Хотя я не устаю повторять, что караванинг – это не способ сэкономить на отдыхе, а просто свой собственный вид туризма, он действительно может быть экономным. Если не пользоваться паромами. Прямая паромная переправа из Хельсинки в Германию составляет половину бюджета мероприятия. Поэтому билетами я озадачился заранее. Но выяснилось, что условно дешевый TALLINK поставил паромы на ремонт, и о начале сезона и ценах будет известно весной. На оставшийся в строю FINNLAINS цены явно выросли. Но что самое странное, если в прошлом году мне удалось купить билеты существенно дешевле, чем в питерском паромном центре, то в этот раз у всех четырёх основных продавцов цены разнились в жалкие 50 евро. Но случилось чудо: представитель немецкого паромного центра, Татьяна, отнеслась к своим обязанностям с бОльшим усердиям, чем прочие, и стала выяснять, как удешевить переправу. И обнаружила, что компания FINNLAINS представляет 50% скидки на перевозку транспортных средств владельцам SCANDINAVIA CAMPING CARD, владельцем которой я как раз недавно стал. В моём случае эти 50% равнялись 440 евро! Так же Татьяна потратила немало времени на телефонные разговоры со мной и немалую выдержку, пока мы с компаньонами уточняли даты, условия, выбирали каюты, бронировали, потом переносили…А ещё Немецкий паромный центр предоставляет поддержку своим клиентам, предлагая звонить им в случае сложных ситуаций на территории Германии для посильной помощи. В общем – рекомендую.
А SCC я купил в финском кемпинге для того, что бы получать небольшие скидки при проживании, а так же эта карта почти везде заменяет паспорт. И стоила она всего 7 евро за год…
Избушка была подготовлена, в машине подчищены потенциально слабые места, продуктов хватит до второго пришествия, недостающие аксессуары, типа пляжного зонтика и детского велоприцепа, срочно докуплены, две кредитки+наличка, сохранёна информация на ноутбуке о вероятных мест для посещения. В каждом отпуске волей не волей происходят какие-нибудь накладки и мелкие неприятности, мы их учитываем, и…получаем новые. В этом году они начались за день до отправления. Я обнаружил, что у меня на две карточки три пин-кода. А так как в повседневной жизни я ими не пользуюсь, то и не помню наизусть. Пришлось идти в отделение банка и экспериментальным путём вычислять актуальные, и сохранил их в записной книжке телефона, слегка зашифровав.
Затем стал водить POI в навигатор, и тут выскочило окно «fatal error», экран потух, и никакие ухищрения не помогали. Пришлось срочно скачивать новую версию iGo и устанавливать на телефон. Вроде заработало.
Потом в ванной сломался кран. Тут мне захотелось отложить отпуск, но билеты на паром уже не вернуть. Придётся терпеть. Авось пронесёт…не пронесло….
Границу прошли спокойно, именно в этот раз финны даже не поинтересовались целью нашей поездки, хотя всегда были дотошны. Но хоть в холодильник не заглянули. Первую половину дня до погрузки мы провели в прекрасном парке города Котка. Купили недостающие продукты, пообедали плотненько, и отправились в Хельсинки. И вот при остановке у терминала я вдруг с удивлением почувствовал, что мотор на холостых оборотах работает весьма неустойчиво. Открыл капот и ужаснулся: мотор колбасило со страшной силой. Заглушил, подождал пять минут, завёл – вроде всё нормально. Но осадочек остался. Загрузились на паром, подключили холодильники к электричеству (а в прошлом году эстонцы на Суперфасте нас с этим делом прокатили), и пошли заселяться. Ну, про морское путешествие рассказывать долго не буду: сауна рулит даже летом, шведский стол-зло, детская комната – отстой. Каюта с окном – рулез
На немецкую землю мы сгрузились в 20-30 по местному времени, и так как на борту хорошо выспались, решили chfpe проехать хоть какое то количество километров в сторону Дрездена. На улице +28, стемнело быстро. Через некоторое время обратил внимание, что подсветка приборов мерцает. НЕ постоянно, а периодически становится ярче. Присмотрелся на свет фар – та же картина. Начал напрягаться. Но вроде пока без прогресса и неприятных последствий. По немецким автобанам ехать приятно, средняя скорость почти всегда равняется установленной на круизе, за два часа мы проехали почти 200 км, и когда стрелка топлива достаточно опустилась, заехали на заправку, а потом и на местную стоянку. Где спокойно и переночевали. Это позволило доехать до намеченного кемпинга в первой половине дня. Для удачного заселения это важное обстоятельство: зачастую к вечеру кемпинг может быть полностью заполнен, или как минимум не будет выбора места в тени. А это условие становилось очень актуальным: на улице реально жарило. Днём прибор показывал +35, а у попутчиков временами и + 40. Как я уже говорил, нам повезло, мы заняли себе и ребятам место под деревом, и пошли знакомиться с окружением. Город Bad Shandau и кемпинг при нём являлся самой удобной отправной точкой для посещения множества близлежайших достопримечательностей. «Ostrauer Mühle» находился на берегу одной из многочисленных горных речушек, впадающих в Эльбу. Благодаря высоким склонам и ещё более высоким деревьям на них удавалось не изжариться, и в то же время глаз радовался каждую минуту окружающей картинке.
Пока до кемпинга добирался второй экипаж, страдая от жары, мы прокатились по окрестностям. Разведали дорогу и позапускали змея возле открыточного городка.
Первой достопримечательностью, намеченной к совместному осмотру, являлась «Саксонская Швейцария», местечко Bastei.
