Serhio-79 » 30 дек 2021, 07:28
Часть 2. Все, что вы хотели узнать об алкотрейнах, но боялись спросить
Вы, наверное, не поверите, но никогда раньше не летал РайнЭйром! Дважды покупал билеты на авиарейсы этой компании, но оба раза поездки срывались (однажды удалось вернуть средства за билет). С третьей попытки все сложилось как следует. Все мы когда-то читали об ужасах этой компании, что они вроде бы измеряют ручную кладь с точностью до сантиметра, и взвешивают ее с точностью до грамма, а за каждый лишний грамм/сантиметр заставляют платить сумасшедшие деньги. В принципе, все в пределах здравого смысла, мой ушибленный рюкзак (вес около 8 кг) осмотрели только визуально. В рамку запихать не просили и не весили, хотя размеры были на грани разрешенных. Осмотрели посадочный, тест, и разрешение на въезд в Испанию (все распечатал в отеле), хотя стоящие в очереди за мной словаки, тест и разрешение показывали на экранах телефонов, сказали все ок, и выдали очень странный документ – “QR-code-check”, в котором QR-code не было как такового
Теперь можно смело идти осмотр вещей. А несколько словаков заставили сдать чемоданы (разрешенного размера) в багаж. Почему я несколько раз упомянул о словацких пассажирах? Правильно, этим рейсом летели в Севилью болельщики сборной Словакии. В зале регистрации было в изобилии флагов Словакии, баннеров, «роз» (шарфов) в поддержку словацкой сборной. Я, собственно, тоже летел под видом болельщика Словакии, ведь приобрел билет по квоте Словацкой Футбольной Федерации. Билеты по квотам футбольных федераций и партнеров соревнований называют "алкотрейнами". У далекого от футбола человека, наверное, будет ассоциировать это слово с поездом, в вагоне-ресторане которого разрешена продажа спиртосодержащих напитков :-). Доля истины в этом есть. Об этом мы убедимся через несколько часов :-). А пока – в дьюти-фри. Ничего особенного. Цены на марципаны, вина и Уникум на уровне супермаркетов. Курильщики затариваются блоками сигарет (вероятно, в Испании дороже).
Посадка без задержек. Самолет заполнен полностью (стандартный Боинг 737-800 с компоновкой кресел на 33 ряда). Расстояние между рядами, на удивление, достаточно, вероятно потому, что у Райна нет разделения пассажиров на Бизнес и Эконом. Удивил отсутствие в сетках кресел впереди традиционных распечаток с ассортиментом бортового дьюти-фри и правил одевания кислородных масок, которые присущи другим авиакомпаниям. Вторые были просто наклеены на сиденье впереди. Контингент пассажиров – на 80% футбольные болельщики. Возраст разный. Были и 60+. В основном мужчины, случались болельщики (отец с сыном/сыновьями), женщин очень мало. Сразу после выхода на курс стюарды из Болгарии начали катить свои тележки с напитками и едой.
Болельщики начали с пива, затем подняли градус к водке и виске и завершили вином. Короче говоря, выкупили все, что было алкогольного. Учитывая, что в «мероприятии» участвовало 100+ человек, напитки закончились очень быстро. План выручки бригаде стюардов пассажиры-болельщики совершили где-то через час полета! Потребление крепкого сопровождалось, конечно, разговорами на футбольные темы, обсуждением матчей, а по мере увеличения степени опьянения перешло в исполнение фубольных песен и фанатских речевок. Короче говоря, «полный алкотрейн» :-)
Но в пределах разумного – никто не дрался и предметы не разбрасывал. Просто всем было весело. Ходили, конечно, группами по салону, но без фанатизма. Все цивилизовано.
В Севилье приземлились по расписанию в 19:25. Сразу при выходе на трап всех обдало жарким дыханием испанской степи (до побережья Африки 140 км отсюда. Это так, между прочим). Думал, после будапештских +35 С меня мало чем удивит Испания. Если бы так…
При входе в здание аэропорта – санитарный контроль. Сначала отсканировали QR-коды с FSC-анкетой, затем измерили температуру бесконтактным термометром. Все ок, можно выходить из города. Сразу у выхода из терминала находится остановка автобуса, идущего в город, а именно к центральному автобусному вокзалу, с остановкой возле центрального железнодорожного вокзала. Очень удобно! Стоимость билета всего 4евро, оплата водителя у входа. Краем глаза обращаю внимание, что никто из словацких болельщиков на автобус не идет, все сразу идут на такси. Что ж, фанатские выезды – не для бюджетных туристов.
