Даты: 21 день, с 20 февраля по 13 марта 2016 г.
Осуществлено 14 перелетов, 4 раза ночевали в автобусах, 2 в самолетах, 2 раза в бесплатных отелях, 3 - в аэропортах, ожидая рейсов, прошли 273 км
Состав недоэкспедиции: я, воздушная мисс Ксю. На коротком участке Евгений «пражский» и Александр.
Бюджет: 1800 долларов с человека All inclusive, включая перелеты и визы и исключая сувениры, в том числе перелеты:
Киев – Будапешт, 23 доллара;
Будапешт Болонья, 46 долларов;
Болонья – Стамбул – Сан-Паулу – Стамбул – Болонья, 221 доллар;
Сан-Паулу – Куритиба – Фоз-ду-Игуасу, 76 долларов;
Фоз-ду-Игуасу – Куритиба – Сан-Паулу – Лима – Куско – Лима – Рио-де-Жанейро, 419 долларов;
Рио – Сан-Паулу, 29 долларов;
Стамбул – Киев – Львов, 61 доллар.
Путевые заметки
День 0. Аэропорт «Жуляны», Киев. В воскресенье в 4 ночи проще ложиться, чем вставать. Перелет в Будапешт Wizzair-ом стоит чуть больше 15 долларов. За такие деньги нет ни массажа, ни пространства для ног, вода в самолете из-под крана, а на борт можно пронести только один предмет ручной клади. Сумочку с увесистым фотоаппаратом в рюкзак запихнуть не получится никак, а перед нами на стойке регистрации требуют доплаты у туристов даже с отдельным кульком, если его не удается спрятать в основной багаж. Во избежание непредвиденных трат приходится изобретать систему: сумочку одеваем под куртку, опуская до попы так, чтобы её было видно только сзади. По мере прохождения мимо стойки, правой рукой сумка перекручивается наперед по траектории, незаметной для сотрудников авиакомпании. Вуаля!
День 0,5. Будапешт. К сожалению, только на словах 0,5 ибо флягу тщательно проверили на досмотре. Самое прекрасное, что есть в Будапеште - это здание Парламента и личность Ференца Пушкаша. Даже странно, что аэропорт назвали в честь другого Ференца. 5-часовая стыковка в Будапеште застает нас в полупозиции, словно на унитазе без стульчака: сидеть в аэропорту или смотаться в город. Финальное решение приходит вместе с отсутствием транзитной зоны: едем в город! На автобусе до конечной станции метро Kobanya-Kispest, а там – я читал!, - есть огромный торговый центр. Порадую воздушную мисс Ксю, начнем поездку с шоппинга! И даже тени сомнения не закралось, что в воскресенье в 8 утра может не работать не что-то а всё! А еще запомнился аэропорт Будапешта, который не вмещает всех желающих. К нему решили присобачить новый «термінал», который выглядит как отстойник для беженцев. А это, между прочим, 9 полноценных посадочных гейтов. Самих беженцев также удалось увидеть. В халабудах вдоль дороги. Еще один Wizzair, теперь уже до Болоньи.
День 1-2. Болонья. Болонья сразу встретила искристым солнцем и теплом. Это и радовало, и огорчало одновременно. Еще при планировании маршрута встал серьезный вопрос: как одеваться, если перепад температур во время поездки составляет 37 градусов: от -2 на юге Боливии до +35 в Рио. С перепугу было решено набрать с собой теплых носков, взять шарф с шапкой и теплую же куртку. И как только куртка оказалась неотъемлимой частью моего гардероба, которую приходилось таскать на себе, под собой или хрен пойми где, обязательно пропотевая местами, прислонявшимися к ней, я искренне желал минусовой температуры, чтобы полноправно оправдать её наличие.
В Болонье оказался самый дорогой в Европе проезд на автобусе из аэропорта в город в пересчете на расстояние: 6 Евро за 5 км. Поэтому многие совершают паломничество до ближайшей автобусной остановки, преодолевая километр вдоль трассы с отдаленным подобием тротуара. Оттуда уже проезд Болоньи 1.2 Евро. Исторический центр Болоньи аккуратно заключен в девятиугольник. Внутри него есть спагетти болоньезе, самый знаменитый итальянский университет, болонки, сексуальная площадь Миньетти, красная архитектурными шедеврами, канал и даже башня с наклоном больше, чем у Пизанской, окутанная ностальгией по лучшему сезону Роберто Баджо.... Я в восторге от тебя, гастрономическая столица Италии!