Из-за ремонта дороги путь к нему был долгим и извилистым, но не без приятных сюрпризов (о них позже). Пока дети были разбужены и накормлены, пока добрались – места на стоянке почти не осталось. Но зато дорога от неё к замку шла в тени деревьев и была короткой. На первой же смотровой площадке от открывшихся видов захватывает дух.
Вокруг много туристов. Что бы группы не терялись, замечены вот такие ухищрения экскурсоводов:
На каждом углу продают мороженное и воду. И не только людям
Проходим чуть дальше, и понимаем, почему сюда вёл столь извилистый путь, хотя Bad Shandau всего в 5ти километрах по прямой.
Пройдя ещё по одной тропинке, обнаруживаем новый ракурс
Рядом с нами другие туристы разделят с нами радость открывающихся перспектив.
Вот только попали сюда мы разными путями
В самом конце обнаруживаем кассу и калитку. Приятно, что не в начале, и каждый сам для себя решает, на сколько он тут налюбуется.
Начало отпуска нам понравилось. Но по пути в кемпинг опять начались проблемы с холостыми оборотами.
Еду, переживаю, и вдруг открывшаяся перспектива отвлекла. Из-за очередного поворота показались стены небольшого замка, Hohnstein.
Припарковались, пошли смотреть. Не смотря на позднее время, ворота в замок были открыты.
Со стен открываются приятные глазу картинки, на покрытые лесами склоны и городок, расположенный вокруг замка.
На что мы так таращимся?
Потом прогулялись по самому Bad Shandau. Полное ощущение, что гуляем по приморскому курортному городку.
Поразила стена с отметками наводнений различных годов. Не хотел бы я тут жить, если честно.
Вернувшись в кемпинг порадовались его удачному расположению: солнце ещё не село, но ущелье в густой тени, наступила долгожданная прохлада.
Обнаружили, что оставили зарядное устройство от фотоаппарата в Питере.
Утром переехали в Чехию. Звучит солидно, хотя на практике мы спустились к реке, проехали 10 км до деревушки Грженско. Это, кстати, самое низкое место в Чехии, 115 метров над уровнем моря. Первые упоминания о посёлке встречаются со второй половины 15 века. Следующий наш пункт- «Чешская Швейцария». . Встречал несколько версий становления этого парка, как места паломничества. По одной первыми обратили внимание на сходство здешних мест со Швейцарией два предприимчивых художника, которые реставрировали картины одного саксонского курфюрста. Говорят, что именно они проложили и первый экскурсионный маршрут для своих друзей, демонстрируя им красоты местной природы. Впоследствии бизнес был поставлен на "широкую ногу", и родовитые владельцы диких скал, совсем "захудавшие" на них, присоединили к знатности богатство. По другой, именно владельцы здешнего имения – род графов Клари-Альдриген-очень хорошо распознали здешние возможности для туризма, сделали доступными Правническую Брану (Ворота), самую крупную естественную арку в Европе,
и построили на вершине туристический ресторан, функционирующий и по сей день.
Как бы там ни было, с 2000 года «Чешская Швейцария» считается национальным парком.
В отличии от Bastei, к Правчицким воротам нужно идти пешком от ближайшей стоянки почти 6 км. Но со времени нашего последнего посещения этого заповедника, со вступлением Чехии в шенген и отменой границ, кое-что поменялось. Например, появился автобусный маршрут, которые соединил почти все достопримечательности этого региона..
Эх, знай мы раньше…Но мы всего навсего доехали на этом красавце до начала пешей тропы, сократив почти 3,5 км. Нам то не сложно, но детям…
Чем мне нравится этот маршрут, что жара – не помеха. Тропинка проложена в тени высочайших деревьев, где постоянно царит полумрак и прохлада.
Сама дорожка не годится для колясок и велосипедов, слишком много камней, но идти достаточно легко. По прямой до арки, наверное, не больше 800 метров, но весьма крутого подъёма, а тропинка постоянно петляет, и делает его пологим.
Удивительно, но дети буквально летели впереди нас, и не высказывая никаких признаков усталости.
За что были награждены в конце соками и мороженным,
а взрослые прекрасно перекусили. И со свежими силами стали радоваться открывающимися пейзажами.
Даже дети заинтересовались.
Вернувшись к нашим автомобилям, стали решать, куда ехать дальше.
При такой благоприятной температуре вроде бы нет необходимости ехать южнее. Но желательное переместиться к какой-нибудь воде, что бы детям было легче и интереснее.
Autoroute 2007 почему то не показывал много озёр Чехии, их количество измерялось единицами. Наконец удалось найти на карте вроде бы большой водоём, возле границы с Германией, а навигатор показал аж 4 кемпинга на его берегу, и ехать всего 130 км. Туда и двинули. Проблемы с машиной начали прогрессировать. Кроме скачков напряжения и потери холостого хода мотор потерял тягу на низких оборотах. С места с прицепом почти не тронуться, приходится сильно газовать, и если стрелка упадёт ниже 2000 об/мин, нажатие на педаль газа ни к чему не приводит. По автобану это не мешает ехать, но вот на перекрёстках и в городах весьма напрягает…
По приезду нас ждало жесткое разочарование. Водоём оказался искусственным, а кемпинги таковыми называть даже язык не поворачивался. Скорее цыганский табор. Толпы народу, врытые в землю вагончики прошлого века выпуска, грязные дорожки, отсутствие какой-либо организации. Правда, бесплатный интернет. С его помощью мы нашли несколько кемпингов на берегу Махова озера , известного курорта Чехии, до одного даже дозвонились и убедились, что есть свободные места.