Расстояние до автостанции автобус преодолевает за 45 минут. Сразу на въезде начинаются крупные торговые центры, затем новые массивы многоэтажек (14 этажей максимум – я считал), дома выглядят как новые, но думаю им уже по 2-3 десятка лет. Балконы местами застеклены, но без утепляющих термопанелей и спутниковых антенн. Что способствует чистоплотности фасадов, и сохраняет молодой вид зданий. После центрального вокзала (а в Испании по какой-то древней традиции, вокзалы имеют свои имена – севильский называется Santa Justa) – начинается центр города с традиционной архитектурой позапрошлого века! Севилья город чрезвычайно аутентичен и компактен, несмотря на 750-тысячное население, нет больших площадей и незастроенных пространств. Даже один из трех основных стадионов (45-тысячный Estadio Ramon Sanchez Pizjuan) находится прямо посреди жилого массива! Но матчи ЕВРО-2020 будут проходить не на нем – а на 57-тысячной арене La Cartuja, расположенной в одноименном острове посреди реки Гвадалквивир! Второе название этого стадиона – Олимпийский, Севилья дважды подавала заявки на проведение Олимпийских Игр (в 2004 и 2008 годах), но оба раза проигрывала, но стадион, несмотря на это, упорно продолжали строить… И чтобы завершить со стадионной темой – третий
На автовокзале прямо на платформе расположены очень полезные устройства – автоматы по продаже бутылированных и баночных напитков. Удивительно, подумаете вы, у нас тоже такое есть. Но чтобы автоматы продавали 1.5-литровые бутылки воды – такое я вижу впервые. Покупаю указанную бутылку за 1,5 евро (учитывая, что уже около 9 вечера воскресенья – а в Испании в это время все магазины закрыть по определению) – вариант нормальный. Хотя на следующий день в «Меркадонне» я видел такую же воду по 0,55 Есть за 2 литра… Отель свой нахожу довольно быстро, он находится всего в 2 кварталах от автовокзала. Называется «Hostal Roma», но не является хостелом в классическом понимании – все его номера рассчитаны максимум на 3 чел. и имеют отдельные удобства. На Букинге его классифицируют как гостевой дом. Завтрак отсутствует как в принципе, холодильника (даже общего) нет, по шумоизоляции номеров большие вопросы. В принципе, из серии "только переночевать".
Утром следующего дня отправляюсь в довольно недалеко расположенный интересный курортный приморский город, являющийся родиной Пикассо П.Д, Бандераса А.Д., от его названия пошел сорт десертного сладкого испанского вина, а в узком кругу знатоков он известен как южный город Европы, что имеет метрополитен! Как вы уже догадались, я уезжаю в Малагу! Туда поездом за 23 €, назад автобусом за 9,90 €. Почему туда тоже не автобусом и такая разница в цене? Дело в том, что 02.06.2021 удалось поймать однодневную акцию национального испанского автобусного перевозчика ALSA, согласно которой билет на любой прямой автобусный рейс между любыми автобусными городами Испании стоил всего 9,90€.(при стандартной цене 20-35€). Удалось купить Малага-Севилья и Валенсия-Барселона. Прямых автобусных рейсов между Севилью и Валенсией не было, а первый прямой Севилья-Малага шел только в 11:00 с прибытием в 13:30, что для однодневного вояжа было поздно.
Выезжаю автобусом №21 до железнодорожного вокзала, стоимость поездки 1,40Е билеты у водителя. Не знаю, может есть какой-нибудь проездной на несколько дней, не интересовался. Вокзал Санта-Хуста находится под землей, но пересадка на станцию метро (что было бы логично ) отсутствует, потому что линии метро в том районе нет. Как и на любом вокзале Европы есть небольшой зал ожидания и большое количество кафе и магазинчиков. Интересная особенность: все испанские пассажирские поезда делятся на скоростные и обычные. При посадке на скоростной служба безопасности осуществляет осмотр вещей пассажиров аналогично аэропортовому (с выемкой вещей из карманов, снятием ремней, и прохождением через рамку включительно). Поэтому, если едете по скоростному поезду (их номер начинается с букв AVE), на вокзал лучше прибыть не менее 45 минут, поскольку на осмотр есть очереди. Я ехал в Малагу обычным поездом. Досмотра перед посадкой не было. Остановок мало, в поезде чисто, заполненный %% на 40, есть контроллеры. Пейзажи из окон – сельскохозяйственные, преобладают оливковые плантации, подсолнечные поля, иногда встречались цитрусовые сады. В Малагу прибываем с 20-минутным опозданием, хотя нигде особенно долго и не стояли… Вокзал Малаги представляет собой современное монументальное сооружение, в котором помимо вокзальных служб разместился солидных размеров торговый центр (на обратном пути совершил небольшой шопинг). Сразу от вокзала направляюсь не морское побережье. Почему не воспользовался метро, наверное, спросите вы? Дело в том, что железнодорожный вокзал (Maria Zambrano) является конечной и одновременно пересадочной станцией обеих линий метро Малаги, они просто соединяют вокзал с отдаленными городскими окрестностями. А морское побережье – в другой стороне. До моря (в районе порта) дохожу минут за 10.
