После долгого перерыва (мы на месте не сидим) хотелось бы продолжить свою сагу. Опять одна часть.
Пуно, озеро Титикака
К счастью, самолет народной компании LAN опоздал всего на 30 минут, что считаю сущим пустяком. После взлета самолет сделал круг над Арекипой и взял курс на Хулиаку. С высоты было видно, что город действительно велик и интересен.
Стюардессы разнесли страждущим конфетки-леденцы. На этом кормление было закончено. Позже стало ясно, что в силу малого времени полета (чуть больше получаса) на большее рассчитывать не нужно. Бесплатное приложение к перелету: справа по курсу проплывал действующий вулкан. Шлейф его выбросов растянулся на несколько километров и был отчетливо виден из иллюминаторов. Тем более примечательно, что это был мой первый действующий вулкан.
Так вот, после короткого перелета мы приземлились в небольшом аэропорту города Хулиаки. Вопреки расхожему мнению, с трапа я сошел бодро и никаких негативных проявлений большой высоты не ощущал. Может быть, помог постепенный набор высоты, а может что-то от природы. Следует заметить, что за все время, проведенное на отметке ок. 4000 м над уровнем моря (а это около 1,5 суток), иногда ощущалась нехватка кислорода. Т.е. после нескольких обычных вдохов приходилось делать один глубокий. Голова не болела, ночью не задыхался. Даже как-то наоборот, состояние было бодрым и свежим. А уж о том, чтобы не пить алкоголь, так об этом даже речи не было. В первом же магазине было куплено 2 Кускеньи по 0,7 л, и одна бутылка довольно быстро прикончена.
Вернусь в аэропорт. По прилету в вестибюле вас встречает ансамбль местных аборигенов, исполняющих народную музыку Анд. Приятно. Впрочем, шляпа для гонораров лежит на видном месте. Так что, если хотите, можете поддержать местную самодеятельность долларами и солями. Багаж появился на ленте довольно быстро. Совет: не убирайте далеко багажный талон. После получения своей сумки или чумадана охрана аэропорта обязательно сверит ваш талон с биркой на багаже. Иначе из аэропорта вас не выпустят. Багажный талон забирается охраной. Как мне показалось, чтобы народ не мог заявить о пропаже уже полученного багажа. Нет бумажки – нет вопроса.
Лучший способ добраться до Пуно – заказать заранее такси. Я это сделал через свою гостиницу, заранее обговорив стоимость (был предложен тариф 17 долларов, либо 50 солей, что полностью меня устроило). Так что, по прилету я был встречен любезным пунским дядечкой, в руке у которого была табличка с моим именем. Быстро кинув рюкзак в багажник, мы помчали к знаменитому озеру. Вся дорога занимает около 35 минут довольно быстрой езды. Как я успел заметить, там со скоростью и другими участниками движения особо не церемонятся. Погудел, нажал на газ – и вперед на обгон. За окном пейзаж напоминал западный Крым. Какие-то низкорослые кустарнички и желтая трава.
Дядечка довез меня до самой гостиницы, донес рюкзак до ресепшен и откланялся.
Отель, где я поселился (Hotel Colon Inn) оказался довольно неплох для 47 долларов за ночь. Немного староват, но не создает ощущения обшарпанности. Скорее навевает впечатления о колониальных временах. По приезду была предложена чашечка чая из листьев коки. Не отказался. Тем более что это должна была быть моя первая проба.
Увы, напиток не произвел на меня никакого впечатления. По вкусу и запаху напоминает отвар ромашки. На его порцию организм никак не отреагировал. Никакого учащения пульса, прилива энергии и т.п. Это притом, что чай был заварной, а не из пакетика.
Забегая вперед, скажу, что довелось мне испить этого напитка еще 2 раза. Эффект аналогичен. Поэтому очень мне сомнительна чудодейственная сила чая из коки.
Вернусь в номер. Обогреватель присутствует и без всякой дополнительной платы. Вода горячая имеется. И она действительно горячая, а не теплая. Только подождать нужно маленько, пока холодная протечет. Но это ерунда.
Первым пунктом в Пуно у меня значился выкуп ж/д билетов до Куско и Куско-Мачу-Пикчу-Куско. Все было забронировано мной заранее по е-мейлу у PeruRail. Это не агентство, а сами Перуанские ж/д. Ценник и расписание вы легко найдете на
www.perurail.com. Билет Пуно-Куско на поезде Andean Explorer обошелся мне в 119 долларов, до Мачу-Пикчу и обратно на поезде Vistadome 1 в 105 долларов. Скажу сразу, что это не самые дешевые тарифы. Есть гораздо ниже, но, во-первых, на Andean Explorer они не бронируются, а, во-вторых, захотелось проехаться по более высокому классу. Перу все-таки, не Германия какая-нибудь с их Дойче Баном.
От гостиницы до вокзала было где-то 6-7 минут пешком. В кассе предъявил распечатки с номером брони и без проблем получил свои билеты. Паспорт не забывайте. Без него ничего не получится, ибо проверяют. Далее следовала основное событие дня: собственно Титикака. Мысль была сплавать на острова Урос к тростниковым людям, ибо на более длительные путешествия (Амантани, Такиле) времени совершенно не было. Как мне объяснили в гостинице, все плавсредства отчаливают от пристани, до которой пешком минут 15. В том же районе располагается большой рынок со всякими национальными прибамбасами, сувенирами и одеждами. По площади и ассортименту, пожалуй, самый большой из виденных мной в Перу. Цены, как я и говорил ранее, также самые низкие.