И уж было туда выдвинулись, но тут наши попутчики захотели поехать в Италию, в тот же кемпинг, в котором мы стояли в прошлом году, и там сидеть. Решили, наверное, что путешествовать им не интересно. Ну что ж, у каждого свои представления о караванинге. Жаль, что мы первоначально подстраивали свой отпуск под них. На том и расстались.
Махово озеро считается одним из лучших курортов Чехии не зря. Искусственный водоём, называемым просто Большой Пруд, изначально созданный для разведения рыб, стал привлекать туристов ещё в позапрошлом веке. В 2006 году его воды бил признаны самыми чистыми. Мы заезжали на него лет пять назад, и видели толпы народа. Именно поэтому не хотели включать его в свой маршрут, что бы не толпиться и не толкаться соседями, как в Хорватии. Но пока что нужно где-то приземлиться и построить следующий маршрут. Подъезжали к кемпингу уже за полночь. И, естественно, упёрлись в закрытые ворота. Стал осматриваться в поисках площадки для ночлега, и вдруг справа увидел освещённые и распахнутые ворота другого кемпинга, Andrea Что бы не мешать отдыхающим шумом мотора, мы свернули с дорожки сразу при въезде, воткнувшись между деревьями, быстренько закрепились и легли спать. Заснули быстро и крепко, но спустя пару часов проснулись, вздрогнув от громкого и внезапного звука. Не уяснив причину, заснули снова, и снова были разбужены резким и громким стуком. Падающие с высоты 20-ти метров шишки мёртвого поднимут на ноги. Впрочем, ветер утих, прекратился и обстрел. А утром оказалось, что мы выбрали очень удачное место. Небольшая чистая территория, высоченные сосны дают прекрасную тень, собственный кусочек озера с песчаным пляжем
и почти ручными лебедями,
детская площадка опять же. И весьма приятная цена – всего 10 евро. И мы решили тут подзадержаться. И что бы отдохнуть у воды, и что бы определиться, как быть с неисправностями. Даже переезжать не стали, полянка очень уютной оказалась.
Софья взяла молоток и самолично обстукивала близ стоящие сосны во избежание повторного обстрела
Не смотря на простоту кемпинга, имелся бесплатный Wi-Fi. С его помощью я стал решать вопросы с неисправностями автомобиля. Описал симптомы в профильной конференции. Связался с коллегой-караванером, проживающем в Праге. Вспомнил, что в первое посещение Чехии мы арендовали машину в компании «Continental Rent a Car», общались с владельцами по-русски. Тогда же на арендуемой машине сломался генератор, и его очень быстро починили. Я нашел владельца фирмы, Ивана, связался с ним и попросил помощи. Тот провёл огромную работу. Нашел и разборку с запчастями для Крайслера, обзвонил множество автосервисов, договорился с БОШем о ремонте генератора (если потребуется). В конце концов, дал координаты людей, у которых постоянно обслуживается.
Коллега-караванер, Константин, не просто откликнулся, а уже через час приехал в гости. Познакомились, попили чайку, поговорили о Чехии. Сошлись на том, что в этой стране понятие кемпингов сильно отличается от общепринятого в европейских странах. Напоследок Константин так же предложил услуги своего механика, с которым даже уже успел созвониться и описать мои проблемы.
Но для начала мы решили насладиться отдыхом. Днём купались в тёплом озере и загорали, Сонька из воды не вылезала
катались на катамаране по озеру.
Среди той техники, что плавала повсюду, наш драндулет казался ВАЗиком, затерявшимся на улицах европейского города, но грёб исправно и направления держался. И имел целых 4 посадочных места! Вроде бы всего часа полтора плавали, но на воде солнечные лучи не так припекают, однако вечером я стал похож на зебру, только пунцово красно-белую, и получил прозвище «Папа Две Полоски». Вечером ездили на велосипедах в расположенный по близости луна-парк,
объедались черникой.
Вечерами копался в машине. По совету общественного разума продублировал провода, соединяющие аккумулятор с кузовом и двигателем. Вроде бы мерцания больше не наблюдал, но двигатель, как нагревался, по-прежнему не работал на низких оборотах. Заехал в местный автосервис, там не смогли даже напряжение померить, предложили приехать в другой день. И простейшего тестера негде купить….
В добавок обнаружили, что оставили дома зарядное устройство для батареи фотоаппарата.
Нашли полезный сайт о достопримечательностях Чехии, выписали ближайшие к нам, и совершили объезд.
Первым был замок Bezdez, основанный Пржемыслом Отакаром II после 1264 года, достроенный в 1279 году, довлеющий над окрестностями, прекрасно видимый не только с озера.
Тут держали в плену короля Вацлава II, потом его взяли шведы, во второй половине XVII века стал монастырём, а с 1785 года – опустел. Подъём к нему не такой затяжной, как в Правчицкой Бране, но значительно круче. На последней площадке звуки, как в паровозном депо – все сипят и отдуваются.
Браня себя за забывчивость, фотографировать пришлось на телефон.
Потом заехали в местечко, понравившееся названием: Прорва. Оказалась дырка в стене, с небольшим водопадиком. Симпатично.
Но следующий пункт оказался воистину шедевральным. Не понимаю, почему никогда не встречал упоминания о нём ни в одном отчёте. SKALNÍ HRAD A POUSTEVNA SLOUP Суть отражена в названии, это действительно небольшой город на и в скале.