Еще немного – и по набережной дохожу в район Малагета (это только я заметил, что она перекликается с барселонской Барселонетой? – обе, кстати, находятся каждый на своем небольшом полуострове).
На Малагете построен достаточно большой жилой массив современных многоэтажек (10-16 этажей), также, разумеется, на набережной много кафе и магазинов с сувенирно-курортным ассортиментом и некоторых трендовых туристических объектов (Hard-Rock-Café)
Прохожу Малагету насквозь по центральной широкой улице. И я уже на пляже, которой простирается до конца города. Людей не много, в основном местные, хотя несколько раз встречал польскоязычных отдыхающих. В принципе, это и не удивительно – ведь всего 2 дня назад в Севилье проходил матч Испания-Польша, и вероятно большое количество польских болельщиков остановилось именно в Малаге, совершив однодневный выезд на матч в Севилью. Я при планировании поездки тоже рассматривал этот вариант, остановиться в Малаге, но во-первых мой матч заканчивался в 19:45, а автобуса в Малагу в тот день уже не было в вечернее время, а во-вторых, на момент планирования путешествия и покупка авиабилетов. в Испании еще существовали ограничения на передвижение между городами без уважительной причины (отменили их всего 27.05), хотя теоретическая возможность попасть в Малагу была, рейс Будапешт-Малага тоже существует.
Пляж в Малаге песчаный, из очень темного песка, вода мутная, много водорослей. Удивило, что отдыхающие все загорают метрах в 40-50 от воды. Прилег поближе, к воде метров 20 – и почувствовал странное природное явление – от воды где-то в 50-100 см над землей веяло холодом, хотя сильного шторма не было! И вода не холодная. А в спину при этом припекало солнце (26-28 С), очевидно у берегов Малаги проходит какое-то холодное течение. Если отползти от воды на 50 и более метров – холодных потоков воздуха от воды уже не чувствуешь. Очень странные ощущения! Больше нигде на европейских пляжах с таким не встречался. Со временем ветер усилился до штормового уровня, и спасатели подняли на мачтах красный флаг, свидетельствующий о запрете купания :-(
Обратно решил возвращаться через исторический центр, хотя это и было значительно дольше. Основной доминантой исторического центра Малаги является Кафедральный Собор.Он имеет асимметричный фасад, поскольку его правая башня не достроена
Центральные площади старого центра любого города Испании великолепны
В центре встречаются и новые постройки, но новизна встроена очень органично и аккуратно.
Кто забыл – BANDERA с испанского переводится как флаг, знамя:
Бандерас – это, кстати, театральный псевдоним. Настоящее имя актера – Хосе Антонио Домингес Бандера.
Прохожу мимо Театра им. М. де Сервантеса (который недавно отметил свое 150-летие). Именно в нем начинал свою карьеру знаменитый испанский актер Антонио Бандерас (настоящее имя Хосе Антонио Домингес Бандера). Бандерас – это театральный псевдоним. Кто забыл – BANDERA с испанского переводится как флаг, знамя:
Обратно в Севилью, как я уже говорил ранее, возвращался автобусом. Автобус достался большой, просторный. Правда, без Wi-Fi.
Основные виды из окон – маленькие испанские деревни с традиционными для Андалусии белыми домиками. И поля оливковых деревьев. Иногда встречаются небольшие одиночные скалы.
При подъезде к Севилье обратили на себя несколько промышленных объектов: большая парфюмерная фабрика, две мебельные.
По непроверенной информации, в пригородной зоне Севилье расположен завод для производства комплектующих авиакомпании «Boeing»
Теперь подробнее о Севилье. Я вторично в этом городе (первый раз был 12 лет, в 2009 году в групповом автобусном туре). В принципе, все памятки тогда увидели. За исключением одного – острова La Cartuja. Сами обстоятельства сложились так, что именно ему в этой поездке уделялся основное внимание.
