Начать планировали с Санта-Марты, города на Карибском побережье Колумбии, затем двинуться чуть южнее (Баранкийя, Картахена), далее либо вглубь материка (посмотреть хоть одним глазом на столицу – Боготу), либо на тихоокеанское побережье (передать привет Владивостоку с другой стороны земли).
Итак, 4 утра, завтрак в такое время еще не лезет, да нам особо и не надо, лучше поторопиться. Так обстоят в Венесуэле дела, что регистрация на самолет заканчивается за два часа до отлета, а не начинается, как обычно в Европе. А самолет у нас в 8.30 (всё было рассчитано, даже с учетом медлительности венесуэльского народа)…, поэтому мы в 4.30 уже прощаемся с приютившим нас на время домом, кладем ключи на условленное с хозяйкой место, и закрываем последний раз за собой калитку нашего поселка. Всё, мы в пути!
Для начала неплохо было бы поймать такси. Это немного проблематично, учитывая пустующие дороги. В итоге только минут через 15 мы ловим ехавшее совершенно в другую сторону такси, водитель требует с нас 150 боливаров (на 50 больше, чем мы планировали), но тут уж не до торговли. Скоростное шоссе за 40 минут мчит нас до аэропорта. До вылета – 3 часа. Регистрацию еще не объявили, попросили подождать. Легко сказать – подождать, но стулья в аэропорту стоят только при кафешках и на втором этаже. Успели посидеть и там, и там. В кафешках достаточно либеральные цены, в отличие от московских кафе в аэропортах. Но вот и наша регистрация, заняло это не более 10 минут, а затем поднялись наверх. Где-то через час я начал бегать вниз, смотреть расписание. Учтите: даже если вы удачно зарегистрировались на рейс, то никто вам не гарантирует посадки в самолет. Во-первых, необходимо оплатить рейсовый сбор. В Каракасе этот сбор отменен, но в Порламаре действует и составляет 36 боливар с человека. Во-вторых, рейсы постоянно откладываются, переносится номер гейта, а если вы опаздываете, то объявлять по аэропорту ваши фамилии никто не будет: утопающие да сами пускай строят плот.
Наш рейс никто не переносил и номер гейта не менял (ну, да, опоздали с вылетом на час, но это время мы заложили в непредвиденные обстоятельства). Полет прошел нормально, и мы ровно по нашему расписанию успевали взять свои вещи и направиться на автобусный терминал «Де ориенте», откуда должны были стартовать до Санта-Марты. Но у местного населения другое время прибытия. Да, мы прибыли вовремя, а вот наш багаж пришлось ждать еще минут 30. При этом рядом стояли люди с нашего рейса и спокойно дожидались своих сумок – можно и дольше простоять…
Наконец, наш чемодан выехал с конвейера, попал к нам в руки, и мы быстрым шагом вышли на привокзальную площадь. Там нас ждали таксисты. Один из них предложил ехать до нашего пункта назначения за 200 боливар. Учитывая расстояние, по московским меркам, это небольшие деньги (600 рублей за 40 минут езды). Но тут бензин стоит копейки, а значит и такси должно быть дешевле. Так мы решили и всем настойчиво отказывали довезти нас и за 200, и за 250, и за 300 боливар. В итоге нас догнал какой-то таксист, шепотом предложил нам назвать свою цену. Я ему говорю «150 боливар». Он мне в ответ «200». Я смеюсь «за 200 нас и те готовы довезти». Сторговались за 180, и старенький американский линкольн покатил нас по улицам Каракаса. Жуткий трафик, полная антисанитария, дома, стоящие один над другим на горах – всё, что показывают в фильмах на этот раз оказалось правдой. Но сами люди при этом чувствуют себя отлично! Они веселые, постоянно шутят, танцуют, поют, как будто сами надсмехаются над своим стилем жизни. Хотя, как говаривал Леонов «Это ж в Турции, там тепло». Да, если круглый год температура +30 и выше, если дождь идет один раз в месяц, да и тот очень быстро проходит, то и крыша над головой может быть из любого материала, а стены сами достроятся на пару с соседями.
Такси свернуло на пригородную дорогу и через 10 минут уже высаживало нас возле автобусного терминала «Де ориенте». Тут нас ждал неприятный сюрприз. Предыстория нашего выбора способа передвижения была крайне проста – чем дешевле, тем лучше. Автобус, по отзывам туристов, стоил копейки – что-то около 100 боливаров. На деле оказалось, что эта сумма сильно занижена, раз этак в 7. Рейс до Санта-Марты стоил 690 боливар, но его мы уже пропустили.