Судьба его весьма интересна и переменчива. Основан в начале 14 века и сожженного в 1639 году шведами. Опустошенный замок стал местом пребывания в 1670 – 1685 годах отшельников, которые и перестроили замок в соответствии со своими требованиями. После закрытия града Иосифом II из него сделали угодье для выездов. К нашему времени он прекрасно сохранился, правда некоторая часть закрыта для посещения. Как никогда, пожалели об отсутствии фотоаппарата, хотя и он не смог бы передать всю изюминку этого места.
А по субботам тут проводятся концерты. Чудесное, представляется, действие, но не для нашей Софьи, к сожалению. Впрочем, мы уже почти рискнули проверить это предположение на практике, но, не обнаружив субботним утром одного велосипеда, решили покинуть это гостеприимное место. С плохим настроением мы поехали в Прагу. Машина плохо тянула, грелась, и, в конце концов, нарыв прорвался. При въезде в любимый кемпинг при Яхт-клубе я услышал характерный звук прогоревшей под форсункой прокладки.
Так как сервисы в Чехии всё равно по выходным не работают, мы решили погулять по чешской столице. Никогда не приедается:-).
Первым делом, кстати, купили зарядку для фотоаппарата. Потом свозили Софью Яковлевну в зоопарк
Чешская кухня так же нас порадовала, оценила даже привереда Софья.
Вечером в очередной раз убедились, как полезно заезжать в кемпинг в первой половине дня – свободных мест не было. Всё место занимали одинаковые палатки. Оказалось, из Англии приехал полный автобус подростков. Но не праздношатающихся каникуляров. Когда мы приехали, они сидели на складных стульчиках в разных местах, поодиночке или небольшими группами, и в полной тишине что-то писали в блокнотах.
Потом сели в кучку, тихонечко что-то пообсуждали, часть построилась, и с рюкзаками, чуть ли не строем, куда-то ушла, судя по прощаниям – на долго. Но вернулись через час. Без ожидаемого гомона и шума разошлись по палаткам, а рано утром снова испарились. Мы так и не придумали правдоподобных версий, чем же они тут занимались. Но в очередной раз порадовались своему местоположению. Пожалуй, кемпинг можно отнести к разряду НЕ характерных для Чехии, тихий, аккуратный, и с очень удобным местоположением почти в центре Праги.
Созвонился с сервисом, предложили приехать в понедельник утром. Своим ходом с прогоревшей прокладкой даже 40 км ехать не хотелось, но прежде чем вызывать эвакуатор, я решил попробовать справиться своими силами. Собственно, сложность не в извлечении форсунки, а в том, что газами расплавило и резиновое уплотнение и смазку на корпусе, превратив их в кучу шлака вокруг. Сложно было с этим мусором справиться, но мне удалось, и мотор ровно заработал, как ни странно. Доехал до сервиса, познакомился с владельцем Денисом. Он уже 5 лет живёт в Чехии. За разговорами о жизни ещё раз вынули форсунку, более тщательно всё вокруг очистили, потом вместе съездили в ближайший магазин, где подобрали нужные и шайбу и резиновое уплотнение, собрали, завели. Померили напряжение генератора, не нашли отклонений, мотор так же не капризничал. До Денисова знакомого дизелиста не смогли дозвониться. На том и расстались. Взяли с меня всего 500 крон (примерно 750 р).
Вернувшись в кемпинг, приняли решение рискнуть ехать дальше, а по результатам переезда, как себя будет вести машина, выбирать направление движения, дальше, или ближе к парому.
Как я уже писал, основным диктатором при прокладке маршрута был ребёнок, поэтому следующим местом, которое мы хотели ей показать, были пещеры Моравского Краса, знаменитая пропасть Мацоха и пещера Пунква, с подземной рекой.
Из Праги мы выдвинулись в сторону Брно. 180 км непрерывной тряски, как на бетонке, и это одно из главных шоссе страны! Должен отметить, что чешские дороги меня окончательно разочаровали.
Не доезжая 20-ти километров до самого Брно, свернули с шоссе, и через 800 метров въезжали в ворота заранее присмотренного кемпинга Oaza. Хотя правильнее это назвать не кемпингом, а семейным подворьем с зелёной площадкой под стоянку. Ехали себе по улице городка, въехали в ворота возле жилого дома, проехали мимо скотного двора, и оказались в саду. Тут с комфортом разместилось бы не больше 10-ти караванов и несколько палаток, и эта компактность и домашний уют очень и очень порадовали. Небольшой бассейн,
приятно пахнущие кролики и козочки ребёнка просто очаровали,
компактность, тишина, цена и гостеприимность хозяев. С их слов мы первые русские туристы, посетившие их кемпинг.
Имелся и бесплатный Интернет, только его приходилось искать, бродя с ноутбуком по хозяйству, и находя в неожиданных местах
И можно было бы остаться тут подольше, но прогноз погоды пророчил ухудшения, дожди и похолодания. А так как машина перестала хворать, можно двигаться и дальше.
Но сначала мы посетили Бланско, в округе которого и раскиданы знаменитые пещеры. Мы с женой тут уже третий раз, и не устаём восхищаться как творениями природы, так и человеческим трудом, вложенным для облегчения доступа туристам. Имейте ввиду: не смотря на европейскую известность этого места, в кассе не принимают ни кредитки, ни наличные евро. В прошлом году мы с трудом смогли в буфете обменять пару банкнот. И в сезон достаточно большие очереди на экскурсию, поэтому первым делом нужно покупать билеты (или заказывать их по интернету), что мы и сделали, а потом пошли смотреть на пропасть.
Так она выглядит сверху:
В назначенное время мы влились в толпу смешно одетых людей: горные ботинки, тёплые крутки или свитера, и голые ночи из-под шорт. Ну и это прогресс, три года назад только мы имели с собой тёплые вещи.
