Карта путешествия
https://drive.google.com/open?id=1_BXMZ ... sp=sharing
Итак, старт был 29 апреля, выехали примерно в 7 утра, в районе обеда были на МКАД. Москву прошли почти без затруднений, несмотря на предшествующие опасения. Немного “потолкались” в районе Балашихи и Химок и вышли на М9. По этой трассе мы еще не ездили. В целом трасса хорошая, примерно 100 км от Москвы идет автомагистраль, далее обычная двухрядка. Но фур на этой трассе очень мало(по сравнению с М7), трафик небольшой и едется хорошо.С учетом остановки на обед к мотелю “Подворье” добрались примерно к 8-ми вечера. Отель с левой стороны от трассы, если ехать в сторону Риги, на дороге сплошная и за “кустами” прячутся гаишники, будьте осторожны. В целом очень приличный мотель, машину можно запарковать прямо рядом с номером. Семейный номер состоял из двух стандартных совмещенных номеров. На территории есть небольшая детская площадка и неплохое кафе.
Переночевав в Подворье и позавтракав 30-го с утра, рванули в сторону эстонской границы. В районе Пустошки с трассы М9 Москва-Рига ушли на трассу Е95(Санкт-Петербург - Киев,как потом выяснил) в направлении на Таллин.Трасса Е95 запомнилась достаточно посредственным качеством покрытия и огромным встречным трафиком машин с питерскими номерами. Едва успевал уворачиваться от особо талантливых индивидуумов, выходящих на встречный таран.
К МПП Куничина Гора выехали в районе 12-ти дня, к МПП ведет платная дорога и непосредственно перед границей сначала оплачиваешь этот проезд. К нашей радости на переходе перед нами была всего одна машина(фуры стояли отдельно) и обе границы мы прошли минут за 20. Основные страхи(пробки в Москве и на границе) позади, впереди Прибалтика и Стокгольм.
С учетом, что границу прошли без потери времени, было решено посетить эстонский музей авиации, расположенный недалеко от Тарту. К сожалению, заранее я его координаты в навигатор не вбил, как достопримечательность навигатор его не находил, поэтому пришлось ехать интуитивно по памяти карты. Один раз остановились спросить у местных дорогу. Как оказалось, про музей ничего не знают, но по-русски отвечают нормально. В результате, помог информационный щит с достопримечательностями Тартуского края, попавшийся по дороге. Музей оказался очень интересным, большое количество самолетов и вертолетов стоит на отрытом воздухе или в ангарах. В часть можно попасть внутрь,
к другим, к кабине приставлена лестница-стремянка и можно заглянуть внутрь кабины.
Большинство самолетов из бывшего Советского Союза, но есть несколько шведских,французских и американских. Также есть смотровая вышка,
и в ангарах стояло несколько авиатренажеров(но они не работали). Кроме самих самолетов и вертолетов, там еще была огромная(я во всяком случае большей не видел) коллекция масштабных моделей самолетов и вертолетов всех стран мира, и несколько моделей авианосцев . Детки к тому времени уже утомились и, к сожалению, оная их уже не заинтересовала. Детей же особо порадовали несколько батутов, стоящих на территории, и на которых можно было прыгать без ограничения.
Далее была дорога до Таллина с небольшой остановкой на обед в Тарту и несколько остановок по трассе на фотографирование аистов, благо они там почти на каждом столбе.
В целом, дороги по Прибалтике достаточно неплохие, покрытие нормальное, без ям. Широких скоростных магистралей почти нет, но трассы проложены в основном не через населенные пункты и в результате средняя скорость неплохая. Гаишники, как и у нас, прячутся в кустах, а встречные дружно “моргают”(чего уже почти и не встретишь у нас из-за повсеместного распространения “треног”).
В Таллине у нас были забронированы апартаменты в гостинице Go Hotel Shnelli с бесплатной парковкой. Отель расположен на границе со старым городом, рядом с ЖД вокзалом.
К чести отеля и Таллина вцелом, близость ЖД вокзала никак не сказалась ни на шуме в номере, ни на чистоте в отеле и его окрестностях. В нашем корпусе отеля на первом этаже был большой супермаркет, куда можно было пройти, не выходя на улицу, что оказалось очень удобно. В общем и целом отель понравился, очень удобное местоположение, добротные завтраки, бесплатная парковка, чистые и просторные номера.