Хотя до центра города я тоже дошел (от моей гостиницы 15 минут пешком), главную must-see Севилье башню Giralda все же увидел. Во внутренние сады не ходил (во-первых, уже был, во-вторых, невероятная жара). Центр Севильи за последние 12 лет совершенно не изменился, и выглядит, как обычно, прекрасен.
А теперь об острове Картуха. Как я говорил раньше, почему Севилье удалось спустя годы и даже десятилетия сохранить свою старинную привлекательность – потому что 750-тысячный город (язык не возвращается назвать его мегаполисом) не построен ни одного офисного небоскреба. Да, современные новые административные или офисные здания есть, но их высота не превышает 6-8 этажей, встроенные органически, и совершенно не уродуют историческое лицо города. Но все же одна многоэтажка есть. Называется «Torre de Sevilla», расположена в самом начале острова Картуха, представляет собой 40-этажный отель, к которому пристроен одноименный торговый центр (кстати, весьма неплохой, есть “PRIMARK“)`, множество других магазинов и кафе. Остров имеет значительную площадь, по нему проложено несколько улиц, ходит 2 автобусных маршрута, один – объезжает остров по кругу, другой соединяет Олимпийский стадион с центром по городам. Интервалы движения автобусов – примерно раз в 20 минут. На острове находятся большинство корпусов Севильского Университета, городок развлечений Isla Magika и другие научно-познавательные объекты, до радиотелескопа включительно.
Улицы научного городка названы в честь известных ученых
Для более наглядного предоставления информации для студентов открыт 3D кинотеатр (иначе может называться кинотеатр стандарта IMAX).
В старинном помещении фабрики керамики теперь размещен Институт истории Андалузии. И, собственно, сам Олимпийский стадион.
Для входа на стадион Севилье, конечно, то же требовался зеленый браслет. Вакцинированным болельщикам он издавался автоматически, остальным – нужно было сдать ПЦР-тест в специальных палатках у стадиона в день матча (стоимость 35 евро). Результат в течение 30 минут. Для сравнения, стандартный ПЦР-тест в Испании стоит в три раза, а результат только через 24-36 часов.
Чтобы попасть на стадион, решил воспользоваться не стандартным маршрутом (автобусом), а протестировать Севильский метрополитен. Сел на станции Puertа Jerez, вышел на самый близкий к стадиону Principles. Стоимость проезда 1,55 евро, билеты только в автоматах. Станции построены по системе т.н. «горизонтальный лифт», то есть платформу от поезда отделяет стена, двери в которой синхронизированы в пространстве и времени с прибывающей дверью поезда:
Поэтому на середине маршрута все же воспользовался автобусом. Зато все же чуть-чуть увидел район Триана. Это не туристическим, а на самом деле огромный спальный район с домами всех возрастов, занимает почти всю правобережную часть Севилья. Проехали мимо «Seville Torre» - рядом со зданием толпа людей с испанскими флагами и футбольной атрибутикой – оказывается, в этом отеле поселилась сборная Испании и фаны ждали ее выхода, чтобы увидеть своих кумиров. Хотя в нынешнем составе испанцев звезд мировой величины нет. Из золотого поколения «2008 – 2010 – 2012» остался только Андреас Иниеста
Наконец-то я у стадиона. На матче разрешено присутствие всего 15 500 болельщиков (25 процентов от емкости стадиона), но такое впечатление, что полиции больше зрителей. Есть пешая, конная, и моторизованная:
Меры безопасности на «Олимпийском» более жесткие, чем на «Пушкаш-арене», обыск болельщиков производился 3(!) раза. Непосредственно на трибунах, перед входом в сектор обыск проводят полицейские в бронежилетах, шлемах и с длинноствольным оружием. Общаются исключительно на испанском. Поскольку из-за шлема я долго не мог понять, чего от меня требуют.
испанцы позвали словацкоязычную (!) полицейскую. Была в форме с пистолетом, газовым баллончиком и наручниками. Без шлема. Здесь дела пошли лучше, словацкий понимаю хорошо, отвечал украинским и английским, она меня понимала. На матчах в Будапеште полиции из других стран не было замечено. Уверен, что на матчах сборной Украины в Бухаресте наших полицейских тоже не было. Места снова в секторе за воротами. Но в отличие от «Пушкаш-Арены», которая является сугубо футбольным стадионом, «Олимпийский», как следует из названия, предназначен для разных видов спорта. Поэтому трибуны от поля отделяют также беговые дорожки, а за воротами – еще и сектор для толкания легкоатлетического ядра.