Уже не один десяток лет цепь пещер открыта для туристов. И их поток не иссякает. А вот вид с нижней точки
Хотя нет, после смотровой площадки ещё вниз, по лестнице и пологому коридору. Софье тоже понравилось бегать по пещерам и то изображать летучую мышь
То подвывать загробным (как ей казалось) голосом, когда экскурсовод гасил свет.
Жаль, на самой реке запретили фотографировать. В кадр попало только наше плавсредство
Итак, машина исправна, времени ещё много, нужно решать, куда ехать. С одной стороны, хочется на море, но там сейчас под 40 градусов. С другой – не для нас тюлений пляжный отдых, привыкли передвигаться и таращиться по сторонам. Поэтому наш выбор – Австрия. Для начала Зальцбург. На выезде из Брно заправили полный бак, купили австрийскую виньетку, на самой границе, в прекрасном городе Микулов, забили холодильник дешевыми чешскими продуктами, и двинули дальше. В очередной раз благодаря полной автономности ехали столько, сколько хотелось, а потом просто свернули на стоянку и заночевали. Поэтому в Зальцбург въехали до полудня. Кемпинг так же присмотрели заранее, отдавая при выборе предпочтение тенистым стоянкам. И не прогадали. Семейный Camp Nord Sam расположен почти в центре города, но в тихом районе. Имеет собственный бассейн, опять же детскую площадку, прокат велосипедов, а стояночные места разбиты по слотам. То есть когда у каждого отдыхающего своя собственная полянка, огороженная с трёх сторон зелеными насаждениями.
Покой постояльцев берегут, в сиесту езда по кемпингу запрещена, бассейн и детский уголок так же закрываются. Мы приехали утром, и смогли выбрать место под деревьями, с постоянной тенью,
а уже к вечеру свободных мест не осталось.
24 евро вполне приятная цена. Wi-fi, правда, доступен только в районе рецепции, и за небольшую денежку. Кемпинг действительно принадлежит одной семье, и они там рулят. Мадам встречает гостей за стойкой, дочка помогает в кафе и магазинчике, сыновья на подхвате, так сказать. Видели и главу семейства, он вручил нам забытые у бассейна вещи.
Пока мои дамы готовили обед, я сел на единственный оставшийся велосипед и прокатился. Легко и приятно доехал до самого центра. Для велосипедистов в Европе созданы все условия, аж завидно. А в Зальцбурге особенно. Их там любят
Например, на машине до центра мы петляли и ехали 7,5 км, на велосипеде всего два поворота, а путь пролегал не под дорогам общего пользования, а то по парку, то по основной набережной, где преимущество именно у велосипедистов и пешеходов. И какие виды при этом!
Ну а после обеда и купания, когда жара подспала, мы поехали на прогулку в центр уже все вместе. В тени существовать значительно проще, чем на прямом солнце, при этом главное украшение – замок, прекрасно просматривается с любой точки.
По всему городу мы постоянно натыкались на «мальчиков-переростков» в штанишках, и сельских красавиц (пастушек?).
Кстати, эти костюмчики мы видели в витринах многих магазинов, но под теми рекламными плакатами больше уместны были бы надписи «любые фантазии за ваши деньги», уж больно непривычно это смотрится на современном европейце.
Во многих отчётах об Австрии я встречал восхищенные отзывы о местных озёрах. Мы решили убедиться в их правдивости лично. Вокруг Зальцбурга полно озёр, так что мы просто совершили экскурсию, без переезда. Озеро Woifgansee находилось всего в 45 километрах, поездка занял немного времени. И уже на подъезде мы поняли: не врут отчёты.
Австрийские и итальянские дороги нам всегда нравились больше всего именно красотой окружающих пейзажей, а с озером в главной роли – особенно.
Припарковались в курортном городочке Sankt Gilgen, прогулялись по его улочкам,
и вышли к фуникулёрной станции. Крошечные разноцветные вагончики запускались с регулярностью, присущей разгару лыжного сезона.
Отстояв очередь, и мы начали 16-ти минутное вознесение.
И чем выше поднимались, тем меньше в лексиконе оставалось нужных слов восхищения. Оставалось молча таращиться.
То, что мы на большой высоте, чувствовалось в первую очередь по температуре. При том же солнце, что внизу разогрело воздух до 30-ти градусов, тут было очень комфортно, примерно + 20, и лёгкий ветерок. Видимость идеальная, а расстояния чувствовались только по пелене, скрывающей дальние склоны.
Народу много, но не толкаемся. Престарелые мальчуганы и тут попадаются
Большая часть туристов вниз идут пешком. Но с высоты проплывающего в небе вагончика этот путь не показался нам заманчивым. Сидим себе на скамейке, молча впитываем, и вдруг слышим за спиной громкое безумное дыхание с хрипотцой, и еле разборчивое бормотание: « fuck….fuck…». Оборачиваемся – видим велосипедиста, только что закончившего восхождение на своём байке.
Мокрый, как из сауны. Показываю ему большой палец, и подбадриваю, в духе «ты нереально крут!». Он отвечает что то в духе: «нафига я в это вписался». Слегка перевёл дух и покатил в ближайший гаштет. Сидим, обсуждаем подвиги, и вдруг новый звук разрывает тишину. Что-то вроде горлового пения и крика ужаса одновременно. Задираем голову – над нашей головой стартует параплан с двумя людьми, пилотом и пассажиром.
Один в восторге, второй в ужасе.
Долго провожаем взглядом,
но спуститься как-то иначе, как на фуникулёре – даже в голову не приходит.
