Вообще, изначально это путешествие должно было быть совершенно другим. К океану. Во Францию. Сколько раз, читая Акунинскую «Сокол и ласточка» я представляла себе суровые бастионы пиратской крепости Сен-Мало. Как же часто видела я во сне беснующиеся волны Ла-Манша, разбивающиеся о скалы Этреты… И искрящийся на солнце Берег розового гранита… И отлив у монастыря Мон-Сен-Мишель… И себя, на берегу ветреного Канкаля, запивающую устрицы вином совершенно по-пиратски, прямо из горлышка бутылки… Маршрут по Франции был уже почти составлен, уже подобраны кемпинги для ночевок. Прекрасный месяц заслуженного отдыха… Но экономическая ситуация диктует свои правила. Прикинув примерный бюджет, мы поняли, что финансово потянуть такое путешествие сейчас будет довольно сложно. Нужно было уменьшать километраж, сокращать количество дней. А в случае с Францией это было нерезонно: слишком большие расстояния. Поэтому решили пока поездку-мечту отложить. До лучших времен. А взамен очень быстро придумался не слишком дальний и относительно бюджетный маршрут в Хорватию через Австрию и итальянские Альпы. В прошлую поездку мы слишком мало были в прекрасной Австрии, хотелось посмотреть ее прицельно, побывав в Вене и Зальцбурге, оттянувшись на озерах, попутешествовав по ущельям и замкам и закрыть гештальт, проехавшись по Гросглокнер штрассе, чего не удалось нам в прошлый раз. А потом махнуть куда-нибудь на хорошее море, очень уж мы по нему соскучились. Хотелось снова в Черногорию, но выходило далековато. Какое-то время думали о Словении. Но побережье там совсем маленькое, поизучала, почитала, посмотрела и поняла — не то… Остановили выбор на хорватской Истрии: и место хорошее, и ехать близко. А потом на форуме Винского мне попались на глаза несколько отчетов о трекинге в Доломитовых Альпах, и — все, я заболела… Вот так в маршрут добавились еще и Доломиты, тем более, что вписывались они идеально. Обратная дорога тоже обещала множество приятностей: пещеры и замки Словении и уютная Любляна на закуску… На все про все — 3 недели и немногим более 5000 км (в реале вышло 5500). В этот раз в путешествии городов получилось совсем немного, основная часть достопримечательностей была природная… Маршрут получился очень насыщенным и невероятно красивым. Каждое место само по себе тянуло на шедевр, а в поездке они сменялись друг за другом в каком-то немыслимом калейдоскопе. Это создавало ощущение не прекращающегося волшебного сна. Иногда эмоции от увиденного так зашкаливали, что выплескивались наружу слезами. Как защитная реакция, как предохранитель от «короткого замыкания»… Однако, вступление, похоже, затянулось. Не перейти ли к самому путешествию?
Точки маршрута:
- Жешув
- Вена
- Водопады Мюра и Штайнвандкламм
- Гёсль, озеро Траунзее
- Озеро Топлиц
- Бад-Аусзе
- Озеро Альтаусзее
- Ущелье Ламмер
- Зальцбург
- Крепость Хоэнверфен
- Лихтенштейнское ущелье
- Санкт-Йохан-им-Пангау
- Гроссглокнерштрассе
- Доломиты: Кортина д'Ампеццо, массив Селла и Пик Боэ, Тре Чиме ди Лавареда
- Удине
- Хорватия: Медулин, Пула
- Любляна
День 1.
Старт был назначен на субботу 27 июня. Вещи упаковали с вечера, утром только захватили кое-какие продукты в автомобильный холодильник. Мы его купили еще зимой, и опробовать приобретение предстояло в поездке. Выехали в 5 часов утра. Первое фото — уже традиционное: Митя и Дармедонт в предвкушении путешествия.