А теперь непосредственно про сам матч Испания – Словакия. Как, наверняка, многие помнят , у этого матча был значительный «украинский интерес». Для того, чтоб занять проходное из третьих мест, дающих право на выход в 1/8 финала, требовалось совпадение нескольких условий. А именно: победа любой из команд в этой встрече, а также в параллельной Швеции-Польша выигрыш скандинавов или ничья. В итоге все сложилось, как надо. Испанцы, которые два предыдущих матча завершили вничью, и в случае проигрыша словакам, выбывали из дальнейшей борьбы, к игре подошли очень серьезно, сразу лишили словаков игрового пространства и постепенно прижимая их к своим воротам. Моральный дух гостям немного поднял вратарь Дубравка, отразивший довольно сомнительный пенальти. Но через 15 минут, сам положил начало разгрому своей сборной, когда ослепленный ярким андалузским солнцем, пытаясь перебросить мяч через перекладину, забил его в свои ворота… Перед самым перерывом, испанцы забили второй раз. Учитывая, что у словаков игры в атаке не было вообще (в штрафную хозяев доходили считанные разы, к тому же без ударов по воротам), итог матча для меня был уже понятен. Интерес вызвал лишь количество забитых мячей, на котором остановятся испанцы…
Что касается атмосферы на стадионе – в Будапеште было лучше и ярче, в Севилье на трибунах слишком много полиции, болельщиков заставляют сидеть на месте, через три свободных, стюарды все время бегают между рядами и напоминают о необходимости надеть маски… Отвлекает как-то от футбольного матча
После матча (а болельщиков выводили от стадиона очень медленно, но огражденным со всех сторон коридором), увидел легендарную в футбольных и болельщиках личность – суперфана сборной Испании «Маноло-барабанщика» (Manolo el del Bombo, настоящее имя Мануэль Касерес Артесеро).
Прославился тем, что, начиная с 1982 года, не пропустил ни одного матча сборной Испании, на ЕВРО-2012 в Киев также приезжал. Что ж, если работа позволяет (сеньор Маноло – владелец нескольких спортбаров в разных городах Испании) – то почему бы и нет. Шел «номер 12 сборной Испании» без своего ударного инструмента, его нес рядом один из молодых болельщиков, вероятно в 72-летнем возрасте постоянно носить инструмент на себе тяжело.
После матча решил возвращаться в отель другим путем, а именно через Мост Аламильо (также называют «Мост Калатравы»):
Просто шедевр архитектурного и инженерного мнения. Прекрасный с любой стороны
Вышел на набережную в районе Seville-Norte, далее спокойно иду вдоль берега Гвадалквивиру, наслаждаясь закатом и вечерней прохладой и созерцая современные творения испанских архитекторов, а именно мост, пешеходный мост, шириной всего 15 метров. Длина/ширина» он вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый узкий. Мост Баркета тоже очень красивый
Оригинально смотрится и мост Эль Качорро (дословно его название переводится как «Мост Христа-Искупителя»). Что напротив центрального автовокзала, конструкторы его позаботились о пешеходах, создав систему зонтов от солнца. Его особенностью является то, что обе его опоры находятся на берегах, бех подводных конструкций!
А всего мостов в Севилье 23 (двадцать три), причем ни одного железнодорожного или метро моста.
На следующий день, собравшись, рано утром выезжаю в Валенсию. С пересадкой в Мадриде. Почему так все сложно: единственное прямое влечение Севилья-Валенсия является по нашим меркам, «пассажирским», а не «скорым», и тем более не «Интерсити», в пути около 12 часов и прибывает в Валенсию после 23-го вечера. Тратить целый день на переезд – с моей точки зрения, не разумно. Потому выбрал вариант через Мадрид. Тем более стоимость билетов в обоих случаях была почти одинаковой. Поезда в обоих случаях были скоростными, то есть посадка на них предполагала контроль на безопасность. В обоих случаях поезда оказались заполненными на 100%. Что в принципе и не удивительно – 24.06 в Испании было национальным праздником – День Св. Хуана (День Иоанна Крестителя) – и был выходным днем. В Мадриде поезд прибыл на главный вокзал Atocha. Стыковка у меня была 1 час и 15 минут. Естественно, в город не выходил. Если у вас тоже когда-нибудь пересадка на этом вокзале – будьте внимательны! В одном здании находится вокзал для поездов дальнего следования и пригородных поездов, нумерация платформ на обоих начинается с 1, и, что самое страшное, автомат по QR-коду на моем билете пропустил на пригородный вокзал! Ошибку я понял быстро, но вернуться сквозь то и сам турникет было уже невозможно, пришлось обежать вокзал по переметру, чтобы найти выход, потом уже искать платформы вокзала для поездов дальнего следования! Успел нормально, до отправления оставалось 15 минут. Поезд в Мадрид-Валенсия шел экспрессом вообще без остановок! Пейзажи снова типично испанские (ланы, оливковые рощи), но незадолго до Валенсии проехали какой-то небольшой горный массив (плохо знаю физическую географию Испании), проехали насквозь туннель, вне которого было небольшое озеро и водохранилище. В Валенсию прибыли вовремя на вокзал Xoaqin Sorolla. В Валенсии два железнодорожных вокзала. Но один из них (Xoaqin Sorolla, тупиковый) прибывают только на поезда с конечной станцией Валенсия, на другой (Norte ), сквозной, транзитные поезда.