С высоты мы так и не увидели ни одного купающегося. И не мудрено, окунули ноги в воду – холоднющая
Хотя водных развлечений полно.
Вернувшись в Зальцбург, снова обращаемся к сайтам прогноза погоды, и понимаем, что пора уезжать: уже вечером обещают грозу и дожди на ближайшие три дня. Вечерняя прощальная прогулка по городу, и собираем вещи. Ночью действительно бушует стихия, но утро отпускает нас без влаги и приятным понижением температуры.
Следующая остановка – Мюнхен. Едем в центральный городской кемпинг, но в каких-то трёх километров до финиша я вижу знаки, обозначающие экологическую зону. Без соответствующих наклеек въезд туда чреват большим штрафом. Разворачиваемся, срочно находим альтернативу и передвигаемся туда.
Кемпинг Munchen-obermenzing сначала произвёл унылое впечатление. Потому что большую его часть занимает оставленная на хранение техника. Выглядит заброшенной, не жилой, отсюда и уныние. Но на самом деле для таких транзитников, как мы – отличный вариант. Не шумно, народу мало, под деревьями (хотя уже и не актуально). Подождав 15 минут, скорее для проформы, не прекратится ли дождь, поехали в центр. От самых ворот кемпинга до ближайшей электрички ходит автобус. Автоматы по продаже билетов стоят внутри. Правда, пришлось потратить время на разбирательство в великом множестве их, билетов, вариантов. Подмывало купить «short trip» за 1.3 евро, но смущало отсутствие информации об их особенностях. Эх, говорила мне мама: «учи, сынок, иностранные языки…». С остальными же всё привычно: действует на протяжении определённого времени после компостирования, на различных видах транспорта. Добрались до центра и гуляли, пока не промокли ноги, хотя дождь и прервался на время. Конечно не весь город, но то, что мы видели, очень понравилось.
Опять повезло стать свидетелями какого-то шествия.
В кемпинг вернулись насквозь промокшими, пришлось включить обогреватель. Ужин, просмотр фильмов, отбой.
Дальнейший маршрут решили провести частично по Романтической дороге. Три года назад она оставила сильнейшее впечатление о Германии. Мы не стали начинать с её северного окончания, воткнулись почти в середину.
Первым пунктом стал
Donauworth.
Весьма небольшой городок, расположенный на слиянии двух рек, Donau и Wornitz. Не помня, что писалось про этот город в путеводителе, поэтому первым делом остановились при въезде, как обычно, у большого информационного стенда с картой города. На ней нашли обозначенную стоянку для кемперов и поехали туда. Стоянка нас поразила. Размерами, бесплатностью и сервисом (электричество, вода, слив) для автодомов. Привыкли, что за любую остановку надо платить, а тут такое…
Пошли по набережной в сторону центра. Традиционно зарядил дождик, пришлось прятаться под главным мостом.
Как стих, пошли дальше, попутно рассматривая, что предлагает местный рынок сувениров, расположившийся на, и без того узкой, набережной.
Вышли на большую площадь перед городской стены, и очутились посреди какого-то детского городского праздника. Там были и аттракционы,
и выставка птиц,
И ряженные кругом
и традиционная закуска из сосисок с картошкой, и не только
Всё (кроме еды, конечно) совершенно бесплатно. И было похоже, что этот междусобойчик явно не единственное мероприятие в году. Собственно, ещё в прошлый проезд этим нам и запомнилась «Романтик штрассе» - весёлой жизнью небольших поселений.
Вышли на центральную улицу города. Судя по фотографиям на проспектах, при ярком солнышке она пестрит красками, но ив нашем случае всё выглядело очень нарядным и красивым.
Поехали дальше. На этом маршруте, собственно, нет необходимости пользоваться ни навигатором, ни рекламными буклетами. Путь укажут указатели «Романтик штрассе»,
а останавливаться стоит буквально в каждом населённом пункте, и там обязательно найдётся что-нибудь красивое или интересное.Например,
Nordlingen.
При подъезде увидели знак, обещающий стоянку для автодомов, но так и не смогли её найти, знак нигде не повторялся. Однако припарковались легко, у одни из многочисленных ворот, встроенных в стену, опоясывающую всю историческую часть.
Большие чистые улицы, полное отсутствие симметрии, яркие краски….
Пошли на музыку, нашли весёленький духовой оркестр.
Выглянуло солнышко.
HARBURG.
Из путеводителя: В Старом городе между рекой Вёрнитц и замковой горой теснятся в кривых средневековых улочках фахверковые дома и барочные фронтонные здания. Над городом царит мощный замок Харбург - одна из наиболее хорошо сохранившихся крепостей Германии, ещё и сегодня находящаяся в семейном владении князей Оттинген - Валлерштейн.
в этот раз сюда заезжать не стали, но помним, что в прошлый раз он явился весьма приятным сюрпризом на маршруте.
Следующая остановка – город
Dinkelsbuhl
мне почему то это название читалось, как Динькельсбухл. Очень бодрящее и весёлое.
Из путеводителя: бывший имперский вольный город Динкельсбюль, со своим незабываемым обликом. Исторический старый город с полностью сохранившимися городскими стенами представляет собой памятник культуры. Здесь каждый вечер совершает свой обход ночной стражник. Монастырь Святого Георгия – одна из красивейших позднеготических церквей Германии. Другие достопримечательности города – винный рынок с винным погребком городских старейшин, «Немецкий дом», Хецельхоф, замок Тевтонского ордена, госпитальный комплекс и «уголок художников» у Ротенбургского пруда с вахтёнными домиками и Ленивой башней.