Рассказывать тут особо нечего. Дорога летела легко, если не считать дождя, который буквально заливал нас всю Полтавскую область. И, хотя говорят, что уезжать в дождь — хорошая примета, он все же не радовал. Лето в этом году было какое-то неустойчивое. Ужасно не хотелось дождей в путешествии. Для отдыха с палаткой это настоящее бедствие. Но ближе к Киеву небо стало потихоньку проясняться…
Останавливаться для перекуса за Киевом уже стало почти традицией. Не без труда отыскали то же место, где останавливались два года назад, когда ехали в Италию. Пообедали, покормили заглянувших на огонек рыжих псов, а потом нашли совсем рядом со столиками землянику, которая стала отличным десертом…
Где-то ближе ко Львову остановились на придорожном рынке, купили немного молодой картошки впрок, малину и чернику. Обожаю покупать в дороге что-нибудь вкусненькое. А потом ехать в машине, смотреть на бегущую дорогу, ощущать, как ветер на скорости врывается в открытое окно и это самое «вкусненькое» есть. Незамысловатое счастье…
…За день мы планировали доехать до границы, попасть в Польшу, добраться до Жешува и там заночевать. В общей сложности 1170 км. В Жешуве забронировали очень дешевое жилье. Две предыдущие поездки мы жилье заранее не бронировали. На трассе всегда можно что-то найти. Но по цене выходило дороговато. А в этот раз бюджет у нас был сильно ограничен, приходилось экономить. Поэтому я отыскала в Жешуве пристанище за 25 евро на троих с завтраком, что выходило едва ли не дешевле кемпинга.
Мы очень надеялись, что приедем в Жешув не слишком поздно и, если будут силы, сможем еще прогуляться к ратуше. Но быстро пройти границу в этот раз не получилось. Трасса в районе Краковца была практически пустая, но на подъезде к границе выстроилась довольно большая очередь. Правда, мы как-то не сильно расстроились. Вообще в этой поездке старались ничего не принимать близко к сердцу. Ну очередь — так очередь… До 20 июля мы совершенно свободны… А виза так и вовсе у нас до конца года... Пока стояли, достали остатки домашней еды, налили кофе из термоса, поужинали в машине. Простояли около двух часов. В общем, не так уж и много…
…Саму границу в этот раз прошли легко. Обычно поляки любят спрашивать о цели поездки, требовать показать бронь жилья или письмо-приглашение. Но тут наши скромные персоны их мало интересовали. И вот мы свободны! Потому что как только пересекаешь границу, это чувство абсолютной свободы тебя буквально накрывает с первых же секунд. И больше уже не отпускает…
…И снова нам не удалось въехать в Польшу по светлому. В сторону Жешува ехали уже в плотных сумерках. Очень надеялись, что трассу на Краков полностью закончили. Но таки нет, остался еще совсем маленький участочек узкой дороги в 40 км перед Жешувом. А так — не дорога, сказка! Очень смутно помню, как мы крутились по улочкам Жешува в поисках нашего ночлега. Сильно сказывалась усталость и недосып накануне поездки. Помню только, что, на удивление, на улицах было очень людно. Хотя обычно к десяти вечера улицы подобных европейских городков вымирают…
…Так называемый отель был похож скорее на общагу: крошечная комнатка с тремя старыми кроватями, душ и туалет на этаже. Но мы и не строили никаких иллюзий на его счет. Еле-еле доползли до душа — и спать! Устали все…
День 2. …Утром нам пожарили яичницу со свежими овощами, сварили отличный кофе, добавив к нему корзинку свежих булочек, масло и джем. О, эти польские джемы! Только в отпуске могу себе позволить так отрываться…
…После завтрака быстро собрались, закинули вещи в машину и отправились чуть-чуть прогуляться по еще сонному пустому городу.
Жешув — милый городок. Как, впрочем, все польские городки. Это административный центр Подкарпатского воеводства. Областной центр по-нашему. Вышли на рыночную площадь к ратуше. Все очень симпатично и уютно.
Ратуша была построена в XVI веке, но позже неоднократно перестраивалась. Поэтому выглядит весьма занятно благодаря смешению разных стилей.
Всевозможные театральные и музыкальные фестивали — не редкость для Жушува. Вот и сейчас на площади установлена сцена и скамейки.
Здесь же проходит какая-то фотовыставка. Походили, поглядели…
Поставили штатив и сфотографировались все вместе на память. Площадь совершенно пустая, некого даже попросить сфотографировать…
Еще чуть-чуть побродили по улочкам вокруг площади, заглянули в собор. В соборе служба, народу — полный зал. Так вот где весь город! И правда, сегодня же воскресенье!