В первый же день приезда,вечером мы сходили погулять по старому городу, благо он начинался фактически через дорогу. Мы посетили достаточно много европейских городов и старый город Таллина оказался в числе лучших. Чисто, уютно, комфортно, множество кафе и сувенирных магазинчиков. Особо отмечу очень вкусное разливное пиво в пивоварне Brewery на улице Pikk.
На следующий день, у нас была неспешная прогулка с детьми по старому городу. Поднявшись в Вышгород, мы вышли к собору Александра Невского. Это было 1 мая, православная пасха и мы попали как раз к окончанию службы и звону колоколов.Очень красивое и завораживающее зрелище.
Прогулявшись по старому городу,
мы вышли к старинному кафе Maiasmokk с очень вкусными лакомствами и коллекцией марципановых фигурок. Младшего члена экипажа особо порадовал паровозик проезжающий по витрине прямо перед нашей стойкой.
Я заранее читал про возможность самим сделать марципановую фигурку, но как оказалось, это в другом кафе. Тем не менее официант из этого кафе нам доходчиво и на русском объяснил,как туда пройти, что мы и сделали. Оно тоже расположено на улице Pikk,но чуть дальше. Урок по изготовлению марципановой фигурки стоил 4 евро для ребенка и в результате у нас теперь дома стоит марципановый миньон.
Закончилась прогулка на большой детской площадке, расположенной в парке недалеко от церкви Святого Олафа. В это время старший сын поднялся на башню Олависте и сделал несколько замечательных снимков панорамы старого Таллина.
После обеда мы взяли машину и поехали за город в Эстонский этнографический музей под открытым небом Рокка Аль Маре. Мы посещали нечто подобное в Козьмодемьянске, но здесь более обширная экспозиция и еще к этому нужно добавить огромный парк со старинными качелями и конечно же море. Здесь собраны дома и представлен быт эстонских крестьян прошлого века, интересно и познавательно.
Там провели полдня и пообедали. В таверне на территории кормят простой эстонской крестьянской едой, вкусно, незамысловато и питательно. Немного смущало отсутствие меню на русском или английском, но как оказалось впоследствии,официанты, несмотря на национальные костюмы и явно эстонскую наружность, прекрасно говорят на русском с небольшим акцентом.
2 мая Старший сын, несмотря на свою “совиную” натуру, встал до рассвета и сходил в старый город Таллина сфотографировать рассвет. Результаты потрясающие.
А мы с младшим после завтрака опять прогулялись по улочкам старого города, зашли в самую старинную аптеку, дабы увидеть старинные снадобья и прикупили немного сувениров. Как обычно, прогулка завершилась посещением детской площадки.
Освободив номер и перегрузив все вещи в машину, мы направились в Летную гавань. Это место стоит отметь особо, мы там провели почти полдня, замечательно отобедали и прекрасно провели время. Это бывший ангар для гидросамолетов, построенный в начале 20-го века по указу царя. Сейчас это большой выставочный комплекс посвященный морской тематике. Внутри лодки, гидросамолет и множество других экспонатов. Центр экспозиции - подводная лодка, в которой можно осмотреть все отсеки. Также там было несколько занимательных аттракционов - подвижный авиасимулятор, бассейн с радиоуправляемыми корабликами, тир с пулеметом и т.д
Снаружи пришвартован ледокол, также построенный в царские времена, и несколько патрульных катеров. И опять же большая детская площадка.
На этом наша программа в Таллине была закончена. Мы поставили машину на стоянку у нашего отеля(совершенно бесплатно, как и было обговорено заранее) и пешком направились в порт для посадки на корабль. Впереди нас ждал первый морской круиз.
В порту мы обменяли электронные билеты на посадочные талоны и направились на корабль. Стоит заметить, что при обмене выяснилась неприятная деталь работы системы бронирования Tallink- экскурсия по Стокгольму бронировалась на всех, но так как для детей до 6 лет она бесплатна, в электроном билете было указано только 2-е взрослых и подросток. Соответственно нам выдали только три ваучера и сообщили, что свободных мест в автобусе на ребенка нет. Попытки прояснить ситуацию ни к чему не привели, я был отправлен писать письмо на feedback. К счастью, в Стокгольме все благополучно разрешилось, и мы ездили на экскурсию все вместе, но неприятный осадок остался.
