Когда у меня зародилось желание увидеть Эквадор, даже не знаю. Но желание это стало настолько нестерпимым, что Венесуэла отступила на второй план. Я понимала, что придется гнаться за двумя зайцами, но, тем не менее, решила за 17 дней совместить материковый Эквадор, Галапагосы и Венесуэлу.
При подготовке к поездке пришла к выводу, что форум Винского намного информативнее tripadvisor и lonelyplanet вместе взятых. За что его участникам огромная благодарность.
И дольше века длится день (с)
Для большей мобильности мы решили путешествовать налегке. Заранее купили билеты сразу из Каракаса в тот же день до Кито транзитом через Боготу. В рюкзаках ничего лишнего, чтобы не вызывать дополнительных вопросов таможенников – никаких пилочек, кремов и т.п. Сразу оговорюсь, на месте купили кучу косметических средств – кремы от загара, после загара, от солнечных ожогов, шампуни, гель для волос, паста, бритвенные станки – все это в полном объеме мы не израсходовали, и остатки на обратном пути я бросила в рюкзак сверху, чтобы выкинуть то, что попросят таможенники. Всего жидких веществ набиралось больше литра, и ни в какие прозрачные пластиковые пакеты они упакованы не были – но таможенники их просто проигнорировали. Без проблем все провезли. Зато повышенный интерес у служб безопасности вызывал мой фонарик. Он постоянно у меня оказывался на дне рюкзака, и мне приходилось его каждый раз вытряхивать. Уж не знаю, что такого опасного можно провести под видом фонарика, но таможенники его включали-выключали, вертели и осматривали, а на обратном пути во Франкфурте меня препроводили к комнате для досмотра, где этот фонарик просканировали каким-то прибором, и, снова ничего не обнаружив, отпустили восвояси.
Трансатлантический перелет оказался очень ненапряжным – всю дорогу смотрела фильмы, на сотый раз переслушала свою любимую «Волшебную флейту», кормили хорошо, напитки в любое время, в т.ч. алкоголь в ассортименте.
Приземляемся в Каракасе по расписанию, переходим в транзитную зону. Главный вопрос, который меня мучает, как нам зарегистрироваться на рейс Avianca, будучи в транзитной зоне? Иду в информбюро, ооочень долго пытаюсь понять, о чем толкует мне его сотрудница, а та даже и не думает говорить помедленнее и формулировать попроще. Наконец понимаю, что надо подняться на следующий этаж по лестнице в середине зала. Поднимаемся – а там вроде как выход из зала посадки. Объясняю свою проблему таможеннику – тот выходит из зала, идет к каким-то стойкам, возвращается и объясняет мне, что мы сможем зарегистрироваться на тех стойках за дверью, но там пока нет представителя Avianca. Интересуюсь, запустит ли он нас обратно через этот выход. Говорит, что пропустит.
Хорошо, идем гулять по аэропорту. Обратно в Венесуэлу нам предстоит вернуться в пасхальную неделю. И я очень переживаю по поводу наличия билетов. Хорошо бы купить сейчас билет до Сьюдад-Боливара или Пуэрто-Ордаза. А интересно, можно ли поменять доллары в зоне посадки? Захожу во всякие лавочки, интересуюсь, но меня либо посылают в кассу, либо говорят, что могут только по официальному курсу. Только в одном магазинчике соглашаются немного поменять по курсу чуть выше официального. Значит можно торговаться. Но можно ли из транзитной зоны купить билет на внутренний перелет? Снова иду на стойку информации. Снова та же сеньора что-то без устали тараторит, снова я ни черта не понимаю. Сеньора закатывает глаза и звонит кому-то, на том конце провода со мной говорят на нормальном английском и объясняют, что мне никак не купить билеты здесь, нужно выйти из международного терминала в доместик. Ну и ладно, в Венесуэле мы будем еще не скоро, а там разберемся.
На табло появляется номер нашего гейта. Идем к нему. До вылета еще часа два, а у гейта уже стоит представитель Авианки.
- Сеньора, как бы нам зарегистрироваться на рейс до Боготы?
- А вы транзитом? Откуда прилетели?
- Из России.
- А с кем? Con quien?