Вернулись к машине, сели и покатили в сторону Кракова. Ох, и трассу же отгрохали поляки! Любо-дорого посмотреть. А как классно ехать — и не передать. Два года назад она была готова только кусками, ехать было тяжело из-за постоянных ошибок навигатора. В этот же раз долетели до Кракова часа за два. Покрытие — сказка. Любое попадание колеса на обочину или разделительную полосу сопровождается довольно ощутимым скрежетом: не заснешь и не зазеваешься. Разметка и указатели интуитивно понятные. Мосты и развязки — фантастические! Вдоль трассы, на некотором расстоянии от нее, через леса и поля — асфальтированные велодорожки. Причем, с двух сторон. Сетки от диких животных — само собой разумеющееся! Одним словом, мы были под впечатлением…
В Краков мы заезжали ради Декатлона. Решили покупать себе новую палатку. Наш «Пингвин» в прекрасном состоянии и прослужит еще не один год, но захотелось жить в кемпингах с большим комфортом. Устали от низкого тамбура. Представили, что если погода будет дождливой, с приготовлением еды и самой едой возникнут большие проблемы. А высокий, в полный рост, тамбур — это решение многих проблем. Там можно и стол со стульями поставить, и еду приготовить при необходимости. Да и возможность переодеваться, стоя в полный рост, дорогого стоит… Плюс в присмотренной нами модели был еще и пол в тамбуре, что позволяло не ставить коробки с вещами на землю, и помогало меньше тащить песок в спальню.
Кроме палатки, набрали еще кучу всего: кроссовки Диме, спортивные сандалии и куртку Машке, трекинговые палки, всякие «примочки» для велосипеда, велофутболки, фонарик… Еще чуть было Машке скейт не купили, но тут, главное, вовремя остановиться… С финансами в этот раз было крайне не густо. Но, как не крути, а спортивные товары лучше покупать все же в Декатлоне, чем в нашем Спортмастере…
…Кроме Декатлона нас интересовал продуктовый супермаркет. В Польше очень удобно покупать продукты на весь срок путешествия (рыбные консервы, тушенку, паштеты, джемы, колбаску, рис и т.п.). Цены в пересчете примерно, как у нас, а то и ниже, а качество несравнимо лучше… Хотели заехать в Бедронку, но рядом с Декатлоном обнаружился Carrefour. Эта сеть французских супермаркетов мне нравится. Один минус в нашем случае: супермаркеты ну очень большие, выбор огромный, а это значит, что придется потратить на магазин уйму времени. А лишнего времени у нас нет: к вечеру должны быть в Вене. Но делать нечего, идем в Карфур. Прогуляли там часа два, наверное. Набрали всякой еды и впрок, и на ближайшие 3-4 дня. Теперь же у нас есть автохолодильник! Так что взяли разных колбасок для гриля. И пива конечно! Холодильник, как выяснилось в дороге, сильно не морозит, но охлаждает хорошо. Очень он нас выручал в путешествии. С ним качество бродячей жизни существенно улучшилось.
Притащили сумки к машине. А там дождь! Распихали кое-как все припасы по багажнику. Глядим — время обеда подошло. Мне, конечно, ужасно хотелось завернуть в какое-нибудь маленькое придорожное кафе и там пообедать. И обязательно заказать журек. Потому что при всей моей нелюбви к супам, ради польского журека я готова на все. Но искать придорожное кафе на трассе — это утопия. Вздумай мы сейчас колесить по Кракову в поисках обеда, потратили бы на это уйму времени. А время поджимает. Слишком много его ушло на магазины. Пришлось топать обратно в торговый центр. Там, внутри, целая толпа самых разных фастфудов, примерно, как у нас в «Караване». Только выглядит еда куда аппетитнее. Одна беда: не сильно понятно, как тут за все расплачиваться. Дело в том, что в фастфудах и столовых за границей часто действуют необычные для нас системы оплаты. С некоторыми из них мы сталкивались. Есть, например, система, когда ты платишь только за мясное блюдо, а гарниры и салаты берешь любые и сколько хочешь. Есть система фиксированной оплаты «за большую тарелку» и «за маленькую тарелку». Сколько на тарелку положишь — все твое. Есть оплата за вход, а там уже ешь, что твоя душа пожелает. А в этот раз мы узнали об еще одной системе оплаты. 100 граммов любой еды стоит 3 злотых. Все. А что уж ты там себе на тарелку положишь — мясо или овощи, или вообще каждого блюда понемножку — дело твое. Выбор огромный, такой себе шведский стол. И по цене выходит достаточно бюджетно. И очень-очень вкусно!