Именно в Пуно было приобретено 80 % всех шмоточных подарков.
Билеты но Урос продаются в кассе непосредственно на пристани. Лодки уходят чуть ли не каждые 15-20 минут. Стоит это удовольствие 10 солей за перевоз и 2 соля за сход на тростниковые острова. Два отдельных билета.
Флот большой, но далеко не первой свежести. На моей лодке двигатель запускали путем прямого подключения клемм аккумулятора. Сам же аккумулятор стоял на палубе. Никаких штурвалов. Только румпель с ручным управлением. При этом вас обязательно заставят надеть спасательный жилет. У меня это большого энтузиазма не вызвало, т.к. все жилеты были, мягко говоря, засаленные и грязные. Так что берите свой для таких случаев. J
Призрачное желание искупаться в самом высокогорном судоходном озере быстро отпало при виде прибрежной линии Титикаки. Все очень грязно. Правда, дальше от берега вода чистая и прозрачная. Слева по ходу движения вы не сможете не заметить белое кораблеобразное здание, оккупировавшее целый остров. Это самый дорогой в этих краях отель Hotel Libertador. Виды из него, конечно, достойные, но вот от цивилизации далековато, да и стоит он недешево: 160 за стандарт, 200 за сьют.
После получаса неторопливого хода вас привезут на первый островок. Аборигены рассядутся в кружок и будут предлагать купить всякие побрякушки. Ассортимент так себе, скажу я вам. Глаз положить особо не на что. Знаменитые их тростниковые лодки даже в сувенирном исполнении достаточно велики (около 30 см в длину). Перевезти сей предмет в рюкзаке и не сломать – это нереально. Брать же в ручную кладь жаба душит: много места сожрет. Да и морока с такой дурой таскаться. Меньших по размеру образцов замечено не было. Так что ограничился я парой браслетиков да парой глиняных плошечек.
На самом острове кроме торговых рядов имеется несколько тростниковых хижин явно нежилого вида, загончик либо с рыбками, либо с утками, кострище да, пожалуй и все. На одном из островов была замечена собака. Очень дружелюбная и пофигичная. Самым же впечатляющим из всего этого является сам факт наличия этих островов, плавающих на открытой воде и вообще существующих. Осознание того, что ты на Титикаке и ходишь по тростниковым плотам над офигительной глубиной, придает всему этому особую окраску.
После первого островка был второй. За несущественными исключениями, вся обстановка повторяло только что виденное. Изюминка этой стоянки заключалась в том, что здесь можно было отведать местных кушаний: жареная форель, картофель, капустный салат. Несмотря на то, что я с утра питался только пивом, особо есть не хотелось. Да и предостережение не есть непроверенную пищу все время сидело в голове. Но уж как-то соблазнительно было вкусить местного запретного плода. Короче, я сдался и тут же был одарен вилкой и тарелкой со снедью за небольшую плату в местной валюте. Рыба оказалась неплоха, картофель мелкий и на вкус вроде как печено-вареный, но в чистой кожуре, капуста же – как капуста. Одно беспокоило (и, как оказалось, не напрасно): где и чем это все мылось и в каких условиях готовилось. После трапезы был третий остров, за третьим – четвертый. Описывать их смысла не имеет. После этого все «усталые, но довольные» погрузились в лодку и поплыли в обратный путь. Все путешествие заняло около двух с половиной часов. Поверьте, это более чем достаточно для Уроса.
Находясь на самом высокогорном судоходном озере я не мог не посетить ветерана Титикакского морского пути - пароход Явари. Притащенный сюда в разобранном виде на спинах вьючных животных, он за несколько лет был собран по частям и совершил не один успешный рейс. Находится он напротив гостиницы Sonesta Posada del Inca. Вход свободный, но пожертвования приветствуются. До гостиницы лучше доехать на такси за 3 соля, т.к. она находится в паре километров от Пуно. Такси лучше не отпускайте, т.к. обратно вы машину уже не поймаете. Хотя, думаю, можно попросить вызвать такси с ресепшена гостиницы. Отказать не должны, но в этом случае придется подождать.
Я же решил прогуляться обратно пешком, полагая, что много времени это не займет. В итоге это у меня заняло около 40 минут, хотя прошагал я их не без удовольствия. Стоит сказать, что Пуно мне показался довольно миролюбивым и менее опасным, чем Лима и Наска. Центральная улица Пуно – пешеходная Avenida Lima и вездесущая Plaza de Armas. Все необходимое для ночной (да и дневной тоже) жизни располагается в этом районе. Avenida Lima довольно короткая: минут 8 в одну сторону медленным шагом. Едальных и питейных заведений достаточно, чтобы удовлетворить желания любого гурмана. К сожалению, насладиться в полной мере вечерним и ночным Пуно у меня не получилось. Увы, но опасения по поводу Уросовской пищи были не беспочвенны. Пришлось весь вечер провести в номере на пару с электрообогревателем. Поэтому предостерегаю вас: не ешьте на островах никакой непроверенной пищи, какой бы аппетитной на вид она не казалась. Черт их знает, как оно там у них храниться, моется и готовиться.
Будем ложиться спать. Завтра надо пораньше на вокзал.