Вопрос вводит меня в тупик. Эээ.. да вот, вдвоем мы… А сеньора спрашивает что-то еще, и еще. А я ничего не понимаю. Потом до меня доходит:
- Ааа… С Люфтганзой мы.
Сеньора берет наши поспорта, кому-то звонит, что-то уточняет, сверяет. Интересуется, есть ли у нас багаж. Мне так показалась, что если бы был багаж, то для них это не проблема, тоже смогли бы зарегистрировать. Тут же, прямо на гейте, выписывает нам посадочные.
- Сеньора, вообще-то мы в Боготу транзитом, нам еще дальше до Кито нужно, можно как-то сразу зарегистрироваться?
До Кито перелет выполняет AeroGal. Но нам без проблем выдают посадочный и на этот рейс, правда без времени посадки. Я так поняла, Авианка с Аэрогалем партнеры.
Вылетаем по расписанию. В Москве уже спят, а мы все продолжаем наши гонки со временем, и под нами лежит голубой Эльдорадо. Короткая стыковка в Боготе и последний рывок до Кито. Все это время на борту авиалайнеров, даже на коротких по времени перелетах, можно смотреть кино или слушать музыку в персональных мониторах перед каждым сиденьем. А можно смотреть информацию о полете:
В Кито мы должны приземлиться около полуночи. Вот уже объявили, что самолет идет на снижение. Карта полета показывает расстояние до Кито – 25 км… 11 км.. 2 км.. 25 км… Что за хрень? Снова 11 км… 25 км… И так в несколько заходов: Кито далеко – Кито близко. Через минут сколько-то появляется надпись «Расстояние до Гуаякиля 240 км». Ээээ… нам не надо в Гуаякиль. Que pasa?
Минут через десять капитан что-то объявляет по-испански. Народ гудит и бурно обсуждает. Мы, ничего не понимая, летим в Гуаякиль. Минут через 40 приземляемся, и нам объявляют, что аэропорт Кито не принимает – пожалуйста, ждите. Рядом летит немец-спортсмен, который хочет выйти в Гуаякиле. Он долго спорит и припирается сначала с бортпроводником, потом с капитаном. Наконец, минут через 40 специально для него одного (!!!) привозят трап и, видимо, отыскивают какого-то таможенника (т.к. аэропорт Гуаякиля уже закрыт – таможня закрыта, все службы спят). Вот это сервис!
Спустя какое-то время, нам предлагают выйти в аэропорт, чтобы народ хотя бы в туалет мог сходить. Аэропорт пуст, гастарбайтеры шпатлюют стены. Пассажиры растягиваются на скамейках и пытаются немного вздремнуть. Где-то через час нас снова просят пройти в самолет. Я уже тихо ненавижу свой рюкзак, который я уже больше суток везде за собой таскаю. Вылетаем и через час приземляемся таки в Кито. Аплодирует весь самолет. Времени 4-20 утра. Быстро проходим паспортный контроль и выходим в зал прилета.
Где-то за месяц до поездки я забронировала в Кито гостиницу и трансфер. Естественно без предоплаты. И перед вылетом ничего не подтверждала. Так что ни на какой трансфер мы не надеялись.
Какого же было мое удивление, когда я в зале прилета увидела чувака с табличкой с моим именем. Меня никто никогда не встречает в аэропортах. Боже, как же это приятно! Даже когда за это платишь 10 баксов. Чувак ждал нас больше 4 часов!
Мы не спали уже больше 30 часов. Минут за 20 доезжаем до гостиницы и в пять утра забываемся мертвым сном.
Кстати, таким образом мы сэкономили 24 бакса (цена номера за ночь), первую ночь нам не засчитали.
Рынок он и в Африке рынок
Вообще изначально мы планировали встать ни свет, ни заря и съездить в знаменитый индейский город-рынок Отавало. К тому же, сегодня суббота – ярмарочный день. Взглянуть одним глазком и уехать в Баньос.
Но в связи с трудностями перелета в гостинице мы провалялись до 11 утра. Встали, огляделись: вполне себе сносная посада у нас оказалась, http://www.auberge-inn-hostal.com, 2х местный номер 24$ в сутки. Все, что нужно для комфорта в путешествии, имеется – чистая комната, горячая вода, мыло, полотенца, оооочень толстые одеяла, как я люблю, ибо обогревателей здесь, конечно же, нет, а на улице 16 градусов язык не поворачивается сказать тепла. Глядя на унылое столичное утро, в Баньос решаем не ехать (там у нас был запланирован тур по дороге водопадов). В Эквадоре осень, промозгло и льет как из ведра – только по водопадам в такую погоду и ездить.