…И поехали дальше, в сторону границы с Чехией. Перед самой границей стали на заправке попить кофе и купить чешскую виньетку. Даже не знаю почему, но мы обожаем пить кофе на заправках в пути. Есть в этом какая-то щемящая романтика дороги…
Дальше наш путь лежал через Чехию. Этой же дорогой мы ехали и во время нашего путешествия 2013 года. Но почему-то с той поездки я совершенно не запомнила, какие же красивые пейзажи здесь открываются глазу. Не зря Южная Моравия — излюбленное место фотографов-пейзажистов. Сюда даже специально организовывают фототуры. Сельские пейзажи потрясающие: холмы, поля, цветы, деревушки и маленькие городки… Особенно, когда вечернее солнце просвечивает сквозь облака, создавая совершенно волшебное освещение. Но устраивать фотосессии нам было некогда. А жаль…
…Около 6 часов мы были почти у границы Австрии. И тут навигатор повел нас какими-то странными узкими и совершенно пустынными дорогами через леса и поля. И мы даже не заметили, в какой момент пересекли австрийскую границу. Не знаю, есть ли здесь альтернативная дорога, но та, по которой мы ехали, сказочно красива. Пшеничные поля, огромные ветряки, выкрашенные в цвета австрийского флага, и закатное солнце… Ветряки просто поражают воображение, настолько они колоссальные. Словно стоят в поле великаны и машут руками-лопостями. И нет вокруг ни людей, ни машин… Не удержались от соблазна остановиться на 10 минут и полюбоваться этой красотой…
Потом дорога на Вену и около 8 часов вечера мы были у ворот кемпинга…
Ворота открыты нараспашку, но на ресепшене пусто, он работает до 6. Мы в легком замешательстве думаем, как нам быть. Но тамошние туристы подсказывают нам, что можно поставить палатку на любое приглянувшееся место, а с администрацией пообщаться уже завтра. Этот кемпинг (как и все кемпинги в этом путешествии) я подбирала заранее. Называется он Neue Donau. Вообще, в Вене несколько кемпингов, расположенных с разных сторон города. Все они достаточно удобны для прогулок по городу. Но я остановила свой выбор именно на Neue Donau потому, что он, как казалось, стоит на Дунае и был нам по пути. Как оказалось позже, кемпинг находится не на Дунае, а возле одного из каналов, которых в Вене достаточно много. И называется по имени канала — Neue Donau. А вокруг — скоростные автострады, мосты, промышленная зона. И хотя в целом к кемпингу у нас особых претензий не возникло, это был, пожалуй, худший кемпинг из тех, где мы были в эту поездку. Причем, я даже не могу сформулировать, что именно не понравилось. Вроде бы все санузлы и души прекрасные, и даже холодильник есть и кухня с электроплитами, чего раньше нам в кемпингах встречать не доводилось, и территория неплохая. Но как-то все не слишком ухоженное, что ли… Контингент, в основном, молодежь. А это всегда накладывает свой отпечаток…
…Но все это мелочи. Мы добрались — вот оно счастье! Пошли выбирать место. В уголке кемпинга стоят палатки почти вплотную друг к другу, рядом, на стоянке, машины. На схеме написано, что именно это место и предназначено под палатки. А остальные просторные полянки — для автодомов. Но свободных мест на этих полянках полно. И там стоят не только автодома, а и обычные автотуристы с палатками. Подумали-подумали, да и решили тоже там расположиться. Все же 4 ночи стоять… Но прежде, чем ставить палатку, по пиву…
…Сегодня на ужин у нас были запланированы польские колбаски. И хотя время уже позднее, решаем их все же жарить. А куда нам спешить?
…Пока готовили ужин, подошли к нам два соседа-немца. Спрашивают, мол, Украина? Да, говорим, Украина. Вай-вай, молодцы, и все в таком духе. Перекинулись парой тройкой фраз, и тут немец спрашивает, нужны ли нам лук, паприка, лимоны… Мы в легком недоумении: в каком смысле? Ушли. Вернулись с большой картонной коробкой полной овощей и фруктов: картошка, салатный лук, лимоны, огромный красный перец, яблоки, персики, чипсы… Оказывается, они завтра утром уезжают, а это осталось, хотят нам отдать. Мы немного засмущались, но приятно, черт возьми! В свою очередь подарили им бутылку украинской горилки с перцем. Обычно возим с собою пару бутылок для презентов. Все остались довольны. Правда, последнюю ночь наша соседская компания провела довольно бурно, с музыкой до середины ночи. Но отчего-то это совершенно не вызывало раздражения. Да и музыка была отличная…