В отличии от предшественников, он сохранил не только стену, но и (местами) крепостной ров
Мы подошли к ближайшим от стоянки воротам, и увидели такой «патруль»
Ни слова не поняв из услышанной пылкой речи горожан, мы просто обменяли пару монет на какой-то жетончик, заменяющий пропуск на очередной городской праздник. Не спеша попасть к центру, мы пошли вдоль крепостной стены.
И стена то не простая, а с «интегрированными» домиками. Иногда они пристроены снаружи
Иногда можно увидеть просто такую дверь в стене.
А вот чаша для пожертвований в местном приходе
Центральные улицы выглядели так
А на окраине попадались и другие картинки. В такой гостиничке я бы с удовольствием остановился
В таком домике я бы с удовольствием встретил старость
А это, если мы правильно перевели, «дом молодежи»
Домик с «запаской», или комната для незваных гостей?
Иногда встречается и такие строения
Но основная часть зданий содержится в образцовом состоянии, их явно реставрируют
Как минимум – фасад. Иногда в зазорчиках между домами можно было увидеть кладку явно прошлого века, а кисточка и штукатурка до туда не доставали.
Навстречу попалась парочка, явно идущая на смену «билетёрам»
Нам Динькельсбухл запомнился не только своей красочностью. Мы попали на финал многодневного праздника, явно связанный с историей города. Везде, на проспектиках, флажках и даже фасаде здания, можно было рассмотреть такой рисунок
Все дома украшены флагами и штандарты
А сам город был полон ряженных. Нищие, калеки, мастеровые, вояки.
В современных одеждах, казалось, ходят только представители власти и туристы.
Причём костюмы радовали добротностью, а отношение меньше всего отдавало формальностью.
Такое впечатление, что в каждой семье эти костюмы вовсе не пылятся в кладовках, а надеваются часто, и с удовольствием. То и дело мы натыкались на какое-либо действие. И всё это явно было импровизацией, задавалась только тема. В одном переулке, например, расположилась толпа калек и попрошаек,
И дети хорошо вживались в образ
в другом месте обедали солдаты,
в третьем гуляло местное население, под музыку народных инструментов кружились в танце и взрослые и дети.
Вне крепостной стены расположились воинские подразделения.
А потом прозвучала труба, раздалась барабанная дробь, и всё это разношерстное воинство выдвинулось парадным строем.
Feuchtwangen
Иногда логика развешивания дорожных знаков удивляет. То на каждом повороте, то повторяются не чаще, чем через 3 км. Увидев при въезде указатель на стоянку для кемперов, мы долго кружили по окраинам, пока её нашли. Наличие парковочного автомата подсказывало, что здесь мы только проездом.
Вход в старинную часть города оказался совсем не далеко. Традиционно – через башню в крепостной стене.
Тут не проводилось никаких праздников или шествий, но туристов было много, стали попадаться и соотечественники. Их легко было опознать по громкому говору и нелепому выбору мест для фотографирования.
А сам городок весьма приятен. Разноуровневый, с крутыми подъёмами и спусками, цветными домиками, шумной площадью.
WURZBURG
Уже на подъезде стало понятно, что город большой, и надеяться найти стоянки для кемперов по знакам не стоит. Поэтому мы сразу направились к хорошо видимому отовсюду величественному замкук Мариенбург, надеясь, что для его посетителей уж точно имеется большая парковка.
Но на то, что она будет расположена внутри крепостных стен даже и не надеялись.
Всего за 1 евро мы ночевали в одиночестве с прекрасными видами.
К сожалению утренний дождик не дал нам полностью осмотреться, и мы продолжили путь.
BAMBERG
Заглянули сюда, хотя город лежит несколько в стороне от нашего маршрута, потому что в многочисленных источниках Бамберг называют «Баварской Венецией», так как «расположен в живописной долине вдоль двух рукавов реки Регниц», и якобы многочисленные мостики позволяют производить вышеозначенное сравнение. А ещё его называют «Франконским Римом». Что общего у этого франконского городка с Римом? Так же как и Рим, Бамберг расположен на семи холмах. Кроме того, в течение столетий он был оплотом католической церкви.
Так как город крупный, не стоило рассчитывать на лёгкое обнаружение пригодной для нашего автопоезда парковки. Поэтому я остановился у первого информационного пункта, нашел на карте обозначение кемпинга, на другом конце города, и проложил маршрут к нему. Разместившись и пообедав, на машине поехали в центр. И потратили немало времени на поиски парковки. В крытые паркинги, коих там полно, нам было не попасть, высота не позволяла, а уличные были забиты, да и просто место у парк-автомата не найти. Но, наконец, повезло, и погрузив заснувшую Софью в коляску, мы пошли знакомиться с «маленькой Венецией». Честно скажу: если проводить сравнения только из-за наличия мостов – Бамбург будет в конце длинного списка. Во всяком случае он сильно уступает Брюгге. Сама по себе историческая часть интересная, и посмотреть есть на что.
Но с Венецией, на наш взгляд, вообще ничего общего.
Очень много туристов, а пешеходные зоны отданы на откуп магазинов.
Двух часов нам вполне хватило.