Присутствие большого количества попрошаек Болонья пытается компенсировать отменным эспрессо. Его конечно подают с холодной водой, которой я героически разбавляю кофе. Сербать холодный и слегка газированный напиток перед офигевшим барменом приходится с умным видом, мол-де так и хотел. Так бездумно поступают только начинающие сантехники, скручивая колено, не перекрыв воду. Но мы о башне... Башня Асинелли до безобразия тощая для своих 97 метров. Такое расстояние Усейн Болт пробегает за 9 секунд, а мы карабкаемся на нее целые 20 минут. Есть подозрение, что причина кроется в гравитации. "Гравитация", кстати, очень атмосферный фильм, даже несмотря на присутствие посредственного Клуни и большого количества ляпов. Ситуация с кофе - это тоже мой ляп. Что-то у меня мысли путаются сегодня, зато идея закольцевалась. Или это столько плещется во мне вина: красного, сухого и до неприличия итальяского, в котором мирно плавает кусок пармезана?! А еще Болонья наполнена сексуальными фашистами! Здесь в аэропорту знаком заставляют целоваться на прощанье, зигуя при этом друг другу, а въездной штамп наверняка имеет форму свастики. Будьте осторожны!
День 3. Транзит в Стамбуле и перелет в Сан-Паулу. В ходе облавы нас приняли за сирийских беженцев и депортировали в Стамбул, откуда должны отправить дальше, "домой", в Хомс. Все мои попытки обаять жестами депортеров выглядели как брачные танцы восточноевропейских бабуинов. Пришлось на себе проверять, что депортировать в Италии умеют изящно. С почестями, пастой и в удобных креслах Turkish airlines. Бомжевать решили в Marriott, сквозь налет безопасности которого угадывались 4 небольшие звезды. Это когда в 2-местном номере могут поместиться минимум шестеро Дэнни де Вито (поперек кровати), 4 Моники Белуччи или 3,5 Майкла Джордана. Стамбул после Болоньи - явное повышение градуса, так что утреннего похмелья быть не должно. Marriott достался нам бесплатно – это гостеприимство придумали Turkish Airlines для пассажиров с ночной стыковкой. Достаточно просто прийти к стойке Hotel Desk в Стамбуле и потрясти посадочным на следующий рейс. Работает! Омрачает весь этот процесс только слишком ранний завтрак, который организм может принять и за гастрономический диджистив в конце пьяной вечеринки.
Приезжаем в аэропорт Стамбула слегка сонные, но понимаем, что до этого были предварительные ласки, а сегодня начнутся основные. Бразилия! Перелет из Стамбула в Сан-Паулу, главный мегаполис южного полушария, длится 12,5 часов. За такое время фраза "схожу попудрю носик" перестает считаться эвфемизмом ибо в туалет ходят вовсе не по нужде, а прогулки ради. В салоне слышна русская речь повсюду, а это значит, что запасы алкоголя закончатся где-то над островом Святой Елены. К тому же сегодня 23 февраля, что, конечно, не день ВДВ, но также повод. Я свой подарок на день защитника отечества (а наше правительство делает все, чтобы его вернуть, дискредитируя по очереди остальные мужские праздники) получил в виде шикарной бразильянки, которая припарковалась на соседнем сиденьи.
Билеты из Болоньи в Сан-Паулу и обратно с транзитной ночевкой в Стамбуле покупались по, так называемому, error-fare (бомж-тарифу) за 220 долларов на сайте бразильской экспедии. Покупка пришла также неожиданно, как некоторым приходит повестка. Звонок – информация – шок! Решение принималось спонтанно с мыслями: «ну потеряю я 440 долларов, ну и что!». Остальные сегменты докупались за сущие копейки. Причем, билеты Стамбул – Киев – Львов был в 2 раза дешевле перелета Стамбул – Киев. Это давний конёк МАУ. При такой комбинации, сегменты Киев – Львов и Стамбул – Болонья сгорали, главное было не регистрировать багаж!