Но лучше все по порядку. Мы зашли на борт парома Victoria 1,поднялись на лифте на 8-ую палубу и расположились в каюте в районе кормы. Каюта примерно соответствовала нашим ожиданиям, внутри что-то типа дивана и три откидных полки-кровати (как в поезде), небольшой сан-узел с душем, телевизор(который мы ни разу не включали) и небольшой столик.
В каюте не было фена, но его можно было взять на стойке информации, оставив в залог 10 евро. После размещения мы отправились обследовать корабль, на нашей палубе были только каюты, а вот на 7 и 6 палубах было несколько ресторанов, магазины duty-free, стойка информации, большой двухэтажный развлекательный зал в корме и конечно же большая детская комната. Именно там определенная часть нашего экипажа и провела значительную часть времени. Сразу после отплытия большая часть пассажиров рванула в duty-free закупаться выпивкой, стоит сказать, что там были действительно достаточно низкие цены и большой ассортимент. Бар и развлекательный центр мы посетили ненадолго вечером, вроде там было достаточно весело и неплохая программа. Расположение каюты в итоге оказалось не самым удачным, во время сна чувствовалась вибрация корпуса из-за работы двигателей, а также было слышно музыку из развлекательного зала, тем не менее все нормально выспались.
Утром 3 мая был обильный и разнообразный шведский завтрак с прекрасными видами окрестных островов на подходе к Стокгольму.
В Стокгольм прибыли в 10 с небольшим, а уже в 10-45 нас ждал большой автобус с русскоговорящим гидом.
Нас провезли по основным достопримечательности Стокгольма, было несколько остановок и в конце часовая пешеходная экскурсия по центру, рядом с королевским дворцом.
Закончилась экскурсия посещением музея, но так как младший член нашего экипажа к тому времени достаточно утомился,я был вынужден с ним отвлекаться от основной группы и даже не запомнил название этого музея, запомнилось только чучело коня. Закончив с обязательной программой, мы решили сходить в парк с цветущей сакурой и посетить музей корабля Ваза.
Еще когда ехали на автобусе, экскурсовод сообщила, что нам крупно повезло и мы попали в самый разгар цветения сакуры, когда мы проезжали на автобусе эту площадь. Это конечно не Япония, но тем не менее, мы решили обязательно посетить этот сквер.
Далее мы пешком направились к музею Ваза, несмотря на прямую видимость, дорога оказалась достаточно длинной. Младший утомился и захотел есть, и они с мамой отправились в близлежащее кафе, а я со старшим непосредственно в музей.
Музей достаточно интересный, есть бесплатные экскурсии на разных языках(по расписанию). К сожалению, на экскурсию на русском мы не успевали, послушали на английском. С целью сохранения корабля на него не пускают, поддерживается специальное освещение и кондиционирование. Прям там же работают реставраторы за ограждением и внутри корабля.
По ходу осмотра много информационных стендов на разных языках, кое-где и на русском.
Во время осмотра мне пришлось выйти наружу(билет действителен на весь день), так как оказалось, что наличные евро в Стокгольме в кафе не берут, и соответственно мне пришлось идти и оплачивать обед младшего с супругой своей картой. Там же в кафе были куплены билеты на автобус до паромного терминала.
На этом наше посещение Стокгольма закончилось.
Для себя мы сделали вывод, что стандартное экскурсионное обслуживание в стиле “галопом по европам” нам не подходит, мы привыкли к неспешным прогулкам по новым городам с перерывами на кофе с вкусняшками и детские площадки. Сам Стокгольм город очень красивый, но из-за достаточно скомканного графика хорошего впечатления о нем не сложилось. К тому же еще и оказалось, что он очень дорогой, с точки зрения туриста. Видимо есть смысл вернуться и осмотреть все еще раз неспешно за несколько дней.
Обратная дорога до Таллина ничем особо не выделялась. Единственно на что я обратил внимание - машины, съезжающие с парома в Таллине, подверглись почти тотальному досмотру полиции на алкоголь(дышали в трубочку), видимо полиция тоже в курсе про дешевый duty-free на пароме. 4 мая,по прибытии мы забрали авто с парковки у отеля, затарились продуктами в дорогу в ближайшем супермаркете и направились в следующую точку нашего путешествия - Сигулду.