Вернулись в кемпинг, осмотрелись, понравилось, и решили задержаться тут ещё на денёк. Очень приятная территория, две детских площади, интернет, речка видна из окошка…
Но утром ребёнок возжелал продолжить движение, и мы согласились. До Травемюнде и парома четыре дня. Решили порадовать Соню не доставшим в этот отпуск купанием, и направились в аквапарк Тропические острова. В прошлый раз мы были тут проездом, в этот решили остановиться в одноимённом кемпинге на пару денёчков. Но не тут то было: все места оказались заняты. Не сильно расстроившись, расположились на парковке возле входа (среди множества других кемперов и караванов). Я так и не смог отойти на достаточное расстояние, что бы весь ангар поместился в объектив
Поужинали, а потом подумали: а чего ждать утра? Парк работает круглосуточно, сейчас искупнёмся, переночуем и с утра двинем дальше. И это оказалось правильным решением. Во-первых, потому что большая часть дневных посетителей уже уехала, мы не сразу нашли кассу (из-за отсутствия очереди), купающихся и отдыхающих хватало, но не до такой степени, как в питерском аквапарке в утро воскресения. Во-вторых, мы наблюдали «ночной режим», когда солнце уже село. Но подсветку не включали, только в самой воде, и пара прожекторов в высоте, изображающих луну. Накупавшись всласть, дёрнули чайку и заснули. И это была, пожалуй, самая тихая ночь за наше путешествие. Но ещё больше я порадовался нашему варианту, когда утром пытался войти в холл – очереди начинались с улицы!!!
Следующую остановку было решено сделать в Берлине. Стыдно сказать, первый раз я «посетил» Германию в 1987 году, прослужив 3 года в ГСВГ, потом проезжал транзитом и с туристическими целями, но в столице ни разу не был. Перед старом я попросил iGo предоставить варианты берлинских кемпингов. Буквально в центре предлагался один, следующие были на удалении 20-ти и более километров. Не веря ему на слово, я, воспользовавшись бесплатным Интернетом «Тропических островов» нашел ещё парочку вариантов в городской черте, и мы тронулись. Как я и подозревал, первый вариант оказался в экологической зоне. Но развернуться у меня уже не было возможности, и мы рискнули проехать оставшиеся 2 км, что бы…приехать к пустому месту. То есть по указанному адресу существовал обычный жилой дом, без какого либо отношения к караванингу. Поехали по запасному адресу, и приехали к открытой стоянке, куда легковушке то не просто заехать, не говоря уже об автопоезде. Впрочем, я примерно это и ожидал увидеть, посему не стал больше рисковать, и поехал к окраине. Между Берлином и Потсдамом мы нашли стоянку, имеющую незамысловатое название: «отель и кемпинг на воде». Нам стоянка обошлась в 23 евро за сутки, а имеющиеся тут же комнаты стоили всего 18.
Кемпинг действительно располагался на берегу канала, по которому регулярно проплывали катера и баржи.
Не очень большой, без особой тени, но тихий и чистый.
Прекрасная детская площадка подняла ребёнку настроение, и мы решили остаться тут до дня погрузки на паром. После ужина решили скоротать время в соседнем Потсдаме. Помнится, ещё 20 лет назад мой командир зазывал в наряд на патрулирование города красотами парка Сан-Суси, да так туда и не удалось попасть. И вот возможность реабилитироваться.
Припарковались возле самых Брандербургских ворот,
прошлись по милой пешеходной улице за ними,
по указателям добрались до парка.
Сан-суси заложен в 18-м веке, во время правления Фридриха Великого и расширенный в 19-ом веке Фридрихом Вильгельмом IV. Традиционно, стоило нам войти, пошел дождь. Зато мы были почти одни, ко всем невзгодам готовые
не считая бегунов и длинноухого зайца.
Дождь прекратился только когда мы почти дошли до машины. Зато через 5 минут небо явило нам радугу такой красоты, что ему было всё прощено.
Казалось, начало и конец радуги имеют легко обнаруживаемые места, ребёнок так и рвался искать горшочек с сокровищами.
Но пришлось довольствоваться кашей.
Небо ещё долго извинялось, и, собственно, до самого отплытия больше нас не мочило.
На следующий день поехали в сам Берлин. Бросили машину на перехватывающей парковке, и спустились в метро. Решили обойтись самым дешевым билетом, но очень скоро нарисовавшиеся контролёры нам объяснили, что они годятся только для поездок на 2-е остановки. Пришлось выйти и купить обычные билеты. На поверхность вышли в центре, на Потсдам платц, и решили дальше пройтись пешком. Что сразу бросилось в глаза: обилие открытых автобусов «Сити тур», не дорогих, но два часа Софья не выдержала бы. И ещё понравились установленные в определённых местах специальные подиумы, для удобства фотографирования.
Отметился у остатков Берлинской стены.
Эх, когда её ломали, я был так рядом, а увидеть воочию смог только сейчас…
Добрались до Рейхстага.
Очень понравилась атмосфера на полях перед входом. Народ непринуждённо размещался прямо на траве, кто то загорал, кто то устраивал пикничок, кто то выбирал ракурс для снимков. Трудно представить такую же картину где-нибудь на Красной или Дворцовой площадях. И мы отметились.
Возле берлинских брандербургских ворот столпотворения.
Дальше мы пошли без определённой цели, просто погрузиться в атмосферу современного Берлина,
Но город то не маленький, устали, быстро надоело, и мы вернулись в кемпинг.
В последнюю ночь не дала выспаться маленькая пичуга, не В последний день погода порадовала солнышком, мы решили вернуться в Потсдам.
На этот раз парк Сан-Суси был полон народу.
И кадры получались совсем другие.
Ну а потом неспешные сборы, последние 300 км до Травемюнде. Приятно уезжать вечером, постепенно темнеет, как перед финальными титрами, а огромные лопасти ветряных генераторов неспешно машут на фоне заходящего солнца, как бы прощаясь, но в ответ ждут обещания вернуться.
И в голове уже строятся планы на следующий отпуск. До которого осталось, смешно сказать – всего каких то 12 месяцев….
.