Мандалае, в отель в Багане я попал в 14-30. Т.е. дорога заняла почти 7 часов (чистая дорога без учёта подбора и без учета доезда до места в Багане более 5 ти часов). Всё потому, что автобус едет как маршрутка, постоянно то кого-то высаживая, то кого-то подбирая. Грубо говоря останавливаясь на каждом столбе. Блокпост по-моему был только один - перед Баганом. Там вышли все Мьянмцы, далее автобус со мной и оставшимися пассажирами (человка 2-3) проехал метров 100 до следующего блок-поста и дождавшись остальных (проверка документов заняла минут 5, не больше), мы поехали дальше. Прибыв на автовокзал Багана, я взял такси за 6000 кьят до отеля (изначально таксист хотел 12000, пришлось поторговаться), которые располагался в 2 км от автостанции. Изначально хотел прогуляться пешком, но уж слишком пекло солнце, поэтому решил пойти таким лёгким путём.
В Багане зарезервировал отель Баган Коттедж Бутик, который находится в 500 метрах от аэропорта. Шикарный отель, с очень зелёной территорией, в таком, балийском стиле, чистым бассейном, рестораном, быстрым вай-фаем, крайне услужливым персоналом, огромным уютным номером.. Завтрак мне не очень понравился, но яишенку жарили, сосиски были, даже кофе наливали, а это главное. Внутренний курс отеля оказался 2500 кьят за доллар) , поэтому я с удовольствием сам предложил отелю заплатить за проживание кьятами, помятую о том, что накануне поменял в Мандалае их за 3450 ) Проживание вышло в 94 доллара с завтраком за 3ое ночей. При заселении меня первым же делом спросили буду ли я летать на шарах.. Честно говоря, изначально полёт в мои планы не входил, т.к. предварительно я помнил, что это удовольствие стоило около 200 $ или выше, да и после Каппадокии как-то уже не очень хотелось, в том плане что лучше получилось бы вряд ли ) Но когда мне сказали, что цена на зелёные шары 130 $ , а на красные 160 $ (чем одно отличается от другого я не очень понял, по-моему красные просто более раскрученные), но самое главное - расплатиться можно как долларами, так и кьятам по курсу 2100!! , я понял, что надо брать ) Поэтому я попросил зарезервировать для меня зелёные шары на послезавтра ) В последствии оказалось , что зелёные шары были все раскуплены на ближайшие дни, а на красные оставалось последнее место как раз на послезавтра, как я и хотел. Поэтому, взял красные по курсу 2100 кьят за доллар, 160 $ )
На следующий день утром подошёл на рецепшион, спросил про аренду электробайка. Мне озвучили цену 12 000 кьят за день, я с удовольствием согласился. В результате за день с 10ти утра и до 18ти вечера я объехал на нём весь Баган, заезжал в самые удалённые дебри по дорожкам, в общем получил огромное удовольствие, всем советую в Багане его брать ) Единственное, что омрачило мой 1ый день, проведённый в Багане то, что действительно - все блок-посты в город при въезде открыты, никого нет, езжай куда хочешь, всё бесплатно. Но, уже на исходе дня я решил посетить must see Багана - храм Ананда (или Ананда храм, как правильно). Там то меня и поймали номенклатурного вида дядечки, в то время как всё осматривал и фотографировал, которые сказали , что на самом деле цена посещение всей территории Багана 30 000 кьят, что посещение храма тоже платное и что билет един и действует на всю территорию Багана в течение 3х дней с момента приобретения. Подойдя к стойке, почитав всё, увидел, что вроде как не разводка. Хотя в начале мелькнула мысль сослаться на то, что нет собой денег, но одно-единственное меня остановило - уж больно красивым билетиком они махали, с кодом, красочной картинкой, от руки написанной датой, в общем я решил не скандалить, да и 8 $ этих не особо жалко, если это действительно официально - ну пусть эти 8$ пойдут на реставрацию памятников, если это разводка , то будет хорошая память + красивый билетик. В общем мой совет тем, кто поедет , хотите сэкономить - не посещайте этот храм, или делайте лицо кирпичём) Кстати, Швезигон пагоду утром в тот же день я посетил бесплатно, хотя везде, во-всех путеводителях и отчётах написано, что цена 10 000 кьят.
На следующий, 2ой день были шары. Тут всё стандартно, из отеля забрали в 5-40. Со мной было ещё пару канадцев и один европеец из другого отеля + довольно много местных Бирманцев. Перед полётом провели инструкцию, подарили красивые красные бейсбоки с нашивкой, напоили кофе с плюшками, провели инструктаж. Рулевым на нашем шаре была тётя из Австралии. Сам полёт мне не очень понравился. В отличие от Каппадокии тут шар летит строго из точки А в точку Б, то поднимаясь чуть выше, то опускаясь чуть ниже (но не на самый верх). Сами храмы довольно маленькие, хотя и можно сделать много красивых фотографий. Полёт занял мнут 50. В конце всем раздали грамоты о том, что мы летали над Баганом, напоили Шампанским, предложили купить сувениры (без напряга, хочешь покупай, хочешь нет) и отвезли в отель, чтобы успеть на завтрак). Поняв , что остатки дня надо чем-то занять, я решил походить пешком в тех местах, куда не доехал в 1ый день на электроскутере. Этим и занялся, хорошо проведя время.
Далее у меня предстоял перелёт в Янгон. Предварительно почитав форум, поняв, что трястись 9 часов в автобусе мне очень не хочется, ещё дома я подгадал дату и приобрел авиабилет. Всего, насколько я понимаю, летают 2 рейса в неделю. В пятницу и воскресенье. Мой как раз был на пятницу. Дойдя пешком до аэропорта из отеля , я без проблем зарегистрировался на рейс. Самолёт был почти полный, много европейцев. Аэропорт небольшой, но уютный, никаких проверок на входе, всё быстро и без проволочек. Полёт до Янгона занял 1 час, в полете наливали чай/кофе, давали плюшку.
Прилетев в Янгон, заказал такси до отеля в центре на стойке CRAB такси. 21 000 кьят. Доехали за примерно 45 минут. Отель Hotel G, довольно уютный , рядом с вокзалом, есть хороший ресторан, внутренний курс отеля 2800 ) Вечером пешком решил прогуляться в Шведогон пагоду. Входная цена 20 000 кьят, дают брошюры, схему-описание пагоды + краткая история на английском языке. Народа внутри довольно много, но и есть что посмотреть. Провел в пагоде около 3х часов. Следующий день занял осмотр самого города, просто бродя по нему, парки, скверы, пагоды, много церквей. В день перед вылетом заказал такси на стойке до аэропорта, цена 25 000 кьят.
В общем мои затраты за шесть с половиной дней: все входные билеты, воздушные шары над Баганом, проживание в отелях 6-ть ночей (1 в Мандалае, 3 в Багане и 2 в Янгоне) с завтраками и отдельными номерами, такси, индивидуальная экскурсия в Мангалае, внутренний перелёт Баган-Янгон и переезд Мандалай-Баган, еда, сувениры и т.д. всё вышло у меня 700 $ (отдельно-сверху , как я уже писал, перелёт Новосибирск-Мандалай и Янгон-Новосибирск).
Мьянма мне понравилась, наверное хотел бы вернуться сюда, чтобы увидеть больше, но на свете ещё так много стран ;-)