Исходая точка в Лаосе, место для неплохого хайкинга, деревушка Nong Khiaw. Конечная цель - окрестности Fansipan во Вьетнаме, а именно курортный город Sa Pa.
Если коротко, маршрут состоит из двух частей: первая - это дорога вверх по реке из Nong Khiaw до промежуточного пункта в Лаосе, деревни Muang Khua. Вторая, сухопутная часть, до границы с Вьетнамом, дальше до города Dien Bien Pho, и оттуда до Сапы.
Если длинно, это та еще переделка. Дело было в декабре 2023.
Nong Khiaw / Нонг Кьяо -> Muang Khua / Муанг Кхуа
Билеты на лодку в Нонг Кьяо продаются прямо на пирсе. Пирс всего один в городе, находится возле моста, любой местный подскажет. На пирсе есть будка, в которой появляется мужик и продает билеты. Появляется он утром, а во второй половине дня будка закрыта. Нет, онлайн там пока ничего не продается )) Можно купить билет заранее, на завтра, или сразу на сегодня. Сложилось впечатление, что билеты продаются неограниченно, и если народу набирается больше, чем может вместить лодка, то проблему решают по мере возникновения. Ищут вторую лодку, или пакуют плотнее, или просят подождать до завтра, примерно так. В общем, когда увидите лодку, имеет смысл пораньше занять место в ней.
Лодка отправляется утром, в районе 10, но точное время надо узнать на пирсе заранее.
Лодка представляет собой узкую, метр в ширину, длинную посудину, с очень небольшой осадкой. Пассажиры садятся довольно плотно, прижавшись друг к другу плечами и коленями. Багаж распределяют в свободные места лодки, например в ногах пассажиров, но тут как повезет. Дальше лодка идет вверх по реке. Местами это очень красиво и довольно весело, интернациональные попутчики радостно делятся впечатлениями ) Но местами, когда становится мелко и кэп не может найти фарватер, из лодки приходилось вылезать. Дальше капитан ее тащит руками, а пассажиры идут следом, по берегу, или по воде )
После 1-2 часов оказалось, что эта лодка не единственная. Маршрут по реке состоит из нескольких отрезков, на каждом из которых везет своя лодка и свой капитан. Багаж надо перетаскивать с лодки на лодку, а места там, прямо скажем, первозданные. Нет, там нет ни пирсов, ни пандусов, там мелкая речка и берег, с песком, где бабы одежду стирают. Более того, один из участков реки представляет собой несколько километров порогов, и их приходится преодолевать по суше, с помощью местного грузовичка, типа тайского тук-тука. Несколько сотен метров, от речки до тук-тука, надо будет идти пешком, и если у вас тяжелый чемодан (как был у меня, и это была ошибка), то вам необходимо иметь хорошую физическую форму, т.к. по песку и тропинкам в холмах чемодан не катится. Обстановка в целом довольно непринужденная, никто особо тебя не ждёт и не направляет, и вообще желательно не отставать от группы ) Но это было очень аутентично.
В общем там много было интересного: капитан терял винт, и искал его в воде, сняв штаны. Мы сидели в лодке, в обнимку с чьим-то мопедом, потому что надо же было его как то везти. Потом лодка не заводилась, а дело было уже вечером, в деревне без электричества и сотовой связи. Конец пути мы проходили в полной темноте и это НЕ выглядело безопасно, т.к. река, напоминаю, очень мелкая. По итогу путь по реке занял 9-10 часов и я легко могу представить, что иногда кому-то приходится останавливаться и ночевать в деревне. Под конец маршрута деревни совсем дикие, нет связи, нет электричества (наверное солнечные батареи есть), местные даже взрослые, смотрят на белых и дивятся.
Надо сказать, что после захода солнца, на реке довольно холодно, не помешает ветровка и шапка.
Muang Khua / Муанг Кхуа -> Sa Pa
В деревне можно остановиться и переночевать. После выхода из лодки, поднимаешься наверх и сразу будет несколько гостиниц, специально для таких пассажиров. Мы остановились в первой же из них, называется Phongpadith Guest House, и не пожалели. Большой теплый номер, стоит то ли 15 то ли 20 долларов. Бронировать заранее необязательно, туристов не так чтобы много. Также отмечу показавшийся очень уютным ресторан, с французским хозяином - Sabadee.
От Муанг Кхуа в сторону Дьен Бьен Фо ходят автобусы. Отходят они утром, точка здесь 21.08068043569442, 102.50584174578115 . Автобус отправляется в 7-30 утра, но лучше узнать расписание заранее, недалеко есть домик с Tourist Information (отмечен на гугл картах), на нем висело расписание. Оплата на месте утром, покупать билет заранее не надо.
Мы подошли утром в 6-30, автобус уже стоял. Автобус оказался для тех мест приличный, во всяком случае для багажа было багажное отделение. Из него вышел бодрый, по сравнению с лао, вьетнамец, сказал "ждите, в 7-30 уедем". Потом мы сказали, что собираемся дальше ехать в Сапу и он сказал, что может это устроить. У него транспортная компания, и он оказывает услуги) По факту получилось так: нас довезли до Дьен Бьен Фо,
заняло это, вместе с переходом границы, часов 5-6. А там, в районе 12 дня, прямо на дороге в городе, ссадили в ожидавший нас другой автобус. Быстро перекинули багаж и мы поехали дальше.
Автобус этот оказался действительно автобусом транспортной компании, которая, однако, перевозила по Вьетнаму грузы. Вместе с нами ехало два пассажира (немец русского происхождения и его девушка из Сальвадора) и еще потом в автобус стали грузить багаж. Это были коробки и посылки, а потом овощи. Там были разные плоды, и капуста, прямо россыпью, в салоне, на посылках, вплотную, до крыши. Транспортная компания развозила грузы по разным точкам вдоль трассы. Периодически автобус останавливался, водитель брал или отдавал посылку. Разгружали капусту, вставали на полчаса на погрузку/разгрузку, ну и еще водители перекусывали в кафешках, людям же надо есть. В общем ехали мы еще часов 6-8. Вечером в районе 20 мы были в Сапе.
Что хочу сказать по итогу:
1) Если вам важен комфорт - это не тот вариант
2) Соваться с чемоданами не рекомендую
3) Запастись теплой одеждой, едой/водой, пауэрбанком. Инфраструктуры на реке НЕТ, транспорт ненадежный, места дикие. Хотя люди - добрые. Наверное с голоду не дадут умереть )
4) Во Вьетнаме во время всей этой езды до Сапы, не факт что получится купть симку. У нас не получилось.
Видосик, немного характеризующий атмосферу, по ссылке https://youtu.be/KNX6_s-oyj0