Последний рейс на сегодня был до Катахены и стоил 760 боливар, что, учитывая курс обмена на вокзале 7.6 боливар за доллар, превращалось в 100 долларов на человека. Наших денег хватало только на одного. Пришлось искать обмен валюты. Я обратился к громче всех кричавшему мужчине, он мне сказал, что готов поменять 7 боливар за 1 доллар. Нас это крайне не устраивало. Мужчина был весь в желании помочь, и в итоге он сам оббегал все конторы, которые только знал, нашел мне курс по 7.4 боливара, сам меня подвел, сам обо всем договорился с тем, кто собирался менять деньги.
Я, правда, это время даром тоже не потерял.
Так как я знаю, что реальный курс обмена денег 8 боливар за доллар, то предложил мужчине, продававшему билеты, наши последние 800 боливар и 100 долларов, в надежде, что мои слова о том, что эти деньги последние, которые у нас есть, помогут мне найти в нем понимание. Я его нашел. Он мне тут же начал объяснять про «Impuesto», даже два раза написал это слово на листочке…, но я не в курсе, что это за слово, его не понимаю. Тогда он отвел меня к столу информации. Пытался выяснить, знает ли кто английский, чтобы мне объяснить. Никто его там не знал. Но в итоге он сам нашел единственного человека, который знал язык во всем автобусном терминале. И так сложились карты, что это был тот самый мужчина, который должен был мне поменять деньги. От него я выяснил, что билет нам готовы за эти деньги продать, но при выезде из страны необходимо заплатить налог (тот самый «Impuesto»), и нам нужны еще боливары. Мы смирились со своей судьбой, поменяли 200 долларов (парень дал нам курс 7.5), и стали ждать 5 часов вечера – времени начала посадки на автобус. Пока ждали, отведали местной кухни – курятина с картошкой, рисом и салатом, стоило примерно 150 рублей вместе с бутылкой кока-колы. Неплохо приготовлено, даже достаточно вкусно
Я побродил по залу в поисках интересных сюжетов для фотографий.
Время шло медленно, поэтому даже пришлось обойти весь терминал по периметру.
Странное наблюдение – ни в самом терминале, ни вокруг него, нигде не продавался алкоголь. Я так и не смог выяснить у местных, то ли это закон, то ли собственная их инициатива.
Автобус, думаю не стоит объяснять, опоздал… Посадку объявили только в 6 часов вечера. Натусик решила спросить, куда конкретно нам садиться, и нашла сразу отклик в душе одной венесуэлки с сыном, которая по итогу сидела рядом с нами в автобусе и всю дорогу помогала чем могла. Правда, нам помогал практически весь автобус.
Мы заняли очередь на то, чтобы уложить чемодан в багажное отделение, усердно пытались ее отстоять.
Но то справа, то слева нас опережали другие пассажиры. Вскоре нам это надоело, и мы просто сунули свои вещи сами в багажный отсек, нам тут же подали квитанции, что они приняты. Теперь ждать очереди для посадки в автобус.
Здесь безо всяких проблем, у каждого на билете указано место его посадки, и наше оказалось рядом с туалетом.
Хорошо – ходить недалеко! Чтобы пройти в автобус, надо было показать весь скраб из сумки и портфеля. И если сумку осмотрели тщательно, то недельный запах рыбы из портфеля отбил у охранников всякое желание его проверять.
Практически ровно в 7 часов мы выехали из терминала. Тут же водитель прошел по всем пассажирам и с каждого взял деньги – по 50 боливар с человека. Я безуспешно пытался выяснить у соседки, за что с нас берут еще, ведь мы уже оплатили билет. Из ее объяснений понял лишь два слова «болсас» и «гвардия». То есть получается, что мы платили за то, чтобы наш багаж провезли через границу. Сил спорить не было, я спокойно отдал 100 боливар, за что тут же получил нагоняй от Натусика. «Не стоит отдавать деньги просто так».
Автобус шел плавно, нам включили кино, погасили свет и еще раз провезли по Каракасу. Слева трущобы, справа более или менее нормальные районы. Мне не спалось, а вот Натусик быстро уснула. Я достал припасенный для поездки ром, сделал небольшой глоток, посмотрел кино на испанском, успел подумать, во сколько же мы завтра приедем. Постепенно сон завладел и мной. Автобусы, между прочим, весьма комфортные: сидения регулировались практически до лежачего состояния, и это заметно облегчило нам дорогу.