На завтрак набрали себе всяких манго-папайи и свежевыжатых соков, плюс стандартные булочки и тосты с джемом – вот и весь набор шведского стола, 2.5$ с персоны.
Прошлись по улицам и сели в автобус до междугороднего терминала. Никаких путеводителей у нас с собой не было – в памяти только та информация, что удалось найти на просторах всемирной паутины. Вот почему-то у меня в голове отложилось, что все автобусы, следующие на север, отходят от терминала с красивым названием La Ofelia, а те, что на юг, - с терминала Quitumbe. Отавало находится на севере, и мы сели на автобус до Офелии. Номеров у автобусов нет, только названия конечных пунктов. Остановить автобус можно где угодно, не обязательно ждать его на остановке. Чтобы сойти, местные просто говорят водителю gracias, и тот останавливается. Есть в Кито простые автобусы, которые ездят в общем потоке дорожного трафика (25 центов), а есть метробусы – те ездят по отдельно выделенной линии (40 центов). Я об этом знала, но как-то не придала большого значения, и мы сели в обычный. Протащившись около часа по пробкам и доехав лишь до аэропорта, вышли у заправки, т.к. утренние соки с завтрака давали о себе знать.
С автобусами связываться было уже не охота. Ловим такси, которое нас за 10 минут и 1,5 бакса довозит до Офелии. Захожу в первую попавшуюся будку:
- Два билета до Отавало.
- В Отавало нет.
Захожу во вторую будку. Тоже нет. В третью. Здесь мне объясняют, что с этого терминала вообще до Отавало автобусы не ходят, нужно ехать еще дальше – до терминала Carcelen. Доезжаем на такси за 15 минут и 4$. Покупаем билет на автобус до Отавало – 2$ и 2 часа езды. В результате в Отавало приезжаем уже часам к трем. Немного гуляем по рынку и по улицам города. Ну, рынок… ну да, красочно, да индейцы...
Но нас вообще никак не впечатлило...
К вечеру заходим в ресторанчик, прошу меню дня, приносят салат, суп, рис с курицей, картошку, жареные бананы, соки – я и трети не осилила – 5$ с каждого. На закате выезжаем обратно в Кито. Здесь по-прежнему идет дождь, мы устали, и с автобусами связываться неохота, от терминала Carcelen берем такси за 7$, минут за 40 доезжаем до гостиницы.
Три экватора
Встаем в шесть утра – с рассветом. Сегодня солнечно и ясно. Берем такси до смотровой площадки, где с высоты 3000м смотрит на город белокаменная статуя Девы Марии (Virgen de Quito). Ехать минут 15. Читала, что пешком туда ходить настоятельно не рекомендуют. Проезжая группки гопников, поняла почему.
Погуляли немного, пофоткали – оценили масштабы города.
Virgen de Quito – это не просто статуя, внутри идет служба, и по громкоговорителю ее вещают на всю округу.
Таксист ждет, пока мы нагуляемся, затем везет на Телеферико – а оно в Кито самое высокое в мире, около 4200 метров. Встретив нас на проходной, билетерша о чем-то долго вещает нашему таксисту. Тот, в свою очередь, долго убеждает меня, что фуникулер не работает. Ну как так не работает? Он был номером один в моем плане по Кито, впрочем и единственным. Он должен работать е-же-днев-но! «Да, не волнуйтесь вы, - успокаивает меня таксист, - его в пятницу откроют». Сегодня воскресенье, на материке у нас всего 4 дня, на телеферико мы не попадаем.
Таксист спускает нас до автобусной остановки и просит 18$ (всего он нас катал часа полтора).
Садимся на автобус до Mitad del Mundo, середины мира, до экватора то есть (40 центов, ехать около часа).
В середине 18 века существовало две теории о форме земли. Последователи теории Ньютона считали, что земля приплюснута у полюсов, а последователи теории Кассини полагали, что она приплюснута у экватора. В 1736 году Парижская академия наук снарядила две экспедиции: одну в Лапландию, к Северному полюсу, а другую к экватору, где сегодня находится Эквадор. В ходе экспедиции выяснилось, что правы были последователи Ньютона.