С учетом бесплатной ночевки в Стамбуле и большого количества выпитого бесплатного алкоголя, пять подряд фильмов на борту Туркишей заходили под осознание того, что перелет практически бесплатный! Сан-Паулу встретил поздним вечером, моросящим дождиком и панической Зикой. Новая «беда» человечества навела шороху в новостных ресурсах и посеяла панику и в наши ряды. При этом с собой мы тащили тонну лекарств, но репеллент от комаров - разносчиков этой самой Зики, - взять в Киеве не додумались, в Болонье пожлобились, а в Стамбуле не нашли! От терминала к терминалу в Сан-Паулу передвигались короткими перебежками, пригнувшись и высматривая из-за угла опасных насекомых.
Из Сан-Паулу почти сразу предстоял тяжелый перелет на юг Бразилии, в городок Фоз-ду-Игуасу, где водопадился Игуасу и дамбовалась Итайпу. К своему удивлению я обнаружил, что перелет этот был со стыковкой в Куритибе, на которую выделялось всего 30 минут!
- Успеете!, - отвечала дама по-португальски за стойкой регистрации, загадочно улыбаясь!
- Успеть бы, - волновалась воздушная мисс Ксю!
- Успеем, - резюмировали во мне остатки вина.
Стыковка в Куритибе больше напоминала пересадку с одной ветки метро на другую. Процесс подъема по прилету с места, покрытого тонким слоем чипсовой крошки до прохода до нужных посадочных ворот занял ровно 2,5 минуты! Не просто так улыбалась та бразильянка!
День 4. Бразилия. Водопад Игуасу на границе с Аргентиной. Один из самых знаменитых водопадов на ряду с американско-канадской Ниагарой, африканской Викторией, Венесуэльским Анхелем и Вчелькой, что на территории танкового полигона под Житомиром, 2-каскадный Игуасу имеет форму спаренного унитазного слива и состоит из 273 отдельных водопадиков. Его обычно смотрят дважды: один раз с Бразильской стороны, где ахают, охают и думают, что лучше не бывает, а на второй день переезжают на другую сторону, в Аргентину, где ахают и охают вначале от цен, а потом по несдержанности. Там он еще умопомрачительней.
К водопаду добираются из небольшого, частично уютного и дважды приграничного городка Фоз-ду-Игуасу. Для нас остановка здесь – единственный случай 2 ночевок в одном месте подряд за всю поездку. Близкий к влажноджунглевым климат сулит наличие остроносых зиконосных комаров, а коль после 6 перелетов наш порог брезгливости находился ниже уровня Мертвого моря, мы поселились в контейнере прекрасного хостела «Контейнер» - квинитэссенцию праздника души и вакханалии дискомфорта, когда приходится спать с закрытыми окнами, задыхаясь вместе с тараканами от запаха свежей краски. Кажется, своими закрытыми окнами мы спасли минимум тысячу комаров от химической интоксикации!
- Надо где-то поменять валюту – потягиваюсь я ранним утром и мы, облачившись в зимние кроссовки, спускаемся в город. Фоз ду Игуасу - Богом забытая дыра на границе Бразилии, Парагвая и Аргентины. Казалось бы... но рядом текли 2 речки. На одной случился водопад, на второй материализовалась вторая по величине ГЭС мира, Итайпу. И теперь в дыру норовят попасть все, не брезгуя.
Обмен денег в супермаркете надолго врезается в память, оставаясь самым выгодным на протяжении всей поездки. Он же становится точкой отсчета больших южноамериканских гонок, которым мы себя обрекли жуткими перелетами. За сегодня мы должны успеть посетить водопады, парк птиц и ГЭС Итайпу, поэтому обед покупаем тут же. Он предельно вегетарианский и состоит из бананов.
Из центра города к водопадам ходит салатовый автобус, который за 1 с копейками реал проезжает 15 км, заглядывая и в аэропорт, и в парк птиц, и на вертолетную площадку. По территории самого парка приходится ехать уже на 2-этажном автобусе. В цивилизованных странах это называется «погружение в достопримечательность». Водопад открывается сразу, устремляясь вдали узкими локонами в чашу. От восторга хочется часто хлопать в ладоши, но рядом строгая и воздушная мисс Ксю, отобрав у пенсионеров палку для селфи, резким движением вовремя бьет по рукам:
- Мужикам!, - удар, - Запрещено!, - удар, - Часто!, - удар, - Хлопать в ладоши! Это должны делать девочки!