При выборе отеля в Валенсии, готов найти поближе к морю. Но большую часть побережья в черте города занимает большой морской порт, поэтому отель найти удалось только на окраине города, зато у пляжа. Отель Resa Patacona**.
Единственная проблема – логистика. От вокзала добраться можно только до станции Maritimu, а оттуда автобусом №99 до конечной остановки (как раз напротив входа в отель :-)). Теперь же о системе оплаты городского транспорта в третьем по величине городе Испании. Есть единственная транспортная карта (8,40 Есть за 10 поездок), которой можно пользоваться во всех видах городского транспорта (метро, автобус, трамвай). Но приобрести ее, по давней испанской традиции, можно только в табачных лавочках. Которые, в связи с общенациональным выходным днем были закрыты :-(
Одноразовый проезд в метро Валенсии стоит 2,50€ (карточка на 10 поездок 7,50€) продаются в автоматах на станциях метро, ??проезд в автобусе 1,50€, билеты продаются у водителя. О стоимости проезда и системе оплаты в трамваях ничего сообщить не могу, не пользовался.
Наконец-то добираюсь до отеля.
Он расположен в живописном районе Malvarossa. Застроен, в основном, 1-2 этажными частными домами. Название, по моему мнению, произошло от словосочетания «розовая мальва»:
Отель совершенно новый, построенный только в 2021 году. Имеет оригинальную конструкцию, в сечении представляет собой цифру «8». В нем есть как номера, так и апартаменты с кухнями (т.е. предназначены для длительного проживания). Бесплатный бассейн и тренажерный зал. На каждом этаже 3 лифта, но коридоры очень запутаны. Однажды даже помог в ориентировании реально заблудившейся испаноязычной туристке.
Сразу после поселения иду на пляж.
Пляжей в этом районе два: Alboraja и Malvarossa.Отличить их точку раздела очень просто: на первом есть кофейни и ресторанчики, а на втором – променад с лавочками:
На пляже можно загорать вплоть до заката, солнце заходит после 21 часов. Отдыхают в основном местные (хотя слышали немецкий и французский язык), некоторые в масках, все сохраняют «социальную дистанцию» – коврики и зонтики на расстоянии не менее 3 м друг от друга. Пляж длинный и широкий, места хватает всем.
Супермаркеты сегодня закрыты, но работают маленькие китайские и арабские лавочки. Отличить их очень просто – у китайских из продовольственных товаров в продаже только вода, крупы и снеки, остальные – непродовольственные, у других – вода и множество фруктов. Покупаю персики по 0,9Е/кг и черешню по 1,8Е кг.
На следующее утро, после завтрака, он умеренно-порционній. Чай, кофе и молоко неограничены
Скупаюсь в местных сетевых супермаркетах Konzum и Mercadona. Цены и ассортимент одинаковы для других супермаркетов Испании. Единственное, что удивило – очень большой выбор испанской парфюмерии по умеренным ценам (Made in Seville :-)) – 4-6 евро за одеколоны и туалетную воду 100 мл. Ароматы вполне приемлемы. Забыл сказать, что у меня в номере был холодильник, потому можно смело покупать товары на ужин. Отдельный рассказ о мороженом. Традиционных в нашем понимании пачек мороженого (по 80-100 г) в Испании нет. Есть либо «мороженые торты» (0,5+ кг), либо коробки, содержащие в себе по 6-8 маленьких 50-граммовых пачек мороженого. Стоимость второго варианта – 1,8-2,5 евро. В мои прошлые поездки в Испанию, на улицах и площадях разных испанских городов стояли лотки с холодильниками с мороженым на основе разных фруктов. В этой поездке ни в Севилье, ни в Малаге, ни в Валенсии такого не видел. Вероятно, запрещены из-за карантина. Мороженое положил в холодильник. Температуру хорошо держит. Испанская марка ТЕКА.