В 1936 году в честь 200-летия французской экспедиции на экваторе, вычисленном учеными, был воздвигнут монумент. Позже он был заменен вот на этот:
Вход в комплекс – 2$ с персоны.
Делаем дежурные фотографии.
В парке гуляют ламы.
С появлением GPS было установлено, что французские ученые ошиблись примерно на 240 метров. И рядом с комплексом Mitad del Mundo, на месте прохождения действительной нулевой широты построили музей Inti-Ñan.
Покупаем сувениры в Митад дель Мундо и отправляемся на поиски Инти-ньяна. Идти минут пять. Вход 3$ с персоны. Нас присоединяют к группе корейцев, и под их удивленные групповые ахи-охи-вздохи, мы рассматриваем шкуры анаконды, чучела животных, пауков и уринальных червей в банках, уваренные головы шаманов. Гид подробно рассказывает и показывает процедуру «приготовления» этих голов.
В парке летают колибри.
Немного рассказывают об обычаях древних племен Эквадора. Вот в таких горшках принято было хоронить людей.
Если первым умирал муж, его жену убивали и хоронили вместе с ним. Если первой умирала жена, ее хоронили, а муж женился снова. В общем, славные были времена.
Ну, а вот настоящий экватор – показывает нам гид. И полосочку тоже начертили.
Двухсторонние солнечные часы. Полгода тень падает на южную поверхность часов, полгода на северную.
В доказательство экваториальности этого места, гид переносит раковину с водой с южного полушария в северное, где сначала воронка воды закручивается против часовой стрелки, потом по часовой. Ставит раковину ровно на полосу – и вода стекает прямиком без воронки. Затем предлагает нам пройтись вдоль полосы с закрытыми глазами и ощутить, как тяжело удерживать равновесие – тебя кренит то на север, то на юг. Еще пара трюков: поднимаешь руки замком над головой, а гид на них виснет, пытаясь опустить, но ничего не получается, а стоит тебе переместиться на линию экватора и она уже без особых усилий опускает твои руки. Или сжимаешь пальцы кольцом, и, пока стоишь на одном из полушарий, расцепить их другой не может, а вот на линии экватора – без проблем.
Также предлагается убедиться в том, что исключительная сила притяжения в этом месте позволяет сбалансировать сырое яйцо так, что оно будет держаться на шляпке гвоздя.
Ну как тут не поверить в настоящий экватор после всех этих фокусов. Но все же люди, для которых законы физики не пустой звук, утверждают, что это обычные трюки.
Сила Кориолиса, например, ничтожно мала, чтобы влиять на направление воронки. И сдвиг раковины на несколько метров от экватора не способен повлиять на движение даже одной молекулы воды, не говоря про целую раковину.
Мой GPS протестует.
Все новое – это хорошо забытое старое. Племена киту и кара, населявшие современную территорию Эквадора еще до прихода инков, знали, что земля круглая и что они живут в ее центре. На их языке «Qui» означает mitad, «to» означает mundo.
В 1997 году на вершине горы Катекилья, расположенной рядом с комплексом Митад-дель-Мундо, были найдены развалины полукруглой стены, которая, казалось, не представляла особой ценности. Однако с помощью спутниковой Глобальной системы навигации исследователь Кристобаль Кобо обнаружил, что один конец стены находится прямо на линии экватора.
При этом линия, соединяющая начало и конец стены, расположена под углом 23,5 градуса по отношению к экватору – практически столько же составляет угол наклона земной оси. Более того, один конец этой соединяющей линии указывает на место, где восходит солнце в период зимнего солнцестояния в декабре, а другой – на место, где оно заходит во время летнего солнцестояния в июне. Вскоре были обнаружены и другие не менее интересные факты.
На карту были нанесены древние объекты и сооружения, и получилась ровная геометрическая фигура – восьмиконечная звезда. Более десятка памятников древности располагались на линиях гигантской астрономической звезды. А в самом центре звезды находилась гора Катекилья.