Извилистая тропа больше напоминает муравьиную, где приходится проталкиваться сквозь группы узкоглазых селфистов. Через каждые 50 метров вид на водопад меняется и к особо живописным местам выстраиваются очереди. Ближе к конечной точке звон в ушах, который раньше я принимал за шум водопада, отчетливо превращается в кричащее: «Дождевик!». Самая эффектная смотровая площадка вся погружена в водяную пыль от мощного каскада. Сухими оттуда не возвращаются даже черствые!
Из национального парка все выходят под впечатлением и задумчивые. В пошлых американских комедиях это то выражение лица, когда кто-то случайно переспал со своим братом в пьяном угаре. Этим состоянием задумчивых туристов сполна пользуются носухи. По преданию, носухи раньше были енотами и много обманывали других енотов. От этого казуса у завравшихся енотов начинал расти нос, и они превращались в носух. Сегодня носуха выглядит как гибрид енота, муравьеда и голубя, несмотря на весь оксюморон вышесказанного. Милые как еноты, наглые как голуби и пылесосы как муравьеды, они воруют у туристов мегабайты карт памяти и еду, нападая своими полосатыми группами и откусывая пальцы беззащитным детям! Удивительно, но умиление перевешивает остальные недостатки и многие женщины оценивающе прищуриваются: поместиться или не поместиться носушка в сумочку, а потом и в чемодан.
Парк птиц – вторая сытная достопримечательность на узком клаптике фоздуигуасовщины. Основанный намибийским иммигрантом в 1994 году, частный парк розросся до масштабов национального достояния на 16 гектарах и представляет собой контактный зоопарк для 1000 птиц, бабочек и некоторых рептилий. Это когда приходится заходить к птицам в клетки и спешно искать беруши от истошного кряканья пёстрых ар. Хорошее место!
- Надо спешить на последнюю экскурсию к гидроэлектростанции, - тороплю я дожевывающую на ходу банан воздушную мисс Ксю.
- Бегу, бегу.
В Парке Птиц мы освобождаемся около 14.30, и постепенно приходит стойкое ощущение, что на экскурсию по ГЭС опоздаем. Мы находимся в 15 км на юго-востоко от центра города, а последняя экскурсия стартует в 16.30 в 15 км на север от центра города. Дальнее расстояние нужно преодолеть двумя рейсовыми автобусами с большим количеством остановок и пересадкой на центральном автовокзале. Видимый запас по времени испаряется в тот момент, когда перед нашим носом уезжает очередной автобус и следующего приходится ждать полчаса.
- Мы не успеем, всё плохо, как жить дальше!, - начинаю хандрить я.
- Cuanto costa?, - хандрит воздушная мисс Ксю в соседней сувенирной лавке.
В рейсовом автобусе к туристическому центру Итайпу мы – единственные из туристов. Это на полчаса езды убеждает меня в том, что мы наверняка опоздали, но на самом деле сулит нам персональную экскурсию на двухэтажном автобусе!
Итайпу – вторая в мире по мощности плотина на реке Парана, водоизмещение которой в 40 раз превышает водопад Игуасу. Она стоит на границе Парагвая и Бразилии, являясь бинациональной гордостью и, если её грохнуть, без света останутся 50 миллионов жителей в Бразилии и весь Парагвай! Её строительство стартовало в 1978 году и длилось 6 лет, что подробно и несколько раз будут впихивать в нас во время экскурсии. За полтора часа автобус проезжает по дамбе, заныривая на километр на территорию Парагвая (сомнительная галочка) и делает несколько бессмысленных (с точки зрения хорошего обзора на втором этаже автобуса) видовых остановок. Размеры плотины поражают и завораживают, ведь выработка в 98,3 млрд кВт•ч должна соответствовать нужному количеству бетона!
Конфликтные поиски бюджетного ресторана и эхо матчей 1/8 финала Лиги Чемпионов доставляют нас пешим ходом через весь город в хостел. В нашем контейнере с 6.30 бесплатно наливают кайпиринью, но мы опаздываем и засыпаем с привкусом недопитого коктейля на губах.