На что еще обратил внимание в Испании – наличие в магазинах меда производства Украины!
Винная тема. На вкус и цвет товарищей, как известно нет, в среднем 0,75 евро стоит 3-5 евро. Хотя видел и акционные варианты по 1,99 е. Если кому нужно в меньшей емкости – 0,185 л в бутылке 1,65 е и в тетрапаке 0,49 е соответственно. Испанские бренди Jerez начинаются от 5,60 евро за 0,5л. Из нестандартных испанских деликатесов решил попробовать галисийский сыр «Tetilla» (примерно 6 Е за головку 0,5 кг), он покрыт очень жесткой оболочкой, однако внутри мягкий, почти как наши плавленые по консистенции.Но вкусный. На дворе суббота, а по субботам, как выражается в Валенсии работают «стихийные рынки». Сразу возле «Меркадонны» – большой рынок одежды, товар и продавцы из Китая, ассортимент курортно-летний, цены от 5€, ничего интересного для себя не заметил. Сегодня моя цель – посещение Города Науки и Искусства, как минимум, и исторического центра (а именно башни Торре де Кварт и Торре дель Серранос), как максимум. Добираюсь снова на автобусе 99, проехать мимо невозможно :-). Несмотря, что всего около 11 часов, уже довольно жарко. Планирую посетить Музей Науки:
Возле Музея довольно продвигающаяся очередь, у всех людей в очереди в руках какие-то документы. Профильные баннеры и полицейская охрана не оставляет сомнений – в фойе музея проводится вакцинация местных жителей от коронавируса :-(. Тем не менее, все входят через отдельный вход, в фойе соответствующая зона ограждена щитами, с обычными посетителями они не пересекаются… Музей в это время работает в обычном режиме.Многие посетители, как местные, так и иностранцы.Входящий билет, по-моему, дорогой – 8€, но цены в сувенирном магазинчике еще дороже (все сувениры имеют научную тематику).Экспозиция занимает второй, третий и четвертый этажи, подъем эскалатором Экспозиция размещена несколько хаотично: второй этаж – генетика и нервная деятельность человека, третий – звуковые явления и разнообразные музыкальные инструменты (как старинные духовые, так и необычные, но терменвокса для полноты не хватает).
Можно принять участие в некоторых опытах со звуковыми волнами, но мне их мало.Другую часть третьего этажа занимает экспозиция, посвященная испанским ученым-лауреатам Нобелевских премий:
Сантьяго Рамону-и-Кахалю:
Северо Очоа:
и Жанну Доссе:
О последнем хочет рассказать более подробно. Жан Доссе (1916-2009) по происхождению и гражданству был француз, но большую часть своей жизни прожил в Валенсии (был женат на валенсийке). Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил в 1980 году, работая на должности профессора Валенсийского медицинского университета. Тема его исследований стала очень актуальной в последние полтора года: она касалась антигенов и антител человеческого организма.
Последний четвертый этаж музей посвящен космонавтике вообще и исследованиям Луны в частности. Имеются уменьшенные копии марсоходов, ракет, международных космических станций. Составители музея следят за актуальностью экспозиции, ведь в ней уже упоминаются попытки Илона Маска запустить в Марс и вернуть на Землю ракету многократного использования.
Была в музее еще одна аттракция (возможно, меня не поймут, но все же решил опробовать на себе) – имитация полета в космос на корабле-шаттле многократного использования. Стоимость 2,50€.
Но там эспозиция только на определенное время. Ближайший свободный – через 2,5 часа. Самое время пообедать. Музейное кафе уже закрылось (вероятно, в пятницу работает по сокращенному графику). Но поблизости есть большой торговый центр с продуктовым супермаркетом. Приобрел? арбуза за 1,35€ и настоящий испанский нож (2,99€) и неподалеку от Музея устроил себе легкий обед. Я был не один такой – почти все лавочки вокруг были заняты такими же туристами. Но на траве не сидел никто!