Примерно на полдороге, сразу после вьезда в Латвию мы остановились пообедать в ресторане Plavas. Несмотря на то, что он находиться на дороге, кухня оказалась очень приличная, да и сам ресторан оформлен очень стильно. Дети же с удовольствием покормили кроликов и погуляли на красивых зеленых лужайках.
Вечером мы прибыли на место - рекреационный центр Bruvery. По сути это загородная турбаза. У нас был забронирован летний домик с удобствами и кухней. На момент приезда мы были первыми и единственными постояльцами, зимой они не работают. Расположен он в лесу, в паре километров от Кримулды, Сигулда же находится напротив, на другом берегу долины реки, прямой автодороги нет, надо объезжать примерно 12 км.
Домики без излишеств, но комфортные. Хотя явно не хватает пары шкафчиков для одежды и на кухню просится микроволновка. Очень гостеприимный хозяин этой турбазы Валдис с удовольствием общается на русском, помогает и рассказывает об окрестностях. У него же можно взять в прокат велосипеды и проехать по округе.
Рядом с домиками есть мангал, чем мы и воспользовались в один из вечеров.
Еще на территории есть пруд, в котором разводят карасиков, их можно половить на удочку, а можно просто покормить прямо с руки.
Национальный парк Гауя, где и расположена Сигулда, очень хорошо обустроен для пеших и велосипедных прогулок. Тропинки посыпаны опилками, во многих местах деревянные настилы и лестницы.
Нам очень повезло с погодой, все дни светило солнце, кругом была зеленая трава и деревья, приятный аромат весны и пение птиц в лесной тишине. В следующие дни мы много гуляли и неспешно осмотрели окрестности и большинство местных достопримечательностей - серпантинную дорогу, пещеру Гутманис,
дьявольскую пещеру,
развалины Кримулдского замка
и долину реки Гауи.
Отдельно мы посвятили полдня осмотру самой Сигулды и её старого замка.
Из замка Сигуды открывается замечательный вид на Турайдский замок.
Особо стоит отметить огромную и благоустроенную детскую площадку в центре Сигулды, в дополнение там еще и большой скейтпарк с трамплинами.
И это для городка с 15-ю тысячами населения, пусть даже и курортного!
6 мая мы предприняли вылазку в Ригу. По дороге заехали на Рижское взморье и помочили ноги, вода холоднющая...
Благодаря подсказкам Валдиса, мы очень дешево запарковали авто рядом с рынком и отправились осматривать Старую Ригу. Осмотр начали с подъема старшего сына на смотровую площадку собора святого Петра.
Пока мы ждали старшего внизу у собора, нас “атаковали” экскурсоводы на предмет индивидуальной экскурсии, предложения варьировались от 50 евро и ниже.
Помня опыт Стокгольма, мы изначально отказывались, но в итоге все же согласились присоединиться к другой семье за 10 евро. Экскурсия была познавательной, но мы с младшим периодически от неё отставали. Тем не менее основные достопримечательности осмотрели.
Дом Черноголовых.
Бейкер-стрит.
Окно профессора Плейшнера.
Дом с кошками.
Если сравнивать Ригу и Таллин, то второй лично мне понравился больше. Старый город Таллина показался как-то поопрятнее, компактнее и спокойнее.
На этом познавательная часть нашего путешествия фактически закончилась, программа минимум путешествия была выполнена в полном обьеме.
Домой мы стартовали 7 мая после обеда. При этом хорошо зарекомендовавший себя по Европе навигатор Sigyc, неожиданно провел меня по Латвии по гравийной дороге километров тридцать. На границу мы подъехали к 7 вечера и тут нас ждал сюрприз из очереди и ожидания в течении 2,5 часов(якобы из-за зависших латвийских компьютеров). Далее ночевка в “Подворье” и почти 900 км дороги до дома через Москву.
В целом путешествие очень понравилось, понравились прибалтийские республики. С учетом даже нынешнего курса евро, отдых получается достаточно приемлемым по цене. Цены на продукты примерно схожи, что-то немного дешевле, а что-то намного дороже. С негативным отношением к русским за все путешествие я не встретился ни разу. Местные(кто старше 20 лет, молодежь уже конечно предпочитает английский) охотно отвечают на русском, некоторые даже наоборот стремятся пообщаться, вспомнить язык. Из туристических минусов отмечу,что часто встречаются информационные таблички, указатели только на местном языке, нет дублирования на английском(не говоря уже про русский).