День 5. Водопады Игуасу со стороны Аргентины. Вчера мне казалось, что круче водопадов Игуасу с бразильской стороны может быть только победа Лестера в АПЛ. Забудьте... Чтобы представить, как выглядит околоводопадная логистика, нарисуйте большую букву Н. Можно палкой на снегу, если у вас там снег. Верхние 2 конца - это 2 приграничных города в Аргентине и Бразилии, нижние 2 конца - 2 подхода к водопадам, перегородка - пограничный переход. Сегодня мы в нижнем аргентинском конце. Водопады тут круче в 5 раз, а женщины сексуальней в 3. А еще в Аргентину все приезжают пожрать настоящих стейков. Из Бразилии это 1 доллар на дорогу и 20 минут в пути. Сегодня, наминая такой стейк, я понял главное: слово mistake родом отсюда, из Пуэрто Игуасу. Оно пишется с тремя "s" и означает "провтыкать стейк", что само по себе большая ошибка, в значении чего слово и прижилось в обиходе.
Граница Бразилии и Аргентины бодро пересекается на рейсовом автобусе. В нашем случае, 1 день в Аргентине не требует ни виз, ни штампов. Просто даешь паспорт - и улыбаешься пограничнику, демонстрируя свои неглубокие знания начального испанского. Цены на аргентинской стороне сразу неприятно лезут вверх. В несколько раз, в сравнении с бразильскими. А сам водопад здесь оброс маршрутами в виде нижней и верхней тропы и глотки дьявола. Глотка дьявола – это удаленное место слива водопада, куда доезжают по детской железной дороге, потом идут пешком по деревянному мостику, до трусов промокая от краткосрочного ливня, а потом… Собственно, настоящий Игуасу начинается и заканчивается потом и здесь, в глотке дьявола! Безудержно мощный, злой и циничный, не оставляющий ни доли сомнения в ответе на вопрос: «А если прыгнуть?!» и, словно паук, ядовитый. Ядовитый, кусающий, пробирающий до паховых колец и парализующий! Вот стоишь, смотришь вниз в бездну водной пыли и цепенеешь, не в состоянии ни слова сказать, ни селфи сделать! Лишь изредка вытирая влажный восторг с ушных раковин и бровей. Жуть!
После такой глотки дьявола мы возвращались к станции детской железной дороги поджав хвосты, под впечатлением. Уткнувшись взглядом вдаль и натыкаясь на встречных туристов на узком деревянном мосту. Игуасу – совсем не моя стихия, но это наверняка одно из 7 природных чудес света. А 2 пешеходные тропы вдоль него – верхняя и нижняя – вишней в кекс добавляют впечатлений и сортируют их в определенном порядке.
- Надо ехать в город и отведать стейк, - посматриваю я на часы в мобильном.
Городок Пуэрто-Игуасу – аргентинский близнец бразильского Фоза, но краше. И кухня тут есть, и улочки уютней, правда и цены выше, но какая разница, когда есть стейк?!
В 4 часа дня найти стейк не так просто, приходится игнорировать рекомендации всяких трипэдвайзоров и проводить визуальную рекогносцировку местности.
- Вот сюда, - указываю рукой я на какой-то приличный с виду ресторанчик, и мы плюхаемся в одиночестве, ожидая стейк за 20 долларов и пиво в ведерке.
Подключившись к вожделенному вай-фаю и выковыривая из зубов остатки говядины, мы наслаждаемся последними спокойными мгновениями нашего долгого путешествия и молча копим силы перед финальным рывком. Начиная с этого момента нам предстоит последовательно:
• Автобус обратно в Бразилию, в хостел, за вещами. Причем бегом, потому что до вылета остается 2 часа, а мы еще в Аргентине!
• Автобус из хостела в аэропорт.
• Перелет в Сан-Паулу с остановкой в Куритибе и 5-часовая ночевка в аэропорту Сан-Паулу.
• 5-часовой ночной дробь утренний перелет в Лиму.
• 3 часа в аэропорту Лимы и потом перелет в Куско.
• Такси до автостанции Куско и 6-часовой переезд на маршрутке до Санта-Марии.
• 2-часовой переезд на следующей маршрутке до Санта-Терезы.
• 1 час в такси до Гидроэлектростанции.
• Наконец, финальный аккорд – 12 км ночью пешком по шпалам, прежде чем найти вожделенный ночлег в селе Агуас Кальентес под инкским Мачу-Пикчу.
Хорошо, что воздушная мисс Ксю не до конца осознавала план, получая информацию от меня порциями, на ближайшие 2 действия. Иначе не смотрела бы она так беззаботно в свою фейсбук-ленту, расслабившись здесь, в ресторане приграничного аргентинского Пуэрто-Игуасу!
Продолжение следует...