А вот уже и время моего сеанса подошло. В настоящее время – я один, хотя максимум допускается 4 человека. Сначала на специальной платформе, вокруг которой вращаются стены, слушаешь звукозапись лекции лекции первого испанского астронавта Педро Дуке. Затем гид проводит в специальную капсулу, имитирующую кабину космического шаттла. Туриста пристегивают и начинается имитация взлета/посадки.Имиатация, в основном звуковая, хотя время от времени положение кресел в пространстве меняется. Никаких дополнительных физических нагрузок не ощутил. В принципе, однажды попробовать можно.
По-моему, от Музея ожидал большего. По сравнению с научными музеями других городов (видел программы по телевидению), в Валенсийском опытов, и вообще, эспонатов, заамало.Особенно учитывая его площадь. В центр города ехать уже поздно и жарко (пик жары в Испании, как ни странно, примерно с 17 до 19), только после 20 начинает становиться прохладнее.
Но, несмотря на жару, Валенсия прекрасна
Вечер снова провожу на пляже.
Следующий день (последний перед отъездом) полностью провел на пляже, отдыхая и дегустируя местную кухню. Если кому-то интересно – паэлья на двоих (большая сковородка) обошлась в 22 евро, хотя в меню была указана цена на одного 11Е, типа на одного. Но порцию на одного нигде не готовят, в отличие от моего предыдущего посещения Валенсии в рамках группового тура 11 лет назад. Тогда готовили. Где-то в центре. Стоило 9 Евро. Заказал традиционную валенсийскую. Оказалась с мясом курицы, кроля, спаржей и фасолью. Вкусно. Понимаю, что не бюджетно, но быть в Валенсии и не попробовать визитку ее кулинарии (а Валенсия – родина паэльи) – просто невозможно).
Кроме променада, прогулялся еще по приморским кварталам. Кроме жилых домов и трамвайного депо неожиданно обнаружил корпуса Валенсийского Политехнического Института. Завидую местным политехникам – сразу после занятий можно отдохнуть на пляже :-) Да и готовиться к занятиям на морском воздухе полезнее. В Малаге на пляже видел группки молодежи на пляже с книгами. Но никак не мог предположить , что это студенты :-)
Последнее утро – раннее выселение (даже к завтраку, ланч пакет разочаровал, стеклянная бутылка сока и холодного какао, обе на одноразовых пробках, которые можно открыты только ключом-открывалкой, которые туристы без багажа обычно в поездку не берут, маленькая пачка печенья и яблоко ), быстро на автовокзал, далее автобусом в аэропорт Эль-Прат в Барселоне. Неожиданно открыл такую особенность своего организма, как возможность спать в маске! В автобусе висел большой плакат о запрете снимать маску. Со сном боролся как мог, но все же несколько раз заснул. Выжил. Автобус, кстати, достался старый, тесный и удушающий, сильно гремевший на каждом неровности дороги. Также компании ALSA.
Автобус опоздал в аэропорт на 20 минут, но времени до вылета у меня было еще достаточно. Хорошо, что не взял билеты на следующий автобус – он приезжал в Терминал1 аэропорта ровно за 2 часа до вылета. Учитывая , что Ryanair летает из Терминала2, то в случае опоздания на 20 минут мог бы иметь серьезные проблемы.
Терминал 2 – полупустой из него летают только Ryanair и Air Morocco, пассажиров мало, большинство кафе и магазинов закрыты. Вылет задержался на 30 минут, но в Борисполе сели всего на 10 минут позже. Заполненный %% на 70, большинство пассажиров – украинцы, возвращавшиеся по отдыху в Испании (судя по загару) Какими путями они попадали в официально закрытую Испанию, для меня в принципе, не загадка. На день публикации рассказа – Испания вообще открыта для украинских туристов. Заказывали мало и бригада стюардов из Италии передвигалась по салону разочарованно. К тому же у Ryanair, в отличие от конкурентов, совершенно отсутствует на борту торговля непродовольственными товарами и брендированными сувенирами (в отличие от Wizzair или МАУ), только какими-то малопонятными лотереями.
Граница и багаж без задержек (как раз мое возвращение выпало на период 17.06 – 04.08), когда Украина своих граждан впускала без ПЦР-теста и «Действуй дома», еще полтора часа городским транспортом и дома. Впечатления от поездки только самые лучшие
*«С футболом в мир» (З футболом у Світ)– книга известного украинского футболиста середины 20 в. Александра Леонидовича Скоценя (1918-2003), выступавшего за львовскую «Украину», киевское «Динамо», словацкую «Жилину», бельгийский «Шарлеруа», французскую «Ниццу», канадские клубы. Лучший футболист Франции в 1947 году.