Утром была остановка на автозаправке, все выходили попить кофе, размять ноги, но мы спали, ведь по нашим сведениям, скоро должны прибыть в Маракайбо, где будет уже полноценная остановка. Где-то через час проезжаем город. По некоторым вывескам понимаем, что это и есть Маракайбо, но где же автовокзал? Проходит час, другой, мы не останавливаемся. Нам сообщают, что приближаемся к пограничной зоне, чтобы готовились к проверкам… ясно – Маракайбо уже проехали.
И тут началось. Первый патруль, который нас остановил, решил проверить еще и наш багаж (кроме паспортов). Это заняло минут десять.
Второй патруль ограничился просто проверкой документов, но специально для нас связались с главным, узнать, можно ли пустить этих русских дальше? Виза не просрочена? Нет. Тогда пускай едут. Таких патрулей за весь день было 12 штук! Каждый нас останавливал, проверял документы и отпускал ехать дальше. Кто-то даже документы не проверял, кто-то по гербу на первой странице паспорта понял, откуда мы (образованный, ему даже автомат дали, в то время как у других максимум пистолеты были). Суммарно такие остановки отняли у нас час времени, а то и больше, вот такая формальность.
Всё это время за окном автобуса мелькали картины разлившейся поймы. Вся округа была в воде, на маленьких участках суши паслись коровы, а дома стояли чуть ли прямо не на воде. Вид, конечно, немного ужасал, ведь люди имели совсем узкие полоски для ходьбы, а в некоторых случаях до ближайшего магазина добирались прямо по колено в воде. Какой смысл селиться тут? Думалось, что это отличное место для выращивания каких-либо растений, но в округе ничего, что можно было бы принять за садоводческие культуры мы не заметили.
Конечно, для стороннего наблюдателя местность представляла интересное представление: тут было огромное количество разнообразных птиц в сочетании с диким животным миром…, но как тут жить? Вопрос открыт.
Примерно к 12 часам дня дорога совсем испортилась. Автобус ехал, не превышая 5 км/час. Асфальт закончился, мы тряслись как сельди в бочке. Зная уже немного местные привычки, стало понятно, что граница уже скоро! Приближаясь к границе, мы немного нервничали, как всё пройдет. В итоге Венесуэла потребовала с нас за выезд из страны 76 боливаров с человека (а въезд был бесплатным), перепутала моё имя (я стал Эстанцио Погодин), спокойно поставила нам штамп об отъезде и отпустила по добру, по здорову. Между прочим, поменяли тут и все наши оставшиеся боливары на местную валюту – песо. Курс примерно такой: 2000 песо равны 1 доллару, или 30 нашим рублям. Когда в Колумбии поменяли 500 долларов в банке, то стали местными миллионерами. Ненадолго. Буквально на полдня.
По возвращении в автобус нас ждал неприятный сюрприз. Еще в начале пути мы поняли, что туалетом пользоваться можно исключительно по малой нужде, потому что не было воды и слив не работал. Но кого-то это мало беспокоило, и лучшего места для своих рвотных позывов он не нашел. Точнее, она. В итоге рядом с туалетом сидеть было невозможно, а уж ходить в него и подавно. Хорошо хоть, что с женщиной ехал мужчина, он и убрал за ней всю ту грязь, что она оставила. Также с нас снова потребовали денег. Объясняли тем, что наш автобус превышает допустимую норму груза на сколько-то там процентов. Половина автобуса взбунтовалась, начала требовать, чтобы с нее это не брали. Мы были именно в этой половине. Натусик громче всех кричала, что платить она ни за что не будет, и что это произвол чистой воды! Водитель внял ее словам и с нас больше денег не требовал.
На Колумбийской границе нас ждал реальный ад.
В контору пускали строго определенное количество народу, и мы в первую партию не попали. Пока стояли, поняли, как двигается очередь внутри – люди пересаживались со стула на соседний стул, и так получалась очередь. Когда стали запускать вторую партию, на меня сзади навалилась женщина и всем своим телом толкала меня внутрь. Охранник был в растерянности: на него хлынули три потока людей с разных сторон, две женщины перед нами из нашего автобуса стали кричать, что эти двое с нами и что мы стояли сразу за ними.
Вся круговерть завершилась тем, что нам отказались еще и визу на 3 месяца ставить. То ли пограничники не в курсе, что виза для русских – на три месяца, то ли они вообще не в курсе, где такое чудо природы – Россия. Ничего, 60 дней, так 60! Успеем всё!