На некоторых линиях, проходящих через Катекилью, расположены церкви времен испанской колонизации. Объясняется это тем, что в 1570 году совет Лимы потребовал строить церкви, монастыри, часовни и установить кресты везде, где располагались языческие захоронения и места поклонения коренных жителей. Когда храмы солнца заменили церквями, испанцам стало легче обращать местных жителей в католицизм.
Церковь Сан-Франциско в колониальной части Кито расположена как раз на одном из лучей гигантской звезды, исходящих от Катекильи. Она была построена в XVI веке на месте храма, возведенного еще до прихода инков. В декабре, во время солнцестояния, лучи солнца останавливаются на иконе «Бог Отец», озаряя лицо на образе. Это случается ровно в день зимнего солнцестояния.
Фото исследовательского проекта Китса-то.
И мы отправляемся на поиски третьего экватора. Спрашиваю у нашего гида в Intiñan, как нам подняться на Катекилью. Та понимающе кивает и отправляет нас искать некую зеленую машину у входа в комплекс Митад-дель-Мундо. По дороге вижу одиноко стоящее такси со скучающим водилой. Может он подбросит, думаю.
- A Montaña Catequilla, - спрашиваю.
- Habla Español? – спрашивает меня водила.
- Un poco. Можете отвезти нас на Катекилью? – повторяю я.
- В Кито? В гостиницу? – продолжает не понимать меня водила.
- Да нет, блин, на гору Катекилья.
- А это что, магазин, отель, что это?
- Гора!
- У вас есть визитная карточка?
Пошел на фиг.
Доходим до входа в Митад-дель-Мундо. Никакой зеленой машины, рекомендованной нашим гидом, я не наблюдаю. Продолжаю приставать к таксистам. Те чешут затылки и говорят, что не знают, шо це за Катекилья.
Спрашиваю у охранника на входе в комплекс, можно ли отсюда добраться до Катекильи. Тот понимающе кивает, объясняет, что нужно подойти вооон к тем таксистам и назвать это место так-то (забыла как). Иду к таксистам, называю, те переглядываются и объясняют, что место-то они знают, но как туда проехать, не знают. Стою в растерянности.
Подскакивает какой-то бойкий дедок-таксист:
- Вам куда?
- Да нам гора нужна… Катекилья…
- Аааа. Дак вот она, - дедок показывает на гору прямо напротив нас.
- Супер. А как туда доехать?
- Видите ту машину? Они туда ездят. Ступайте, спросите.
Доходим до машины. Семен Семеныч! Это ж надо было минут 40 потратить на объяснения с таксистами, когда туристический информационный центр прямо перед комплексом Митад-дель-Мундо может организовать экскурсию на Катекилью. Конечно, об этом не говорится в буклетах и рекламных проспектах, это вообще не туристическое место, но у них есть машины и водилы, а кто платит, тот и заказывает музыку. Нас просят подождать минут 40, потом приезжает гид на внедорожнике и за 15$ с каждого везет нас на гору. Теперь мне становится понятно, почему таксисты ничего не знают об этом месте, или говорят, что не знают. Сюда можно доехать только на внедорожнике.
Наш гид начинает рассказ. «Погодите, - прошу я, - только достану свой GPS». У того аж глаза загораются: «Отлично! С GPS и компасом будет еще интереснее». Включаю свой КПК, свой КПК включаю, включаю… Не-е-е-ет! Батарейки сдохли! Гид расстраивается еще больше меня. «Не переживайте, сеньор, - говорю. – Я поверю всему, что Вы нам здесь расскажете».
Наземные солнечные часы. Ряды ровно выложенных камней пересекают часы точно с севера на юг и с востока на запад. Это место использовалось древними людьми в качестве природной обсерватории.
Если кто поедет на гору Катекилья, сделайте плиз такое фото, для успокоения моей души ))
Программа дня выполнена, и, посетив три экватора, мы возвращаемся в Кито. Автобус за 40 минут и 40 центов довозит нас до терминала La Ofelia. Здесь мы пересаживаемся на метробус, проезд для нас оказывается бесплатным, т.к. метробусы оплачиваются при входе на остановку, а мы уже оказались внутри станции. До куда ехать, мы понятия не имеем – выходим, как только заканчиваются знакомые вывески вдоль дороги. Еще пять вечера, и у нас есть целый час до захода солнца, чтобы неспеша прогуляться по улочкам Кито. После темноты, говорят, криминальная обстановка накаляется, и гулять не советуют. По дороге заходим в супермаркет, накупаем всякой экзотики (манго, папайя, гранадилла, тамарилла, наранхилла, маракуя, куруба, чипсы из юкки, сладкие орешки и т.п.) – всего на 10 баксов. У нас нет с собой никаких карт и путеводителей, но дорогу к отелю находим легко, в городе много указателей, да и каждый прохожий доходчиво может объяснить, докуда дойти и где свернуть.
