20 деньВыехали с большим запасом времени, но намертво встали в пробке. Каким-то немыслимым способом смогли проехать по горным тропам и успели в последнюю минуту к началу экскурсии.
Cap-Martin Roquebrune: 4 участка в одном: La Villa E-1027 d'Eileen Gray, дачка Cabanon de Le Corbusier, кемпинг и ресторанчик L'Etoile de Mer (Морская звезда).
Фото с моря из интернета:
https://capmoderne.com/en/lieu/la-villa-e-1027/После посещения виллы Савой под Парижем даже мой муж проникся идеями Ле Корбюзье о необходимости минимализма и удобства в архитектуре. Поэтому, конечно, была запланирована эта экскурсия. Билеты покупала заранее с экскурсией на английском языке вот здесь
https://tickets.monuments-nationaux.fr/ ... n-products.
Экскурсия начинается от здания железнодорожного вокзала. Здесь же надо зарегистрироваться и можно посмотреть небольшую экспозицию с материалами по восстановлению виллы. Есть сувенирный магазинчик с "ломовыми" ценами и туалет. Писали, что мало мест на парковке, но мы припарковались совершенно спокойно.
Вилла E-1027 - это термин, обозначающий приморский дом, доступный только по прибрежной тропе, известной как таможенная, в Рокбрюн-Кап-Мартен. После смерти Ле Корбюзье эту дорожку чаще стали называть «тропой Ле Корбюзье».
«Название виллы E-1027, которую Элин Грей проектировала как загородный дом для себя и архитектора-искусствоведа Жана Бадовича, расшифровывается так: Е — Эйлин (Eileen), 10 — номер буквы J (Jean) в алфавите, 2 — буква B (Badovici), 7 — буква G (Gray). Вилла построена с 1926 по 1929 годы и является примером Модернистской архитектуры 1930-х годов. Вилла с фресками, садом и участком была отнесена к историческим памятникам указом от 27 марта 2001 года и получила ярлык «Наследие XX века.»
После покупки участка на Рокбрюн (на имя Жана Бадовича) Эйлин Грей изучает топографию, траекторию движения солнца и направление ветра. На юго-западе вилла становится гостиной на открытом воздухе с великолепным видом на море, защищенной от ветра соснами, с мощеными дорожками, площадкой для принятия солнечных ванн и столиком для напитков.
К северу Эйлин восстановила цитрусовые террасы и использовала тень для установки летней кухни.
Эйлин провела три года за чертежами и дизайном мебели. Площадь 120 м² имеет форму буквы L на двух уровнях. На верхнем первом этаже (90 м²) она разместила прихожую, многофункциональную и трансформируемую гостиную открытой планировки, спальню-студию, ванную комнату, душевую, туалет и кухню с раздвижными перегородками. Винтовая лестница ведет на цокольный этаж к гостевой комнате и помещениям для прислуги. Крытая площадь (55 м²) остается без наружной стены и предлагает гостям отдохнуть с напитками на свежем воздухе.
В центре гостиной есть большой диван, камин, шкафы и душевая, скрытая за перегородкой. В примыкающей, не отгороженной зоне находится альков с небольшим диваном и, напротив, бар/обеденная зона. При реставрации виллы (2007) на северной стене гостиной была обнаружена полихромная композиция. Прежде чем опубликовать свою статью о вилле в «Architecture Vivante» в 1929 году, Эйлин Грей уже отказалась от этой первоначальной идеи украшения в пользу простого белого цвета.
Кресло Bibendum Грей использовала в интерьере виллы Е-1027 и еще в нескольких. Она вдохновилась символом шинной компании «Мишлен» — Бибендумом, человеком из надутых колец-шин. Также Bibendum считают женским «ответом» на кресло Корбюзье Grand Confort: более плавные очертания кресла Грей, похожие на формы рубенсовских женщин, противостоят прямоугольным подушкам и каркасу кресла Корбюзье.».
Просто фантастический вид на море и Монако.
Вилла небольшая, но Эйлин считала, что каждый должен иметь возможность оставаться «свободным и независимым» и хранить все в минимальном пространстве. Эта забота о порядке и хранении проявляется в крошечных этикетках, используемых для обозначения места, отведенного для каждого предмета.
Многие предметы мебели встроены, например, изголовье маленького дивана в главной комнате с его шкафом для подушек, синей прикроватной лампой и электрическими розетками. Рядом с ним на складном металлическом кронштейне стоит передвижной стол для чтения.
В гостевой спальне аналогичное устройство несет поднос, вставленный в письменный стол, и полки, встроенные в стену. В спальне Эйлин высокий узкий зеркальный шкаф служит ширмой между умывальником и мастерской. В углу поворотные ящики накладываются друг на друга. В гостевой комнате знаменитое круглое настенное зеркало («Спутник») с шарнирным рычагом было запатентовано Жаном Бадовичем.
В 1932 году после расставания с Бадовичем Эйлин Грей покинула виллу E-1027, решив построить собственный дом. Ле Корбюзье провел по приглашению Бадовича на вилле несколько недель в 1937, 1938 и 1939 годах. В апреле 1938 года он написал две фрески на вилле и вернулся в следующем году, чтобы написать еще пять. Грей пришла в ужас, когда увидела их, и требовала убрать, а Корбюзье написал статью, в которой заявил, что украсил ее скучный дом. Несколько картин, поврежденных во время войны, были восстановлены самим Ле Корбюзье в 1949 и 1963 годах. Однако три из них исчезли. Те, что остались, были восстановлены, хотя картина в гостиной была спрятана, чтобы сохранить целостность видения Эйлин Грей.»