А автобус уже начал набираться ход. Пассажиры заметно оживились, стали весело разговаривать. На колумбийской стороне нас несколько раз остановили, но проверяли только багаж, и то поверхностно. Включили снова кино, многие устроились поудобнее, чтобы посмотреть дневной сон, а я взял в руки книжку по Колумбии и начал подробно изучать, что написано. Авторы предупреждали, что везде и всюду надо торговаться, даже в тех местах, где вроде бы это невозможно. Отели стоят от 15 000 (7.5 долларов) за ночь до той цены, которую может позволить ваш кошелек. Мы уже выбрали себе место для ночлега. Это отель «Норт Стар Хостел», находится в новой части города, вдалеке от основных дешевых отелей. Плюс подбирали несколько вариантов на случай отсутствия мест в выбранном.
А за окном начал меняться пейзаж. Если в приграничной территории всё очень сильно напоминало Венесуэлу, то буквально через час езды стало понятно – это совершенно другая страна. Огромные поля, засаженные разными деревьями (мы сумели только понять бананы и кокосы, всё остальное нам было пока неизвестно), огромное количество рек, в которых резвятся ребятишки, дома, запрятанные подальше от дороги, возле которых трудились фермеры, вспахивая землю. Вдалеке появились горы, над которыми сгущались тучи. Мы двигались именно в их сторону. За окном стало темнеть. Последнее кино уже подошло к концу, мы устали жутко, очень хотелось есть, но водитель не останавливался ни на секунду. Мы очень сильно опаздывали. Наконец-то подъехали к Санта-Марте. И каково же было наше удивление, когда там стали выходить люди. То есть фактически на этом же самом автобусе можно было доехать дешевле и до Санта-Марты. Еще один факт для запоминания. На остановке к нам подсел какой-то мужчина. Мы особого внимания не обратили, ведь до этого к нам в автобус уже заходили торговцы, предлагали свой товар и уходили. Но этот персонаж всех развеселил. Для начала он очень долго что-то рассказывал, народ вокруг смеялся, а он продолжал, повышая голос, снова шутить. Затем достал конфеты у себя из сумки и, подходя к каждому, стал их раздавать. При этом буквально ко всем находил свой подход, что-то рассказывал, показывал. Когда очередь дошла до нас, он и по-английски поболтал с нами. Рассказал, что Колумбия очень дружелюбная страна, что рад нас приветствовать и поинтересовался, как мы себя чувствуем. Я ответил, что всё о.к., только очень сильно устали. Он понял и больше к нам не приставал. А продавал в итоге он щетки. Пол-автобуса их в итоге купили… продавать тоже надо уметь.
От Санта-Марты ехать оказалось еще 4 часа и это при том, что суммарное время нашей поездки уже перевалило за сутки. Ну, что ж…, зато конец уже близок. Остается уповать на то, что нас пустят в отель, что мы сможем до него добраться, что никто нам не обворует по дороге. Все эти опасения витали у нас над головами, но думать о них хотелось лишь по приезду на место, а пока – отвлечься ото всех мыслей. Натусик поспать, а я почитать, как раз самое время для Габриэля Гарсии Маркеса, ведб он из здешних мест родом!
Приезд на автовокзал, кроме облегчения, ничем особенным не запомнился. Чемоданы я, уже привычный к бою, сам вытянул из багажного отсека, а путь к стоянке такси мы нашли при помощи всех выходивших в город людей. Кстати, вокзал В Катахене – весьма приличное заведение, оборудованное и стульями и киосками с едой и питьем, так что если вдруг придется там ночевать, то это не будет большим испытанием. Но нам хотелось хотя бы помыться… Вышли на стоянку такси, встали, осмотрелись и к нам сразу же обратилась девушка по-английски: «Откуда вы?». «Из России». «Давайте вместе ловить такси, на троих получится дешевле». «Согласен, давайте». Девушка оказалась из Германии, уже 3 недели в Колумбии, приехала к друзьям, а здесь проездом, посмотреть достопримечательности. С такси договорились за 20 000 песо (10 долларов), что оно нас довезет до Гетсемани (район с самыми дешевыми хостелами в Картахене). При этом девушка очень сильно переживала, что дорого и что лучше уехать на метробусе. Ага, в 12 часов ночи! В итоге поездка оказалась долгой – минут 30, может, чуть меньше. А на улице «кайе де медиа луне» мы сразу же нашли несколько хостелов. В первом цена оказалась чуть дороже, чем у нас было намечено, поэтому нашу новую знакомую мы оставили тут, а сами перешли улицу, зашли в хостел «Холидэй» (о нем я читал, что место именно для тех, кто не гонится за комфортом и кому важна лишь невысокая цена), и там спокойно договорились на 7.5 долларов за ночь на человека. Что ж…, может, чуть дороже, чем мы хотели, но искать дешевле завтра, а сегодня помыться, разложиться, посидеть в Интернете (бесплатном) и спать, ведь завтра наш первый день в Картахене!