Сегодня у нас была возможность уехать сразу с La Ofelia в Баньос, куда мне так хотелось, и провести завтрашний день там. Но Боря твердо заявил, что исторический центр Кито входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и это круче какого-то там неизвестного Баньоса, поэтому пока он вдоволь не нафотографирует и не облазит Кито, он отсюда не уедет. Так было решено весь следующий день отдать под осмотр достопримечательностей Кито.
Всемирное наследие и как я влюбилась в Анды
Утром поднялись ни свет, ни заря. Погода отличная, я жалею, что мы не уехали в Баньос. Идем гулять по Кито. Просто так гуляем, зырим по сторонам. Доходим до площади Независимости. Перед президентским дворцом какой-то мини-митинг
Улицы Кито, холм Panecillo со статуей Девы Марии
Вот так «весело» провели мы два часа, я совсем скисла от праздного шатания по шумным улицам. Мне вообще не интересны города. Времени 10 утра. И что теперь? Боря признает свою ошибку, но уже поздно, день потерян. В Кито нам оставаться неохота, гуляем обратно до гостиницы, пакуем сундуки и отчаливаем на север – в Ибарру.
На автобусе доезжаем до La Ofelia, я снова в полной уверенности, что мы сможем отсюда уехать в Ибарру. Но, нет, нас опять посылают в Carcelen. Минут за 40 и 25 центов доезжаем до терминала, и тут же запрыгиваем в автобус на Ибарру – 3 часа и 2,5$. В Ибарру стоит проехаться только ради дороги – мы едем по горному серпантину, столь же андскому, сколько адскому. Шумный раздолбанный автобус на всей скорости несется вдоль обрывов. Временами обрыв обнесен колышками, временами бордюром, но чаще всего ничем, а вдоль дороги так и мелькают кресты и венки. По телеку идет какой-то шумный боевик, когда заходят бродячие музыканты, телек выключают и дают им выступить, играют и поют очень душевно, денежку отдать не жалко. То и дело забегает ребятня, продающая снеки, мороженое, газировку. Боря сразу заваливается спать, а я всю дорогу не могу оторвать взора от пейзажей за окном. Анды прекрасны.
Остановка по дороге в Ибарру, ларек на обочине.
Улицы Ибарры
Ибарра – небольшой городок, лежащий на равнине, окруженной тремя вершинами. Это определяет его климат – здесь всегда около 20-25С, дожди надолго не заряжают, даже в сезон дождей. Белые здания, широкие (по сравнению с Кито) ровные улочки, почти все первые этажи домов отданы под магазины: каждая третья дверь – это либо аптека, либо интернет-кафе, куча хозяйственных, продуктовых, кафе-мороженных, панадерий, ресторанчиков. От вокзала доходим до первой попавшейся гостиницы, и, не выбирая, заселяемся – 8$ с персоны и полный комфорт.
Кидаем рюкзаки и едем искать офис параглайдинг-клуба. В Ибарру мы приехали именно за параглайдингом. Такси за доллар довозит нас до обозначенного перекрестка, но не может найти нужный нам номер дома. Выходим и идем искать сами. Во все четыре стороны сходили – не находим. Захожу в какой-то магазинчик и спрашиваю у продавщицы нужный нам адрес. Та не знает дома с таким номером.
- А что там? Отель, магазин?
- Да нет, это просто дом…
- Ну, а что в этом доме?
- Офис.
- Какой офис?
- Oficina de parapente.
- Ааааааа, - улыбается сеньора и чуть не за руку отводит меня до двери параглайдинг-клуба. Но он закрыт. Не переживайте, успокаивает она нас, может они в горах, приходите попозже, они обязательно откроются. До чего улыбчивый и радушный здесь народ. Я уже люблю Ибарру.