Я не очень хорошо поняла отношения между Эйлин Грей и Ле Корбюзье. То, что он там жил какое-то время, еще куда ни шло, но какого лешего он расписывал стены виллы вопреки концепции виллы? Я признаю, что Ле Корбюзье великий архитектор, но художник - фу-фу...
Есть мнение, что Ле Корбюзье завидовал тому, что человек без специального архитектурного образования, еще и женщина, легко превосходит его в создании современной архитектуры. Может, это его попытка замазать интерьеры Эйлин…
После смерти Бадовича в 1960 году вилла E-1027 была продана госпоже Шелберт, родственнице Ле Корбюзье, которую он привез из Швейцарии.
В 1974 году, когда Грей еще была жива, виллу купил врач Питер Кеги, которого в 1996-м убили в ней же. После этого здесь жили бездомные.
Понятно, что вели они себя, как вандалы. Убранство было разграблено, и даже само здание находилось в очень печальном состоянии.
Реставрация виллы E-1027 обошлась в 5,5 миллиона евро. Самой важной задачей было остановить эрозию бетона, который легко разрушается в средиземноморском климате. Предварительные реставрационные работы проводились с 2004 по 2012 год и делали акцент на сохранении, оставляя следы истории. В 2014 году ассоциации Cap Moderne было поручено восстановить здание до состояния 1929 года. Эти работы включали восстановление не только конструкции и фасадов здания, но и всей внутренней мебели и оборудования с использованием оригинальных материалов и методов Грей, а также сада. Тем не менее, здание по-прежнему подвержено неблагоприятной окружающей атмосфере, и сохранение как можно большей части оригинала означает, что здание и его содержимое хрупкие. Эта хрупкость, которую взяли на вооружение архитекторы, ответственные за реставрацию, предполагает необходимость очень строгих защитных мер, таких как ограничение количества посетителей и строгие правила посещения – предварительное бронирование, небольшие группы, только экскурсии.
Le Cabanon. Здесь Ле Корбюзье проводит каждое лето с момента постройки в 1952 году и до конца своих дней, называя свой скромный домик "замком" (при этом уточняя его размеры).
По словам Ле Корбюзье, он придумал "замок" в 1951 году в качестве подарка жене Ивонне на день рождения. На создание проекта ушло 45 минут - в это время архитектор находился в маленьком ресторанчике "Морская звезда", с владельцем которого, Тома Ребютато, был знаком. Именно Ребютато выделил необходимые 15 "квадратов" для постройки - как раз около данного кафе. Ресторанчик украшен картиной Ле Карбюзье с отпечатками рук и ног автора и владельца. "Хижина дяди Корбю" как раз примыкает одной стеной к кафе, куда Ле Корбюзье мог попасть напрямую через узкую дверь.
На площади 15 м² в этом домике Ле Корбюзье есть зона отдыха, рабочая зона, туалет и раковина. Все деревянные панели и мебель были изготовлены на Корсике, а затем собраны на месте. Здание построено из бруса и обшито вагонкой, интерьер - практически весь из фанеры, а рабочий стол - из квадратных брусков орехового дерева. Ле Корбюзье покрасил пол в желтый цвет, а часть потолка - в зеленый.
Все умещается в квадратной комнатке размером 3,66 x 3,66 метра и высотой 2,26 метра, размеры позаимствованы у Modulor
https://ru.wikipedia.org/wiki/Модулор. За кроватью спрятан унитаз, прикрытый шторкой. Раковина (умывальник) выполнена из нержавейки. Платяной шкаф украшают разноцветные крючки-вешалки, похожие на грибочки. Единственное, чего не хватает, так это душа, но его компенсирует теплое море за окном. Правда, Ле Корбюзье все же разместил ванну, но только на улице под тенью рожкового дерева. Солнца в хижине достаточно: система прозрачных стекол и расписных ставней обеспечивает комнату естественным светом. И в любом положении благодаря системе зеркал на окнах можно видеть море.
"Архитектура создается мозгом, но делается рукой", - гласит надпись на стене у входа, где красуется фирменная живопись Ле Корбюзье с эротическими и морскими мотивами. А в качестве подписи - отпечаток руки архитектора.
отдельно крохотная мастерская с видом на море
Именно здесь Ле Корбюзье провел последние дни перед смертью. Будучи вдовцом, он пренебрег советами врачей пощадить сердце, отправился купаться в море и утонул 27 августа 1965 года в возрасте 78 лет. Глядя на спуск к морю, остается только завидовать физической форме Ле Корбюзье. Похоронен на местном кладбище.
В 1956г. чтобы платить за землю, на которой он соорудил свою хижину, Ле Корбюзье также построил рядом пять крошечных летних гостевых домов под названием Unités de Camping. Душ и туалет находятся в отдельно стоящем небольшом здании.
"Если ты, возвращаясь из поездки, не планируешь следующую - ты заболела, наверное..."